На чем ездил горбачев
Кортеж для президента: на чем ездили советские и российские лидеры
Иосиф Сталин в последние годы жизни использовал для служебных поездок автомобиль ЗИС-115, разработанный по его личному указанию. Модель была создана на базе представительского ЗИС-110 на московском Заводе имени Сталина (ЗИС, ныне — АМО ЗИЛ). Основное отличие от прототипа заключалось в наличии бронезащиты: толщина стекол автомобиля доходила до 70 мм. Однако созданный для советского лидера автомобиль внешне практически не отличался от своего «гражданского» прототипа. Всего в 1948–1949 годах было выпущено, по разным данным, от 32 до 38 автомобилей ЗИС-115.
Никита Хрущев продолжил пользоваться продукцией столичного завода имени Сталина: поездки советский лидер совершал на полноприводном внедорожнике ЗИС-110-П.
После XX съезда КПСС предприятие было переименовано и стало носить имя директора завода Ивана Лихачева, превратившего его из небольшого предприятия в автогигант. В 1958 году по заказу Хрущева был спроектирован представительский ЗИЛ-111 (на фото). Также была создана версия с открытым верхом — ЗИЛ-111В. Именно на этой машине в 1961 году везли в Кремль вернувшегося после первого полета в космос Юрия Гагарина. Ее также использовали во время парадов на Красной площади.
По разным данным, в автомобильной коллекции Брежнева было от 49 до 324 машин. За время нахождения у власти генеральный секретарь использовал для поездок большое количество различных моделей, в том числе и ЗИЛ-111. Автомобили этой модели составляли правительственный кортеж, который во время покушения на Брежнева 22 января 1969 года был обстрелян у Боровицких ворот. В момент происшествия в подвергшемся нападению автомобиле находились космонавты Алексей Леонов, Андриян Николаев, Валентина Терешкова и Георгий Береговой, направлявшиеся в Кремль на вручение орденов. Сам советский лидер ехал в другой машине.
Последним автомобилем, которым Брежнев пользовался в официальных поездках, стал ЗИЛ-4104 (на фото). До 2009 года эта модель использовалась во время парадов на Красной площади.
В дальнейшем на базе ЗИЛ-4104 был создан ЗИЛ-41052, на котором ездили последний лидер СССР Михаил Горбачев и первый российский президент Борис Ельцин. Вес машины доходил до 6 тонн из-за круговой брони, защищавшей первых лиц государства от покушений. Всего с середины 1980-х до 1997 года было произведено около 20 таких машин, все — ручной сборки. В 2015 году один из таких автомобилей был выставлен на продажу за €1,5 млн.
С конца 1995-го и до 2007 года первый российский президент ездил на бронированном Mercedes-Benz S-Class Pullman. Изначально автомобиль был предназначен для немецкого канцлера Герхарда Шредера, но тот отказался от машины и передал ее Ельцину. Летом 2017 года этот автомобиль выставляли на продажу за 33 млн руб.
Проектом «Кортеж» занимается ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ) в партнерстве с компанией Sollers, он был запущен в феврале 2014 года. В рамках проекта планируется создать лимузин, внедорожник, седан и минивэн, предназначенные для первых лиц государства.
Автомобили первых лиц СССР и России служили не только им, но и народу
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев на отдыхе у автомобиля «Чайка», 1972 год
Однако лимузин — это лишь один из автомобилей проекта «Кортеж». На единой платформе сделаны и другие машины семейства — седан и микроавтобус. Ранее стало известно, что седан обойдется в 18 млн рублей.
От «Чайки» к Mercedes
Недавно президентский Aurus побывал в Екатеринбурге, где в музее Бориса Ельцина представлен автомобиль, на котором ездил первый президент РФ. С 1983 по 1985 год, когда Ельцин еще был первым секретарем Свердловского обкома, его служебным автомобилем была «Чайка» ГАЗ-14. Он собирался вручную на Горьковском автомобильном заводе, всего выпустили около 1120 единиц. В свободной продаже таких автомобилей никогда не было, они поступали только по распределению.
«По тем временам более высокой по классу машины, чем «Чайка» не было. Ее к нам доставили поездом. Стало приятным шоком то, что мы получили такой автомобиль. Далеко не все первые секретари обкомов имели подобные машины», — вспоминал водитель Ельцина Алексей Булгаков.
Уральцы были неравнодушны — смотрели, приветствовали, руками махали. Такая машина была редкостью для Свердловской области. Тогда на дорогах были «Волги», но в основном «Жигули» и «Москвичи».
Первый автомобиль, на котором возили Бориса Ельцина в должности президента был ЗИЛ 41052 — бронированный лимузин массой более 5 тонн. Этот автомобиль был оснащен восьми литровым мотором V8 на 315 лошадей. Такая массивная машина могла разгоняться до 190 километров в час. Так же стоит отметить, что в отличие от множества других автомобилей СССР в нем была установлена коробка-автомат.
ЗИЛ-41052 до сих пор остается одним из самых защищенных на планете. Испытания обстрелом и подрывом подтвердили, что несмотря на полученные повреждения, автомобиль мог своим ходом уйти из опасной зоны, а пассажиры могли остаться в живых.
Кстати, первый и последний президент СССР Михаил Горбачев тоже ездил на ЗИЛ-41052.
В 1994 году Ельцин пересел на Mercedes-Benz. Автомобиль S-класса он использовал до самой смерти.
Лихой водитель
Леонид Ильич Брежнев очень любил хорошие автомобили и быструю езду за рулем. По разным данным, в его коллекции были десятки, а то и сотни машин. Некоторые из них – подарки от других лидеров государств.
Так, например, президент США Ричард Никсон подарил Брежневу темно-голубой Lincoln Continental индивидуальной сборки на память о визите в Америку в 1973 году. На приборной панели была выгравирована надпись: «На добрую память. Самые лучшие пожелания».
Годом ранее Брежнев прокатил на Cadillac по Подмосковью госсекретаря США Генри Киссинджера.
«Мы мчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но он вряд ли осмелился бы остановить машину генерального секретаря партии»,
— приводит воспоминания Киссинджера портал «5 колесо».
Первым официальным автомобилем Леонида Ильича стал двухдверный Chevrolet Bel Air 1955 года выпуска, подаренный ему Никитой Хрущевым. Легенда гласит, что Никита Сергеевич тогда решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде — тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так и получилось — глава компартии Казахстана Брежнев получил ценный подарок.
Первый автомобиль уже знакомой нам «Чайки» ГАЗ-14 был преподнесен Брежневу в качестве презента на его семидесятилетие. Это была единственная машина этой марки, которую покрасили в темно-вишневый цвет.
Жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных седанов — он разгонялся до 230 км/ч. Этот автомобиль генсек получил в подарок от руководства итальянской партии.
Хранил свою коллекцию шикарных авто Брежнев в кремлевском гараже особого назначения и на даче в Подмосковье.
Подарки из США привозил и Никита Хрущев. Осенью 1959 года советский руководитель привез подаренный ему лимузин Cadillac Fleetwood 75 красного цвета, с бархатной обивкой салона, кондиционером и другими деталями авто представительского класса.
Иномарки у Хрущева не задерживались. Он часто дарил автомобили родственникам и знакомым. А Mercedes-Benz 300SL он передал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры для изучения бескарбюраторного двигателя.
Кабриолет Renault Florida получила дочь Хрущева Рада, двухместный Fiat 2300 достался сыну Сергею. Лимузин Rolls-Royce Silver Cloud был передан дому-интернату пожилых большевиков.
Любимая машина Сталина
Шикарный автомобиль полагался и Иосифу Сталину. Впервые служебный автомобиль появился у него сразу после Октябрьского восстания 1917 года, тогда Сталин вступил в должность народного комиссара по делам национальностей. Это был роскошный 6-цилиндровый 30-сильный Vauxhall 1914 года.
В годы Гражданской войны будущему генсеку был выделен огромный мощный 12-цилиндровый американский автомобиль Packard Twin Six. Эта мощная машина могла разгоняться до 130 км/ч. Сталину она нравилась за скорость и внушительный размер.
«Сталин обожал носиться по подмосковным дорогам на своем 12-цилиндровом «Паккарде» с откинутым тентом», — вспоминал начальник гаража Совнаркома Степан Гиль.
В 1935 году американский посол передал руководителю СССР подарок президента США Франклина Рузвельта – белый бронированный лимузин Packard Twelve массой свыше 6 т. Это была самая совершенная по техническим характеристикам модель с семиместным кузовом. Кстати, его потом перекрасили в «правительственный» черный цвет.
Машины марки Packard Сталин любил больше всего и продолжал пользоваться ими даже после того, как выпустили бронированный автомобиль ЗиС-115 массой 5 т и двигателем мощностью 162 лошадиных силы.
Первый бронированный автомобиль высшего класса для советской партийно-правительственной элиты — ЗИС-115 — был построен в конце 1940-х годов. Применялась особая система – бронекапсула. Эта защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Отличительной особенностью салона ЗИС-115 от базовой модели ЗИС-110 стало отсутствие стеклянной перегородки между водителем и пассажирским салоном. По легенде Сталин объяснял это так: «У меня нет секретов от народа и перегородку можно не ставить».
От Ленина до Горбачёва: все автомобили советских вождей
С техникой Владимиру Ленину откровенно не везло. Полосу неудач начала первая эмиграция Ильича, когда некий швейцарец на роскошном Rolls-Royce сбил велосипедиста Ульянова, а весь четырёхколёсный транспорт первого вождя Страны Советов то угоняли, то обстреливали. Поэтому единственной машиной, без приключений дожившей до сегодняшнего момента, стало транспортное средство, на котором. вождь мирового пролетариата никогда не ездил, — это броневик английской марки Austin. Согласно официальной легенде, с башни этой бронемашины, возвращаясь из эмиграции, за неимением более подходящей трибуны Ленин прочёл знаменитые «Апрельские тезисы» возле Финляндского вокзала.
После революции Ленин чаще всего разъезжал по улицам Петрограда на роскошном Turcat-Mery 1915 года выпуска. До этого машина сначала принадлежала Великой Княжне Татьяне, старшей дочери Николая Второго, а затем 50-сильным «французом» некоторое время обладал министр-председатель Временного правительства Александр Керенский. Историки откопали весьма занимательный эпизод из биографии этой машины: в декабре 1917 года Turcat-Mery угнали прямо со двора Смольного! Лучшие кадры ЧК быстро выяснили, что любимый лимузин Ильича украли контрабандисты, а сам автомобиль спрятан неподалёку от финской границы, в гараже пожарной части.
После угона основатель СССР перестал жаловать Turcat-Mery и пользовался другой французской техникой: из гаража Романовых для Ильича выкатили Delaunay-Belleville 45. Но отец революции довольствовался комфортом 6-цилиндрового лимузина буквально несколько дней. 1 января 1918 года Ленин пережил покушение: Владимир Ильич не пострадал, но бандиты изрешетили добротный закрытый кузов настолько плотно, что восстановить машину не смогли. После этого личным транспортом революционеру служил Renault 40CV, также позаимствованный из императорского собрания. Притом машина повторила судьбу Turcat-Mery: в январе 1919-го налётчики буквально вышвырнули Ильича из лимузина и были таковы.
Чтобы народ узнавал своего вождя (и не повторял подобных авантюрных угонов), товарищ Ульянов пересел на открытый Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л.с. Этот кабриолет из автопарка Михаила Романова (родного младшего брата императора Николая Второго), предназначенный для горных гонок, казался странным выбором: зачем нужна узкая, а потому не самая комфортная, и прожорливая машина? Но именно Серебряный призрак спас жизнь своему главному пассажиру. В Москве после покушения Фанни Каплан оказать помощь пострадавшему на месте было некому — будь не Rolls-Royce, а менее быстрый автомобиль, по дороге до Кремля Ильич скончался бы от кровопотери.
В конце 1910-х Леонид Красин (будущий полпред Советского Союза на территории Великобритании) начинает переговоры. о закупке партии Rolls-Royce для «молодой республики»! Странная потребность для разом обнищавшей страны, но 73 новенькие машины были поставлены советскому правительству. Один такой длиннобазный 73-сильный лимузин возил смертельно больного Ильича до самой кончины. Между прочим, на городских скоростях 7,4-литровый мотор расходовал немыслимые 2,5 ведра бензина на каждые 100 вёрст пути (или 28,7 литра на 100 км). Кстати, о смерти вождя мирового пролетариата сообщил именно его водитель Степан Гиль, добравшийся из Горок до Москвы на этом Silver Ghost.
Между прочим, зимой именно Rolls-Royce оставался единственным быстрым способом добраться до Горок. В 1921 году Ленин поручил Путиловскому заводу перевести автомобиль на «движители Кегресса». В своё время личный «шоффэр» императора Адольф Кегресс (позднее работавший на Citroen и, между прочим, фактически придумавший принцип работы коробки передачи DSG) сделал для Николая II необычные автосани: вместо задних колёс поставил гусеницы — те самые движители Кегресса, — а на передние установил лыжи. Для Ильича Rolls-Royce переделали по аналогичному рецепту, благодаря чему машину отличала фантастическая проходимость. Даже по заснеженной целине.
Следующий советский правитель, Иосиф Сталин, не любил ни «британцев», ни «французов», зато искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного Vauxhall императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась отцу народов после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил поистине роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. В столице, куда железный Иосиф вернулся после Гражданской войны, он сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Паккард. Разумеется, подходящий автомобиль вскоре нашёлся, и Сталин постоянно носился по подмосковным дорогам, откинув брезентовую крышу.
Но как только советская верхушка пересела на заказанные Красиным Роллс-Ройсы, Джугашвили пришлось отказаться от американского «дредноута». Зато сразу после Ленина появилась возможность закупить партию американских автомобилей: с 1925 года стали поступать Buick, Cadillac, Lincoln и, конечно, Packard. Для себя Сталин выбрал самый современный из Паккардов. В 1933-м 8-цилиндровый лимузин уступил место 12-цилиндровому фаэтону. Два года спустя американский посол, зная привязанности нового главы СССР, передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта — бронированный лимузин Packard Twelve наиболее свежей, 14-й серии.
Этот «броневик» на долгие годы станет любимым автомобилем вождя. На 6-тонной (!) 155-сильной махине Иосиф Виссарионович приезжал на тегеранскую, ялтинскую и потсдамскую конференции. Из окна шестиоконного лимузина осматривал поверженный Берлин. При этом Сталин постоянно повторял, что использование советской элитой автомобилей иностранного производства — плохой пример. После этих заявлений ленинградский завод Красный Путиловец по образу и подобию американского Buick-30-90 создал модель Ленинград-1, но главному заказчику новинка не понравилась. Разработку главного советского лимузина перепоручили Заводу имени Сталина, так появился представительский ЗИС-101.
В 1942 году перед работниками столичного автозавода, эвакуированного на Урал, была поставлена задача создать новое поколение представительского лимузина. Об автомобиле ЗИС-110 рассказывает материал «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов», но генсеку полагалась спецверсия этой машины — ЗИС-115. На тот момент созданный советскими специалистами шестиместный автомобиль скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту 162-сильную модель массой более 5 тонн как основной служебный автомобиль, но от полюбившегося Паккарда не отказывался до самой смерти.
Никита Хрущёв тоже любил американские автомобили. В 1938 году тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины разъезжал на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr, а после войны Хрущёв пересел на открытый Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей (до войны машина 1939 года выпуска возила по дорогам Германии посла США, но когда американское посольство было закрыто, Кадиллак национализировали и передали лично фюреру). На официальные мероприятия будущий генсек приезжал на служебном ЗИС-110, но водить личный Кадиллак старался как можно чаще. И даже забрал любимый «шестьдесят первый», когда перебрался из Киева на столичную работу.
В Москве «американца» со временем пришлось продать — за Хрущёвым закрепили бронированный ЗИС-115 и открытый ЗИС-110, так что Cadillac по большей части простаивал. Обе машины «любителю показать кузькину мать» нравились, но. В 1955 году Хрущёва на женевской конференции глав государств-победителей удивило, насколько совершенен огромный открытый Chrysler Эйзенхауэра и насколько устарел советский ЗИС-110. Никита Сергеевич отдал распоряжение как можно скорее создать нечто подобное. Поглядывая на Packard Сaribbean, наши инженеры выпустили ЗИЛ-111 (здесь снова будет правильно сослаться на заметку «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов»).
Но каково было удивление генсека, когда новейший ЗИЛ опять смотрелся бедным родственником! Теперь главу советского государства поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди. Поэтому из поездки по Штатам Хрущёв привёз культовый Cadillac Fleetwood 75 и пожелание «догнать и перегнать Америку». Зиловцы смогли только немного подправить внешность модели 111, сделав её менее похожей на Чайку, после чего лимузин получил индекс 111Г и прозвище «Григорий». На этом погоня за заокеанским автопромом закончилась.
Никита Сергеевич любил автомобили, и редкая его заграничная поездка обходилась без покупки подарка самому себе. Вот только Хрущёва отличала странноватая особенность: часто купленные или подаренные иномарки он. попросту дарил. Mercedes-Benz 300 SL, больше известный как Крыло чайки, генсек презентовал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы советские инженеры разгадали секрет заграничного «инжектора», кабриолет Renault Florida — дочери Раде, двухместный Fiat 2300 — сыну Сергею. А огромный чёрный Rolls-Royce Silver Cloud по поручению генсека передали дому-интернату пожилых большевиков, чтобы те на старости лет вспомнили Роллс-Ройсы ленинских времён.
Но, пожалуй, самым неистовым ценителем автомобильной техники среди всех вождей СССР следует признать Брежнева. В конце тридцатых один из руководителей Днепропетровского обкома компартии, тогда ещё молодой партийный работник, получил американский автомобиль Buick 90 Limited. И с этого момента стал заядлым автомобилистом. К своему закату генсек владел почти полусотней разнообразных машин! Притом последний экземпляр для своей коллекции четырежды Герой Советского Союза получил буквально за полгода до смерти: к празднику 9 мая 1982 года газовцы презентовали больному генсеку 8-цилиндровую (!) версию своей новинки, модели ГАЗ-3102.
Это про машины остальных правителей СССР можно рассказывать весьма обстоятельно, тогда как для автопарка Брежнева придётся ограничиться лишь перечислением наиболее примечательных экземпляров. За время правления «дорогого Леонида Ильича» гараж аппарата ЦК пополнился: Rolls-Royce Silver Shadow (1968) от предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte (1968) от итальянских коммунистов, Mercedes-Benz 600 Pullman (1969) от канцлера ФРГ Вилли Брандта, Cadillac Eldorado (1972) и Lincoln Continental (1973) от Ричарда Никсона, Nissan President (1973) от премьер-министра Японии, Rolls-Royce Silver Shadow от королевы Великобритании Елизаветы II.
При этом генсек очень любил сам ездить за рулём: «С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно», — вспоминал поездку на подаренном Кадиллаке госсекретарь США Генри Киссинджер. «Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге», — также делился воспоминаниями Ричард Никсон.
На каких машинах ездил Михаил Горбачёв? 24.02.2021
Эпоха перестройки стала одной из самых противоречивых вех современной истории России. Народы страны вдруг стали враждовать, и по-разному оценивать события вокруг них. Горбачёв стал этаким злодеем для одних, и кумиром для вторых. Но стоит отбросить политику, ведь всем будет интересно узнать, на чём же ездил первый Президент Союза?
Автопарк первого лица
1. ЗИЛ-4105 был, возможно, самым скромным из правительственной линейки авто, и в то же время основным ТС генсека. Машину ещё называли бронекапсулой за выдающиеся характеристики защиты экипажа. Длинна составляла 6.3 м, а дорожный зазор – внушительные 170 мм. Кузова изготавливались в Кургане, всего было сделано менее 30 штук. Мотор был типа V8 с отдачей 232 силы рабочим объёмом 7.7 л.
2. И снова продукция Лихачёвского завода под индексом 4102. Машина была выпущена в двух образцах. По сути, то были прототипы. Дизайн был интересным, но всё-таки несколько отставал от лучших представителей того времени. В стилистике кузова угадывается итальянская тема, приправленная «американской» под капотом. Снова большой атмосферный блок двигателя, который агрегатировался с автоматической коробкой передач. Машина была по истине уникальной, передовой разработкой для советских конструкторов.
4. ЗАЗ 968 был также в личном пользовании у Михаила Горбачёва. В юности он передвигался на данном заднемоторном заднеприводном авто. Машина выделяется воздушным охлаждением ДВС, высокой проходимостью и низким весом. Учитывая, что Ставропольский край уже тогда был аграрным, такой выбор ТС вполне логичен.
5. ВАЗ-2103 использовался в личных целях по непроверенным данным. Ходят слухи, что именно «тройка» была в распоряжении Горбачёва много лет назад. От 2106 она отличалась обилием хрома, и в каком-то смысле была красивее. Вот такие авто были в пользовании Президента страны в разные времена.