На чем играл пан
Пан – весёлый бог, играющий на свирели
У многих древнегреческих богов были верные спутники, которые помогали им в исполнении обязанностей, следили за порядком или поддерживали в увеселениях. К последним можно отнести Пана, который часто появлялся в свите Диониса. Это был весёлый и легкомысленный бог, олицетворение природного начала и силы плодородия.
Вот только мать Пана, увидев своего ребёнка, была настолько испугана, что бросила его. Впрочем, тот инцидент не испортил жизни божеству. Во многих сказаниях Пан выступает как весельчак, для которого не существует правил и границ – даже моральных. Чем же интересен этот бог? И неужели он действительно настолько страшен внешне?
Рождение Пана
Древнегреческий бог Пан не занимал почётного места на Олимпе, однако был достаточно почитаем. Его считали покровителем пастухов, плодородия и скотоводства. Кроме того, Пан являлся символом естественности и природных сил, с которыми взаимодействует человек.
Его родителями были бог торговли Гермес и нимфа Дриопа. Как я уже сказала, мать Пана, произведя на свет дитя, взглянула на него и обмерла от ужаса. Ребёнок родился с козлиными рогами и копытами, да ещё и бородой. Увидев такое “чудовище”, Дриопа закричала и умчалась в лес, оставив малыша одного на поляне. Однако любящий отец не бросил ребёнка. Гермес с теплотой отнёсся к новорожденному – пусть и столь необычному внешне.
Греческий бог Пан / © payam_rockstar / artstation.com
Другие боги также отнеслись к Пану дружелюбно. Кстати, имя его подчёркивает основные функции. Исследователи считают, что оно связано с древнегреческим словом “пасти”. И это верно – Пан сам прославился как пастух и покровитель скотоводов.
Появившись на Олимпе, малыш сразу же развеселил всех богов, а Дионис, повелитель виноделия и празднеств, проникся к Пану особенной любовью. Вероятно, ещё тогда бог решил, что непременно включит ребёнка Гермеса в свою свиту.
Пол Рид, современный шотландский художник, так увидел Гермеса и Пана
Жизнь на земле
Несмотря на то, что на Олимпе Пана приняли очень радушно, повзрослевший бог решил не оставаться на священной горе. Намного милее ему были земные леса и поля. Его любимым музыкальным инструментом стала свирель.
Взяв её с собой, он отправился на землю. Жизнь среди лесов оказалась ещё более интересной, чем на Олимпе. Пан играл на своей свирели, привлекая внимание нимф, что веселились и танцевали вокруг музыканта.
Земные леса и поля были для Пана намного милее священного Олимпа / © Daniel Dimick / аrtstation.com
Древние греки неспроста связывали Диониса и Пана. Жизнь каждого из этих божеств проходит в постоянном веселье и праздниках. Считалось, что Пана не стоит беспокоить во время полуденного отдыха, когда он делает передышку, чтобы вечером снова заиграть на свирели и пуститься в пляс. Именно поэтому в полдень старались не заходить в лесную чащу.
Пан и Сиринга
О Пане сохранилось несколько интересных преданий, что позволяют создать впечатление о непростом характере этого божества. Одно из них рассказывает о любви этого бога к красавице Сиринге. Она была прекраснейшей среди нимф и, как её наставница Артемида, любила охоту и приключения. Во время одной из прогулок Пан увидел Сирингу в лесу.
Он потерял голову от любви к красавице. Бросившись за ней, бог хотел догнать возлюбленную, однако та бежала очень быстро. Но силы девушки были на исходе, и тогда Сиринга взмолилась богине Артемиде, чтобы богиня спасла её.
Ян Брейгель младший и Питер Пауль Рубенс «Пан и Сиринга», начало XVII века
Местонахождение: Государственный художественный музей, Шверин, Германия
Когда Пан уже был близко, он протянул руки, чтобы заключить нимфу в свои объятия. Однако в руках бога оказались лишь ветви тростника. Именно в него обратилась Сиринга, чтобы спастись от преследований Пана.
Чтобы не расставаться с возлюбленной, Пан сделал из тростника свирель. Когда он начинал играть на инструменте, звонкий прекрасный голос Сиринги разносился над лесом. Так и вышло, что даже помимо воли нимфы, она осталась вместе с тем, кто был в неё безумно влюблён.
Сиринга превратилась в тростник, и чтобы не расставаться с возлюбленной, Пан сделал из тростника свирель / Художник Уолтер Крейн
Состязание Пана и Аполлона
В своём искусстве играть на свирели Пан достиг невероятных высот, причём этим крайне гордился. Он настолько уверовал, что никто (на земле или Олимпе) не сможет превзойти его в этом искусстве, что решил вызвать на состязание самого Аполлона. Тот являлся покровителем музыки и поэзии, песен и танцев, славился как самый искусный музыкант среди богов. Однако Пан считал, что с лёгкостью превзойдёт Аполлона.
Итак, состязания начались с выступления Пана. Бог заиграл на свирели, после чего раздался простой и весёлый наигрыш пастуха. Мелодия была красивой, но вполне обычной, хотя не лишённой гармонии. Вторым выступал Аполлон. Стоило ему прикоснуться к струнам своей золотой кифары, как полились поистине волшебные звуки. Этот величественный гимн красоте не смел нарушить никто – казалось будто сама природа замерла от восхищения.
Хендрик де Клерк «Музыкальное состязание между Аполлоном и Паном», 1600-1629 годы
Местонахождение: Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Все судьи признали победу Аполлона. Один только царь Мидас, считавший себя знатоком музыки, заявил, что отдаёт голос в поддержку Пана. Услышав такие слова, Аполлон разгневался и схватил царя за уши. В одно мгновение у Мидаса появились ослиные уши, что стали его вечным позором.
С той поры Мидас стал носить высокий колпак, под которым прятал уши. А вот Пану пришлось пристыженному удалиться в лесную глушь. Порой в таких уголках леса раздаются звуки его свирели. Она нередко звучит печально, напоминая о самонадеянности Пана, что разгневал самого златокудрого Аполлона.
Хендрик де Клерк «Наказание короля Мидаса после состязания между Аполлоном и Паном», 1613 год
Местонахождение: Частная коллекция
Удивительным образом в Пане сочетаются животная страсть и истинно человеческое стремление к красоте, нежная натура и весёлость нрава. Если говорить о последнем мифе, в котором Аполлон одержал победу на соперником, то я не совсем согласна с его трактовкой. Согласитесь, нельзя сравнивать пастушью мелодию и композицию симфонического оркестра, однако каждая из них хороша в своей “стихии”. Именно благодаря Пану пастухи получили свои свирели, что помогали коротать время.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Мифы и Легенды * Пан (Фавн)
Мифы и Легенды * Пан (Фавн)
Пан (др.-греч. Πάν) — древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение.
Родословная
По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа. По другой версии, сын Гермеса и Орсинои.
По другому сказанию, сын Зевса и Гибрис, научил Аполлона искусству прорицания, или Зевса от Фимбриды, или от Ойнеиды. По Эпимениду, сын Зевса от Каллисто и близнец Аркада.
Есть версия, что Пан — сын Гермеса и Пенелопы, родившийся в Мантинее в Аркадии. По Дуриду, он родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами. По Евфориону, сын Пенелопы и Аполлона.
По Арефу из Тегеи, сын Эфира от Энои.
Также это эпитет Зевса в орфической теогонии.
Предание
Пан
Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς, «весь») великую радость. Пан был богом-покровителем стад (современные лингвисты, в отличие от древних, слово Πάν связывают с индоевропейским корнем «пасти́»).
Выкрал сухожилия Зевса у Тифона. Самый древний и почитаемый бог у аркадцев, именуемый Ликейским. Преследует нимф. Окрестные жители слышали, как он играл на свирели на горе Меналион (Аркадия). Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея.
Помогал афинянам при Марафоне, гора Пана есть на Марафонской равнине. Между Кифероном и Геликоном распевал пеан Пиндара. В городе Саэтта его полюбила некая женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога.
У египтян это самый древний бог. Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой. Либо стал полукозлом-полурыбой.
Эгипан
Эгипан обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы, или сын Пана и козы; или сын козы Амалфеи, молочный брат Зевса. Он породил Козерога. Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами.
Культ Пана
Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя.
Сон Пана
(Эмиль Жан Батист Филипп Бен (1825–1897)
Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб).
Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад.
Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты.
Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящен ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения.
Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.
При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле.
Кроме Пана, индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров.
Ему посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Действующее лицо комедии Менандра «Брюзга».
К Пану
Спой мне, о Муза, про Пана, Гермесова милого сына.
С нимфами светлыми он — козлоногий, двурогий, шумливый
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев.
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают,
5 Пана они призывают с курчавою, грязною шерстью,
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов.
Бродит и здесь он и там, продираясь сквозь частый кустарник;
То приютится над краем журчащего нежно потока,
10 То со скалы на скалу понесется, все выше и выше,
Вплоть до макушки, откуда далеко все пастбища видны.
Часто мелькает он там, на сверкающих, белых равнинах,
Часто, охотясь, по склонам проносится, с дикого зверя
Острых очей не спуская. Как только же вечер наступит,
15 Кончив охоту, берет он свирель, одиноко садится
И начинает так сладко играть, что тягаться и птичка
С ним не могла бы, когда она в чаще, призывно тоскуя,
В пору обильной цветами весны заливается песней.
Звонкоголосые к богу сбираются горные нимфы,
20 Пляшут вблизи родника темноводного быструю пляску,
И далеко по вершинам разносится горное эхо.
Сам же он то в хороводе ступает, а то в середину
Выскочит, топает часто ногами, на звонкие песни
Радуясь духом. И рысья за ним развевается шкура.
25 Так они пляшут на мягком лугу, где с травой вперемежку
Крокусы и гиацинты душистые густо пестреют.
Песни поют про великий Олимп, про блаженных бессмертных,
И про Гермеса, — как всех, благодетельный, он превосходит,
Как для богов олимпийских посланником служит проворным
30 И как в Аркадию он, родниками обильную, прибыл,
В место, где высится роща его на Киллене священной.
Бог — у смертного мужа там пас он овец густорунных.
Там, для себя незаметно, зажегся он нежною страстью
К дочери Дриопа, нимфе прекрасноволосой и стройной.
35 Скорый устроился брак. Родила ему нимфа в чертогах
Многолюбивого сына, поистине чудище с виду!
Был он с рогами, с ногами козлиными, шумный, смешливый.
Ахнула мать и вскочила и, бросив дитя, убежала:
В ужас пришла от его бородатого, страшного лика.
40 На руки быстро Гермес благодетельный принял ребенка.
Очень душой веселился он, глядя на милого сына.
С ним устремился родитель в жилище блаженных бессмертных,
Сына укутавши шкурой пушистою горного зайца.
Сел перед Зевсом властителем он меж другими богами
45 И показал им дитя. Покатилися со смеху боги.
Больше же прочих бессмертных Вакхей-Дионис был утешен.
Всех порадовал мальчик, — и назвали мальчика Паном.
Радуйся также и сам ты, владыка! Молюсь тебе песней,
Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю.
Окружение Пана
· Агрей. Один из панов, брат Номия. Сын Гермеса и Сосы.
· Аргей. Прозвище Пана и Аристея. См. Агрей.
· Аргос. Один из сыновей Пана.
· Аргенн («белый»). Один из сыновей Пана.
· Главк. Один из сыновей Пана.
· Дафеней (Дафойней). «кроваво-красный». Один из сыновей Пана.
· Евгений (Эвгенейос). Один из сыновей Пана.
· Келеней (Келеневс). «черный». Один из сыновей Пана.
· Ксанф. Один из сыновей Пана.
· Номий. Эпитет Пана. По аркадской версии, это имя нимфы.
· Номий. Один из панов, сын Гермеса и Пенелопы.
· Оместер. «сыроядец». Один из панов.
· Паниск. См. Пан. Согласно Карнеаду, его голову нашли в хиосских каменоломнях.
· Паносилен. Старый силен, отец силенов.
· Питида (Пития/Питис en:Pitys) «сосна». Нимфа, возлюбленная Пана. См. Нонн. Деяния Диониса II 108; XLII 252.
· Фавн. (лат.) Имя Пана. Когда Геракл носил женскую одежду, служа Омфале, Фавн по ошибке пытался его изнасиловать.
· Филамн. Один из сыновей Пана.
· Фобос. Один из сыновей Пана.
· Форбант. Пан, участник индийского похода.
· Эга (en:Aega (goddess)). Согласно Евгемеру, жена Пана, которую соблазнил Зевс, и она родила Эгипана.
· Эгокор (Айгокорос). Один из сыновей Пана.
Пан («понравившийся всем»), в греческой мифологии божество стад, лесов и полей, сын вестника богов Гермеса и нимфы Дриопы. Этот покровитель горных лесов и пастбищ, коз и овец был козлоног и рогат. Дриопа ужаснулась, увидев своего новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого.
Афродита, Пан и Эрос (Ок. 100 г до н. э.)
Однако Гермес и боги-олимпийцы лишь рассмеялись и нарекли младенца Паном. Вместе с сатирами и силенами, демонами стихийных плодоносных сил земли, Пан входил в свиту Диониса. Игривый и жизнерадостный, он был известен своим пристрастием к вину и веселью, пылкой влюбленностью и преследованием нимф. Одна из них, Сиринга, в страхе перед козлоногим богом превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.
Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний, он вызвал на соревнование Аполлона и, по мнению судьи, царя Мидаса, победил его.
В отместку бог наградил судью ослиными ушами. Как божество стихийных сил природы, звуком своей свирели Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно в знойный летний полдень, когда замирали леса и поля.
Пан помогал в битвах, наводя ужас на врагов; он помог Зевсу в борьбе с титанами. Культ Пана был особенно распространен в Аркадии, именно там расположена священная гора, названная его именем. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн и Сильван.
На чем играл пан
Сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие по глубинам греческой мифологии и остановиться мы хотим на боге пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, боге, судьба которого сложилась не лучшим образом из-за нехарактерной внешности. Но все же, он был значимым существом в мифологии. Наверняка вы уже догадались, что речь пойдет о Пане, о жизни и значимости которого мы расскажем вам в этой статье.
Рождение Пана
История Пана начинается задолго до его рождения. Дело в том, что отцом его считается Гермес, который унаследовал от Зевса его любовь к противоположному полу. Как и отец, бог хитрости редко пропускал красивых девушек, каким бы рангом они не обладали. Однажды он влюбился в дриаду Дриопу, с которой у него были достаточно «романтические» отношения. В результате этого недолговечного союза на свет и появился Пан. Легенда гласит, что родился он в лесах Аркадии.
Однако родился малыш с необычной внешностью. На голове у него располагались козьи рога, все его тело было покрыто густой шерстью, а на лице у него росла козлиная бородка. При этом, вместо ног у него были копыта. При этом, он родился непомерно умным и шустрым. Вместо того, чтобы вести себя как обычный младенец, Пан подскочил, залился истерическим смехом и стал бегать и скакать по всей своей обители.
Дриопа, ожидавшая появление обычного ребенка, еще бы стерпела необычную внешность Пана, но его сумасшедшее поведение окончательно напугало юную дриаду, в результате чего она просто сбежала, оставив малыша наедине с самим собою.
Однако Пану повезло, ибо быстрый Гермес не оставил его одного. Он видел все произошедшее, но ни поведение ребенка, ни его отторгающая внешность не вызвали у него отвращения. Гермес спустился на землю, на своих крылатых сандалиях, подобрал ребенка, завернул его в шкуры животных и забрал его с собою на Олимп.
Святость места, где он находился, ничуть не смутили малыша. Своей необычной внешностью он привлек внимание всех олимпийцев, а своим необычным поведением – развеселил их всех до слез. Особенно восторгался невиданным существом Дионис, которому больше всех пришелся по душе сын Гермеса. И прозвали тогда боги ребенка Паном, т.к. подарил он им всем великую радость.
Становление Пана
В этом месте легенды расходятся во мнениях. Одни источники утверждают, что Пан сильно смутился тем, что другие боги-олимпийцы смеялись с него. Другие говорят, что Олимп был ему не мил. Сходятся все источники в одном – Пан не остался на Олимпе и отправился в мир людей, на просторы лугов, полей и лесов, которые были ему более родными, чем Олимп. С тех пор его главными друзьями стали сатиры и нимфы, с которыми он весело проводил время. Нередко его замечали в окружении Диониса, с которым он также отлично проводил время.
С тех пор Пан и стал выполнять обязанности «смотрителя природы». Однако отличился Пан не только в ухаживании за природой. Несмотря на то, что он относится к категории второстепенных богов, значение его в греческой мифологии очень велико, о чем говорит огромное количество историй и легенд, связанных с Паном. Мы расскажем вам о них о все, но немного позже, а пока расскажем вам о том, как выглядел бог Пан.
Внешность Пана
Описывая рождение Пана, мы уже немного успели оценить незаурядную внешность этого божества. Со временем, внешность Пана все больше и больше походила на помесь зверя и человека. Так, например, его ноги-копыта были полностью покрыты густым мехом, не хуже, чем у животного. Но при этом, человеческая его половина (туловище и руки) выглядели также, как и у обычного человека. Что касается рогов Пана, то некоторые источники описывают их бараньими, а некоторые – козьими. Расходятся они и в описании волос на голове и бороды. Так, например, нередко Пану приписывали характерную козью бородку и бакенбарды, а другие источники – говорили о его лохматости, о густой бороде и длинных густых волосах. Что касается атрибутов, то атрибутом Пана считалась не только внешность, но и флейта, на которой он столь мастерски играл, что однажды даже вызвал Аполлона на состязание, но об этом далее.
Легенды о Пане
Как мы уже сказали выше, Пан, несмотря на свое второстепенное значение в пантеоне богов, значение бога в мифологии было крайне высоко. То и дело, он фигурирует в тех или иных сказаниях и легендах, и об этих историях мы и хотим вам сейчас рассказать.
Пан и войны богов
В древних источниках есть упоминание, что Пан участвовал в Титаномахии, в битве против мятежного Тифона и в Гигантомахии, и даже сыграл в этих сражениях очень важную роль. Так, например, древние сказания описывают странное существо, похожее на козу, которое помогало олимпийцам и наводило панические атаки на противников. Пан обладал действительно мощной магией, которая вселяла неконтролируемый ужас в противников.
В войне с Тифоном все боги покинули Элладу и отправились искать счастья в Египет. Один только Зевс принял брошенный ему вызов, однако был побежден и пленен Тифоном, который вырвал у него сухожилия. Известно, что Гермес выкрал сухожилия у Тифона, но мало кто знает, что в этом ему помогал не менее хитрый и пронырливый Пан, который наслал паническую атаку на слуг Тифона, благодаря чему они с Гермесом сумели безопасно добраться до сухожилий и не менее безопасно вернуть их Зевсу.
В Гигантомахии Пан снова прибегнул к своей силе. Он насылал на гигантов волны страха и паники, от чего те сражались не только с богами, но и друг с другом. В остальное же время Пан был достаточно мирным богом, благосклонный к людям. Обычно он не вмешивался в дела смертных, и лишь только тогда мстил им, когда смертные переходили черту, когда тревожили его и природу, находившуюся под его покровительством. Таких людей Пан лишал разума, запутывал в лесу, насылал на них приступы страха.
Роль Пана в успокоении Деметры
Случилось это в те годы, когда хитрый Аид похитил Персефону, дочь Деметры, и уволок ее в свое подземное царство. Долгое время безутешная Деметра блуждала по миру в поисках своей дочери. Отправила она на поиски сирен, но нигде на земле не было Персефоны. Тогда опечалилась Деметра. Позабросила она все свои обязанности, по уходу за всем живым на земле. Взмолились люди Зевсу, попросили они громовержца спасти их от неминуемого голода. Но не смог им помочь Зевс, ибо и он не знал, куда запропастилась Деметра.
Богиня же плодородия скрылась в глубокой пещере, недалеко от лесов Аркадии, как раз в тех местах, где был хозяином Пан. Охотясь на своих лугах и в своих лесах, Пану удалось обнаружить укрытие Деметры, о чем сразу же стало известно Зевсу. Как все мы знаем, громовержец сумел утешить сестру и решил вопрос с Аидом. С тех пор ½ времени Персефона проводит с матерью, а ½ – с мужем Аидом в подземном царстве.
Состязание Пана и Аполлона в игре на музыкальных инструментах
Выше мы уже упомянули о том, что Пан создал шикарную свирель (по другим источникам – флейту), на которой играл шикарные произведения. Однажды он настолько возгордился своей игрой, что вызвал на состязание самого Аполлона, славившегося знатоком в искусствах. Аполлон же предпочитал играть на своей кифаре, музыка которой считалась только лишь достойной богов.
Музыка обоих богов была великолепной, но судить их должны были несколько судей, среди которых был знаменитый царь Мидас. Кем были другие судьи – легенды не донесли до нас, но мы точно знаем, что единственный, кто посчитал игру Пана более достойной – это Мидас. Все остальные судьи отдали победу Аполлону.
За такое решение Аполлон «вознаградил» Мидаса ослиными ушами, которые царь до конца жизни вынужден был прятать под шапкой.
Любовные похождения Пана
Надо отдать ему должное, Пан являлся истинным сыном Гермеса и внуком Зевса. Он не упускал возможности побегать за женским полом. Но при этом он отличался куда меньшим тактом, чем его отец и дед. Из-за этого он часто получал отказы от нимф. Из-за этого он решил никогда ни в кого не влюбляться, но судьба сложилась иначе. Все мы знаем об Эроте и о том, на что способен этот маленький проказник. Однажды Пан вздумал насмехаться над ним, за что и получил от Эрота стрелу в сердце. С тех пор Пан не может найти любви, т.к. гоняется за всеми и сразу и не может упустить случая поприставать к нимфам.
Пан и Эхо
Известно, что изначально Пан влюбился в нимфу Эхо, с которой он часто проводил время и которой всячески покровительствовал. Однако нимфа не желала отдаваться Пану, ибо считала его недостаточно привлекательным для себя. Впоследствии же она влюбилась в Нарцисса, а потом и вовсе иссякла из-за безутешной любви…
Пан и Сиринга
Легенда гласит, что Сиринга, на тот момент, была одной из немногих целомудренных нимф, единственной страстью которой была охота. Едва только ее увидев, Пан потерял голову и воспылал к ней чувствами. Однако ничто не могло заставить гордую Нимфу полюбить столь странное создание. Она бросилась бежать от него, но дорогу ей преградила река. Тогда стала Сиринга просить помощи у речного божества и тот превратил ее в тростник.
Пан же, разочарованный таким поведением нимфы, приказал срезать тростник и сделал из него музыкальный инструмент, который издавал нежные, мелодичные и жалобные звуки, которые способны были разжалобить даже жестокие сердца нимф. Так Пан и создал свирель, инструмент, который получил свое название в честь столь гордой нимфы.
Однако, свирель, в одночасье, стала и спасением Пана. Эрот сделал так, что все нимфы, которые услышат ее мелодию, будут привлечены к Пану силами любви и привязанности. И действительно, едва только Пан начинал играть на свирели, как вокруг него собирались нимфы, кружились, плясали и веселились.
Пан и Питис
Не менее трогательной оказалась любовь Пана к Питис, которую восхитила музыка Пана. Питис приблизилась к нему и наслаждалась очаровательной мелодией. Она настолько завлекла юную нимфу, что Питис, позабыв все отвращение к Пану, приблизилась к нему и завела беседу.
К сожалению, ее приревновал истинный жених Борей – бог грозного северного ветра. Увидев, что нимфа мило беседует с Паном и даже отвечает на его ухаживания, Борей разозлился и подул с такой силой, что бедную нимфу сбило с ног и унесло в пропасть, где она и разбилась.
Олимпийцы превратили ее останки в сосну и с тех пор это дерево посвящено Пану. Именно из-за этого Пана часто изображают с венком еловых веток на голове.
Месть нимф Пану
Существует легенда, согласно которой Пан, несмотря на все свое проворство и ловкость, очень плохо танцевал. И дело даже не в том, что у него не было таланта, просто он не желал ничего слышать и нимфы давно уже смирились с тем, что Пан скачет и брыкается, как самый последний козел. И все бы ничего, но во время таких прыжков Пан норовил прыгнуть на этих самых нимф и ухватить их за грудь. И тогда нимфы придумали план мести.
Они дождались полудня, когда Пан отсыпался после очередной гулянки, после чего напали на него всей гурьбой и связали его. Как ни старался Пан, а ничего он не смог противопоставить нимфам, который связали его руки за спиной. Не стали нимфы переходить черту, а лишь достаточно поиздевались над связанным Паном и обрезали его бороду. Легенда гласит, что именно поэтому Пана часто изображают с козлиной и неопрятной бородой.
Помощь Пана Психее
Легенда о Психее гласит, что однажды на ее красоту соблазнился сам Эрот и не раз он посещал ложе красавицы. Но все происходило под покровом ночи, т.к. Эрот строго на строго запретил Психее видеть его. Но женское любопытство – страшная вещь. Не удержавшись, Психея все же зажгла свет посреди ночи, чем вынудила своего возлюбленного скрыться на веки вечные.
Убитая горем, Психея решила покончить с собой и броситься со скалы в море. Но не приняло оно горе-девушку. Волной ее вынесло на берег, где как раз находился бог Пан. Он-то и подсказал Психее, что ей нужно делать дальше. Пан утешил бедную девушку, сказав, что той бесполезно заканчивать жизнь самоубийством, ибо не принимают его боги. Также именно Пан рассказал Психее, что та должна направиться на поклон к Афродите и та расскажет, что Психее нужно делать.
Так и случилось. Психея отправилась к Афродите и выполнила все условия, которые богиня любви поставила перед нею. Эрот вылечился, а поняв, насколько трепетные чувства к нему испытывает Психея, он обратился к олимпийцам с просьбой жениться на ней. Олимпийцы пошли навстречу Эроту, и даже больше – они сделали Психею бессмертной. Вот так Пан и спас девушку, и благодаря его советам она стала бессмертной.
Значение Пана в греческой мифологии
Считалось, что Пан действительно являлся значимым богом в греческой мифологии. Греки верили, что Пан единственный, кто может отыскать заблудившегося человека в лесу, он единственный мог останавливать пожары, лечить животных и предотвращать камнепады. За этими делами Пан и проводил все свое время.
А если у Пана и находилась свободная минутка, то ее он тратил в поисках очередной нимфы, либо играя на своей излюбленной свирели, что, впрочем, также можно расценивать как попытку привлечения и соблазнения нимф. Пан был одним из тех, кто обладал мощным даром прорицания. Более того, именно Пан обучил этому искусству самого Аполлона. Легенда гласит, что сам Пан прекрасно знал, что Аполлон создаст свой храм предсказателей в Дельфах, но сам он ленился предсказывать будущее, поэтому удачно «спихнул» эту обязанность на Аполлона.
Несмотря на то, что натура Пана была дикой, первозданной, свободолюбивой, естественной и распутной, он имел большое значение в мире греков. Многие отождествляют его с сатирами, однако это большая ошибка, ибо несмотря на внешнее сходство, Пан был богом, тогда как сатиры – это духи. Можно сказать, что Пан – это своеобразный старший сатир, который главенствовал над всеми ними. Схожесть проявлялась и в склонности к разврату, и в любви к выпивке, и в любви к гулянкам.
Несмотря на это, Пан стал достаточно значимым божеством для простых смертных. Он считался богом пастухов и козопасов, богом охоты и охотничьих собак, богом паники и деревенской музыки, богом деревенского прорицания. Нередко его можно был заметить в свите Реи и Кибелы, но чаще всего он путешествовал с Дионисом, и даже участвовал и индийском походе последнего.
На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы больше знаете о мире Древней Греции, а также знаете о еще одном боге, который хоть и не входил в пантеон официальных олимпийцев, но значимость которого была крайне важной, причем не только для смертных, но и для богов. Не забывайте поделиться статьей в социальных сетях, если она вам понравилась. Всем удачи и до новых встреч.