На чем ездит главный дизайнер автоваза
На каком автомобиле ездит глава «АвтоВАЗ» и некоторые другие члены руководства завода
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Начать стоит с того, что в корпоративном гараже отечественного предприятия «АвтоВАЗ» вообще нет никаких иномарок. Примечательно, что при предыдущем правлении там иностранные автомобили имелись. В первую очередь немецкие. Сегодня ситуация изменилась, и многие представители руководства имеют в своем распоряжении машины отечественного производства, как правило (и что вполне закономерно) в самой лучшей, «сильной» сборке.
В 2018 году пост президента АвтоВАЗ занял француз Ив Каракатзанис, который также является генеральным директором Renault в Румынии. Сегодня известный промышленник занимается продвижением российских автомобилей на иностранный рынок, а также оптимизацией расходов промышленного предприятия. По Тольятти Ив Каракатзанис передвигается исключительно на «Вазовской» Lada Vesta. При этом в Москве Ив был замечен на кроссовере Lada XRay. Определенно, это не единственные машины в гараже президента компании, однако такое внимание к собственной продукции льстит.
Есть российские автомобили и в гараже другого важного человека с АвтоВАЗ – Стива Маттина. Это главный дизайнер предприятия. Уроженец Великобритании также успел поработать над внешним видом автомобилей таких марок, как Mercedes-Benz и Volvo. Когда Маттин приезжает в Россию, то он почтительно пересаживается на Lada Vesta Cross в расцветке «Марс». В интервью Маттин признавался, что среди российских авто – эта машина его любимая.
Наконец, стоит вспомнить про такого не последнего на АвтоВАЗ человека, как Олег Груненков. Российский инженер был директором многих проектов на предприятии, в том числе LADA Granta, LADA Kalina и LADA XRAY. Кстати, для повседневной езды специалисты выбрал также отечественный автомобиль. Чаще всего Олега замечают на родной Lada XRay.
Хочется узнать еще больше интересного? Тогда стоит обязательно прочесть про 5 закоренелых мифов о подержанных авто, которые слишком мешают при выборе машины в наше непростое время.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Лицо с «Иксом»: Стив Маттин покинул «АвтоВАЗ»
Эпоха Стива Маттина, продолжавшаяся на «АвтоВАЗе» девять лет, подходит к концу. На смену «свободному художнику», занимавшему должность вице-президента и директора по дизайну Lada, 1 января 2021 года придет человек из Renault Жан-Филипп Салар. Почему Маттин был так важен для «АвтоВАЗа» и как теперь будут выглядеть новые «Лады», разбирались «Известия».
По личным обстоятельствам
Маттин, как сообщают в пресс-службе «АвтоВАЗа», решил отойти от операционной деятельности по личным обстоятельствам, но согласился остаться в качестве советника президента Ива Каракатзаниса. По информации «Авторевю», сложный 2020-й коснулся и семьи Маттина, поэтому всё лето он провел в Англии. Он принял решение сфокусироваться на личной жизни и сделать паузу в работе.
Главный дизайнер Lada Жан-Филипп Салар
Жан-Филипп Салар до назначения проработал пять лет в должности директора по дизайну Groupe Renault в Восточной Европе. Именно он отвечал за дизайн новых моделей Duster, Logan, Sandero и Arkana. До этого Салар возглавлял команду дизайнеров Renault Samsung Motors в Корее, а еще ранее руководил дизайн-центром Renault в Мумбаи (Индия).
Революционер Стив
«Я здесь, чтобы вдохнуть новую жизнь в облик автомобилей Lada, изменить эмоциональное отношение потребителей к бренду», — заявил Стив Маттин в интервью «Известиям». Главным дизайнером марки Lada он стал в октябре 2011 года.
К тому времени британец был серьезной величиной в автомобильном мире, автором нескольких революционных моделей. Впервые он прославился благодаря представленному в 1997 году Mercedes-Benz A-Class. И хотя дебют переднеприводного компакта омрачили проблемы с управляемостью и устойчивостью, выглядел он действительно революционно.
В последующие годы Маттин создал множество успешных моделей для Mercedes-Benz. Впрочем, не всегда его стремление к оригинальности приводило к успеху. Вычурный Maybach провалился, а минивэн Mercedes-Benz R-Class, созданный на основе маттиновского концепта Vision оGST, просто не поняли.
Слишком радикальным оказалось видение Маттина и для Volvo — дизайном шведской компании он руководил с 2004 по 2009 год. Во всяком случае, созданные при его участии модели S60 и XC60 позже перенесли рестайлинг, сделавший их облик более консервативным.
Что касается «АвтоВАЗа», то моделям российского автопроизводителя как раз не хватало яркой внешности. Показанная в 2011-м «Гранта» продемонстрировала потолок тольяттинских дизайнеров. Спустя несколько лет, делая машине рестайлинг, Стив не только снабдил ее фирменным «икс-фейсом», но и переделал тяжеловесную корму с нелепыми завитками на крышке багажника.
Российская история X
«Икс-фейс», объединявший фары, решетку радиатора и бампер в единый элемент, — главное изобретение Маттина. Говорят, первые наброски он сделал сразу же после встречи на Женевском автосалоне с президентом «АвтоВАЗа» Игорем Комаровым.
Позже Маттин признавался, что был вдохновлен прежними моделями Lada, у которых фары были объединены с черной пластиковой решеткой радиатора. Выштамповки в форме буквы X украшали боковины первого концепта, созданного Стивом на новом месте, — Lada Xray. Автомобиль был продемонстрирован на Московском автосалоне в 2012 году и показал, как будут выглядеть новые модели Lada.
Кроссовер Lada Xray
Интересно, что тот же «икс-фейс» появился спустя несколько лет на концепте MitsubishiConcept GC PHEV, а потом и на серийных моделях. Позже стало известно, что дизайн-менеджер московской студии «АвтоВАЗа» Томас Бигвуд перешел в японскую компанию. До судебных разбирательств дело не дошло, Маттин заявил только, что разочарован и расстроен схожестью дизайна автомобилей.
«В свое время говорили, что идею „икс-фейса“ украли люди из Mitsuibshi, но на самом деле Стив Маттин попал в тренды автодизайна. Схожие черты можно увидеть у многих современных автомобилей», — рассказал автоэксперт Игорь Моржаретто.
«Автомобиль, который вытащил „АвтоВАЗ“ наверх»
Первой серийной моделью с «иксами» стала Lada Vesta, продемонстрированная в ноябре 2015 года. Автомобиль выглядел необычно и быстро оброс модификациями — универсал, приподнятые версии Cross, «заряженная» модификация Sport. В 2018-м «Веста» стала российским бестселлером, обойдя более доступную по цене «Гранту».
Седан Lada Vesta Sport
«Веста» — автомобиль, который вытащил „АвтоВАЗ“ наверх. Это модель, о которой стали говорить с уважением. Во многом это заслуга Стива. Конечно, создание автомобиля — это коллективный труд. Это и качество, и комплектующие, это и запуск вовремя, который осуществил Бу Андерсон. С точки зрения дизайна, восприятия автомобиля, того, как люди стали смотреть на „Весту“, особенно на универсал Cross, — в этом несомненная заслуга Маттина», — рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
«Нива» на новый лад
На Московском автосалоне 2016 года Маттин представил концепт Vision 4х4, свое видение автомобиля, который придет на смену классической «Ниве» — внедорожнику Lada 4×4. Нивовские элементы вроде прорезей в задней стойке и бровей поворотников вполне гармонично сочетались с X-образным передком и рельефными «иксами» на боковинах. Чтобы сохранить знакомый трехдверный силуэт, узкие задние двери лишили ручек.
Еще один автовазовский концепт Xcode был создан Рафаэлем Линари, возглавлявшим московскую дизайн-студию «АвтоВАЗа», — но по заветам Маттина. Это была довольно смелая фантазия. Субкомпактным кроссовером размерами меньше Xray планировали привлечь молодежь.
Внедорожник Lada 4×4
Однако обновление старых моделей «АвтоВАЗа» было скромным — семейство «Гранта» и компактвэн Largus не получили фирменных выштамповок на боковинах ввиду ограниченности бюджета.
«Стив Маттин сделал то, что до него на „АвтоВАЗе“ не мог сделать никто — единый фирменный стиль, причем динамичный и современный», — считает Игорь Моржаретто. Действительно, модельный ряд «АвтоВАЗа» пришел к относительному единобразию.
«Иксы», пусть и неявственно, просматриваются даже в облике Lada 4×4 Urban, самой возрастной модели российского автопроизводителя.
Жизнь после Маттина
«Маттин сделал для «АвтоВАЗа» очень много. Я всегда считал его неординарным дизайнером и думаю, что если бы у него была возможность реализоваться шире и глубже на «АвтоВАЗе», мы бы увидели еще довольно много интересных автомобилей. Когда в компанию приходит человек, оторванный от нашей действительности в хорошем смысле слова и как бы находящийся над схваткой, это всегда хорошо», — считает Максим Кадаков.
Пропадет ли «АвтоВАЗ» после внезапного ухода Маттина? Вряд ли. Оставленного им наследия хватит на несколько лет. В соответствии с придуманным им фирменным стилем выполнен рестайлинг «Нивы», фото машины недавно появилось в Сети. Сейчас производитель готовится к выпуску новой «Гранты», а затем должна подоспеть и новая Niva/Lada 4×4, развитие упомянутого концепта.
Между тем назначение сменщика Маттина Жан-Филипп Салара может стать своевременным, считает Максим Кадаков.
«У него большой опыт в Группе Renault, он ценен тем, что знает внутренние движения. Поскольку он работал над Duster и над Arkana, он наверняка хорошо знает наш рынок или хотя бы представляет, что такое недорогой внедорожник не для самых богатых стран. У меня есть надежда, что он сможет подхватить этот настрой Стива и будет идти вперед», — выразил уверенность Кадаков.
На АвтоВАЗе рассказали, на чем ездят руководители и работники завода
И руководители АвтоВАЗа, и рядовые сотрудники ездят в основном на машинах, которые производит автозавод. Об этом говорится в очередном выпуске программы «В самом деле», которая выходит на YouTube-канале российского автогиганта.
Как сообщил ведущий передачи, специалист пресс-центра АвтоВАЗа Стас Березий, «в гараже заводоуправления нет ни одной иномарки, на Lada ездят и президент АвтоВАЗа, и его заместители».
Таким образом «бородатый» анекдот о том, что общего между директором АвтоВАЗа и директором Mercedes-Benz (дескать, они оба ездят на Mercedes), больше не актуален, отметил Березий.
Кстати, ранее стало известно, что глава АвтоВАЗа Ив Каракатзанис в Тольятти использует седан Lada Vesta, а в Москве иногда пересаживается на Lada Xray. Приподнятый хэтчбек водит и директор профильного проекта «Семейство автомобилей Lada Xray» Олег Груненков. А вот главный дизайнер компании Стив Маттин предпочитает другую модель.
Кстати, по словам Березия, на Lada ездит и большая часть рядовых сотрудников компании. Благо, машины собственного производства им продают по корпоративным программам. Скидки достигают 6-10 процентов.
Напомним, в текущей линейке АвтоВАЗа представлены автомобили семейства Granta, седаны и универсалы Vesta, приподнятые хэтчбеки Xray, внедорожники 4×4 и универсалы Largus.
Главный дизайнер АвтоВаза Стив Маттин ездит на Приоре
Стив Маттин – известный дизайнер из Великобритании из всех автомобилей отдает предпочтение отечественной модели. Он поделился этим с корреспондентом АвтоВестей во время недавнего интервью. Представителем издания был задан вопрос, что в своих последних выступлениях Бу Андерссон – президент АвтоВАЗа – с первого августа пообещал всех руководителей предприятия пересадить на автомобили Лада, и какую именно модель выберет Стив Маттин? В своем ответе главный дизайнер Лада подчеркнул, что он уде давно ездит по Тольятти на автомобиле Лада Приора, поэтому лично для него совершенно ничего не изменится и после первого августа.
Стоит напомнить, что для самого Главы АвтоВАЗа собран универсал LADA Largus Cross, на котором он и будет ездить. Премьера этой модели уже состоялась в июле, когда проводилось общее годовое собрание акционеров компании. Бу Андерссон сказал, что у некоторых были сомнения по поводу того, что если он начнет ездить на такой особенной версии, то у многих тоже воникнет желание иметь такую же машину, и что это станет настоящей проблемой. Но Бу Андерссон уточнил дилерам, что это, наоборот, только улучшит положение дел и будет способствовать большему ажиотажу на данную модель авто.
Грузовая техника является незаменимым помощником в строительстве крупных объектов, но важно не только ее количество, но и разнообразие. В этом поможет гидрофикация шасси. Благодоря ей, функционал вашей техники расширится, а вы сэкономите деньги.
История «АвтоВАЗа» — от «копейки» до криминальных войн и кризисов
20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» отметил 50-летний юбилей. Обозреватель vc.ru из Тольятти рассказал историю крупнейшей автомобильной компании России — от строительства предприятия до наших дней.
Строительство завода и первые годы работы
К середине 1960-х годов у советского правительства встал вопрос развития автомобильной промышленности в стране. Предполагалось создать крупный завод полного цикла с привлечением иностранных партнёров. Правительство рассматривало 54 строительные площадки по всему СССР, но выбор был сделан в пользу Тольятти.
В 1950-х годах недалеко от города была построена Жигулёвская ГЭС, которая могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Ещё одним фактором стала транспортная доступность — недалеко от Тольятти располагались автомобильная дорога (ныне федеральная трасса М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Куйбышеве (ныне Самара).
Площадь Свободы, Тольятти. Источник: Livejournal.com/Chronograph
Иностранным партнёром был выбран итальянский Fiat. 15 августа 1966 года президент Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на итальянскую компанию возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
Первым директором завода стал Виктор Поляков. До назначения на ВАЗ, он работал директором Московского завода малолитражных автомобилей и занимал руководящие посты в Совете народного хозяйства Москвы. Поляков руководил строительством завода и самим предприятием в первые годы его работы.
Первый директор ВАЗа Виктор Поляков. Источник: Livejournal.com/Chronograph
В 1970 году на заводе началась сборка автомобилей. Первой моделью стала легендарная «копейка» — ВАЗ 2101. Её прообраз — автомобиль FIAT-124. 19 апреля того года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей, а в октябре отправлен первый эшелон «Жигулей» в Москву.
24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода. 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке второй очереди. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года.
Развитие «АвтоВАЗа» непрерывно связано с Тольятти. Параллельно с возведением завода строился новый, Автозаводский район. Благодаря строительству и привлечению строителей и рабочих, население города за 1962-1982 годы увеличилось более чем в 6 раз.
В 1971 году выпущен первый автомобиль модели ВАЗ-2102, в 1972 — ВАЗ-2103. В 1973 году был выпущен миллионный автомобиль, а в 1974 году завод вышел на проектную мощность — 660 тысяч автомобилей в год. В 1975 году директор ВАЗа Виктор Поляков перешёл на должность министра автомобильной промышленности СССР. В 1995 году Виктору Полякову присвоено звание почётного гражданина Тольятти. Около здания заводоуправления «АвтоВАЗа» установлен памятник первому директору.
Расширение модельного ряда, «логическая бомба» и открытие научно-технического центра
В 1975 году директором завода стал Анатолий Жидков. При нём продолжилось расширение модельного ряда ВАЗа. В 1976 году изготовлены первые автомобили «Нива» (сейчас — Lada 4×4), которые предназначались для труднопроходимых условий. В том же году началось производство ВАЗ-2106 — одного из самых популярных автомобилей завода. Он выпускался вплоть до 2005 года, всего было выпущено 4,3 млн «шестёрок».
Страница из рекламного буклета «Нивы»
В 1979 году выпущен пятимиллионный автомобиль, а в 1980 году — первый автомобиль модели ВАЗ-2105. В 1982 году директором завода стал Валентин Исаков, завод продолжил расширять модельную линейку и начал производство модели ВАЗ-2107.
В том же году на «АвтоВАЗе» произошёл примечательный случай — впервые на советском предприятии с помощью «логической бомбы» был остановлен конвейер завода. «Логическая бомба» — программа, которая запускается в определённое время и исполняет вредоносный код для несанкционированного доступа или уничтожения данных. По сути, этот инцидент был первым проникновением в программное обеспечение столь крупного предприятия в те годы.
В 1986 году после визита Михаила Горбачёва началось строительство научно-технического центра «ВАЗа», которое занимается разработками и тестированием новых автомобилей. К середине 1990-х годов он был укомплектован всем оборудованием.
До 1988 года завод расширил линейку автомобилей несколькими моделями: в 1984 году началось производство первого грузопассажирского автомобиля ВАЗ-2104 и первого переднеприводного для «ВАЗа» автомобиля — ВАЗ-2108. В 1986 году завод выпустил 10-миллионный автомобиль.
В 1987 году стартовало производство ВАЗ-2109, в 1988 году — автомобиля ВАЗ-111 «Ока», который позиционировался как недорогая семейная машина.
ВАЗ-1111 «Ока». Источник: Livejpurnal.com/Chronograph
В том же году завод возглавил Владимир Каданников, при котором предприятие претерпело большие изменения. После распада СССР в 1992-1993 годах в стране начались приватизация и акционирование крупных промышленных предприятий. Под эту волну попал и «АвтоВАЗ», который с 1993 года стал акционерным обществом.
Криминальные войны, «десятое» семейство и переход под контроль «Рособоронэкспорта»
Вместе с изменением организационно-правовой структуры компании, «АвтоВАЗ» стал центром криминальных войн. В 1992 году при заводе появились незаконные посреднические организации по торговле автомобилями. Этой ситуацией воспользовались представители криминальных структур — они начала собирать «дань» с таких предприятий за «крышевание» нелегального бизнеса.
Ещё одной важной точкой передела преступников стал официальный магазин по продаже автомобилей «Жигули», который был единственным официальном дилером ВАЗа в начале девяностых годов.
К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп достигали около 700 миллионов рублей.
К концу 1998 года правоохранительным органам удалось изъять у большинства представителей преступных сообществ пропуска на завод, что лишило их основного контроля над сбытом автомобилей и запасных частей.
Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства — ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 — «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.
ВАЗ-2110. Источник: Flickr.com/Petr Magera
В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.
В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели — Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.
До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».
Кризис 2008-2009 годов, государственная поддержка и партнёрство с Renault
С 2005 по 2009 годы у завода сменилось три генеральных директора: Игорь Есиповский, Владимир Артяков и Борис Алёшин. В 2007 году «АвтоВАЗ» начал производство Lada Priora. В целом, в 2006-2008 годах «АвтоВАЗу» удалось добиться объёма производства в 810 тысяч автомобилей в год.
В конце 2007 года Сергей Чемезов на совете директоров «АвтоВАЗа» сообщил о намерении французской Renault приобрести 25% акций предприятия. Весной 2008 года сделка состоялась и к осени основными акционерами компании стали Renault, «Ростехнологии» и «Тройка диалог» — у них было примерно по 25% акций «АвтоВАЗа». Остальные 25% остались у миноритарных акционеров.
В 2009 году предприятие оказалось в сложном положении. Из-за экономического кризиса и снижения спроса, «АвтоВАЗ» произвёл всего 295 тысяч автомобилей, что в 2,74 раза меньше, чем в прошлом году. Из-за этого значительную часть сотрудников отправили в частично оплачиваемые отпуска, в августе конвейер завода был остановлен.
За 2009 год убытки предприятия составили 35 млрд рублей, сообщал Игорь Комаров, в то время президент-генеральный директор «АвтоВАЗа». Долги предприятия перед банками к 2009 году превысили 37 млрд рублей.
30 марта 2009 года Правительство России решило выделить «Ростехнологиям» 25 млрд рублей на поддержку «АвтоВАЗа». Госкорпорация должна была передать предприятию эту сумму в виде беспроцентной ссуды сроком на год. Также модельный ряд «АвтоВАЗа» попал под программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.
Ещё одной мерой по спасению завода стали крупные сокращения. Во второй половине 2009 года численность персонала была сокращена на 27,6 тысяч человек, среднесписочная численность сотрудников составила около 75 тысяч человек.
При этом, многие эксперты и ведомства сходились во мнении, что крупнейший российский автомобилестроительный завод нежизнеспособен, а его поддержка государством не имеет смысла. Так, в ноябре 2009 года Минпромторг признал предприятие «де-факто банкротом». А Герман Греф заявлял, что автозавод не способен самостоятельно справиться с кризисом и предполагал, что единственный шанс для компании — продать её иностранному партнёру.
Осенью 2009 года подписано соглашение о рекапитализации «АвтоВАЗа». По нему государство оказывало заводу финансовую поддержку в объёме 54,8 млрд рублей, а Renault должен был заняться обновлением модельной линейки и запустить на заводе платформу для производства новых автомобилей Lada, а также автомобилей марок Renault и Nissan.
В том же году генеральным директором «АвтоВАЗа» стал Игорь Комаров. При Комарове на «АвтоВАЗе» появилась платформа B0, которая стала основой для производства новых моделей Lada и автомобилей альянса Renault-Nissan.
В 2010 году «АвтоВАЗу» удалось выйти на операционную прибыль. В следующем году завод начал производство новой модели Lada Granta. Тогда же тольяттинский автогигант купил предприятие «ИжАвто» в Ижевске.
Lada Granta. Источник: Wikimedia.org/Ilya Plekhanov
К 2011-2012 году объём производства завода достиг уровня в 500-590 тысяч автомобилей в год. В том же году началось производство автомобиля Lada Largus и модификации Lada Granta с автоматической коробкой передач. В следующем году компания представила обновлённую Lada Kalina.
В 2013 году Игорь Комаров покинул должность генерального директора «АвтоВАЗа» в связи с переходом в «Роскосмос». Его кресло занял Бу Андерссон, который до этого 4 года возглавлял «Группу ГАЗ».
В том же году оформилась нынешняя структура собственности завода. ОАО «АвтоВАЗ» на 74,5% принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 67,13% акций принадлежит альянсу Renault-Nissan и оставшиеся 32,87% — госкорпорации «Ростех».
Бу Андерссон, Lada Vesta и XRAY, сокращения и новое руководство
Бу Андерссон запомнился необычной для «АвтоВАЗа» манерой ведения дел — так, в свои первые рабочие дни он распорядился обеспечить идеальную чистоту во всех помещениях завода. Ветераны завода находили сходства в стиле руководства между шведом и первым директором ВАЗа Виктором Поляковым.
Также Бу Андерссон заставил своих подчинённых использовать в служебных целях автомобили «АвтоВАЗа», а корпоративные иномарки Infiniti приказал продать. Сам швед пользовался автомобилем Lada Largus Cross.
В профиле Андерссона на Linkedin указано, что за 2 года работы удалось запустить две новые модели — Lada Vesta и Lada XRAY, сократить количество уровней менеджмента на предприятии с девяти до пяти, сократить численность персонала компании с 70 до 44,4 тысяч человек.
Одной из важнейших проблем предприятия на момент прихода Андерссона считался имидж компании. Весной 2015 года компания представила новый логотип и фирменный стиль, который должен был обозначить новую веху в развитии бренда.
В 2015 году началось производство двух новых моделей Lada — Vesta и XRAY. Lada Vesta — автомобиль B-класса, получивший новый, «X-образный» дизайн. Собирается на платформе Lada B в Ижевске и Усть-Каменогорске (Казахстан). По данным официального сайта «АвтоВАЗа», автомобиль в минимальной комплектации можно купить за 499 тысяч рублей.
В апреле 2016 года автосалоны зафиксировали резкий рост продаж Lada Vesta, сообщал РБК. Если в январе месячные продажи новой модели составляли 1,6 тысяч штук, то к апрелю уровень продаж составил 4,6 тысяч штук. Согласно данным за июнь, было продано 5,1 тысяча автомобилей этой марки. Изначально «АвтоВАЗ» планировал продать в 2016 году 50-60 тысяч автомобилей этой модели при среднемесячных продажах 4-5 тысяч автомобилей.
Lada Vesta. Источник: Пресс-служба Президента России
Lada XRAY позиционируется компанией как «городской кроссовер». Производится в Тольятти на платформе B0, где также выпускаются автомобили Renault и Nissan. По последним данным, в июне 2016 года было реализовано более 1,7 тысячи автомобилей этой марки.
Несмотря на разработку и выпуск новых моделей Lada, оптимизацию работы завода, адаптацию производства автомобилей Renault, Nissan и Datsun, 2014-2015 годы «АвтоВАЗ» заканчивал с убытками. Так, в 2015 году чистый убыток составил 73,9 млрд рублей, что почти втрое превысило показатели 2014 года.
В конце 2015 года «АвтоВАЗ» объявил о переходе на четырёхдневную рабочую неделю. Эта мера объяснялась сложной экономической ситуацией и недопущением массовых увольнений и сокращений. Летом текущего года появлялась информация о переходе на трёхдневную рабочую неделю, однако сотрудники компании её опровергли.
Убыточность «АвтоВАЗа» пошатнуло позиции Андерссона, и в марте 2016 года глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов подтвердил досрочную отставку шведского управленца. Как сообщали «Ведомости», основной причиной отставки формально стало недовольство финансовой ситуацией в компании. Также Чемезов был недоволен активным использованием иностранных комплектующих и называл это «большой ошибкой» Андерссона.
На смену шведу пришёл генеральный директор румынской Dacia Николя Мор, который приступил к работе в апреле 2016 года. По его словам, основной задачей на посту президента «АвтоВАЗа» станет выравнивание операционной деятельности компании и развитие экспортных поставок.
20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» начал праздновать своё пятидесятилетие и выпустил к юбилейной дате сайт об истории бренда и специального бота в Telegram.
По информации официального сайта «АвтоВАЗа», сейчас важнейшими приоритетами компании являются достижение рыночной доли в 20% на российском рынке, повышение эффективности производства, выход на операционную прибыль.