На чем было написано завещание ивана калиты

На чем было написано завещание ивана калиты

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

Александр Сергеевич запись закреплена
Злой московит

Разбор завещания Ивана Калиты.

«Духовная грамота (завещание) была составлена заранее. Она дошла до наших дней в двух экземплярах, которые различаются лишь тем, что во втором упомянуто несколько больше сел и волостей. Историки до сих пор спорят о том, один ли это документ в двух вариантах – или два самостоятельных акта, составленных в разное время. Как бы там ни было, вполне очевидно, что оба экземпляра грамоты уже существовали весной 1339 года, когда Иван был в Орде.

Начало грамоты дышит христианским смирением: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, се аз, грешный худыи раб Божий Иван, пишу душевную грамоту, ида в Орду, никим не нужен (то есть никем не принуждаем. – Н. Б.), целым своим умом, в своем здоровьи. Аже Бог что розгадает о моем животе, даю ряд сыном своим и княгини своей».
Насколько известно, в таких смиренных тонах не писали свои завещания великие князья ни до, ни после Калиты.

Иван завещает: «Приказываю сыном своим очину свою Москву». Это значит, что Москва и ближайшая округа в радиусе около 40 км от столицы оставалась в совместном владении Семена, Ивана и Андрея Ивановичей. Каждый из них имел в городе свою треть, и потому каждый был кровно заинтересован в благосостоянии Москвы, в ее защите от врагов. Мудрое решение Калиты стало примером для его потомков.

Сложнейшей задачей было распределение между наследниками сосредоточенных в руках Ивана Даниловича земель, сильно различавшихся по их военно-стратегическому значению, юридическому статусу и хозяйственной ценности. Раздел должен был устранить возможные поводы для споров между сыновьями Калиты, а также обеспечить имущественные интересы их мачехи – княгини Ульяны с ее двумя дочерьми. Исследования духовной грамоты показывают, что Калита сумел найти удачное решение. Его завещание не стало поводом для раздоров (как, например, завещание Дмитрия Донского), а, напротив, послужило основой для сплочения московского княжеского дома. Примечательно, что доля старшего сына Семена (получившего из городов Можайск и Коломну) превосходила уделы младших братьев. В этом проявилась дальновидность Калиты. Явное материальное превосходство старшего брата сдерживало младших от мятежей. Последующие московские князья не только придерживались этого принципа, но и постоянно увеличивали надел старшего сына.

Важной частью наследства была движимость: парадные княжеские одежды и украшения, инсигнии власти, драгоценные сосуды для торжественных приемов. Здесь у Калиты скопилось, по-видимому, достояние всех его умерших бездетными братьев. Всем этим он и наделяет своих сыновей, тщательно обозначая каждый предмет.
«А при своем животе дал есмь сыну своему Семену: 4 чепи золоты, 3 поясы золоты, 2 чаши золоты с женчуги, блюдце золото с женчугом с каменьем. А к тому еще дал есмь ему 2 чума золота болшая [По разъяснению К. В. Базилевича „чумом у монголов называется чаша, имеющая коническую форму, например, чаша из рога“ ]. А из судов (сосудов) из серебрьных дал есмь ему 3 блюда серьбрьна».
«А из золота дал есмь сыну своему Ивану: 4 чегш золоты, пояс болшии с женчугом с каменьем, пояс золот с капторгами [Капторгами у татар назывались металлические футлярчики для мелких вещей, подвешенные к поясу], пояс сердоничен золотом окован, 2 овкача золота [Овкач – ковш особой формы], 2 чашки круглый золоты; блюдо серебрьно ездниньское [Ездниньское – персидское], 2 блюдци меншии».
«А из золота дал есмь сыну своему Андрею: 4 чегш золоты, пояс золот фрязьскии с женчугом с каменьем [„Фряги“ – итальянцы. „Фрязьскии“ – итальянский], пояс золот с крюком на червчате шелку, пояс золот царевьскии [„Царевський“ – сделанный в Царьграде, византийский], 2 чары золоты, 2 чумка золота меньшая; а из блюд, – блюдо серебрьно, а 2 малая».

По подсчету К. В. Базилевича, Калита завещал наследникам 12 золотых цепей, 9 поясов и 13 золотых предметов посуды. Вместе с цепями пояса составляли наиболее ценную часть великокняжеской казны. Им придавалось особое, символическое значение. И в Орде, и в Византии они были в ту пору признаками социального статуса человека, его «визитной карточкой». Материал, из которого сделаны сам пояс и его накладки, количество бляшек и подвесок – все имело определенное значение. На Руси в XIV – XV веках золотой пояс был необходимым знаком княжеского достоинства, а «золотая шапка» и бармы – великокняжеского. Примечательно, что в XVI веке, когда и Орда, и Византия уходят в историю, пояс перестает быть для русских символом верховной власти.
Семейные ценности и знаки власти, перечисленные в духовной грамоте Ивана Калиты, вовсе не свидетельствуют о его «богатстве». Все эти вещи были фамильными, наследственными и практически неотчуждаемыми. Они представляли собой своего рода «лежачую казну», то есть ценности, изъятые из оборота. Князь Иван берег свой «золотой запас» приумножал его, но тратить мог только в случае крайней, катастрофической необходимости.

В раздел пошли и парадные одежды Калиты. «А ис порт моих сыну моему Семену: кожух черленыи жемчужьныи, шапка золотая [Видимо, это „шапка золотая“ – будущая „шапка Мономаха“]. А Ивану, сыну моему: кожух желтая обирь с женчугом и коц [Коць или кочь – накидка, длинный княжеский плащ, в более раннее время – корзно] великий с бармами [Бармы – нагрудные украшения из нанизанных на цепь золотых бляшек]. Андрею, сыну моему: бугаи соболий с наплечки с великим женчугом с каменьем [Бугай – по-монгольски бык. Так называли и непромокаемый плащ из бычьей кожи, который изнутри подбивался мехом], скорлатное портище сажено з бармами [Скорлатное портище сажено – одеяние из французского сукна, унизанное жемчугом]. А что есмь нынеча нарядил 2 кожуха с аламы с женчугом [Алам – серебряная бляха, окаймленная жемчугом], а то есмь дал меншим детем своим, Марьи же Федосьи, ожерельем».

Поделив между наследниками различные доходные статьи, обязав их совершить справедливый передел земель в случае, если какие-то волости будут отняты татарами, Иван переходит к следующей теме – о «численных людях». «А численыи люди, а те ведают сынове мои собча, а блюдут вси с одиного».

Название этой довольно загадочной категории населения происходит от термина «число». Так называли на Руси ордынскую перепись 1257 года, определившую размер дани с каждой территории. Полагают, что московский князь, стремясь упорядочить сбор ордынского «выхода», выделил особую категорию податного населения – «численных людей». Их численность при всех обстоятельствах должна была оставаться неизменной, а собранные с них налоги шли только для уплаты ордынского «выхода». Сумма этих налогов была приравнена к сумме «выхода». Согласно другому объяснению, численники занимались обслуживанием сбора ордынской дани.

Как бы там ни было, «численники» находились под особой опекой властей: их благосостояние было гарантией своевременной выплаты дани татарам. Калита приказывает сыновьям вместе заботиться о «численных людях». Из этого можно сделать два вывода: во-первых, сумма «выхода» исчислялась со всего Московского княжества, а во-вторых, князь Иван делал все, чтобы связать сыновей общими интересами.
Особо перечисляет князь Иван во второй, «пространной», версии своей духовной грамоты села, купленные им в других русских землях: в Новгороде, Владимире, Ростове и Костроме. Они также идут в раздел между сыновьями.

Значительную часть своего движимого имущества Иван Калита, заботясь о спасении души, завещал духовенству. «А что моих поясов серебрьных, а то роздадять по попьям. А что мое 100 руб. у Ески, а то роздадять по церквем. А что ся остало из моих судов из серебрьных, а тым поделяться сынове мое и княгини моя. А что ся останеть моих порт, а то роздадять по всим попьям и на Москве. А блюдо великое серебрьное о 4 колця, а то есмь дал святей Богородици Володимерьскои».

Княжеские пояса и одежды («порты») раздавались попам московских церквей, конечно, не для использования по прямому назначению. Известно, что еще в домонгольский период великие князья Владимирские завещали часть своих церемониальных одежд Успенскому собору, где они хранились как реликвии, напоминавшие об умерших благодетелях.
Среди распоряжений Ивана Даниловича, относящихся к церкви, особо выделяется пожалование трех сел «святому Александру собе в поминанье». По-видимому, речь идет о небольшом Александровском монастыре, который, как можно понять из другого фрагмента завещания, был куплен Иваном Даниловичем «на Костроме» и завещан «княгини своей». В источниках нет никаких сведений об этом монастыре. Однако и сам контекст, в котором он упомянут, и его посвящение позволяют догадываться о причинах особой любви Ивана Даниловича к этой забытой обители, которой он поручил самое главное – вечный помин своей души. «А что село Павловское, бабы нашее купля, и Новое селце, что есмь купил, и Олександр святыи, что есмь купил на Костроме, даю княгини своей».

Под «бабой нашей» (то есть «бабушкой, бабкой») князь Иван разумеет жену Александра Невского Александру – мать Даниила Московского. В логической связи с этим воспоминанием стоит и Александровский монастырь – либо основанный самим Александром, либо поставленный в память о нем и его супруге. Обители и храмы с таким посвящением были крайне редки в ту эпоху. Подобное посвящение могло объясняться только мемориальным значением храма.

Все это позволяет обрисовать историю «святого Александра» следующим образом: князь Иван Данилович, получив великое княжение и став хозяином в Костроме, выкупил у прежних владельцев, благоустроил, а в конце жизни завещал своей жене Ульяне Александровский монастырь, связанный с именем Александра Невского. Заметим, что Калита тогда был последним из оставшихся в живых внуков Александра Невского. Это возлагало на него особую ответственность за сохранение памяти Невского героя. Возможно, подражая деду, Иван Данилович завещал обитель своей вдове, которая и поддерживала вечное поминовение деда и внука. Если допустить, что монастырь был женским, можно думать, что вдова Калиты приняла здесь постриг.

Завершается завещание Калиты строгим наказом старшему сыну Семену: «А приказываю тобе, сыну своему Семену, братью твою молодшую и княгиню свою с меншими детми, по Бозе ты им будешь печалник. А кто сю грамоту порушит, судить ему Бог»

Источник

На чем было написано завещание Ивана Калиты?

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

Завещание (духовная грамота) Ивана Калиты была выполнена в нескольких экземплярах на пергаменте. Духовные грамоты представляли последнюю волю князя, хранились тщательно и поэтому хорошо сохранились. Они представляют большую ценность для истории, так это подлинники документов, которых с тех времен сохранилось не так много. В те времена утверждением князей занимались ханы из Золотой Орды, при этом каждая поездка князя могла стать для него последней. Перед каждой поездкой князья составляли духовные грамоты, чтобы передать в них свою последнюю волю. Духовная грамота Ивана Калиты была составлена в 1339г. перед поездкой к хану Узбеку, который отличался особенной жестокостью по отношению к русским князьям.

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

Завещание, или как говорили в то далекое время, духовная грамота царя Ивана Даниловича по прозвищу Калита, было последним предсмертным волеизъявлением государя, а следовательно документом официальным и имеющим большое историческое значение. Прежде всего в этом документе Иван Калита перечислил все, чем владел и подтвердил свое духовное здоровье на момент составления завещания. Потом он отписал все имущество своим сыновьям, впервые введя в практику передачу наследства не старшему оставшемуся в живых брату, а непосредственно своим потомкам. Завещание было написано в нескольких экземплярах на достаточно чистом пергаменте и заверено личной печатью Калиты, а также печатью хана Узбека. Сейчас экземпляр этого завещания хранится в государственном архиве древних актов.

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

Насколько мне известно, Иван Калита написал своё завещание на пергаменте. Кстати, Иван Калита сделал всё это сразу в нескольких экземплярах, а также затем заверил своей личной печатью, поскольку в итоге данное завещание заверил своей личной печатью ещё и хан Узбек.

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

Если она хорошо воспроизведена в музее, кинофильме. Если остались живые носители этой культуры. Если времена 17-19 века мы еще вполне можем воспроизвести, времена 9 века гораздо сложнее, то быт и уклад жизни времен бронзового века почти невозможно. Если же от прошедшей эпохи ничего не осталось ни в памяти людей, ни в археологических слоях, то воспроизвести её никак не возможно, даже представить что она и себя представляла.

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

И поскольку стразы ярко блестят и сильно выделяются на фоне платья, богословы и делают акцент именно на редких исторических совпадениях.

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

Столицей Королевства Нидерланды считается город Амстердам, при этом правительство и парламент страны, а также королевский двор и иностранные поосльства находятся в Гааге.

В XIII веке в нижней части реки Амстел появляется рыбацкая деревушка. Своё название Амстердам, т.е. «плотина на реке Амстел», деревня получила благодаря построенной поблизости плотине. Рядом с деревней находилось Флевонское озеро, которое в 1287 году в результате наводнения превратилось в залив Северного моря, получив новое название — Зёйдерзе. Это сделало обычную рыбацкую деревушку морским портом, создав предпосылки для её развития как центра морской торговли. Уже вскоре деревня становится городом. В начале XIV века в Амстердаме появляется первая церковь, естественно посвящённая покровителю моряков Святому Николаю, который одновременно становится и покровителем молодого города, строится сразу две гавани. В конце XV века Ганза предоставляет Амстердаму право свободно торговать на Балтике, что способствует росту города.

Значение Амстердама резко выросла после затянувшейся на 80 лет войны за освобождение Голландии от Испании и образования Республики Соединённые провинции Нидерландов. Южные провинции Нидерландов и главный центр торговли и мореходства страны Антверпен были разорены и опустошены за время войны, кроме того, испанцы в отместку перекрыли для судоходства реку Шельду, на которой стоял Антверпен. Благодаря этому Амстердам, на два века избавившийся от конкурентов, становится крупнейшим портом Нидерландов и, постепенно,. Процветанию города способствовало то, что в начале XVII века Голландия начинает формирование своей колониальной империи. К концу XVII века Амстердам, ставший к тому времени главным центром европейской торговли, превращается в один из самых больших, богатых и красивых городов Европы.

Неудивительно, что Амстердам, как самый большой и развитый город Нидерландов, становится их столицей, хотя функции административного центра достались Гааге.

На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть фото На чем было написано завещание ивана калиты. Смотреть картинку На чем было написано завещание ивана калиты. Картинка про На чем было написано завещание ивана калиты. Фото На чем было написано завещание ивана калиты

Хотя Лукас Подольски может сыграть и на фланге, как атакующий полузащитник, но там отлично играли Гетце, Ройс, Озил или Кросс.

Источник

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Князь, известный своими дипломатическими талантами, сумел добиться доверия Узбек-хана, а вместе с тем и ярлыка на сбор дани с Руси.

Во имя отца и сына и святого духа. Я грешный, ничтожный раб божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду, никем не принуждаем, в здравом своем уме, в полном здоровье. На случай, если бог что решит о моей жизни, даю завещание сыновьям моим и княгине моей.

Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинил им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезыню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковец, Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северске в Похрянском уезде, село Константиновское, село Оринйнское, село Островское, село Ко-потенское, сельцо Микульское, село Малаховское, село Напрудское у города. А при своей жизни дал я сыну моему Семену: 4 цепи золотых, 3 пояса золотых, 2 чаши золотых с жемчугами, блюдце золотое с жемчугом, с драгоценными камнями, 2 ковша золотых больших; и из посуды серебряной дал ему 3 блюда. серебряных.

Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходол, Великую слободу, Замошскую слободу, Угож, Ростовцы, Окать-еву слободку, Скирминовское, Тростну, Негучу; а села: Рюховское, село Каменецкое, село Рузское, село Белжинское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземское, село Домонтовское, село в Замошской слободе, село Семчинское. А из золота я дал сыну моему Ивану: 4 цепи золотых, пояс золотой большой с жемчугом, с драгоценными камнями, пояс золотой с застежками, пояс, украшенный сердоликом, золотом окованный, 2 ковша золотых, 2 чашки круглых золотых, блюдо серебряное ездинское, 2 блюдца малых.

Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Нарунижское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи, Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; а села: село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфо-новское, село Ясиновское, село Коломенское, село Ногатинское. А из золота я дал сыну моему Андрею: 4 цепи золотых, пояс золотой фряжский с жемчугом, с драгоценными камнями, пояс золотой с крюком на багряном шелке, пояс золотой золотоордынский, 2 чаши золотые, 2 ковшика золотых малых, а из блюд—блюдо серебряное и два малых.

А княгине моей с меньшими детьми даю: Сурожик, Мушкину гору, Радонежское, Бели, Ворю, Черноголовль, на Воре слободку Софронов-скую, Вохну, Дейково, Раменье, Данилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за княгинею; а села: село Михайловское, село Луцинское, село у озера, село Радонежское, село Дейгунинское, село Тыловское, Рогож, село Протасьевское, село Аристовское, село Топастенское, село Михайловское на Яузе, 2 села Коломенских. А из городских доходов даю княгине моей осмничее, а тамгою и другими доходами городскими поделятся сыновья мои; также и проездными торговыми пошлинами, которые у кого в уезде, то — тому, а оброком городским Васильцева веданья поделятся сыновья мои.

А что касается моих бортников и оброчников купленных, то которые у кого в росписи (значатся), то—тому.

А если, по моим грехам, татары будут доискиваться каких волостей и отнимут у вас, сыновей моих и у княгини моей, поделитесь вы опять этими волостями вместо тех.

А численных людей пусть ведают сыновья мои сообща, а моими людьми, купленными, в большом свертке, пусть поделятся сыновья мои.

А золото княгини моей Елены я отдал дочери своей Фетинье—14 обручей и ожерелье матери ее, монисто новое, что я сковал, а чело (головной убор) и гривну (обруч на шею) я дал при себе.

А что я добыл золота, что мне дал бог, и коробочку золотую, то отдал княгине моей с меньшими детьми.

А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану—кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею—бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями.

А 2 кожуха с нагрудьями, с жемчугом, что я теперь сделал, то дал меньшим детям своим Марии и Федосье с ожерельем.

А мои пояса серебряные пусть раздадут их попам.

А мои 100 рублей у Ески пусть раздадут по церквам.

А что осталось из моей посуды серебряной, тем пусть поделятся сыновья мои и княгиня моя.

А что останется из моих одежд, то пусть раздадут по попам и на Москве. Блюдо большое с 4 кольцами отдаю святой богородице Владимирской. Я сыну моему Семену дал стадо, а другое—Ивану, другими стадами моими пусть поделятся сыновья мои и княгиня моя. Кроме московских сел, даю сыну моему Семену села свои купленные: село Аваковское в Новгороде на Улале, а другое во Владимире— Борисовское.

А села, что я купил, Петровское, Алексинское, Вседобричь и Павловское на Масе (половину купил, а половину выменял у митрополита) и сельца на Масе, что я купил у Афинея, то даю сыну моему Ивану.

А что я купил села Варварское и Меловское у Юрьева, что выменял на Матвеищевское село, то даю сыну моему Андрею.

А село Павловское (купля бабки нашей) и новое сельцо, что я купил, и Александр святой, что я купил в Костроме, то даю княгине своей.

А село, что я купил в Ростове,—Богородицкое, то отдал Бориску Воркову, если он будет служить какому-либо сыну моему, село будет ва ним, а если он не будет служить детям моим, пусть отнимут (у него) село.

А сельцо на Кержаче, что я купил у игумена Прокофия, другое— Леонтьевское, третье Шараповское, то отдаю святому Александру для своего поминовения.

А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

А кто эту мою грамоту нарушит, пусть судит его бог.

А на это свидетели: отец мой духовный Ефрем, отец мой духовный Феодосии, отец мой духовный поп Давыд.

Источник

На чем было написано завещание ивана калиты

Доступно для пользователей, имеющих экспертный статус на портале история.рф. Вы можете высказать свои рекомендации и предложения по презентации документа и привлечению дополнительного материала.
Оставить комментарий

Душевные грамоты — завещания — являются важным источником по русской средневековой истории. Душевные грамоты князей особенно ценны: они показывают, чем владели князья, иногда — как они приобрели то или иное имущество, позволяют проследить процесс собирания или дробления земель соответствующих княжеств. Княжеские духовные грамоты хранились достаточно бережно как ценные актуальные документы, и потому сохранились относительно хорошо. Старейшие сохранившиеся завещания московских князей — две душевные грамоты Ивана Даниловича Калиты (правил Москвой с 1325 по 1340 гг.), изданные в 1336 и 1339 гг. перед поездками в Орду. Это были трудные и опасные предприятия, поэтому князь обоснованно опасался за свою жизнь и желал сделать распоряжения на случай гибели.

Начало возвышения Московского княжества традиционно связывают с именем князя Ивана Даниловича по прозвищу Калита, внука Александра Невского. Впервые он появляется в источниках в связи с событиями 1296 г. Тогда его отец, московский князь Даниил Александрович, призванный новгородцами на княжение, отправил туда сына как наместника. Вероятно, будущему князю в то время было примерно 14-15 лет.

В 1303 г., после смерти отца, Московский княжеский стол наследовал старший брат Ивана Даниловича, Юрий. Отношения между ними были дружественные. В том же году братья совместно совершили поход на Можайск и окончательно присоединили этот город к Московскому княжеству. Спустя два год, когда Юрий уехал в Орду, рассчитывая получить ярлык на титул великого князя Владимирского, Иван получил в удел небольшой город Переяславль-Залесский, находившийся под властью московских князей. В то время начиналось острое соперничество между московскими и тверскими князьями за первенство в Северо-Восточной Руси. В этой борьбе Иван неизменно оставался союзником брата Юрия, не раз воевавшего с Михаилом Ярославичем Тверским и его сыновьями.

По-видимому, именно Ивана Юрий оставлял управлять Москвой во время своих нередких отлучек в военные походы. Выполнял Иван и дипломатические поручения: в 1317 г. ездил договариваться с новгородцами о совместных действиях против Твери. С 1320 по 1322 гг. жил в Орде как заложник.

В ноябре 1325 г. Юрий Данилович был убит в Орде своим соперником, тверским князем Дмитрием Михайловичем по прозвищу Грозные Очи. Иван, последний оставшийся к тому времени в живых сын князя Даниила Александровича, наследовал московский престол. Но титул великого князя Владимирского стался за Тверью. Хотя хан Узбек казнил Дмитрия Грозные Очи за совершенный им самосуд, ярлык на великое княжение получил его младший брату Александр Михайлович.

Иван Данилович дождался своего часа два года спустя. В августе 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынского отряда во главе с послом Чолханом (в русских источниках его называют Щелканом). Князь Александр поддержал выступление против татаро-монголов. Узнав об этом, Иван немедленно отправился в Орду, а затем принял активное участие в карательном походе монголов на Тверское княжество зимой 1327/28 г. За проявленную верность хан Узбек дал Ивану Даниловичу ярлык на половину великого княжения. Соправителем московского князя стал суздальский князь Александр Васильевич, которому достались Владимир и нижегородское Поволжье. Иван Данилович получил Великий Новгород и Кострому.

В 1328 г. Калита вновь посетил Орду. Хан Узбек приказал ему вновь начать войну против Твери и привезти в Орду Александра Михайловича, который нашел убежище в Пскове, на крайнем западе русских земель. Московский князь вместе с новгородцами отправил к Александру послов с требованием приехать к хану. Тверской князь ответил отказом. В 1329 г. Иван Данилович прибыл в Новгород, где был возведен на новгородский стол. Оттуда он со многими другими русскими князьями и новгородской ратью пошел на Псков. Александр Михайлович бежал в Литву, Калита заключил с псковичами мир.

В 1331 г. скончался соправитель Калиты Александр Васильевич Суздальский. Иван Данилович отправился в Орду и благодаря щедрой раздаче подарков и обещанию бóльших выплат наконец получил ярлык на все великое княжение. Чтобы выполнить данные в Орде обязательства, Калите пришлось просить крупную сумму у новгородцев. Это привело к конфликту Москвы с Новгородом. В ходе этого противостояния Калита занял Торжок и Бежецкий Верх. Зимой 1332-1333 г. Иван Данилович был вызван в Орду, где, по-видимому, сумел заплатить обещанную сумму.

В 1337 г. возобновилось противостояние Ивана Даниловича с Александром Тверским. Тот смог получить от хана Узбека прощение, вернулся на тверской стол и попытался восстановить прежнее влияние. Опасаясь ослабления своих позиций, в 1339 г. Калита ездил в Орду с двумя сыновьями, затем отправил туда всех сыновей. Одновременно у хана побывали Александр Михайлович и другие русские князья. Политическая ситуация при ханском дворе вновь сложилась в пользу московского князя. 28 октября 1339 г. Александр Тверской и его сын Федор по повелению хана были казнены в Орде. Последовавшей затем зимой Калита помог организовать совместный поход ордынско-русского войска на Смоленск, который признал власть Литовского великого князя Гедимина. Впрочем, сам Калита не принял участия в боевых действиях.

Важным успехом политики московского князя стало укрепление дружественных отношений с церковью, начавшееся еще при Юрии Даниловиче. На церковном соборе в Переяславле (состоялся около 1310 г.) московские князья защитили митрополита всея Руси Петра от обвинений, выдвинутых Тверским епископом Андреем. После этого Петр неизменно поддерживал московских правителей в их борьбе с тверскими князьями. Он часто приезжал в Москву к Ивану Даниловичу и подолгу жил там. В Москве же Петр и скончался, и был похоронен в основанном им вместе с великим князем Успенском соборе Московского Кремля. В 1339 г. Калита добился у Константинопольского патриарха разрешения почитать митрополита Петра как святого. Ивану Даниловичу удалось поддерживать хорошие отношения и с преемником Петра — греком Феогностом, который прибыл на Русь в 1328 г. В 1329 г. Феогност поддержал действия Ивана Даниловича против Александра Тверского: митрополит отлучил от церкви тверского князя и псковичей и тем самым вынудил Александра покинуть Псков.

По инициативе Калиты в Москве широко развернулось строительство каменных храмов. В 1326 г. был заложен Успенский собор — вместо прежнего деревянного. Два года спустя к нему был пристроен придел, посвященный празднику поклонения веригам апостола Петра. В 1329 г. в Кремле возвели церковь во имя Иоанна Лествичника (на месте нынешней колокольни «Иван Великий»). Четыре года спустя в Кремле был возведен еще один новый собор во имя архангела Михаила. Он стал родовой усыпальницей московских князей. Строительная деятельность князя не ограничилась храмами. В последние месяцы его жизни были построены новые деревянные стены Московского Кремля.

В начале 1340 г., предчувствуя скорую кончину, московский князь постригся в монахи с именем Ананий, затем принял схиму (высшую ступень монашества) и через несколько недель скончался.

Иван Данилович смог значительно расширить владения великого князя владимирского. Ему удалось приобрести по ханскому ярлыку половину Ростовского княжества (в 1328 или в 1332 г.). Вероятно, при нем в состав великого княжения вошло (также по ханскому ярлыку) Дмитровское княжество. Кроме того, Калита осуществил «купли» Галицкого, Угличского и Белозерского княжеств. О характере этих приобретений среди исследователей нет единого мнения. Вероятнее всего, Иван Данилович приобрел у местных князей их верховные суверенные права, тем самым они перешли в статус служебных князей великого князя владимирского. Таким образом, большинство территориальных приращений Калита осуществлял в пользу не своего родового Московского княжества, а великого княжества владимирского, право распоряжения которым принадлежало хану. В отношениях с Ордой Иван Данилович, в отличие от старшего брата Юрия или своих соперников, тверских князей, соблюдал полную лояльность. Распространено представление, будто, ведя такую политику, Калита предполагал копить силы для последующего свержения монгольского ига. Однако в источниках нет подтверждений такой гипотезы. Более вероятно, что московский князь использовал Орду как орудие для борьбы с политическими противниками, в первую очередь с тверскими князьями.

От двух браков у Калиты родилось 4 сына и 4 дочери. Трое из сыновей — Симеон (родился в 1317 г.), Иван (родился в 1326 г.) и Андрей (родился в 1327 г.) — пережили отца. Таким образом, распоряжение наследством было важной проблемой. Обе сохранившиеся душевные грамоты Калиты были составлены перед его поездками в Орду. Вторая из них (1329 г.) вступила в силу после смерти князя. По ее условиям, наибольший удел был выделен старшему сыну, Симеону (известен под прозвищем Гордый). Москва оставалась в совместном владении братьев. Кроме того, был выделен удел их мачехе Ульяне, второй супруге Ивана Калиты. Часть имущества вел. князь завещал Церкви: 3 села — «святому Олександру» (скорее всего Александрову монастырю в Переяславле), «блюдо великое» — Успенскому собору во Владимире, серебряные пояса и «порты» – епископским кафедрам; 100 рублей Иван Данилович повелел раздать храмам. Благодаря политике Калиты после его смерти хан сохранил великое княжение за московской княжеской семьей — ярлык на владимирский стол был отдан Симеону Ивановичу. Это был первый за более чем 100 лет случай, когда по смерти великого князя титул получил его сын.

В современных Ивану Даниловичу и в позднейших текстах он также прославлялся за установление «тишины» на Руси, на 40 лет (1328-1368 гг.) избавленной от нападения врагов. Автор «Жития митрополита Петра», написанного в Москве в 1327 г., характеризует Ивана Даниловича как князя, милостивого к церкви и нищим, любителя духовных книг и благочестивых рассуждений. Возможно, прозвище Калита, встречающееся в источниках с конца XIV в., также связано с приверженностью князя благотворительности. Оно означает «сумка, мешок с деньгами». По одной версии, в этом прозвище отразилась щедрость в раздаче милостыни (для чего, как предполагают, он всегда носил при себе «калиту»). Согласно другой точке зрения, прозвище связано с рачительностью и скупостью Ивана Даниловича.

Во имя Отця и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Иван, пишу душевную грамоту, ида във Орду, никимь не нужен, целымь своимь оумомь, в своемь здоровьи. Аже бог что розгадаеть о моемь животе, даю ряд сыном своим и княгини своеи.

1. Приказываю сыном своим очину свою Москву. А се есмь им роздел оучинил.

2. Се дал есмь сыну своему бо[лше]му Семену: Можаеск со всими волостьми, Коломну со всими Колом[ен]скими волостьми, Городенку, Мезыню, Песочну, и Середокоротну, Похряне, Оусть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, Деревни, Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Лысцевьское, село на Северьсце в Похряньском оуезде, село Костянтиновское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудьское оу города.

3. А при своемь животе дал есмь сыну своему Семену: 4 чепи золоты, 3 поясы золоты, 2 чаши золоты с женчюги, блюдце золото с женчюгомь с каменьем, 2 чума золота болшая. А ис судов ис серебрьных дал есмь ему 3 блюда серьбрьна.

4. А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую свободу, Замошьскую свoбоду, Оугожь, Ростовци, Окатьеву свободку, Скирминовьское, Тростну, Негучю. А села: село Рюховьское, село Каменичское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземьское, с[ело До]монтовское, село в Замошьскои свободе, село Семциньское.

5. А из золота дал есмь сыну своему Ивану: 4 чепи золоты, пояс золот болшии с женчюгомь с каменьемь, погас золот с капторгами, пояс сердоничен, золотомь окован, 2 овкача золота, 2 чаш[к]и круглыи золоты, блюдо серебрьно Ездниньское, 2 блюдци меншии.

6. А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну, Северьску, Наруниж[ское, Серпо]хов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Растовець, Тухачев. А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговьское, село Труфоновьское, село Ясиновьское, село Коломнинское, село Ногатиньское.

7. А из золота дал есмь сыну своему Андрею: 4 чепи золоты, пояс золот фрязьскии с женчюгомь с каменьемь, пояс золот с крюкомь на чьрвьчать шелку, пояс золот цесаревьскии, 2 чары золоты, 2 чумка золота меншая; а из блюд, – блюдо серебрьно, а два малая.

8. А се даю княгини своеи с меншими детми: Сурожик, Мушкову гору, Радонежьское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори свободка Софроновьская, Вохна, Деиково раменье, Данилищова свободка, Машев, Селна, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею. А села: село Михаиловьское, село Луциньское, село оу озера, село Радонежьское, село Деигуниньское, село Тыловское, Рогожь, село Протасьевское, село Аристовское, село Лопастеньское, село Михаиловское на Яоузе, 2 селе Коломеньскии.

9. А из городских волостии даю княгини своеи осмничее.

10. А тамгою и иными волостми городскими поделяться сынове мои.

11. Тако же и мыты, которыи в которого оуезде, то тому.

12. А оброкомь медовымь городскимь Василцева веданья поделяться сынове мои.

13. А что моих бортников и оброчников купленых, которыи в которого росписи, то того.

14. А по моим грехом, ци имуть искати татарове которых волостии, а отыимуться, вам, сыном моим, и княгини моеи поделити вы ся опять тыми волостми на то место.

15. А числьныи люди ведають сынове мои собча, а блюдуть вси с одиного.

16. А что мои люди куплении в великом свертце, а тыми ся поделять сынове мои

17. А что золото княгини моее Оленино, а то есмь дал дчери своеи Фетиньи, 14 обручи и ожерелье матери ее. Монисто новое, что есмь сковал, а чело и гривну, то есмь дал при сoбе.

18. А что есмь придобыл золота, что ми дал бог, и коробочку золотую, а то есмь дал княгини своеи с меншими детми.

19. А ис порт из моих сыну моему Семену: кожух черленыи женчужныи, шапка золотая.

20. А Ивану, сыну моему: кожух желтая обирь с жьнчугомь, коць великии с бармами.

21. Андрею, сыну моему: бугаи соболии с наплечки с великимь женчюгомь с каменьем, скорлатное портище с бармами.

22. А что есмь нынеча нарядил 2 кожуха с аламы с женчюгомь, а то есмь дал меншим детем своим, Марьи же Федосьи, ожерельем.

23. А что моих поясов серебрьных, а то роздадять по пискупьям.

24. А что мое 100 руб. у Ески, а то роздадять по церквам.

25. А что ся остало из моих судов из серебрьных, а тым поделяться сынове мои и княгини моя.

26. А что ся останеть моих порт, а то роздадять по всим пискупьям и на Москве.

27. А блюдо великое о 4 колця, а то даю святеи Богородици Володимерскои.

28. А что есмь дал сыну своему Семену стадце, а другое Ивану, а иными стады моими поделятся сынове мои и княгини моя.

29. А прочь Московьских сел, даю сыну своему Семену села своя купленая: село Аваковское в Новегороде на Оулале, другое в Володимери Борисовское.

30. А что есмь купил село Петровское, и Олексиньское, Вседобричь, и Павловьское на Масе, половину есмь купил, а половину есмь сменил с митрополитом [лакуна в 10-11 букв] а селця на Масе, что есмь купил у Афинея, то даю сыну своему Ивану.

31. А что есмь купил село Варварьское и Поеловьское оу Юрьева, что есмь сменил на Матфеищовьское село, то даю сыну своему Андрею.

32. А что село Павловское, бабы нашее купля, и Новое селце, что есмь купил, и Олександр святыи, что есмь купил на Костроме, то даю княгини своеи.

33. А что есмь купил село в Ростове Богородичское, а дал есмь Бориску Воръкову, аже иметь сыну моему которому служити, село будет за нимь, не иметь ли служити детем моим, село отоимут.

34. А что есмь прикупил селце на Кержачи оу Прокопья у игумна, другое Леонтиевское, третье Шараповское, а то даю святому Олександру собе в поминанье.

35. А приказываю тобе, сыну своему Семену, братью твою молодшую и княгиню свою с меншими детми, по бозе ты им будешь печалник.

А кто [сю] грамоту порушит, судить ему Бог.

А на се послуси: отець мои душевныи Еф[ре]м, отець мои душевныи Федосии, o[тець мои] душевныи, поп Давыд.

На обороте листа помета: «Духовные, и списки с духовных, и прошная грамота».

На лицевой стороне грамоты след от прикрепления печати.

Опубликовано по изданию: Кучкин В.А. Издание завещаний московских князей XIV в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 2(32). С. 129-132.

© ФКУ «Российский государственный архив древних актов» (РГАДА)
Ф.135. Отд.I. Рубр.III. №2. Л.1

Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1995.

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2003.

Кучкин В.А. Формирование государственно территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984.

Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV вв. М., 1960.

Какие категории имущества упомянуты в завещании Ивана Калиты?

Кто такие бортники? Почему они особо упомянуты в грамоте?

Почему Калита решил разделить Москву между всеми сыновьями?

Почему в грамоте прямо не названы дочери князя?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *