На чем ездил штирлиц
Все машины Штирлица. Раскрываем тайны фильма «Семнадцать мгновений весны»
Знаменитый сериал «Семнадцать мгновений весны» вышел на экраны 47 лет назад — в августе 1973 года. Харизматичный главный герой в исполнении Вячеслава Тихонова, держащий в напряжении до последней серии сюжет и очаровательная музыка Микаэла Таривердиева сразу же покорили советского зрителя. Популярность фильма была столь велика, что уже через три месяца после премьеры был запущен повторный показ киноленты.
Помимо ярких героев, которые на многие годы отложились в памяти зрителей, не последнюю роль в сериале сыграли автомобили. Действительно, кто не мечтал в детстве о «машине, как у Штирлица»? Мы решили разобраться, на каких автомобилях ездил легендарный разведчик, какие ляпы допустили создатели ленты и на чем в реальности по улицам военного Берлина мог передвигаться герой Вячеслава Тихонова.
В знаменитой книге Юлиана Семенова «17 мгновений весны» советский разведчик Макс Отто фон Штрилиц, которого сыграл Вячеслав Тихонов, ездил на роскошном Horch. На данный момент точно неизвестно, почему в своем произведении писатель не стал указывать точную модель автомобиля. При этом в одной из глав можно узнать, что машина была оснащена «усиленным мотором, урчавшим ровно и мощно». Во время езды на роскошном автомобиле главный герой предпочитал слушать радио. Чаще всего в динамиках Horch звучали «веселенькие песенки», которые специально ставили во время налетов союзной авиации на Берлин.
По одной из легенд, в одноименном фильме машиной Штирлица должен был стать Horch-853. Этот роскошный кабриолет начали в собирать в 1935 году. Автомобиль получил 5,0-литровый рядный восьмицилиндровый мотор мощностью 100 л.с., который работал совместно с 4-ступенчатой коробкой передач. В этом же году новинка удостоилась престижного звания «Автомобиль года» на Парижском автосалоне. Через два года в серию была запущена версия 853А с модернизированным двигателем, отдачу которого увеличили до 120 л.с., и понижающей передачей.
Создателям фильма удалось разыскать Horch-853 в единственном экземпляре в Москве. Автомобиль находился в частной коллекции и нередко принимал участие в съемах различных фильмов. Например, его можно увидеть в киноленте «Здравствуйте, я ваша тетя» или сериале «Щит и меч». По слухам, эта машина до войны принадлежала чуть ли не министру авиации Третьего Рейха Герману Герингу, однако убедительных доказательств этого факта обнаружить до сих пор не удалось.
К сожалению, договориться с владельцам роскошного кабриолета не получилось. Якобы, участие в 12-серийном фильме не укладывался в плотный график Horch-853, который в том время был просто нарасхват у советских киношников. Впрочем, стоит признать, что такая машина Штирлицу была совсем не по чину. Для штандартенфюрера — именно такое звание носил законспирированный разведчик — были положены автомобили попроще.
В сериале «Семнадцать мгновений весны» основной машиной советского разведчика стал более скромный Mercedes-Benz 230 W143. Хотя это был тоже не самый дешевый автомобиль в Германии. В те времена цена на четырехдверку составляла около 6 тыс. марок. Найти такие трофейные лимузины в СССР даже в 1970-х года не было проблемой. За всю историю в Германии было собрано более 20 тысяч Mercedes-Benz 230 W143, и многие из них после войны были вывезены в Страну советов старшими офицерами.
Другое дело, что большинство машин находились не в самом лучшем состоянии, а основной проблемой стала нехватка запасных частей. В итоге в съемках киноленты, которые происходили в Москве, Риге и Берлине, приняли участие три немецких лимузина. Один их них сейчас можно увидеть в музее Мосфильма. По свидетельствам очевидцев, машины на съемках часто ломались, а механикам нередко приходилось устранять всевозможные мелкие неисправности.
Премьера Mercedes-Benz 230 состоялась в 1937 году. Машина весила около 1,5 тонны и оснащалась 2,3-литровым мотором мощностью 55 лошадиных сил. Разогнаться лимузин мог до 126 км в час. Механическая коробка передач имела 4 ступени и была полностью синхронизирована. Хотя, с большой вероятностью, киношные Mercedes-Benz 230 оснащались другими моторами и коробками, которые были позаимствована у доноров. Оригинальные агрегаты лимузинов в ту пору, скорее всего, уже пришли в негодность. Например, в одной из сцен фильма Mercedes-Benz 230 можно увидеть «обутым» во внедорожные советские шины.
В реальности Штирлицу в качестве личного автомобиля больше подошел бы Opel Kapitan, который стал последней премьерой немецкой компании перед войной. Машина дебютировала в 1939 г. на автосалоне в Женеве и выпускалась в трех вариантах: двухдверный лимузин, четырехдверный лимузин и двухдверный кабриолет. На внутреннем рынке цены на машину стартовали от 3,5 тыс. марок. Всего с 1938 по 1940 год было выпущено 25 374 таких автомобиля.
Под капотом заднеприводного Opel Kapitan устанавливался 2,4-литровый мотор мощностью 55 лошадиных сил. Двигатель работал в паре с 3-ступенчатой механической коробкой передач производства Adam Opel AG. Автомобиль с современным несущим кузовом мог разогнаться до 125 км в час.
Кстати, Opel Kapitan все же появляется в фильме «Семнадцать мгновений весны». Именно на такой машине в одной из серий агенты гестапо следили за Штирлицем. Трофейные автомобили Opel Kapitan имели очень широкое распространение в СССР в послевоенные годы. Боле того, узлы машины были детально изучены советскими инженерами. Полученный опыт использовался при разработке ГАЗ-М-20 «Победа», однако о полном копировании речь в данном случае не идет.
К концу войны в Германии практически весь личный транспорт был изъят для нужд, терпящей катастрофу армии. Впрочем, советский разведчик в таком случае всегда мог воспользоваться служебным автомобилем с шофером. Такой машиной вполне мог стать Wanderer W 24. Автомобиль среднего класса начали выпускать в 1937 г. и комплектовали четырехцилиндровым мотором с отдачей 44 лошадиные силы. Машина весом в 1120 кг могла разогнаться до 108 км в час.
Автомобиль предлагался как в кузове четырехместный седан с двумя или четырьмя дверями. Кроме того, было выпущено около 300 версий в кузове кабриолет, которые сейчас являются настоящей редкостью среди коллекционеров ретро-машин. В сериале на Wanderer W 24 Штирлица привозят на встречу с агентом Клаусом.
Штирлиц вполне мог воспользоваться и услугами такси. Конечно, в 1945 году эта услуга уже вряд ли была доступна жителям Германии, однако в киноленте машины с шашечками мелькают в некоторых эпизодах. Так, создатели сериала решили использовать в качестве автомобиля такси седан BMW 321. Автомобиль со стильным дизайном считался для своего времени технически продвинутым и надежным. Например, машина могла без проблем ездить на бензине низкого качества.
В будущем это качество оценят советские граждане, в распоряжение которых после войны попадут трофейные автомобили. Седан комплектовался шестицилиндровым двигателем с верхнеклапанным газораспределением и независимой подвеской, а четырехступенчатую механическую коробку передач автомобиль позаимствовал у модели BMW 326.
Разгон до сотни занимал у BMW 321 36 секунды. По свидетельствам очевидцев, к явным минусам автомобиля относился достаточно узкий и тесный салон, а также неудобный доступ к багажнику. Поэтому в реальности седан был не слишком удачным выбором для перевозки берлинцев. В реальности же большую часть таксопарка столицы Германии в довоенный времена составляли машины Volkswagen.
Мерседес Штирлица: на каком автомобиле ездил штандартенфюрер?
Весна неумолимо близится к своей середине, а значит, 9 Мая совсем близко. По уже сложившейся традиции на главных телеканалах страны можно будет увидеть многосерийный советский художественный фильм «Семнадцать мгновений весны», снятый по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Драматическая история военного разведчика, попавшего в высшие чины власти гитлеровской Германии любима многими зрителями. Но не все из них когда-либо задумывались о том, на какой машине перемещается Штирлиц, главный герой картины.
В романе Семёнова разведчик был обладателем немецкого Horch.
Но в экранизации всё оказалось иначе. Во время съёмок эпопеи Татьяны Лиозновой было принято решение приобрести Mercedes-Benz 230 W143, так как эта модель была обычным автомобилем среднего класса в Германии довоенного времени. Именно благодаря этому решению Штирлиц пересел с Horch на другую немецкую классику.
Mercedes-Benz 230 W143 выпускался с 1937 по 1941 год, и за это время было произведено чуть более 20 тысяч автомобилей. За столь короткий промежуток машина успела сменить 7 различных корпусов, 3 из которых были кабриолетами, а 2 — лимузинами. На одном из них и ездил Штирлиц. Длина автомобиля варьировалась от 4400 до 4790 мм, а ширина оставалась неизменной и составляла 1710 мм.
Все Mercedes-Benz 230 оснащались шестицилиндровыми двигателями и развивали максимальную скорость в районе 120 км/ч. Автомобиль, использованный на съёмках, был выпущен в 1937 году и являлся одной из первых моделей серии, а значит, объём мотора составлял 2,3 л и выдавал мощность в 55 л. с. Коробка передач насчитывала четыре скорости.
На момент своего выпуска Mercedes-Benz 230 W143 стоил около 5 тысяч германских рейхсмарок, что делало его не самым доступным для граждан среднего достатка. Бытует мнение, что эта модель, как и Horch из оригинального романа, не подходила Штирлицу по статусу, и на самом деле разведчик вряд ли мог бы позволить себе что-то лучшее, чем Opel Olympia и его аналоги.
В наше время аналог автомобиля Штирлица можно приобрести у коллекционеров и реставраторов. В зависимости от состояния и года выпуска стоимость может достигать 7 миллионов рублей.
На каком автомобиле ездил Штирлиц?
Писатель Юлиан Семенов к историческим реалиям относился без пиетета. В самом знаменитом его романе «Семнадцать мгновений весны» знатоки и фанаты находят большое количество «ляпов». Специалисты же, изучающие нацистский период в истории Германии, не придираются к мелочам, а бьют по крупным целям и обнаруживают в культовой книге груды небывальщины.
По их словам, описанные Ю. Семеновым приключения Штирлица могли бы свободно произойти на Лубянке в Москве, но никак ни на Принц Альбрехт штрассе в Берлине. Не та культура, не то воспитание, не те привычки. Да и структура двух, казалось бы, схожих карательных органов существенно различалась. Так что Штирлица можно рассматривать одновременно и как «кривое зеркало Третьего Рейха», и как «кривое зеркало Лубянки».
Так, по воле Ю. Семенова Макс Отто фон Штирлиц разъезжает по Германии на автомобиле «Хорьх-853».
Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его «Хорьха» заурчал ровно и мощно.
Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу! Роскошный представительский автомобиль был для него явно «чужими санями». Звание штандартенфюрера СС соответствовало всего-навсего армейскому полковнику, а на «Хорьхе-853» ездили нацистские начальники высокого ранга. Потому этот автомобиль оброс легендами, одна из которых будет поведана ниже.
Но сначала о человеке, который дал этой легенде свое имя. Об Августе Хорьхе (August Horch) (1868−1951),
А. Хорьх родился в семье кузнеца в небольшом городке Винненден (Winnenden) неподалеку от Штутгарта. Закончив школу в тринадцать лет, он три года помогал отцу. И, кстати, в отцовской кузнице Август построил свое первое транспортное средство, велосипед. В двадцатилетнем возрасте юноша поступил в техникум в маленьком городке Миттвайда (Mittweida) в Саксонии и через три года стал дипломированным инженером. С 1891 по 1896 год он работал инженером в Лейпциге и на верфях в Ростоке.
В 1896 году А. Хорьх впервые увидел автомобиль К. Бенца и влюбился в только-только нарождающийся вид транспорта. Не долго думая, он написал К. Бенцу письмо с просьбой о приеме на работу и уже с 1896 года трудился на автозаводе в Мангейме. В 1899 году он стал директором этого завода, но решил начать собственное автомобильное производство. В 1899 году открывается предприятие «Horch & Cо Motorwagenwerke A.G.» в Кельне. В 1900 году из ворот этого предприятия выходит первый автомобиль Хорьха. На нем стоял двухцилиндровый бензиновый мотор мощностью 4−5 л.с.
А в 1902 году А. Хорьх переносит свой завод на восток Германии, в Саксонию, в городок Цвиккау. Производство автомобилей в Цвиккау оказалось успешным. Качество автомобилей «Хорьх» успешно конкурировало с качеством известных уже на рынке автомобилей «Бенц» и «Мерседес» конструкторов К. Бенца и Г. Даймлера.
Завод «Хорьх» был акционерным обществом. Стремление А. Хорьха совершенствовать автомобили вошло в конфликт с желанием акционеров вкладывать больше денег в развитие производства, чтобы получать прибыль от продажи уже зарекомендовавших себя автомобилей. Судя по всему, А. Хорьх был человеком горячим и хладнокровно «разрулить» возникший конфликт не смог. Поссорившись с советом директоров предприятия, А. Хорьх в 1909 году решил основать новую компанию и ушел из созданной им фирмы. Потеряв при этом не только хорошее место работы и жирный кусок бонусов, но и даже право распоряжаться собственным именем. Право использовать название автомобилей «Хорьх» осталось за заводом в Цвиккау.
Однако изобретательный инженер отыскал выход. Немецкое «хорьх» («слушать») он перевел на благородную латынь: «Слушай» — «Audi». Просто и красиво! И всего за несколько лет новая марка завоевала рынок. Такая скорость не удивляла, ведь у новой фирмы был могучий «интеллектуальный двигатель» — Август Хорьх. Который позже в своих воспоминаниях раскроет секрет своего успеха: «Я при всех обстоятельствах стремился строить только большие и хорошие автомобили из первоклассного материала».
Во время Первой мировой войны А. Хорьх все более — и не без удовольствия — погружался в дела административные. А после войны он, не теряя авторитета выдающегося автоконструктора, совсем устранился от проектирования автомобилей.
В начале 1930-х годов было принято решение объединить немецкие автопредприятия, чтобы они смогли выжить во время разразившегося экономического кризиса. В концерн «Auto Union», одним из руководителей которого стал Август Хорьх, вошли заводы DKW, Wanderer, Audi и Horch. Так А. Хорьх сумел отомстить своим давним обидчикам и возвратить под свою эгиду заводы, носящие его имя.
Влившись в «Auto Union», заводы «Хорьх» продолжали специализироваться на производстве дорогих представительских автомобилей. В 1935 году на Парижском автосалоне был представлен могучий «Хорьх-853».
К этому времени трофейный «Хорьх» перестал казаться машиной экстра-класса. Его затмили внушительные и дорогие, как коверкотовое пальто, советские «ЗИМы». Генерал продал «немца» директору Тушинского авиационного завода, и «Хорьх» служил тому верой и правдой еще 12 лет. И уже в совершенно раздолбанном виде его приобрел Александр Алексеевич Ломаков, известный в Москве коллекционер старинных автомобилей. Несмотря на свою «сокрушительную» фамилию, Александр Алексеевич имел умелые руки и за три года восстановил автомобиль до первоначального вида.
Автомобиль Геринга снимался во многих советских кинофильмах, но в «Семнадцать мгновений…» его заполучить не удалось. По этой причине Штирлиц-Тихонов и ездит в картине на «Мерседесе-230». Тоже машине неслабой.
Злые языки говорят, что легенду эту сам и придумал, для того чтобы поднять в глазах окружающих ценность одного из экспонатов своего музея. И что в самой той легенде немало нестыковок и ляпов. И, мол, совсем не Герингу принадлежала машина из ломаковской коллекции. Впрочем, что обсуждать? Легенда на то и легенда, чтобы быть красивой и не вполне правдивой. Совсем как знаменитый роман Юлиана Семенова.
Старые и новые анекдоты про Штирлица
«Штирлиц всегда спал как убитый. Его даже пару раз обводили мелом. » Советский разведчик из многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны» давно стал любимым героем анекдотов.
В нашей подборке – только смешные анекдоты про Штирлица, среди которых есть как новые и злободневные, так и нестареющая классика.
Штирлиц долго смотрел в одну точку. Потом перевел взгляд и посмотрел на другую.
«Двоеточие!» — догадался Штирлиц.
— А вот эти пальчики, Штирлиц, мы обнаружили на чемодане русской радистки.
— Группенфюрер, я советский разведчик.
— Да хоть американский! Почему без перчаток, позаражать нас всех хотите?!
Курица клевала носом.
«Наверное, не выспалась», — подумал Штирлиц.
Штирлиц уже три месяца слал в Центр одну и ту же шифровку:
4207 1801 2275 4408
6872 4589 5533 7928
3473 5600 1956 7639
Но тщетно: ни на одну из этих кредитных карт не поступало ни копейки зарплаты.
«Строго секретно! Лично в руки! Рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру!
Рейхсфюрер. »
Штирлиц положил ручку и задумался: «А может, всё-таки написать по-немецки?»
Штирлиц после очередного удачно выполненного задания ехал на «Мерседесе» в Берлин. Он не знал, что война скоро закончится, и ему, как Герою Советского Союза, подарят «Запорожец» вне очереди.
Впопыхах Штирлиц оставил секретные документы. На следующий день в Попыхи нагрянуло Гестапо.
В дверь кто-то вежливо постучал ногой.
— Безруков! — догадался Штирлиц.
Штирлиц сел на мотоцикл, хлопнул дверцей и уехал.
Штирлиц дал маху, Мах дал дёру, Дёр тоже неплохо дрался.
Штирлиц впервые в жизни впал в ступор, увидев в анкете вопрос: «Резидент — не резидент».
— Да не переживайте вы так, Штирлиц!- успокоил его Мюллер. — Это для налоговой.
Штирлиц сунул вилку в розетку, но ему тактично намекнули, что из розетки едят ложечкой.
Штирлиц дал пастору Шлагу наводку. Но пастор снова принес шнапс.
Штирлиц пьянствует с Мюллером.
Мюллер:
— Штирлиц, я знаю, вы русский резидент. Да, мы проиграли войну, но неужели вы думаете, что дома вас ждёт слава? Вас расстреляют или сошлют в Сибирь.
— Я так не считаю. Разведчика на родине ждёт почёт и уважение.
— Скажите ещё, что бывший шпион может управлять Россией, а в Германии будет канцлер в юбке. Вы перепили!
Когда на Берлин опускалась глубокая ночь, Штирлиц садился в свой Гелендваген и гонял по пустынным улицам. Эту привычку он приобрел в Москве, в разведшколе, и уже много лет не мог от нее избавиться.
Только я заметила, что в фильме «Семнадцать мгновений весны» у всех фашистов в досье написано «связей, порочащих его, не имеет», а у Штирлица — «в связях, порочащих его, замечен не был»?
Штирлиц оглянулся: хвоста не было.
«Оторвался», — подумал Штирлиц.
Прогуливаясь по лесу, Штирлиц заглянул в дупло. На него смотрели чьи-то глаза. «Дятел», — подумал Штирлиц. «Сам ты дятел», — подумал Мюллер.
— Стой! Кто идёт?
— Дождь, — быстро ответил Штирлиц и забарабанил пальцами по стеклу.
Штирлиц вёл двойную жизнь и очень надеялся, что хоть одна из них сложится удачно.
Автомобиль разведчика Штирлица — руль слева.
Автомобиль Джеймса Бонда — руль справа.
Автомобиль агента Малдера — руль где-то рядом.
Штирлиц сидел у окна и крутил козью ножку. Коза жалобно блеяла, но вырваться из крепких рук штандартенфюрера было нелегко.
«Думаете, легко работать на две Ставки?» — вздыхал Штирлиц.
Штирлиц попал в глубокую яму и чудом из нее вылез. «Чудес не бывает», — подумал Штирлиц и на всякий случай залез обратно.
Еще никогда телеканал «Россия» не был так близок к провалу. Штирлиц был арестован в первой же раскрашенной серии при попытке пройти в Рейхсканцелярию по пропуску с цветной фотографией.
Штирлиц вскрыл сейф Бормана и достал оттуда секретные документы. Вдруг появляется Борман: «Что вы здесь делаете?!» — «Жду трамвая, партайгеноссе!» — «Трамваи тут не ходят», — заметил Борман и вышел. Когда он через полчаса возвращается в свой кабинет, Штирлица там уже нет. «Надо же, — удивился Борман. — Уехал-таки».
Штирлиц пришел на встречу со связным в знакомый бар и заказал 100 грамм водки.
— Водка у нас закончилась еще два дня назад, — извинился бармен.
— Ну, тогда 100 грамм коньячку.
— Коньячок у нас закончился вчера, — огорченно сказал бармен.
— Ну, а пиво-то есть?
— Увы, закончилось сегодня.
«Значит, связной уже здесь», — подумал Штирлиц.
Весна 1943. Штирлиц празднует 9 Мая в одиночестве.
Из окна дуло. Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло.
Гиммлер вызывает своего сотрудника.
— Назовите двузначное число.
— 45.
—А почему не 54?
— Потому что 45!
Гиммлер пишет характеристику «характер нордический» и вызывает следующего.
— Назовите двузначное число.
— 28.
— А почему не 82?
— Можно, конечно, и 82, но лучше 28.
Гиммлер пишет характеристику «характер близок к нордическому» и вызывает следующего.
— Назовите двузначное число.
— 33.
— А почему не. А, это вы, Штирлиц.
Хотелось бы некоторым напомнить: быть россиянином, ездить на Мерседесе, владеть недвижимостью за рубежом, получать деньги от правительства другого государства и при этом иметь любовь соотечественников, может только Штирлиц.
Штирлиц всегда спал как убитый. Его даже пару раз обводили мелом.