На чем ездили хиппи
Ложе любви и хиппимобиль: как микроавтобус Volkswagen превратился в символ контркультуры
Volkswagen Transporter, изначально придуманный как универсальный автомобиль для жителей послевоенной Германии, получился настолько удачным и так ловко попал в исторический контекст, что из простенького авто превратился в настоящий культурный феномен. На этих микроавтобусах путешествовали хиппи, в них жили музыканты, поэты и бунтари, их использовали для агитации политические активисты — воистину универсальный автомобиль, правда немного не в том смысле, каким он задумывался.
Рассказываем о том, как Transporter стал символом контркультуры.
Первый микроавтобус Volkswagen T1 был выпущен в 1950 году. Это был семейный автомобиль, но с помощью нехитрых модификаций он легко превращался в грузовичок — идеальный вариант для обывателя, живущего в разбитой послевоенной ФРГ. Разумеется, позволить себе такое авто мог не каждый, однако конструкторы постарались максимально упростить и тем самым удешевить ходовую часть.
Трансмиссия Т1 была взята от Volkswagen Beetle, того самого малолитражного «жука», придуманного Гитлером для нехитрых нужд рядовых бюргеров. 4-х цилиндровый двигатель с задним приводом на 25 лошадиных сил и барабанные тормоза тоже перешли от «жука», по сути отличие было лишь в раме — на «транспортер» был установлен несущий кузов, опиравшийся на многозвенную раму. Даже при весьма скромной мощности движка Т1 мог перевозить 850-950 килограмм в зависимости от модификации. На родине его ласково прозвали Volkswagen Bulli (сокращение от Buslieferwagen, в переводе Bus — автобус, Lieferwagen — автомобиль для доставки товаров).
В 1967 году вышел в свет преемник Т1 — все такой же недорогой, но еще более мощный и вместительный Т2. Часть производства перенесли в Бразилию, примерно в то же время новый немецкий микроавтобус начал массово поступать с завода в Ганновере и в США.
Маркетинговый подход Volkswagen к линейке Т2 был примерно таким же, как в свое время и с «жуком» — это простой по стилю и максимально полезный транспорт для дома, работы и выездов на пикники. В Соединенных Штатах он подавался как экономичная альтернатива семейному универсалу, чем мгновенно подкупил тысячи и тысячи людей. Мало того, что Т2 был недорогим, так еще и ремонтировать его можно было даже в поле — настолько он просто устроен.
Плюс, его можно было легко кастомизировать. Американцы быстро начали модифицировать микроавтобус под собственные нужды, оборудуя «транспортеры» кроватями, раковинами и всевозможным декором для дальних поездок по стране. В Volkswagen это учли и вскоре начали выпускать специальные комплекты под автомобили для кемпинга.
Постепенно авто приобрело культовый статус и у маргинальных групп. Его причудливый дизайн так понравился местным хиппи, что микроавтобус превратился для них не просто в удобный транспорт, на котором можно путешествовать и где можно жить, но и в настоящий символ контркультуры.
60-е годы, наполненные духом бунтарства, отказа молодежи от потребительства и политики милитаризма, проводимой американскими властями, стали для Volkswagen Т1 и Т2 золотым веком. Музыканты, художники, писатели, серферы и прочие искатели приключений разукрашивали микроавтобусы цветами и знаками мира, выезжали на хайвэи и отправлялись в путь, порой сами не зная, что ждет их впереди.
Почему Volkswagen получил признание у хиппи?
С философией хиппи, основанной на полной свободе и душевной чистоте, у представителей данной субкультуры вообще не должно было быть автомобилей. У большинства из них, впрочем, транспортных средств и не было — они путешествовали автостопом.
Но если в 1960-х годах молодой человек, считавший себя хиппи, все-таки покупал машину, то это был Volkswagen. Каким образом бренд, основанный с подачи Адольфа Гитлера, получил признание у пацифистов? Покопаемся в истории.
Движение хиппи возникло в США в 1960-х годах. Мода на эту субкультуру держалась относительно долго — до середины 1970-х. Несмотря на то что движение хиппи распространилось позже на всю планету, основным местом обитания «детей солнца» была, конечно, Америка. Если взглянуть на рынок США того времени, то мы увидим огромное количество больших «прожорливых» седанов и купе от GM, Ford и Chrysler. Это сегодня европейские и японские бренды имеют «слово» на американском рынке. Тогда же все было иначе. В начале 1960-х годов ни один импортный бренд не мог приблизиться даже к 1% доли рынка в Северной Америке.
Тогда американские производители вообще не воспринимали всерьез конкурентов из Японии и тем более Европы. Местные концерны настолько уверенно себя чувствовали в США, что General Motors и Ford решили покорить и европейский рынок (начав продавать там Opel и Ford). Вместо Volkswagen любимчиком хиппи вполне могла стать Toyota, которая как раз представляла в Америке недорогие молодежные машины. Но японцам не удалось завоевать любовь американцев, причем в первую очередь из-за репутации. Компания Toyota копировала некоторые американские модели и предлагала их по более низкой цене. В то время японские производители воспринимались в США примерно так же, как сегодня — китайские (хотя качество у японцев и тогда было на высоте).
Первым импортным автомобилем, который смог занять больше 1% американского рынка новых машин, стал именно Volkswagen. С «Жуком» (такое прозвище Kafer дали в США) первыми познакомились американские военные, когда служили в оккупационных войсках в Европе. Машина стоила недорого, и любой военнослужащий США мог позволить себе накопить на нее за пару месяцев. В 1940-х годах американские ветераны, отслужив, забирали этот забавный автомобильчик с собой в Штаты в качестве сувенира. Именно благодаря такому необычному «серому» импорту Beetle дебютировал в Америке.
Чинить Volkswagen в США было негде (дилеров не было), и военнослужащие катались на «Жуках» до первой серьезной поломки. Неисправный автомобиль бросали иногда там, где он сломался. Не дорого — не жалко. В 1949 году компания Volkswagen попыталась официально дебютировать в Америке, но рекламная кампания по продвижению Beetle (других моделей, считай, и не было) провалилась. Марка у всех ассоциировалась с Гитлером, поэтому послевоенные настроения общественных масс не позволили бренду стать успешным. Хотя в 1953-м открытие двух первых автоцентров Volkswagen в США восприняли уже не так критично. Дилеры открылись в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Вот тогда и начался массовый экспорт «Жуков».
В 1950—55 годах в США спрос на Beetle стал быстро расти. Люди забыли «гитлеровские» корни бренда Volkswagen, и простой народ активно раскупал компактные «Жучки». Модель часто приобретали как первый автомобиль или машину «для жены». К 1959 году в Америке было продано 120 тысяч Beetle. К середине 1960-х доля Volkswagen на рынке США достигла 2%, и рост не останавливался. Пока американская «большая тройка» насыщала рынок роскошными седанами, немецкий производитель удовлетворял спрос простого народа. У «Жука» был нестареющий дизайн, поэтому он высоко ценился и на рынке «бэушек». Неудивительно, что хиппи полюбили эту недорогую машинку.
Многие хиппи были безработными, почти бродягами, мотающимися по Штатам и живущими у друзей или в палатках. И если купить подержанный автомобиль могли почти все (5-летний Chevrolet стоил 500 долларов), то содержать его получилось бы далеко не у каждого. Это и стало причиной популярности Beetle в ряду «хиппи-мобилей». Ведь Volkswagen, в отличие от американских машин, был крайне прост в обслуживании, и его можно было починить фактически в чистом поле. Неприхотливый, «вечно молодой», бросающий вызов помешанной на больших седанах общественности, «Жук» не мог не стать популярным у хиппи! Сначала в Калифорнии, а позже и по всей Америке стали появляться разукрашенные в цвета радуги Beetle с логотипами Peace.
К середине 1960-х годов среди хиппи стал популярен еще один Volkswagen — T1. Эта машина, как и «Жук», получила массу различных кличек. Но философия «буса» была схожа с философией Beetle — простой и неприхотливый автомобильчик, владелец которого без труда сможет починить его в любом месте. Т1, а позже и Т2 стали настоящими иконами хиппи-движения. Молодые люди путешествовали на этих микроавтобусах по Штатам и Европе. Множество музыкальных групп начинало свои туры именно в Т1/Т2.
Первое поколение «хиппи-буса» было совсем маломощным. На автомобиль устанавливались двигатели мощностью от 25 до 44 л. с. Причем бóльшая часть выпущенных экземпляров имеет мощность до 30 л. с. Практически все проданные экземпляры Т1 располагают задним окном, хотя первые два года модель выпускалась без него. В мире полно «бусов» Volkswagen, переделанных под «дома на колесах». Некоторые хиппи жили в таких машинах целыми семьями, путешествуя из одного места в другое.
Мода на Т1/Т2 и на старый добрый «Жук» сказывается на американском и европейском автопарках по сей день. По сути, существующие нынче традиции ездить целой семьей на кемпере и жить в нем зародились именно в 1960-х годах, когда хиппи намеренно отказывались от таких благ цивилизации, как гостиницы и дорогие седаны. Простота и высокая надежность моторов стареньких Volkswagen затмили не самую «чистую» историю возникновения данного немецкого бренда. Парадоксально, но один из самых жестоких правителей в истории отдал приказ о создании автомобильной компании, чья продукция позже стала иконой «мира во всем мире».
Жаль, что Volkswagen отошел от своего первоначального плана выпускать недорогие надежные машины для народа. Если бы субкультура хиппи возникла сегодня, ее представители точно не ездили бы на Т5/Т6. Всем добра:)
Не для хиппи и свободной любви: опыт владения Volkswagen Т2
Автомобиль-открытка, автомобиль-прикол, автомобиль-тусовка – все это про легендарный микроавтобус Volkswagen Transporter второго поколения. Почему за такими машинами в наши дни началась отчаянная охота и что с ними делают владельцы, именующие себя «сообществом эйр-кульщиков»?
Досье
Автомобиль:
Volkswagen Т2 B, выпуска 11 октября 1976 года. Приобретен под реставрацию за 400 000 рублей. Пребывает в состоянии, весьма близком к стоковому, насколько это вообще возможно для машины тех лет, которая регулярно ездит, а не хранится в коллекции.
Владелец:
Юрий Лукинов, 30 лет, проживает в городе Долгопрудный, работает IT-аналитиком в банке. Любит путешествовать на своем T2 по Европе и очень не любит навязшую в зубах шаблонную ассоциацию старых Транспортеров с хиппи и всяческими их проявлениями – пацификами, травкой, фрилавом и прочим подобным.
В 2013 году я случайно увидел в одном из московских дворов один из таких автобусов – и меня как ударило: как же я жил раньше без такой машины?! Натуральная любовь с первого взгляда! – со смехом вспоминает историю появления автомобиля Юрий:
Я начал копать-искать, выяснил, кто реставрировал ту машину, и через этого человека влился в тусовку «бусоводов», познакомился с этой веселой и очень дружелюбной публикой и начал искать «бусик» для себя. Тут-то и начались сложности… В начале “нулевых” Т2 можно было запросто купить тысяч за пятьдесят в состоянии, даже не требовавшем сварки-покраски… Ну, как минимум срочной. Но потом эти авто стали модными, всё расхватали, и цены резко подскочили… Причем ажиотаж наступил такой, что многие люди подключали своих знакомых в ГИБДД, чтобы те «пробили», кто в городе ставил на учет такой автомобиль, дабы разыскать людей и предложить выкупить машину…
Сложно сказать, что послужило катализатором моды – может, из Европы, наконец, дошло поветрие, может, просто так совпало, что какое-то количество машин было реставрировано, они начали ездить, мелькать на улицах и на ретро-мероприятиях, их разглядели и, что называется, распробовали… Поэтому когда три года назад я решил обзавестись олдскульным Транспортером, я попал, что называется, к шапочному разбору – предложений было крайне мало, а цены высоки.
Посмотрел один автобус в Питере – интересный своим хорошим состоянием, хоть и цельнометаллический, но пришлось отказаться из-за проблем с документами. Затем нашел еще один T2 в Сочи, и даже сгоряча внес задаток, но меня отговорили будущие коллеги из сообщества владельцев – слишком уж гнилой был, хотя в комплекте шли аж два мотора… Убедили, что даже за 50 000, которые за него хотели, брать его не стоило… А через несколько месяцев позвонил знакомый из коммьюнити и сказал, что один из его друзей продает нужный мне автобус. Тот его в свое время пригнал из Краснодарского края в средненьком состоянии с планами восстановления. Но после реставрации имевшегося у него «Жука-воздушника», на Транспортере его энтузиазм приугас, после чего он решил избавиться от машины.
Друзья и родители хватались за голову и в один голос отговаривали – дескать, за те 400 000 рублей, что просили за престарелого «немчика», можно было взять живенький трехлетний Фокус и просто ездить на нем каждый день, не зная особого горя… Но я был непреклонен, и T2 стал моим. Намучившись с бесконечным подруливанием машины, не державшей дорогу из-за убитой ходовки, я с грехом пополам дотащился на «бусике» из Москвы в Долгопрудный и рухнул спать, как убитый. Наутро посмотрел в окно на стоящую у подъезда «новую машину», и стало мне как-то тоскливо – черт возьми, зачем я это сотворил?! Впрочем, после того как подвеску перетряхнули, я с удивлением обнаружил, что машина способна адекватно вести себя на дороге, а когда в первую же поездку наловил бесчисленное количество «лайков» и проявлений позитива, сразу понял — все сделал правильно!
Разобравшись в конструкции машины и основательно ее подремонтировав, я понял, что в плане надежности доверять Транспортеру можно – и даже больше, чем Цивику 2002 года, который все же был куплен в качестве повседневной разъездной машины, дабы не слишком убивать раритет. Поэтому в 2016 году я решился на большой выезд: машине исполнилось сорок лет, и надо было ее побаловать, свозив навестить родину. Отправились втроем, с двумя друзьями-однокурсниками – сперва было страшновато, но после того как одним заходом был преодолен перегон Москва-Брест, мы расслабились и без приключений добрались до завода в Вольфсбурге! В итоге летние дальние вояжи стали традицией – как правило, они подгадываются под европейские фестивали «эйр-кульщиков» — тусовки любителей старых машин с моторами воздушного охлаждения, в основном, конечно, «Жуков» и Транспортеров. Это очень атмосферные мероприятия, пропитанные духом доброжелательности и веселья – ради этого духа многие и приобретают такие машины!
Машина для любви, а не для войны: история легендарного «хиппи-буса»
Странноватые молодые люди в ярких обносках, носители тихого социального протеста против уклада жизни своих современников, воевать не умели и не любили. Есть некая добрая ирония в том, что одним из символов самого мирного движения на планете стал Volkswagen Type 2. «Хиппи-бус» не появился бы на свет без участия того, кто развязал самую страшную войну в истории человечества.
Первый микроавтобус в истории Volkswagen породил на свет не только множество последователей, из которых, собственно, класс микроавтобусов и сформировался. Благодаря невиданной популярности среди праздношатающихся «детей цветов» Volkswagen Type 2 (или VW Transporter T1) стал родоначальником целой идеологии, число последователей которой продолжает расти и по сей день. О том, чтобы переселиться в кемпер и заняться караванингом, задумывался каждый, кто хоть раз ощущал в ногах зуд путешественника (дома на колесах строят даже на базе Lada Granta!). А началась эта история задолго до того, как первый хиппи сорвал первый цветок, — еще в 1934 году.
Перед началом Второй мировой войны глава нацистской Германии Адольф Гитлер озадачил знаменитого конструктора Фердинанда Порше идеей пересадить всю страну с мотоциклов на автомобили — пусть простенькие, но полноценные.
Эдакая заводская легенда приписывает, впрочем, идею создания «буса» вовсе не конструкторам завода, а одному из голландских дилеров VW. Якобы он однажды увидел в Вольфсбурге самоходную платформу, которую рабочие завода сваяли из деталей «Жука» для перевозки запчастей, и загорелся мыслью построить по аналогичным принципам нечто пассажирское. Именно поэтому у «хиппи-буса» водитель сидит спереди, а двигатель находится в «багажнике»: ровно по тем же принципам были сконструированы и «Жук», и первые суперкары Porsche.
Таким образом, у микроавтобусов всего мира есть официальный день рождения: 23 апреля 1947 года, — когда голландец Бен Пон набросал в блокноте первый эскиз будущего «транспортера». Правда, выпуск его начался лишь три года спустя: на заводе ждали, когда слегка разгрузится конвейер по сборке «Жуков». К этому моменту Volkswagen уже всерьез пытался закрепиться в США.
Пробиваясь на американский рынок, многие производители из Старого Света строили свою стратегию продвижения на противопоставлении американским дредноутам: дескать, любой европейский автомобиль компактнее, дешевле и экономичнее этих ваших прожорливых и неповоротливых хардтопов. А если жена по дороге в супермаркет расквасит его об дерево, то и не жалко. И это не шутка: рекламируя в Америке «Жук», немцы активно использовали образ жены-растяпы, после поездок которой чинить VW будет значительно дешевле, чем «Крайслер» или «Олдсмобиль».
Так покорил американцев и Transporter T1 — не только вместительностью, но и предельной простотой и дешевизной обслуживания. Вы спросите, при чем тут хиппи? Ведь мировоззрение не связанных пропиской «детей цветов» предполагало скорее путешествия автостопом, чем собственный автомобиль. Все очень просто, ответим мы: переезжать с хэппенинга на сейшн большой компанией куда удобнее в личном автобусике, а к моменту появления в США первых хиппи подержанные VW T1 стоили не дороже банки кока-колы. К тому же починить их в чистом поле мог даже оголтелый любитель свободы и расширения сознания. Вот и заколесили по Калифорнии и Неваде под музыку Леннона, Маккензи и Моррисона раскрашенные в самые немыслимые цвета «хиппи-бусы» с огромной литерой W спереди.
Со временем VW T1 стал настолько популярен, что превратился в одну из икон движения: в «хиппи-бусах» жили, любили, заводили детей и умирали, задумывали великие арт-проекты и окончательно разочаровывались в жизни. Вполне возможно, не появись в США Volkswagen Transporter, движение хиппи осталось бы социологическим курьезом, а так распространилось по всей Америке и далее по миру. По сути, VW привил любовь к путешествиям на колесах целому поколению, несмотря на то что это были довольно неторопливые путешествия: моторчик «хиппи-буса» даже в лучшие времена развивал скромные пять десятков «лошадей».
Надо отметить, что тему семейных «дальнобоев» на автомобиле сам Volkswagen тоже продвигал весьма активно (и делает это до сих пор): у «транспортера» была не только роскошная версия Samba (с 23 окнами!), но и целый ряд модификаций для караванинга, производством которых по контракту с VW занималось ателье Westfalia Werke. Помните знаменитую откидывающуюся вверх палатку-крышу? Вот-вот.
Популярность Volkswagen Transporter T1 в США была настолько велика, что если сегодня озадачиться вопросом покупки умеренно живого экземпляра тех лет, то куда проще и дешевле сделать это не на родине модели в Германии, а в Северной Америке. Некоторые из этих машин помнят Вудсток. Сама же идея семейного микроавтобуса оказалась настолько жизнеспособной, что Transporter успел сменить шесть поколений. Долгожитель! Правда, с течением времени он, что называется, заматерел и из массового дешевого «бусика» превратился в уважаемого и авторитетного члена автомобильного сообщества. Но молодежную истерию по поводу «хиппи-буса» в VW не забыли.
Что такое хиппи-мобиль и как на нем путешествуют
В путешествиях на автомобиле своя романтика, а восприятие от такой поездки естественно меняется и от самой машины. Это может быть красивый кабриолет, большой джип, а может быть и хиппи-мобиль. У нас такая модель не так популярна, однако заядлые путешественники точно в курсе.
Полувековая эпоха
После слов хиппи-мобиль, в первую очередь представляется знаменитый ретро автобус Volkswagen Transporter T1/T2. Этот маленький автобус полюбило множество путешественников по всему миру. Хотя назвать его автобусом как-то даже неудобно. Скорее это мини-дом на колесах, причем очень стильный и яркий.
Производство этих автомобилей началось еще в 1950 году в Германии. Вскоре они получили огромную популярность и встречаются до сих пор в совершенно разных уголках мира. В России такие авто в основном можно увидеть на различных выставках или в качестве декораций в торговых центрах.
Публикация от WoodstockVWBus (@woodstockvwbus) 22 Мар 2018 в 10:10 PDT
Во многих странах на хиппи-мобилях отправляются в длительные путешествия. Сегодня многие из таких машин оснащены всем необходимым. Внутри можно найти кухню, кровать и туалет. Часто в салоне такого авто установлена двуспальная кровать, кухня с газовой плитой, холодильник, а также складывающийся столик и раковина. Например, модели с конкретно такой комплектацией несколько лет назад начали продавать в Голландии.
В те годы трудно было предположить, что эти коммерческие автомобили станут целой культурой. За все это время хиппи-мобиль появился в множестве фильмов, мультиков и телепередач.
Почему хиппи
Первые хиппи-мобили стоили не так дорого, а также имели множество маневров, чтобы превратить небольшой коммерческий транспорт в целый дом на колесах. Именно поэтому такая машина и стала очень популярна у хиппи, которые стали жить в таких авто целыми семьями. Причем не просто жить, а еще и путешествовать, скитаться по миру.
Сегодня в мире огромное количество Volkswagen Transporter T1/T2 переделанных именно под дома на колесах. Хоть по размеру они конечно и заметно уступают полноценным домам на колесах. Тем не менее основные удобства для длительных путешествий там присутствуют. В таком виде автомобиль активно начал использоваться в 60-е годы, ведь хиппи по собственной воле отказывались от различных материальных благ и не пользовались гостиницами и также дорогими легковушками.
Публикация от Ezra Vas Roma (@ezravasroma) 17 Янв 2018 в 4:15 PST
Обычно хиппи-мобиль это сочетания сразу нескольких ярких цветов, а часто он еще и разрисован, плюс покрыт уймой ярких наклеек. Кстати несмотря на то, что автомобиль отличается своим ярким стилем и иногда смотрится как игрушечный, он знаменит своей феноменальной надежностью. У владельца он обычно задерживается на очень долгие годы.
Российские путешественники также не упускают возможности взять такой авто в аренду и путешествовать сразу по нескольким странам. Одна пара из Санкт-Петербурга и вовсе так загорелась этой идеей, что бросилась искать объявления о продаже хиппи-мобиля. Ребята смогли найти модель 1978 года, в белорусском Гомеле.
В целом автомобиль действительно приятно удивляет и совершенно точно подойдет тем, кто любит неспешные путешествия и готов брать длительные отпуска.