На чем играл хендрикс
Джими Хендрикс и его гитары
Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) является легендарным гитаристом-виртуозом 20 века. Родился он в штате Вашингтон в городе Сиэтл 27 ноября 1942 года.
Благодаря этому человеку гитарное мастерство было возведено в ранг высочайшего искусства. Овладевать гитарой Джими начал достаточно рано, причем обучался он самостоятельно. Будучи школьником Хендрикс играл с местными R&B группами. Высшего образования у него не было, вместо этого он служил в армии, неся парашютно-десантную службу. Там гитарист познакомился с басистом Билли Кокс. Вместе они основали группу King Kasuals. В 1962 году в июле Хендрикс был демобилизован из-за травмы в правой лодыжке.
На этом этапе музыка стала главным смыслом жизни. Он начал сопровождать различные популярные на тот момент группы в качестве концертного гитариста. В связи с этим было приобретено немалое количество опыта, который пригодился во время сольной карьеры. Джими Хендрикс в 1965 основался в Нью-Йорке. Там он создал группу под названием Rainflowers (позже ее переименовали в Jimmy James and the Blue Flames). Позже он познакомился с бас-гитаристом Чэс Чендлером. Он повлиял на то, чтобы Джими уехал жить в Лондон и начал собственную сольную карьеру. Бас-гитарист нашел ему музыкантов, так образовалась группа The Jimi Hendrix Experience. Уже с первыми выступлениями группа приобрела большую популярность.
The Jimi Hendrix Experience
Стилем группы был блюз-рок, но благодаря многочисленным экспериментам Джимми Хендрикса стиль трансформировался в хард-рок с элементами психоделик-рок. Но больше всего поклонники восхищались виртуозной игре гитариста, поскольку он творил немыслимые вещи. Огромное мастерство Джими было доказано в его первом альбоме ‘Are You Experienced’. Этот альбом стал поистине хитом.
Во время гастролей с музыкантом нередко случались неприятные истории (он оказывался в больнице с ожогами рук после поджога гитары, попадал в тюрьму из-за погромов). Этому содействовало злоупотребление наркотиками и алкоголем. После гастролей по Европе группа поехала в США, где был записан самый великий рок-альбом всех времен ‘Electric Ladyland’. В альбоме все песни отличаются жанром, там присутствует блюз, эпическая баллада, рок-н-ролл, психоделик, хард-рок.
Из-за конфронтации со звукозаписывающими студиями Джими создает свою студию. Спустя некоторое время группа распадается. Так как музыкант мечтал принять участие в фестивале на Вудстоке, он образовал новую группу ‘Gypsy Sun and Rainbows’. Их существование длилось недолго, вместо этой команды появилось трио ‘Band of Gypsys’.
Band of Gypsys
Последнее выступление гитариста было в 1970 году 6 сентября на немецком фестивале. Выступление не было удачным, поскольку он играл новые песни, а не старые. Через 12 дней Джими нашли мертвым в лондонском отеле. Похоронен виртуоз был в штате Вашингтон. Хоть его жизнь и была непродолжительной, он сделал очень многое для развития музыки в 20 веке. Его творческое наследие является бесценным. Записи постоянно переиздаются, количество тиражей не поддается подсчетам. Хендрикс был не только талантливым музыкантом, но и настоящим шоуменом. Своими зрелищами он каждый раз поражал своих фанатов – Джими разбивал гитары, топтал их, поджигал.
Гитары Джими Хендрикса
Самой любимой гитарой данного виртуоза, на которой он играл на многих концертах, является Fender Stratocaster Sunburst.
Также музыкантом использовались гитары Gibson SG и Gibson Flying V (для медленных блюзов), как на концертах, так и во время записи альбомов.
Джимми Хендрикс с гитарой Gibson SG
Но для студии в основном он брал гитару Stratocaster белого цвета с палисандровой накладкой.
Иногда виртуоз играл на Gibson Les Paul Custom Black Beuty. А вот первыми гитарами Джимми Хендрикса были Silvertone U1, Silvertone Shorthorn, Epiphone, Martin D-45.
На чем играл хендрикс
Если когда-либо в мир гитарной музыки приходил настоящий гений, то его имя Джеймс Маршалл Хендрикс, известный всему миру как Джими Хендрикс.
Гений Хендрикса проявлялся с самого детства уже в том, что он никогда не учился играть на гитаре в современном понимании этого процесса. Фактически всю свою фантастическую технику и приемы игры он разработал сам, ориентируясь лишь на то, как звучит музыка в его душе. Именно поэтому его стиль настолько самобытен, что не вписывается ни в один из традиционных канонов, а также абсолютно неподражаем. Важнейшей составляющей его музыки было настроение. Зачастую он сам не очень знал, что именно он собирается играть в следующую секунду, но точно знал, с каким настроением он будет это делать. Те звуки, которые Джими извлекал из гитары, пользуясь лишь самым простым оборудованием, не мог повторить ни один из гитаристов того времени. Он, например, одним из первых начал использовать перегруженный звук и эффект фидбека, что для середины 60-х годов было настоящей революцией. Пульс его произведений был настолько самобытен, что ни одна из многочисленных попыток серьезных современных музыкантов записать свою версию композиции Хендрикса до сих пор не приближается по звучанию и настроению к варианту Джими. Ради справедливости надо, правда, добавить, что сам Хендрикс зачастую не мог повторить то, что он сыграл минутой раньше, доля импровизации в его игре была всегда очень значительной, и поэтому его концертные версии так сильно отличаются от студийных, что делает каждый концерт абсолютно неповторимым.
Час Чандлер крайний справа
Удивительно, но факт, что в середине 60-х годов Stratocaster фактически полностью проиграл в популярности таким моделям как Gibson Les Paul, Gibson SG и даже Fender Jaguar, но благодаря самому Джими, а также его многочисленным звездным последователям, также выбравшим Stratocaster, не только отыграл упущенные позиции, но и стал поистине легендарным.
Если анализировать стиль и звук Хендрикса, то нельзя не отметить, что значительную роль в нем играли его специфические гитары. Дело в том, что Джими был левшой, а так как в то время достать левосторонний инструмент было не так-то просто, ему приходилось переворачивать инструмент и переставлять струны в обратном порядке. Это имело как минимум несколько важных последствий. Во-первых, все ручки и переключатели оказывались вверху, что оказывало влияние на положение и работу левой, в случае Хендрикса, руки. Во-вторых, длина струн становилась абсолютно не такой, как при привычном положении. Самой длинной струной оказывалась басовая, а самой короткой – первая. Это имело влияние как на звучание, так и на ощущение при исполнении бэндов. Но, пожалуй, самое главное последствие заключалось в том, что звукосниматель, установленный в бриджевой позиции с наклоном, становился реверсивным. При обычном положении гитары этот датчик смещен ближе к бриджу в области первых струн и находится дальше от него в области басовых. При перевернутом инструменте именно басовые струны снимались датчиком непосредственно у бриджа, а высокие – несколько дальше от него, что ощутимо меняло звучание. Нековый и средний датчики также становились реверсивными, но влияние их положения на звук было не так велико, так как они устанавливались ровно.
Сожженный Stratocaster Хендрикса, проданный с аукциона
Существует, однако, один черный Fender Stratocaster, на котором Хендрикс играл относительно часто, так что этот инструмент можно смело назвать одним из его любимых. Это стратокастер 1968 года выпуска, форма потертостей лака на этой гитаре известна всем фанатам музыканта по всему миру.
Но, пожалуй, самой культовой моделью, которая, особенно для непосвященных поклонников является олицетворением самого понятия «гитара Хендрикса» является белый Strat 1968 года выпуска, на котором Джими отыграл, пожалуй, самый известный концерт в своей истории – выступление на фестивале Вудсток 1969 года. Этот инструмент носит неофициальное прозвище «Voodoo-Strat» и является сегодня визитной карточкой не только самого образа Хендрикса, но и всего бренда Fender. Хотя, как мы видим, этот инструмент совсем недолго принадлежал Джими, (напомним, Хендрикс умер уже на следующий год после Вудстока), именно ему суждено было стать настоящей рок-н-рольной иконой.
Джими Хендрикс и его гитары
Если когда-либо в мир гитарной музыки приходил настоящий гений, то его имя Джеймс Маршалл Хендрикс, известный всему миру как Джими Хендрикс.
Гений Хендрикса проявлялся с самого детства уже в том, что он никогда не учился играть на гитаре в современном понимании этого процесса. Фактически всю свою фантастическую технику и приемы игры он разработал сам, ориентируясь лишь на то, как звучит музыка в его душе. Именно поэтому его стиль настолько самобытен, что не вписывается ни в один из традиционных канонов, а также абсолютно неподражаем. Важнейшей составляющей его музыки было настроение. Зачастую он сам не очень знал, что именно он собирается играть в следующую секунду, но точно знал, с каким настроением он будет это делать. Те звуки, которые Джими извлекал из гитары, пользуясь лишь самым простым оборудованием, не мог повторить ни один из гитаристов того времени. Он, например, одним из первых начал использовать перегруженный звук и эффект фидбека, что для середины 60-х годов было настоящей революцией. Пульс его произведений был настолько самобытен, что ни одна из многочисленных попыток серьезных современных музыкантов записать свою версию композиции Хендрикса до сих пор не приближается по звучанию и настроению к варианту Джими. Ради справедливости надо, правда, добавить, что сам Хендрикс зачастую не мог повторить то, что он сыграл минутой раньше, доля импровизации в его игре была всегда очень значительной, и поэтому его концертные версии так сильно отличаются от студийных, что делает каждый концерт абсолютно неповторимым.
Час Чандлер крайний справа
Если анализировать стиль и звук Хендрикса, то нельзя не отметить, что значительную роль в нем играли его специфические гитары. Дело в том, что Джими был левшой, а так как в то время достать левосторонний инструмент было не так-то просто, ему приходилось переворачивать инструмент и переставлять струны в обратном порядке. Это имело как минимум несколько важных последствий. Во-первых, все ручки и переключатели оказывались вверху, что оказывало влияние на положение и работу левой, в случае Хендрикса, руки. Во-вторых, длина струн становилась абсолютно не такой, как при привычном положении. Самой длинной струной оказывалась басовая, а самой короткой – первая. Это имело влияние как на звучание, так и на ощущение при исполнении бэндов. Но, пожалуй, самое главное последствие заключалось в том, что звукосниматель, установленный в бриджевой позиции с наклоном, становился реверсивным. При обычном положении гитары этот датчик смещен ближе к бриджу в области первых струн и находится дальше от него в области басовых. При перевернутом инструменте именно басовые струны снимались датчиком непосредственно у бриджа, а высокие – несколько дальше от него, что ощутимо меняло звучание. Нековый и средний датчики также становились реверсивными, но влияние их положения на звук было не так велико, так как они устанавливались ровно.
Сожженный Stratocaster Хендрикса, проданный с аукциона
Но, пожалуй, самой культовой моделью, которая, особенно для непосвященных поклонников является олицетворением самого понятия «гитара Хендрикса» является белый Strat 1968 года выпуска, на котором Джими отыграл, пожалуй, самый известный концерт в своей истории – выступление на фестивале Вудсток 1969 года. Этот инструмент носит неофициальное прозвище «Voodoo-Strat» и является сегодня визитной карточкой не только самого образа Хендрикса, но и всего бренда Fender. Хотя, как мы видим, этот инструмент совсем недолго принадлежал Джими, (напомним, Хендрикс умер уже на следующий год после Вудстока), именно ему суждено было стать настоящей рок-н-рольной иконой.
Секрет Джимми Хендрикса и гитары с деталями от ламп: на чем играли кумиры
Современная украинская гитара марки Universum
В Киеве, на территории ВДНХ открылся уникальный музей – Universum guitars. Он единственный в Восточной Европе и один из восьми в мире. При этом еще и один из самых больших – в музее представлено около трехсот гитар разных времен, моделей, брендов и стран. Здесь можно встретить инструмент, на котором играли еще во времена великих блюзменов. А также посмотреть и услышать, как звучат вживую модели электрогитар, на которых играли The Beatles, Led Zeppelin и даже звезды советской эстрады и русского рока.
На хорошую гитару нужно было копить год
Одна из самых больших экспозиций в этом музее посвящена советским гитарам, на которых были сыграны хиты, вызывающие сейчас у многих приступы ностальгии. Некоторые из этих стендов смотрятся ярко и празднично, как новогодняя елка, другие – как-то странновато, потому что непонятно, как можно вообще взять в руки и выйти на сцену со «скворечником», на который натянуты струны. Но если внешний вид вызывает просто недоумение, то вес – серьезные вопросы: как музыкант мог выдержать хотя бы час концерта с таким инструментом в руках? Все это советские гитары, которые штамповали, не думая о тех, кто будет на них играть. Хотя были и уникальные элитные серии. Даже просто глядя на одну из таких гитар, понимаешь, что ее не стыдно дать в руки виртуозу.
В СССР по статистике был как минимум миллион человек, играющих на гитарах. Это очень много и вполне достаточно для того, чтобы наладить выпуск этих инструментов для профессионалов. » Однако правительство страны так не считало. Им важно было, чтобы на заводах делались хорошие танки и автоматы. Хотя с экономической точки зрения это было более, чем оправдано. По всей видимости, просто не хотели развивать полноценно эту индустрию. Поэтому и качество советских гитар было, как правило, низкое «, – говорит экскурсовод и музыкант Николай Ульянов.
Гитары белорусского производства
Все топовые советские ВИА предпочитали играть на импортных инструментах, которые можно было достать. Ведь купить хорошую чехословацкую Jolana или гэдээровскую Musima было не так просто. Еще сложнее было купить американскую. Сложность состояла не только в том, что по идеологическим и экономическим причинах таких инструментов в советских магазинах просто не могло быть, но и в том, что их цена была доступна далеко не каждому. Цена американской гитары в те времена была около 5 тысяч рублей, в то время как хорошая чешская или немецкая электрогитары стоили от 600 до тысячи рублей. При этом средняя зарплата по стране была чуть выше 100 рублей. Правда, популярные ВИА и сольные исполнители, а также ресторанные музыканты зарабатывали гораздо больше.
Одна из моделей Fender, которая пользуется самой большой популярностью у рок-гитаристов
Известно точно, что классическая рок-гитара Fender была у Андрея Макаревича, и он был чуть ли не первым в СССР обладателем такого уникального для музыкантов того времени инструмента. Хотя она не была сделана по спецзаказу – обычная гитара, выпущенная с конвейера. Так же «американец» был у создателя и лидера группы «Песняры» Владимира Мулявина. Позднее, в восьмидесятые, якобы подобный инструмент был еще у Юрия Антонова – одного из самых богатых авторов и исполнителей в тот период. Остальные ТОП-20 ансамблей СССР – «Цветы», «Ялла», «Самоцветы», «Веселые ребята» играли на немецких, чехословацких и болгарских гитарах.
Советские гитары делали сталелитейные заводы
Советские же инструменты, в подавляющем своем большинстве, предназначались для любительских ВИА, которые были почти при каждом заводе, воинской части или институте. Но при этом большинство советских гитар просто не были предназначены для музыки, потому что их сделали люди, не имеющие никакого отношения к этой профессии и к династиям мастеров, в частности. Большинство фабрик музыкальных инструментов, делающих гитары, были открыты при всяких металлургических комбинатах, сталелитейных заводах и подобных предприятиях, то есть заведениях, которые не имели прямого отношения к музыке и инструментам. Правда, были и исключения. Например, львовские гитары делали при фабрике, выпускавшей народные инструменты. Они и котировались чуть выше, чем другие.
Кроме этого, дизайн гитар часто копировался с американских или европейских и даже японских гитар. Хотя в отдельных редких случаях советская модернизация была лучше оригинала. Например, некоторые модели «Урала» были сделаны по образу и подобию японских Yamaha. Но советские мастера изменили дизайн, и инструмент стал более функциональным. У японской гитары внизу на деке был большой «рог». Из-за него музыканту было затруднительно перемещать руку по грифу – чем ближе к деке, тем неудобнее. Советские мастера переместили этот «рог» зеркально вверх, и гитара стала более удобна в обращении.
Но это один из немногих случаев, когда советская индустрия сделала что-то хорошее и полезное для музыканта.
Гитары с клавишами от пылесосов и настольных ламп
Порой по распоряжению чиновников делалось, наоборот, нечто бессмысленное. Например, в музее есть одна из первых советских электрогитар, выпущенная в пятидесятые годы. Своей формой она похожа на «ионику» образца восьмидесятых годов, но со струнами. Есть старые фотографии, где улыбающиеся советские граждане позируют с этим инструментов, взяв его в руки, как традиционную гитару, не подозревая, насколько нелепо выглядят.
Одна из первых советских электрогитар
Дело в том, что на этом инструменте играют, положив его на колени или специальную подставку. И звук из него извлекается немного по-другому. Одной рукой прижимаются струны, а в другой руке – металлический «скребок», которым музыкант водит по струнам. Звук получается совсем не такой, как у классический гитары. По словам экскурсовода и музыканта Николая Ульянова, этот инструмент был в те времена выпущен большим тиражом, но спросом он вообще не пользовался и, как правило, залеживался на полках магазинов.
» Мне кажется, что он все-таки такой судьбы не заслуживает. Сделан он достаточно качественно, но ему совершенно не было тогда найдено применение. Сейчас к нему появился интерес у музыкантов, которые любят экспериментировать со звуком. Но это интерес не массовый. Однако в цене этот инструмент сейчас растет из-за его редкости и давности производства «, – говорит Николай Ульянов.
Советская гитара с фосфорными клавишами от лампы
СССР и отчасти Чехословакия не были готовы сразу удовлетворить спрос на электрогитары. Поэтому сейчас первые серии выглядят немного абсурдно и смешно. Дело в том, что всех необходимых комплектующих для таких инструментов еще не было в стране, поэтому гитару собирали из того, что было. Например, на чешских «электриках» использовались включатели от пылесосов, а на одесских – фосфорные клавиши, которые, судя по небольшому размеру, использовались как включатели света в доме или в настольных лампах.
Чехословацкая гитара с клавишами от пылесоса
Прощальная серия гитар от директора одесской фабрики
Внешне гитары «Одесса» похожи на немецкие и американские акустические гитары Martin: они имеют характерную форму восьмерки, а также затемненную полосу по всему контуру деки. Похожие инструменты, но американского производства, были у многих звезд блюза и рок-н-ролла – от Билла Хейли и Би Би Кинга, до Эрика Клэптона и Брайана Сетцера. Правда, все они играли на разных, но внешне похожих марках. На гитаре же «Одесса» играл Леонид Утесов. Однако нет подтверждения, что именно на той, которая сейчас висит в музее.
Одна из десяти гитар «Одесса» на которой мог играть Утесов
» В массовом сознании Утесов был певцом и руководителем оркестра. Но он, кроме этого, был еще мультиинструменталистом и играл на многих инструментах «, – рассказывает Ульянов.
Город музыкальных мастеров
В то время как США развивали массовое производство гитар, не только СССР, но и почти весь соцлагерь с разной степенью желания пытался успеть за ними. Например, в Германии еще до разделения на ФРГ и ГДР были свои музыкальные мастеровые традиции и династии. Та же фабрика музыкальных инструментов Musima, появившаяся в 1952 году, была создана в городе Маркнойкирхен, входившего на тот момент в состав ГДР.
Немецкая гитара старого образца
Его можно назвать городом музыкальных мастеров, поскольку фабрика, на которой производили гитары, была открыта на базе нескольких частных мастерских, существовавших задолго до начала Второй Мировой войны. Численность населения этого города последние 100 лет находится в одних и тех же пределах – 6,5-7,5 тысяч человек. Большинство из них были сотрудниками фабрики, а после того, как ее закрыли в 2004 году из-за банкротства, жители города без работы не остались, ведь здесь находится также всемирно известная фабрика по производству валторн Hans Hoyer.
Отдельный разговор – это династия немецких мастеров Мартин, делающих акустические гитары. Когда один из потомков семьи переехал из Германии в США, Америка встретила его как гуру. На гитарах этой марки играли и играют Эрик Клэптон, Стинг, Элвис Пресли, Бадди Гай и Марк Нопфлер.
Рокерский фокус с разбитыми гитарами
Как объяснил Vesti.ua экскурсовод Ульянов, у Блэкмора и его стейджмейкеров была одна хитрость. Как правило, ломая инструмент, он разлетается в первую очередь в том месте, где гриф прикручен к деке. Это самое слабое место. После шоу техники группы собирали все разбитые гитары, а Блэкмор часто разносил по несколько штук за выступление, и на следующий день уже вкручивали новые болты и шурупы, чтобы Ричи на концерте вновь их разбил и при этом не сильно заморачивался.
Основатель историко-культурного музыкального центра Universum museum, а также владелец гитарного брэнда Universum guitars Александр Дорошенко отмечает, что для людей, которые делают гитары, подобные перфомансы музыкантов неприятны.
Секрет Джимми Хендрикса
Самый культовый гитарист Джимми Хендрикс вошел в историю не только своей техничностью. Ценители отмечают, что его инструмент звучал не так, как у других музыкантов. Секрет, по словам Ульянова, заключался в том, что Хендрикс левша.
» В шестидесятые, да и позднее гитары специально для левшей не делались. Поэтому Хендрикс, перекладывая инструмент в другую руку, вынужден был переставлять струны. Из этого, невольно, и получилась «фишка». На акустической гитаре это бы никак не отразилось. А вот на электрогитаре – да. На ней установлено под струнами на деке несколько датчиков, которые реагируют на вибрации струн – одни из них они немного приглушают, другие – усиливают. И эти датчики никак не смещаются. При перевороте такой гитары получается, что эти датчики начинают усиливать и приглушать вибрации других струн. Вот вам и причина оригинального звучания «, – делится с нами экскурсовод.
Как гитара становится брендовой
Есть в музее «уголок The Beatles» – в нем находится три гитары, которые один в один похожи на инструменты Леннона, МакКартни и Харрисона. Конкретно эти экспонаты «битлы» в руках не держали, но это те самые модели, тех же лет, когда существовала «ливерпульская четверка». Это инструменты американской марки Rickenbacker. Правда, это не единственный бренд, который им нравился. Казалось бы, учитывая сверхпопулярность «Битлов», модели гитар, на которых играли кумиры десятков миллионов должны разлетаться, как горячие пирожки. Однако на продажах Rickenbacker тот факт, что на их инструментах играет самая популярная группа, почти никак не сказался.
» Битлы» не были виртуозными музыкантами – они прекрасные мелодисты и боги записи. Профессионалы следили за тем, на чем и как они записали новый альбом, потому что в этом они были новаторы. А вот на чем они играют, другим музыкантам было совершенно все равно. Тем более что для записи своих песен они периодически приглашали кого-то со стороны. Например, чтобы сыграть отдельные сольные партии Джордж Харрисон звал на студию Эрика Клэптона. Поэтому эта марка не имела сверхпопулярности «, – говорит Ульянов.
Уголок гитар The Beatles (подобные модели)
На концерте Джимми Пейдж играл ее на гитаре Gibson с двойным грифом, чтобы, не теряя времени, с 12-струнки перейти на шестиструнку и сыграть соло. В студии же эта песня была спокойно сыграна частями на разных гитарах, но соло – на Gibson Les Paul Artisan. В результате именно эту модель ринулись скупать другие гитаристы, и она превратилась в одну из классических, или традиционных моделей для рок-музыканта наравне с Fender Telecaster. Тем более что на подобной модели играли еще Эрик Клэптон и Кейт Ричардс из Rolling Stones.
Когда время гитары закончится
Пройдя по выставке гитар и стоя рядом с инструментами, на которых расписались такие великие музыканты, как Би Би Кинг, Стив Вай и Томми Эммануэль, возникают философские вопросы: почему этот инструмент стал настолько культовым и может ли его глобально заменить какой-либо другой.
Гитара с автографом Стива Вая
По мнению нашего гида Николая Ульяненко, если появляется музей какого-либо инструмента, то это уже для него тревожный звоночек. Значит, постепенно он становится историей, и уже появилась ему замена.
» Тому, что гитара стала таким популярным инструментом, есть несколько объяснений. На ней можно играть как основную тему, так и соло. Такое возможно далеко не с каждым инструментом. И здесь главный конкурент гитары – фортепиано. Но тут включаются факторы удобства, поскольку ездить на гастроли со своей гитарой гораздо удобнее «, – говорит Ульянов.
Безусловно, совсем из музыки гитара не исчезнет, но лидирующие позиции уже теряет. Правда, групп, которые играют разного плана гитарную музыку, еще предостаточно. Например, Александр Дорошенко говорит, что в 2016 году, когда только появился его гитарный бренд, рок-легенда Элис Купер заказал у него для своего тура гитары. А в 2019-м Оззи Осборн хотел, чтобы ему сделали 45 гитар. Но, к сожалению, сроки были ограничены, а объем большой, поэтому пришлось отказаться.