На чем держится экономика бразилии
Экономика Бразилии
По окончании Второй мировой войны экономика Бразилии претерпела значительные изменения. Если до войны Бразилия являлась в основном экспортёром минерального сырья и некоторого количества продуктов лесного и сельского хозяйства, то после войны был сделан большой рывок в области развития обрабатывающей промышленности. На сегодняшний день Бразилию можно смело назвать индустриально-аграрной страной.
Несмотря на бурное развитие промышленности, сельское хозяйство страны не отставало от неё. Бразилия вошла в число мировых лидеров по экспорту сахара, а в области производства соевых бобов заняла второе место в мире. Она также является лидеров производства кофе, и поставляет на мировой рынок большое количество хлопка и какао. Внутренние потребности в почти всех основных продуктах питания Бразилия удовлетворяет собственными силами.
Основными отраслями экономики страны являются горнодобывающая, энергетическая, обрабатывающая промышленности и сельское хозяйство.
Горнодобывающая промышленность
До сих пор большую роль в этой отрасли играет иностранный капитал, в основном из США, Японии, Канады и Франции. Важнейшими ископаемыми, поставляемыми на мировой рынок, являются марганцевая и железная руды, а также бокситы. Остальные металлы добываются в основном для внутренних нужд.
Добывают в Бразилии и драгоценные, а также полудрагоценные камни: топазы, алмазы, аквамарины и сапфиры. Растёт добыча золота, первые месторождения которого были открыты в восьмидесятых годах прошлого века.
Собственные месторождения позволяют Бразилии примерно наполовину удовлетворять внутреннюю потребность в нефти. Остальное страна импортирует.
Энергетика
Энергобаланс Бразилии распределяется примерно следующим образом: гидроэнергетика – 1/3, нефть и природный газ – 1/3, этиловый спирт, являющийся результатом обработки сахарного тростника – 1/6, уголь, древесина и биогаз – ещё 1/6. Поскольку страна располагает огромным источником гидроэнергии в лице Амазонки и её многочисленных притоков, эта отрасль энергетики постоянно и неуклонно растёт и развивается. При этом так же постоянно сокращается потребление природного газа и нефти. Что интересно, около 90% автомобилей страны работает не на бензине, а использует в качестве топлива этиловый спирт.
Атомная энергетика в Бразилии развивается медленно, так как проводится государственная политика сдерживания в её отношении, связанная с экологическими соображениями и недостатком инвестиций в эту отрасль.
Обрабатывающая промышленность
Более четверти ВВП Бразилии приходится на долю предприятий обрабатывающей промышленности. Важное место здесь занимают нефтепереработка, химическая и тяжёлая промышленность.
Месторождения высококачественной железной руды обусловили развитие чёрной металлургии, хотя для её нужд приходится импортировать значительное количество кокса, а также применять древесный уголь. Цветная металлургия – это в основном производство алюминия, которое контролируется иностранным капиталом.
Хорошо развито машиностроение, в частности – автомобилестроение. Ведущие позиции занимает Бразилия в производстве морских судов.
Страна реализует собственные ядерную и космическую программы.
Сельское хозяйство
Около 30 процентов активного экономически населения Бразилии занято в сфере сельского хозяйства. Часть продукции производится сугубо для внутреннего потребления, тогда как некоторые культуры возделываются почти исключительно на экспорт. Среди этих последних: соевые, кофе, сахарный тростник, рис, какао и апельсины. Объём экспорта продукции сельского хозяйства весьма высок: Бразилия является по этому показателю обладателем третьего места в мире, уступая лишь Франции и США. При этом в отдельных отраслях (таких как экспорт сахара и сахарного тростника, сбору апельсинов и бананов) Бразилия прочно удерживает пальму первенства.
Продукция животноводства составляет почти половину стоимости всего, производимого в сельскохозяйственной отрасли, имея преимущественно мясное направление.
Лесное и рыбное хозяйство
Более половины территории страны покрыто лесами. Именно Бразилия – обладатель первого места по запасу древесины различных ценных пород. Несмотря на это лесные ресурсы страны используются слабо. В основном это сбор бразильского ореха, природного каучука, карнаубского воска, плодов масличного дерева и пальмы бабасу. Значительная часть продукции лесной отрасли экспортируется.
Несмотря на то, что Бразилия имеет большую по протяжённости береговую линию, рыболовство, равно как и рыбоперерабатывающая промышленность здесь развито слабо. Промысел ведут в основном малые суда, а продукция отправляется на экспорт.
Транспорт
Несмотря на то, что в Бразилии мало дорог с твёрдым покрытием (всего около 10% от общего числа) основную роль в пассажирских перевозках играет автомобильный транспорт. Протяжённость железных дорог, в основном устаревших, насчитывают всего лишь чуть более 30 тысяч километров, из них электрифицированы лишь 2,5 тысячи километров. В виду большой протяжённости водных путей и атлантического побережья, большое значение имеет речной и каботажный транспорт. Хорошо также развито воздушное сообщение: в стране насчитывается 29 только крупных аэропортов.
Внешняя торговля
Основная тенденция внешней торговли – увеличение удельного веса готовой продукции, нетрадиционной продовольственной продукции и полуфабрикатов. За последние десятилетия прошлого века и начало нынешнего в разы возросла доля продукции, производимой обрабатывающей промышленностью. Среди товаров, идущих на экспорт, выделяются самолёты, автомобили, сталь, бокситы, железная руда и электронные приборы.
Растёт импорт станков, машин, промышленного оборудования, полуфабрикатов и промышленного сырья: угля, нефти, цветных металлов.
EREPORT.RU
мировая экономика
Экономика Бразилии. Состояние экономики Бразилии и ее роль в мировом хозяйстве
Характеризуемая большим и хорошо развитым сельским хозяйством, горной промышленностью, производством и сектором услуг, экономика Бразилии превосходит экономики всех других южноамериканских стран, и расширяет свое присутствие на мировых рынках. С 2003 года Бразилия устойчиво улучшила свою макроэкономическую стабильность, создавая золотовалютные резервы и уменьшая долги. В 2008 году Бразилия стала чистым внешним кредитором, а два рейтинговых агентства присвоили бразильской экономике инвестиционный статус. После рекордного роста в 2007 году и 2008 году, начало глобального финансового кризиса сказалось на экономике страны в сентябре 2008 года. Бразилия испытала два квартала спада, поскольку мировой спрос на бразильские товары снизился и уменьшилось внешнее кредитование.
Однако, Бразилия была одной из первых развивающихся стран, которые начали восстановление. Потребление и доверие инвесторов восстановились, и темпы роста ВВП оказались положительными в 2010 году. Благоприятно на экономическом росте сказалось восстановление экспорта.
В настоящее время устойчивый рост в Бразилии и высокие процентные ставки сделали экономику данной страны привлекательной для зарубежных инвесторов. Большие притоки капитала за 2010 год способствовали быстрому росту курса местной валюты и вынудили правительство поднимать налоги на некоторые иностранные инвестиции. Президент Dilma Rousseff обязался сохранять приверженность предыдущей администрации планированию инфляции Центральным банком, плавающим обменным курсам и политике финансовых ограничений.
История экономики Бразилии
До середины 1990-х годов в Бразилии наблюдалась очень высокая инфляция и иностранные инвесторы боялись вкладывать средства в национальную экономику. Но с введением в стране строгой денежной политики страна поправила свое положение: рост цен на потребительские товары в 1998 г. составил 2% против 1000% в 1994 г. Но тоже время рост ВВП сократился с 5,7 процентов в 1994 г. до 3% в 1997 г. из-за более жесткой кредитной политики.
В 1998г. экономика страны столкнулась с серьезным испытанием: всемирный финансовый кризис привел к оттоку инвестиций из страны. Приблизительно 30 млрд. долларов ушло на август и сентябрь 1998 г. Наиболее серьезным последствием для Бразилии, после российского отказа выплат по долгам, стало принятие решения об измене процентной годовой ставки (она достигла 50%). После корректировки налоговой программы и принятия новых принципов структурных преобразований, Международный Валютный Фонд выдал кредиты стране в размере 41,5 млрд. долларов. В январе 1999 г. Центральный Банк Бразилии объявил об одноразовой 8% девальвации реала и отказе в дальнейшем искусственно поддерживать курс национальной валюты. Правительство страны надеялось на начало экономического роста к концу 1999г. и заявляло о приверженности строгому антиинфляционному курсу. И хотя в 1999г. в стране произошел валютный кризис, экономика страны, несмотря на это к концу 1999г. все-таки возросла. После выдачи кредита МВФ с конца 1999 г. в экономику страны было вложено около 20 млрд. долларов инвестиций.
Но к 2000 году ведущие экономисты мира отмечали рост Бразильской экономики. Например, общий рост производства (но данным за март 2001 г.) составил 11,2% от показателя января 2000 г., в то время, как аналитики ожидали 6,8%. В сочетании с высокими показателями производства наблюдается превосходящий ожидания экономистов спад безработицы и удивительно большой дефицит торгового баланса, зафиксированный в начале 2001 года.
Многие СМИ говорили о том, что с такими темпами роста бразильская экономика «перегреется», но страна адаптировалась к быстрорастущей экономике как раз за счет импорта, а не за счет роста цен, как предполагалось ранее. В 2000 г. Центральный Банк понизил основные ставки процента с 45% до 15, 25%, в надежде на продолжение реакции экономики на цикл снижения процентных ставок за последние два года.
ВНП Бразилии в 1998 г. составил 767 578 млн. долларов. ВВП Бразилии в 1998 г. составил 778 209 млн. долларов. По итогам 1999 г. падение ВВП Бразилии не превысило 2%, несмотря на ожидаемые 3,8%.
В декабре 2008 года президент Бразилии подписал указ о формировании «суверенного фонда благосостояния» суммой до 6 млрд долл., финансируемого за счёт профицита госбюджета (составляющего до 3,8 % ВВП). Целью фонда является обеспечение инвестиций для бразильских компаний в условиях краха внешних источников кредитования.
ВВП Бразилии, млрд. долларов США
Промышленность Бразилии
Темпы роста объема промышленного производства Бразилии, % к предыдущему году
Горнодобывающая промышленность. Несмотря на быстрое развитие и богатую сырьевую базу Бразилия, доля этой отрасли в ВВП невелика. Там сильно развита добыча апатитов и железной руды, так же развита добыча золота, серебра, олова, алмазов и асбеста. Железнорудная промышленность работает в большой степени на экспорт.
В Бразилии добываются более 40 видов полезных ископаемых. Наиболее значимыми являются железная и марганцевая руды. Добывается более 200 млн. тонн железной руды в год, примерно 80 % экспортируется. Бразилия занимает одно из первых мест в мире по добыче бокситов. Добыча цинка, меди и никеля осуществляется для внутреннего рынка. Бразилия — поставщик стратегического сырья: вольфрам, ниобий, цирконий, слюда и др. Потребности в нефти Бразилия обеспечивает только наполовину и вынуждена импортировать её. Годовая потребность в нефти составляет 75 млн. тонн. В 1970-х годах в Амазонии найдены значительные запасы золота, ныне её добыча составляет примерно 80 тонн в год. Найдены месторождения угля, однако уголь низкого качества и его добыча составляет около 5 млн. тонн в год. Наиболее развито производство алюминия на собственных бокситах, а также никеля и меди.
Ежегодно Бразилия производит более 1,5 млн. автомобилей. Основными производителями автомобилей в стране являются фирмы «Скания», «Мерседес-Бенц» и «Фиат». Главным производителем автобусов является «Мерседес-Бенц».
Сельское хозяйство Бразилии
На севере Бразилии находятся огромные лесные пространства Амазонии, занимающие 60% всей территории страны. Но запасы ценных древесных пород используются нетрадиционно и слабо. Наибольшее значение имеет сбор каучука, заготовка орехов и лекарственных растений.
Кофе является одной из главных статей экспорта Бразилии. В 2008 году собрано 2790,8 млн тонн кофе, таким образом Бразилия находится на первом месте в мире по этому показателю. По его производству Бразилия стоит на 1 месте в мире. Бразилия занимает 1 место в мире по производству сахарного тростника, из которого делается этанол, используемый в основном, как топливо для автомобилей. В 2008 году собрано 648 млн тонн. Выращиваются также какао-бобы (208 тыс. тонн), хлопчатник (3,9 млн тонн) и соя (59,9 млн тонн).
Основными потребительскими культурами Бразилии являются пшеница, кукуруза и рис. В 2008 году собрано: кукуруза — 59 млн тонн (собирается два урожая), рис — 12 млн тонн, пшеница — 5 млн тонн.
Животноводство Бразилии преимущественно мясное, дает около 40% стоимости сельхозпродукции. Преобладают пастбищное скотоводство, а так же мясное скотоводство в сочетании с овощеводством. Животноводство больше всего распространено в Центро-Западе страны. В 2002 году в стране насчитывалось 176 млн. голов крупного рогатого скота, 30 млн. свиней, 1050 млн. голов домашней птицы и 15 млн. овец.
Транспорт Бразилии
Транспорт в Бразилии развит крайне неравномерно, железные дороги в основном находятся на востоке страны. Транспортный магистрали (сначала железнодорожные) начали формироваться еще в XIX веке. И сейчас новые и модернизированные железнодорожные ветви в основном соединяют центры добычи полезных ископаемых и районы сельхозпроизводства с портами. Длина железных дорог составляет 29 252 км, в том числе с широкой колеёй — 487 км, со стандартной колеёй — 194 км, с узкой колеёй — 23 785, остальные — 396 км.
Аэропорты: всего — 4276, с твёрдым покрытием — 714, без твёрдого покрытия — 3562. Водный транспорт: всего — 137 судов водоизмещением 2 038 923 грт/3 057 820 дедвейт, сухогрузы — 21, нефтяные танкеры — 47, химические танкеры — 8, газовые танкеры — 12, пассажирские — 12, контейнерные — 8, навалочные суда — 21, ролкеры — 8.