На чем ездят в узбекистане
Почему в Узбекистане почти все узбеки ездят на одинаковых белых машинах Шевроле
При поездке в Узбекистан сразу же в глаза бросается одна странная деталь, на местных дорогах практически все машины одинаковые! То есть идешь или едешь ты по Ташкенту, а вокруг одни белые автомобили, все как на подбор, все белые и все Шевроле.
Почему так? Сперва совсем непонятно, но если задать вопрос любому местному, то все становится на свои места и отгадка оказывается очень простой. В Узбекистане выпускают эти самые Шевроле, узбекские власти не любят темных цветов, а иностранные машины ввозить очень дорого. Вот все и сошлось. А теперь немного подробнее.
Если разобраться в вопросе чуть подробнее, то станет еще интереснее.
Когда приезжаешь в страны бывшего СССР, то удивляешься количеству стареньких и не очень мерседесов и других европейских авто в очень хорошем состоянии. Такая картина в Армении, Грузии, Литве и даже соседнем с Узбекистаном Таджикистане. Но именно в Узбекистане стареньких немецких машин не увидеть, хотя недавно произошли небольшие изменения и все стало чуть проще.
Дело в том, что в Узбекистане много лет действовал акциз на ввоз иностранных автомобилей, который мог достигать 70% от стоимости самого автомобиля! Смысл налога был в том, чтобы стимулировать узбеков покупать узбекские автомобили.
А какие в Узбекистане автомобили? Правильно, Шевроле, которые выпускают на местных заводах, причем стоят новенькие узбекские машинки совсем недешево, за новую Лачетти нужно отдать около 11 тысяч долларов. Но выбора нет.
Теперь разберемся в цвете, почему только белые? Тут все дело в местном менталитете. Руководители восточных государств почему-то уж очень любят белый цвет. Например, а Туркмении президент вообще запретил любые машине темного цвета, и люди даже пошли перекрашивать свои старенькие авто, а иначе никак.
В Узбекистане запрета вроде бы нет, но и машин новых в других цветах кроме белого не производят и не продают, а если и продают, то в таком количестве, что такие маленькие цифры даже в статистику не берут.
Конечно, если у человека из Ташкента есть большие деньги, то он просто покупает за границей новенький черный джип и прекрасно на нем ездит.
Кстати, сам президент Узбекистана ездит в кортеже из черных мерседесов. Вероятно, хочется как-то выделяться от простых узбеков.
В последнее время в Узбекистане меняют законы, убирают налоги и вроде бы даже намекают на то, что узбекам станет жить свободнее и лучше. Что ж, время покажет.
Автомобилестроение стало совершенно новой отраслью для независимого Узбекистана. Ведь всего четверть века назад здесь вообще не было автомобильной промышленности.
Так, точкой отсчета истории узбекского автопрома принято считать визит первого президента Узбекистана в Южную Корею и посещения им заводов Daewoo Motors в июне 1992 года.
В результате, в марте 1993 года было зарегистрировано совместное предприятие (СП) «УзДЭУавто» (UzDaewooAuto) и в июне 1994 года стартовало строительство первого узбекского автомобильного завода в городе Асака Андижанской области.
Первый автомобиль с конвейера первого узбекского автомобилестроительного завода выехал в марте 1996 года, им стал минивэн Damas, прозванный в народе «буханкой» за свой специфический дизайн.
В том же году стартовал выпуск еще двух моделей — Tico и Nexia, которые стали в то время бестселлерами.
Tico выпускался до 2004 года. Всего на заводе в Асаке был произведен 90 061 автомобиль Tico.
Daewoo Nexia за все время своего существования обрела большую популярность не только у автолюбителей Узбекистана, но и России и других стран СНГ.
В августе 2001 года были запущены две новинки, изменившие лицо отечественного автопрома — Matiz, а также Nexia с двигателем DOHC. Именно они стали активно продвигать экспорт, завоевывая рынки соседних государств и прежде всего России.
Первый рестайлинг Nexia. Помимо множества внешних изменений кузова, машина получает более современный двигатель. Для повышения мощности до 63 кВт (85 л. с.) механизм газораспределения сделан двухвальным (DOHC), количество клапанов на цилиндр увеличено до четырёх, кардинально изменена система зажигания, впрыска топлива, охлаждения. Двигателю присвоен индекс A15MF. Увеличенная энерговооруженность машины потребовала доработок ходовой части, тормозов. Машины с двигателем A15MF с завода комплектуются 14″ колёсами. С введением каталитического нейтрализатора и регулирования состава смеси по сигналам λ-зонда, оба двигателя стали выполнять требования токсичности Евро-2 и выпускались до 2008 г.
2007 год ознаменовался началом сотрудничества Узбекистана с американским концерном General Motors, вместо обанкротившейся Daewoo. Тогда между сторонами было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве. Этот год стал для узбекского автопрома уникальным: на свет появились не только три новые модели, Tacuma, Epica и Captiva, но и два самых популярных авто — Nexia и Matiz — стали оснащаться двигателями стандарта EURO 3. С того же года автомобили начали выпускать под брендом Chevrolet.
Ваш покорный слуга лично принимал участие на той самой презентации 😉
— Chevrolet Nexia (Nexia 2)
В августе 2010 года началось серийное производство более совершенного и технологически продвинутого Spark, который стал своеобразным наследником Matiz.
В 2011-м появилась на свет рестайлинговая версия Captiva.
— Chevrolet Captiva (2011)
В 2012 году было начато производство Cobalt второй серии и седана бизнес-класса Malibu.
В 2017 году вышла обновленная его версия.
— Chevrolet Malibu (2017)
А есть ещё Lacetti, Orlando, Labo.
Но производство легковых автомобилей лишь кусочек гигантского пирога, именуемого Узавтосаноат
Автомобильный гигант «Узавтосаноат»
В марте 1994 года была создана ассоциация предприятий автомобилестроения АК «Узавтосаноат», что в переводе означает «Узавтопромышленность».
Целью создания этого концерна было объединение «под одним крылом» всей автопромышленности республики. Юридически организованная как акционерная компания, она выступает главным акционером практически всех предприятий автомобильной промышленности Узбекистана.
В августе 2017 года Акционерная компания (АК) «Узавтосаноат» преобразована (переименована) на акционерное общество (АО) «Узавтосаноат».
В настоящее время в автомобильной отрасли Узбекистана работают свыше 85 предприятий. Все они входят в состав АО «Узавтосаноат». Предприятиями этой отрасли созданы более 24 тысяч рабочих мест.
Главными производственными компаниями автопрома республики являются:
— АО «GM Uzbekistan» — производство легковых автомобилей;
— ООО «SamAvto» — производство автобусов, малотоннажных грузовиков и спецтехники;
— СП ООО «JV MAN Auto – Uzbekistan» — производство грузовых автомашин MAN с полной массой от 15 до 50 тонн;
— АО «GM Powertrain Uzbekistan» — производство двигателей DOHC объемом 1,2 и 1,5 литра.
Кроме того, в состав «Узавтосаноат» входят предприятия (более 81 завода) по производству различных частей и комплектующих для производимых (собираемых) на мощностях «Узавтосаноат» автомашин: начиная с автомобильных фар, штампосварных деталей, систем обогрева (охлаждения, вентиляции и кондиционирования), заканчивая автомобильными компрессорами и аккумуляторными батареями.
Одним из главных достижений узбекского автопрома является довольно высокий уровень локализации производства автомобилей. Например, средний уровень локализации производства наиболее массовых автомобилей Matiz и Nexia составляет 65%, а уровень локализации производства автомобилей Spark и Cobalt составляет 55%.
А теперь подробнее:
АО «GM Uzbekistan», учредителями которого являются АО «Узавтосаноат» (75%) и Компания General Motors (25%), специализируется на производстве легковых автомобилей марки Chevrolet и Ravon.
Основные производственные мощности завода расположены в г. Асака (Андижанская область). По одному филиалу этого завода находятся в Ташкент и городе Питнак (Хорезмская область). Производственная мощность АО «GM Uzbekistan» составляет 300 тысяч автомашин в год, в том числе на основном заводе в г. Асака (Андижанская область) — 250 тысяч автомобилей, в филиале в г. Питнак (Хорезмская область) — 40 тысяч, а в филиале в Ташкенте — 10 тысяч авто.
В настоящее время на трех производственных площадках АО «ДжиЭм Узбекистан» производятся 10 моделей автомобилей под брендами «Шевроле» (Chevrolet) и «Равон» (Ravon), в частности модели Matiz, Spark (R2), Nexia (R3), Cobalt (R4), Lacetti (Gentra) выпускаются на основном производстве в г. Асака (Андижанская обл.):
Модели Captiva и Malibu производятся в филиале в Ташкенте:
Модели Orlando, Damas, Labo выпускаются в филиале в г. Питнаке (Хорезмская область):
Цены в Узбекистане на автомобили собственного производства довольно высокие. С 2017 года компания начала предоставлять услуги заказа автомобилей через свой сайт и там же начала публиковать цены. Цены можно посмотреть тут.
8 октября 2015 года состоялась презентация нового бренда Ravon и анонс обновления модельной линейки.
Как отмечается в пресс-релизе компании, вывод бренда Ravon — закономерный этап развития, подтверждение того, что бренд успешно развивается. Развивается за счет предложения новых, современных и технологичных автомобилей.
В настоящее время бренд Ravon представлен следующим модельным рядом:
2. АВТОБУСЫ, МАЛОТОННАЖНЫЕ ГРУЗОВИКИ И СПЕЦТЕХНИКА
ООО «SamAvto», Самаркандский автомобильный завод, является одним из перспективных проектов, на который узбекский автопром возлагает большие надежды.
30 октября 2006 года он был преобразован в завод ООО «СамАвто». Его учредителем, наряду с «Узавтосаноат» и акционерным банком «Асака», стала японская корпорация ItochuCorporation. Новый этап в деятельности предприятия стартовал в 2007 году — серийным производством грузовиков и автобусов на базе шасси и силовых агрегатов Isuzu. Сотрудничество с компаниями IsuzuMotors и ItochuCorporation позволило заводу значительно увеличить свои производственные мощности.
30 мая 2012 года с конвейера завода сошла юбилейная 10 000 единица продукции завода. Юбилейным стал автобус городского типа SAZ NP 37, производимый на базе шасси японской компании ISUZU. С этой даты началось производство грузовых автомобилей с газовым двигателем (метан).
В 2013 году был запущен проект по сборке автомобилей скорой медицинской помощи, а 2014 году начато освоение производства малотоннажных грузовиков ISUZU на базе шасси NKR.
30 июля 2015 года «СамАвто» представил первый автобус с двигателем, работающим на сжатом природном газе (CNG). Презентация автобуса состоялась в рамках официального визита в Узбекистан делегации во главе с президентом Isuzu Motors Сусуму Хосои.
Сегодня ООО «СамАвто» осуществляет сборку средних автобусов, грузовиков и спецтехнику различной модификации на базе шасси ISUZU.
Выпускаемые заводом городские автобусы имеют пассажировместимость от 38 человек (SAZ HC 40) до 56 человек (SAZ LE 60), а междугородние автобусы рассчитаны от 24 (SAZ NP 26) до 29 пассажиров (SAZ HD 50):
Малотоннажные грузовики с грузоподъемностью от 3 до 8 тонн включают в себя модельный ряд бортовых грузовиков, автофургонов и самосвалов:
Спецтехника, выпускаемая заводом, включает в себя: автомобили скорой медицинской помощи, мусоровозы, пожарные машины, водовозы, ассенизатор и уборочную машину для коммунальных служб – комбинированную вакуумную подметально-поливомоечную машину:
СП ООО «JV MAN Auto — Uzbekistan» создано 9 августа 2009 года совместно с немецким машиностроительным концерном MAN SE.
Доля «Узавтосаноат» в уставном капитале совместной компании составляет 51%, а компании «МAN Nutzfahrzeuge AG» (Германия) — 49%.
На предприятии организовано сборочное производство грузовых автомобилей MAN полной массой от 15 до 50 тонн: седельные тягачи, самосвалы, фургоны и спецтехника. Все комплектующие детали поставляются из Германии. Завод расположен на Джамбайском районе Самаркандской области и занимает общую площадь 26,34 гектара.
Мощность завода рассчитана на выпуск свыше 3 тысяч грузовых автомобилей в год с возможностью увеличения до 8 тысяч единиц.
На заводе ведутся работы по локализации производства. В первую очередь активно осваивается кабина для грузовых автомобилей MAN CLA, а в ближайшей перспективе — освоение производства деталей интерьера и экстерьера кабины, в дальнейшем — детали высокой сложности производства.
На сегодняшний день модельный ряд составляет более 60 видов грузовой техники MAN серий CLA, TGM, TGS.
На начальном этапе производства было запланировано освоение производства востребованных в Узбекистане моделей тягачей, бортовых автомобилей и самосвалов различной грузоподъемности на базе моделей TGS и CLA для нужд нефтегазовой, автодорожной, горнодобывающей отраслей экономики. Всего с начала производства на СП «JV MAN Auto — Uzbekistan» выпущено более 5000 современных грузовых автомобиля MAN разном типовом исполнении по индивидуальному заказу покупателей.
Не остался в стороне и КАМАЗ. Об этом есть целый пост;)
4.ПРОИЗВОДСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ И АККУМУЛЯТОРОВ
28 октября 2008 года «Узавтосаноат» и General Motors подписали cоглашение по созданию совместного предприятия по производству силовых агрегатов — ЗАО СП «GM Powertrain Uzbekistan», что явилось очередным этапом развития отношений с General Motors и машиностроительной отрасли Узбекистана.
Предприятие выпускает двигатели DOHC объемом 1,2 и 1,5 литра, которыми оснащены легковые автомобили, производимые на Асакинском автомобильном заводе (г. Асака Андижанской области, АО «GM Uzbekistan»), при этом существенная часть произведенных автомобильных двигателей поставляется на экспорт на автосборочные заводы «General Motors» в Великобритании, Южной Корее, Китае, Индонезии и в других странах.
Это предприятие стало первым производством по литью алюминиевых головок блока цилиндров в Центральной Азии. На GM Powertrain Uzbekistan объединены литейное и сборочное производство на одной территории, обеспечивая тем самым снижение затрат на перевозку комплектующих.
АО «Джизакский аккумуляторный завод», расположенный в г. Джизак, специализируется на производстве свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей и переработке вторичного свинца. Акционерами завода являются АО «Узавтосаноат» (84,78%), Банк «Асака» (12,09%) и АО «GM Uzbekistan» (2,71%). Предприятие выпускает более 30 типов свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей для малолитражных и большегрузных автомобилей, специальной и сельскохозяйственной техники. Производственная мощность завода — 1 млн аккумуляторных батарей в год.
Аккумуляторами этого завода комплектуются автомобили, выпускаемые на заводах GM Uzbekista», JV MAN Auto — Uzbekistan, SamAvto, сельскохозяйственная техника холдинговой компании «Ўзагросаноатмашхолдинг».
Основными экспортными рынками легковых автомобилей марки «Шевроле» (Chevrolet) и «Равон» (Ravon) производства АО «GM Uzbekistan» являются Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия. Относительно новыми рынками являются авторынки таких стран, как Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Ангола, Габон, Гана, Ирак, Ливан, Нигерия, Сенегал и Тунис.
Немаловажную роль играет в экспортной статье узбекского автопрома занимают двигатели, детали и комплектующие компоненты. Как было отмечено выше, помимо GM Uzbekistan потребителями двигателей узбекского производства DOHC объемом 1,2 и 1,5 литра являются сборочные конвейеры автогиганта General Motors в Великобритании, Южной Корее, Китае, Индонезии и в других странах.
Автокомпоненты из Узбекистана используют также два российских автопроизводителя — ГАЗ и УАЗ. ГАЗ закупает в Узбекистане детали термошумоизоляции капота и штампосварные детали. УАЗ использует отопительные радиаторы, жгуты проводов для системы нагревания, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Жгуты узбекского производства закупает также южнокорейская компания KDAC, а резиновые уплотнители — компания Young Shin Chemical.
Системы освещения и штампосварные детали из Узбекистана поставляются на автосборочные конвейеры «ДжиЭм Бразилия».
Источники: свои, интернет, сайты.
Напоследок, посмотрите процесс сборки автомобилей на заводе GM Uzbekistan, это действительно круто;)