На чем ездят в калининграде
Калининград: как живут и работают в самом европейском городе России
Рассказать о Калининграде мы попросили тех, кто сам туда переехал или ищет там сотрудников. Наши герои рассказали, как им живется и работается, какие особенности они замечают и к чему надо быть готовым приезжему специалисту. Субъективное мнение жителей дополнила статистика hh.ru: уровень зарплат, популярные работодатели, конкуренция и активность на рынке труда — все, что может помочь тем, кто хоть раз в своей жизни задумывался, а не переехать ли ему в Калининград.
Почему выбирают Калининград
Дарья Крысина, инженер-конструктор двигателей космических аппаратов, переехала из Самары
Я живу в Калининграде уже 2,5 года. Переехала практически случайно — здесь проходила регата, куда я отправилась сразу после диплома. На всякий случай взяла с собой документы, и меня пригласили на работу.
Калининград — это маленький город, гораздо меньше Самары, и население здесь в 2,5–3 раза меньше. Дороги здесь лучше, воздух чище, зелени больше. Тут где-то Европа, а где-то Советский Союз. Причем Европа — это старая Германия.
Здесь особенный климат: очень ветрено и влажно, даже в городе повсюду растет мох. Зимы почти нет: долгая осень, потом 2–4 зимние недели, потом опять осень — и сразу весна».
Кирилл Зуб, пресс-секретарь МП «Калининградтеплосеть», переехал из Петропавловска-Камчатского
Я переехал в Калининград «случайно»: 8 лет назад сюда эмигрировал мой друг и коллега, сказал, что вроде есть какая-то работа по профилю. Собрал два чемодана и поехал «на пару месяцев». Сразу понял, что останусь.
Город поразил ухоженностью, архитектурной эклектикой (другой район — другой Калининград). С проспекта монструозных многоэтажек попадаешь на тихую улочку старых особняков, которая упирается в разноцветный спальный новострой. Как сказал один мой камчатский друг, приехавший сюда в гости, «у вас тут какой-то ГДР: много Европы, но очень советской».
Антон Манукян, юрист
Я не люблю мегаполисы (шум, много народу, «крысиные бега»). А Калининград — прусский город, с любой точки можно выйти в центр за 1,5–2 часа максимум. По сравнению с Большой Россией — чистый. В 2006 году он был гораздо культурнее, а люди — вежливее. Но пришла Москва с её деньгами, и планка понизилась.
Близость моря — это свежий соленый воздух, курортные города, компактность. Но погода непредсказуемая: утром может быть дождь и +10, днем солнце и +23, вечером +8 и ветер. Очень дождливо, влажность высокая, часто доходит до 100%. Город сам по себе красивый, много памятников сохранено и восстановлено, туристу здесь есть куда сходить, что посетить, как и рядовому жителю.
Работа и зарплаты: рады ли в Калининграде приезжим и сколько тут можно заработать
Наталья Мухаметова, руководитель проекта «ПРОФгид», рекрутинговое агентство «Персонал-Янтарь», Калининград
Калининградские компании менее продвинуты, чем столичные. Менеджмент слабый, преобладает авторитарный стиль управления. Хозяин — барин.
Среди работодателей я замечаю две тенденции: одни ждут и хотят видеть только приезжих, другие не берут их на работу, считая, что они долго не задержатся в компании: как только решат свои бытовые проблемы, будут искать сытное место.
Калининград известен близостью моря, но на морскую работу попасть сложно. Желающих много, документы для выхода в море стоят дорого, требуют постоянного обновления, поэтому там текучки нет, народ держится за рейсы, старается не выпасть из струи.
«Успешный калининградец» — это работа в стабильной компании с белой заработной платой, которую платят в срок. Для специалистов от 50 000 – 60 000 на руки (топ-менеджеры — 100 000 – 150 000). Наличие собственного жилья и автомобиля. Возможность выехать в Европу на выходные и праздники, раз в год отдыхать на теплом море.
Если в периоды действия программ по переселению сюда ехали из Казахстана, Киргизии, а потом из Омска и Новосибирска, то сейчас это Дальний Восток и Якутия. При этом у нас не хватает высококвалифицированных кадров в промышленном секторе, нужны люди на производство.
Светлана Жамкова, начальник отдела по управлению персоналом «Круассан-кафе», Калининград
Успешный калининградец — это зарплата за 100 тысяч рублей, в диапазоне от 120 до 150. Если взять рабочие профессии на производстве, на заводах, то зарплата в 25–27 тысяч — это уже считается очень хорошо. Хотя много и таких должностей, которые стоят очень недорого — в районе 20–25 тысяч.
Многие калининградцы проводят выходные то в Польше, то в Литве. Если зарплата у тебя поменьше, ты ездишь в Польшу за продуктами. Если побольше — ты ездишь в Польшу просто отдохнуть, развлечься. С хорошей зарплатой ты отдыхаешь в Испании или где-то еще.
Калининград очень разный в плане работодателей. Есть предприятия с еще советской историей, с авторитарной культурой. Если посмотрим на «Содружество-Соя», продвинутого работодателя, то увидим другой подход: у компании один из офисов в Люксембурге, и, судя по подбору и кадрам, они ориентируются на западную демократичную модель. Такие компании ищут людей с хорошим иностранным и «раскованными» мозгами.
Сейчас к нам идет очень большой поток людей из Сибири. Я не знаю, чем это вызвано, но в нашем офисе тоже есть пара людей из Омска, Томска. Там очень популярно образование, связанное с нефтью и газом. Такие кадры, к сожалению, вынуждены как-то переквалифицироваться или искать другую работу, потому что у нас просто нет для них вакансий.
Кирилл Зуб, пресс-секретарь МП «Калининградтеплосеть»
С работой крайне непросто, а зарплаты далеки от столичных и даже дальневосточных. Работодатели к чужакам относятся настороженно, и вот так запросто поймать за хвост работу своей мечты — задача непростая.
При этом приезжих здесь очень много. Если разобраться, то даже и те, кто тут родился, — дети и внуки когда-то приехавших из Большой России (так здесь называют другие регионы страны). В отличие от дальневосточных городов, в головах калининградцев не зудит «надо валить». Свой город здесь любят и относятся к нему очень трепетно: не дают разрушать старые здания, не спешат переезжать из обветшавшего немецкого особняка в новую, безликую многоэтажку.
Антон Манукян, юрист
Калининград — большая деревня. Население города 420 тысяч человек, с областью 900. Все друг друга знают. Юридический рынок весьма агрессивный, в области помимо фирм работают еще 500 адвокатов. Устроиться можно, хорошие специалисты нужны всегда и везде, в любой отрасли, юриспруденция не исключение. Для бизнеса тоже есть свои ниши: важно хорошее знание языков и коммуникабельность.
По данным Минтруда и социальной политики, средняя зарплата в городе 36 000. Здесь можно быть дворником и получать летом 50 000, а зимой 25–30, или заниматься наукой, преуспевать и получать 15 000. Это будет очень разная жизнь.
Цены и жизнь в городе
Кирилл Зуб, пресс-секретарь МП «Калининградтеплосеть»
Жизнь в Калининграде в целом дешевле, чем на Дальнем Востоке и в крупных городах. Средний обеденный чек — 400 рублей (если есть время и деньги только на бизнес-ланч — то 200–300). Вечером вдвоем посидеть с пивом и закусками можно за 1,5 тысячи. Средний букет не самых дорогих цветов — рублей 500. Проезд в общественном транспорте — 20 рублей. Средний счет за такси по городу — 150–200. Доехать от центра Калининграда до аэропорта можно за 500 рублей. Снять квартиру сносного качества и в нормальном районе можно начиная с 12–15 тысяч. Из сезонного и долгожданного — корюшка. Она нерестится всего два месяца, успеть купить несколько кило пахнущей огурцом рыбешки и нажарить ее для большой компании — ежегодный пункт весенней программы каждого калининградца.
Город дает массу возможностей для досуга разной степени «культурности»: от концерта в Органном зале до веселой пьянки в «Виски-баре». Много ресторанов европейской (немецкой, баварской, французской, тирольской, чешской) кухни. Почти везде свои мини-пивоварни. В город постоянно приезжают артисты на любой вкус и цвет. Традиционные для любого российского города Киркоров, Михайлов и те, кому из Европы близко добежать, типа De Phazz или Haddaway. Раз в год проходит фестиваль «Калининград Сити Джаз» — трехдневный сейшен в центральном городском парке. Раньше туда обязательно пара-тройка европейских звезд заглядывала, сейчас как-то стало сложнее: не все с охотой едут в Россию, но фестиваль всё равно живет и билетов всегда не хватает.
Дарья Крысина, инженер-конструктор двигателей космических аппаратов (Самара)
Уровень жизни примерно как в Самаре. Проезд чуть подешевле, продукты какие-то дешевле, какие-то дороже. Снимать квартиру/комнату стоит примерно так же. Одно время я вела учет своих расходов, ограничила себя — тратить в день не более 200 рублей, и чтобы в месяц расходы не превышали 6000 рублей. У меня это тогда получалось.
Я почти не пользуюсь городским транспортом: на работу езжу на автобусе или на троллейбусе, а обратно хожу пешком. Машин много очень для такого маленького города. Междугородние автобусы ходят часто и четко по расписанию. На море уехать можно в 7 утра и в 22 часа вернуться.
Много разной свежей рыбы, чайки трутся у прилавков, как голуби около бабулек с семечками в детстве. До санкций было много продуктов из Европы — сыры, колбасы, молочка литовская. Сейчас все белорусское. Правда, по-прежнему можно купить недорогую бытовую химию польскую или немецкую.
Куда уезжают калининградцы
Светлана Жамкова, начальник отдела по управлению персоналом «Круассан-кафе»
Калининградцы уезжают в основном либо тоже к морю, либо в ресторанный бизнес на повышение, поскольку у нас в регионе субкультура общепита хорошо развита и наши специалисты достаточно сильные.
Молодые люди здесь все чаще поступают в европейские вузы. Но тут все зависит от возможностей — кто-то в Польшу, кто-то в Берлин, а есть и в Англии наши студенты, калининградцы. Уезжают в основном, чтобы закрепиться там и остаться.
На Запад едут работать и моряки-контрактники, инженерные специалисты. Существуют даже специальные агентства, которые ведут подбор именно на суда, но на европейские рейсы конкурс сейчас очень большой. Нужно, чтобы диплом был обязательно адаптирован к европейским стандартам — немногие вузы в России этим занимаются.
Наталья Мухаметова, рекрутинговое агентство «Персонал-Янтарь»
Калининград — замкнутый регион, где все друг друга знают. Хорошие специалисты известны всем, востребованы и кочуют из компании в компанию. В городе много приезжих, нам всегда нужна «свежая кровь». Как правило, сюда едут люди, которые состоялись как личность и профессионал. Их привлекает близость к Европе, доступная городская среда, хорошая экология. Здесь нет крупных промышленных предприятий, загазованности — дети болеют реже.
Я вижу две причины, почему калининградцы уезжают: серьезные специалисты едут в Москву и Питер повысить свою профессиональную планку, расширить компетенции, поработать на хорошую зарплату в брендовой компании. Многие потом возвращаются обратно более востребованными специалистами. Вторая причина — деньги. В крупных городах платят больше.
Калининград особый город, и мне есть с чем сравнивать: я 12 лет провела на Камчатке с мужем военным. Когда посещаю другие города России или встречаюсь с кандидатами из других регионов (не Москвы и Питера), то вижу, насколько культурный и интеллектуальный уровень жителей Калининграда выше. Они более продвинутые, более европейские во всем — от одежды до мыслей и взглядов.
Калининградцы очень интеллигентны, но у них есть своя болезнь — лень. Коренным жителям кажется, что им все должны преподнести на блюдечке. Они готовы сидеть и ждать, когда счастье само свалится на голову. Они не готовы работать, чтобы работать и зарабатывать на пропитание, они ждут и ищут пути, которые их должны привести сразу к благосостоянию и статусности.
Дарья Крысина, инженер-конструктор двигателей космических аппаратов
Если отсюда хотят уехать, то только в Европу, и реже — в Питер или Москву. Местные жители часто жалуются на то, как здесь плохо им живется: грязно, дожди, денег мало, продукты нехорошие. Я думаю, это от того, что они мало ездят в другие города России и сравнивают с европейскими городами. Они не понимают, что в России все так живут.
На работе больше половины приезжих, мне кажется. Это из-за того, что в Калининграде нет профильного вуза для конструкторов летательных аппаратов. Вместе со мной в один год еще четверо приехали из Томска. Но у меня нет в планах здесь долго задерживаться — я за то, чтобы двигаться, а не врастать в одно место на всю жизнь.
Транспорт в Калининграде
В Калининграде представлено все многообразие общественного транспорта ― самолеты, паромы, электрички, автобусы, троллейбусы и трамвай. К сожалению, в Калининграде нет метро, но проблем с транспортным сообщением не возникает, так как автобусная и троллейбусная сеть развита как нельзя лучше. По состоянию на 2021 год, в Калининграде осталась всего одна трамвайная линия. Со временем трамвайный транспорт планируется вывести из эксплуатации и полностью заменить его троллейбусами.
Практически все маршруты общественного транспорта Калининграда проходят через площадь Победы, именно это место приобрело значение туристического ориентира. Режим работы транспорта Калининграда весьма удобен — с 06:00 до 00:00.
Текущее положение общественного транспорта Калининграда отражено в специальном онлайн-сервисе go2bus:
Сервис go2bus имеет мобильное приложение для iOS и Android, с помощью которого можно отслеживать транспорт в режиме реального времени, планировать маршрут, искать остановки и пользоваться картой.
Информация о временном перекрытии движения доступна на официальном портале администрации Калининграда.
Проезд в Калининграде
Билеты подаются непосредственно у кондуктора в транспорте. Оплатить проезд можно наличными. В автобусах малого класса (вместимостью до 18 человек) проезд стоит 30 рублей, в остальном общественном транспорте — 28 рублей.
Помимо наличных, проезд можно оплачивать чипованными банковскими картами, смартфонами с NFC или специальным новым проездным «Волна Балтики». С июля 2019 года во всех видах общественного транспорта вводится новая система электронной оплаты проезда. Следует принимать во внимание, что на отлаживание бесперебойного функционирования системы потребуется время.
«Волна Балтики» — пополняемая транспортная карта, которая по сути является электронным кошельком. Срок действия карты составляет 5 лет. Карта была введена в эксплуатацию с 20 июля 2019 года. Стоимость — 100 рублей. Пополнить карту можно на любую сумму до 15000 рублей. Данный проездной создан с целью автоматизации оплаты проезда в общественном транспорте.
Все единицы транспорта, которые поддерживают данную систему оплаты, будут промаркированы наклейками «Волна Балтики». В скором будущем планируется внедрить данную карту для оплаты проезда во всех видах транспорта.
Стоимость проезда по карте — 27 рублей в автобусах малого класса и 25 рублей в остальном общественном транспорте. Для жителей Калининградской области предусмотрены льготные тарифы. Карты различаются по цветам (общегражданская карта имеет синий цвет).
Автобусы Калининграда
Автобусное сообщение Калининграда находится под управлением муниципального предприятия «Калининград ГорТранс» и нескольких частных транспортных компаний. Автобусы условно подразделяются на автобусы малого класса (маршрутные такси) и автобусы большого класса.
Стоимость проезда различается в зависимости от класса автобуса, о чем было изложено выше. Номера маршрутов автобусов и интервалы движения представлены на официальном портале города Калининграда.
Расписание автобусов Калининграда (городских и межгородских) и планировщик маршрута доступны на сайте Bustime. Для удобства пассажиров мобильное приложение Bustime доступно для iOS и Android. Также следует помнить, что удобный сервис go2bus покажет местонахождение автобусов в режиме реального времени. Поиск остановки и построение маршрута доступны на сайте или в мобильном приложении 2GIS (iOS, Android).
Также в Калининграде есть два крупных автовокзала — Международный и Южный, откуда можно уехать не только в города Калининградской области, но и в Германию, Польшу, Литву, Латвию, Беларусь, Финляндию и др.
Туристические автобусы
С 2018 года у гостей Калининграда появилась уникальная возможность осматривать достопримечательности на туристическом маршрутном автобусе по системе hop on/hop off. Система позволяет наслаждаться автопрогулкой в собственном удобном режиме. Вы можете сходить на любой понравившейся остановке, гулять, ближе знакомиться с достопримечательностями, а затем продолжать поездку на другом автобусе того же маршрута.
График работы: с 10:00 до 18:00 (кроме понедельника, с 1 августа по конец сентября). Интервал движения — 2 часа. Примерная продолжительность маршрута — 90 минут. Остановки по пути следования:
Билеты приобретаются в автобусе, на официальном сайте перевозчика «Point» или в офисе по адресу Ленинский проспект, д. 47. Дети до 4 лет катаются бесплатно. Стоимость билетов в 2021 году:
Троллейбусы Калининграда
Первые троллейбусы начали курсировать по Кёнигсбергу еще в 1943 году. В послевоенное время троллейбусное сообщение города удалось наладить лишь к концу 1975 года. В наши дни троллейбусное сообщение Калининграда находится под управлением муниципального предприятия «Калининград ГорТранс». По состоянию на 2021 год, в Калининграде насчитывается всего 3 троллейбусных маршрута:
№ 1: Чкаловский поворот — У. Громовой. Расписание: От Чкаловского поворота первый троллейбус отходит в 06:45, последний в 21:26. От улицы У. Громовой первый троллейбус отходит в 06:23, последний в 21:53;
№ 2: Флотская — Дачная. Расписание: От Флотской первый троллейбус отходит в 06:40, последний в 22:24. От Дачной первый троллейбус отходит в 06:30, последний в 22:26;
№ 7: Флотская — Поликлиника (ул. Горького). От Флотской первый троллейбус отходит в 06:30, последний в 21:46. От Поликлиники первый троллейбус отходит в 06:25, последний в 22:50.
Маршруты, остановки и расписания троллейбусов Калининграда доступны на порталах go2bus, Bustime и 2GiS.
Трамвай Калининграда
Трамвайная сеть Кёнигсберга представляла собой широко развитую систему. Первый трамвай на конной тяге был запущен в городе в 1881 году. По состоянию на 2021 год, в Калининграде остался всего один трамвайный маршрут № 5: Дюнная — Бассейная.
Расписание трамвая Калининграда: от Дюнной первый трамвай отходит в 06:25, последний в 22:19. От Бассейной первый трамвай отходит в 06:05, а последний в 22:04. Единственная трамвайная линия находится под управлением муниципального предприятия «Калининград ГорТранс». Маршрут, остановки и расписание трамвая № 5 доступны на порталах go2bus, Bustime и 2GIS.
Рельсобус
Поезда дальнего следования и местные электрички прибывают на Южный вокзал Калининграда, в то время как Северный вокзал принимает только пригородные составы. Весьма нетривиальный вид железнодорожного транспорта — рельсобус, был запущен в эксплуатацию в 2014 году с целью уменьшить потери времени при передвижении по Калининграду, так как рельсобус пересекает город всего за 25 минут.
В связи с нерентабельностью линию планировали закрыть еще в 2017 году, но этого не произошло. В настоящее время на пригородных электропоездах из Калининграда можно добраться до Светлогорска, Зеленоградска, Чкаловска, Гурьевска, Балтийска, Советска и др. Расписание и маршруты рельсобусов можно узнать на официальном сайте РЖД.
Водный транспорт Калининграда
Для проезда на паромах из Калининграда в Санкт-Петербург и обратно загранпаспорт не нужен, потому такой транспорт наиболее востребован у водителей с автомобилем, не имеющих транзитных виз для пересечения границ сопредельных государств по сухопутному маршруту в Санкт-Петербург.
Паромы обслуживают маршрут круглый год, однако при неблагоприятных погодных условиях и форс-мажорах рейсы могут быть отменены. Точная информация о времени отправления и прибытия паромов становится известна за один-два дня.
По водам Калининградской области курсируют два парома: «Балтийск» и «Амбал». Следует учитывать, что в первую очередь данные паромы осуществляют грузовые перевозки и направлены на транспортировку автомобилей, мотоциклов, железнодорожных вагонов и т. д. «Балтийск» вмещает всего 12 пассажиров, и если вам необходимо просто добраться до Калининграда вместе со своим автомобилем, то это не лучший выбор в связи с высокой ценой.
Паром «Балтийск»
Паром «Балтийск» курсирует по линии Усть-Луга — Балтийск. Город Балтийск расположен в 45 км от Калининграда, расстояние от Усть-Луги до Санкт-Петербурга — 150 км.
Паром «Балтийск» может перевозить до 12 человек. Места предоставляются только водителям, осуществляющим коммерческую перевозку грузов.
Проезд водителей оплачивается дополнительно — 8 800 рублей за человека. В стоимость проезда входит проживание в двухместной подселяемой каюте и трехразовое питание.
Перевозка легкового автомобиля длиной до 5 метров — от 25 000 рублей, за транспортировку мотоцикла придется отдать 14 000 рублей. Перевозка домашних животных на пароме «Балтийск» строго запрещена.
Билеты на паром «Балтийск» продаются только на ближайший рейс, причем не ранее, чем за двое суток до отправления.
Паром «Амбал»
Паром из Санкт-Петербурга в Калининград «Амбал» является грузопассажирским и выполняет регулярные рейсы оператора «ТрансБизнесКонсалтинг». Время в пути составляет приблизительно 36 — 40 часов. Интервал между рейсами — 5 дней.
Перевозка легкового автомобиля из Балтийска в Усть-Лугу — от 22 230 рублей, из Усть-Луги в Балтийск — от 24 930 рублей. Стоимость пассажирского места — 8 100 рублей.
Речные трамвайчики Калининграда
Водные прогулки в Калининграде — достаточно популярное развлечение. Увидеть город со стороны мечтает каждый турист, ведь именно так получаются самые лучшие фотографии. Главным свидетелем многовековой истории города всегда оставалась река Преголя.
Город менялся, переходил во власть разных стран и только река хранит воспоминания о прошедших событиях. Прокатиться по Преголе можно, воспользовавшись услугами одной из транспортно-экскурсионных компаний, таких как АкваТур, ВестРивер, Трансбалтика-тур и др.
Такси Калининграда
Можно воспользоваться услугами такси, поймать его на улице либо вызвать по телефону. Стоимость проезда зависит от множества факторов, среди которых можно назвать расстояние, время суток, класс автомобиля и многое другое. Политика ценообразования ведется таксомоторными компаниями. С примером тарифа можно ознакомиться здесь.
Стоит учитывать, что заказ автомобиля через мобильные приложения обходится незначительно дешевле. Доехать из центра города до аэропорта обойдется примерно от 650 до 1000 рублей.
Популярные службы такси Калининграда:
Самый оптимальный вариант — заказать такси заранее с помощью удобного сервиса Kiwitaxi:
Аренда автомобиля в Калининграде
Автомобиль предоставляется с полным топливным баком, соответственно, возвращать его придется также с полным баком. На вашей кредитной карте на время аренды будет «заморожен» страховой депозит/франшиза на случай повреждения автомобиля. Для примера, в 2021 году суточная аренда бюджетного седана начинается от 2500 рублей. Страховой депозит составит 10000 рублей.
Подобрать подходящий автомобиль в Калининграде поможет сервис Rentalcars:
Поиск автомобиля в прокат
Прокат велосипедов
В теплое время года осматривать достопримечательности можно, взяв в прокат велосипед. Следует сразу учитывать, что в Калининграде, ровно как и в остальной части России, велодорожки не предусмотрены.
Чтобы взять в прокат велосипед, в большинстве контор придется оставить возвращаемый залог. В случае порчи имущества компании из залога будет удержана сумма на ремонт. Также некоторые прокатные фирмы просят оставить ксерокопию паспорта.
В 2021 году стоимость проката обычного велосипеда приблизительно составит 500 рублей в сутки и 2500 рублей в неделю. Прокатом велосипедов в «Янтарном крае» занимаются следующие компании:
Как добраться из аэропорта в Калининград
Аэропорт «Храброво» является международным. Построенный на базе военного аэродрома, аэропорт «Храброво» активно перестраивался и начал свою деятельность в качестве хаба с 1993 года. В 2019 году аэропорту присвоено имя императрицы
От аэропорта до Южного автовокзала курсирует автобус № 244Э. Стоимость проезда в 2021 году составляет 100 рублей. Приблизительное время в пути — 45 минут.
Вы можете заказать индивидуальный трансфер из аэропорта «Храброво» с помощью удобного сервиса Kiwitaxi:
Правила въезда в Калининградскую область
Задать вопросы экспертам и туристам об общественном транспорте Калининграда можно в разделе «Вопросы и ответы».