На чем держится экономика армении
Армянское чудо: Ереван зажил лучше Москвы, как только Пашинян запретил воровать
И это не сказки армянского радио, а реальный прорыв в экономике, о котором нам и не снилось
Армения — страна не особо богатая. У нее нет собственной нефти и газа, нет выхода к морю, достаточно скудная природно-ресурсная база, высокий торговый дефицит (частично покрывается за счет международной помощи, кредитов и займов). Экономика Армении во многом зависит от России, и её невольно «лихорадит» от экономических спадов своего стратегического и торгового партнера. Даже национальный символ — гора Арарат, оказался на территории Турции по условиям Московского и Карского договоров 1921 года. При этом Армения страна уникальная и невероятно красивая, а еще очень дружелюбная по отношению к России — почти два миллиона армян постоянно проживают в РФ (в самой Армении население составляет 2,98 миллиона человек).
В общем, Армения — маленькая, но гордая республика, которой, как казалось, не грозили резкие подъемы в экономике и повышение благосостояния своих граждан даже до уровня соседнего Азербайджана, имеющего обширные нефтяные месторождения. Однако в последние год-полтора все заговорили об «армянском экономическом чуде». Среди стран Евразийского союза, в который входит Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия, именно Ереван показал небывалый рост ВВП страны — по итогам первых девяти месяцев 2019 года рост экономики Армении составил 7,5 процента к аналогичному периоду прошлого года (в целом за год прогноз, обозначенный министром экономики Тиграном Хачатряном, составил 7,9 процента). И это не только самый высокий показатель среди евразийских партнеров, но и таких стран как Грузия, Турция, Болгария, Румыния, Молдавия и Украина. При этом экономика России в 2019 году выросла лишь на 1,3 процента, у Белоруссии — только на 1,2 процента.
Российский экономист профессор Никита Кричевский в подобном эффекте видит в первую очередь антикоррупционную составляющую в Армении и политику премьер-министра страны Никола Пашиняна. «За полтора года премьерства Никола Пашиняна был сформирован новый парламент, в котором средний возраст депутатов составляет 40 лет, — отмечает Кричевский. — Создана антикоррупционная комиссия, главой которой является лидер оппозиции. 115 миллионов долларов было возвращено в бюджет в 2019 году в рамках борьбы с коррупцией и уклонения от уплаты налогов. Возвращенная сумма оказалась в 7 раз больше, чем вся сумма за предыдущие 11 лет. На данный момент расследовано 346 дел, еще 20 361 рассматривается. Введен закон, согласно которому конфискуется имущество чиновника, если он не смог доказать законность происхождения средств, за счет которых приобрел имущество».
— Рост ВВП Армении составил 8,2 процента, а наши бюрократы утверждают, что 8 процентов и выше — это невозможно, — отмечает Никита Кричевский. — Рост экспорта — 9 процентов, рост промышленности — 9 процентов. Реальный рост зарплат — 5,8 процента. Минимальная зарплата выросла на 20 процентов. Рост поступлений налогов в бюджет — 43,6 процента. Золотовалютные резервы Армении побили исторический рекорд и выросли на 26 процентов, достигнув 2,8 миллиарда долларов.
Вот еще небольшой любопытный факт из жизни современных армян — слетать в Европу из Еревана теперь можно за 40 долларов, вместо прежних 200. Произошло это благодаря запущенной программе лоукостеров «Риянэйр» и «Виззэйр» (а вот из Москвы в Рим вам предложат билет от 90 долларов в одну сторону, в Ереван — за 76), как говорится, почувствуйте разницу. А еще Армения вышла в рейтинге стран со свободным интернетом на десятое место.
Армения стремится к переменам, это факт очевидный, в том числе за счет борьбы с коррупцией, создание понятных правил игры для бизнеса, прозрачной банковской системы, что, естественно, делает ее более привлекательной для инвесторов. И это основной козырь в политике Никола Пашиняна, ведь особых успехов в росте промышленности, в торговле, строительстве, развитии энергокомплекса страны за последний год не произошло. Подъем большей частью удалось обеспечить именно желанием властей и общества либерализовать экономику, организовать контроль за доходами и расходами чиновников. Можно вспомнить, что еще совсем недавно из 3 миллиардов долларов бюджета как минимум 1 миллиард разворовывался, а еще примерно 900 миллионов долларов не доходило до бюджета в виде налогов.
Жить в Армении стало действительно лучше. В первую очередь для ее граждан, чье благосостояние заметно повысилось (минимальная зарплата — до 9000 рублей, средняя — до 20 000 рублей в пересчете с местной валюты драмов). Не заоблачные суммы, но они увеличились, что самих армян радует и вселяет некие перспективы, тем более, что расширился перечень социальных услуг, например, медицинское обеспечение детей до 18 лет стало бесплатным.
Россия на фоне роста ВВП Армении явно проигрывает, несмотря на запасы нефти и газа, довольствуясь скромными прибавленными 1,3 процентами. Подобный вялотекущий экономический рост откладывает отпечаток и на экономику партнеров по Евразийскому союзу — кризиса не, но нет и роста. Всё-таки «нефтедоллары» дают о себе знать. И та же Армения получает от России более дешевый газ, чем по мировым ценам, и добросовестно выполняет все взятые на себя обязательства, в том числе и по закупкам вооружений. Даже когда официальный Ереван попытался отказаться от поставок «Искандеров», ему пришлось пойти на уступки российской стороне.
Без России «экономическое чудо» Армении может оказаться таким же пустым звуком, как и белорусское «чудо», которое, как оказалось, держится исключительно на льготных ценах на газ и нефть, которые успешно перепродает. Но нужно отметить, что и политика властей Армении направленная на борьбу с коррупцией дала солидный эффект, в том числе и в материальном плане за счет поступления налогов. И здесь в сравнении, если предположить, Россия могла бы «выудить» у вороватых и не чистых на руку чиновников гораздо большие суммы, которые можно было бы потратить на развитие страны и обеспечение достойного уровня жизни россиянам. Вот, вроде, и схемы существуют, и рычаги давления есть — нет только настоящей антикоррупционной программы. И отставать здесь будем даже от Армении.
От Армении до Эстонии: выросли ли экономики республик за 30 лет без СССР
В самом СССР вплоть до конца 1980-х не применяли статистическое понятие ВВП, основанное на системе национальных счетов. Вместо этого использовалось понятие «национальный доход», которое, грубо говоря, представляло собой ВВП без учета «непроизводительных» секторов — пассажирского транспорта, жилья, здравоохранения и образования, развлечений и т.д. В силу нерыночного характера официальной экономики само сопоставление объемов выпуска Советского Союза и ВВП западных экономик достаточно условно. Не менее условной является реконструкция реального подушевого ВВП советских республик до 1990 года, проведенная специалистами проекта Maddison Project Database Гронингенского университета путем экстраполяции фактических показателей постсоветских стран с использованием исторических данных и оценок.
Тем не менее, исходя из оценок ООН, в 1990 году доля Советского Союза в мировом ВВП (в пересчете на постоянные цены 2015 года) составляла 4,6%, а сейчас доля суммарного ВВП пятнадцати бывших советских республик составляет около 2,6% (аналогичные данные ООН по 2019 году). Международный валютный фонд (МВФ), исходя из паритета покупательной способности (ППС, позволяет сопоставлять ВВП разных стран с поправкой на курсы валют), долю ВВП всех стран бывшего СССР в мировой экономике оценивает выше — в 4,7% (3% — это доля России).
В макрорегионе бывшего СССР «слабые не догоняют развитых, и нет конвергенции [сближения] ни по ВВП на душу населения, ни по покупательной способности как с развитыми странами, так и внутри региона», говорит главный экономист инвестбанка «Ренессанс Капитал» по России и СНГ Софья Донец. Кроме того, существует высокая корреляция между темпами роста постсоветских стран: «если кризис, то проблемы у всех».
ВВП на душу населения по ППС большинства постсоветских стран падал до 1996–1999 годов, затем была синхронная просадка или замедление в 2009 году из-за глобального финансового кризиса, в 2015–2016 годах снижался подушевой ВВП у нефтезависимых стран региона (Россия, Казахстан, Азербайджан, Белоруссия), и в этот период Казахстан и Азербайджан, в частности, отпустили свои валюты в свободное плавание и девальвировали их, и, наконец, последний на данный момент синхронный спад произошел в 2020 году на фоне пандемии коронавируса, следует из данных Всемирного банка.
Особняком на постсоветском пространстве стоят страны Балтии, у которых подушевой реальный ВВП рос уже по крайней мере с 1995 года, а Эстония в 1996 году перегнала по этому показателю Россию и вышла на первое место. Сейчас Эстония, Литва и Латвия занимают лидирующие места по ВВП на душу населения среди бывших стран СССР. В 2002 году эти страны подали заявки на вступление в Евросоюз и НАТО и стали их участниками в 2004-м. В то же время достижение высокого уровня жизни в странах Балтии сопровождалось масштабной депопуляцией: с 1990 года совокупное население Латвии, Литвы и Эстонии сократилось на 25% — с 7,9 млн до менее чем 6 млн к 2020 году — как на фоне естественной убыли, так и на фоне эмиграции русскоязычных меньшинств.
Изолированно, но уже по другой причине, смотрится Туркмения. Номинально эта страна, основой экономики которой стал экспорт природного газа, продемонстрировала самый высокий прирост реального ВВП к 2020 году по сравнению с 1991-м — в 3,6 раза (на втором месте Узбекистан — в 3,4 раза), по данным Всемирного банка. По уровню ВВП на душу населения по ППС (в постоянных ценах 2017 года) Туркмения занимает седьмое место, опережая в том числе Армению, Украину и Грузию. Однако «каждый, кто писал о Туркмении, знает о расхождении между радужными официальными цифрами экономического роста и суровой реальностью», утверждал портал Eurasianet в 2019 году. Даже рейтинговое агентство Fitch предупреждало о больших сомнениях в достоверности туркменских данных о росте ВВП.
Украина — единственная постсоветская страна, у которой подушевой ВВП по ППС упал по итогам доковидного 2019 года по сравнению с 1990-м (на 19%). В 1990-х Украина пережила даже больший экономический провал, чем Россия, а в 2010-х так и не вышла на траекторию устойчивого роста. Значительную роль в этом сыграли конфликт с Россией и де-факто потеря индустриального Донбасса, где было провозглашено создание Донецкой и Луганской народных республик, но важен и другой фактор: как отметила Софья Донец, Украина «при видимой демократизации не добилась улучшения качества институтов».
По словам Донец, экономические траектории на постсоветском пространстве главным образом определяются следующими факторами:
РБК проанализировал, какие экспортные статьи являются крупнейшими в торговле постсоветских республик с внешним миром и Россией в частности. Во многих случаях экспортная зависимость от сырьевых товаров выросла по сравнению с 1990-ми годами (Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан плюс Украина как один из крупнейших в мире экспортеров зерна, в том числе кукурузы). Белоруссия и Литва являются особыми примерами: они экспортируют нефтепродукты, которые либо не производят сами (Литва, перевалка российского топлива), либо производят из российского сырья (Белоруссия).
Экономика Армении
Армения – республика не относится к богатым странам. Нет собственных углеводородов (нефти и газа), выхода к морю. Скудные природные ресурсы и высокий торговый дефицит. О ВВП эксперты отзываются так «армянское экономическое чудо»
Разные информационные агентства по-своему отмечают рост и падение курса местной национальной валюты, показывают неплохие темпы роста экономики.
В 2020
2020 экономика Республики выглядит крайне неудачно, показатели ВВП Армении на душу населения сокращение до 5,7%, против 2019. Спад основных ключевых показателей вызван 2 объективными причинами. Первый общемировая проблема, которая связана с пандемией коронавируса. Вторая причина долгое противодействие с Азербайджаном. Вторая общенациональная проблема, Нагорная Карабахская война. Ситуация не такая уже и безнадёжная, не удручающая на фоне других государств мира.
Яндекс картинки
По опубликованным тезисам доклада 2020 индексы экономической свободы, фонда Heritage Foundation ставят экономику Армении на 34 место. Это улучшение показателей на 13 позиций, ставит республику выше передовых держав ЕВРАЗЭС, Евросоюза ЕЭС: Кипра, Болгарии, Румынии, Польши, Бельгии, Испании, Франции, Португалии, Италии. Анализ экономических показателей государств Евразийского союза (ЕВРАЗЭС) показывает, что Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, имеют намного хуже показатели нежели горная Армения.
В чём выражается это благодатное отношение ВВП Армении по годам к показателям экономики. В стране создан противоборствующий барьер хищениям и растратам, борьбе с коррупцией. Толчком к выравниванию позиций стал опорный 2019. Антикоррупционная комиссия объявила, что 115 млн. USD возвращено в бюджет республики. Предприятия, которые уклонялись от налогов и сборов за квартал, 12 месяцев период времени в 7 раз увеличили поступления денег, больше чем за 2008-2019.
С чем сравнить рост ВВП Армении, чтобы понять, насколько экономика прирастает в правильном направлении, не отстаёт маховик валового дохода. Далеко ходить не стоит, не дальше границ с Сирией, стран СНГ и Восточной Европы. Ереван показывает самые высокие показатели, которыми не могут похвастаться ни Грузия и Турция, ни Болгария и Румыния, ни Молдавия и Украина. Коалиционное Правительство способствует этому росту ВВП. При малых запасах ресурсов Армения удивляет всё больше и больше. Впору задуматься, отчего, что послужило этой положительной динамике.
Яндекс картинки
На примерах, официального интернет издания, известного в мире, Take-profit.org эксперты просят остановиться на ВВП, свежих сведениях (2020).
Календарный период выдался далеко не худшим, если сравнивать показатели с теми тенденциями, что проходят везде, охватывает историческая действительность мирового финансового бизнеса. На предприятиях вводятся: дистанционное или удалённое управление, работа в связи с эпидемией пандемии, самой тяжёлой эпидемии и протекании болезни. Потому для республики не всё потеряно, интересен график экономического развития по 4-летию.
Экономический рост налицо. В госбюджете 2021 предусмотрены тренды вверх до 3.2%, инфляция держится на уровне 4% (±1,5%). ЦБ РА к 15.09.2021 стабилизирует экономику, под рост ВВП до 5,4%
В 2021
Настоящее время выдаётся не такое пессимистичное. На 27 октября показатели экономической стабильности значительно улучшены, нежели это происходило в момент спада показателей 2020. Тенденция изменения курса положительного тренда выглядит позитивным, благоприятным. Это подтверждается ВВП Армении по годам, значению внешнего долга на сегодня.
ВВП и Внешний долг Армении
Показателям экономической активности можно только радоваться. Ничего неблагоприятного не сулит. Позитивно выглядит позиция на 1 квартал, так же 9-месячная активность бизнеса по ряду ключевых отраслей народного хозяйства. Показатели 2021 выросли чуть больше 4,4%. То же извещает Национальный статистический комитет республики. Что на самом деле происходит. Что говорят по этому поводу эксперты. Основной прирост экономики даёт строительство, это неудивительно, мастера южного Кавказа умельцы своего дела. Туда же относят торговлю, там спрос, проекты на перспективу отложены. Зато это позволило привлечь внутренние источники, увеличить показатели отрасли до 6,4%.
Промышленность отстаёт ненамного, на 0.7%, связано это с ростом мировых цен меди, золота. Ведь давно известно, что Армения не располагает запасами золота наравне с мировыми державами, не получается державе выдерживать конкуренцию с державами, кто имеет резерв золотовалютных ресурсов. Возьмём сюда обрабатывающий сектор промышленности. По август 2021 сокращение производства небольшое, всего 1.2%. Наметился незначительный спад в фермерском и сельском хозяйстве – до 1.5%. Связано прежде всего с растениеводством, урожаем овощей, картофеля.
Благодаря АЭС выработка электроэнергии держится на плаву, хоть и сокращение вызвано ненамного, 2.7% (из-за ремонта 2 реактора и блока), запуск сделан досрочно, 17.10.2021. Внешняя торговля, импорт выросли значительно до 17.2%. Тут сработала обратная зависимость торговля медью, где был рост цен. Прирост по отрасли достигает 2 млрд 143 млн USD. Экспорт – увеличился до 9.4%, что выглядит 3 млрд 581 млн. (долларах), что благоприятно сказывается на ВВП Армении, процветающей республики Южного Кавказа.
Политическая география Южного Кавказа
Текущая экономическая ситуация в Армении – подробный обзор
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
2021 год – год восстановления экономики после пандемии и войны, случившихся в прошлом году. Пандемия еще не окончена, более того, на сегодня четвертая волна в разгаре. Однако мировая экономика находится в фазе восстановления и темпы этого восстановления довольно велики, хотя и разнятся по странам. В одних странах происходит восстановление к уровню 2019 года или его превышение, другие – все еще далеки от этого.
Прогнозы на 2021-22 годы
Таблица 1. Прогнозы роста армянской экономики* разных международных организаций
International Monetary Fund
Asian Development Bank
* Прирост валового внутреннего продукта к предыдущему году в %. Подробнее – см. Приложение 1 .
Таким образом, условный консенсус-прогноз составляет 5.9% прироста ВВП к 2020 году. Это можно было бы считать неплохим показателем в обычное время. Но учитывая, что в прошлом году был спад в размере 7.4%, можно говорить о том, что не обеспечивается даже восстановление к уровню 2019 года. лишь вскользь упомяну, что министр экономики Керобян все время обещал куда более впечатлительные результаты, от двузначного экономического роста и до устойчивого 7%-ного роста на длительную перспективу. Сейчас мы видим, что даже восстановительный рост не ожидается. Но важнее другое. Эти прогнозы были сделаны на новостях о весеннем восстановительном росте, который был высоким по сравнению с периодом карантина. Моя оценка, основанный на текущих экономических данных и их экстраполяции до конца года, показывает не более 3.5% роста, так что и 5.9% роста – это недостижимая величина. О причинах – см. Таблицу 2 ниже.
Если в дальнейшем рост ВВП будет на уровне 4% в год, то лишь в 2023 году реальный ВВП превысит уровень 2019 года, а что касается уровня начала 2020 года (до ковида), то на это понадобится еще 2 года. То есть реальное восстановление к докризисным показателям будет достигнуто к 2025 году. Говорить же о восстановлении экономической динамики невозможно на ближайшие десятилетия, ввиду проигранной войны и постоянного внешнего давления. Конечно, на это могут повлиять разные факторы, среди которых – приток российских инвестиций, европейской помощи, открытие армяно-турецкой границы, стратегическое положение Армении, динамика мировой и региональной экономики, стабильность в регионе и так далее. В зависимости от всего вышеперечисленного, долгосрочные темпы могут оказаться как выше, так и ниже 4% в год.
По программе Рубена Варданяна «Армения-2041» вообще закладывается рост на 4-10% в год на ближайшее десятилетие. Благодаря этому Армения должна всего лишь за десять лет резко повысить свое положение в мировом рейтинге. Но, по правде говоря, даже стабильный рост на 4% следует считать успехом в нынешних условиях.
Государственный бюджет на 2022 год
На 2022 год запланирован существенный рост расходов и доходов государственного бюджета. В этот рост заложен как экономический рост (см. табл. 1), так и инфляция. Еще одно, трудно уловимое понятие – теневая экономика, которая, как предполагается, будет сокращена вследствие ряда мер правительства, включая налоговые заявления населения, вытеснение бумажного оборота денег и др. Доходы государственного бюджета по проекту составят 1.946 трлн драм (+17%), расходы – 2.190 трлн драм (+10%).
Это означает, что планируется сокращение дефицита госбюджета, хотя он останется очень большим – порядка 500 млн долл. или даже больше. Дефицит государственного бюджета в 2020 году составил 5.4% ВВП, в 2021 году ожидается на уровне 4.7%, а в 2022 – 3.1% ВВП. Раньше адекватным считался дефицит на уровне 3%, но сейчас в условиях более низких темпов роста и более высокой закредитованности, экономисты считают 2% бюджетного дефицита как верхнюю границу комфортного и стабильного дефицита госбюджета. Стоит также отметить, что 3.1% дефицита на 2022 год складываются из 0.4% первичного дефицита по отдельным статьям государственных расходов и дополнительно 2.7%, которые пойдут на покрытие долгов и процентов по долгам. При этом, курс доллара по проекту бюджета составит 493.6 драм, евро 583.3, рубля 6.75.
Запланирован рост капитальных расходов на более чем 50%, что очень существенно (но надо учитывать, что в 2018-20 гг. из-за опасений коррупции капитальные расходы существенно недовыполнялись). Надо сказать, что вырастут и социальные расходы, в том числе, направленные на поощрение рождаемости. Следует ожидать, что со второй половины 2022 года эти изменения начнут давать свой эффект, но и преувеличивать его не стоит; в лучшем случае удастся сохранить нынешний уровень рождаемости, поскольку возрастная структура меняется и число женщин в репродуктивном возрасте снижается. Также будет рост расходов на образование и науку. Вырастет также пенсия (в среднем 7-11%), что соответствует по меньшей мере индексированию по инфляции. В этом отношении бюджет выглядит более позитивно.
Сегодня все СМИ пестрели заголовком о том, что военный бюджет Армении вырос на 10.8%, либо с округлением до 11%, правда если из этого исключить текущий уровень инфляции, то рост спустится до примерно 2% и выглядеть все это будет не так внушительно как минимум. А если учитывать, что Пашинян планирует переход к профессиональной армии, по сути, в результате его реформ, Армения получит более дорогую и более слабую армию.
Все вышеперечисленное окажется возможным только при условии, что будет обеспечен большой рост налоговых поступлений в текущих ценах – на 28%. Налоговые доходы составят 23.4% ВВП и это тоже много. Теперь взглянем на то, насколько обоснованным является ожидание таких показателей.
Во-первых, по теневой экономике. Тенденция сокращения доли тени в ВВП почти непрерывно продолжается с середины 2010 года и в последние месяцы мы также видим сокращение тени. По моей оценке, за сентябрь 2021 года, доля тени в ВВП составила 21.8% и с большой вероятностью в октябре она будет еще ниже. По итогам 2022 года при сохранении тенденций доля тени может снизиться до 20% ВВП. Это хороший показатель, хотя он и подвержен политической турбулентности и тут ничего уверенно прогнозировать нельзя. Стоит отметить также, что снижение доли тени в экономике происходит на фоне замедления экономического роста и роста реальной денежной массы, а это может подорвать экономический рост и восстановление доходов домашних хозяйств.
График 1. Динамика теневой экономики, в % от ВВП, 2018-2021*
* По оценке автора, ** прерывистой линией выделены оценки на конец каждого месяца, а сплошной – среднемесячная
Во-вторых, взглянем на экономический рост. За первые 9 месяцев 2021 года, рост составил 4.4% с тенденцией к понижению. Пока что не видно ясных причин, почему он должен быть существенно выше в 2022 году. А это означает, что и в 2021 году обеспечить ожидаемый сбор налогов будет трудно. В бюджет, как уже сказано, заложен рост на 6.5% в 21 и 7.0% в 22 году, что, на мой взгляд, является не очень объяснимым оптимизмом. Реальная денежная масса (М1) на конец года показала всего лишь прирост на 2.1%, а этот показатель обычно выше, чем рост ВВП. На рынке труда, недвижимости, показатели слабые, промышленность, производство электричества падают, в сентябре упал даже экспорт. Так что для ожидания экономического роста пока нет никаких причин.
Отдельные показатели касательно бюджета см. в Приложении 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4.
Есть и еще одна настораживающая тенденция, непосредственно касающаяся государственного бюджета. Это растущий государственный долг, все большей нагрузкой ложащийся на финансовую систему страны. На конец 2019 года госдолг составлял 7.3 млрд долл. В мае и июле 2020 года долг заметно вырос и к концу 2020 года достиг почти 8 млрд (7,968.5 млн долл.). В феврале Армения взяла новые большие долги, порядка 700 млн долл., а к настоящему моменту госдолг составил 9,038 млн долл. Это большие суммы, и логично, что долг заметно вырос в ходе кризиса. также была попытка уменьшить долю внешнего долга за счет роста внутреннего долга, отчасти это удалось, но пока еще 26.2% госдолга приходится на внутренний долг (прирост на 2 с небольшим процента за год), а 74.5% государственного долга номинировано в иностранной валюте. Доходность кредита в евробондах, выпущенных в феврале, составляет 3.6%, что стало возможным благодаря хорошей конъюнктуре рынка валюты в тот период.
Текущие макроэкономические показатели
25 октября были опубликованы текущие показатели по секторам экономики Армении и обобщающий индекс, который называется «показатель экономической активности». За первые девять месяцев рост этого показателя составил 4.4% в целом, но в сентябре рост был слабее – всего лишь 2.4%, при том, что в прошлом сентябре спад составлял 7.7% к сентябрю 2019 года. Рассмотрим динамику этого показателя, в % к соответствующему периоду прошлого года.
График 2. Динамика показателя экономической активности Армении, реальный прирост к аналогичному месяцу предыдущего года
График 3. Ежемесячная динамика роста показателя экономической активности
Для сравнения зарегистрированных темпов роста с теми, что предсказывались правительством в проекте бюджета, приведу следующие данные. Их сопоставление имеет тот смысл, что проект бюджета готовился совсем недавно: в августе-сентябре.
Таблица 2. Динамика (темпы роста) макроэкономических показателей 2021 года по проекту бюджета на 2022 год и реально зарегистрированные в текущем году