На чем были выбиты найденные археологами законы шумерского царя хаммурапи ответ
На чём были выбиты найденные археологами законы шумерского царя Хаммурапи?
Свод законов, который был создан приблизительно в 1750 году до нашей эры был выбит посредством клинописи на черной диоритовой стеле. Эти законы были найдены в ходе экспедиции Жака де Моргана в 1901- 1902 году.
Законы царя Хаммурапи были выбиты на стелле из чёрного диорита, которую нашли в начале ХХ века в Сузах (территория Ирана). Часть законов была продублирована на глиняных табличках из знаменитой библиотеки Ашшурбанипала.
В тексте, по современным данным, 281 статьи, часть из них восстановлена по глиняным табличкам, так как текст стелы Хаммурапи изрядно пострадал.
Стела Хаммурапи (Лувр)
Учёные указали о том, с какой целью Хаммурапи составил свои законы. Об этом сказано во введении к ним.
ИЗ ВВЕДЕНИЯ К ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ
Я, Хаммурапи, царь, поставленный богами, потомок Сумула-Эля, сильный наследник Синмубаллита, вечный царственый отпрыск, солнце Вавилона, приведший к послушанию четыре стороны света.
Чтобы сильному не притесьнять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям.
Вопрос «На чём были выбиты найденные археологами законы шумерского царя Хаммурапи?» встретился в одной из версий игры «Кто хочет стать миллионером?» Даны были 4 варианта ответов: на столбе, на стене, на мостовой, на заборе.
Лично я никаких результатов не вижу, как курили на улице так и курят. Живу рядом с институтом и школой, ситуация та же самая, курят на лестнице, курят на площадке, в общем курят везде,про подъезд вообще молчу всё как и раньше. Для чего его издали, а главное для кого?! мне лично не понятно. Наверное очередное отмывание денег. А вот то что повысили цену на сигареты наверно это хорошо, может быть побольше людей задумаются о вреде курения, и перестанут курить.
Перекрывают доступ в страну праворульных японок, на ДВ. На западе перекрывают доступ другим б/у автомобилям, под лозунгом поддержки отечественного атопроизводителя.
В частности, Налоговым кодексом РФ освобождаются от уплаты налога члены семьи и близкие родственники (супруги, родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья, сёстры).
Законы Хаммурапи, или гравировка навеки
В центре Парижа находится знаменитый Лувр, самый посещаемый художественный музей мира. Тысячи людей со всей Земли съезжаются в столицу Франции, чтобы зайти в шикарное здание Лувра и изучить его богатые коллекции.
Лувр содержит огромное количество сокровищ и культурных ценностей со всего света, и сейчас мы поговорим об одном из самых древних и проверенных временем экспонатов. Речь пойдёт о своде законов вавилонского царя Хаммурапи.
Древний Вавилон, помимо первого общедоступного свода законов, подарил миру первую карту, парус, концепцию времени и ирригацию. Вавилонские инженеры придумали такие архитектурные решения, как купол, колонна и арка. Трудолюбивые мастера украсили Вавилон величественными и роскошно украшенными зданиями, прорыли множество каналов, орошающих поля, где выращивались различные сельскохозяйственные культуры. Вклад древних вавилонян в мировую науку и культуру действительно огромен, многими их идеями мы пользуемся до сих пор.
Хаммурапи был хитрым дипломатом, умелым полководцем и новатором в среде законодательства. Он подчинил себе соседние города, не раз усмирял непокорных. Разумеется, для управления большим количеством подданных он должен был придумывать подходящие законы. Таковые награвированы на стеле, хранящейся ныне в Лувре.
Свод законов представляет собой стелу из чёрного диорита, с барельефом в верхней части лицевой стороны и покрытой гравированным текстом на аккадском языке. В высоту стела достигает 2 м 25 см, а весит примерно 4 тонны. Книзу столб несколько расширяется. Барельеф изображает две человеческие фигуры: сидящего на троне вавилонского бога Шамаша и стоящего перед ним царя Хаммурапи. Царь, изображённый в почтительной позе для молитвы, приносит клятву верховному божеству соблюдать его заветы и посвятить законы пантеону небесных покровителей. Есть и такая трактовка скульптурной композиции: бог Шамаш вручает царю Хаммурапи законы, дабы тот распространил их среди подданных.
Аккадский текст законов является одним из самых известных образцов клинописи, то есть формы знаков, представляющих собой комбинации клинообразных линий. Такая письменность была характерна для народов Древней Месопотамии. Древнейшие образцы письменности — шумерские; соседние народы заимствовали у шумеров удачное изобретение и либо внедрили шумерскую письменность у себя, либо создали свои алфавиты, больше подходящие для использования. Собственно, аккадский или ассиро-вавилонский язык написания законов Хаммурапи — прямое следствие заимствования у соседей способа фиксации данных. В случае с диоритовой стелой из Лувра — способа зафиксировать законы, так, чтобы сведения сохранились надолго.
Трудно однозначно определить способ, которым древние вавилоняне награвировали текст законов на диорите. Возможно, они пользовались инструментами наподобие современных резцов-штихелей, или молотками в паре с подобием зубила. Для шлифовки мог применяться кварцевый песок. Так или иначе, текст получился чётким и хорошо различимым.
И ведь по сей день, по прошествии почти четырёх тысяч лет, законы царя Хаммурапи выставлены на всеобщее обозрение. Принято выделять 282 параграфа среди свода законов, ещё 35 статей не сохранились. Но по-видимому, их стёрли не годы или века, а сами же древние люди, которые могли счесть некоторые статьи закона ненужными, недоработанными или лишними. В конце концов, во все времена и эпохи законы трансформировались вместе с обществом. Видоизменялись или отменялись вовсе старые параграфы, вводились новые. Всё идёт, всё меняется — не меняется только человек. И по-прежнему нуждается в законах, регулирующих отношения во всех сферах людской жизнедеятельности. Вообще, для такого возрастного памятника вавилонского права, столь малое число утраченных статей — это очень хороший результат, в том числе и из-за хорошей гравировки, на долгие века высекшей в диорите повеления грозного, но мудрого царя Хаммурапи.
Собственно, этот царь не был первым, кто придумал зафиксировать принятые законы в письменной форме. Известны и более древние памятники законодательства — например, терракотовые конусы Уракагины, правителя шумерского города-государства Лагаша; или законы Ур-Намму, правителя Шумера и Аккада; или законы Липит-Иштара, правителя Исина; или законы города-государства Эшнунны, правда, под вопросом их автор-составитель — то ли царь Билалама, то ли царь Дадуша.
Идея Хаммурапи была в том, что он догадался выставить стелу с зафиксированными правовыми предписаниями на обозрение своим подданным, на площадь посреди столицы, дабы никто не мог сослаться на незнание закона. Да, в большинстве жители Вавилонского царства были неграмотными, но подразумевалось, что тот, кто не умеет читать, может обратиться за помощью к грамотному, чтобы таковой растолковал начертанное на стеле. Это была, конечно, формальность, но — утвердившая в дальнейшем всеобщее право на доступ к действующему законодательству.
Для своего времени, места и культурно-экономических особенностей законы царя Хаммурапи были большим прогрессом. Лишь разработанное намного позднее римское право стало эталоном законодательства. Да, именно на праве древних римлян базируется законодательство абсолютного большинства современных стран, в том числе и России. (В первую очередь это касается гражданско-правовых отношений.)
Для законов Хаммурапи характерен принцип талиона — проще говоря, «око за око, зуб за зуб». В стародавние времена равнозначное возмездие считалось нормальным и обыденным. А сейчас подобное будет выглядеть как минимум странно. Плюс упор идёт на казусы и прецеденты, уже имевшие место быть случаи. Отсюда постоянное «если. » в начале параграфов.
Для примера рассмотрим несколько.
Как видим, наказание полностью идентичное нанесённому вреду. Теперь рассмотрим, как могли регулироваться имущественные права.
Параграф 23: «Если грабителю удалось скрыться, а ограбленный, поклявшись перед богами, опишет похищенное имущество, то община должна возместить потерпевшему утраченное».
Здесь мы видим попытку со стороны царя защитить имущество подданных и внедрить коллективную ответственность, означающую также и взаимовыручку между общинниками.
Много внимания Хаммурапи уделял воинскому сословию и старался обеспечить армии как можно лучшие условия службы, но и подчёркивал, что служба — это почётная обязанность, и никто другой не должен ею заниматься.
Отсюда и такой параграф (26): «Если редум или баирум получил приказ идти в поход, но не пошёл и выставил вместо себя наёмника, то этого редума или баирума должно казнить. А наёмник получает право забрать дом и имущество казнённого».
К сожалению, в законах не поясняется, кто такие «редумы» или «баирумы». Возможно, это рода войск. В законах упоминаются и начальники, «декумы» и «лабуттумы», но тоже не даётся пояснений. Как вариант, могли иметься в виду десятники или сотники.
Пример — параграф 34: «Если декум или лабуттум отнял у редума или баирума имущество, обидел его, отдал в наём, оклеветал в суде или забрал подарок, данный царём редуму или баируму, то такого декума или лабуттума должно казнить».
Есть в законах и варианты регулирования договоров аренды, например, параграф 64: «Если человек даёт свой сад садовнику для возделывания, то садовник должен две трети урожая отдавать владельцу сада, а треть забирает себе».
Царь настаивал на том, чтобы при заключении договора присутствовали свидетели, а ещё лучше — государственные чиновники.
О том, например, говорит статья 95: «Если человек дал в долг хлеб или серебро под проценты без государственного контролёра, то теряет всё, что дал».
Для желающих ознакомиться с полным текстом законов Хаммурапи есть несколько вариантов перевода, и к ним доступ свободный. А кто посетит Лувр, пусть повнимательнее рассмотрит диоритовую стелу с царскими письменами, оценит мастерство, с которым вавилоняне изготовили памятник древнего законодательства.
Конечно, награвированные на стеле Хаммурапи законы выглядят архаичными, если применительно к нашему времени. Но придуманные вавилонским царём правила действовали. 12 веков! С незначительными изменениями. А уже потом появились более совершенные и целесообразные правовые системы.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Стела со сводом законов царя Хаммурапи
Экспедиции и находки
Реально существовавший и в то же время легендарный, царь Хаммурапи правил в XVIII веке до нашей эры. Он был самым знаменитым и прославленным царем Вавилонии, а точнее сказать, Древневавилонского царства, но наука долгое время не выделяла его из ряда других выдающихся лиц вавилоно-ассирийской истории.
Лишь для библиологов он представлял интерес, так как имя его считалось тождественным библейскому «Амрафелу». Следовательно, сам Хаммурапи был одним из четырех восточных царей, взявших при счастливом набеге на Палестину в плен Лота – племянника Авраама.
Исторических сведений о Хаммурапи долгое время было очень мало, о его личности и времени его царствования сообщали только гимны, примерно десять небольших надписей на вещественных памятниках и около 50 писем царя к его вассалу (или наместнику). Да и эти исторические свидетельства показывают нам царя уже возмужавшего, со вполне сложившимся характером. Как писал русский профессор И. М. Волков, это был правитель, который вполне усвоил политические задачи своего времени и решительно приступил к их осуществлению. Свергнув чужеземное иго и объединив разрозненные силы Вавилонии, он решился и на расширение территории своего царства за счет соседних государств. В результате военных походов Хаммурапи объединил в своих державных руках большую часть тогдашнего цивилизованного мира (распространил свое влияние почти на всю территорию Месопотамии и Элама, на Ассирию и даже Сирию). Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников, причем нередко чужими руками. В конце концов Хаммурапи расправился и со своим главным союзником – царем северного государства Мари. Кроме успешной внешней политики, Хаммурапи преуспел и на поприще внутреннего управления Вавилонией. Именно этой своей деятельностью он более всего и прославился.
Прославивший царя Хаммурапи свод законов был открыт французской научной экспедицией, которая в 1897 году начала раскопки в том месте, где некогда стояли Сузы – столица древнего Элама. Участники экспедиции, возглавляемой Ж. де Морганом, уже имели на своем счету целый ряд ценных находок, как вдруг в декабре 1901 года они наткнулись сначала на большой обломок из диорита, а через несколько дней откопали еще два обломка. Когда все три обломка приложили друг к другу, из них составилась стела высотой в 2,25 метра, а ширина ее равнялась от 1,65 метра вверху до 1,9 метра внизу.
Когда стелу привезли в Париж и выставили в Лувре, ее изучением занялся ученый-ассиролог Шейль. Для первого исследователя это было делом нелегким, Шейлю (а впоследствии и другим ученым) пришлось иметь дело с трудностями юридического и филологического характера, но результатом их исследований стали дешифровка, перевод и издание свода законов вавилонского царя.
На лицевой стороне стелы помещается художественно высеченное рельефное изображение бога Шамаша,[2] сидящего на высоком троне, и стоящего перед ним царя Хаммурапи. Сидящий на троне бог одет в обычную вавилонскую одежду, отделанную оборками, на его голове – высокая четырехъярусная корона. Величаво протянутой вперед правой рукой бог Шамаш передает вавилонскому царю свиток со сводом законов. Хаммурапи стоит перед богом в обычной молитвенной позе, на нем – подвязанная поясом длинная туника и шапка с ободком.
Следующая за барельефом часть стелы и вся ее обратная сторона покрыты тщательно вырезанным, убористым и изящным клинообразным текстом на вавилоно-семитическом языке. Текст состоит из ряда коротких колонок, идущих справа налево, причем клинообразные знаки читаются сверху вниз. Около 10 колонок надписи Хаммурапи посвятил перечислению своих титулов, прославлению покровительствовавших ему богов и прославлению своего величия, своей заботы о подданных, рассказу о распространении своего могущества.
«Я, Хаммурапи, – пастырь, избранный Энлилем, изливший богатство и изобилие, снабдивший всем Ниппур, связь небес и земли, славный покровитель Э-Кур, могучий царь, восстановивший Эриду, очистивший Э-Ансу, покоритель четырех стран Вселенной, возвеличивший имя Вавилона, возрадовавший сердце Мардука, своего владыки, все свои дни ходивший на поклонение в Э-Сагиль, царственный отпрыск… обогативший Ур, смиренный богомолец, снабжавший изобилием Кишширгал…
Мудрый царь, послушный слуга Шамаша, сильный, укрепивший основание Сиппара, одевший зеленью могилы Айи, возвеличивший Баббар подобно небесному жилищу, воитель, помиловавший Ларсу,[3] владыка, царь царей, вечный царственный отпрыск, могущественный царь… давший жизнь Эреху, в изобилии снабжавший водой его жителей…
Когда Мардук призвал меня управлять народом и доставлять стране благополучие, я даровал право и законы на языке страны, создав этим благосостояние народа…
Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне… для водворения права в стране, для решения тяжб в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил перед изображением меня, царя-законодателя… Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись на памятнике. Он услышит мои драгоценные слова, и мой памятник объяснит ему дело. Он найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть свободно и скажет: «Поистине Хаммурапи – владыка, который для своего народа как бы отец во плоти… доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо».
Далее клинописный текст рассказывает о том, что вавилонский царь призывает благословение на почитателей и исполнителей нового законодательства и проклятия на его нарушителей.
«Если же этот человек не будет соблюдать мои слова, написанные мною на моем памятнике, не обратит внимание на мое проклятие, не побоится проклятия богов, отменит данное мною законодательство, исказит мои слова, изменит мои начертания… то будет ли это царь или вельможа, или наместник, или простолюдин, или другое лицо, каким бы именем оно ни называлось, – пусть великий Ану, отец богов, призвавший меня царствовать, лишит его царского величия, сломает его жезл, проклянет его судьбу. Энлиль, владыка, определяющий судьбы… да поднимет против него в его доме неподавляемые смуты, ведущие к его гибели, да назначит ему в качестве судьбы жалкое правление, немногие дни жизни, годы дороговизны, беспросветную тьму, внезапную смерть…».
Остальная часть надписи (кроме 7 выскобленных колонок) занята 247 статьями законодательства. Данная стела была своего рода торжественным заявлением Хаммурапи перед подданными о вступлении в силу начертанных на ней законов. После «издания» и обнародования в храме Эсагиле оригинал был воспроизведен во множестве копий, которые были разосланы во все части огромной империи вавилонского царя. Дошедший до нас экземпляр и является одной из таких копий, которая была выставлена в Сиппаре. Во время одного из набегов на Вавилон эламцев эта стела со сводом законов была выкопана и в качестве военного трофея увезена в Сузы. Скорее всего эламский военачальник-победитель и приказал выскоблить семь колонок текста, чтобы потом выбить на этом месте (по обычаю того времени) свое имя в память о собственных победах. Тексты выскобленных колонок частично были восполнены надписями на глиняных табличках, которые были найдены во дворце царя Ашшурбанипала.
По своему составу вавилонский свод законов распадается на три части – введение, сами статьи законов и заключение. Введение, о котором мы говорили выше, очень важно для ученых обилием сообщаемых исторических намеков и географических указателей-названий.
Само законодательство начинается пятью положениями о нарушении порядка судопроизводства: две статьи об обвинителе-клеветнике, две – о лжесвидетелях и одна – о нарушении правосудия самим судьей.
«Если судья вынесет приговор, постановит решение, изготовит документ, а потом изменит свой приговор, то, по изобличении его в изменении приговора, этот судья должен уплатить в двенадцатикратном размере иск, предъявленный в этом судебном деле; а также должен быть публично свергнут со своего судейского стула и никогда вновь не садиться с судьями для суда».
В следующих статьях идет речь о преступлениях против частной собственности – о краже, купле-продаже краденого, похищении людей, бегстве и уводе рабов, ночной краже со взломом, грабеже и т.д. Вот, например, некоторые статьи законов царя Хаммурапи.
«Если кто-нибудь украдет храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти; смерти должен быть предан и тот, кто примет из его рук украденное.
Если кто-нибудь украдет малолетнего сына другого, то его должно предать смерти.
Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или вольноотпущеннику, не выдаст его на требование нагира,[4] то этого домохозяина должно предать смерти.
Если кто-нибудь, поймав в поле беглого раба или рабыню, доставит его хозяину, то хозяин должен уплатить ему два сикля[5] серебра.
Если кто-нибудь сделает пролом в доме, то его убивают и зарывают перед этим проломом.
Если кто-нибудь совершит грабеж и будет пойман, то его должно предать смерти.
Если в чьем-нибудь доме вспыхнет огонь, и кто-нибудь, пришедши тушить его, обратит свой взор на что-нибудь из имущества домохозяина и присвоит себе что-нибудь из имущества домохозяина, то этого человека бросают в этот же огонь.
Если кто-нибудь, взявши поле для обработки, не вырастит на нем хлеба, то, по изобличении его в этом, он должен отдать хозяину поля хлеб, сообразно с приростом у соседа.
Если кто-нибудь, открыв свой водоем для орошения, по небрежности допустит, что водою будет затоплено соседнее поле, то он обязан отмерить хлеб, сообразно с приростом у своего соседа.
Если кто-нибудь срубит в чьем-нибудь саду дерево без дозволения хозяина сада, то он должен уплатить полмины серебра.
Если в доме корчемницы соберутся преступники, и она не задержит этих преступников и не выдаст дворцу, то эту корчемницу должно предать смерти.
Если кто-нибудь, протянув палец[6] против божьей сестры или чьей-нибудь жены, окажется неправым, то этого человека должно повергнуть перед судьями и остричь ему волосы.[7]
Если чья-нибудь жена будет захвачена лежащею с другим мужчиной, то должно, связавши, бросить их в воду. Если муж пощадит жизнь своей жены, то и царь пощадит жизнь своего раба.
Если чья-нибудь жена умертвит своего мужа из-за другого мужчины, то ее должно посадить на кол.
Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать руки.
Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.
Если врач, снимая бронзовым ножом бельмо с глаза пациента, повредит глаз, то должен уплатить деньгами половину его стоимости».
Свод законов царя Хаммурапи представляет собой приведение в известном порядке случаев из судебной практики, взятых из древневавилонского уголовного и гражданского права. Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя. Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.
Примечания:
Шамаш – бог Солнца, света, справедливости, оракулов и предзнаменований.
Здесь Хаммурапи намекает, что, свергнув ларсскую династию, он пощадил сам город.
Нагир – лицо, исполнявшее обязанности судебного исполнителя.
В Древнем Вавилоне вместо чеканенной монеты в ходу были серебряные слитки определенного веса в форме колец. 1 сикль по весу равнялся 8 граммам.
Протянуть палец – несправедливо обвинить, оклеветать.
Волосы остригали на висках в знак бесчестия.
Законы царя Хаммурапи
Законы Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Статья расскажет про важные моменты про законы вавилонского царя и поможет тем, кто перешёл в 5 класс и готовит текст на доклад, презентацию или реферат! Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.
История создания законов царя Хаммурапи
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.
Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Читайте также про другие интересные места Вавилона:
Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия.
Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов, получивший название законы Хаммурапи.
Чем были написаны законы Хаммурапи
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры:
Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана.
Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.
Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.
Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.
Законы Хаммурапи – общая характеристика
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.
Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока. Кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Основные законы Хаммурапи – история, 5 класс
Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.