На чем едем брайан отрывок
Двойной форсаж Брайн и Роман получают тачки
Двойной форсаж Тедж зовет Брайана на гонку
на чем едем Форсаж
Форсаж 6 Fast Furious 6 Тедж скупает все машины на аукционе
на чем едем форсаж 2
Двойной форсаж Первая гонка Брайна
Двойной форсаж Гонка Брайна против камаро
Двойной форсаж Брайн показывает фак
На чем едем Форсаж
Я рвану на зелёный Финальная гонка Брайан против Доминика Форсаж 7 7
Мы болтаем или едем Форсаж 6
армянский форсаж на чем едем
Камео Доминика Торетто Тройной форсаж
Гонка в Гаване Доминик Торетто против Фернандо Форсаж 8
Брайн едет на гонку Двойной форсаж 2003
Смешные моменты в фильме Супер форсаж
Команда Доминика Торетто едет в Абу Даби Форсаж 7 2015
на чем едем форсаж
Автобусы еще ходят Двойной форсаж 2 Fast 2 Furious 2003 Фрагмент
Форсаж 4 Fast Furious Гонка
Подготовка к гонке Форсаж 4 2009
Форсаж 7 Концовка посвященная Полу Уокеру
Вождение в пол глаза Это я его научил Форсаж 2 2003
Гонка на полицейских машинах Брайан обгоняет Доминика Форсаж 5
Форсаж 3 Токийский дрифт отрывок концовки
Форсаж 2 Смешные моменты
Форсаж по нашему Kitfort Show Серия 7
Приминение функции ФОРСАЖ на бортовом компьютере ШТАТ ВАЗ 2107
Шон дерзит ДиКей Тройной форсаж Токийский дрифт отрывок из фильма
Форсаж Вин Дизель лучшие фразы из фильмов
Слушай ты Только у педиков в баке нитрометан Форсаж 4 2009
ВСЕ ТАЧКИ ИЗ ФОРСАЖА
ДВОЙНИК Пола Уокера SKYLINE Пола Уокера В ГОРОДЕ РЕАКЦИЯ ЛЮДЕЙ ФОРСАЖ 2
ФОРСАЖ 9 Трейлер 2 в кино с 19 мая
Первая встреча Торетто и Шоу Форсаж 7 2015
Погоня от копов Двойной форсаж 2 Fast 2 Furious
Обзор фильма Форсаж 9 Форсаж в космосе
Форсаж 1 2 3 часть под песню бадабум
Мы болтаем или едем Форсаж 6
Когда пересмотрел форсаж виндизель Shorts семья радисемьи
форсаж форсаж форсаж3 форсаж9 форсаж6 виндизель фильм кино гонки дрифт драки видео семья
Тема Общие положения 1 часть автошкола ФОРСАЖ г Хабаровск
Придурки на Пятерке Форсаж в лесу
Форсаж 8 2017 г Доминик на Кубе
Need For Speed Payback 2017 ДОДЖ ЧАРДЖЕР ИЗ ФОРСАЖ 1 Весь тюнинг
Мурад Форсаж 10 Дорога домой
Форсаж 8 Русский трейлер 2017
СУПЕР ФОРСАЖ 9 Прирожденный гонщик
форсаж едем на маленьком байке
Я сказал едем вместе Погоня в фильме Форсаж Хоббс и Шоу
Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу На Чем Едем Форсаж в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Двойной форсаж Брайн и Роман получают тачки длительностью 3 мин и 9 сек, размер файла 4.15 MB.
Gifted Da Flamethrowa Rain Drops Feat Dre Murray Ms Kimm
Yrs Leon Treated You Right
Boom Boom Loboda Pharaoh
M D Project Мальчишник Remix 2021
Hypersomnia The Whyers Red Oak
Vince Pringle Missing You
Dream Girl Chris Carsaydi
Ручной Дракон Отморозок Оригинал
Calle Stewie La Clave
Bubble It Feat Mr Shammi Fabian Mazur Trap Remix
Yrs Leon Frontstreet
Yrs Leon Young Rich Steppaz
Ганапи Абуев На Душе Дожди Текст
Venom One Is The Loneliest Number
Слезы Падали Девочка Плакала
Yrs Leon Blessings
The Next Thousand Years Twilight Music Sculpture
Difion Sweeta Berry Feat The Wav Gregory Stutzer Difion Mr Bello
Русские Сдавайтесь Русские Не Сдаются
Кори Амирхамза Нашид
Хиты 2021 Лучшие Песни 2021 Новинки Музыки 2021 Русская Музыка 2021 Russische Musik 2021
Deejaybigrob Cant Love Hoes Feat Big Kj Kontak
Как для «Форсажа 9» снимали концовку с «камео» Брайана О’Коннора
На самом деле сцену собрали из множества кусочков.
В финале девятой части «Форсажа» есть маленькое камео Брайана О’Коннора, персонажа погибшего актера Пола Уокера. Герои «Форсажа» собираются за столом, оставив пустой стул для Брайана, слышат звук мотора — и подъезжает Nissan Skyline GT-R О’Коннора. Сцена простая, но снять ее было нелегко.
На самом деле, рассказывает сыгравшая Мию актриса Джордана Брюстер, момент со столом и «камео» Брайана собирался по частям.
Создателям фильма не удалось собрать всех актеров в одном месте, поэтому они отыгрывали свои части сцены в разное время. Видимо, окончательный вариант встречи за столом собрали с помощью монтажа и компьютерной графики.
Некоторое время, продолжает Брюстер, сцену планировали снимать в «настоящем» доме персонажей «Форсажа», расположенном в Лос-Анджелесе. Однако из-за проблем с расписанием съемки перенесли в Лондон.
Еще у нас были проблемы с погодой. Когда на пару часов выглядывало солнце, мы мчались снимать, а потом на несколько часов заряжал дождь — приходилось сидеть и ждать.
Из-за отсутствия полного актерского состава на съемках сцены активно использовали дублеров. Например, вспоминает Брюстер, одного из персонажей сыграл водитель Джастина Лина, режиссера «Форсажа».
Несу я значит картофельный салат или что я там приготовила для барбекю, и вдруг вижу, что актера, которого мне надо обнять и поприветствовать на португальском, заменяет водитель Джастина. И я такая: «Джастин, а что вообще происходит?»
Во время съемок, вспоминает Джордана, на ней было три браслета: с именем Пола Уокера и именами детей Брайана О’Коннора и Мии. Таким образом актриса решила почтить память коллеги, погибшего в 2013 году.
Последняя кнопка 2
Последняя кнопка 2
Основная Информация
Оригинальная Трансляция
Детали
Написано
Режиссер
В главной роли
Содержание
Максим выпустил ролик «Когда выйдет Последняя Кнопка 2?» где так и не ответил на вопрос, но дополнил, что из-за определённых причин выход фильма переносится на первые числа мая.
В видео «Дорогая VS ДЕШЕВАЯ ЕДА» в начале ролика появилась вставка с шорт-трейлером и объявленной о даты премьеры фильма — 2 июня 2021 года.
В день премьеры в фильме обнаружились баги, из-за которых премьера перенеслась на 3 июня 2021 года. Релиз был запланирован на 15:00 по МСК, но из-за определенных проблем с загрузкой фильм был перенесен еще на несколько часов, хотя в своей Инстаграм-ленте Макс написал, что фильм задерживается, но точно выйдет в назначенный день.
В конечном итоге фильм все-таки вышел.
Трейлер [ ]
Трейлер вышел 11 марта на канале TheBrianMaps.
В ролях [ ]
Жанры [ ]
Боевик, драма, комедия, романтика
Краткое описание [ ]
После событий, произошедших в той злополучной хижине проходит 2 года. Брайн, Ботан и Оливия переехали в новую квартиру и живут спокойной жизнью. Однако Ботана одолевают кошмары по ночам и он решает провести своё независимое расследование. После долгих размышлений, он находит зацепку, которая раскрывает тайные замыслы, стоящие за корпорацией YouTube.
Сюжет [ ]
В начале фильма показываются отрывки из кошмара Ботана. Спящий Брайн получает на телефон напоминание о том, что ему надо принять таблетки. Брайн открывает телефон, смотрит на лежащую рядом баночку таблеток, однако в конце концов откидывает ее в сторону и ложится спать дальше.
Проснувшийся от кошмара Ботан оказывается в своей комнате, увешанной отрывками газет и прочих бумаг. Очевидно, сон что-то напомнил Ботану, потому что сначала он бежит к столу и роется в лежащих там документах, а потом садится за стол и начинает вести расследования, натыкаясь на видео на YouTube, в котором темноволосая длинноволосая девушка в маске кролика на гироскутере едет за ползущим по полу человеком, который оказывается известным блогером. Он молит о пощаде, но девушка хладнокровно убивает его, после чего блогер лишается со своей бриллиантовой кнопки.
Все сетевое сообщество в напряжении. Зверские убийства топовых блогеров Рунета не оставляет сомнений — мы имеем дело с маньяком. В полиции ничего конкретного не комментируют. На месте преступления обнаружены следы от гироскутера. Если вы располагаете информацией о местоположении преступника, сообщайте по телефону. — Новости
Ботан продолжает расследование, на фоне идут новости, где говорится о массовом убийстве популярных блогеров. Пока он перебирает бумаги и даже один раз ругается матом (что нетипично для Ботана, так как он старается не использовать ругательные выражения), он слышит шаги в другой комнате и вовремя выхватывает из стаканчика с канцелярскими принадлежностями циркуль, однако это оказывается всего лишь Брайн, который входит в комнату, поедая желейных червячков, и шутит насчет того, что Ботан опять пытается взломать почту их соседки. Ботан замечает, что ему очень не хватает и учебы после окончания института.
Ботан начинает рассказывать Брайну о том, что ему удалось раскопать в расследуемом деле. Брайн упрекает его, что с того момента, как они оказались втянуты в темную историю с популярной видео-платформой, прошло уже два года, и ему следовало бы успокоиться. Ботан велит Брайну вспомнить, что Подписчик говорил по телефону — про гномов, китайцев и бриллиантовые кнопки. Ботан разъясняет, что слово «гном», вероятнее всего, шифр — Генная Нейро Ориентированная Мутация; блогеры, которые работают в YouTube. После чего Ботан сует приятелю бумаги, подтверждающие то, что гномы были выращены искусственно. Так же сообщая что китайцы — настоящие блогеры, как и сам Брайн.
Далее показанна сцена из главного центра YouTube. Человек известный под именем Сергей Вражко засовывает брилинтовую кнопку убитого блогера в неизвестную конструкцию. Рядом с этой кнопкой стоят несколько других. На несколько секунд конструкция мигает красным цветом, а после снова становится синей. Вражко ухмыляется.
Тем временем у Брайна срабатывает уведомление о том что надо принять лекарство. Он быстро отходит в туалетную комнату. Оливия на него подозрительно смотрит.
Брайн подходит к зеркалу, открывает его и долго стоит и смотрит на баночку. После этого он вздыхает и закрывает зеркало. Но как только он его закрыл, он увидел в отражении Оливию, которая предлагает ему «пойти глянуть че то», на что Брайан соглашается.
Показывается кадр об убийстве блогерши в ванной. Пока блогерша стоит под струями, убийца в маске кролика заходит в ванную и убивает девушку. В слив течет кровь, которая была показанна в начале фильма.
Тем временем Брайн и Оливия сидят на диване и ищат что им посмотреть. Сначала включаются новости, в которых говорится, что была убита блогерша и похищена очередная бриллиантовая кнопка:
После этого включаются реклама магазина шуб на Кутузовском 94.
Ботан к этому моменту заканчивает взлом сети через которую Тигра передавал информацию в YouTube. Подключившись к веб-камере Вражко, оказывается что она заклеена. Брайн просит усилить звук, и оказывается что из всех блогеров остался только Брайн и Вражко приказывает кому-то уничтожить Брайна и его друзей, при этом оставив одного в живых для активации своего устройства. Также в разговоре упоминается некая «бывшая сотрудница».
В квартиру кто-то звонит, герои вооружаются. Оливия смотрит в глазок, за дверью стоит неизвестный парень. Оливия предполагает что это курьер, который перепутал адрес и решает открыть, не смотря на предостережение Ботана, дабы получить доставку на халяву. Парень представляется «Обществом защиты Тиктокиров» и просит расписаться в бланке. Оливия ставит крестик на весь бланк, после чего парень указывает на свой жилет, открывая который, Оливия обнаруживает что парень заминирован.
Камера крупным планом показывает офис YouTube, а также фотографию неизвестной девочки стоящей на столе в офисе Вражко. Вражко звонит Елене, которая выжила. Та сообщает, что упустила героев, и что с ними была Няня. Вражко приказывает ей вернутся к нему, говоря что «Няня сама приведёт их к к ним.»
После, Ботан поясняет, что кнопка способна к «Корпускулярно-волновому дуализму», на что Оливия требует переключится на понятный язык и угрожает Ботану создает ему в заднем проходе «Вакуумную турбулентность внутреннего сгорания». Брайан смотрит объявление о том, что Вражко собирает всех популярных блогеров в главном офисе YouTube.
Цитаты [ ]
А вот когда мы сидим дома на Ютубчике, сколько людей спасают мир в это время. пока мы не знаем? – Оливия
Всё это время мы не знали очевидных вещей. Вместо того, чтобы бежать и гнаться, иногда нужно остановиться и прислушаться к вещам, которые окружают тебя. – Ботан
Доминик Торетто – цитаты персонажа
Миллионы приходят, уходят, не в них счастье. Самым важным на свете всегда будут люди в этой комнате, вот здесь, сейчас.
Нельзя отворачиваться от семьи, даже если она отвернулась от тебя.
— Ну что ж, про тачки вроде все ясно. А как насчет твоей женщины?
— Главное — это глаза. Её глаза должны проникать в самую душу и видеть меня насквозь, без шелухи. На 20% ангел, на 80% дьявол. И очень земная. Не истерит, когда под ногтями черно от мазута.
— Моя жизнь длится всего 10 секунд – между стартом и разгоном.
— Ты хочешь взять полицейский участок?
— Ты с ума сошел!
— На кону 100 миллионов долларов.
— Ну-ка повтори.
— Я в деле.
Говорят, остаться в сердцах тех, кого мы оставляем, — значит не умереть.
Жизнь проста — ты делаешь выбор и не жалеешь о нём.
Все ищут острых ощущений, но самое важное — это семья.
Раньше я говорил, что живу гонками по четверть миль за раз.
Наверное, поэтому мы и были братьями. Потому что ты тоже так жил.
Нет ничего печальнее, чем зверь, запертый в клетке.
— Ты даже не попрощаешься?
— А мы и не прощаемся.
Ты всегда будешь со мной, ты всегда будешь моим братом.
Рано или поздно нас упекут за решётку или зароют по кусочкам в канаве. только не сегодня.
– Вот здесь построите гараж, соберёте с папой машину.
– Только чтобы первой машиной был Чарджер.
– Ну. лучше Скайлайн.
– Я же сказал, он ещё и Торетто.
Группа, которую мы ищем, ударила как гром и исчезла как дым. В одиночку ты к ним даже близко не подойдешь. Я гонялся за ними на четырех континентах в двенадцати странах, и поверь мне, я сейчас меньше всего хочу стоять тут перед тобой и как девочка-скаут умолять тебя купить печеньки.
«До конца времен». Глава из книги
Автор показывает, как в противоборстве двух великих сил — энтропии и эволюции — развертывается космос с его галактиками, звездами, планетами и, наконец, жизнью. …
Глава 1. Притяжение вечности
Начало, конец и все остальное
В назначенный срок все живое умрет. Три с лишним миллиарда лет, пока биологические виды, простые и сложные, искали свое место в земной иерархии, коса смерти отбрасывала свою неизбывную тень на цветение жизни. По мере того как жизнь выбиралась из океанов, шагала по суше и взмывала в небеса, биологическое разнообразие ширилось. Но стоит подождать достаточно долго — и баланс рождений и смертей, единиц в котором больше, чем звезд в Галактике, сойдется с бесстрастной точностью. Как сложится каждая конкретная жизнь, предсказать невозможно. Конечный итог любой отдельно взятой жизни заранее предрешен.
И все же этот неумолимый конец, неизбежный, как закат солнца, замечаем, кажется, только мы — люди. Разумеется, задолго до нашего появления и оглушительные раскаты грома из грозовых туч, и яростное буйство вулканов, и трепетная дрожь колеблющейся земли заставляли разбегаться в ужасе все, что способно было разбегаться. Но такое бегство — инстинктивная реакция на непосредственную опасность. Жизнь в основном живет настоящим моментом, и страх порождается непосредственным восприятием. Только вы, я и остальные представители рода человеческого способны рефлексировать над отдаленным прошлым, представлять будущее и сознавать, что впереди нас ждет тьма.
Следствием этих многотысячелетних попыток стала наша увлеченность всем, что — в действительности или только в нашем воображении — имеет отношение к вечности: от пророчеств по поводу посмертия до учений о реинкарнации и молитв перед открытой всем ветрам мандалой. Мы разработали стратегии борьбы с осознанием собственной недолговечности и движения навстречу вечности — часто с надеждой, иногда с безропотным смирением. Замечательная способность науки рассказать понятным языком не только о прошлом, вплоть до Большого взрыва, но и о будущем — новация, привнесенная нашей эпохой. Вполне возможно, что за пределами досягаемости наших уравнений всегда будет лежать сама вечность, но наш анализ уже показал, что Вселенная, которую мы знаем, преходяща. Ничто не вечно — от планет до звезд, от звездных скоплений до галактик, от черных дыр до закрученных туманностей. В самом деле, насколько мы можем судить, конечна не только жизнь каждого отдельного индивидуума, но и жизнь вообще. Планета Земля, которую Карл Саган назвал «пылинкой, подвешенной в солнечном луче», — хрупкий цветок в великолепном космосе, который в конечном итоге станет бесплодной пустыней. Пылинки, близкие или далекие, танцуют в солнечных лучах одно лишь мгновение.
И все же здесь, на Земле, мы отметили свое мгновение поразительными достижениями мысли, творчества и изобретательности, поскольку каждое поколение строило свое на фундаменте достижений тех, кто ушел раньше; мы искали ясность в вопросе о том, как возникло все вокруг, пытались разобраться в том, куда все это движется, и жаждали ответа на вопрос о том, почему все это имеет смысл.
Таков сюжет этой книги.
Истории почти обо всем
Наш биологический вид обожает истории. Мы вглядываемся в реальность, подмечаем закономерности и объединяем их в нарративы — рассказы, способные захватить, научить, поразить, развлечь и взволновать. Множественное число — нарративы — здесь принципиально. В библиотеке человеческой мысли не существует одного-единственного тома, несущего в себе абсолютную мудрость, абсолютное понимание. Вместо этого мы написали множество вложенных друг в друга историй, зондирующих разные области человеческого познания и опыта, историй, которые препарируют закономерности нашей реальности при помощи различных грамматических и словарных средств. Протоны, нейтроны, электроны и другие существующие в природе частицы необходимы для изложения минималистической истории, для анализа структуры реальности, от планет до Пикассо, в терминах их микрофизических составляющих. Без метаболизма, репликации, мутаций и адаптации не обойтись в рассказе о зарождении и развитии жизни, при анализе биохимических механизмов работы замечательных молекул и клеток, которыми они управляют. Нейроны, информация, мысль и осознанность придутся кстати в истории о разуме, а с его развитием множатся и сюжеты — от мифа к религии, от литературы к философии, от живописи к музыке, — все они повествуют о борьбе человечества за выживание, воле к познанию, потребности в самовыражении и поиске смысла.
Всё это — продолжающие развиваться истории, и сложены они мыслителями, подающими голос из самых разных, подчас очень далеких друг от друга дисциплин. Оно и понятно. Сага, простирающаяся от кварков до сознания, — весьма объемная хроника. К тому же разные истории переплетаются между собой. Роман о Дон Кихоте обращается к человеческой жажде героического, которая раскрывается через образ хрупкого Алонсо Кихано, созданный воображением Мигеля де Сервантеса — живого, дышащего, мыслящего, ощущающего и чувствующего набора костей, тканей и клеток, который в период своей жизни поддерживал органические процессы переработки энергии и выведения отходов, основанные, в свою очередь, на атомных и молекулярных взаимодействиях, отточенных миллиардами лет эволюции на планете, выкованной из обломков взрывов сверхновых, разбросанных по всему царству космоса, зарождающегося из Большого взрыва. Но прочесть о приключениях Дон Кихота — значит получить представление о человеческой природе, которое осталось бы скрытым от нас, если бы заключалось в описании движений молекул и атомов странствующего рыцаря или было передано через подробный разбор нейронных процессов, протекавших в мозге Сервантеса во время написания романа. Хотя процессы эти, безусловно, связаны, разные истории, рассказанные разными языками и сфокусированные на разных уровнях реальности, приносят нам очень разные смыслы.
Во всей коллекции историй мы ясно видим две силы, играющие роль главных героев. В главе 2 мы встретим первую из них — энтропию. Хотя многим из нас энтропия знакома благодаря своей связи с беспорядком и часто цитируемому заявлению, что беспорядок всегда возрастает, на самом деле энтропия обладает тонкими свойствами, которые позволяют физическим системам развиваться самыми разными способами и иногда даже плыть, казалось бы, против энтропийного течения. Важные примеры этого мы увидим в главе 3, в частности, как элементарные частицы после Большого взрыва видимым образом попирают стремление к беспорядку и развиваются в организованные структуры, такие как звезды, галактики и планеты — и в конечном итоге в такие конфигурации материи, на которых происходит всплеск в потоке жизни. Вопрос о том, как включился этот поток, приводит нас ко второй из наших вездесущих сил — к эволюции.
Эволюция является главной движущей силой, стоящей за постепенными трансформациями живых систем, но на самом деле эволюция путем естественного отбора включается задолго до того, как первые формы жизни начинают конкурировать между собой. В главе 4 мы встретим молекулы, которые сражаются с другими молекулами и ведут борьбу за существование на арене неодушевленной материи. Молекулярный дарвинизм, как называют подобные химические сражения, раунд за раундом, — вот что, скорее всего, произвело на свет серию все более устойчивых конфигураций, породивших в конечном итоге те первые молекулярные наборы, в которых мы распознали бы жизнь. Подробности этих процессов — предмет исследований на самом переднем крае науки, но сегодня, после пары десятилетий колоссального прогресса, ученые сходятся во мнении, что мы движемся в верном направлении. Мало того, вполне может быть, что парные силы энтропии и эволюции — гармоничные партнеры на гоночном треке, ведущем к зарождению жизни. Может показаться, что идея такого партнерства звучит странно: в представлении публики энтропия есть прямой путь к хаосу и, кажется, полная противоположность эволюции и жизни, но недавние математические исследования энтропии подсказывают, что жизнь или, по крайней мере, жизнеподобные качества могут оказаться ожидаемым продуктом любого долгоживущего источника энергии, такого как Солнце, неустанно изливающего тепло и свет на молекулярные ингредиенты, которые конкурируют за ограниченные ресурсы, доступные на планете вроде Земли.
Миллиарды лет спустя, по мере того как этот долгий процесс продолжает разворачиваться, какой-то конкретный набор мутаций порождает формы жизни с повышенной способностью к познанию. Жизнь не просто осознает, но и осознает, что осознала себя. То есть некая жизнь обретает осознанное самосознание. Такие существа, способные к рефлексии, естественно, начинают испытывать интерес к тому, что такое сознание и как оно возникло: как может вихрь неразумной материи мыслить и чувствовать? Многие исследователи предвкушают механистическое объяснение, мы поговорим об этом в главе 5. Они считают, что нам необходимо понять мозг — составляющие его компоненты, его функции и связи — гораздо глубже и точнее, чем мы делаем это сейчас, а как только такие знания появятся, объяснение сознания придет само собой. Другие предполагают, что перед нами стоит куда более сложная задача, и считают, что сознание — самая запутанная головоломка из всех, какие мы встречали, и что для ее решения потребуются принципиально новые взгляды не только на сознание, но и на саму природу реальности.
Мнения становятся единодушнее, когда речь заходит об оценке влияния, которое наша когнитивная сложность оказала на поведенческий репертуар. За десятки тысяч поколений эпохи плейстоцена наши предки объединились в группы, существовавшие за счет охоты и собирательства. Со временем зарождающиеся ментальные умения обеспечили их повышенные способности к планированию, организации, коммуникации, обучению, оценке, обсуждению и решению задач. Используя повышенные возможности индивидуума как рычаг, эти группы обнаруживали в себе все более мощные общественные силы. Данный тезис ведет к следующей коллекции объяснительных эпизодов — тех, что сосредоточены на изменениях, сделавших нас такими, какие мы есть. В главе 6 поговорим об обретении языка и сформировавшейся позже одержимости пересказыванием историй; глава 7 поможет нам прозондировать один из жанров историй — тех, что служили прообразами религиозных традиций и переходными формами к ним; а в главе 8 рассмотрим давнее и широко распространенное стремление к творческому самовыражению.
Занимаясь поисками источника этих изменений, как обычных, так и сакральных, исследователи предложили огромное множество объяснений. Важнейшей путеводной звездой нам по-прежнему будет служить теория эволюции Дарвина, только теперь уже в применении к человеческому поведению. В конце концов, мозг всего лишь еще одна биологическая структура, эволюционирующая под действием селекционного давления, и именно мозг информирует нас о том, что делать и как отзываться на воздействие. За последние несколько десятилетий ученые-когнитивисты и эволюционные психологи разработали представление о том, что действием дарвиновского отбора сформировано не только наше тело, но и поведение. Таким образом, в нашей экскурсии по человеческой культуре мы часто будем задаваться вопросом, могло ли то или иное поведение повысить шансы на выживание и продолжение рода среди тех, кто в давние времена практиковал его, — и, соответственно, способствовать широкому распространению этого поведения среди многих поколений потомков. Однако, в отличие от противолежащего большого пальца или прямохождения — наследуемых физиологических особенностей, тесно связанных с конкретными типами адаптационного поведения, многие наследуемые характеристики мозга порождают лишь предрасположенности, а не конкретные действия. Мы подвержены влиянию этих предрасположенностей, но человеческая деятельность рождается в соединении поведенческих тенденций и нашего сложного, склонного к размышлениям, рефлексирующего разума.
Таким образом, другой наш маяк — несхожий с первым, но не менее важный — будет ориентирован на внутреннюю жизнь, которая идет рука об руку с нашими утонченными когнитивными способностями. Следуя путем, отмеченным многими мыслителями, мы придем к поучительному выводу: обретя способность к познанию, мы обуздали могущественную силу, которая со временем подняла нас до роли доминирующего на Земле биологического вида. Но ментальные функции, позволяющие конструировать, творить и выдумывать, — это те же функции, что компенсируют нашу ограниченность, которая в противном случае удерживала бы внимание исключительно на настоящем моменте. Способность вдумчиво манипулировать окружающей средой обеспечивает способность смещать точку зрения, подниматься над линией времени, обдумывать то, что было, и представлять, что будет. Однако, как бы нам ни хотелось, чтобы было иначе, достигнуть уровня «Я мыслю, следовательно, я существую» означает столкнуться на полном ходу с напоминанием «Я существую, следовательно, я умру».
Осознание этого факта, мягко говоря, смущает. И все же большинство из нас способны с ним справиться. И наше выживание как вида наглядно свидетельствует о том, что вся наша братия тоже была на это способна. Но как мы это делаем? 5 Если следовать одному из направлений мыслей, мы раз за разом пересказываем истории, в которых наше место в огромной Вселенной переносится на центральную сцену, а возможность полного исчезновения ставится под сомнение или игнорируется — или речь о ней попросту не заходит. Мы работаем в области живописи, скульптуры, движения и музыки и в своих произведениях получаем контроль над творением и наделяем себя могуществом, позволяющим одержать верх над всем, что имеет конец. Мы придумываем героев, от Геракла до сэра Гавейна и Гермионы, которые смотрят смерти в глаза со стальной решимостью и демонстрируют, хотя и фантастически, что мы в состоянии выиграть этот бой. Мы развиваем науку, учимся проникать в механизмы реальности, а затем трансформируем свои знания в возможности, которые более ранним поколениям показались бы достойными богов. Короче говоря, мы способны вкушать мед познания — проявлять гибкость мысли, которая, помимо многого другого, раскрывает перед нами экзистенциальные затруднения, — причем с удовольствием. Благодаря творческим способностям, мы окружили себя мощной защитой от того, что в противном случае внушало бы нам изнурительное беспокойство.
Тем не менее поскольку устремления не оставляют после себя окаменелостей, отслеживание истоков человеческого поведения может оказаться весьма затруднительным мероприятием. Возможно, наши творческие вылазки, от быков пещеры Ласко и до уравнений общей теории относительности, порождаются возникшей в результате естественного отбора, но слишком активной способностью мозга распознавать и разумным образом организовывать паттерны. Возможно, эти и родственные им занятия представляют собой утонченные, но адаптивно избыточные побочные продукты наличия достаточно большого мозга, освобожденного притом от необходимости тратить все время на создание убежища и добычу еды. Мы еще поговорим о том, что имеется множество теорий, но неопровержимые выводы от нас ускользают. Несомненно одно: мы воображаем, создаем и воспринимаем произведения, от пирамид до Девятой симфонии и квантовой механики, представляющие собой памятники человеческой изобретательности, долговечность которых, если не их содержание, стремится к бесконечности.
После этого, рассмотрев космическое происхождение, исследовав образование атомов, звезд и планет и оглядев бегло возникновение жизни, сознания и культуры, мы обратим свой взгляд на то самое царство, которое на протяжении тысячелетий — буквально и символически — одновременно разжигало и гасило наш космический страх. То есть мы заглянем отсюда в вечность.
Информация, сознание и вечность
Вечность наступит не скоро. На пути к ней многое еще произойдет. Восторженные футурологи и голливудские научно-фантастические зрелища помогают представить, как будут выглядеть жизнь и цивилизация через промежутки времени, которые хотя и значимы по человеческим стандартам, но бледнеют в сравнении с космическими масштабами времени. Экстраполировать будущее по короткому промежутку экспоненциального развития технологий — увлекательное занятие, но подобные предсказания, скорее всего, сильно разойдутся с тем, как на самом деле будут разворачиваться события. И это на относительно близких и осязаемых промежутках времени в десятки, сотни и тысячи лет. В космических масштабах времени предсказывать подробности такого рода — напрасный труд. К счастью, в большинстве тем, которые мы разберем, у нас будет более прочная основа для предсказаний. Мое намерение — изобразить будущее Вселенной яркими красками, но в самых общих чертах. На таком уровне мы сможем описать возможные варианты с разумной степенью уверенности.
Важно признать, что оставить свой след в будущем, лишенном обитателей, которые могли бы этот след заметить, — слабое утешение. Будущее, которое мы склонны представлять хотя бы косвенно, населено всевозможными вещами, которые нам небезразличны. Эволюция наверняка заставит жизнь и разум принять огромное множество форм, образовавшихся на разных платформах: биологической, вычислительной, гибридной — и кто знает, на каких еще. Но вне зависимости от непредсказуемых подробностей физической конструкции и природного контекста большинство из нас уверены в глубине души, что в очень отдаленном будущем жизнь того или иного сорта (и обязательно — разумная) будет существовать и, мало того, будет мыслить.
И это поднимает вопрос, который будет сопровождать нас на протяжении всего пути: может ли осознанная мысль существовать бесконечно? Или, может быть, мыслящее сознание, как тасманийский тигр или белоклювый королевский дятел, окажется неким высшим достижением, которое возникает на какое-то время, а затем исчезает? Я не имею в виду чье-то индивидуальное сознание, так что вопрос не относится к желаемым технологиям будущего — криогенной, цифровой, какой угодно еще, — способным сохранить конкретное сознание. Нет, я задаю вопрос: может ли феномен мысли, поддерживаемой человеческим мозгом, разумным компьютером, запутанными частицами, плавающими в пустоте, или любым другим физическим процессом, который окажется для этого пригодным, существовать в будущем сколь угодно долго?
Казалось бы, почему нет? Давайте подумаем о человеческом воплощении мысли. Возникло оно благодаря удачному сочетанию природных условий, и этим же объясняется, почему, к примеру, наше мышление происходит здесь, а не на Меркурии или комете Галлея. Мы мыслим здесь, потому что местные условия гостеприимны по отношению к жизни и мысли, и именно поэтому опасные изменения климата Земли вызывают большую тревогу. Гораздо менее очевидно, что существует и космическая версия подобной вполне логичной, хотя и местечковой, тревоги. Если рассматривать мысль как физический процесс (предположение, о котором мы поговорим подробнее), то неудивительно, что мышление может иметь место только при соблюдении определенных, достаточно жестких природных условий — происходит ли дело здесь и сейчас, на Земле, или где-нибудь в другом месте, там и тогда. Таким образом, рассматривая в общих чертах эволюцию Вселенной, мы определим, смогут ли эволюционирующие условия среды по всему пространству и времени бесконечно поддерживать разумную жизнь.
Наша оценка будет основываться на данных исследований в области физики элементарных частиц, астрофизики и космологии, позволяющих предсказать, как станет разворачиваться Вселенная в будущие эпохи, по сравнению с которыми время, прошедшее с момента Большого взрыва, покажется незначительным. Разумеется, в этом вопросе имеются большие неопределенности, и я, подобно другим ученым, живу в ожидании того, что природа, возможно, осадит наше самомнение и преподнесет сюрпризы, о характере которых мы пока даже не догадываемся. Но если сосредоточиться на том, что нам удалось измерить, пронаблюдать и рассчитать, то результаты поисков, изложенные в главах 9 и 10, не радуют. Планеты, звезды, звездные скопления, галактики и даже черные дыры преходящи. Конец каждого объекта обусловлен его собственной конкретной комбинацией физических процессов, охватывающих все, от квантовой механики до общей теории относительности, и в конечном итоге выдающих облако частиц, дрейфующих в холодном и спокойном космосе.
Как будет осознанная мысль чувствовать себя во Вселенной, переживающей подобную трансформацию? Язык, на котором можно задать этот вопрос и получить на него ответ, дает нам опять же энтропия. Следуя энтропии, мы встречаем более чем реальную возможность того, что сам акт мышления, предпринятый где угодно сущностью любого сорта, будет подавлен неизбежным накоплением природных отходов: в отдаленном будущем все, что способно думать, возможно, сгорит в тепле, порожденном собственными мыслями. Когда-нибудь сама мысль может стать физически невозможной.
Мы оплакиваем мимолетность собственного существования и утешаемся символической трансцендентностью — достоянием всех, кто в принципе принял участие в путешествии. Вас и меня там не будет, но другие будут, и то, что мы с вами делаем, что мы создаем и что оставляем после себя, влияет на то, что будет, и на то, как будет жить будущая жизнь. Но во Вселенной, которая в конечном итоге полностью лишится и жизни, и сознания, даже символическое достояние — шепот, адресованный нашим далеким потомкам, — исчезнет в пустоте.
В каком же положении мы тогда окажемся?
Размышления о будущем
Мы склонны воспринимать новую информацию о Вселенной разумом. Например, узнаём какой-то новый факт о времени, теориях объединения или черных дырах. Он на мгновение задевает разум и, если оказывается достаточно интересным, запоминается. Абстрактная природа науки часто приводит к тому, что мы долго размышляем над ее содержанием, и лишь затем, и то далеко не каждый раз, это понимание получает шанс затронуть нас внутренне. Но в тех случаях, когда науке все же удается затронуть и разум, и эмоции, результат может оказаться сильным.
Конкретный случай. Несколько лет назад, когда я только начинал думать о научных предсказаниях, касающихся далекого будущего Вселенной, мой опыт был в основном умозрительным. Я впитывал полезную информацию как увлекательный, но абстрактный набор озарений, порожденных математикой природных законов. Тем не менее я обнаружил, что если заставить себя на самом деле представить, что вся жизнь, вся мысль, вся борьба и все достижения суть всего лишь мимолетная аберрация на безжизненной в остальном космической шкале времени, то информация начинает восприниматься иначе. Я смог ее почувствовать. Ощутить. И я не стыжусь признаться, что первые несколько раз, когда я предпринял это путешествие, оно вышло мрачным. За десятки лет учебы и научных исследований мне часто случалось испытывать моменты восторга и изумления, но никогда прежде результаты в математике и физике не погружали меня в пустоту ужаса.
Со временем моя эмоциональная вовлеченность в эти идеи стала более утонченной. Теперь в большинстве случаев рассмотрение далекого будущего рождает во мне чувство покоя и сродства, как будто моя собственная личность почти не имеет значения, потому что ее полностью поглотило то, что я могу описать лишь как благодарность за пережитый опыт. Поскольку вы, более чем вероятно, не знакомы со мной лично, позвольте мне немного расширить контекст. Я открыт новому, но придаю большое значение точности. Я происхожу из мира, в котором утверждения доказывают при помощи уравнений и воспроизводимых данных, мира, в котором правильность определяется строгими расчетами, предсказания которых подтверждаются данными экспериментов цифра в цифру, иногда до двенадцатого знака после запятой. Так что когда я в первый раз испытал один из этих моментов спокойного сродства — я был тогда в кафе Starbucks в Нью-Йорке, — то отнесся к своим ощущениям с глубоким подозрением: может быть, в мой чай с бергамотом налили испорченное соевое молоко. Или, может быть, я просто схожу с ума.
И через все это нам будет сиять свойственный человеку дух поиска. Мы — амбициозные исследователи, стремящиеся охватить разумом всю огромную реальность. Столетия усилий осветили для нас темные ландшафты материи, разума и космоса. На протяжении грядущих тысячелетий освещенные сферы будут становиться все больше и ярче. Пройденный путь уже ясно показал, что реальность управляется математическими законами, безразличными к правилам поведения, стандартам красоты, потребности в общении, устремленности к знаниям и поискам предназначения. И все же посредством языка и истории, искусства и мифа, религии и науки мы сумели обуздать наш крохотный кусочек бесстрастного, неумолимого, механического развертывания космоса и дать слово нашей вездесущей жажде порядка, ценности и смысла. Это восхитительный, но преходящий вклад. Как покажет наша прогулка вдоль шкалы времени, жизнь, скорее всего, преходящее явление и все знание, полученное с ее появлением, почти наверняка исчезнет с ее завершением. Ничто не вечно. Ничто не абсолютно. Поэтому в поиске ценности и цели единственные актуальные озарения, единственные значимые ответы — те, что получаем мы сами. В конечном итоге перед нами — в краткий миг нашего существования — стоит благородная задача поиска нашего собственного смысла.
Отправимся же в путь.
* Ральф Уолдо Эмерсон — американский поэт и мыслитель. — Прим. ред.
1 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М.: Наука, 1993. С. 114 [В русском переводе, выполненном для издания 1910 года, дословность этой цитаты нарушена «. и для нас уже отравлены все источники радости». Однако выражение Джеймса про «червя в сердцевине» стало важной цитатой в англоязычной культуре. Поэтому в основном тексте перевод дается по: Шермер М. Небеса на земле. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — Прим. науч. ред.]
2 Ernest Becker, The Denial of Death (New York: Free Press, 1973), 31. Беккер считал, что доминирующее влияние на него оказал Отто Ранк.
3 Ralph Waldo Emerson, The Conduct of Life (Boston and New York: Houghton Miffl in Company, 1922), прим. 38, 424.
4 Эдвард Уилсон прибегает к слову «consilience» (совпадение, стечение), чтобы описать свое представление о том, как разрозненные знания сливаются воедино и дают более глубокое понимание. E. O. Wilson, Consilience: The Unity of Knowledge (New York: Vintage Books, 1999).
5 В последующих главах я представлю данные, указывающие на повсеместное влияние зарождающегося у человечества осознания собственной смертности, но поскольку неоспоримых данных, позволяющих судить о настроениях древнего человека, у нас нет, то вывод этот принимается не всеми. Изложение альтернативной точки зрения, согласно которой страх смерти — современный недуг, см., к примеру: Philippe Ariès, The Hour of Our Death, trans. Helen Weaver (New York: Alfred A. Knopf, 1981). Точка зрения Беккера, построенная на озарениях Отто Ранка, состоит в том, что наш биологический вид насквозь пропитан страхом смерти.
6 Набоков В. Память, говори. — СПб.: Симпозиум, 1999.
7 Robert Nozick, «Philosophy and the Meaning of Life,» in Life, Death, and Meaning: Key Philosophical Readings on the Big Questions, ed. David Benatar (Lanham, MD: The Rowman & Littlefi eld Publishing Group, 2010), 73–74.
8 Emily Dickinson, The Poems of Emily Dickinson, reading ed., ed. R. W. Franklin (Cambrige, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 1999), 307.
9 Henry David Thoreau, The Journal, 1837–1861 (New York: New York Review Books Classic, 2009), 563.
10 Franz Kafka, The Blue Octavo Notebooks, trans. Ernst Kaiser and Eithne Wilkens, ed. Max Brod (Cambridge, MA: Exact Change, 1991), 91.