На чем ездят дагестанцы
Дагестан: особенности национального вождения
Вы едете по однополосной трассе со скоростью 100 километров в час. На 10 км/ч превышаете, но ничего страшного: дорога хорошая, а вы в Дагестане. И тут вас начинает обгонять белая «Приора» без капота и с разбитым бампером. Обгоняет через сплошную, и её скорость явно под 150! Не успели вы удивиться, как «Приору» на скорости 200 по встречной обочине обгоняет маршрутка-«Газель», набитая пассажирами! А навстречу едет груженный кирпичом «КамАз»! Да, вы в Дагестане! Никто из участников этого шоу не нервничает, это вполне нормальная ситуация. «Приора» немного прижимается к вам, выдавливая на обочину, маршрутка берет еще левее, балансируя на краю кювета, и «КамАз» спокойно проходит между ними, словно верблюд сквозь игольное ушко!
Как водят в Дагестане, не водят нигде! Основные правила:
1. Не обогнал – не мужик. В любой ситуации обгоняй! Стоишь в пробке, и справа есть место для обгона? Обгоняй! Обгоняй по обочине, обгоняй через две сплошные, обгоняй! Или не мужик.
2. Тронулся без пробуксовки – не мужик. У настоящего дагестанца два положения педали газа: либо в пол, либо никак. Любой маневр – только с характерным визгом! Вначале это шокирует, но потом быстро привыкаешь и уже не замечаешь ничего необычного.
3. Красный – для лохов. Красный свет носит рекомендательный характер. Необязательно останавливаться.
4. В принципе, две сплошные и другие правила тоже носят рекомендательный характер.
5. Пристегнулся – не мужик!
6. Не нарушаешь – не мужик!
7. Паркуешься где хочешь.
8. Женщина за руль не садится (не видел ни одной).
01. На дорогах какой-то вечный хаос! Вначале пугает. Постоянное напряжение, как в Индии! Те, кто водил в Индии, Пакистане или Бангладеш, поймут меня.
02. Удивительно, но аварии бывают крайне редко.
Жигули или Порше. На каких машинах ездят дагестанцы
Сегодня будем пробовать разрушать или подтверждать мифы и шутки про заниженные дагестанские приоры. Отправляемся на прогулку по дагестанским городам и смотрим, на каких машинах ездят местные ребята.
Сразу отмечу, что такого количества дорогих Порше и прочих элитных машин я не видел ни в одном другом регионе России, как и такого количества жигулей всех моделей одновременно.
Так что миф о заниженных дагестанских приорах оказался лишь мифом.
Если путешествовать по Дагестану компанией, то можно играть в игру «Кто вперед всех сосчитает Жигули(Лады) в зоне видимости», или «Кто вперед всех найдет на улице не Жигули».
Российские машины здесь реально повсюду, на любой вкус и цвет. В Такси работают только Гранты и Приоры, изредка встречаются другие модели Жигулей, иномарка уже из разряда фантастики, но оочень редко случается и такое.
Лада и дагестанские дороги.
Понты в Дагестане дороже всего на свете. Поэтому если не наши Жигули, то сразу Порше! Ни в одном регионе России я не встречал такой концентрации этих элитных немецких автомобилей!
Вокруг полнейшая разруха и помойка, зато Порше! Зато с красивыми номерами!
Если не Порше, то можно БМВ, тоже круто и пацаны оценят.
Но больше все же жигулей. Попробуйте найти на фотографии иномарку. В Дагестане если нет машины, то ты не крутой, поэтому машина есть почти у каждого, нет только у совсем не крутых.
В Дагестане практически не существует дорог, но еще хуже дела с тротуарами и транспортом, которых нет вообще. Поэтому без машины тут не выжить.
Или Лада или Лексус. Ну, и одежда конечно Гучи, не забываем, что понты превыше всего.
Нет дороги и двора, зато есть джип. Крузеры хоть и очень банальные тачки, но в Дагестане тоже пользуются популярностью.
Цветные тачки не особо в почте, но и такие бывают, хотя номера московские. В самом же Дагестане машины либо черные, либо белые. Я в какой-то момент даже предположил, что если тачка другого цвета, местные номера не выдают. А может и правда, не выдают, не знаю.
Но потом увидел красную бэху с номером «05», которая красиво припарковалась на пешеходном переходе. Значит, выдают.
Лады и мерседес. Конечно, есть всякие Хендаи и Прочие кии, но их очень мало и как они вообще попали в Дагестан не очень понятное, не будем брать их в расчет.
Вот Гелики да, это круто. Местные такие тачки любят.
Такая вот история с автомобилями в Дагестане. Либо понты, либо поддержка отечественного автопрома.
Как я объехала Дагестан на машине
Постпандемический автотрип по самому южному региону России
Я была не готова отказаться от путешествий даже после закрытия границ: офисная работа требует переключения внимания, а еще я веду тематический блог, которому нужен свежий контент из новых стран и регионов. Поэтому у меня не было сомнений, ехать ли в отпуск. Оставалось только решить, куда мы с друзьями отправимся.
В путешествие мы отправились втроем: я, моя подруга с дагестанскими корнями и друг с корнями московскими.
Наши расходы
Расходы на путешествие я считаю только на себя, потому что каждый потратил разную сумму на еду и сувениры. Траты на жилье, бензин и входные билеты у всех были одинаковые.
Потратила за 17 дней в Дагестане — 42 200 Р
Проживание | 19 900 Р |
Машина: бензин, ремонт глушителя, замена колеса, мойка, платные дороги | 12 400 Р |
Продукты, рестораны | 8300 Р |
Билеты, сувениры | 1600 Р |
Почему автомобиль
Это не первое наше автопутешествие. В 2020 году мы уже успели выбраться на машине в длительный трип по Европе, а в начале лета неделю колесили по Карелии, поэтому долгие переезды и большие расстояния нас не пугали. Мы всегда путешествовали на моей машине. Мои попутчики и я водители со стажем, автомобиль подготовлен к длительным поездкам и экипирован всем необходимым — от топора и саперной лопатки до спичек, газовой плиты и холодильника.
Многие думают, что поездка на машине — это экономия. Но такое мнение ошибочно. В пересчете на литры бензина автомобиль для компании действительно выйдет дешевле авиабилета из Москвы в Махачкалу: 7100 Р против 4900 Р с человека.
Но если ваша цель в путешествии — море, горы и леса, то придется ехать за пределы города. Без автомобиля там уже не обойтись. А это дополнительные литры бензина, повышенная амортизация машины, проколотые на грунтовых дорогах шины и другие неожиданности.
Например, прямо на границе республики у нас на две части развалился глушитель — в Дагестан мы въехали с ревом. Пришлось потратить 600 Р и несколько часов на ремонт. Мы остановились в первом попавшемся в Дербенте сервисе, но там специализировались на двигателях, а не на глушителях. Хозяин сказал, что даст нам адрес мастерской, где помогут. И дальше техники буквально по рукам передавали нас друг другу, пока не нашелся умелец, который просто сварил наш глушитель старой трубой от газели.
Найти сервис в Дагестане несложно, но нужно быть готовым к ремонту подручными средствами.
Если ваша цель — море, горы и леса, то надо ехать за пределы города. Без автомобиля там уже не обойтись
Дороги
Расстояние от Москвы до Махачкалы — 1580 км. Быстрее всего можно доехать по трассе Е119 через Тамбов, Волгоград и Элисту — это займет примерно 23 часа. Но мы пошли другим путем.
Мы выехали из Москвы в 10 вечера и остановились только через сутки — на ночевку в Пятигорске. По пути мы потратили 750 Р на платные участки М4. Дорога была загружена, но в пробке мы не стояли.
Из Пятигорска мы выехали в 7 утра и добрались до Махачкалы за 10 часов. Больше часа потеряли на КПП на границе Чеченской Республики. Там проверяли все машины и выдавали транзитные пропуска. На проезд по республике отвели 2 часа, на выезде пропуск забрали.
В Махачкале мы остановились у родителей подруги на обед, после чего проехали еще 120 км до первого пункта нашего маршрута — Дербента.
В итоге мы преодолели 2100 км за 34 часа, включая ночевку в Пятигорске и несколько продолжительных остановок на дозаправку и еду. За руль садились все по очереди.
На обратном пути мы выбрали маршрут через Калмыкию и Волгодонск. Он оказался быстрее, и до дома мы доехали чуть меньше чем за сутки. В пути ни разу не останавливались.
Дороги в Дагестане
Большинство проселочных дорог — грунтовки нормального качества, по ним сможет проехать любая машина. Некоторые дороги существуют только в формате направлений — по сути это тропы с ямами и кочками, которые победит только кроссовер или внедорожник. Такие сложные для проезда направления в навигаторе отмечены символом «Неровная дорога» и серым цветом. Если вы строите маршрут и видите подобные предупреждения, но при этом не уверены в проходимости своего автомобиля, задумайтесь, стоит ли ехать этой дорогой.
Для пополнения бака ищите официальные заправки знакомых вам брендов или хотя бы ту, у которой есть прозрачный элемент пистолета, чтобы было видно, что именно льется в бак. По дорогам Дагестана разбросаны всякие «Роснафты» и «Лукаойлы», маскирующиеся под известные бренды.
Жилье
Сначала мы пытались найти жилье на «Букинге» и Airbnb.ru. Но выбор был очень скудным, потому что в регионе слабо развит туризм. В итоге на «Букинге» мы забронировали только гостиницу на одну ночь в Пятигорске. Заплатили 900 Р с человека за просторный номер с тремя кроватями и кухней.
Остальные места ночлега искали в «Инстаграме» и по сарафанному радио: я спрашивала подписчиков, бывали ли они на Каспии и где останавливались. Оказалось, что мало кто отдыхал в Дагестане или мог порекомендовать объекты, которые бы нас впечатлили.
Нас спас «Инстаграм». Оказалось, что в Дагестане вообще у всего есть свой инстаграм: у парикмахера-частника, водителя такси, у пекарни за углом — если услуги или человека нет в этой соцсети, то их в принципе не существует.
Поэтому искать жилье, экскурсии и что угодно в Дагестане очень удобно именно через «Инстаграм». Несколько дней мы гуляли по хэштегам вроде #отдыхвдербенте, #отдыхвдагестане и популярным геолокациям. В результате нашли базу отдыха на вторую часть каникул. А вот жилье на море пришлось искать дольше.
Дагестан растянулся вдоль западного побережья Каспийского моря, поэтому условно все достопримечательности можно разделить на южные и северные. Чтобы посмотреть южные и отдохнуть на море, надо поселиться в районе Дербента. А до северных туристических точек удобнее добираться из Махачкалы.
Расскажу подробнее, где мы жили и сколько это стоило.
Но он предложил поселить нас в деревне Хазар по Дербентом в собственном доме в два раза дешевле — за 9000 Р с человека. 10 дней мы жили в доме с выходом прямо на песчаный пляж. Он состоял из двух строений: в одном была комната и санузел с отдельным входом, а в другом — только комната с небольшим предбанником. Между строениями были две террасы — открытая и закрытая. На закрытой располагалась кухня, на открытой — своеобразная лаунж-зона.
с человека стоило жилье на юге Дагестана
Дом был скромным, но все удобства присутствовали. Правда, каждые два дня нужно было качать воду из скважины в бочку, а по вечерам и в грозы отключалось электричество. Зато к туалету не было претензий. Вода из скважины показалась нам мутноватой — пить ее точно нельзя, но для стирки или купания сойдет. Питьевую воду мы покупали в канистрах в ближайшем магазине или набирали в горных источниках во время экскурсий.
По словам местных, в последние годы в Дербенте стали покупать участки приезжие из северных регионов страны. Появились гостевые дома, туризм потихоньку завоевывает каспийское побережье. Если решат проблемы со слабым напряжением и качеством воды, то в регион точно хлынут курортники.
Север. Для осмотра северной части Дагестана мы остановились на базе отдыха «Главрыба» неподалеку от Сулакского каньона. Мы нашли ее по хэштегам в «Инстаграме».
Администратор провел нам экскурсию по местному рыбному хозяйству, показал, как выглядит традиционный горский дом, рассказал о ГЭС, о каньоне, угостил кофе и вкуснейшим урбечем. К нам относились как к родственникам. Гостеприимство и вкусная еда — два главных синонима Дагестана.
я потратила на еду за все путешествие
Но в основном мы готовили сами. На завтрак у нас были яйца в различном виде, хлеб с маслом, местный сыр, овощи. Перекусывали фруктами, реже — шаурмой или брали чуду навынос. На ужин делали шашлык из рыбы, салаты или ходили в кафе и ели все то же самое, только чуть дороже.
Расскажу, что точно стоит попробовать в Дагестане.
Чуду — это закрытый круглый пирог из тонкого бездрожжевого теста. Внутри может быть зелень, лук, сыр, картошка, мясо, творог, ближе к осени появляются чуду с тыквой. В кафе в горной деревушке неподалеку от Хвартикуни нас даже накормили пирогом с крапивой.
Хинкал — главное дагестанское блюдо. Это кусочки теста, сваренные с ломтиками мяса в мясном бульоне. Каждый народ республики сохранил свой подход к форме теста: это могут быть квадраты, ромбы, полоски, розочки, ушки. Блюдо обычно едят с двумя соусами — белым сметанным и красным томатным.
Рыба. В Дагестане огромное количество хозяйств, где выращивают радужную и золотую форель. Их можно найти в «Инстаграме» по хэштегу #форельдагестан или просто спросить у местных в прибрежных или горных районах.
Урбеч — это густая сладкая паста из семян, косточек и орехов. Она сытная и полезная, настоящий российский суперфуд. Но нам было важнее то, что она очень вкусная, поэтому баночки с дагестанским урбечем приехали с нами домой в подарок всем друзьям и родственникам.
Что ожидать от поездки в Дагестан. Часть 1
Извиняюсь за то, что так долго не писал. Были некоторые проблемы личного характера. Меня просили написать об отношении дагестанцев к приезжим, ну и в частности к русским. Так вот, в этой части я попробую рассказать немного о людях Дагестана и их отношении к туристам. А также о минусах и плюсах поездки.
Также сразу хочу попросить не проводить параллель между дагестанцами понаехавшими и теми, кто живет в самом Дагестане. Это разные люди и о об этом я постараюсь сделать отдельный пост. Здесь же я попытаюсь дать максимально объективную оценку без приукрашиваний.
Опущу подробности и сразу скажу, что подавляющее большинство моих соотечественников, а это по моим наблюдениям процентов 90 относятся к приезжим с радушием и доброжелательностью. Почему? Я думаю сказываются многовековые традиции гостеприимства. У нас даже в школе есть такой предмет КТНД (культура и традиции народов Дагестана), который учат на протяжении нескольких лет и где очень большой акцент делает на взаимуважении и доброжелательности. А в частности о гостеприимстве там то ли два, то ли три урока. В любом случае, когда я учился было так, то бишь лет 5 назад. Не сказать что это много, но все-таки хоть какое-то воздействие есть, я думаю. По крайней мере на мое воспитание эти уроки повлияли.
Ну так, для вашего представления. Я учусь в столице, и на выходные езжу в свой городок. И еду соответственно на маршрутках. Так вот, еще не было ни одной поездки ( буквально говорю, это не преувеличение), когда водитель заполненной маршрутки не пошел бы на обгон легковушки, а то и двух-трех едущих друг за другом. А это, на минутку, 40- 50-минутная поездка. И почти каждую машину маршрутник считает долгом обогнать. Плюс еще на большинстве маршруток ремни не работают никогда. То фиксатора нет, то самого ремня. А теперь представьте как ездят молодые.
Причина всего этого? Продажа прав. Виноват как народ, так и ГИБДД. За 30-40 тысяч можно спокойно купить права. Через друга троюродной сестры знакомого твоего дяди. Дал деньги, и через месяц имеешь права. А зачем учить ПДД и напрягаться, если можно не учить ПДД и не напрягаться. Дагестан занимает лидирующие позиции по смертности на дорогах в России. Даже первое место держит по-моему. Это все не значит, что вам не нужно ехать сюда, это все значит, что надо быть раза в 3, а то и в 4 внимательнее и острожнее. Дороги Дагестана, так сказать, своего рода посвящение в настоящие водители, стресс-тест. Особенно забавлябт ответы на замечания о ремнях. Говорят:»Нет же ментов, зачем ремень». Да, у нас ремень надевают только если впереди ДПС. Скажешь:»Это млжет спасти жизнь», ответят:»Аллах решает жить или нет». Ну это так, особые индивиды. Болбшинство просто не привыкло.
Что некорректно делать в Дагестане. Это скорее для девушек. Не стоит одеваться «вызывающе». Очень короткие юбки, шортики, майки. Вряд ли вам кто то что то скажет, но недобрый взгляд вы будете чувствовать частенько. А из этого следует Ваш же дискомфорт. Молодому поколению будет по большей части все равно, но вот старшему нет, ну оно и логично. Тут, мне кажется, объяснения не нужны.
Так же среди дагестанцев не стоит поднимать вопросы религии. Вот просто не надо. Ну конечно, если вы видите, что человек не самый умный и образованный. Это очень легко может вылиться в спор, а из спора в редких случаях в конфликт. Особенно, если вы указываете человеку, что он считает себя верующим, но нормы ислама нарушает. Ну не любят верующие такой правды. Тут уж ничего не поделать. И так, по моему, везде.
О доверии не скажу. Все народы мира одинаковые и все имеют как, извините меня, говно, так и нормальных людей в себе. У нас нормальных в разы больше чем говна. Вернее в самом Дагестане. Все говно стремится в другое место. Хотя это уже другая история. Но все же лучше перестраховаться и смотреть в оба, гарантий, что перед вами человек чести никто не даст. Хотя в большинстве случаев это можно понять с первых минут разговора и первых же действий. Но это уже скорее относится ко всем людям, а не только к дагестанцам.
Чуть не забыл о полиции. У нас довольно развит полицейский произвол. Так что если Вы знаете законы и свои права, а также обязанности и права полицейского, а именно ГИБДД Вам в копилку огромный бонус. Хотя русских обычно не трогают, Вы законы знаете)))).
Бонусом хочу добавить два видео. Для наглядности.
Кавказ — сила: как водят авто в Дагестане
Дагестан регион удивительный, здесь все совсем не так, как везде и все со своими особенностям. Особо интересы тут особенности дорожного движения.
Складывается ощущение, что главное правило в Дагестане гласит, что нет никаких прави. По Махачкале ездить реально трудно и страшно, даже на пассажирском сидении в такси. Местные жители как о большом достижении говорят: «В Махачкале уже начали пропускать на пешеходном переходе!»
Езда по встречке — нормально, разворот прямо на пешеходном переходе или через сплошную — нормально, пользоваться поворотниками — не круто, круто быть непредсказуемым. На маленьких улицах движение похоже на какую-то Индию, все пытаются протиснуться, все сигналят, иногда что-то кричат из машин, но всем вроде нормально.
Вообще не очень понятно, как в Дагестане выдают права, да и есть ли они вообще у местных водителей, потому что трудно поверить, что все они реально смогут ответить хотя бы на половину вопросов из теста по ПДД.
Лично я за пару дней наблюдал несколько аварий на перекрестках.
При таком движении логично бы было выставить побольше экипажей ДПС, но их я увидел лишь пару раз. Один раз на центральном перекрестке возле администрации в Махачкале, второй раз на центрально перекрестке возле администрации в Дербенте.
Если на улице идет дождь, в разрушенных дагестанских дорогах образовались огромные лужи, а рядом идут люди, местным водителям обязательно надо посильнее надавить на газ так, чтобы окатить водой неудачников без приоры с ног до головы. Такие тут порядки, за несколько дней в Дагестане в такой ситуации возле меня не притормозил вообще ни один водитель!
Местные говорят, что на пешеходных переходах раньше не останавливались вообще, надо было успевать перебежать и не быть сбитым. Сейчас уже начали пропускать, не всегда, но местные считают это серьезным прорывом и успехом.
Кстати, что касается дорог — в Дагестане с ними все очень плохо, даже в Махачкале все убито настолько, что создается впечатление, будто только вчера на город скидывали бомбы, поэтому столько ям повсюду.
А еще если человеку надо притормозить и с кем-то поговорить, то он остановится и поговорит прямо там, где едет. Сзади будут сигналить, объезжать, но остановившегося волновать это никак не будет. Ну, или посигналит в ответ.
Женщины за рулем есть, но их не очень много. Удивительные и сильные женщины, конечно.
С парковкой в Дагестане все просто. Где остановился — там и парковка, тротуары, пешеходные переходы никого не парят.
Полиция припарковалась на встречке, тут это нормально.
Пешеходы от водителей стараются не отставать и бегают там, где удобно. Полнейший хаос во всем.
С Дагестанцами я ехал в Чечню, вскоре после границы республики дагестанский водитель пару раз проехал на красный светофор, об этом ему сообщил его друг.
Вместе они начали искать в интернете какое наказание за это светит в Чечне, ведь тут стоят камеры и реально штрафуют. Водитель во время поисков продолжал рулить по ровным чеченским дорогам, хоть и сбавил скорость до разрешенных 90 километров в час, потому что Чечня, потому что камеры, потому что штрафуют, потому что существуют правила, потому что не Дагестан.