На чем ездит трактор
Какая категория прав нужна на трактор
Тракторный транспорт относится к самоходным машинам, для которых недостаточно получения прав категории «В» и «С». Спецтехника имеет сложный функционал и отличается от обычных автомобилей конструктивно, поэтому чтобы получить разрешение на работу с правом управления подобным транспортом, необходимо оформить документы.
Виды спецтехники
Права на управление трактором необходимы всем, кто работает на следующих видах самоходных машин:
Управление ими возможно только при получении удостоверения или временного документа, который выдается после прохождения практики на хозяйственном предприятии.
Классификация тракторов
К данной технике относят самодвижущиеся машины, основной функциональной нагрузкой которых считается:
Их отличительная особенность – небольшая скорость по сравнению с обычными машинами с сохранением увеличенной тяги. Отличие есть и в конструкции. Основные узлы самоходной техники:
По типу ходой различают гусеничные и колесные машины. Первые работают на грунтовке, вторые выполняют задачи на асфальтированной дороге, поэтому востребованы больше на производстве и в дорожном хозяйстве. Сила тяги колесных машин на рыхлом грунте заметно падает, поэтому для повышения функциональности их делают на полном приводе. С одной стороны, это плюс, но с другой – при выполнении сельскохозяйственных работ колесная техника сильно уплотняет грунт.
Какие категории прав бывают на трактор?
Открытие группы в правах на управление трактором зависит от категории, к которой относится самоходная техника. На сегодняшний день действует 6 групп прав с 4-мя подгруппами.
Группа А
В нее входят автомототранспортные средства с мотором, способные развивать скорость до 50 км/ч. Для них действуют ограничения на перемещение по дорогам общего пользования. Выделяют 4 подкатегории ТС:
Группа В
Начальная категория, с которой можно ездить на тракторе с мотором не более 25,7 кВт или 35 л.с. В нее входят машины на гусеничном и колесном ходу. Это мини-экскаваторы, мини-тракторы и коммунально-уборочная техника.
Машинист, получивший права категории В, может управлять трактором с прицепными грузами различных габаритов, а также участвовать в погрузке и выгрузке техники.
Группа С
Считается самой распространенной. В нее входят самоходные колесные машины мощностью от 25,7 до 110,3 кВт или от 35 до 150 л.с. Это основные модели тракторов и экскаваторных погрузчиков с прицепным оборудованием разного веса и размера.
Группа D
К категории Д относятся трактора только на колесном ходу с двигателем более 110 кВт или от 150 л.с. Сюда входят пневмокраны, мощные фронтальные погрузчики, колесные модели МТЗ. Еще одна разновидность – машины, перемещающие контейнеры в портах.
Группа Е
К тракторам категории Е относятся самоходные гусеничные машины с двигателем внутреннего сгорания мощностью от 25,7 кВт или 35 л.с. В эту группу входят основные тракторы, экскаваторы, бульдозеры и снегоболотоходы.
Группа F
К категории F относится самоходная сельскохозяйственная техника, или зерно- и кормоуборочные комбайны повышенной мощности и грузоподъемности.
Возрастные ограничения для получения прав
В зависимости от получаемой категории действуют возрастные ограничения на получение прав на вождение трактора.
Рабочие разряды
Кроме открытия определенной категории в правах, трактористы-машинисты регулярно проходят аттестацию и повышение квалификации. После сдачи экзаменов и выполнения нормативов присваиваются разряды:
Независимо от открываемой категории права на трактор получают только после прохождения специального обучения в организации, имеющей лицензию от Гостехнадзора. Экзамены сдаются в ведомственном органе.
Лучшие минитракторы для дачи
Классические тракторы издавна считались достаточно небюджетным приобретением, которое могли позволить только состоятельные фермеры. С течением времени ситуация поменялась, появились минитракторы, которые стоят гораздо меньших денег. А позволить их себе может практически каждый садовод.
Что же такое «минитрактор» и каковы его отличия от классического?
Мощности минитрактора достаточно для дачи или огорода средних размеров., идеально подходит он и для хуторов и небольших частных ферм.
Разница не только в размерах, а в первую очередь, в тяговом классе. Минитракторы уступают традиционным моделям в весе и, соответственно, мощности. В связи с чем, их стоимость значительно ниже, а также они расходуют меньше топлива и обладают менее дорогостоящими деталями.
С помощью минитрактора можно:
Как выбрать?
Выбирать минитрактор рекомендуется исходя от задач, для которых он вам требуется:
Покупка минитрактора
Покупка минитрактора в любом случае окажется гораздо более выгодной, чем приобретение традиционной полноразмерной модели.
Стоимость модели складывается из ряда характеристик – мощности двигателя, веса, вида крепления навесного оборудования, наличия или отсутствия гидравлики.
При подборе данного агрегата необходимо обратить внимание на следующие характеристики:
Бульдозер T-130: технико-эксплуатационные характеристики 12:00, 12 августа 2021 Версия для печати
Бульдозер Т-130 — спецтехника, выпускаемая челябинским предприятием. Этот тягач заменил Т-100 и использовался в качестве прототипа для производимого с 1988 Т-170.
ЧТЗ-130 изготавливается в 2-х модификациях, отличающихся по площади гусениц. Базовая версия отличается весом в 12 т, при этом реально создаваемое давление на грунт 0,05 МПа. Тяговое усилие позволяет отнести спецтехнику к классу 10. На Т-130 устанавливаются моторы мощности 140-160 л.с. Для агрегата может быть поставлен дизельный двигатель или многотопливный мотор. Гидравлика имеет объем в сто литров.
Габаритные размеры бульдозера Т-130 (базовый комплект без навесов) — 5193*2475*3085 мм.
Общее описание
Т-130 — это гусеничный трактор, который используется в основном в качестве бульдозера. Его вес равен примерно 12 тоннам, Т-130 отличается повышенной производительностью, устойчивостью к механическим и прочим нагрузкам. Трактор один может заменить сразу несколько машин, позволяя сократить финансовые расходы на закупку спецтехники, ее содержание и техобслуживание. Конструкция трактора простая, при необходимости ремонт и ТО не занимают много времени. Дополнительное оборудование крепится без усилий, управление осуществляется из кабины.
Особенности трактора модельной линейки Т-130 производства Челябинского завода:
Но такие минусы являются относительными. Бульдозер Т-130, характеристики которого позволяют эксплуатировать его в сложных условиях, остается одним из наиболее популярных для сельхозработ. Тракторы имеют повышенный рабочий ресурс, показатели мощности 4-тактного мотора с турбонаддувом отличные. Системы бульдозера запускаются автоматически, конструкция мотора значительно улучшена в сравнении с выпускаемыми ранее тракторами.
Для бульдозеров модельной линейки Т-130 технические характеристики доработаны. Линейка оснащается механической коробкой с замкнутой муфтой сцепления. Система состоит из 4-х дисков повышенной надежности, из которых — два неведомые и два ведомые. Тормоз плавающий, ленточного типа. Он легко обслуживается, выдерживает интенсивную эксплуатацию и не требует частой замены либо ремонта.
Модель Т-130 — трактор с качественной гидравликой раздельного типа, включающей такие узлы, как распределитель, насос, выносной цилиндр, бак большого объема, задний мост с надежной балансирной поперечной рессорой. Для повышения технических параметров трактор можно дополнительно комплектовать устройствами разной жесткости и назначения.
Кабина трактора модели Т-130 задняя, в ней могут присутствовать сразу два оператора. Для повышения комфорта эксплуатации бульдозера кабина надежно звукоизолирована, отличается эффективной термоизоляцией.
Управление Т-130 простое и не требует особых навыков. При выполнении работ наблюдаются вибрации контрольных рычагов бульдозера. Но для технических свойств машины и функционала это особого значения не имеет.
Установленная ходовая часть снабжена сложной рамой. Она выполнена в виде балки и приваривается к корпусу бульдозера, что позволяет выдерживать интенсивную эксплуатацию. Подвеска полужесткая, для каждой гусеничной тележки используются по пять опорных катков и по паре роликовых.
Т-130 — бульдозер, выпускаемый в виде нескольких модификаций (для всех годов выпуска). Базовые технические характеристики бульдозера являются общими для всех тракторов. Но при необходимости работы на водонасыщенных, подвижных, сложных грунтах рекомендуется модель Т-130Б. Это разновидность спецтехники с увеличенной поверхность гусениц, что повышает проходимость по болоту, снижая общее давление на грунт. В особых случаях конструкция бульдозера дополняется шпорами, позволяющими передвигаться по льду и насту. Для асфальтового покрытия иногда применяются особые башмаки, повышающие скорость движения.
Достоинства трактора Т-130:
Бульдозер Т-130, технические характеристики которого расширяют область применения спецтехники, может эксплуатироваться с навесными устройствами разного назначения и типа. Это сокращает расходы на приобретение нового оборудования, повышает эффективность выполнения работ.
Технико-эксплуатационные показатели
Технические характеристики устройства, выполненного на основе производимого раньше трактора Т-10.01, зависят от выпускаемой модификации — стандартной ЧТЗ-130 и болотоходной 130Б, с расширенными, специальными гусеницами. Тракторы Т-130 многофункциональные, отличаются повышенной ремонтопригодностью, могут эксплуатироваться при сложных погодных условиях. Это обусловлено монтажом для бульдозеров Т-130 двигателя Д 160/180 с отличными характеристиками.
Технические характеристики бульдозера Т-130:
Характеристики топливных емкостей бульдозера Т-130:
Многозадачные тракторы Т-130 для повышения эффективности комплектуются навесным оборудованием, расширяющим функциональность спецтехники. Чаще всего это корчеватели (применяются для подготовки и очистки), рыхлители разного типа, лопаты-отвалы.
Характеристики для доп. оснащения тракторов Т-130 (лопаты):
Конструкция трактора устойчива к разнообразным негативным факторам, поэтому выбор тягача Т-130 — оптимальное решение. Данную модель допустимо использовать при различных условиях, дополняя разными типами навесного оборудования. При этом стоимость спецтехники все равно остается доступной. Бульдозеры ремонтопригодные, для модели Т-130 можно использовать запчасти от тракторов предыдущего или последующего выпуска.
Область применения и ТО
Трактор ЧТЗ-130 обладает техническими параметрами, которые делают реальным выполнение следующих задач:
Высокопроизводительный бульдозер Т-130 может применяться в виде базовой техники при сборке агрегатов. Востребован в строительстве для монтажа свай, работ по укладке труб.
Любая спецтехника без должного ухода выходит из строя. Чтобы исключить поломки и дорогостоящий ремонт, за тракторами этой серии требуется регулярный уход и выполнение ТО. Трактор Т-130 показывает некоторые слабые стороны, среди которых бортовые фрикционы. Это связано с тем, что конструкция их аналогична той, которая устанавливалась для С-80. Сроки службы узла небольшие, он требует более тщательного техобслуживания. При должном уходе поломок нет, трактор 130 прослужит длительное время.
Модели бульдозеров Т-130, Т-170 и выпускаемые далее Т-10/11 отличаются единым конструкторским решением. Это означает, что они схожи по весу, габаритам, устанавливаемым запчастям. Комплектующие на Т-130 являются взаимозаменяемыми, что облегчает техобслуживание, закупку материалов для проведения предупредительного и планового ТО.
Продукция Челябинского Тракторного Завода обладает высоким качеством. В ассортименте бульдозеры в классах от 10 до 15 тонн. Тягачи востребованы в сельском хозяйстве, заготовке леса или коммунальной сфере. Тракторы также активно применяются при обслуживании объектов транспортной, промышленной, социальной инфраструктуры. Расход топлива для бульдозеров Т примерно 244,3 г/кВт.
Тракторы ЧТЗ востребованы в России и многих других странах мира, благодаря надежности, простоте использования и недорогому техобслуживанию. Т-130 в настоящее время применяется для хозяйственных и промышленных целей, транспортировки, в составе сложных многофункциональных узлов. Использование одного бульдозера Т-130 позволяет заменить несколько различных агрегатов. Это не только снижает трудозатраты, но и сокращает финансовые расходы, время на выполнение работ. При этом качество и эффективность остаются прежними, что также относится к положительным сторонам данного типа устройств.
Генри, Федя, целина: почти тест-драйв трактора «Фордзон-Путиловец»
Мы стараемся не писать про технику, которая не ездит и доступна по какой-то причине только в «статике». Но для «Путиловца» мы всё же сделали исключение, и причина проста: найти этот трактор на ходу практически невозможно, а историческая ценность его высока. Именно «Фордзон-Путиловец» стал первым советским трактором, в конце 20-х 9 из 10 экземпляров в СССР были именно этой марки (правда, разного производства). К сожалению, со временем «Путиловец» оброс такими количеством небылиц и домыслов, что откопать из-под них сам трактор становится всё сложнее, что по отношению к нему несправедливо. Поэтому возьмём одну из выживших машин (причём прямо в мастерской реставраторов) и посмотрим, что это было за чудо.
«Очень хочется в Советский Союз. »
Генри Форд строил не только автомобили. Ещё в 1907 году специалисты его компании разработали дешёвый трактор, который можно было бы сделать вполне массовым и доступным. В русле той же концепции массовости проектировали Ford T, и с ним, как вы помните, этот ход сработал. Может быть, он сработал бы и с сельхозтехникой, но то ли в Ford Motor Company не хотели отвлекаться от «Жестяной Лиззи», то ли трактор показался им недостойным гордого имени Форда в принципе, но от идеи отказались.
В 1915 году Генри Форд опять вернулся в правление компании с идеей трактора. Акционеры его попросили успокоиться и не трепать им нервы своими тракторами, но Форд был мужиком настойчивым. А главное, он знал то, чего миноритарные акционеры Ford Motor Company, может, и не знали: спрос на массовый трактор в то время сильно превышал предложение. Причём не только в Америке. Генри Форд смотрел сразу в два направления. Одно из них тянуло его в Великобританию, второе – в Россию.
С Великобританией всё более-менее понятно. Там разразился очередной продовольственный кризис, и англичанам очень хотелось перепахать все острова и засеять им чем-нибудь съедобным.
Ситуация с Россией была сложнее. С одной стороны, земли в ней – пахать, не перепахать. Рынок сбыта очень ёмкий и перспективный, а главное – абсолютно свободный: своих тракторов у нас тогда не было вообще. Две революции 1917 года заставили насторожиться, но Форд своего внимания не ослаблял. Дипломатические отношения со Страной Советов устанавливать никто не торопился, свои тракторы там не появлялись, так что в стране, которая скоро станет называться СССР, можно было разгуляться. Но акционеры против. Что делать? Форд зарегистрировал независимую компанию Henry Ford and Son, сокращенно – Fordson. До первых поставок в СССР было еще 7 лет.
Часто говорят о том, что СССР по сложившейся практике просто «скоммуниздил» трактор Fordson F и начал его строить на заводе «Красный Путиловец». Даже ходят байки о том, что якобы советские инженеры тайком разобрали шесть американских тракторов, замерили их детали, вывели какие-то средние арифметические величины и запустили это всё в производство. Как вы уже догадались, всё было не так.
В 1924-м было создано акционерное общество Амторг (англ. Amtorg Trading Corporation). Именно Амторг сыграл ключевую роль в появлении Фордзонов в СССР. Во-первых, через него можно было работать с предпринимателями, к которым относился и Форд. А во-вторых, Амторг решил огромную проблему Советского Союза: нехватку валюты на покупку иностранной техники. В 1924 году организация смогла выбить у американцев кредит на американскую же технику. Сумма по тем деньгам впечатляющая: 2,5 миллиона долларов. И почти все они попали в карман Генри Форда.
Импорт и производство в СССР
Хронологию импорта и налаживания своего производства Фордзонов в СССР разделить трудно. Данных о точном количестве и времени поставок тракторов из США нет, как нет и точной информации о том, как менялось советское производство по годам. Но попробуем взять достоверные цифры и построить таймлайн, максимально приближенный к истине.
Первые Фордзоны были куплены в Америке в 1923 году. Эти машины попали не на поля крестьян, а на «Красный Путиловец»: их разбирали и знакомились с конструкцией для подготовки будущего производства.
В 1924 году практически полностью из американских комплектующих были выпущены первые советские «Фордзоны Путиловцы». Количество, прямо скажем, не впечатляет – всего 74 штуки. Увеличить количество выпускаемых машин можно было двумя путями: модернизацией производства и скорейшим переходом на отечественные комплектующие. Процесс долгий, поэтому на фоне реконструкции завода импорт американских тракторов не прекращался.
В 1925 году в СССР ввезли ещё 12 тысяч «Фордзонов», а «Красный Путиловец» в этом же году смог выпустить всего 422 трактора. Разумеется, в это время советские тракторы собирали из американских деталей: выпуск своих ещё не был налажен в достаточном объёме. Но процесс «локализации» уже шёл полным ходом. Появлялось всё больше своих деталей, но импорт запчастей из Америки тоже продолжался. Как и импорт готовых тракторов: к 1926 году их было ввезено уже около 20 тысяч штук.
Данных о количестве импортированных и произведённых тракторов за 1926-1928 годы нет, но установлено, что к концу 1927 года было выпущено всего около 1 100 «Фордзонов Путиловцев», а к осени 1928 года – около 2 300 штук. Скорее всего, к осени 1928 года поставки запчастей из США практически сошли на нет: в этот период масштабы выпуска сильно сократились из-за нехватки комплектующих.
Зато именно в этом же 1928 году началась полная реконструкция производства. В неё вложили в общей сложности около 90 миллионов рублей, из них в новые тракторные цеха – 12 миллионов. В результате в 1931 году, когда модернизация производства была закончена, из ворот завода вышли 12 тысяч «путиловцев». Правда, в 1932-м выпуск завершили: к тому времени уже два года работал Сталинградский тракторный завод, который строил более мощные и подходящие советскому народному хозяйству СТЗ-15/30.
Почему проект так быстро сдулся?
На то есть как минимум три причины. Во-первых, Форду очень не нравилось продавать тракторы в кредит. А Советскому Союзу не нравилось отдавать ему деньги.
Во-вторых, Fordson F был хорош только невысокой стоимостью. Больше ничего хорошего в нём не было. По крайней мере, для СССР. Обслуживать его было сложно, запчастей постоянно не хватало. Керосина для тракторов тоже было мало – у нас привыкли всё заправлять лигроином, а Фордзону он не подходил. Да и в остальном трактор был рассчитан на фермера-частника, который пашет не так уж и много и машину бережёт.
У нас всё было ровно наоборот: только к 1927 году удалось восстановить довоенные масштабы посевных зерновых площадей. Пахали очень много, работали в несколько смен, а «фордзон» этого пережить не мог. Да и техническая грамотность трактористов того времени была похожа на техническую грамотность многих сегодняшних водителей, а именно – «никакой». Кроме того, трактор был маломощным и слишком лёгким. Лошадь-то он немного превосходил, но сдыхал ещё быстрее. Советским аграриям хотелось чего-нибудь потяжелее и помощнее. Например, International Harvester McCormick Deering 15-30, который потом обрусел и стал у нас называться СТЗ-15/30.
В-третьих, компания Fordson потихоньку помирала у себя на родине. Выяснилось, что эти тракторы нужны в основном в Великобритании, а не в США (там во всю процветали Caterpillar, John Deere и уже упомянутый International Harvester), так что Генри Форду пришлось производство в Штатах свернуть и наладить его в Ирландии. С запчастями в СССР стало ещё хуже. В общем, по целой совокупности причин уже к началу 30-х годов «Фордзон-Путиловец» отжил своё.
Наш, советский!
Интересно, а как же менялся трактор за время выпуска? Да никак не менялся. Понятно, что первые тракторы – это обычные Fordson F, собранные в СССР из американских деталей процентов на 90, а может, и больше (всего в Фордзоне было около 700 деталей). «Путиловцы» 1932 года собраны полностью из советских деталей. Никаких конструктивных отличий между ними нет за исключением некоторых мелочей. Например, интерес вызывает верхний бачок радиатора, отлитый из чугуна. Ранние тракторы имели на нём надпись Fordson – их отливали в Америке. Потом одно время выпускали тракторы, у которых на бачке не было вообще никакой надписи. И вместе с тем существуют исторические фотографии, на которых бачок украшен надписью «Красный Путиловец» и эмблемой со звездой и лучами. Скорее всего, это тракторы последних лет выпуска. Возможно, это некие «образцовые» тракторы, которые готовили для выставок или для съёмки. В любом случае их очень мало. А слово «Fordson» на бачке радиатора не говорит о том, что трактор непременно ввезён из Америки – такие делали и на «Красном Путиловце». Кстати, на советском заводе трактор приобрёл и своё прозвище «Фёдор Петрович». Это имя звучало патриотичнее и было идеологически выдержаннее «Фордзона Путиловца», но широкого распространения так и не получило.
Стоит сказать пару слов о задних крыльях. Иногда говорят, что у «путиловца» их не было. Это не так. Возможно, на часть тракторов их не ставили, но старые фотографии не оставляют сомнений в том, что на заводе их выпускали однозначно. Ну а если трактор приходил с завода без крыльев, их старались сделать самостоятельно: открытые металлические колёса представляли собой опасность. В первую очередь – для рук, которые просто некуда деть, сидя в седле «путиловца».
В остальном конструкция, как я уже говорил, не менялась никогда, и вовсе не потому что была удачной. Самое удачное тут – это безрамный остов, который стал классическим для тракторов многих десятилетий. Такая конструкция предполагает объединение в один элемент картера двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. И всё это в сборе и было рамой для трактора. Точнее, почти всем трактором, потому что кроме топливного бака, колёс, крыльев и сиденья в нём больше ничего нет.
А вот вопросы к мотору есть. По традиции того времени, Форд не сильно беспокоился о системе смазки. Она тут центробежная, то есть масло разбрызгивается движущимися деталями кривошипно-шатунного механизма. В легковой машине такой фокус проходил, но в тракторе смазка разбрызгиванием работала плохо. Мотор легко перегревался, а случае сильного перегрева ремонтировать его было непросто. Особенно в богом забытых уголках страны (а в СССР с богом вообще была напряжёнка). Если вспомнить, что обычных вкладышей коленвала тут нет (есть только баббитовые), то становится очевидным, что ремонт получался не только сложной, но и неизбежно частой операцией.