На чем должны быть установлены крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3 тонн
На чем должны быть установлены крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3 тонн
Cranes. Rated capacity limiters. General requirements
Дата введения 2017-04-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «ЭГО» и Акционерным обществом «РАТТЕ»
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 декабря 2015 г. N 83-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июня 2016 г. N 560-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33712-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
Введение
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ограничителям грузоподъемности грузоподъемных кранов по классификации стандарта ISO 4301-1:1986* Cranes and lifting appliances; Classification; Part 1: General (Краны и подъемные устройства. Классификация. Часть 1. Общие положения) с учетом нормативных положений, содержащихся в стандарте ГОСТ 33709.1-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения».
Специальные требования к ограничителям грузоподъемности для различных типов кранов могут быть приведены в стандартах на эти краны.
Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).
1 Область применения
ОГП защищают грузоподъемные краны от перегрузок и опрокидывания. Особенности проектирования и применения ОГП должны быть адекватны степени опасности эксплуатации крана с учетом анализа риска возникновения отказов его конструктивных элементов.
ОГП запрещают подъем груза при перегрузке крана, обеспечивают крановщика (оператора крана) эксплуатационной информацией и не являются средствами измерений. При использовании в конструкции ограничителей элементов, являющихся средствами измерений, информация об этом должна содержаться в эксплуатационной документации на ОГП.
ОГП не предназначены для учета веса грузов, перемещаемых краном.
Краны должны оснащаться ОГП согласно требованиям ГОСТ 32575.1, а также в том случае, если:
— имеется опасность их опрокидывания;
— допускается вероятность перегрузки крана по технологии производства;
— краны имеют переменную (по длине моста, по вылету и т.д.) грузоподъемность.
Стандарт не распространяется на краны:
— применяемые в интересах обороны и безопасности государств, упомянутых в предисловии, как проголосовавших за принятие данного межгосударственного стандарта, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме кранов общепромышленного назначения и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;
— применяемые на объектах использования атомной энергии (кроме кранов общепромышленного назначения, предназначенных для транспортировки обычных грузов вне радиоактивных зон);
— установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
— на базе тракторов и экскаваторов, предназначенных для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
— предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение съемных грузозахватных приспособлений, с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием);
— для подъема створов (затворов) плотин, без осуществления зацепления их крюками.
Специальные требования к ОГП для различных типов кранов (стреловых, башенных, мостового типа, портальных, железнодорожных и пр.) могут быть приведены в стандартах на эти краны или ограничители.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний
ГОСТ 29322-2014 (МЭК 60038:2009) Напряжения стандартные
ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации
ГОСТ 31272.1-2002 Краны грузоподъемные. Обучение крановщиков. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 32575.1-2015 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 32575.2-2013 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 2. Краны стреловые самоходные
ГОСТ 32575.3-2013 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 3. Краны башенные
ГОСТ 32575.4-2013 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 4. Краны стреловые
ГОСТ 32575.5-2013 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33713-2015 Краны грузоподъемные. Регистраторы параметров работы. Общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1 и ГОСТ 33713.
4 Назначение
4.1 Функциональные требования к ОГП установлены в ГОСТ 32575.1.
4.2 У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики (например, для работы в условиях различных режимных групп), должно быть устройство для переключения ОГП на выбранную характеристику. Это устройство должно обеспечивать автоматическое переключение ОГП на соответствующий режим работы, включение световой индикации в кабине крановщика (оператора крана) в поле его зрения и сигнализирующего о работе крана на данной характеристике.
4.3 Требования к диапазонам срабатывания ОГП для различных типов кранов установлены ГОСТ 32575.1, ГОСТ 32575.2, ГОСТ 32575.3, ГОСТ 32575.4, ГОСТ 32575.5.
4.4 После срабатывания ОГП должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.
4.5 При срабатывании ограничителя должны автоматически включаться звуковая и световая сигнализации согласно ГОСТ 32575.1 и [2].
4.6 ОГП должны работать автоматически во всем диапазоне грузовых характеристик и для всех конфигураций крана, разрешенных его изготовителем.
4.7 Допускается совмещение функций ОГП в составе одного технического устройства с другими функциями, например:
— ограничителей рабочих движений, например, для автоматической остановки:
а) механизма подъема грузозахватного органа (кроме электрических талей, оснащенных муфтой предельного момента) в его крайних верхнем и нижнем положениях;
б) механизма изменения вылета, угла наклона стрелового оборудования и пр.;
в) механизма передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек;
г) механизмов передвижения мостовых, козловых, консольных, портальных кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути и на параллельных путях и пр.
ГОСТ 33166.1-2014
Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения
Купить ГОСТ 33166.1-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Устанавливает общие требования к механизмам грузоподъемных кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации.
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4.1 Критерии проектирования механизмов
4.2 Общие требования к механизмам
4.5 Неиспользуемые механизмы
4.6 Гидравлические и пневматические приводы
4.7 Зубчатые передачи
4.8 Требования к канатным механизмам
4.9 Требования к цепным механизмам
4.10 Требования к грузозахватным органам
4.11 Изготовление и обслуживание
Дата введения | 01.01.2016 |
---|---|
Добавлен в базу | 12.02.2016 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Этот ГОСТ находится в:
Организации:
Cranes. Requirements for mechanisms. Part 1. General
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
Требования к механизмам
Общие положения
(ISO 10972-1:1998, NEQ)
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «РАТТЕ» (ЗАО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. № 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. №797-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33166.1-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.
5 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 10972-1:1998 Cranes — Requirements for mechanisms — Part 1: General (Краны. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения).
Степень соответствия — неэквивалентная (NEQ)
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
4.5.3 Если поворотный кран на стоянке должен находиться в режиме «флюгер», этот режим должен включаться с пульта управления. Режим должен включаться автоматически, если кран находится в нерабочем состоянии и/или отключен от электропитания.
4.6 Гидравлические и пневматические приводы
4.6.1 Общие требования
4.6.1.1 Гидравлические и пневматические приводы, устанавливаемые на грузоподъемных кранах должны соответствовать требованиям ГОСТ 30321, ГОСТ 18460, [4] и [5] 1 ).
4.6.1.2 Гидравлические и пневматические приводы и устройства управления должны быть устроены таким образом, чтобы никакие комбинации включения органов управления не могли вызвать движений механизмов, не предусмотренных оператором крана (крановщиком), кроме случаев, необходимых для работы устройства безопасности или блокировки.
4.6.1.3 Гидравлические и пневматические приводы должны быть снабжены следующими устройствами безопасности:
— предохранительными клапанами для ограничения давления в каждом контуре системы;
— устройствами, предохраняющими от падения груз или элементы конструкции крана при выходе из строя шлангов, трубопроводов и другой арматуры в каждом контуре системы;
— клапанами предельного давления в системе, ограничивающими давление, создаваемое насосами.
4.6.1.4 Давление, создаваемое насосом, должно быть не более давления, на которое отрегулирован клапан предельного давления в системе.
4.6.1.5 Конструкция гидравлических и пневматических приводов должна минимизировать любые риски при повреждении трубопроводов.
4.6.1.6 Конструкция трубопроводов должна позволять любые необходимые перемещения элементов гидро- и пневмооборудования в пределах технической характеристики крана.
4.6.1.7 Все элементы гидравлических и пневматических приводов, включая элементы управления, должны соответствовать расчетным нагрузкам, действующим на кран, и обеспечивать безопасное функционирование крана как при нормальной эксплуатации, так и в нештатных ситуациях, в том числе и при отключении источника питания, а также при проведении проверок и настроек крана.
4.6.1.8 Обратное перемещение механизмов должно быть ограничено или ограничено, особенно если это может повредить насосы или другие элементы гидросистемы. Если риск повреждения минимален, то достаточно указаний в руководстве по эксплуатации о быстрой проверке направления перемещения.
4.6.1.9 Максимально допустимое давление для труб и соединений должно превышать максимальное рабочее давление в системе на менее чем в 4 раза.
4.6.1.10 Все элементы гидро- и пневмоприводов, а также рабочие жидкости должны соответствовать условиям эксплуатации крана.
4.6.1.11 Для диагностирования гидро-и пневмоприводов должны быть предусмотрены контрольные точки для измерения давления в системе. Эти точки должны быть указаны на соответствующих схемах.
4.6.1.12 Должны быть предусмотрены (при необходимости) средства для удаления воздуха из гидросистемы.
4.6.1.13 Конструкция гидро- и пневмоприводов должна включать в себя предохранительные клапаны, предохраняющие систему от перегрузок, возникающих из-за внешних воздействий (например, температурное расширение рабочей жидкости) или неверных действий обслуживающего персонала (например, случайного наложения тормозов).
4.6.1.14 Клапаны, которые могут потребовать настройки в процессе эксплуатации, должны быть легко доступны.
4.6.1.15 Выбор гидравлических цилиндров осуществляется исходя из максимальной нагрузки в течение полного рабочего цикла. При этом должны быть приняты во внимание максимальное давление в цилиндре, расход, тип жидкости, тип и материал уплотнений и маслосъемных колец, а также размер и несущая способность подшипников.
4.6.1.16 Площадь поперечного сечения элементов контура гидропривода (шлангов, трубопроводов, клапанов, фитингов и т.д.) должна соответствовать давлению и расходу жидкости для минимизации риска нехватки рабочей жидкости и повышения ее температуры.
4.6.1.17 Устройство гидравлических приводов должно предусматривать полное и безопасное удаление рабочей жидкости (и заполнение системы) при ремонте и техническом обслуживании без попада-
^ На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52869-2007 (ЕН 983:1996) Пневмоприводы. Требования безопасности.
ния жидкости на землю. Слив рабочей жидкости из предохранительных клапанов должен осуществляться в гидравлический бак.
4.6.1.18 Гидравлические системы приводов должны предусматривать возможность контроля за уровнем загрязненности рабочей жидкости без разборки системы.
4.6.1.19 Штоки гидроцилиндров должны быть защищены от коррозии с учетом периода их бездействия.
4.6.1.20 Каждый гидроцилиндр должен быть снабжен запорным клапаном, удерживающим конструкцию при потере давления в системе. Запорный клапан должен быть предохранен от избыточно-годавления. Запорные клапаны должны быть встроены в гидроцилиндры. Допускается установка запорных клапанов вне цилиндра. В этом случае гидроцилиндр и запорный клапан должны быть связаны жесткой трубой.
4.6.1.21 Гидравлическая схема привода должна исключать полное или частичное опорожнение рабочих полостей гидроцилиндров.
4.6.1.22 При использовании гидроцилиндров одностороннего действия должно быть гарантировано ограничение выхода штока из гидроцилиндра.
4.6.2 Гидравлический бак
4.6.2.1 Г идравлический бак должен иметь объем достаточный для поддержания требуемого уровня рабочей жидкости при работе гидропривода, а также для всей рабочей жидкости, возвращаемой в бак при втягивании гидравлических цилиндров.
4.6.2.2 Объем бака должен быть достаточен для снижения температуры рабочей жидкости до уровня, указанного в документации изготовителя.
4.6.2.3 Уровень рабочей жидкости должен контролироваться по минимальной и максимальной отметкам на масломерном стекле. Применение щупов не допускается. При использовании на кране нескольких гидравлических баков они должны иметь разную маркировку.
4.6.2.4 Размер и положение сливного отверстия бака должны исключать турбулентность при сливе рабочей жидкости.
4.6.3 Фильтры
4.6.3.1 Гидро- и пневмоприводы должны включать фильтры для непрерывного удаления загрязнений из рабочей жидкости или воздуха.
4.6.3.2 Размер и пропускная способность фильтра должна быть достаточна для обслуживания всех компонентов системы при любых условиях в пределах технической характеристики крана и вязкости рабочей жидкости.
4.6.3.3 Фильтры должны быть выбраны и установлены таким образом, чтобы замена фильтрующих элементов выполнялась без разборки трубопроводов и слива рабочей жидкости из гидравлического бака.
4.6.3.4 Фильтры пневмопривода должны быть выбраны и установлены таким образом, чтобы замена фильтрующих элементов выполнялась без разборки трубопроводов.
4.6.3.5 Запрещается размещать фильтры в обратном трубопроводе тормозов во избежание их размыкания при загрязненном фильтре.
4.6.3.6 Фильтры гидропривода должны иметь индикаторы степени загрязненности фильтра. Для редко используемых механизмов допускается установка фильтров без индикаторов степени загрязненности при условии наличия в руководстве по эксплуатации указаний о периодичности очистки и/или замены фильтра. В этом случае допускается частичная разборка системы для освобождения корпуса фильтра. Если индикация загрязненности фильтра отсутствует, рекомендуется установить дополнительный трубопровод для перепуска жидкости при загрязнении фильтра.
4.6.4 Требования к установке элементов гидро- и пневмоприводов
4.6.4.1 Элементы гидро-и пневмоприводов должны быть установлены таким образом, чтобы максимально снизить риск внешних воздействий (например, атмосферные условия, несанкционированные вмешательства в систему, механические воздействия и т. п.).
4.6.4.2 Система трубопроводов должна быть спроектирована и установлена таким образом, чтобы в ней исключалось появление индукционных токов.
4.6.4.3 При прокладке трубопроводов из жестких труб следует учитывать податливость их опорных элементов.
4.6.4.4 Должны быть приняты меры против попадания загрязнений внутрь системы привода при сборке и установке элементов системы. Система должна быть тщательно очищена до начала эксплуатации.
ГОСТ 33166.1-2014
4.6.4.5 Конкретный тип рабочей жидкости должен быть указан на табличке на гидравлическом баке, либо указан в эксплуатационной документации. Использовать жидкость другого типа, либо смесь из такой жидкости с жидкостью, указанной в документации, запрещается.
4.6.4.6 На каждом пневмоаккумуляторе (ресивере) должна быть нанесена четкая маркировка величин начального и среднего (рабочего) давления. Маркировка должна сохраняться в течении всего времени службы ресивера.
4.7 Зубчатые передачи
4.7.1 Требования к проектированию
4.7.1.1 Нагрузки на зубчатые передачи, возникающие при любых предусмотренных условиях работы не должны превышать допустимых значений.
4.7.1.2 При проектировании зубчатых передач должны выполняться следующие требования:
— должны учитываться напряжения, возникающие вследствие термических деформаций;
— следует избегать ситуаций, при которых момент инерции вращающихся частей больше момента инерции неподвижных частей;
— следует отдавать предпочтение статически-определимым конструкциям;
— зубчатые передачи должны изготавливаться из материалов, соответствующих назначению и требуемой долговечности.
4.7.1.3 Зубчатые передачи должны соответствовать требованиям ГОСТ 21354, ГОСТ 16532, ГОСТ 19274, ГОСТ 9563, ГОСТ 13755, ГОСТ 2185, ГОСТ 1643 (для прямозубых и косозубых зубчатых передач) и ГОСТ 19624, ГОСТ 19326, ГОСТ 13754, ГОСТ 16202, ГОСТ 12289, ГОСТ 1758 (для конических передач). Допускается проектирование передач в соответствии с требованиями [6] — [12].
4.7.1.4 Размеры зубчатых передач должны выбираться в соответствии с передаваемым крутящим моментом, материалом, из которого они изготовлены, и группы режима работы механизма.
4.7.2 Корпуса зубчатых передач
4.7.2.1 Открытые зубчатые передачи должны быть оборудованы ограждениями в тех случаях, если имеется опасность для обслуживающего персонала во время работы илитехническогообслужива-ния крана.
4.7.2.2 Если зубчатая передача находится в корпусе (например, редуктор), он должен быть герметичен, его стыки должны уплотняться прокладками или герметизирующим составом. Редуктор должен соответствовать требованиям ГОСТ 31592.
4.7.2.3 Опоры зубчатых передач должны быть надежно закреплены и должны быть приняты меры против их смещения во время работы.
4.7.2.4 Конструкция корпуса зубчатой передачи должна обладать достаточной жесткостью для того, чтобы межцентровые расстояния сохранялись неизменными в любых рабочих условиях.
4.7.2.5 Сливные пробки, сапуны и масломерные устройства должны быть легко доступными.
4.7.2.6 Редукторы должны быть снабжены устройствами для их строповки.
4.7.2.7 Особое внимание должно быть уделено надлежащей смазке зубчатых передач и подшипников.
4.8 Требования к канатным механизмам
4.8.1 Стальные канаты, применяемые в канатных механизмах, должны иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241. Допускается применение канатов, изготовленных по международным стандартам (например, [13]), при наличии сертификата (свидетельства) изготовителя и обеспечения эквивалентного уровня безопасности. Выбор канатов должен осуществляться в соответствии с национальными требованиями государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта или [14].
4.8.2 Для канатных механизмов кранов должны использоваться канаты грузового назначения двойной крестовой свивки с линейным контактом проволочных прядей с органическим, неорганическим или металлическим сердечником (применение последних при многослойной навивке каната на барабан является предпочтительным).
4.8.3 В случаях, когда конструкция механизма исключает возможность кручения каната (например, тяговые канаты и канаты механизмов изменения вылета стрел), могут применяться канаты односторонней свивки.
4.8.4 При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя каната.
4.8.5 При проектировании канаты должны быть проверены расчетом по формуле
где F0 — разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по сертификату (свидетельству об их испытании);
Zp — минимальный коэффициент использования каната (коэффициент запаса прочности), определяемый по таблице 1 в зависимости от группы классификации механизма;
S— наибольшее расчетное натяжение ветви каната, Н.
Примечание — Если в сертификате дано суммарное разрывное усилие проволок каната, значение F0 может быть определено путем умножения суммарного разрывного усилия проволок на коэффициент 0,83.
4.8.6 Крепление и расположение канатов должны исключать возможность их спадания с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или с другими канатами.
4.8.7 При проектировании канатных механизмов следует избегать перегибов подвижных канатов в противоположных направлениях.
Таблица 1 — Минимальные значения коэффициентов использования канатов Zp
Примечание — Для автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно при выборе каната должна приниматься группа классификации механизма подъема не менее М4.
4.8.8 В конструкции канатных механизмов должно быть предусмотрено устройство, компенсирующее неравномерное распределение нагрузки между канатами.
4.8.9 Блочная система должна быть спроектирована так, чтобы исключалось проскальзывание каната относительно поверхности блока или другой направляющей.
4.8.10 Барабаны должны изготавливаться из материалов, соответствующих назначению и требуемой долговечности.
4.8.11 Выбор диаметров барабанов и блоков канатных механизмов производится по формулам:
где d— диаметр каната, мм;
Dp D2, D3— диаметры соответственно барабана, блока и уравнительного блока по средней линии навитого каната, мм;
hb h2, h3— коэффициенты выбора диаметров соответственно барабана, блоков и уравнительных блоков (таблица 2).
Таблица 2 — Минимальные значения коэффициентов выбора диаметров
Г руппа классификации механизма
Коэффициенты выбора диаметров
Г руппа классификации механизма
Коэффициенты выбора диаметров
Примечание — Допускается изменение коэффициента hv но не более чем на два шага по группе классификации в большую или меньшую сторону по сравнению с указанными в таблице 2 с соответствующей компенсацией путем изменения величины Z.p, указанной в таблице 1 на то же число шагов в меньшую или большую сторону.
4.8.12 Барабаны механизмов подъема со скоростями навивки каната более 100 м/мин необходимо подвергать балансировке.
4.8.13 Барабаны под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки.
4.8.14 Нарезка барабана механизма подъема должна быть выполнена таким образом, чтобы при наинизшем положении грузозахватного органа на барабане оставалось не менее двух витков каната со стороны закрепления каната, не считая витков каната под зажимным устройством, а при полностью намотанном канате — не менее одного пустого витка нарезки.
4.8.15 Необходимая толщина обечайки барабана определяется расчетом.
4.8.16 Расчетную толщину обечайки следует увеличить для компенсации возможного износа. Величина возможного износа определяется исходя из твердости материала барабана, условий окружающей среды, срока и условий эксплуатации.
4.8.17 Канатоемкость барабана должна быть достаточна для того, чтобы на нем поместился весь грузовой канат для любой схемы запасовки, разрешенной изготовителем.
4.8.18 В случае если по конструктивным соображениям намотка каната на барабан в один слой невозможна, следует предусмотреть устройства (например, канатоукладчик), обеспечивающие правильную и равномерную укладку каната на барабан в каждом слое.
4.8.19 С целью исключения возможности спадания каната с торца барабана гладкие барабаны и барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана, при этом реборды барабанов для канатов должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра. Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане. Допускается применение безребордных барабанов электрических талей, снабженных устройством, исключающим сход каната с барабана (канатоукпадчиком).
4.8.20 Поверхность реборд и других ограничителей должна быть ровной и быть выше внешней поверхности последнего витка каната не менее чем на 2 диаметра каната.
4.8.21 Радиус канавки винтовой нарезки барабана должен быть не менее 0,525 диаметра каната. Допуск на диаметр каната должен учитываться при определении величины радиуса канавки. Глубина канавки должна быть не менее 0,33 диаметра каната. Поверхность канавок должна быть ровной и не содержать поверхностных дефектов, способных повредить канат. Края канавки должны быть скруглены.
Примечание — У грейферных кранов при однослойной навивке каната на барабан механизма подъема и у специальных кранов, при работе которых возможны рывки и ослабление каната, барабаны должны иметь канавку глубиной не менее 0,5 диаметра каната при отсутствии устройства, обеспечивающего правильную укладку каната на барабане (канатоукладчика).
4.8.22 Крепление каната на барабане вместе с 1,5 запасными витками должно выдерживать усилие не менее чем в 2,5 раза большее, чем расчетное натяжение каната. При проверочном расчете коэффициент трения между канатом и барабаном принимается не более 0,1.
4.8.23 Если канат на барабане закреплен прижимными планками, то их должно быть не менее двух. При этом прочность каната на разрыв под зажимами не должна снижаться более чем на 20 %.
4.8.24 Длина свободного конца каната от прижимной планки на барабане должна составлять не менее двух диаметров каната. Расположение конца петли каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не допускается.
4.8.25 Если с барабана сходят два и более каната, то необходимо предусмотреть возможность регулировки их длины.
4.8.26 Место закрепления каната на барабане должно быть безопасным и легкодоступным для осмотра и обслуживания.
4.8.27 Блоки должны изготавливаться из материалов, соответствующих назначению и требуемой долговечности.
4.8.28 Поперечное сечение блока должно образовать канавку (ручей) для укладки каната. Радиус дуги канавки должен составлять от 0,525 до 0,63 диаметра каната. Реборды блока должны располагаться под углом от 30° до 60° между собой симметрично относительно оси симметрии сечения блока. При выборе величины угла между ребордами следует учитывать величину максимального угла схода каната с блока. Глубина канавки должна быть не менее 1,5 диаметра каната. Поверхность канавки должна быть ровной и не содержать поверхностных дефектов, способных повредить канат. Края канавки должны быть скруглены для облегчения попадания каната на блок.
4.8.29 При применении сдвоенного полиспаста должен быть установлен уравнительный блок или балансир.
4.8.30 Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен составлять не более 20 % от диаметра каната. В случае выхода каната из ручья блока из-за каких-либо повреждений канат не должен выпадать за пределы ограждающих конструкций блока.
4.8.31 Угол бокового отклонения каната от плоскости ручья блока или направления навивки на барабан не должен превышать 4° для любого положения грузозахватного органа. Для уравнительного блока этот угол не должен превышать 1,5°.
4.9 Требования к цепным механизмам
4.9.1 Общие требования:
— барабаны, приводные и направляющие звездочки и блоки должны быть спроектированы так, чтобы элементы цепей не подвергались дополнительному изгибу;
— элементы цепного механизма — барабаны, блоки, звездочки, цепи и т. д. должны быть согласованы между собой в части размеров и материалов из которых они изготовлены;
— ведущие звездочки механизма должны быть выполнены в одном блоке;
— при использовании цепного механизма используются гладкие барабаны.
4.9.2 Пластинчатые цепи, применяемые на кранах, должны соответствовать ГОСТ 191. Сварные и штампованные цепи, применяемые в качестве грузовых, должны соответствовать ГОСТ 228. Допускается применение цепей, изготавливаемых в соответствии с требованиями других стандартов (например,
[15] и [16]) при условии обеспечения эквивалентного уровня безопасности.
4.9.3 Отношение разрывного усилия цепи к номинальной нагрузке в цепи (коэффициент запаса прочности) должно быть:
— не менее 3 для пластинчатых и сварных грузовых цепей нормальной прочности, применяемых в механизмах групп классификации М1—М2, и не менее 5 для пластинчатых цепей механизмов групп классификации М3—М8;
— не менее 6 для сварных грузовых цепей нормальной прочности, работающих на гладком барабане (не менее 8 — для работающих на звездочке), механизмов подъема групп классификации М3—М8;
— не менее приведенных в таблице 3 для короткозвенных подъемных цепей класса Т (типов Т, DAT и DT) по [15].
Таблица 3 — Коэффициенты запаса прочности цепей класса Т