На чем делать интернет магазин
Выбор CMS интернет-магазина: объяснение на пальцах и без сложных схем
Статья основана на моем мнении, подкрепленное опытом содания 3-х магазинов (моих), провалом 1 магазина (моего), и консультированием по этим вопросам нескольких десятков предпринимателей.
Статья вызвала холивар в профильной группе между разработчиками и реальными руководителями и владельцами.
В связи с тем, что на Хабре преобладают разработчики, мне искренне интересна реакция и комментарии под углом разработки интернет-магазинов. К сожалению, не могу сильно изменить статью, чтобы не было копипастом (потеряется смысл) — надеюсь модераторы поймут.
Определяем специфику торговли
Первое, что надо сделать тем, кто решил создать платформу для торговли в интернете — определиться, какого рода торговлю он собирается вести: интернет-витрина или полноценный интернет-магазин.
Интернет-витрина – это не бизнес, а точка, на «базаре» под названием интернет. Есть сайт, и есть 1-2 человека, которые осуществляют деятельность, связанную с перевозкой товара со склада поставщика конечному клиенту: прием заказов, реклама, бухгалтерия, доставка.
Интернет-магазин – это торговый бизнес, который отличается от других видов бизнеса тем, что основной канал продаж осуществляется при помощи сайта в интернете. Как и в любом бизнесе, в интернет-магазине основные проблемы (которых нет в интернет-витрине): логистика (а не доставка), сотрудники, макроэкономика компании, склад, стратегический маркетинг, интеграции и взаимодействие разнообразного ПО. Юзабилити, дизайн, реклама где-то глубоко в тылах по важности.
Только не обманывайте себя, если вы себе польстите, то это обойдется тысячами долларов потерь. Не бойтесь ответить трезво, почти все когда-то начинали с интернет-витрины.
Я не затрагиваю вопрос: «как определить, когда инет-витрина перерастает в инет-магазин». Могу только сказать, что сам руководитель или владелец, когда такое происходит — понимает это достаточно быстро.
Понимаете ли вы, что такое ТЗ (техническое задание)?
Большинство дельцов на момент создания интернет-магазина не понимают, зачем им ТЗ, а если понимают, то не знают, как составить, и что в нем должно быть.
Что первично: разработчик или платформа?
Дальше информация только для интернет-витрин
У вас нет ТЗ, вы не знаете, что в него включать. Но вы знаете, что вам нужна только интернет-витрина. Вы на правильном пути!
Для вас первична – платформа. У вас нет денег, чтобы нанять хороших разработчиков, поэтому вы будете обходиться фрилансерами, дешевыми подрядчиками и знакомыми, всеми по очереди. Это приведет к тому, что движок вашей интернет-витрины превратиться в непролазное болото. 99 из 100, что это случится. Но это будет полезным опытом.
Запомните, нет самой лучшей CMS для интернет-магазина. Все субъективно. Вот вам инструкция, как найти наиболее подходящую CMS.
Не обращайте внимание на количество функций в CMS. Со своим опытом вы будете использовать только базовый набор функций. На остальное не хватит знаний и времени. Гарантирую.
Лучший вариант – аренда интернет-магазина. Тратите меньше денег, вам помогают настроить систему под вас, за непродолжительное время вы поймете, что вам мешает, чего не хватает и какой на самом деле ваш «идеальный» интернет-магазин.
Либо выбираете базовые пакеты из самых популярных CMS. Смотрите демо-версии с вашим набором товаров, выбираете ту, которая вам больше по душе. Все равно косяки CMS (а они обязательно есть) вы поймете только со временем в работе.
Open source движки. Тоже вариант, но найти толкового подрядчика под них – сложнее, чем для платных. Это наилучший вариант, если вы сам себе программист.
Список движков, c которыми вам НЕЛЬЗЯ работать на данной стадии:
Битрикс
Magento
Почему? Они жрут много ресурсов, тяжелые в настройках, разработчики дорогие, избыточны в функционале, как iPhone для бабушек — им бы только звонить и большие кнопки.
Определите стоимость владения и количество разработчиков выбранной CMS
Остановились на 3-4 CMS?
Походите по форумам и сообществам, посмотрите, что говорят о выбранных CMS, какие проблемы и что люди дорабатывали.
Запомните, какую бы CMS вы не выбрали, каждый месяц вы будете что-то дорабатывать. Необходимо определить, сколько это может стоить и как много программистов или компаний работают с этими движками. Задача – определить, сколько стоят типовые разработки. Посмотрите, что бы вы хотели доделать, и идите с этим на биржу фрилансеров или в компании. Пусть считают. Оценивайте стоимость и количество предложений. Естественно, чем больше и дешевле – тем лучше.
Поищите в интернете – сейчас для многих CMS есть платные модули, которые решают многие проблемы. Это хороший знак.
Т.к.списки CMS, которые я лично рекомендовал вызвали споры — тут я их удаляю.
Итоги
Выбор CMS на этапе интернет-витрины – это выбор более удобной панели администрирования и наиболее дружелюбного шаблона пользовательского интерфейса (дизайн вы, скорее всего, будете рисовать на основе этого шаблона) именно для вас. Не ломайте себе голову, какую же CMS выбрать. Все равно через год-полтора, если вам будет куда развиваться – придется с нуля запускать интернет-магазин с другими требованиями.
Как подрезюмировал один мой коллега, после этой статьи: «да по**ю, какую CMS».
UPD. Много времени прошло со времени написания данной статьи. Изменился не только подход к открытию интернет-магазина, но и появились новые, более удобные инструменты для открытия интернет-витрин. Сейчас большинство магазинов открываются в аренду: быстро тестируется модель продаж, товар, рынок. Теперь не требуются разработчики и дизайнеры, а магазин можно сделать за 3 дня. На что стоит ТЕПЕРЬ обращать внимание при выборе CMS для онлайн-витрины хорошо описано тут.
Какую CMS выбрать для интернет-магазина
Многие клиенты, обращаясь за разработкой сайта, требуют, чтобы ресурс был сделан на конкретной CMS, при этом главным критерием выбора для многих является популярность или цена движка. О его удобстве и функциональности, как правило, представления очень размытые. Сегодня мы расскажем вам о том, чем хороши и плохи разные CMS. Эта статья поможет вам выбрать движок так, чтобы потом не пожалеть.
Критерии выбора CMS
Бесплатная/платная
Если вы только делаете первые шаги в интернет-торговле, попробуйте воспользоваться бесплатными движками. Не стоит думать, что бесплатные CMS уязвимы. Движки с открытым кодом разрабатывают целые сообщества специалистов. Они быстрее отвечают на угрозы и атаки, чем компании, которые разрабатывают платные CMS.
Однако платные платформы поддерживают покупателей. Так, чтобы решить любую проблему, владельцу платного движка нужно просто обратиться в техподдержку разработчика. Владелец бесплатной CMS вынужден просить помощи у сторонних специалистов или самостоятельно изучать инструкции, искать информацию на форумах и т.д.
Простота установки, настройки и администрирования
Достаточно субъективный фактор. Так, кому-то удобнее устанавливать, настраивать и администрировать WordPress, а кому-то — «Битрикс». Следовательно, только на практике можно понять, какая CMS подходим именно вам.
Инфраструктура
Инфраструктура — это сообщество пользователей и разработчиков. Если она развита, владельцы сайтов смогут легко найти подрядчиков, купить или бесплатно воспользоваться плагинами для расширения функционала.
Популярность
Этот критерий — одна из важных оценок инфраструктуры. Популярные движки характеризуются развитой инфраструктуру. Следовательно, с ними легче работать.
Функциональность
SEO-дружественность
Обзор популярных CMS для интернет-магазинов
Теперь рассмотрим перечисленные выше критерии на примере самых популярных движков для интернет-магазинов.
OpenCart
OpenCart — движок, разработанный специально для создания интернет-магазинов.
Самая популярная платформа для разработки интернет-магазинов в рунете: на ней работает более 50% коммерческих веб-ресурсов в России.
Бесплатный движок, имеющий открытый исходный код.
Имеет развитую инфраструктуру. Довольно много разработчиков работает именно с этим движком. Узнать все о работе с CMS можно на официальном и неофициальных форумах. Существует сборка OpenCart на русском языке. Стоит отметить, что у этого движка меньше бесплатных модулей, чем у WordPress.
Простота установки, настройки и администрирования
Чтобы установить движок самостоятельно, потребуется время: придется разбираться с нюансами CMS. Поэтому лучше поручить установку OpenCart профессионалам.
Торговлю можно начинать сразу после установки сайта. В OpenCart отсутствует полноценный раздел для публикаций. Чтобы создать удобный блог, нужно купить и подключить необходимый модуль.
Для обеспечения SEO-дружественности придется настроить ЧПУ, реализовать канонические URL, создать sitemap. Для этого нужны платные SEO-комбайны или помощь монофункциональных бесплатных модулей.
WordPress
WordPress — универсальная CMS, популярная во всем мире.
WordPress вместе с WooCommerce занимает 1-е место в мире по числу интернет-магазинов.
WordPress и WooCommerce бесплатные, имеют открытый исходный код.
Инфраструктуру WordPress специалисты считают эталонной. В ее официальном каталоге имеются бесплатные плагины и шаблоны, но есть и платные решения. Найти специалиста, разбирающегося с WordPress, несложно.
Простота установки, настройки и администрирования
Работать с движком удобно: с его особенностями разберется даже новичок.
Сделать из сайта интернет-магазин позволяют WooCommerce и ecommerce-плагины. Базовый функционал WordPress мал для большого интернет-магазина. Однако благодаря бесплатным и платным модулям можно легко реализовать все необходимые опции.
Сайты на WordPress считаются SEO-дружественными по умолчанию. Комбайны типа All in One SEO Pack решают все вопросы, связанные с технической оптимизацией. Вы легко разберетесь с настройками кеширования, установкой мобильных страниц, реализацией микроразметки.
«Битрикс»
Движок позволяет создавать крупные сайты с большим трафиком. Кроме того, для этой CMS есть огромный маркетплейс модулей и готовых решений, которые позволят вам сделать по-настоящему мощный и красивый сайт.
«Битрикс» — популярная коробочная CMS для интернет-магазинов. Особенно платформа распространена на русскоязычном интернет-пространстве. Компания INTEC — ее официальный партнер.
«Битрикс» — коммерческая CMS, для ее использования нужно приобрести платную лицензию.
В маркетплейсе «Битрикса» есть много готовых шаблонов и модулей: владельцы магазинов могут увеличивать функциональность движка даже без помощи программистов.
Сегодня много специалистов, работающих с «Битриксом». Обладатели лицензии могут рассчитывать на бесплатную техподдержку.
Простота установки, настройки и администрирования
Процесс установки и настройки «Битрикса» достаточно сложен. Если вы неподготовленный пользователь, доверьте эту работу профессионалам. Особенно если вы планируете интегрировать сайт с другими продуктами «1С».
С администрированием магазина на «Битриксе» проблем не возникнет даже у тех, кто не обладает достаточными техническими знаниями. Чтобы опубликовать статьи, страницы и карточки товаров, нужно просто воспользоваться визуальным редактором.
CMS «Битрикс» надежно защищена от вирусов других опасностей. Движок считается оптимальным для масштабных проектов.
Готовые SEO-модули «Битрикса» позволяют:
·сгенерировать и автоматически обновить карты сайта sitemap.xml;
· сгенерировать и редактировать файл robots.txt;
· автоматически сгенерировать или вручную отредактировать метаданные страниц;
· внедрить микроразметку Schema.org, чтобы получить расширенные сниппеты в поиске;
·внедрить протокол Open Graph.
Joomla!
Один из самых популярных движков для создания любых сайтов.
«Джумла» находится на втором месте по популярности среди всех движков. Постепенно интерес к CMS падает: это обусловлено появлением более функциональных платформ. Однако на Joomla! можно создать хороший интернет-магазин.
Бесплатная CMS, имеющая бесплатный исходный код.
Существует много модулей и шаблонных тем для расширения функционала сайта. Но бесплатных модулей и тем у движка меньше, чем у WordPress.
Простота установки, настройки и администрирования
Установить сайт на Joomla! можно самостоятельно. Но, если вы не обладаете опытом и минимальными техническими знаниями, создать магазин на этой CMS будет непросто. Лучше доверьте эту работу специалистам.
Чтобы сайт на Joomla! переделать в интернет-магазин, воспользуйтесь платными и бесплатными ecommerce-модулями: VirtueMart, Eshop или J2Store. Учитывайте, что их нужно адаптировать к рунету.
Чтобы магазин на «Джумле» соответствовал требованиям поисковиков, воспользуйтесь встроенными инструментами.
Drupal
Гибкая платформа для реализации масштабных проектов.
Drupal находится на третьем месте по популярности: это самое качественное решение для интернет-магазинов с открытым кодом.
В коммерческих целях можно пользоваться бесплатно.
Чтобы реализовать нужный функционал, воспользуйтесь платными и бесплатными модулями из каталога. Для применения шаблонных тем в коммерческих проектах требуется их кастомизация.
Благодаря русскоязычному сообществу Drupal есть возможность обратиться за помощью к разработчикам.
Простота установки, настройки и администрирования
Установку и настройку Drupal лучше поручить специалистам. Администрировать интернет-магазина можно самостоятельно.
Модуль Drupal Commerce позволяет создавать интернет-магазины с удобными каталогами и фильтрацией товаров, микроразметкой Schema.org, пользовательскими рейтингами, списками желаний и т.д.
Drupal поддерживает ЧПУ и канонические URL, генерирует автообновляемую карту сайта и позволяет заполнять метаданные страницы. Можно также кешировать страницы и ускорять загрузку.
Magento
Известная ecommerce-платформа с активным сообществом и большим функционалом.
Платформа входит в пятерку самых популярных CMS мире.
Есть бесплатный продукт для малого бизнеса, а для крупных компаний существует платная версия.
Magento имеет много расширений и тем. Если нужны нестандартные функции, обратитесь к коммерческим разработчикам. В рунете Magento не столь популярна, как OpenCart и «Битрикс», поэтому сообщество еще не сформировалось. Однако разработчики отзываются об этой платформе достаточно хорошо.
Простота установки, настройки и администрирования
Устанавливать и настраивать сборку для сообществ достаточно просто, для этого не нужна особая подготовка. Однако, чтобы адаптировать платформу к рунету и реализовать большие проекты, лучше обратиться к специалистам. Администрирование интернет-магазина на Magento не требует специальных знаний.
Платформа использует технологию передовых веб-приложений: на мобильных устройствах будет грамотное юзабилити, а загрузка страниц не займет много времени. Кроме того, Magento поддерживает визуальный конструктор страниц: вы сможете самостоятельно создавать лендинги и карточки товара.
· поддерживать ЧПУ и канонические URL:
· генерировать и автообновлять карты сайта;
· управлять индексированием страниц;
MODX доступен в качестве CMS или SaaS-платформы.
Сегодня MODX используется всего на 0,1 % сайтов. Однако интерес к этой CMS постепенно возрастает.
Бесплатная CMS с открытым исходным кодом.
Вокруг платформы образовано сообщество разработчиков (англоязычный форум и активный чат в Slack).
MODX — это движок для специалистов и агентств, которые разрабатывают интернет-магазины под ключ. Чтобы сделать сайт на MODX, нужны глубокие технические знания.
MODX гарантирует высокую скорость загрузки страниц, защиту данных, адаптивность. Дополнительные модули используются для расширения функционала. Так, можно добавить мультиязычность, подключить антиспам-фильтр, интегрировать сайт с платежными системами.
· поддерживать ЧПУ и канонические URL;
· управлять метаданными страниц;
· интегрировать магазин с сервисами аналитики и кабинетами веб-мастеров.
На сайт можно установить SEO-модули, чтобы генерировать карту сайта, внедрять микроразметку, добавлять мобильные страницы.
PrestaShop
CMS для создания интернет-магазинов.
PrestaShop использует 1,4 % сайтов.
CMS бесплатная, но за SaaS-платформу нужно будет заплатить.
Существует активный англоязычный форум для общения разработчиков и владельцев сайтов. Каталог содержит шаблонные темы и аддоны для расширения функционала сайта. Разработчики неоднозначно относятся к PrestaShop. Поэтому специалистов, которые работают с этим движком, найти достаточно сложно.
PrestaShop является специализированным ecommerce-движком: все функции магазина доступны из коробки. Движок имеет простую CRM для управления заказами.
Каталог тем содержит коммерческие шаблоны: любой из них можно адаптировать к тематике интернет-магазина. Каталог модулей предлагает решения для интеграции сайта с системами онлайн-оплаты. Также можно внедрять всплывающие окна, авторизацию через соцсети и т.д.
Многофункциональные SEO-модули для PrestaShop являются платными.
Moguta
Движок для интернет-магазинов с бесплатными базовыми возможностями.
Движок пока не очень популярен: его использует не более 60 000 интернет-магазинов. Практически все — в рунете.
Бесплатная сборка «Витрина» имеет базовый функционал. Но специалисты советуют присмотреться к платным сборкам с расширенными возможностями.
Разработчики и владельцы сайтов общаются на официальном форуме Moguta. Здесь можно заказать плагины с уникальным функционалом. Практически все они платные, но можно найти и бесплатное решение.
Платформа менее популярна, чем раскрученные движки, да и по уровню инфраструктуры она существенно им уступает. Однако у CMS достаточно хорошая репутация.
Все сборки отображают каталог с товарами и ценами, корзины, страницы оформления заказов. Плагины позволяют расширить функционал. Платные версии из коробки можно легко интегрировать с платежными сервисами, «Яндекс.Маркетом», продуктами «1С». У них есть раздел «С этим товаром покупают», они позволяют менять единицы измерения и выбирать валюту. Если пользоваться бесплатной версией, все это можно подключить посредством платных плагинов.
Расширенные настройки SEO есть в платных версиях из коробки. В них входит ЧПУ, канонические URL, оптимизация кода. Каталог плагинов содержит платные и бесплатные модули.
UMI.CMS
UMI доступна в качестве CMS и SaaS-платформы.
На движке работает примерно 0,1 % сайтов. Разработчики продукта утверждают, что UMI используют не менее 800 000 сайтов.
Продукт является платным.
Разработчики гарантируют техническую поддержку. Кроме того, на форуме есть ответы на самые популярные вопросы о работе с UMI. Здесь же можно найти сторонних разработчиков. Разработчики предлагают шаблонные темы и модули для сайтов. Практически все надстройки платные.
В панели администратора можно управлять рассылками, анализировать статистику посещений и заказов. С помощью специального модуля можно создавать формы подписки.
Сборка для интернет-магазинов имеет SEO-модуль для интеграции сайта с «Яндекс.Вебмастер», управления метаданными страниц, определения частотности запросов, отслеживания позиции сайта в поисковике.
Подведем итоги
Если вы сами создаете не очень большой интернет-магазин, вам подойдут OpenCart и WordPress — CMS с развитой инфраструктурой, обширным функционалом и неограниченными возможностями для кастомизации. Если вам нужен масштабный проект, а над его созданием работают профессионалы, присмотритесь к «Битрикс» и Magento. «Битрикс» более популярен на русскоязычном интернет-пространстве. Мы любим его за гибкие настройки, мощность и надежность. Поэтому в основном работаем на нем и создаем для него готовые решения. Magento считается одним из лучших движков в мире. Заслуживают внимания также Moguta и MODX. Таблица поможет вам сравнить разные движки. Для оценки характеристик в таблице использована пятибалльная система, баллы обозначены звездочками.
Создание интернет магазина. Часть 1
Введение
Сегодня интернет-магазины очень популярны, их рассматривают и в качестве площадки для увеличения объемов продаж, и для создания бизнеса с нуля. При этом действительно полезной информации о том, что такое интернет-магазин, зачем он нужен, из чего он состоит, как организовать его работу и о многих других важных нюансах, найти на просторах Интернета практически невозможно.
Вот такой парадокс: с одной стороны – об интернет-магазинах написано огромное число статей, с другой – реально полезной информации в них содержится очень и очень мало. Я сейчас не говорю о технических текстах, рассчитанных на профессионалов, здесь, как раз, информации довольно много. А вопросы, которые задают будущие владельцы интернет-магазинов, преимущественно остаются без ответа.
По роду моей деятельности я также очень часто сталкиваюсь с интернет- магазинами. Очень много вопросов задают мне клиенты, руководители среднего и малого бизнеса, которые пытаются понять, стоит ли им открывать интернет-магазин, и если стоит, то как это лучше сделать. Также и знакомые довольно часто обращаются ко мне за советами, как открыть интернет-магазин, что для этого нужно и т.д.
В этой статье я решил максимально простым и понятным языком пояснить, что такое интернет-магазин, зачем он нужен и даже почему он может быть не нужен, а также как его создать и как организовать работу.
Статья предназначена для широкого круга читателей, здесь не будет сложных терминов и каких-то технических нюансов, интересных опытным специалистам. Здесь я расскажу о базовых понятиях, связанных с работой интернет-магазина, а также рассмотрю основные принципы его работы. Этот текст будет интересен тем, кто задумался о создании интернет-магазина или просто стремится понять, что это такое и как это работает.
Интернет магазин: а нужен ли он вам?
Когда ко мне обращаются с вопросом, что нужно сделать, чтобы открыть магазин, я стараюсь сначала выяснить, а нужен ли этим людям интернет-магазин в принципе?
Дело в том, что сегодня интернет-магазин – это модное понятие, такое же, как, например, стартап. Все слышали, что это очень нужно и очень выгодно, но что это такое, кому и зачем это надо, большинство даже не задумывается.
В результате очень часто оказывается, что интернет-магазин этому человеку на самом деле ни к чему, в его случае прекрасно справится с продажами обычный сайт-визитка, который уже давно функционирует.
Еще хуже, если решение открыть интернет-магазин принимается на пустом месте, просто как вложение капитала: без товарной базы, без знаний рынка, без умения продавать. В этом случае подобный проект с первого дня обречен на провал.
Попробую систематизировать самые распространенные ситуации, при которых создание интернет-магазина оказывается пустой тратой средств и времени.
Не нужно открывать интернет магазин, если:
1. Вы являетесь хорошим потребителем товара, но не продавцом.
Подобные ситуации я наблюдал много раз. Например, многодетные родители решают открыть магазин детской одежды просто на том основании, что уж в одежде для детей они разбираются прекрасно. Да, они знают, где купить хорошую одежду для своих детей. Они общаются с такими же родителями, и видят, что спрос в этой сфере достаточно высок. Но всего этого недостаточно, чтобы добиться результата в продажах. Надо, как минимум, знать этот рынок с точки зрения продавца, разбираться в ценообразовании, знать своих конкурентов, иметь надежный и выгодный канал поставок товара.
Историй, когда люди пытались начать торговлю в интернете с нуля без какого-либо опыта и знаний, я знаю достаточно много. И они, как правило, оканчиваются печально. А потому в подобных случаях я всегда отговариваю от ненужных затрат. Я считаю, что свободные средства можно потратить с большей пользой.
Потому я считаю, что просто как вложение средств интернет магазин – это бессмысленно. Инвестировать нужно туда, где будет реальная прибыль.
И, раз уж пошла речь об инвестициях, я хочу пояснить один момент. Здесь и далее я не планирую вообще поднимать тему стартапов. Просто потому что я с работал мало. А потому, и писать о них я не собираюсь.
Создание магазина: с чего начать?
Здесь я буду говорить о создании интернет-магазина с нуля, именно такой вариант чаще всего встречается мне в работе с малым и средним бизнесом. Кроме того, этот подход позволит рассмотреть все необходимые понятия, все этапы и действия. Возможно, что вы уже имеете некоторый опыт, и какие-то шаги для вас – пройденный этап. В этом случае, просто пропускайте то, что для вас уже не актуально.
Здесь я хочу сделать еще одну ремарку. Я – бизнес-консультант, а не программист. Кроме того, я с самого начала обещал писать простым языком для широкого круга читателей. А потому очень многие технические нюансы в моей статье не будут рассматриваться. Специалисты и без моей помощи найдут нужную информацию. В моей статье будут именно базовые понятия, основные этапы, организация работы. А по вопросам технических нюансов всегда можно получить консультацию у программистов.
Первые шаги и принципиальные решения
Как торговать товаром, которого нет в наличии?
Этот вопрос очень часто задают бизнесмены, которые открывают интернет-магазин. С одной стороны, хочется показать весь возможный ассортимент, с другой – не очень понятно, что делать, если придет заказ на товар, которого в данный момент нет на складе.
Создаем фронт-офис
Выбор и подключение CRM системы
Я рекомендую всегда подключать телефон, который выделен для работы с клиентами, к CRM-системе. Вообще, для эффективной работы интернет-магазина необходимо применение той или иной CRM-системы, особенно если у вас планируется достаточно большое число продаж. Пока что такую схему работы используют недостаточно активно, многие компании не ведут учета продаж и контроля качества работы с клиентами, но я считаю, что этот путь – тупиковый, и реальный рост показателей моих клиентов после внедрения CRM-системы демонстрирует мою правоту. Подробно о том, что такое CRM-системы, как их выбрать и внедрять, я писал в статье Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать?
Email и SMS-рассылка
И еще один очень важный метод взаимодействия с клиентами – это SMS-рассылка. Сегодня считается хорошим тоном уведомить покупателя при помощи SMS об отправке его товара, о доставке на почту или по адресу и т.д. Для этого при оформлении покупки обычно предлагают оставить также номер телефона. В дальнейшем вы сможете использовать базу этих телефонных номеров для решения маркетинговых вопросов: например, оповещать покупателей об акциях и скидках, о появлении новых товаров и т.д.
Предупреждаю: SMS-рассылки следует использовать крайне осторожно, чтобы не попасть под действие закона о запрете SMS-спама. На самом деле, вероятность того, что у вас из-за SMS-рассылок будут какие-то неприятности крайне низка. Но лучше изучите закон и создавайте рассылки правильно.
Также очень важным маркетинговым инструментом может стать база email-адресов ваших покупателей. Хорошим тоном считается также уведомлять покупателя о получении оплаты, об отправке заказа по электронной почте. В письме можно указать номер посылки или примерное время курьерской доставки, другие необходимые подробности. А в будущем вы можете также использовать эти электронные адреса для создания почтовой рассылки.
Многие из опытных пользователей и специалистов сейчас, скорей всего, вспомнили также о различных вариантах рекламы сайта, в том числе использование контекстной рекламы или других методов продвижения. Поэтому я решил сразу уточнить: эти методы относятся, скорее, к привлечению новых покупателей, а не к работе с имеющимися. И о них я планирую поговорить отдельно в будущих статьях.
Выбор CMS
После того, как вы решите для себя все перечисленные выше вопросы, придет время переходить к следующему этапу – к выбору CMS.
Очень важно понимать, что CMS (движок), дизайн и контент – это разные составляющие интернет-магазина. Почему я на этом делаю акцент? Очень многие путаются в понятиях, и считают, что дизайн – это и есть интернет-магазин или что CMS – это весь сайт от и до. Давайте не будем путать понятия.
Я сталкивался на практике с проектами, которые готовились к выходу годами. Дорабатывался до совершенства дизайн, прорабатывалась программная часть, добавлялось множество дополнительных возможностей: калькуляторы, сервисы сравнения и пр. В результате продажи либо не увеличивались совсем, либо увеличивались незначительно.
Потому что, повторюсь, покупателю это все не важно. Конечно, приятно находиться на красивом сайте, приятно пользоваться дополнительными возможностями. Но если у вас нет нужного товара, если покупателя не устроила цена или если в описании товара отсутствуют важные для человека параметры, то он развернется и уйдет без покупки с самого красивого сайта.
Но все же CMS выбирать надо. На чем будет работать ваш сайт?
Выбор CMS – это тема достаточно обширная, различных систем управления сайтом на сегодняшний день придумали очень много. Я планирую со временем посвятить теме сравнения и выбора CMS отдельную статью. А пока будет достаточно сказать, что принцип выбора CMS мало чем отличается от методов выбора CRM-систем. Об этом я писал подробно в статье Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать?
Т.е. примерно все также. Есть Stand-Alone решения, есть Saas-решения. Каждый из вариантов имеет свои особенности, в основе которых лежит сам принцип: использовать собственную копию программного продукта или работать в «облаках» с ежемесячной оплатой за пользование системой.
Но для успеха работы интернет-магазина, на самом деле, вид CMS не так важен. Я лично видел успешно работающие решения на самописных движках, а также очень плохо работающие системы на широко разрекламированных CMS. Т.е. здесь практически все зависит от того специалиста или той компании, которая вас обслуживает.
Интеграция с 1С
Очень многие мои клиенты при создании интернет-магазина сразу поднимали вопрос интеграции этого ресурса с имебщимся у них программным продуктом 1С. Я считаю, что такая интеграция сразу — это лишние затраты средств и времени, в результате чего открытие интернет-магазина откладывается на довольно долгий срок, работа по интеграции требует привлечения дополнительных специалистов, в том числе, программистов 1С, а в результате очень часто оказывается, что решения, которые были реализованы частично или даже полностью не соответсвуют потребностям интернет-торговли конкретного бизнеса или требуют значительной доработки.
Я считаю, что на первом этапе работы интернет-магазина интеграция с 1С может вообще не понадобиться. Особенно если речь идет об загрузке заказов с сайта, которая достаточно сложно реализуется, но очень многие владельцы интернет-магазинов, тем не менее, стремятся ее получить.
Так, если у вас в ассортименте 100-200 товаров, выложить их можно вручную, таким образом, на самом деле, вопрос первичного наполнения интернет-магазина решают очень часто.
С другой стороны, как-то необходимо забирать заказы с сайта. На первом этапе работы магазина заказов, на самом деле, всегда очень мало, буквально, единицы. И забирать их можно также вручную. Потом уже, когда вы какое-то время поработаете, вы поймете, в каком виде вам удобнее всего забирать заказы, и какая именно интеграция вам на самом деле нужна.
Таким образом, при выборе CMS возможность интеграции с 1С – это далеко не самая важная вещь, этот вопрос можно будет решить позже.
Дизайн интернет-магазина
Когда возникает вопрос о выборе дизайна, первое, что нужно сделать, это установить готовый шаблонный дизайн или разработать собственный дизайн с нуля. Я рекомендую, если позволяют средства, сразу заказать специалисту разработку уникального дизайна. Но если сроки или финансы не позволяют провести полноценную работу по созданию дизайна, нет ничего страшного в том, чтобы выбрать и скачать подходящий готовый дизайн.
Плюсы и минусы этих решений:
Если вы просто используете идею, а при реализации будете применять другую цветовую гамму, немного другие кнопки, свой логотип, то и внешне ваш магазин будет выглядеть иначе, и никаких претензий от владельца понравившегося вам магазина не появится. Создать дизайн, похожий на тот или иной интернет-магазин, это гораздо проще и быстрее, чем придумывать все с нуля. Таким образом, вы получите тот дизайн, который вам идеально подойдет за минимальное время.
В принципе, при запуске интернет-магазина дизайн как таковой играет далеко не самую главную роль. Очень важен функционал и аккуратность, а дизайн может быть, в принципе, любым.
Эпилог
Итак, я постарался рассказать, на что нужно обратить внимание для принятия решения: нужен ли вам интернет-магазин, рассказал, что нужно подготовить до того, как начинать непосредственно работу над программным решением.
Также я постарался максимально просто и подробно рассказать о работе над фронт-офисом. Напомню, что при работе над фронт-офисом самое главное – это функциональность и аккуратный, привлекательный и достаточно информативный контент, а дизайн играет вспомогательную роль. Выбор CMS мало чем отличается от выбора программного обеспечения для других нужд, и здесь вы можете воспользоваться информацией из моих прошлых статей, например, из статьи Выбор программного продукта для клиента. Сбор требований
Также для успешной реализации интернет-магазина очень важно, чтобы ваши подрядчики работали качественно, чтобы вы с ними понимали друг друга. Для того, чтобы избежать ошибок, рекомендую прочитать мою статью Посредники или почему в России всегда «виноват» исполнитель на примере IT проекта.
В следующей статье я подробно расскажу об организации работы бэк-офиса, о том, как организовать работу сотрудников, и что нужно, чтобы интернет-магазин работал действительно эффективно.
Также в отдельных статьях я планирую подробно рассмотреть вопросы продвижения интернет-магазина, привлечения новых покупателей, в том числе при помощи использования контекстной рекламы Яндекс.Директ.