На чем играет густаво сантаолалья
Музыкальный флэшмоб: Густаво Сантаолалья
Приветствую всех сплетниц!
После интересного опыта с киноигрой, я решила поучаствовать и в музыкальном флэшмобе, организованном уважаемой winniema.
В 2005 году Сантаолалья также получил Золотой глобус за песню «A Love That Will Never Grow Old» из саундтрэка к «Горбатой Горе», которую исполнила знаменитая американская кантри-рок певица Эммилу Харрис, в 2004 году и Грэмми за лучший латинский рок/альтернативный альбом — Cuatro Caminos, где он выступил продюсером.
Еще Сантаолалья написал музыку к мультфильму Гильермо дель Торо «Книга жизни» (2014), посвященному мексиканской культуре и легендам о мире мертвых, в котором роли озвучивали Зоуи Салдана, Ченнинг Татум, Рон Перлман и Диего Луна.
У Сантаолалья есть инстаграм https://www.instagram.com/gustavosantaolalla, на фото в котором он удивительно похож на нашего БГ, с бородой по крайней мере:
Густаво Сантаолалья родился 19 августа 1951 года в Эль-Паломаре, Аргентина. На Ютьюбе есть видео, приуроченное к выходу The Last of Us, где он рассказывает о своей жизни, надо признать, с заметной долей самолюбования:
Рассказывает, что начал играть на гитаре в пять лет, писать песни – в десять, в двенадцать у него уже была своя группа, в шестнадцать заключил свой первый контракт. Рассказывает, что в молодости неоднократно сидел в тюрьме; как и всегда в таких случаях – совершенно ни за что:
«С 15 до 24 лет я много раз попадал за решётку. Не за какое-то конкретное преступление, а просто за то, что носил длинные волосы и играл в рок-группе. Наркотики я не принимал, не входил в политические партии — просто играл в группе. Но в Аргентине тех лет этого было достаточно, чтобы оказаться в тюрьме на день или два. В итоге в 1978 году я переехал в Штаты.»
Теперь собственно музыка и мои впечатления.
Судя по тому же youtube, самым активно переосмысливаемым другими исполнителями произведением Сантаолалья является мелодия из фильма «Вавилон» (Babel):
Гитара, тонкая «сложная» музыка, как кружево звуков такое, ритмичное, где-то немного однообразное. Кто-то наложил один из ремиксов этой песни на кадры из фильма «Легенда» с Томом Харди, вот в сопровождении таких динамичных кадров эта музыка воспринимается интересно, драйвово, а в качестве самостоятельного произведения, боюсь, я бы ее не оценила.
Основная тема из The Last of Us:
Вот тоже – переплетение гитарных звуков, тонкая, трепетная музыка, в которой к концу мелодии нарастает некая торжественность и ощущение чего-то рокового, надвигающегося зла, шага судьбы, что-то подобное. Наверняка прекрасно воспринимается в контексте именно игры. В то же время я не могу отделаться от слова «фоновая». Если ты не ставишь задачу вслушаться в эту музыку и понять ее, то ты ее не заметишь, она как ветер или дождь за окном.
В компьютерных играх не ориентируюсь совсем, к сожалению или к счастью, так что как геймер прокомментировать не смогу.
Поняла, что надо слушать музыку «со словами».
Тут мой взгляд зацепился за Te amo y mas песню из «Книги жизни»:
И теперь песня из «Горбатой горы». Сантаолалья в том же интервью говорит, что саундтрэк целиком был им написан еще до начала съемок. (Так можно? Никогда об этом не задумывалась.)
Тоже нежная лиричная песня, тоже гитара, но уже кантри; о латиноамериканском стиле, в котором была выдержана предыдущая песня, здесь ничего не напоминает. Нежный женский голос, под стать музыке; местами кажется, что он совсем девичий; местами понимаешь, что исполнительница уже в возрасте (в год выхода песни и фильма Эммилу Харрис было 58 лет). Горько, трагично, обреченно. Но без надрыва. Такие песни привычно звучат в американских фильмах и всегда трогают, всегда уместны.
Струнные, меланхолично, тревожно.
Что я могу сказать в завершение поста? Мне понравилось. В то же время, мне кажется, эту музыку оценить сложно. Ее не назовешь заводной, зажигающей. Она именно как ветер, ее слышишь лишь прислушавшись.
Смог: Густаво Сантаолалья — композитор The Last of Us и обладатель двух «Оскаров»
Не каждый музыкант может ещё в детстве превзойти своего учителя, в юношестве попробовать себя во всех возможных жанрах, попасть в индустрию большого кино, и при всём это сохранить собственный стиль. А Густаво Сантаолалья — смог.
Музыка Густаво может быть очень разной — в мультфильме «Книга Жизни» она заигрывает с поп-культурой, в игре The Last of Us предлагает уникальный взгляд на звучание постапокалипсиса, а в собственных альбомах музыканта — аргентинский колорит. Но она всегда остаётся авторской: Сантаолалья не любит жертвовать творчеством ради проекта и всеми путями отстаивает своё видение.
Мы изучили интервью (1, 2, 3, 4) композитора и выбрали самые интересные цитаты, из которых можно узнать, с чего композитор The Last of Us начинал, как работал над играми и кино, и что он думает о творчестве и вдохновении
♬ Gustavo Santaolalla — The last of us
Я заинтересовался музыкой в очень раннем возрасте. Мне было пять лет, когда бабушка подарила мне гитару — формально тогда я и начал учиться играть. Когда мне было десять, со мной перестал заниматься учитель музыки. Он тогда сказал моей матери — «Дело в том, что его слух сильнее моей музыки. Я ухожу». С тех пор я занимался сам.
В десять я начал писать собственные песни. В двенадцать уже собрал группу, к шестнадцати годам подписал первый контракт на запись. В Аргентине тогда были популярны не только обычные песни, которые я тоже писал, но и особый тип инструментальной музыки. Её я писал на специальном инструменте — ронроко.
В Латинской Америке есть все условия для создания необычной музыки. В первую очередь — контекст. Вся эта социальная, политическая, экономическая и культурная обстановка Латинской Америки — это идеальные условия для зарождения альтернативной музыки.
С 15 до 24 лет я много раз попадал за решётку. Не за какое-то конкретное преступление, а просто за то, что носил длинные волосы и играл в рок-группе. Наркотики я не принимал, не входил в политические партии — просто играл в группе. Но в Аргентине тех лет этого было достаточно, чтобы оказаться в тюрьме на день или два. В итоге в 1978 году я переехал в Штаты.
♬ Gustavo Santaolalla — Brokeback Mountain
Однажды мне позвонили из студии режиссёра Майкла Манна. Они хотели использовать кое-что из моих работ в саундтреке к триллеру «Свой человек» с Расселом Кроу и Аль Пачино. Примерно в то же время со мной связался Алехандро Гонсалес Иньярриту, который тогда работал над драмой «Сука любовь». Я начал работать с ним, он познакомил меня с коллегами… И так я неожиданно начал писать музыку для кино.
Я пишу музыку не так, как другие композиторы. Строго говоря, я и не считаю себя композитором, — по крайней мере, для кино. Я вижу себя художником, который творит искусство в разных формах. Я играю в группе, продюсирую альбомы, пишу что-то для себя, а иногда — создаю саундтреки к фильмам или, вот, к видеоигре.
Обычно в киноиндустрии композиторы работают с видео, которое уже смонтировано под темп какой-то другой музыки, взятой из других фильмов. Композиторы оказываются в ловушке, ведь им приходится следовать чужому ритму. Я же предпочитаю работать со сценарием, а не с готовым фильмом, подключаться к проекту как можно раньше. В большинстве фильмов, над которыми я работал, хотя бы 70% музыки было написано ещё до того, как что-либо было снято. Яркий пример — саундтрек «Горбатой Горы», который целиком был написан ещё до того, как включились камеры.
«Как-то одновременно я стал и творцом и продюсером. Мне был интересен сам процесс звукозаписи, а не только искусство написания музыки. Меня притягивала концепция идентичности — кто я, что я, откуда я? Эти вопросы я всегда считал очень важными. Эта концепция нашла отражение и в моей музыке, и в работе над саундтеками. Я искренне верю, что важнее всего — найти собственный стиль.
♬ Diego Luna, Gustavo Santaolalla — Te Amo y Más
С Гильермо дель Торо я был давно знаком и очень хотел поработать с ним. Это желание было взаимным, нам только оставалось найти подходящий проект. Какое-то время мы даже обсуждали мюзикл по мотивам «Лабиринта Фавна». Как раз в это время к нам обратился Хорхе Гутьеррес со своей прекрасной идеей «Книги жизни». Он убедил меня поработать над мультфильмом, когда сказал, что я будто бы написал саундтрек к его жизни.
♬ Gustavo Santaolalla — The Quarantine Zone (20 Years Later)
Мои композиции для кино приглянулись Нилу [Дракманну], и тот пригласил меня поработать над The Last of Us. Для меня это был первый такой опыт. Меня поразило, сколько в этой игре эмоций, как она заставляет игроков сопереживать персонажам.
Для видеоигры нужно написать гораздо больше музыки, чем для фильма. Композиции для The Last of Us в итоге растянулись аж на три часа. Но приятно, что какие-то из них вдохновили геймдиректора и сценариста игры Нила Дракманна на создание новых эпизодов. Это вдохновение было взаимным и постоянным, да и работать в целом приятнее, когда ты не просто смотришь на готовую сцену и пишешь под неё музыку.
Наверное, самым ярким впечатлением от работы с Нилом [Дракманном] и Джонатаном [Майером] над The Last of Us была свобода. У меня получилась по-настоящему интересная музыка, — и всё благодаря тому, что мне разрешили творить всё, что мне вздумается. И я творил — иногда это было что-то совсем странное, но им очень нравилось. Мне это, конечно, страшно льстило.
♬ Gustavo Santaolalla — Desandando el Camino
Я пишу не так уж много саундтреков — гораздо меньше, чем другие композиторы. Предпочитаю работать только с отдельными картинами, которые тщательно выбираю сам. Я ведь не только над фильмами работаю: ещё играю в группе, даю концерты, продюсирую других исполнителей. И в каждой из этих областей я стараюсь работать только над тем, что считаю уникальным, оригинальным или просто другим.
В любом музыкальном жанре есть плохая музыка и хорошая музыка. А меня привлекает вообще вся. Меня всегда очаровывали музыканты со уникальным видением, которые хотели создать что-то уникальное, привнести что-то новое в жанр.
Мне очень нравится вот эта цитата Пикассо: «Вдохновение существует, но оно должно застать вас за работой». Да, в это я и верю: творчество на 20% состоит из вдохновения, а на 80% — из труда. Я не из тех художников, кто будет сидеть в кресле и ждать, пока вдохновится. Я просыпаюсь и сразу начинаю работать до тех пор, пока что-то во мне не щёлкнет — это и будет вдохновение.
Я из того поколения, которое ценило в музыке очень важный для компонент — способность влиять на людей, изменять их. И я до сих пор верю в эту способность.
Густаво Сантаолалья: по обе стороны комфорта
Талантливый аргентинский музыкант Густаво Сантаолалья прославился как успешный исполнитель, композитор и продюсер, но наибольшей известности добился благодаря своей музыке к фильмам. Его оригинальные композиции наполняют неповторимой атмосферой такие кинокартины, как «Дневники мотоциклиста», «Горбатая гора», «Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон». А по две премии «Оскар» и BAFTA, дюжина «Грэмми» и «Золотой глобус» говорят сами за себя. Кроме того, именно он познакомил широкую аудиторию с традиционными струнными инструментами Латинской Америки ронроко и чаранго.
Густаво Сантаолалья / photo by Betsy Meza Moreno
Меня очень привлекают вещи, выталкивающие из зоны комфорта.
Профессиональная музыкальная карьера Густаво Сантаолальи началась еще в подростковом возрасте. В 16 он основал свою первую группу Arco Iris, стоявшую у истоков аргентинского рок-движения. Научившись играть на гитаре в 5 лет, Густаво исполнял в основном аргентинский фольклор. Когда ему было 15, он сочинил свою первую чакареру (аргентинский народный танец). Однако в 1960-е американские континенты, как девятым валом, накрыло Британское вторжение, целиком захватившее воображение юного музыканта. Просто играть народную музыку уже казалось скучным. Черпая вдохновение в творчестве The Beatles, The Rolling Stones,The Kinks и The Zombies, Сантаолалья и его команда стали пионерами аргентинского рока. Густаво был главным автором песен, вокалистом и гитаристом Arco Iris. Их стиль представлял собой слияние латиноамериканского фольклора с роком. До того, как он покинул группу, команда успела выпустить несколько альбомов: одноименный Arco Iris в 1969-м, Tiempo de Resurrección и Sudamérica o el Regreso a la Aurora в 1972-м, Inti Raymi в 1973-м и Agitor Lucens V в 1975-м. Композиция «Mañana Campestre» была самым популярным хитом группы. Arco Iris также были известны своим сотрудничеством с духовным гуру Даной, возглавлявшей йогическую коммуну, к которой на какое-то время примкнули музыканты группы. Кроме этого, команда попробовала свои силы и в области прогрессив-рока. Результатом этих экспериментов была двухдисковая рок-опера Sudamérica o el Regreso a la Aurora. А представляя аудитории свой альбом Agitor Lucens V, музыканты выступали на сцене в сопровождении балета, хореографом которого был легендарный аргентинский балетмейстер и театральный режиссер Оскар Араиз.
Покинув Arco Iris, в 1975-м Сантаолалья основал новую группу Soluna, в которой играл вместе с пианистом и певцом Алехандро Лернером и Моникой Кампинс. До того, как Густаво распрощался и с этим коллективом, команда записала один альбом под названием Energia Natural и время от времени выступала с концертами в Аргентине и Уругвае.
В конце 1970-х, в период правления военной хунты в Аргентине, сотни граждан становились жертвами царящего в стране беспредела, без видимых причин попадая за решетку и подвергаясь жестоким пыткам. Тогда для Сантаолальи лучшим решением было уехать из страны, в которой стало трудно дышать. Опасность в то время грозила буквально всем, но он был длинноволосым свободолюбивым музыкантом, что во много раз увеличивало его шансы оказаться в тюрьме. И в 1978-м Сантаолалья перебрался в Лос-Анджелес. Хотя музыкант все-таки рискнул повременить с отъездом из-за Чемпионата мира по футболу, проходившего в том году в стране. Аргентинская команда блестяще выступала на этом турнире, и Густаво очень хотелось дождаться финального матча. Тогда сборная Аргентины впервые завоевала чемпионский титул.
Никого не зная в Лос-Анджелесе, Сантаолалье пришлось строить карьеру с нуля. В то время на музыкальной сцене царил панк-рок, и вдохновленный новым движением, он создал группу Wet Picnic. Команда много гастролировала и в 1982-м на лейбле Unicorn Records выпустила мини-диск Balls Up. Кроме того, музыкант активно занялся продюсерской деятельностью.
Портрет Густаво Сантаолальи из серии работ Пабло Лобато «Легенды аргентинского рока» © Pablo Lobato ‘Leyendas del Rock Argentino’
В октябре 1980-го аргентинская легенда Леон Хиеко ненадолго прилетел в Лос-Анджелес, чтобы присоединиться в студии к Сантаолалье, который спродюсировал его альбом Pensar en Nada, вышедший в 1981-м, и имевший большой успех в Аргентине. Чуть позже Густаво записал свой первый полновесный сольный диск Santaolalla. Его визит на родину состоялся в 1983-м, после того как в стране прошли президентские выборы. С приходом к власти Рауля Альфонсина, в Аргентине подул ветер свободы и справедливости. Вместе с Леоном Хиеко Сантаолалья потратил около двух лет, путешествуя по аргентинской глубинке от южного региона державы к северному. В процессе этих странствий они записывали народных музыкантов в среде их проживания. Их усилия были задокументированы на четырех альбомах Леона Хиеко под названием De Ushuahia La Quiaca. Этот проект оказался успешным не только в плане популяризации народной музыки, но и по личным мотивам. Сантаолалья познакомился с фотографом Алехандрой Паласьос, которая стала его женой. «Когда мы путешествовали из Ушуая на Огненной Земле до боливийской границы, записывая деревенских музыкантов, это вдохновило меня принимать больше участия в раскрутке и продюсировании талантливых исполнителей и побудило к выпуску сольных альбомов, – рассказывает Сантаолалья. – Поэтому, вернувшись в Лос-Анджелес, я с головой нырнул в мир продюсерской деятельности. Вот так я и почуял ветерок нового движения в Мексике в средине 1980-х». Именно тогда начал расцветать испаноязычный рок, росту международной популярности которого весьма поспособствовал Густаво. В числе многих других он продюсировал мексиканских исполнителей Neón, Maldita Vecindad, Fobia, Molotov, Café Tacuba и Джульету Венегас, колумбийского певца Хуанеса, чилийское трио Los Prisioneros, аргентинские рок-группы Divididos и Bersuit Vergarabat.
Первым саундтреком Сантаолальи, который он написал в 1981 году, стала музыка к документальному фильму режиссера Роберта Дорнхельма She Dances Alone о балерине Кире Нижинской. Однако продюсер фильма тогда скоропостижно скончался, и картина оказалась похороненной на полке, не получив должной дистрибуции. Это был первый и очень важный опыт, но после него Сантаолалью никто не звал работать в кино, поэтому он продолжил работу, как продюсер и музыкант. В перерывах между продюсированием альбомов других исполнителей, Сантаолалья успел записать еще парочку сольников. В 1995-м вышел рок-альбом Gas, а в 1998-м инструментальный диск Ronroco, в котором Густаво использовал ронроко и чаранго, – традиционные для Андского региона струнные инструменты из семейства лютневых, задняя дека которых обычно изготавливается из панциря броненосца. Именно они впоследствии стали главной изюминкой его музыки. Альбом Ronroco очень впечатлил режиссера Майкла Манна, который попросил у Сантаолальи разрешения использовать композицию «Iguazu» в его фильме «Свой человек» с участием Рассела Кроу и Аль Пачино. Трек звучит в поворотном моменте картины, где нет никакого диалога, поэтому производит очень сильное впечатление во время просмотра. Благодаря этой яркой музыкальной теме, двери в Голливуд для Сантаолальи внезапно широко распахнулись, и он не упустил свой шанс переступить порог.
Я с детства обожал кино. В юности даже мечтал стать кинорежиссером. В 16 у меня уже была своя группа, и я выпускал альбомы. Поэтому окончив школу, я решил учиться, как снимать фильмы. Но как раз тогда правительство закрыло институт кинематографии, полагая, что это источник подрывной деятельности. И хоть обучаться режиссуре я не мог, любовь к кинематографу никуда не делась. И сейчас я безумно счастлив принимать участие в захватывающем процессе создания фильмов.
Мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, который попросил композитора написать музыку к его картине «Сука-любовь», Густаво считает своим духовным наставником в области работы в кинематографе. В саундтрек к этому фильму вошли оригинальные композиции Сантаолальи, а также заново записанные песни таких известных латиноамериканских исполнителей, как Джульета Венегас, Café Tacuba, Control Machete, Illya Kuryaki and the Valderramas, и Эли Гуерра. Кинокартина и звуковая дорожка к ней получили множество хвалебных отзывов и несколько лет спустя Сантаолалья написал саундтрек для нового фильма Иньярриту «21 грамм». Алехандро Гонсалес познакомил Густаво с бразильским режиссером Уолтером Саллесом, и тот предложил Сантаолалье сочинить музыку к его картине «Дневники мотоциклиста». В феврале 2005 года эта звуковая дорожка принесла композитору приз Британской академии BAFTA.
Следующее предложение Сантаолалья получил благодаря еще одному случайному знакомству, на этот раз с тайвано-американским режиссером Энгом Ли. Прочитав сценарий к будущему фильму «Горбатая гора», а также короткий рассказ американской писательницы Энни Пру, на основе которого создавалась картина, Густаво написал саундтрек еще до того, как фильм был снят, – редкий случай в Голливуде. Ли, в свою очередь, прослушав композиции заранее, подбирал места для съемок картины, руководствуясь впечатлениями о музыке. Тематика фильма была весьма противоречивой, и когда в конце 2005-го он вышел в прокат, шумиха вокруг картины об однополой любви привлекла много внимания масс-медиа и к Сантаолалье. Особенно после того, как композитор выиграл кинопремию «Золотой Глобус» за песню «A Love That Will Never Grow Old», исполненную Эммилу Харрис. Эту композицию Густаво написал в соавторстве с Берни Топиным, давнишним автором текстов Элтона Джона. Далее последовал «Оскар» за лучший саундтрек, дополнивший полученную чуть ранее премию Latin Grammy Award в категории Лучший продюсер года. Кроме того, в 2005-м вышел фильм новозеландского кинорежиссера Ники Каро «Северная страна», музыку к которому тоже сочинил Сантаолалья.
Работая над саундтреком к третьему подряд фильму Иньярриту «Вавилон», Густаво научился играть на уде, арабской лютне, чтобы придать музыке особую ближневосточную атмосферу. Эта звуковая дорожка принесла талантливому композитору еще одну премию «Оскар».
Воспользовавшись своим растущим авторитетом, Сантаолалья сумел организовать своего рода танго-версию Buena Vista Social Club под названием Café de los Maestros. В рамках этого документального проекта музыкант хотел поближе познакомить мир с настоящими легендами аргентинского танго. В работе приняли участие такие музыканты и певцы, как Эмилио Балькарсе, Карлос Гарсия, Атилио Стампоне, Хосе Либертелла, Освальдо Берлингьери, Орасио Сальган, Леопольдо Федерико, Вирджиния Луке, Лагрима Риос, Альберто Подеста, Хуан Карлос Годой, Освальдо Рекуена, Фернандо Суарез Паз, Эмилио Де Ла Пенья, Оскар Феррари, Нелли Омар, Убальдо Де Лио и Мариано Морес. Каждому из этих исполнителей было уже хорошо за 70. В августе 2006-го участники проекта выступили с концертом в театре Колон в Буэнос-Айресе. Правда, уже без Либертеллы и Гарсии, которые, к сожалению, к тому времени скончались. Документальный фильм о легендах аргентинского народного танца режиссировал Уолтер Саллес, а Сантаолалья выпустил двухдисковую аудиоверсию Café de los Maestros, получившую в 2006-м премию Latin Grammy, как Лучший танго-альбом.
После двух «Оскаров» подряд и вороха других наград предложения написать саундтрек посыпались на Сантаолалью, как из рога изобилия. В течение следующих шести лет он сочинил песни и звуковые дорожки к восьми новым фильмам. В частности композитор снова сотрудничал с Иньярриту над его очередной картиной «Бьютифул», и с Саллесом, который снял давно вынашиваемый проект, – одноименную экранизацию книги американского писателя Джека Керуака «На дороге».
В 2013-м Сантаолалья заглянул на неизведанную территорию индустрии видеоигр, написав звуковую дорожку к компьютерной игре Last of Us. В том же году вышел его саундтрек к картине Джона Уэллса «Август: Графство Осейдж». Не оставлял Густаво без внимания и свой проект Bajofondo, в состав которого входят восемь музыкантов из Аргентины и Уругвая. Они играют в стиле электро-танго и время от времени урывают время на гастроли и запись дисков. Их последние два альбома Presente 2013-го и Aura 2019-го имели оглушительный успех.
Насыщенным выдался для Сантаолальи год 2014-й. Он сотрудничал с композитором Полом Уильямсом над театральным мюзиклом, сделанным по фильму Гильермо Дель Торо «Лабиринт Фавна». Работал над музыкой для Arrabal, – театрализованного представления о молодой девушке из Буэнос-Айреса, история которой разворачивается в 1990-е, на фоне событий по ликвидации последствий военного режима, закончившегося обнародованием печальных итогов о 30 тысячах человек, «исчезнувших» в 1970-х. В июле 2014-го Густаво выпустил свой новый сольный альбом Camino. А кроме этого, вышло еще два саундтрека композитора, – к черной комедии аргентинского режиссера Дамиана Сифрона «Дикие истории» и к компьютерному мультфильму «Книга жизни» мексиканского художника-аниматора Хорхе Гутьерреса. Последний стал новым, волнующим опытом для музыканта. «Меня очень привлекают вещи, выталкивающие из зоны комфорта, – говорит Сантаолалья, который записывал композиции к этому мультфильму на Air Studios в Лондоне. – В предыдущих кинокартинах моя музыка была более отвлеченной, менее уловимой и не такой манипулятивной. А в этом жанре совсем другая эстетика. Она требует большей искренности и открытости, поскольку музыка здесь часто выходит на первый план».
В последние годы Густаво Сантаолалья задействован в таком количестве проектов, что иногда сам не понимает, как у него на все хватает времени и сил. Запуск звукозаписывающего лейбла и издательства, музыкальные и литературные труды, продюсирование артистов и работа с собственной группой, театральные проекты. А кроме этого у него есть виноградник, он продюсирует фильмы и сочиняет к ним музыку. «Реальность такова, что я понятия не имею, как мне это удается, – с улыбкой признается Сантаолалья. – Но в результате вот они альбомы, книги, фильмы, шоу и вино. Всё есть. Да, я много работаю, вот и всё, что я могу сказать об этом».