На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Древнегреческая мифология

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

В Древней Греции было две основные группы богов:

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

Источник

Космо- и география греков

Период мифотоворчества в Древней Греции длился продолжительный период времени. Настолько продолжительный, что представления греков о строении вселенной существенно менялись. Если в ранних слоях мифов мы видим натурально медное небо, как колпаком накрывающее землю, по которому на колеснице разъезжают титаны, то в конце концов мы обнаруживаем в руках Хирона сконструированную им небесную сферу с нанесенными созвездиями, а значит, сталкиваемся уже со сложной математической абстракцией плюс с совершенно нетривиальным умением ее моделировать.

Я не буду рассматривать космографию греков в развитии, а сделаю некий снэп шот наиболее, пожалуй, интересного момента, хотя, конечно, не обойдусь и без ретроспекции.

Мне это напоминает умозрительную, но смешную схему когда-то модного американского психолога Эрика Берна

… с его делением человеческой психики на компоненты ребенка, родителя и взрослого; затем ему не хватает трех градаций, и он каждую разделяет на новые триплеты: получаются «ребенок во взрослом», «родитель в ребенке», «взрослый во взрослом» и остальные химеры.

Где-то там высоко под самым небом собирался чистый эфир, более легкий чем воздух, и олимпийцы существовали в эфирной атмосфере. А выше неба Олимпа, в холодном пространстве, обитали сонмы созвездий, тоже неких материальных сущностей, но совершенно отрешенных от дел земных. Я о них и пишу всю дорогу на этом сайте!

Правителем неба был Зевс.

Подземное царство

Если бы, медную взяв наковальню, метнуть ее с неба,
В девять дней и ночей до земли бы она долетела;
Если бы, медную взяв наковальню, с земли ее бросить,
В девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть.

Я все же думаю, Гесиод погорячился: из его стиха получается, что древнегреческое небо отстоит от поверхности земли на расстояние, сравнимое с современным расстоянием до Луны. Это совершенно не согласуется ни с размерами Ойкумены [?], ни с транспортными возможностями богов того времени. Я бы заменил «дни и ночи» на часы.

Земля

География мира в мифах очень приблизительна. Честно говоря, мифографы ее совершенно не знают. Что Аргонавты, что Одиссей в ключевых греческих мифах о путешествиях странствуют по совершенно несообразным маршрутам. Не буду вдаваться в разбор плаваний, а тем более в критику, скажу общие слова.

Точно такая же история с Тифоном: погребенный на Сицилии под горой Этной и обеспечивая ее вулканизм, позже Тифон обнаруживается также в Тартаре!

Кроме западных пределов у реки Океан, путь в Аид можно было отыскать и в глубоких провалах в других частях земли. Например, Геракл в своем последнем подвиге спускался за цербером через одну из пещер Пелопоннса в горах Тенара, а болота Лерны также скрывали в глубине своих трясин спуск в царство теней.

Источник

Мифы Древней Греции

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

Лучшие отели Греции Посмотреть все

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Stella Island Luxury Resort & Spa

Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц

5% Доп. Скидка от Грекомании

Официальные цены отеля, Web Hotelier

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Amada Colossos Resort

5% Доп. Скидка от Грекомании

Официальные цены отеля, Web Hotelier

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Pomegranate Wellness Spa Hotel

Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами.

5% Доп. Скидка от Грекомании

Официальные цены отеля, Web Hotelier

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос[2], хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию[3], Деметру[4], Геру, Аида и Посейдона[5].

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

Добро пожаловать в мир греческой мифологии!

Источник

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

«Мифология – система координат, позволяющая человеку ориентироваться в пространстве и во времени». Владимир Микушевич. Российский литератор.

Устройство мира волновало людей с древних времен. Далеко не все теории и мифы получали широкое распространение. Уникальность мифологии заключается в том, что спустя тысячелетия мифы сохранились в народной памяти. Это настоящая летопись человеческих знаний и представлений. Ошибочно думать, что они создавались только древними людьми. Существуют и современные предания. Космогонический миф – это первый миф любой системы. Он повествует о создании мира.

Стараясь понять мир, в котором он живет, человек пытался определить, как он образовался. Древние люди думали, что Земля неподвижна и у нее должна быть опора. Образно они выражали свои представления о таких земных опорах.

Что есть мир?

В самом начале жизни на Земле древние люди верили, что их кусочек земли и есть центр жизни. Представляли этот мир в виде огромного, исполинского животного. Его шерсть это деревья, трава; выступы на теле – горы, равнины, холмы. Когда животное чешется, гневается, весь мир дрожит под ногами у людей. На ранней стадии развития человечества, когда люди еще не отделялись резко от животных, роль последних была велика.

Чуть позже появились более серьезные размышления о мироздании. На чем держится животное, как крепится небо, почему не разливается море или океан? Изображения и рисунки в пещерах, насечки на костях и камнях, сохранившиеся песни, сказки, предметы быта с изображением мироздания, мифы повествуют об этих понятиях. Самые обширные сведения о себе оставили цивилизации, жившие 6 тысяч лет назад между реками Тигр и Ефрат, по берегам Средиземного моря в Малой Азии и Южной Европе, в дельте Нила.

Интерес к мифологии в современном мире вырос в связи с ростом сторонников теории плоской Земли. Сегодня официальной версией является то, что Земля имеет форму геоида (сплюснутый шар). «Плоскоземельцы» считают, что нас обманывают и не стоит относиться к мифам, как к сказкам. В них содержится глубокий смысл. Конечно, не нужно буквально воспринимать китов, слонов и черепах. Но в мифах заключен глубокий философский смысл.

Фалес Милетский (640-550 гг до н.э., древнегреческий философ и математик, открывал список «семи мудрецов)» необходимые знания в области математики и астрономии получил у древних египтян. Получается, что помимо мифов египтяне имели необходимые знания, чтобы рассчитать солнечное или лунное затмение. Даже сейчас многие из современных людей не смогут этого сделать. Стоит задуматься над этим. Ведь официальной эмблемой ООН является изображение плоской Земли.

Устройство мира

Мифы содержат в себе больше смысла, чем красивые истории. Фольклор сохранил черты древнейшего представления людей о строении мироздания, когда часть Вселенной или она вся отождествляется каким-либо животным. Все, что окружало первобытного человека, было наделено жизнью: животные, скалы, явления природы, предметы, вода.

Важность животных в любой из мифологий определена их ролью в ранней истории людей. Животное придавало миру и человеку форму. В древние времена отношение к миру было зооморфным. Человек чувствовал себя частью рода, тотемом которого было определенное животное. В иерархическом строении мира индивид стоял в одном ряду с животными или ниже их. В ритуалах он превращался в животное, стараясь обрести его силу. Зверь был предметом напряженного внимания людей. Китайский гороскоп на понимании особенностей животных построил классификацию различных типов людей и открыл природные циклы их появления. Как это могло случиться в такой исторической дали, остается только гадать.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Безопорные представления были у древнего населения Южной Месопотамии (Вавилонии). Сейчас это территория Ирана. Земля виделась им как огромная гора, которая сама плавает на поверхности океана.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

На западном склоне стоял Вавилон. На востоке у них находились высокие горы, вершины которых скрывались в облаках. К югу от Вавилона — море. На море опирается небесный мир в виде полусферы. Небесный мир также состоит из суши, воды и воздуха. По небесной суше (созвездие Зодиака) движутся Луна, Солнце и пять планет. Ниже Земли находится бездна. Солнце садится на Западе, проходит через бездну и наутро восходит на востоке. Солнце садится в море и восходит из моря.

У скандинавских народов их многослойный мир держится на ясене Иггдрасиль. На его ветвях сидели орел и ястреб. По стволу вверх и вниз носилась белка. У корней обитали олени.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Ниже всех — Змей Нидхекк, который хотел все съесть. Ясень Иггдрасиль это то, что всегда было, есть и будет.

По представлениям евреев форма Земли была равниной. Особое значение в своих мифах они придавали ветрам, которые несут засуху или дождь. Под землей находятся воды, которые через каналы питают земные реки и моря.

Другое направление устройства мира, где Земля имеет опору : Земля стоит на слоне или слонах, слон — на ките или китах, киты плавают в море. Представления людей были конкретными, детальными и наглядными. Для поддержки Земли, Небесного свода выбирали животных, поражающих своей мощью и силой.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Этими животными были Киты. Они были подножием всего мира. Их было семь или четыре. Семерка означает связь с высшими планами существования, единение божественной и человеческой природы. Четверка – символ целости, устойчивости, власти над пространством и временем. Это четыре стихии, четыре стороны света, четыре времени года. «Голубиная книга» — мудрость славянских народов — прославляет в духовных стихах рыбу-кита:

А Кит рыба всем рыбам мати:
А на чем же у нас основалася мати сыра земля?
Основалася на трех на рыбицах,
На трех китах на рыбинах.

У поляков, украинцев, чехов и других славянских народов Земля, которую доставала три года уточка со дна морского, крепится на мощном змее Юшу.

По мусульманским верованиям Земля покоится на светозарной рыбе Лабонадор, которая плавает в море. В сочинении (XVI век) «Кырык сюаль» повествуется, что Вселенная была сотворена на голове ангела. Ноги ангела висели в пустоте. Поэтому аллах велел принести из рая красный рубин и положить ангелу под ноги. Рубину тоже нужно было основание. Из рая привели огромного быка. Между его лопатками положили рубин. Однако и этот бык висит в воздухе. Поэтому всевышний бог произвел судно. Его поставили на спину гигантской рыбе. Так как и рыбе нужна поддержка, ее поместили в море.

Китайцы считали, что Земля произошла из тела исполинской черепахи. Ее тело – Земля. Ее панцирь – небо. Это животное ассоциируется с выносливостью. Является символом мудрости и непоколебимости. По китайской легенде четыре огромных и старых черепахи поддерживают деревянные колонны Небесного Храма, подчиненного Высшим силам. Этот храм находится в Пекине. До сих пор современные люди верят в эти легенды.

Индейцы одного из племен Северной Америки так представляли себе создание мира: вначале было только безбрежное море. Обитали на суше только животные и птицы. Однажды с неба упала женщина. Две гагары подхватили ее и посадили на спину Великой морской черепахи. Там женщина чувствовала себя надежно. Жаба достала ей со дна морского кусочек земли. Женщина выложила ее на спине черепахи. Так возникла Земля.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Черепаха олицетворяет собой фундамент. Животное с присущей ему мудростью знает, что не следует никуда спешить и вмешиваться в планы Вселенной. Все идет своим чередом. Ничего нельзя изменить. Идти согласно жизненному потоку, тщательно взвешивать каждое свое решение, не совершать лишних движений — это основные показатели гибкости и мудрости. Не зря по древней легенде ей было доверено нести на себе сушу со всеми ее принадлежностями.

Еще одни существа, которые держат Землю, это рыбы и копытные животные. Такая символика была распространена в Евразии. Бык символизировал неукротимую мощь и был незаменимым помощником человека в работе. Киргизы, тюркские народы от Поволжья до Кавказа и Крыма считали это исполинское животное опорой Земли. Когда рога быка сломаются, гласят предания, погибнет жизнь. По другим мифам гибель связывается с числом вздохов, отпущенных быку.

В мифах финских, армянских и других народов земля держится на рогах гигантского в своих размерах быка, стоящего на рыбе Левиафан в океане. Рыба находится в движении и старается ухватить себя за хвост. Этим бултыханием она вызывает землетрясения. Когда она, наконец, ухватится за него, произойдет конец света.

Болгары, египтяне и все народы Центральной Азии верили, что Земля держится на рогах священного быка. Вышитое изображение рогов нура — горного быка — найдено на одежде киргизов. Если бык сердится, то подбрасывает на золотых рогах землю и начинается землетрясение.

У индейцев Южной Америки опорой или воплощением Земли мыслится лягушка, черепаха или жаба. Окраска и защитная маскировочная окраска придает им сходство с комочками земли. Древние заметили в этом особый смысл. Эти существа в мифах рождались напрямую из земли. Их мифологи назвали хтоническими (от греч. «хтон» — земля) силами.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Также связаны корнями слова земля и змея, которые тесно объединяются в мифических легендах. Этим объясняет значение этих земноводных животных в мифической картине мира.

В Северной Америке черепаха создала Землю и держит ее на себе.

Те же представления обнаружены и у мусульман Южной и Юго-Восточной Африки и Северной Америки. В японских мифах рыба является не только опорой, но и самой сушей, появившейся из моря.

Всегда рыба выступает как эквивалент «царства мертвых» (чтобы воскреснуть, нужно побывать в нем). По буддийской легенде древнее божество Манджушри обратилось в лягушку, перевернулось на спину и распределило на нем созданную им же Землю. Буддисты распространили эти мифы в Тибете и Северной Сибири.

В буддизме и индуизме в центре Земли стоит гора Меру. Образом этой горы является гора Кайлас. Вокруг горы вращаются солнце, луна и планеты.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Гора Меру окружена цепью непроходимых гор. Поэтому вода океанов не стекает с Земли. В популярной сегодня концепции «плоской Земли» воду держат льды Атлантики.

Древние майя считали, что Земля квадратная. Четырем углам соответствовали четыре стороны света.

Китайцы верили, что она прямоугольная и ее держит черепаха.

Северные народы верили по-своему. На Чукотке есть поверье, что земля появилась благодаря некоему Кутху и маленькой птичке. Главными в их мифологии являются воды Океана, посередине которых находится суша.

Мечтой всех народов было отыскать край Земли.

Сокровенный смысл мифологии

Будда, постигший неизвестное, не в состоянии объяснить смысл мифологии словами. Мыслители прошлого сложные истины объясняли доходчивым языком — образами и ассоциациями: слон, черепаха, змея — понятные всем слова. Именно ими они объясняли устройство мира. Философы поняли это буквально. А космологическая идея устройства нашего третьего измерения задумывалась мудрецами так:

Вершина индийской горы Меру – переход в верхний мир;
Диск на спине слонов – третье измерение в целом;
4 слона – четыре мира, включая наш;
Черепаха в беспрерывном движении – энергия из нижнего измерения;
Змея в постоянном движении по кругу – символ замкнутости энергии;
Безграничные воды, космос – пустота вокруг нашего измерения.

Прошли тысячелетия человеческой истории. Но ответа нет. Применимо к современной науке есть исследования, расчеты, взгляды. Они тоже со временем дополнятся и раскроется подлинный смысл образов черепахи, китов и змея, который обвил всё в полусферу.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Астрофизик Карл Саган в 1990 году сделал снимок Земли с расстояния 6 млрд.км. На нем видно, что Земля во Вселенной сравнима с точкой, пылинкой в бесконечной космической тьме. Это наш единственный дом, который нужно беречь.

Источник

Греческая мифология

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

Содержание

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек крито-микенской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Смотреть картинку На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Картинка про На чем держалась земля в древнегреческой мифологии. Фото На чем держалась земля в древнегреческой мифологии

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем, далее, разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; затем, и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было, с нашей точки зрения, наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более близкому изучению.

Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, нем. Forchhammer ) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем. К. О. Müller ).

Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по М. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *