На чем держится венеция
На чем стоят дома в Венеции. Как строилась Венеция
Нередко толчком для создания настоящих шедевров искусства выступает безысходность. Ярким примером тому служит Венеция – самый романтичный город мира, который ежегодно посещает более 20 млн. туристов. Зарождение Венеции приходится на V – VI века. Это время, когда с востока на величественную Римскую империю наступали варвары, опустошая все на своем пути.
Людям приходилось спасаться, они покидали свои дома и бежали… в лагуну Адриатического моря. Так на островах, которые между собой переселенцы соединяли земляными насыпями, появились первые селения. В результате получилось так, что город расположился частично на материке, а частично на воде. Например, островная часть Венеции располагается непосредственно на воде. Но на чем стоят дома в Венеции и как строилась Венеция? Об этом мы расскажем в нашей статье.
Секрет рождения города на воде
Все жилые дома, административные здания и даже мосты возводились на деревянных сваях по довольно интересной технологии. Подобрав место для строительства, люди вбивали в илистый грунт сваи, выполненные из особой породы древесины – лиственницы. Выбор в пользу лиственницы неслучаен, она отличается хорошей стойкостью к гниению и долговечностью.
Материал привозили в город из альпийского региона. Готовые сваи имели длину до 7 – 8 метров, невероятными усилиями их вбивали в грунт. Интересно, что венецианские грязи, которые преобладают в почве региона, очень плотно облегают деревянные сваи. Благодаря этому к дереву не поступает кислород, как следствие – на него не оказывают негативного воздействия насекомые и соленая вода. Это обеспечивает сваям защиту от быстрого разрушения – они способны прослужить ни одну сотню лет.
Как строилась Венеция?
Каждую сваю вбивали до момента, пока она не достигнет твердого грунта. После этого на подготовленное основание укладывали бревна пересекающимся методом. Укладка основания с применением данной методики позволяла достичь его максимальной устойчивости и прочности, а также равномерно распределить вес строения по всему периметру. Таким способом возводили фундамент будущего здания, на котором выполняли кирпичную кладку или укладывали мраморные плиты.
Постепенно Венеция приобретала свой неповторимый колорит. Но благодаря особенностям местности город выдержан примерно в одинаковом исполнении. Дело в том, что возводить здания высотой выше 5 этажей на таком грунте нельзя. Поэтому здесь преобладают дома высотой 2 – 3 этажа, а сводчатые входы, стрельчатые арки и узкие окна позволяют защититься от ветра.
Земля в Венеции стоила очень дорого и сегодня остается достаточно дорогой. В связи с этим «сухопутные» улицы города слишком узкие – на некоторых улочках двум человекам разойтись крайне сложно. Самой просторной частью города является знаменитая площадь Сан-Марко, которая располагается в самой низкой точке. Поэтому сама площадь, а также расположенные на ней базилика Сан-Марко и Дворец дожей, постоянно затапливает. Впрочем, продуманная система ливневой канализации творит чудеса – спустя несколько часов вода уходит.
Борьба за выживание
Постепенное и неизбежное погружение в воду – серьезная насущная проблема, с которой венецианцам приходиться бороться с самого начала основания города. В связи с этим город дважды перестраивали, поскольку люди создавали новое жилье на более высоких островах. Однако только в прошлом веке Венеция погрузилась под воду еще на 23 см. Такие темпы затопления несут огромные риски – местные жители не рискуют строить новые дома.
Предыдущие статьи
Празднование Рождества в Италии
Празднование Нового Года в Италии
На чем стоит Венеция?
Человеческое упорство в достижении своей цели не знает границ. Голландцы десятилетиями планомерно отвоевывали у моря землю в стремлении увеличить территорию страны, французы и англичане проложили по морскому дну Ла-Маншский тоннель. Итальянцы решили не мелочиться – и еще в давние времена построили целый город, используя территорию ста восемнадцати маленьких островов.
Венеция «родилась» в мелкой песчаной лагуне Адриатического моря, что и предопределило всю дальнейшую судьбу города – вода стала проклятием и одновременно спасением Венеции. Спасением – из-за легкости швартовки торговых судов, благодаря которым город достиг небывалого расцвета, став «Золотыми Воротами» Европы. Проклятием – из-за того, что Венеция, едва получив жизнь, начала умирать. Медленное погружение уникального города в море не прекращается ни на минуту – на один сантиметр ежегодно.
Венеция изначально строилась на вбитых в зыбкий грунт деревянных сваях, материалом для которых служила лиственница. При взаимодействии с соленой морской водой структура ее древесины приобретает практически металлическую твердость и неподверженность гниению. Мудрость строителей прошлого помогла сохранить уникальное культурное наследие до наших дней – современные специалисты не беспокоятся за фундамент города, но бьют тревогу из-за постепенного смещения нестабильных донных слоев грунта.
Венеция сегодня – как замороженная в жидком азоте роза, которая рассыплется от одного лишь к себе прикосновения: перестроить ее, не нарушив хрупкий баланс надводной и подводной частей, невозможно. Возрастающее давление, причиной которого являются здания и многочисленные туристы (до 19 миллионов человек в год), грозит сделать город непригодным к жизни уже в 2028 году – если только современная наука не найдет способ спасти «Золотую жемчужину». Итальянские ученые уже вступили в борьбу с морем, чтобы спасти Венецию – в 2003 году стартовал проект «Моисей», использующий в качестве защиты города от приливов герметичные дамбы. Увы, пока все усилия приносят мало пользы, зато вызывают множество споров относительно экологической безопасности проекта.
Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации, по мнению современных ученых, является методика «выталкивания» песка из глубинных слоев участка морского дна, на котором расположена Венеция. Инженер Дж. Гамболати предложил пробурить вокруг города 12 семисотметровых скважин. Если с помощью этих отверстий накачать морской водой глубокие песчаные слои, это приведет к их разбуханию. По расчетам специалистов, такие действия позволят «приподнять» участок дна вместе с городом на 30 сантиметров. Впрочем, ученые не отрицают, что это лишь временная мера и окончательное спасение Венеции – дело следующего поколения.
Экскурс в историю возникновения Венеции: как и зачем она строилась на воде
Москва, 28.12.2020, 08:34:07, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Елена Даниленко.
Интернет-пользователи часто ищут ответы на вопросы: как выглядела Венеция до наводнения и было ли оно вообще, почему город стоит на воде и всё еще не тонет? Фактически Венеция никогда не подвергалась затоплению. На её улицах всегда стояла вода, и это не результат катаклизма: город намеренно построен на воде.
Но почему инженеры решили построить город на воде, а не на близлежащей земле? Чтобы понять это, вернемся во времена, когда зародилась Венеция, то есть, в IV век нашей эры.
История Венеции: почему она построена на воде
Это невероятно старый город, на месте нынешней Венеции всегда были острова и болота. Первые поселенцы прибыли на остров из близлежащих земель: о них сегодня мало что известно, равно как и о временах основания Венеции.
В IV веке в Римскую империю вторглись дикие варвары: они грабили и разрушали всё, что стояло на их пути. Жизнь в распадающейся Римской империи становилась все более опасной. Люди постепенно бежали на островки: сначала только во времена нашествий гуннов (например, когда в 452 году правитель гуннов разрушил Аквилею — город на материке, принадлежащей венецианцам).
Выхода не было:,нужно было заново строиться в болотистых поселениях в надежде, что впредь острова, удаленные от материка, станут стратегически лучшим местом для защиты от захватчиков.
Так и случилось: на островах, где расположена Венеция, стали постоянно появляться первые поселения. Варвары, конечно же, пытались проникнуть туда в надежде устроить еще больше грабежей. К счастью, любого, кто хотел приехать в Венецию, было хорошо видно. Враг становился лёгкой мишенью для поражения огнём.
Между тем условия, в которых создавался город, были сложными и по другим причинам. Например, доступ к пище с суши не был чем-то само собой разумеющимся, нужно было есть в основном рыбу и первые трудноразвивающиеся культуры. А из-за отсутствия связи с врачами смертность поселенцев поначалу была высокой.
Как Венеция строилась на воде: как заливался фундамент
С самого начала дома строились на больших деревянных сваях, и для этого использовались лодки. Строители, стоя на кораблях, сначала отгородили большими сваями пространство, на котором должны были располагаться фундаменты. После того как были очерчены основы и закрыто пространство, воду изнутри откачивали, чтобы построить более мелкие столбы.
Сила характера и развивающаяся сообразительность поселенцев, проявленные в тяжелых условиях, помогли им построить исключительную защиту от вторжений извне.
Когда в 810 году Карл Великий попытался вторгнуться и завоевать острова, жители сняли с воды деревянные столбы, которые служили указателями на отмелях. Приливы и отливы в Венеции по сей день переносят песок в лагуну, вызывая изменение структуры дна. Только зная, где мелко, а где глубоко, можно пересечь лагуну на лодке, не застряв в иле. Когда корабли Карла Великого, прекрасно вооруженные и переполненные воинами, сели на мель, венецианцы окружили их и убили целые команды.
Всего через год после вышеупомянутой битвы в той части Венеции, которую мы знаем сегодня как главный город, была основана независимая от византийцев провинция. Затем в этих областях было учреждено епископство, и Карл Великий прекратил все претензии на эту территорию.
Из небольшого поселения рыбаков и нескольких торговцев Венеция превратилась в европейскую экономическую державу. На протяжении многих веков это был богатый город-государство, правивший всем Средиземноморским бассейном.
Все это завораживает! Причем, посетителей ошеломляет не только вид города на воде, и как он возник, но также и масштаб власти, которую он позже развил. И самое интересное — как за относительно короткое время была потеряна удивительная мировая держава.
Венеция – город, построенный на лиственнице
Все знают о прекрасной Венеции со всех сторон окруженной водной гладью Адриатического моря. Однако не многие задумывались о том, каким образом был возведен этот удивительный город на воде.
Песчаный грунт, на котором стоит Венеция, очень ненадежен. Именно поэтому строители возводили жилые и общественные здания на высоких сваях. Строительство велось на протяжении четырех столетий (с V по IX век н.э). Основная сложность заключалась в том, что для фундамента домов и мостовых был нужен материал устойчивый к воздействию воды. Для этих целей была выбрана лиственница. Большинство зданий в Венеции было построено на лиственничных фундаментах. И удивительный факт – при исследовании опорных конструкций в 1827 году (спустя почти 1200 лет после начала застройки) было обнаружено, что деревянные сваи, на которых стоит Венеция, под воздействием морской воды затвердели и приобрели прочность камня.
Лиственница – уникальное по своим свойствам дерево. Благодаря высокому содержанию смол, древесина устойчива к воздействию насекомых-вредителей и практически не подвержена гниению. По прочности эта порода сравнима с древесиной дуба, а под воздействием воды лиственница обретает дополнительную твердость, сравнимую с твердостью гранита или мрамора.
Лиственница – одна из самых распространенных хвойных пород на территории России. Особенно ценится древесина, произрастающая в Иркутской области, Красноярском крае и на Урале. Средняя продолжительность жизни лиственницы достигает 650-800 лет, однако, имеются экземпляры перешагнувшие отметку в 1000 лет.
Россия издавна поставляла древесину лиственницы в другие страны, в том числе и в Италию. Известно, что для строительства Венеции зачастую приобреталась сибирская лиственница. И даже в настоящее время, при замене старых свай на новые венецианские строители используют древесину, заготовленную в Пермском крае. Обычно для изготовления опорных конструкций применяются деревья в возрасте 400-500 лет, так как именно такая древесина обладает нужной прочностью и физико-химическими свойствами.
В настоящее время Венеция находится в сложной ситуации. Уровень воды с каждым годом становится выше, все чаще случаются наводнения. Чтобы спасти старинный город от разрушения, строители стараются укрепить опорные конструкции, заменяют старые сваи на новые. Из лиственницы производят не только сваи, но и опоры мостовых и набережных, а также разнообразные части гидротехнических конструкций. Город находится под патронажем ЮНЕСКО и благодаря этому прилагаются значительные усилия для того, чтобы сохранить красоту Венеции на многие годы.
Как строили Венецию
На протяжении многих лет не утихают слухи о том, что один из красивейших городов мира – Венеция – вскоре уйдет под воду. Мол, деревянные балки подгнивают, и город оседает в лагуну. Так это или нет – знают только специалисты. А некоторым интересно другое – как же могли люди без новейших технологий построить целый город на воде? Да еще простоявший столько веков.
Серьезно, как была построена Венеция? Венецианская лагуна вся в глине. Там нет камня, чтобы построить каменные основания домов. Для того, чтобы создать такой город, вы должны следовать изобретательной и тщательно продуманной стратегии.
И стратегия состоит в том, чтобы вбить в дно длинные заостренные шесты из дерева – подойдет дуб, лиственница или сосна, а затем построить дома на вершине. Это очень древняя техника. Этот метод существовал еще во времена Римской империи. Венецианцы просто усовершенствовали и развили его.
Первые поселенцы не использовали эту технику, потому что их дома были гораздо более простыми. Они были сделаны из дерева, тростника и глины и были легкими. Они просто строились на существующих островах, на песке.
По мере того как Венеция увеличивала свое значение, им требовалось больше пространства. Поэтому им пришлось строить там, где не было земли, прямо на воде. А позже дворцы стали тяжелее, и фундамент должен был быть прочнее. На самом деле, большая часть подстилающей дровяной площадки, на которой стои большая часть города, относится к 15-му и 16-му веку.
До этого строительство не было таким уж масштабным.
В нескольких метрах внизу под дном находится слой твердой глины, который называют карранто. Это очень мелкозернистый осадок, который претерпел процесс чрезмерной консолидации в субаэральной среде. Она выдерживает вес лучше, чем мягкая грязь. Каранто находится на различных уровнях.
Он может быть на глубине до двух метров или более десяти. По консистенции больше похоже на очень плотную резину, как материал. Инженер-строитель средневековья, вероятно, начинал с свай и по мере продвижения работ складывал их более или менее определенным образом.
Он знал по сопротивлению, была ли глина твердой или мягкой, и соответственно корректировал количество и расположение. Обычная предосторожность велела ему поставить больше свай под внешними стенами, где большая часть давления. Потому что не было возможности заранее определить структуру материала на глубине 5 метров вглубь морского дна. И вот так была построена Венеция: без лишних технологий, но с большим мастерством.
На самом деле, в Венеции нет ни одного здания, стоящего прямо. Большинство средневековых городов не имеют очень прочного фундамента, но ни один из них не является таким «волнистым», как Венеция. Это имеет смысл, если учесть, что она сидит на вершине воды. Если вы едете на пароме от Трончетто до Лидо и наблюдаете за колокольнями, когда вы проходите по каналу делла Джудекка, вы заметите, что все они наклонены.
Продолжая строительную технику… на вершине свай есть два горизонтальных слоя толстых, перекрещенных деревянных досок, а сверху – кирпичи и камни. Часть фундамента сделана из истрийского камня – плотного типа непроницаемого известняка с полуострова Истрия на территории Хорватии.
Внешняя стена также имеет коническую форму, чтобы лучше выдерживать вес здания. Истрийский камень достигает от дна канала до самого высокого уровня высокой воды, чтобы защитить внутреннюю часть земли от прямого контакта с водой.
Так почему же деревянные сваи не гниют?
Потому что они застряли в грязи и глине. А внутри них нет воздуха. Древесина не имеет никакого контакта с кислородом, и микроорганизмы, отвечающие за разложение, просто не могут выжить в такой среде. Вместо этого, минералы делают древесину еще толще и тверже. Когда колокольня на площади Святого Марка рухнула в 1902 году, сваи под ней все еще находились в более или менее идеальном состоянии спустя почти тысячу лет после постройки. И они превратились в камень…
Итак, ответ на вопрос: как была построена Венеция – лежит в сочетании гениального мастерства, природной среды и тяжелой работы. И все-таки стоит признать, что древние и средневековые инженеры знали толк в постройках и получении качественного материала.