На чем играет акын

Акын ногайского народа

В тихом кабинете старого здания звучит голос словно из далекого прошлого — то завывающий, то гудящий. Иногда голос говорит по-русски, но даже русские слова произносятся будто по-ногайски, и дело вовсе не в акценте. Поющий человек, с домброй в руках и со странной для этих мест фамилией Романов, рассказывает для радио о средневековых ногайских поэтах и поет их баллады под старинные наигрыши. Это Алибий Романов из дагестанского аула Кунбатар — «акын ногайского народа».

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

Алибий Романов (в центре)

— Я единственный акын ногайского народа. Так сложилось. Передаю историю из уст в уста.

Ногайцы — тюркоязычный народ, проживают в основном в северной части Дагестана, Чечни и Карачаево-Черкесии, на востоке Ставропольского края и в Астраханской области. В Карачаево-Черкесии и Дагестане есть национальные ногайские районы. В прошлом ногайцы — кочевники. Численность народа — около 100 тысяч человек.

— Мне повезло, я родился и живу в ауле на отшибе. Аул Кунбатар известен своими консервативными взглядами на жизнь. Люди с другой культурой туда никогда не совались. В Кунбатаре, я помню, было аж тринадцать человек, играющих на домбре и знающих наизусть народное творчество.

— На домбре меня учила играть мама. Это редкость, чтобы женщина обладала таким даром. А папа писал стихи… У меня не было выбора.

— Моим двум прадедам, служившим в царской армии, во время заварухи в 1917 году кто-то порекомендовал назваться Романовыми, чтобы их не трогали. Хотя, по логике, должны были тронуть именно их, но как-то все обошлось, а фамилия осталась.

— Манера пения, вот эта, и-и-и-и-и-и — это энлёу, чисто ногайская манера. У других такой нет. И в академиях музыкальных об энлёу ничего не известно. И это, наверное, к лучшему. Академизм убивает чистую этнику.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

— Энлёу похож на то, когда протяжно поешь, сидя на бегущем осле. Прыгающий звук такой.

— Акын значит сказитель. Я собираюсь продолжить историю ногайцев в песне. В ней расскажу о местах, где бывал, что видел, как живет мой народ в разных уголках земли.

— Стихи или музыка сначала? Я делаю все одновременно, играю и пою. Нотную грамоту знаю, поэтому переношу сочинения на ноты и записываю стихи, на память надеяться нельзя и ждать, что кто-то запишет, тоже нет времени. Я не вечен.

— Передавать историю через стихи — ничуть не устаревшее дело. Наоборот. Лет 30 назад, к примеру, никто о себе ничего не знал, все стало «вылезать» после развала Союза. Я и мои творческие друзья до сих пор ведем народ к познанию самого себя. Мы — малый народ, а чем меньше народ, тем ему интереснее его прошлое.

— Ногайские песни со временем стали более бытовыми, менее эпичными. И, как нам с досадой тычут ногайцы, живущие не в Дагестане, мы часто используем ритмы чуждой степняку лезгинки. Что поделаешь, мы живем в Дагестане бок о бок с горцами. Мы, как губка, впитываем другую культуру легко и быстро, и иногда это может быть губительно.

— Некоторые ногайцы, оправдываясь, говорят, что лезгинка пошла от нас, кочевников, у нас есть похожие движения «тогерек». Даже есть такой танец. Но и не знаток отметит, что движения у ногайцев более мягкие, плавные.

— Народ звание учредил — золотой знак «Акын ногайского народа». В Черкесске вручили. Это главная награда для меня, потому что так решили люди, а «Заслуженного артиста» можно и купить.

— Что ты хочешь о домбре написать? Все очень просто: одна палка, два струна — называется домбра.

— Домбра если и не чисто ногайский инструмент, то точно давно у ногайцев. Я знаю, как называется по-ногайски этот деревянный брусок, что находится внутри деки и на который крепятся лепестки.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

— Недавно из Астрахани пришел заказ на «чисто ногайскую домбру» в форме курдюка. Я такую еще не делал, вот вырезал из бумаги по старым лекалам. Поскольку ногайцы — овцеводы, то форму деки домбры связывали с этими животными. Две основные формы — курдюк, то есть овечье сало, и «козы куйрык», то есть хвост ягненка.

— Раньше струны делали из козлиных кишок. Их вымачивали в кислом молоке, высушивали и стирали с них жир конским волосом. Струны получались необыкновенно крепкие, и звук был особенный. Сейчас я делаю их из рыболовной лески.

— Если нота звучит примерно семь секунд, значит, звук отличный — домбра сделана правильно.

— Раньше пропорции деки делали на глаз, сейчас все можно измерить линейкой. 21 на 26 сантиметров, видишь? Значит, все правильно, домбра зазвучит.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Фото: Никита Тереклинский

— Инструмент я собираю за 12 дней, но это без учета того, что гриф сушился 5−7 лет. Для него использую чинару и красное дерево. Последнее выписываю по почте.

— Домбра — инструмент нежный, боится влаги. Раньше домбру смазывали воском, чтобы от дождя не размокала, при переноске обтягивали козлиной кожей. Сегодня ее лакируют.

— Домбра — единственный инструмент, который созвучен тембру человеческого голоса. Как бы ты громко ни играл, она не заглушит твой голос.

— Я храню традиции ломаного ритма. Это когда раз-два-три, раз-два… Помню, на концерте в Казахстане после выступления виртуозов я вышел с нашим ломаным ритмом, люди в зале притихли. Помимо наших ногайцев сидели казахи — и плакали. Истосковались по чистой степной музыке. А виртуозно можно и на кастрюле сыграть. Не в виртуозности настоящее.

— У меня три ученика в подмастерьях, учатся делать домбры. Достаточно было бы и одного, но вдруг двое отойдут от продолжения моего дела, а третий останется. И дети хотят учиться играть именно у меня — говорят, хотим быть учениками Акына. Едут в Кунбатар со всего района, ехать далеко, тереклинским детям (из райцентра Ногайского района Дагестана села Терекли-Мектеб. — Ред.) удобнее было бы ходить в школу искусств, но родители везут их ко мне.

— Мы счастливые люди, каждый ногаец может похвастаться тем, что имеет свой маленький герб — тамгу. На каждую домбру я предлагаю заказчику нанести его тамгу. Если он не знает, как рисуется его тамга, то я узнаю, кто он по роду, и показываю ему. Таким образом я еще и просвещаю человека. Пусть знает свою историю, а домбра будет ему в помощь.

Источник

Восемь интересных фактов об актере, который играет Мирана в турецком сериале «Ветреный»

Уже 15 ноября на телеканале «Романтичное», доступном клиентам Триколора, состоится всероссийская премьера одного из самых популярных турецких сериалов «Ветреный». Главного героя здесь играет Акын Акынозю, которого теперь знают по всему свету благодаря «Ветреному». Расскажем подробнее об этом истинном красавце, унаследовавшем любовь к искусству и лицедейству от своей семьи.

Турецкая костюмная мелодрама «Ветреный» шагает по планете, сериал с большим успехом транслируют до сих пор в десятках стран. Главные персонажи – Рейян, милая, открытая девушка из семьи Шадоглу, и молодой красавец Миран Асланбей, потерявший родителей в юном возрасте. Его воспитала бабушка, настроив внука против всех, носящих фамилию Шадоглу. В план мести Мирана входит женитьба на Рейян, чтобы обесчестить ее. Но парень, будучи уверенным, что все просчитал, не предусмотрел одного – любви. Мирана Асланбея играет Акын Акынозю, ставший одним из самых востребованных турецких актеров после большого международного успеха сериала «Ветреный». Делимся с вами восемью интересными фактами об актере.

1. ОТКУДА РОДОМ АКЫН АКЫНОЗЮ

Акын Акынозю родился в столице Турции Анкаре 22 сентября 1990 года. Этой осенью актер отметил 31-летие. По знаку зодиака Акын – Дева, его рост 1,80. Акын обучался в одном из колледжей Анкары на факультете математики. Позднее получил степень бакалавра в области прикладной математики в престижном Калифорнийском университете в Беркли. Парень прожил в США шесть лет, прежде чем понял, что свою жизнь все же хочет связать с творчеством.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Акын Акынозю и его мама. Фото: @akinakinozu

Акын рос в творческой семье. С малых лет он был знаком с закулисьем мира кино, театра и телевидения, поскольку его мама – известная в Турции актриса Озлем Акынозю. Как признавался в одном из интервью Акын, у него в семье есть немало творческих людей по маминой линии. Его предки работали на телевидении и радио, а также стояли у истоков документального кино в Турции. При этом примечательно, что Акын никогда не мечтал стать актером. «Я с самого детства шел по пути науки», – признавался Акын. Но однажды в Америке, изучая математику в Беркли, осознал тесную связь между этим предметом и искусством. «После этого я решил попробовать себя в актерской профессии. Так там и остался. И скажу честно, я бы сильно жалел, если бы не сделал этого», – рассказывал Акын Акынозю.

3. АКТЕРСКАЯ КАРЬЕРА

После окончания университета в Беркли Акын выучился на актера на родине. Дебют в кино состоялся в 2014 году, когда Акын получил небольшую роль в фильме «Азраил». А впервые на турецком телевидении парень появился в 2015-м – он сыграл новобранца Ивана Али в сериале «Великолепный век: Кёсем». Но мировую известность Акыну принесла работа в сериале «Ветреный», где он мастерски перевоплотился в ослепленного местью Мирана Асланбея.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

К слову, после завершения съемок в «Ветреном», в отличие от многих актеров проекта, которые сразу нырнули в другие истории, Акын взял более чем годовую передышку. И вот в октябре 2021 года стало известно, что на севере Турции, в городе Амасья, стартовали съемки сериала, на который продюсеры возлагают большие надежды. Мыльная опера получила название «Kaderimin Oyunu», что с турецкого можно перевести как «Игра моей судьбы». Акын получил там главную роль, и о ней он отзывается как о новом и сложном вызове. Сразу видно, что парень не намерен постоянно бросаться в омут с головой, а с особым усердием подходит к выбору каждой новой роли.

Акын Акынозю обожает собак, его лучший друг – английский сеттер Арчи. Как-то актер признался, что забота о четвероногом поможет ему в будущем стать хорошим отцом. Кстати, Акын нередко на своей странице в Instagram выкладывает разные мимимишные фотографии со своим псом.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Турецкий актер практикует смешанные физтренировки с боевыми искусствами и следит за питанием. Он также играет в теннис, баскетбол и футбол. По словам Акына Акынозю, внешность – это рабочий инструмент актера, поэтому о лице и теле необходимо заботиться. «Без здорового тела никогда не сможешь быть бодрым духом и с ясным умом. Вот почему я придаю большое значение питанию и фитнесу, но также и духовности», – говорит звезда турецкого сериала «Ветреный».

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Похититель женских сердец говорит на двух языках: турецком, который является родным языком для актера, и английском, так как он прожил шесть лет в Америке. Кроме того, в настоящее время Акын активно постигает испанский, поскольку на родине корриды и фламенко, Пикассо, Дали и Сервантеса живет много друзей 31-летнего актера, и он мечтает доехать до Барселоны, чтобы познакомиться с архитектурой Гауди и испробовать сангрии.

7. СВОБОДЕН ЛИ АКЫН АКЫНОЗЮ?

Нет, сердце 31-летнего турецкого красавца покорено много лет назад. Возлюбленную Акына зовут Сандра Пестемалджьян. Она родилась в 1995 году в Стамбуле. Девушка имеет диплом экономиста, а училась она в США. Как говорят таблоиды, познакомились молодые люди именно там во время учебы около семи лет назад, но встречаются как пара около пяти лет. В прошлом году летом актер выложил в соцсетях фотографию, на которой он запечатлен на фоне гирлянд, сложенных в слово «счастье». Подпись к посту гласила: «Pursuit of Happiness. » («Погоня за счастьем. ») Папарацци тут же всполошились, поклонники стали поздравлять с предстоящей свадьбой. Но оказалось, что это был всего лишь момент, кадр в красивом месте. Не более. К тому же именно летом 2020 года завершились съемки третьего, финального сезона «Ветреного», и актер мог просто таким образом порадоваться, что может наслаждаться заслуженным отдыхом.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

В недавнем одном интервью Акын Акынозю ответил очень просто и вместе с тем очень глубоко на вопрос о будущем и своих желаниях: «Чего я действительно хочу, так это не терять мотивацию и мечтать так, как умеет мечтать лишь ребенок».

Источник

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Акы́н (кирг. Акын, каз. Ақын) — поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов, кыргызов, ногайцев и каракалпаков. Есть похожие народные певцы — жыршы (ырчы) (сказители) и оленши (песенники), но, в отличие от акынов, они исполнители, а не создатели произведений. Стихи акыны читают нараспев под звуки

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

(домбры, комузы) — струнного щипкового инструмента с овальным корпусом, грифом и тремя (двумя) струнами.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Акын – это не просто певец. Это творец музыки, что идет из самого сердца. Тот, кто читает нараспев собственные стихи под звуки домбры или комуза. Считается, что настоящий акын всегда поет только свои песни и рассказывает миру об историях, случившихся в мире однажды – с ним или с кем-то другим. Не надо путать творца с простым певцом – исполнителем чужих стихов! Акын – это всегда импровизатор, и даже самый внимательный слушатель не сходу догадается, о чем будет новая история и в какие неведомые дали унесет его песня-река.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Пою о том, что вижу, или Несколько слов о творчестве

Поэт-импровизатор и певец у тюркоязычных народов Средней Азии – вот такое определение дает акыну «Википедия». Из этих слов легко можно понять, что герой нашей статьи не только поет традиционные песни своего народа, но и еще и сам сочиняет стихи. Впрочем, поет – это не совсем точное определение того, что делает акын. Творец читает сотворенные строки нараспев, попадая в такт звучанию домбры или комуза. Эти народные щипковые инструменты помогают акыну создать ту особую атмосферу, что и привлекает каждого настоящего ценителя народной музыки Средней Азии.

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Акын – это тот, кто практически всегда импровизирует. Певец подстраивается под настроение толпы и в своих песнях говорит о том, что сейчас актуально. Акына можно встретить на народных гуляниях у казахов, ногайцев, киргизов. Там, на празднике, порой устраивались и своего рода состязания певцов (айтыс). Собравшись вместе, акыны забавляли народ, поочередно пытаясь высмеять друг друга в стихотворной форме – и надо сказать, во время этих соревнований порой рождались весьма хорошие песни. Впрочем, мастер способен петь о чем угодно: о доме, о празднике, о людях вокруг. Он может коснуться политики, высмеять работу власть имущих, поделиться своими переживаниями и мыслями – все, на что хватит фантазии и что будет интересно дорогим слушателям.

Известные акыны

В Казахстане рассказывают о таких певцах-импровизаторах:

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

В Киргизии называют другие имена:

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Жайсан Токтогулырчы (XIII — XIV вв.), Тоголок Молдо (1860—1942), Токтогул Сатылганов (1864—1933), Куйручу (Кудайберген Омурзак уулу) — (1866—1941), Калык Акыев (1883—1953), Барпы Алыкулов (1884—1949), Осмонкул Болебалаев (1888—1967), Эстебес Турсуналиев (1931—2005), Исмаил Борончиев (1910—1978).

В Башкирии акыны получили название сэсэн (башк. Сәсән, сәсәндәр; каз. шешен, шешендер).

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Сэсэны читают стихи под звуки башкирской трехструнной думбыры.

Акын – это не только поэт и певец. Каждый из известных творцов внес свой вклад в развитие музыки того или иного края. К сожалению, кочевой образ жизни не располагал к ведению записей, и сохранить на бумаге творения древних акынов не удалось. Большая часть произведений великих мастеров оказалась утеряна.

Источник

Общая характеристика жанров акынского творчества

На чем играет акын. Смотреть фото На чем играет акын. Смотреть картинку На чем играет акын. Картинка про На чем играет акын. Фото На чем играет акын

Акынское творчество — особый пласт кыргызской песенной традиции. Значение его определяется теми разнообразными функциями, которые выполняют в национальной культуре носители этого замечательного вида народного художественного творчества. Деятельность акынов — лучший показатель бережного отношения к культурному наследию. Это живое и нестареющее искусство, которое содержит в себе мощную интеллектуальную силу.

Акынское творчество — явление не только фольклорно-музыкального порядка. Оно выходит далеко за рамки поэзии и музыки. В нем собраны и взаимодействуют элементы различных видов искусства. В обще-принятом традиционном смысле акын — это многогранный художник, владеющий поэтическим, композиторским, певческим, инструментально-исполнительским, актерским искусством. При этом выделяются в качестве основных четыре главных критерия: наличие поэтико-импровизаторского дара, вокальные данные, владение игрой на струнных инструментах (комузе и кыл кыяке) и артистизм.

Акынское песнетворчество выросло в системе массовой фольклорной песенности, вобрав в себя многие ее художественные компоненты. Следует сказать, что взаимоотношение песенного фольклора и профессиональной акынской культуры не только тесное, но и гибкое. Так, по поводу центральноазиатских и закавказских музыкальных культур Н. Шахназарова писала: «В принципе. невозможно провести отчетливую границу между фольклором и профессиональным искусством устной традиции, которая в европейской музыкальной культуре строго обозначена. Здесь, наоборот, грани подвижны, условны, на их стыке существуют промежуточные формы деятельности, которые несут в себе черты и народного, и профессионального творчества (например, творчество ашугов)».

Как известно, поэтический речитатив является исконным свойством кыргызской устно-музыкальной традиции. Как следствие развития индивидуальных форм в массовом, коллективном песенном фольклоре, акынское песнетворчество базируется на его прогрессивных тенденциях. В результате таких взаимосвязей достигается высокий уровень музыкально-поэтической культуры, а личность акына приобретает в народе высокий общественный статус.

Очевидна также обратная связь, благодаря которой чрезвычайная популярность акынов в кыргызском обществе значительно способствует развитию массовой фольклорной песенности. Образуется, таким образом, обоюдная система, в которой массовый песенный фольклор рождает профессиональных певцов, а последние, в свою очередь, оказывают на него стимулирующее влияние, мобилизуя творческий потенциал. Процесс такого взаимодействия двух жанровых разделов кыргызской народной музыки постоянно создает новые предпосылки для внутренней эволюции.

Слово акын имеет древние этимологические корни и отличается многозначностью. По мнению лингвистов, оно объединяет казахскую, уйгурскую, татарскую, а также ирано-персидскую лексику. «Акын» представляет собой трансформированный вариант слова «ахун» («ахунд»), что значит «учитель, мудрец» и, без сомнения, вписывается в круг признаков, характерных для гражданского облика кыргызских акынов.

Кроме того, понятие «акын», очевидно, произошло от «ак» («белый, истинный») и «агын, агым» («поток, течение»), что так или иначе соответствует характеру и стилю выступлений акынов. Стремительный поток акынского красноречия («кызыл тил» — букв, «красный язык») низвергается на слушателей, не только увлекая их яркими художественными образами, но и влияя на общественное мнение.

В кыргызском языке «акын» также означает собственно «поэт, певец- импровизатор».

В XX в. понятие «акын» распространяется и на сферу письменной культуры. Отсюда возникает необходимость в более четкой дифференциации. Во-первых, акын — традиционный тип творца, работающего в устном музыкально-поэтическом жанре, и, во-вторых, поэт-литератор (жазгыч акын). Оба выросли из одной корневой системы традиционного искусства, но выработали свои особые творческие методы, в результате чего сформировались два типа профессионализма — устный импровизаторский и письменно-литературный. Кроме того, уже в нынешнем столетии в Кыргызстане появился промежуточный тип народного акына-письменника, в равной степени владеющего искусством как традиционной импровизации, так и литературной поэзии.

В народной среде распространен термин «текме акын», означающий специализацию профессионального акына-импровизатора («текме» — букв, «рассыпанный, льющийся»). Встречается также определение «жамак- чы» (букв, «латальщик») — певец преимущественно непрофессионального типа, исполняющий некрупные акынские жанры, а также народные песни.

Акын — одна из древнейших художественных профессий, носитель морально-нравственных и философско-эстетических представлений кыргызского народа. В отличие от сказителей большого и малого эпосов,

повествующих о древней истории, творчество акынов в любую эпоху глубоко современно, актуально. Ему предназначено связать воедино прошлое и настоящее, человека и общество, дать оценку поступкам людей и историческим фактам. Отсюда — высокий авторитет каждого акына и его огромный репертуар: произведения традиционных акынских жанров, массового фольклора, малого эпоса (а также эпизоды большого эпоса), инструментальных жанров.

Искусство акына передается от учителя к ученику. Оно почитается в народе как священный дар. По весомости своих общественных функций кыргызские акыны сродни акынам казахским, туркменским бахши, таджикским гафизам, азербайджанским и армянским ашугам.

Акынской исполнительской культуре свойственны импровизационность и разнообразие индивидуальных стилей. Но при этом она основана на отработанных в веках художественных нормативах, приемах и средствах, без которых столь сложное и разветвленное искусство не могло бы стабильно существовать и развиваться.

Главное средство вокальной выразительности акына — терме (букв, «сборный»). Образно говоря, акын «собирает» поэтические строки и соответствующие им мелодические попевки в одно художественно-смысловое целое. В каждой законченной строфе-реплике от пяти-шести до десяти-двенадцати мелостихострок. В предлагаемом примере 37 имеются шесть таких фраз. Они отделены друг от друга промежуточными цезурами и краткими комузными отыгрышами, что чрезвычайно характерно для акынских «терме».

Мелостихостроки подчиняются законам стихосложения, ладовому строю и темпоритму определенного жанра акынского репертуара. Как правило, это многочисленные варианты одной основной попевки, индивидуально принадлежащей акыну.

Акынское искусство многогранно. Оно включает как специфические акынские, так и неспецифические жанры, сольные и диалогические, вокальные и (реже) инструментальные, а также сказовые жанры. Многочисленные жанровые разновидности акынского творчества прежде всего связаны с его богатейшей тематикой. Мелодическая же сторона «терме» более постоянна, является типической константой этой музыкальной специализации. Таким образом, вокальное творчество акынов представляет собой единство в многообразии. В этом сложном комплексе активно «работают» все средства выразительности.

Главное среди них — поэзия. Далее, по степени важности, следуют интонационная выразительность пения, качество голоса (вокальные данные), четкость дикции, виртуозное владение инструментом, артистический образ-имидж. «Терме» — совокупность этих средств, без любого из них «терме» теряет свою художественную ценность.

Наконец, комуз (или кыл кыяк) для акына — необходимый музыкальный инструмент, «собеседник» и «соавтор». Его общая функция — аккомпанемент, конкретнее — поддержка голоса в плане ладотональности, темпоритма, создание эмоционального фона для звучащих стихов. Северная традиция акынского творчества предполагала обязательное владение инструментом, южная — тяготела к «терме» без инструментального сопровождения. Однако в XX в. в Кыргызстане северная традиция заметно потеснила южную.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *