На чем держится темное царство

Темное царство и его жертвы

Выдающийся русский критик Н. А. Добролюбов дал своей статье о пьесе корифея отечественной драматургии А. Н. Островского «Гроза» название «Луч света в темном царстве», и это образное выражение очень точно и емко раскрывает внутреннее содержание знаменитого произведения. Действительно, главная героиня – Катерина – оказывается на фоне окружающей ее тусклой, косной и бездушной среды таким необыкновенно ярким и сильным по характеру человеком, такой крупной личностью, что ее появление среди безликих и бесцветных обитателей купеческих особняков за высокими заборами и вправду становится в чем-то похожим на луч живого солнечного света, дерзко прорезающий застоявшиеся потемки, пусть лишь на одно короткое мгновение. Но слишком неравны силы. Вскоре обреченная Катерина трагически гибнет, осужденная и отвергнутая «темным царством» купеческого и мещанского захолустья, и над этим провинциальным миром сгущается прежний, еще более плотный и удушливый мрак. Автор пьесы, а вслед за ним и критик, убедительно показывают на примере печальной судьбы Катерины, как необъятна и губительна власть «темного царства», противостоять которому оказывается не в состоянии даже такой смелый и свободный душой человек, как сама Катерина, не говоря уже о других, гораздо более слабых и забитых жертвах этой мрачной среды.
Так кто же они, эти несчастные, ни в чем не повинные жертвы страшного царства ханжей и самодуров?

О самой главной и наиболее очевидной жертве уродливых социальных отношений уже немного сказано в начале. Это – Катерина, чья беспокойная, мятущаяся, страстно ищущая ответов на жизненные вопросы и в то же время обостренно чувствующая, глубокая натура не могла смириться с бесчеловечными условиями жизни в «темном царстве». Ее гибель была предсказуема заранее, и Катерина сама отчаянно шла ей навстречу, безоглядно отдаваясь во власть своей любви к Борису, племяннику купца Дикого. Финальная гибель Катерины стала жестокой расплатой за дерзко брошенный ею вызов мертвящему всё живое миру толстосумов и домашних тиранов. Но зато своей гибелью Катерина избавилась от рабской покорности «темному царству», разорвала его тесные путы и ушла из жизни свободной и непокоренной. Об этом говорит Кулигин в последней своей реплике, завершающей пьесу на высокой, трагической, но одновременно и очищающей ноте протеста против безраздельного господства консервативного бытового уклада над живыми интересами человеческой личности.

Показательно также, что и Тихон, слабый и безответный муж Катерины, еще одна из многочисленных жертв страшного царства, потрясенный гибелью жены, в отчаянии осмеливается бросить упек одной из самых ярких и наглядно выведенных драматургом фигур этого зловещего мира – своей матери, Кабанихе. Но и здесь борьба с самого начала безнадежна, и гневные ответные реплики Кабанихи доказывают, что уж сына-то она не отпустит из-под своей мстительной и лицемерной власти. Таким образом, Тихон так и остается (так же, как и Кулигин, и эпизодический персонаж пьесы мещанин Шапкин) покорной, сломленной, беспрекословной жертвой «темного царства».

Однако этими персонажами еще не исчерпывается перечень страдальцев и жертв. Примером того, как способна аморальная, ханжеская среда уродовать живые человеческие души, слепо толкая их на путь порока, выступает в пьесе сестра Тихона – Варвара. Она, как и Катерина, тоже оказывается очень страстной натурой, неудовлетворенной скудными условиями зависимого существования, но, в отличие от Катерины, отчетливо понимает, насколько гибельной стала бы ее попытка одинокой борьбы со страшной силой обывательского мира. Поэтому она внешне принимает навязываемые ей Кабанихой лживые формы поведения, но на самом деле остается внутренне чужда этим лицемерным путам, тайком предаваясь запретной и осуждаемой «темным царством» любви к приказчику Дикого. В этой любви Варвара ищет выход своим самым заветным женским чувствам и сердечным стремлениям, которым нет возможности по-иному реализоваться в удушающей атмосфере дома Кабанихи. Тем вдвойне горше и нестерпимее Варваре опять возвращаться с мимолетных свиданий в опостылевший ей ханжеский мир. Недаром она однажды призналась Катерине, что непременно когда-нибудь убежит из этого дома – прочь от губящего живые души «темного царства». В этом выражается ее пассивный, но искренний протест.

И, наконец, следует сказать еще об одной жертве «темного царства» – талантливом и самобытном русском человеке, механике-самоучке Кулигине, занятом поисками «вечного двигателя», но не ради собственной корысти, а для того, чтобы обещанный англичанами миллион щедро потратить на нужды «общества», то есть таких же бедных и нуждающихся в самом необходимом людей, как он сам. Однако именно это наивное бескорыстие чудака Кулигина вызывает бешеную ненависть у скопидома и самодура купца Дикого, который готов безудержно швырять деньги в пьяном кураже исключительно по собственной грубой прихоти. Надо ли говорить, с каким презрением относится этот богач-миллионщик, гордящийся своим несчетным торговым капиталом, к какому-то нищему мечтателю, осмеливающемуся что-то там возражать «самому» Дикому!

В этих контрастных противопоставлениях Бориса и Кулигина – Дикому, Варвары и Катерины – Кабанихе драматург детально показывает верхний и нижний социальные полюсы «темного царства», причем выясняется, что по душевным и чисто человеческим качествам жертвы этого царства почти всегда превосходят своих притеснителей и мучителей, но, к сожалению, богатство, власть и отупляющая сила купеческих (а точнее – торгашеских) традиций остаются отнюдь не на их стороне. Поэтому и Борис, самая жалкая, может быть, из всех жертв «темного царства», оказывается, несмотря на всю свою любовь к Катерине, недостоин этой любви, невольно став причиной ее трагической гибели, бессильного отчаяния Тихона и злорадного торжества Кабанихи с Диким. Он даже не предпринял никакой, даже самой слабой попытки спасти Катерину, за что и был сурово наказан роковой потерей любимого человека.

Вот так, в резком разделении нахрапистой силы и терпеливой покорности, тупого самодовольства и приниженной забитости, бездушной черствости и робкой, осужденной «темным царством» искренней любви, создается Островским в «Грозе» ужасающая картина губительного для человеческой души жестокого мира «темного царства» и его бесправных, заранее обреченных на поражение злополучных жертв. Неслучайно поэтому возникло то потрясающее впечатление, которое произвела пьеса на зрителей-современников, и не зря критик-демократ Добролюбов в своей статье призвал всё русское общество дружно подняться на решительную борьбу с силами «темного царства» – ради спасения его безвестных, изверившихся, невинно страдающих жертв.

Источник

На чем держится «темное царство» по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

Многие русские писатели в своих произведениях показывали проблемы разных поколений и освещали их разные взгляды на мир, проблемы власти, любви, власти. Все это объединил А.С.Островский, создав образ «темного царства», в пьесе «Гроза», которую он закончил в 1859 году. Место пьесы происходит в городе Калинов. Люди отзываются о нем, как о городе, где «Жестокие нравы… жестокие!». Такая дурная слава происходит из-за самих жителей, в которых, вместе с приверженностью к старым порядкам, живет грубость, жадность и невежественность.

Главными отрицательными персонажами в пьесе выступают Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова, которых Н.А.Добролюбов назвал «самодурами русской жизни». Однако Дикой примитивнее Кабанихи. Своей беспричинной руганью и оскорблением других людей, он пытается возвысить себя над ними, объясняя это словами: «у меня сердце такое!».

Кроме этого, Дикой скуп и желает приумножать свое богатство. Для достижения этой цели он готов идти даже на обман: «не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Таким образом, Островский показывает, что «темное царство» держится только на деспотизме и беззаконии богатых и покорности бедных, которые исчезнуть при переменах в сознании людей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Обречённость Тёмного царства

Действие драмы А.Н. Островского «Гроза» происходит в расположенном на высоком берегу Волги провинциальном городке Калинове, где обитатели городка существуют в полнейшем неведении об остальном мире. Так и живут они ровно и мирно, никакие интересы огромного мира их не тревожат. А если они и узнают что-либо об остальном мире, то исключительно со слов странницы Фёклауши и ей подобных.

Жители городка Калинова и есть те обитатели «Тёмного царства», взаимоотношения которых положены автором в основу действия драмы. Мы видим хозяев «Тёмного царства» и их безропотных слуг. С одной стороны, богатые купцы Дикой и Кабанова, с другой стороны, слабовольный сын Кабановой Тихон и её дочь Варвара, племянник Дикого Борис Григорьевич и его сестра, тщетно ожидающие от дяди своей доли бабушкиного наследства, и полностью зависимая от свекрови и мужа Катерина. Среди них наиболее бесправна Катерина, поэтому конфликт Катерины с «Тёмным царством» приобретает наибольшую остроту. Другие персонажи занимают промежуток между этими полюсами. Среди них особенно выделяется служащий в конторе купца Дикого молодой человек Ваня Кудряши мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле, Кулигин. Удалой городской парень, который, по его словам, «больно лих на девок», хотя и зависит от своего хозяина, но эта зависимость не полная. Да и хозяин в какой-то степени зависит от него и даже побаивается хулиганистого паренька. Кудряш нужен [купцу] Дикому в конторе для ведения дел, а ведь Кудряш – свободный человек и может перейти на работу к другому купцу и даже начать своё дело.

На чём держится власть хозяев «Тёмного царства»? На материальной зависимости, но не только на ней держится власть диких и кабановых, а на невежестве и полной моральной зависимости от них, прежде всего их домочадцев. Образно говорит об этом Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этим запором, неведомых и неслышимых. Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни о чём, что он так творит, пикнуть не смели. » Поражает невежественность одного из хозяев «Тёмного царства», когда он грубо обрывает на полуслове мещанина Кулигина, объясняющего грозу по-научному и предлагающего устройство стальных громоотводов. Это разумное предложение его степенство Савел Прокофьевич встречает с нескрываемым гневом, даже ногой топает: «Какое ещё елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». Любое инакомыслие вызывает приступ бешенства у хозяев городка, и даже ссылка на авторитеты поэта Державина не помогает Кулигину избежать их гнева. И остаётся часовщику-самоучке надеяться на «перпетум-мобиле» и на недостижимый «миллион».

Не за страх, не на совесть, а за щедрое вознаграждение служит хозяевам «Тёмного царства» служит Фёклуша. Она «идеологически» обосновывает устои «Тёмного царства», и хозяева городка щедро её за это вознаграждают: «купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна. по горлушко!» Эта любительница сладко поесть кормит жителей городка Калинова сказками о диких нравах, царящих в далёких землях, «где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. где все люди с пёсьими головами». А невежественную Кабаниху Фёклуша запугивает своими рассказами о железной дороге и о жизни в большом городе.

Всё свидетельствует о непрочности «Тёмного царства», о приближающемся конце их безграничной власти. Тревожное предчувствие овладевает старую Кабанову: она уже не надеется на вечность привычного для неё образа жизни, она уже почти смирилась с неизбежностью перемен, которых она боится и утешается тем, что не доживёт до этого. В этом ей помогает Фёклуша: «Нам бы только не дожить до этого». «Может, и не доживём» – с сомнением и неуверенностью отвечает Кабанова. И всё-то ей в новой жизни не нравится, а больше всего не довольна она поведением сына и снохи, которые к ней относятся без должного почтения. Непрерывно упрекая сына в непочтительном отношении к матери, Кабанова представляется нам женщиной грубой, властной, своенравной и не очень умной. Сына своего Тихона называет она не иначе как дураком. Старая Кабанова. Можно предположить, сама была воспитана в строгости, в духе домостроевско-патриархальной морали, привыкла подчиняться старшим и сильным. Она убеждена в том, что без страха нет порядка; она говорит Тихону: «Ну, какой ты муж? Посмотри на себя! Станет ли жена бояться после этого. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок-то в доме будет!»

Хотела или не хотела этого Кабаниха, но сына своего Тихона она воспитала человеком безвольным, безграничная власть матери тяготит его, и он пользуется любой возможностью проявить себя вне стен дома, где безраздельно властвует его мать: «На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так и загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве всё пил, так это кучу, что на-поди! Так чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил». И И есть что-то общее в судьбе Кабановой и судьбе Дикого: у первой – безвольный и бесхарактерный сын, на которого трудно надеяться, что он будет следовать привычным для матери нравам и морали; у второго и вовсе нет прямого наследника, а есть дочери, а значит и нет прямого наследника. Всё богатство Дикого пойдёт на приданое дочерям, если он, конечно, не изменит своего отношения к племяннику Борису, вернув его из Сибири. Но и в этом случае получивший хорошее городское образование Борис Григорьевич не будет жить по обычаям и нравам своего малокультурного и невежественного дяди. Такова судьба двух столпов «Тёмного царства», его хозяев. Им некому передать по наследству свои духовные ценности, хотя на материальные блага наследников предостаточно.

«Тёмное царство» обречено, у него нет будущего, «закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которой они одолеть не могут, к которой даже и подступиться не знают как». Маленький городок Калинов, расположенный на берегу Волги, где безраздельно властвуют Дикой и Кабанова, не изолирован от окружающего мира, от влияний этого мира, и он не может соперничать с Москвой и другими большими городами. Но можем ли мы утверждать, что маленький городок всецело относится к «Тёмному царству», а Москва, например, всецело относится к «Светлому царству»? И в Москве, и в других больших городах, этих признанных центрах культуры и науки, достаточно много невежества и самодурства, и грубости, и других «прелестей» «Тёмного царства». «Тёмное царство» жило и продолжает жить в каждом городе; в каждом селе, в каждом отдельном человеке. И мы обречены на постоянную борьбу с ним. В этом смысле «Тёмное царство» обречено на бессмертие!

Источник

«Тёмное царство» в пьесе «Гроза»

Пьеса Островского «Гроза» вызвала бурную реакцию в сфере литературоведов и критиков. Свои статьи этому произведению посвящали А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов спустя некоторое время после выхода «Грозы» в печать написал статью «Луч света в тёмном царстве». Будучи хорошим критиком, Добролюбов подчеркнул хороший стиль автора, похвалив Островского за глубокое знание русской души, и упрекнул других критиков в отсутствии прямого взгляда на произведение. Вообще, взгляд Добролюбова интересен с нескольких точек зрения. Например, критик считал, что в драмах должно показываться пагубное влияние страсти на жизнь человека, поэтому Катерину он называет преступницей. Но Николай Александрович тем не менее говорит, что Катерина является также и мученицей, ведь её страдания вызывают отклик в душе зрителя или читателя. Добролюбов даёт очень точные характеристики. Именно он назвал купечество «тёмным царством» в пьесе «Гроза».

Если проследить то, как купечество и смежные с ним социальные пласты отображались на протяжении десятилетий, то складывается полная картина деградации и упадка. В «Недоросле» Простаковы показаны ограниченными людьми, в «Горе от ума» Фамусовы – застывшие изваяния, которые отказываются жить честно. Все эти образы – предшественники Кабанихи и Дикого. Именно на эти двух персонажах и держится «тёмное царство» в драме «Гроза». Автор знакомит нас с нравами и порядками города уже с первых строк пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» В одном из диалогов между жителями поднимается тема насилия: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить… А между собой – то, сударь, как живут!

Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.

Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катя обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Кате не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.

Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства. Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катей. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катя сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?

Источник

Изображение «темного царства» в пьесе «Гроза»

В 1859 году была написана пьеса «Гроза». А «темное царство» в драме Островского — это представители купечества в выдуманном им городе Калинове. К ним относятся такие персонажи, как Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой. Через их образы автор поднял основные проблемы, которые происходили в общественно-политической жизни того времени.

Понятие определения темное царство

Вообще, такое название придумал Н. Добролюбов для описания отрицательных героев произведения и всего гнилого помещичьего устоя того времени в целом. Если говорить кратко, то такой образ жизни у персонажей города Калинова сложен веками и менять что-либо мало кто хочет. Все привыкли к тому, что для достижения своей цели и получения выгоды нужны лицемерные высказывания, ложь и мошенничество.

Контраст взаимоотношений богатых и бедных обнажает проблемы произвола, ущемления человеческого достоинства и воли. Благородство и честь для этих людей ничто.

Вымышленный провинциальный город Калинов отражает ситуацию во всей стране, где царят ложь и жадность, все завидуют друг другу и пытаются обидеть окружающих. Знакомясь с обстановкой и образом жизни обитателей этого места, уже с первых картин пьесы читатель может судить о купечестве того времени.

Семья Кабановых

Основная идея сюжета пьесы — конфликт между так называемым темным царством в лице Марфы Игнатьевны и ее невесткой Катериной — героиней со светлым внутренним миром. Это была девушка из небогатой семьи, хорошо воспитанная. Ей чужды ложь и лицемерие. Но героине пришлось вплотную столкнуться с настоящей тиранией в семье, в которую она вошла после замужества.

Супруг Катерины был добрым человеком, но слабохарактерным. Тихон являлся очень мягкотелым по натуре и поэтому не мог перечить своей матери, которая всячески донимала Катерину. Всеми делами ведала в доме именно она, Кабаниха. Ее основные характеристики:

Это человек, который пытается всех держать в страхе, строгом подчинении себе. Притом она не устраивает истерик, не повышает голоса, но медленно и верно изматывает своих домочадцев нравоучениями и постоянными упреками под благовидными предлогами.

Характеристика Дикого

Еще одно проявление самодурства и угнетения в драме «Гроза» представлено через образ Савла Прокофьевича. Дикой — зажиточный купец, пытающийся пополнять и приумножать свое богатство любыми способами, в этом лишь смысл его существования. Он чувствует себя хозяином города Калинова.

Герой является человеком невежественным и грубым, унижает всех окружающих. Но несмотря на это жители продолжают обращаться к нему, чтобы занять денег, даже зная, что получат отказ и очередную порцию презрения и обидных слов. Похоже, горожане даже и не пытались никогда бороться с такими законами в обществе, не стремились к переменам.

Ведет себя так Дикой только с людьми слабее него, теми, кто не оказывает никакого сопротивления. Если же он видит, что человек его не боится или высказывает свое мнение относительно устоев, быстро присмиряется. Побаивается он, к примеру, конторщика Кудряша. «Он слово, а я десять; плюнет да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану», — говорит персонаж. Не смеет ругать Дикой и Кабаниху. Главные черты, характеризующие героя:

Самые негативные эмоции в этом персонаже вызывает его родной племянник. Происходит так не из-за того, что Борис открыто льстит Дикому, находясь в ожидании получения денег, а потому, что у самого Савла Прокофьевича нет ни малейшего желания распрощаться с наследством.

Описание Бориса

При изображении этого персонажа автор показывает, что тот слегка не подходит «темному царству»: он мягок и благодушен. В отличие от своего дяди, не использует методы принижения и мошенничества. Но им, правда, тоже движет жажда наживы, поэтому нельзя сказать, что герой особо чем-то лучше.

Он страдает от деспотизма Савла Прокофьевича так, что готов бежать даже и в Сибирь, согласен оставить свою возлюбленную Катерину, что и делает в итоге. Однозначно его назвать жертвой «темного царства» нельзя, хоть он и не перечит, а беспрекословно выполняет все прихоти своего родственника, но делает это он ради обещанного наследства. Борис вполне мог бы оказать сопротивление и противостоять этому миру, но деньги для него были важнее.

Варвара — положительные персонаж произведения

Ярко выраженная безнравственность в пьесе противостоит непокорности ее «светлых» героев.

Все же есть люди, не желающие мириться с установленными порядками. Дочь Марфы Кабановой тому подтверждение. Этот женский персонаж является неоднозначным.

С одной стороны, она несогласна с жестокостью матери, но с другой, откровенных протестов она не выражает, патриархальным устоям не перечит. Это изворотливая девушка, которая смогла приспособиться к законам общества и легко готова пойти на обман ради своей выгоды. Она тайно встречалась с Кудряшом, даже сменила замок на калитке для беспрепятственных свиданий с любимым. Несогласие с укладом жизни в семье Кабановых для Варвары закончилось побегом из родного дома.

Светлый луч

Конечно же, это Катерина со своим богатым и высоконравственным внутренним миром. Забота и ласка родной матери воспитала в ней поэтичную и философскую натуру. Она стала заложницей устоев, сформировавшихся в городе Калинове. Ей приходилось терпеть и ненависть свекрови, и отсутствие поддержки со стороны мужа, который боится матери как огня.

Марфа Игнатьевна специально выставляла ее в плохом свете перед Тихоном, всячески пыталась задеть. Катерина мечтала и грезила о прежней свободе и счастливой жизни до замужества, но ее порядочность не позволила бы ей просто уйти из семьи. Она делится всеми своими переживаниями с Варварой и, похоже, так ей немного легче.

Свекровь ни на секундочку не жалела невестку. Она утверждала, что все должны уважать родителей. Конечно, так это и есть, но для Кабанихи почтение предполагало собой полное подчинение и послушание. Катерина очень остро воспринимала такие порядки в семье старой купчихи.

Жизнь в Калинове

Автор пьесы делает акцент не только на некоторых семьях, но и на существование всего городка, то и дело переходя от одного образа к другому. Крепостная система в Калинове предполагала ущемление прав и свобод бедного населения. Однако так вели себя Дикой и Кабаниха и со своими домочадцами. Эти собирательные образы явно раскрывают недостатки общества того времени:

«Темное царство» «поглотило» не только нравственность и доброту, но и свободу, и спокойную жизнь простых обывателей. В самом начале пьесы Кулигин объясняет Борису, как в их городе ведутся дела: помещик легко мог даже утаить то, что положено знать крепостному. Именно таким образом наживались на простом люде, копили для себя целое состояние.

Трагичный исход

Что же случается с главной героиней Катериной в этом жестоком алчном мире? Читатель видит, что ее тонкая душевная организация не выдерживает окружающей невежественности. Давление тьмы осиливает светлость Катерины. Перед кульминацией драмы автор не зря изобразил прощание девушки с Тихоном до его отъезда. Именно эта сцена ярко показала взаимоотношения между супругами в семье Кабановых.

Муж не понял Катерину и сказал ей не воспринимать все близко к сердцу. Угнетение героини усиливалось греховной влюбленностью к Борису. Получается, что девушка вступает в конфронтацию не только с окружающей средой, но и с самой собой. Пожалуй, в этом трагизм положения героини делается еще сильнее.

Тревожные мысли о неправильности ее действий приводили к навязчивым думам о самоубийстве. Чувство безысходности ее охватило в тот момент, когда она, пытаясь убежать от своей судьбы, поддерживала связь с Борисом, который, к сожалению, не проявил никакой готовности взять ответственность за счастье девушки, чем показал, что не сильно-то отличается от того же Тихона.

Можно с уверенностью сказать, что резонанс от протеста Катерины был. На этот раз тиранам и угнетателям удалось подавить непокорность установившемуся укладу. Но это ненадолго, очень скоро всему придет конец, и властвование самодуров сменится справедливостью и равенством. И сейчас уже известно, что буквально через несколько лет крепостные получили свободу и права, которых так давно жаждали.

Злость, желание подчинять себе слабых и унижать их, жить за чей-то счёт — всё это есть в сердцах обитателей Калинова. Вероятно, автор стремился как можно точнее передать характеры персонажей, выявить их пороки, чтобы каждый читатель уже в настоящее время мог изменить себя к лучшему и искоренить все те плохие стороны, которые были присущи героям Островского в пьесе «Гроза». Сочинение «Темное царство» по драме Александра Николаевича может попасться в заданиях на ЕГЭ. Также материал статьи поспособствует подготовке к открытому уроку по литературе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *