На чем играл сатко

На чем играл сатко

На чем играл сатко. Смотреть фото На чем играл сатко. Смотреть картинку На чем играл сатко. Картинка про На чем играл сатко. Фото На чем играл сатко

На чем играл сатко. Смотреть фото На чем играл сатко. Смотреть картинку На чем играл сатко. Картинка про На чем играл сатко. Фото На чем играл сатко

Слово «гусли» свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского «гYctu» («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.На чем играл сатко. Смотреть фото На чем играл сатко. Смотреть картинку На чем играл сатко. Картинка про На чем играл сатко. Фото На чем играл сатко

В наиболее старинных славянских памятниках слово «гусли» иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях, возможно, под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличии от духовых и ударных.

Под именем гуслей в разных местах славянских земель понимают музыкальные инструменты разного типа. Так сербо — хорваты гуслями называют однострунный смычковый инструмент, у западных славян гуслями называются скрипкообразный смычковый инструмент.

Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивают с лежачей арфой. Подобные по форме инструменты есть у финнов (кантеле), эстонцев (каннель), литовцев (канклес), латышей (коклес, кокле).

Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яворчатые» или чаще «яровчатые». Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI — XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. «Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть. свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали» («Слове о полку Игореве»).

В то время гусли звучали и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годионович и новгородский гость Садко.

Следующую стадию развития гуслей представляют гусли — псалтырь, которые тесно связаны с музыкальной культурой русского духовенства. Их изображения в руках царя Давида имеются на миниатюре в славянской псалтыри, относящейся к XIII — XIV вв. Это, так называемые «шлемовидные» гусли.

На протяжении многих веков подобная разновидность гуслей была в обращении не только у духовенства, но и у скоморохов. После гонения на скоморохов в XVII в. гусли — псалтырь из народной среды почти исчезают и сохраняются вплоть до рубежа XIX — XX вв. в виде усовершенствованных столовидных гуслей лишь в среде духовенства и светских музыкантов.

Принципиальных различий в устройстве и способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать плектром или медиатором.

В самом начале нашего столетия петербургские музыканты и конструкторы О. У. Смоленский и Н. И. Привалов усовершенствовали звончатые гусли. Инструмент приобрел треугольную форму. Были созданы ансамблевые разновидности гуслей: пикколо, прима, аль и бас. Количество струн стало постоянным — 12-13. Уже в наше время советским гусляром Д. Локшиным были сконструированы звончатые гусли с хроматическим звукорядом.

Усовершенствованные столовидные гусли (или прямоугольные, щипковые) оказались гораздо сложнее звончатых. Количество струн у них колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд таких инструментов был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже. Такой разновидности гуслей доступны сложные многоголосные произведения.

В 1914 г. Н. П. Фомин сконструировал так называемые «клавишные» гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены однооктавной клавиатурой фортепианного образца. При нажатии на клавиш одноименные струны во всех октавах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи.

Клавишные гусли, наряду с щипковыми, до настоящего времени находят применение в русских народных оркестрах. К тому же, в настоящее время интерес к гуслям, как к сольному инструменту заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли.

Источник

Садко – как русский гусляр стал зятем Морского царя?

Кого мы чаще всего видим в качестве главных героев былин? Конечно же, богатырей. Но сейчас я бы хотела рассказать не о славном воине, а о находчивом русском музыканте. Былина о нём стала не менее популярной, нежели предания о трёх богатырях. Это – Садко, легендарный персонаж новгородских сказаний, что стали одним из сокровищ фольклора наших предков.

Историки предполагают, что прообразом Садко стал купец Сотко Сытинец, о котором упоминается в летописях. Несмотря на то, что история этого новгородца похожа на сказку, она и сегодня очаровывает нас. Как же Садко умудрился встретиться с Морским царём, и что из этого вышло?

Бедный гусляр Садко

В начале своего рассказа о Садко хочу заметить, что популярность этой былины породила множество её пересказов, которые отличаются друг от друга. Тем не менее, если детали могут меняться, то по-настоящему неизменным остаётся образ славного купца, что стоит в центре сюжета. Самый известный вариант былины записан в пересказе русского крестьянина Андрея Сорокина.

Когда-то давным-давно жил в Царьграде Садко. Был он простым гусляром, что играл на пирах, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Как бывает у всякого музыканта, Садко долгое время оставался не у дел. Больше недели никто не звал его на праздники.

Огорчился гусляр, но не стал унывать, а отправился к Ильмень-озеру. Для справки замечу, что и сегодня этим водоёмом можно полюбоваться в Новгородской области.

Садко – самый богатый купец

Сел Садко на камень и стал наигрывать, чтобы как-то отвлечься от дум печальных. И вдруг – что за диво! Воды озера вспенились, забурлили, а перед Садко уже сам Морской царь стоит. Признался водный владыка, что понравилась ему игра музыканта.

За чудесную мелодию, что услышал царь Ильм Морской, обещал он награду для Садко. Сказал он гусляру, что тот должен поспорить с новгородскими купцами. Пускай скажет Садко, будто сумеет выловить в озере златоперую рыбу, о какой лишь в сказах говорят.

Заручившись помощью царя, отправился Садко в Царьград. Не поверили в его силы купцы, без боязни поставили в споре все свои лавки и богатства. Морской царь выполнил своё обещание, а потому вскоре вернулся Садко с ценным уловом. Всего одна рыба сделала его самым богатым купцом в городе.

На полученные средства построил Садко тридцать чудесных кораблей. Нагрузил он их товарами и отправился по морю к дальним странам. Успешно обменяв свои ценности, Садко уже возвращался в Новгород, как вдруг посреди моря начался страшный шторм. Понял он, что неспроста бушуют волны вокруг его кораблей. Морской царь не хотел так просто расставаться с полюбившимся музыкантом. Требовал владыка волн свою дань.

В гостях у Морского царя

Начал Садко сбрасывать в море все свои сокровища. Бочки золота и серебра ушли на дно, но буря всё не затихала. Тогда поняли моряки, что требует Морской царь человеческой жертвы. Решено было бросить жребий и, конечно, выбор пал на самого Садко.

Несмотря на отговоры товарищей, велел им купец спустить на волны дубовую доску, на которой остался посреди волн. Странная дремота вдруг нашла на него. Уснул Садко на доске, крепко сжимая в руках свои гусли.

Когда же проснулся купец, осмотрелся, понял он, что находится на дне моря. Подводные жители приветствовали его во дворце Морского царя. Сам Ильм вышел навстречу гостю, объяснив, что позвал его к себе, потому что соскучился без музыки.

Согласился Садко сыграть мелодию для Морского царя. Обрадовался Ильм, пустился плясать. Увы, во время того танца море бурлило и вздымалось волнами, отчего корабли тонули в его водах. Морской царь вместе со своей супругой всё донимали своего гостя-пленника.

Очень интересный вопрос звучит от подводных правителей. «Что дороже России: булат или золото?», – спрашивает Ильм. Садко ответил в пользу первого, ведь золото далеко не так ценно, как может показаться.

Садко и его помощник

Не мог придумать Садко, как спастись ему от своенравного Морского царя. Помощь пришла неожиданно. Сам Микола Можайский (он же – Николай Чудотворец) явился купцу и рассказал, как следует поступить. На следующий день оторвал струны гуслей Садко. Огорчённый царь предложил ему жениться на любой из своих дочерей.

Девять сотен невест предстали перед купцом, но он, помня наставления Миколы, выбрал самую неприметную из них, Чернавушку. Когда наступила ночь, крепким сном уснул Садко, а наутро встретил рассвет уже на земле – рядом с рекой Чернавой.

Радостной была встреча Садко с товарищами, которые только причалили к берегам на своих кораблях и уже оплакивали «погибшего» друга. В благодарность Миколе Можайскому построил Садко храм в честь святого, а вот по морям уже никогда не ходил со своими судами. Остерегался Садко Морского царя, который снова мог застать его врасплох.

Этот пересказ былины явно указывает на более поздние времена, когда на Руси уже распространялось христианство. В ранних вариантах сказания о приключениях Садко мы встречаем бога Велеса, который выручает нашего героя и учит его, как избавиться от назойливости Морского царя, вернуться на землю. Образ самого Садко стал очень популярен в народе, а наиболее известным произведением о нём является одноимённая опера Н.А.Римского-Корсакова.

На чем играл сатко. Смотреть фото На чем играл сатко. Смотреть картинку На чем играл сатко. Картинка про На чем играл сатко. Фото На чем играл саткоСадко в подводном царстве

Когда речь заходит о приключениях Садко, мне сразу вспоминается фильм-сказка, созданный Александром Птушко в середине прошлого века. Удивительным образом былинный герой прошёл через много столетий, «обрастая» новыми деталями своей истории и не теряя своего очарования. Мне кажется, что успех предания о Садко заключается в неординарной личности персонажа – простого человека, который поймал удачу и смог одержать верх даже над грозной стихией.

Источник

Садко

Источник изображения: Садко: новгородские былины / подготовка текста и послесловие В.П. Аникина. – М.: Советская Россия, 1980. – С. 4.

Герой новгородского былинного цикла

Образ широко представлен в литературе, изобразительном искусстве, музыке

Неофициальный символ, «бренд» Новгородской земли

***
В СССР – популярное название (самодеятельные коллективы, телевизор, ледокол и т.д.)

«Во славном в Новеграде а и как был Садко купец, богатый гость…»

Садко – имя легендарного новгородского гусляра, который благодаря своему музыкальному дару стал богатым купцом. Садко – такой же новгородский символ, как вече, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России»… Чего только не названо в Новгороде этим именем: гостиница, фонтан в центре Кремлевского парка, телевизор, знаменитый ансамбль, фольклорный праздник…

О Садко рассказывают нам новгородские былины (народные предания в стихотворной форме). В былинах, как правило, повествуется о подвигах богатырей, но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь, а купец – предприимчивый, независимый, энергичный и удачливый. Новгородский былинный цикл о Садко является предметом серьезных научных исследований: историки изучают зашифрованные в «сказочном» тексте былин исторические процессы и реалии жизни Новгородской республики, литературоведы прослеживают общие сюжетные линии в новгородских былинах и сказаниях разных народов и пр.

Три былины о Садко, очень редко записывавшиеся как единый цикл, но часто исполнявшиеся в том или другом парном соединении, имеют содержательную последовательность. Популярно сюжетная канва былин о Садко выглядит так:

Разбогатевший Садко однажды на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупал товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого:

После этого Садко снарядил 30 кораблей, нагрузил их товарами и поехал торговать. Но в море корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер. Садко догадался, что морской царь требует дани, и стал бросать в море бочки золота, серебра и жемчуга. Но напрасно – царь морской требовал живой головы. Купцы стали кидать жребий, и он выпал Садко. Выполняя желание морского царя, Садко погружается на дно, захватив с собой гусли. Оказалось, что морской царь захотел послушать его игру. Под звуки гуслей Садко царь морской пустился плясать, отчего море взволновалось, корабли начали тонуть, и стало гибнуть много народу. Тут явился к Садко под видом старца седого святитель Николай-угодник (он слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым»). Николай-угодник велит Садко прекратить игру, оборвав струны гуслей.

Морской царь пытается удержать гусляра в своем царстве, но Садко отвечает ему:

Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрып новгородской телеги!

Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, предлагая ему на выбор сотни невест. Но гусляр выбрал самую последнюю девушку – скромную Чернаву: Николай-угодник подсказал, что она спасет Садко из подводного плена. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается в Новгороде, на берегу реки Чернавы (такая речка, вернее Черный ручей, протекала в древнем Новгороде близ Перыни и впадала в озеро Ильмень).

В это же время по Волхову приплывают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

Сидит в Новеграде Садко невредим,
С ним вящие все уличане;
На скатерти браной шипит перед ним
Вино в венецейском стакане.
Степенный посадник, и тысяцкий тут,
И старых посадников двое,
И с ними кончанские старосты пьют
Здоровье Садку круговое.
Поет и на гуслях играет Садко,
Поет про царя водяного:
Как было там жить у него нелегко
И как уж он пляшет здорово;
Поет про поход без утайки про свой,
Какая чему была чередь –
Качают в сомнении все головой,
Не могут рассказу поверить.

Считается, что прообразом Садко был реальный человек Сотко Сытинец (или Сотко Сытинич) – летописный купец, скорее всего, торгующий боярин, поскольку назван по отчеству. Он известен тем, что поставил в Детинце (новгородском кремле) каменную церковь Бориса и Глеба, о чем есть запись в новгородской летописи: «В лето 6675 (1167). На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии».

Церковь Сотко Сытинича служила важным топографическим ориентиром и указана в «Уставе о мостех». Неоднократно упоминается в новгородских летописях. Точное местоположение церкви определено по записи о сгоревшей деревянной церкви Софии, находившейся «конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». В 1220 г. у стен церкви произошло столкновение князя Всеволода Мстиславича и жителей Софийской стороны, вставших на защиту посадника Твердислава: «Твьрдислав же бяше немоцьн и вывезоша и на санках к Борису и Глебу и скопишася о немь Пруси и Людин конець и Загородци. ». И еще. В некоторых источниках бытует версия, что церковь была грандиозной и по размерам не уступала Софийскому собору. Эта дерзость поразила новгородцев, привыкших к неукоснительной архитектурной дисциплинированности новгородских зодчих: ведь по градостроительным законам того времени и вплоть до XVIII века вновь воздвигаемые здания должны были тщательно соблюдать древнюю планировку города и уступать в размерах строениям XI-XII вв.

Вокруг имени Садко…

В 1930-е гг. северные моря бороздил ледокольный пароход «Садко», судьба которого тесно связана с известнейшими полярными экспедициями того времени, историей дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» и именем Н.И. Евгенова – знаменитого полярного исследователя, новгородского уроженца. Название ледокола «Садко» увековечено на карте Арктики – им названо мелководье в Карском море, открытое Первой высокоширотной экспедицией 1935 года.

Сюжет и образ Садко широко представлен в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Среди самых известных произведений – чудесная баллада А.К. Толстого «Садко», картины И. Репина «Садко в подводном царстве», «Садко и царь морской» Константина Васильева, иллюстрации И. Билибина, произведения палехской и федоскинской лаковой миниатюры, опера Н. Римского-Корсакова «Садко», фонтан «Садко» в украинских Сумах…

А в 1952 году по мотивам новгородской былины режиссером А. Птушко был снят фильм-сказка «Садко». Американский продюсер Роджер Корман увидел этот фильм, восхитился им и купил авторские права, чтобы американцы тоже познакомились с историей Садко. Только в Америке фильм назвали «Волшебное путешествие Синдбада» – имя Садко, такое известное в России, ничего не говорило американцам…

И совсем уж неожиданно след нашего Садко обнаруживается в ботанике. В одной из легенд рассказывается, что удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, выйдя на берег, при свете луны увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла, роняя слезы, которые превращались на земле в нежные цветы, будто унизанные жемчужинами. Так родился цветок ландыш – символ чистой и нежной любви.

В Великом Новгороде имя «Садко» носят гостиница, фонтан, фестиваль народных ремесел; это же имя носил легендарный новгородский ансамбль народной песни и танца, широко известный в советское время; на ул. Федоровский Ручей установлена кованая скульптура «Садко»; новгородское ПО «Квант» долгое время выпускало телевизоры марки «Садко».


Литература к статье:

• Былины о Садке // Новгородские былины / подготовили Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий. – М.: Наука, 1978. – С. 148-242.
• Садко: новгородские былины / подготовка текста и послесловие В.П. Аникина. – М.: Советская Россия, 1980. – 80 с.: ил.
• Особенная история Новгорода // Кудряшов В.П. Память о былом / В.П. Кудряшов, В. Крестьянинов. – Новгород, 1993. – С. 58-61.
• Кто был прототипами Буслая и Садко? // Коваленко Г. Легенды и загадки земли Новгородской / Г. Коваленко, В. Смирнов. – М.: Вече, 2007. – С. 99-103. – (Тайны знаменитых городов).

Источник

г у с л и

музыкальный инструмент Садко

• (славянское) струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Европы (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес, фин. кантеле), Поволжье (тат. гусля, чуваш. кесле, мар. кюсле, удм. крезь)

• старинный русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент

• музыкальный инструмент былинного Садко

• струнный щипковый музыкальный инструмент

• инструмент, который заставил танцевать все подводное царство

• заставили Ягу плясать

• старорусское подобие арфы

• музыкальный инструмент сказочного Садко

• старинный струнный щипковый инструмент

• инструмент в руках Садко

• старинный русский музыкальный инструмент

• Русский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент

• Старинный русский народный щипковый инструмент

• Русский струнный щипковый музыкальный инструмент

• Музыкальный инструмент былинного Садко

• ж. мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. Перм. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для стройки судов. Гусли мысли мои, песня думка моя! Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят. Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Гусли потеха, а хуже ореха (не насытят). Немому речь, нагому гулянье, голодному гусельки. Брюхо не гусли: не евши не уснет. Насад продал (овин хлеба), а гусли купил. Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь. На словах что на гуслях, а на деле что на балалайке. На словах, как на гуслях (вольно), а рук не подымай. него дело, как гусли, идет. Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны. Гусельцы хозяина знают. Хороши гусеньки (гусельцы, гуслицы, гуселюшки, гуслишки), да не хорош гуслист м. гуслистка ж. гусляр, гуслярка, играющий на гуслях. Гусельник или гусельщик м. мастер, работающий, строящий гусли. Гусельник перм. заводск. поленница дров. Гусельный, к гуслям относящийся или прнадлежщ. Гуслистов, гусляров; гуслисткин, гусляркин, ему, ей прнадлежщ. Гусельников, гусельничий, строителю гуслей прнадлежщ. Гуселничать, гуслярить, заниматься гуслями; петь, играть, веселиться. Гусельчатый, похожий на гусли, полосатый, бороздчатый, дорожчатый, как бы исчерченный вдоль струнами. него в голове гусляк разгулялся, хмель, который разводится на реке Гуслице, Богородского уезда

Источник

Легенда о Садко как отголосок чего-то очень давнего и реального

Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко.

До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите свидетельства того, что эта древняя история о странном человеке, путешествующим между мирами, пришла к нам из такой древности, что вполне возможно была правдой.

На чем играл сатко. Смотреть фото На чем играл сатко. Смотреть картинку На чем играл сатко. Картинка про На чем играл сатко. Фото На чем играл сатко

Былина о Садко слагается из трех частей.

И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.

Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.

Это очень старая история…и не совсем новгородская

Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.

В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.

Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты. Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.

Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.

Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.

И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди!

На чем играл сатко. Смотреть фото На чем играл сатко. Смотреть картинку На чем играл сатко. Картинка про На чем играл сатко. Фото На чем играл сатко

Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».

Где на самом деле записана эта былина?

По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение. Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это — замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.

Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку

Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.

Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом

Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.

На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.

Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани.

Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву. Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают. Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.

Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.

Третье – переход в иной мир

Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.

Четвертое – сила Божества

Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.

Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.

Пятое – брак с существом нечеловеческого мира

Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.

Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок.

Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка. Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.

В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).

Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.

Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.

Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.

Это настолько старая история, что она вполне может оказаться правдой, свидетельством тех древних времен, когда люди и их возможности были другими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *