На чем играла мартышка в басне квартет
Басня Крылова Квартет
Квартет слушать
Басня Квартет читать
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь нам как сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Мораль басни Квартет
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
Кого высмеивает Крылов в этой басне? Да всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Говорят и часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, а что толку? И только мудрый Соловей знает: для хорошей игры в команде нужен профессионализм.
Дети, опирающиеся на свой совсем небольшой жизненный опыт, быстренько разбираются, что к чему, потому что хвастовство в их возрасте особенно ярко выражено.
Квартет — басня Крылова
Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у них не выходило. Они решили, что этого из-за того, что они не так сидят, пересели – опять ничего не выходит! Так они пересаживались несколько раз, спорили, но тут прилетел соловей. Звери попросили его совета – как им правильно сесть, чтобы была красивая музыка. Соловей сказал, что для этого надо уменье и слух. «А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Читать басню Квартет онлайн
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
(Илл. Ирины Петелиной)
Мораль басни Кватет
Автор высмеивает в этой басне всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся — у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде. Однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.
16. Басня Крылова Квартет. Русский язык, литература
Анализ и мораль басни — Квартет. Русский язык и литература
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Мораль басни Квартет
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни
Если браться за дело не умючи его делать, толку не будет, как не садись. Надо учиться.
Как говорят: От перемены слагаемых сумма не меняется
Анализ басни Квартет
Естественно, басня имеет скрытый смысл и она вовсе не про животных – музыкантов, которые не имеют слуха.
Есть версия, что таким образом Крылов высмеивал царскую власть, в которой также было много болтунов.
Также она обращена и к обычным людям, которые на словах могут многое, а на деле – ничего. Самоуверенные люди считают, что любое дело, за которое они возьмутся им по зубам. Но это не так. Если нет таланта или навыком в чем – либо, то каким бы самоуверенным ни был человек – это не даст ему право владеть наравне с профессионалами какой – то деятельностью.
Считают, что он высмеивал царскую власть, потому – что среди политиков также много болтунов. Они говорят много всего и устраивают дебаты, в свою очередь они не способны отвечать за слова и доказать эти слова поступками. Крылов дает понять, что для правления не достаточно просто занимать какой – то высший чин. Для этого нужно хотя бы что – то понимать в том деле, которым занимаешься.
Яркий пример можно увидеть в басне «Осел и соловей». Там также осел не разбирался в пении и считал, что петух поет лучше соловья.
Такие басни хорошо подходят детям, так как в детском возрасте они любят хвастаться. Прочитав басню, они поймут, что прежде чем говорить что – то нужно подумать, а сможешь ли ты это сделать на самом деле.
Краткое содержание
В басне «Квартет» мартышка, осел, козел и медведь решают сыграть на музыкальных инструментах. Как только они начинают играть, то понимают, что у них совсем не получается. Тогда они начинают искать причину, то они не так сидят, то нужно сесть поближе и много других нелепых причин. Конечно, причина вся в том, что ни один из них не умеет играть на музыкальных инструментах. Они взяли занятие не по себе, ведь чтобы хорошо играть нужно умение.
Герои басни (персонажи)
Герои басни, которые не умеют играть на инструментах, но не вдомек им, что музыка плоха не от того, как они сидят.
Басня «Квартет»: смыслы, тонкости и трактовки творчества русского баснописца
Меню статьи:
Басня «Квартет» родилась между январем 1810-го и мартом 1811-го годов. Произведение увидело свет в 1811 году, появившись в «Новых баснях» – популярном в то время сборнике (в шестом номере). Эта статья посвящена анализу смыслов, тонкостей и трактовок шедевра русского баснописца.
Крылов – автор произведения – описывает Козла, Мартышку, Осла и Медведя. Животные организовали квартет. Персонажи крыловского творения ограниченные и недалекие. Мартышка вместе с другими героями произведения считает, что для коллектива достаточно раздобыть лишь материальные средства. Однако суть басни заключается в том, что герои упускают главное – умение играть, наличие дарования.
Ключевой смысл произведения
В центре каждого басенного произведения находится смысл – так называемая мораль. Именно ради донесения морали до читателя и создается басня. Итак, в чем же суть «Квартета»? Во-первых, для дела необходимы способности – вместе со знанием и опытом. Во-вторых, квартет требует умений, музыкального слуха – кроме нот и инструментов.
Перу русского автора – легендарного российского баснописца – принадлежит множество произведений. Среди них – «Лебедь, рак да щука», мораль которого выражается в следующем: люди достигают успеха в определенном деле лишь тогда, когда двигаются в одном направлении. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.
Однако любое дело или профессия основывается на такой логике. Мастер, профессионал, обладающий нужными знаниями и навыками, – ключ к успеху предприятия. Суть произведения выражается в следующих строчках:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
О содержании крыловского шедевра
Любое дело требует таланта и призвания. В основе успеха какой-либо затеи или предприятия лежит труд, упорность в обучении. Однако этот путь сложно назвать простым. Поэтому люди часто выбирают легкую тропинку: манерность, красивые позы, жесты. Демонстративное желание показать себя рушится под гнетом отсутствия таланта и труда.
Автор произведения для анализа этих смыслов выбирает образ квартета – музыкального коллектива:
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,–
Пленять своим искусством свет…
Однако музыкальный коллектив – лишь маска, внешняя оболочка, где прячутся истинные значения текста. Писатель вовсе не пишет о музыкантах-самоучках.
Речь идет скорее о людях, берущихся за чужеродные им занятия. Этот подтекст выражается в репликах мудрого Соловья. Птица считается мастером в своем деле. Соловей говорит другим персонажам текста, что никакими стараниями они не сделают из себя музыкантов.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть,
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!»…
Мартышка предположила, что смена позиций сделает музыку товарищей лучше. Животные пересели, но результат не улучшился:
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!».
Ведь место не делает из человека музыканта…
О характерах крыловских персонажей
Герои крыловского произведения отличаются хвастливостью и самоуверенностью. Такие люди придерживаются мнения, что в любом деле успех достигается без труда. Писатель, тем не менее, доказывает, что некоторые дела требуют усердия, таланта и упорной работы – иначе успеха не достичь.
Автор задался целью высмеять вполне конкретные типажи. В эту категорию включаются болтуны, хвастуны, глупцы. Для таких личностей на первом месте стоят пустые слова. Дела же, поступки отодвигаются на второй план.
В своей басне «Волк и ягненок» Иван Крылов иносказательно указывает на то, что сильный, властолюбивый и злой герой всегда обвиняет в своих бедах бессильного и слабого. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Критики проводят параллели между героями крыловского произведения и деятелями политики. Они любят слова больше действий, отказываются принимать важные решения, отвергают необходимость специальных знаний и опыта. Персонажи русского баснописца предпочитают дебаты, яркие сцены, от которых нет толку. Соловей – самый умудренный опытом герой. Именно Соловей изрекает ключевой вывод произведения: в центре любого дела находится профессионализм.
Другие персонажи – инфантильные герои. Писатель, по-видимому, уподобляет их детям, которые понимают законы жизни. Однако дети часто предпочитают хвастаться, а не действовать.
«Квартет» в трактовке критиков
О крыловском шедевре, в частности, высказывался педагог Д. Тихомиров. Ключевой момент, который, по мнению критика, выразил писатель, – это губительность умственной темноты, опасность невежества:
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…
В персонажах произведения узнаются невежды, берущиеся за дело. Однако при этом у этих людей отсутствуют таланты, природные способности, знания, умения и желание учиться, работать. Об этом критик писал еще в 1895 году. Символично, что одним из героев является животное – прообраз глупости:
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем»…
Историческая подоплека произведения
Современники автора высказали мнение, что писатель в этом тексте замаскировал историческое событие. Речь идет о преобразованиях, которые постигли Государственный Совет. Это случилось в 1810 году. В результате подобных изменений департаменты были возглавлены графом П. Завадовским, князем П. Лопухиным, графом А. Аракчеевым и графом Н. Мордвиновым. По этому случаю известны воспоминания барона М. Корфа:
Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет»…
Литературоведы говорят о двух версиях истории создания крыловского текста. Первая версия касается упомянутого выше случая. Лопухина назначили руководить департаментом гражданских и духовных дел, Завадовского – заведовать законами, Аракчеева – военными делами, Мордвинова – государственной экономией. В образе Мартышки писатель, таким образом, воплотил Мордвинова. Аракчееву достался образ Медведя, Лопухину – Козла, а Завадовскому – Осла.
Другая версия рассказывает о том, что в произведении высмеяны участники литературного общества. Это общество носило название «Бесед любителей русского слова». Устроены «Беседы» были по примеру государственного учреждения – с такими же четырьмя департаментами. На одно из заседаний общества пригласили и Крылова. Писатель еле-еле дождался конца этой встречи. Скука, пустословие и затянутость заседания вдохновили автора написать пасквиль. В произведении баснописец намекнул, что собрания не сделают из этих людей литераторов.
В заметках Н. Лонгвинова от 1861 года упоминается, что именно этот исторический момент и комичность преобразований толкнули русского писателя на написание своего произведения:
Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой – Мордвинова, под Ослом – Завадовского, под Козлом – Лопухина, под Медведем – Аракчеева…
Литературное значение текста
Произведение пережило повод, по случаю которого родилось. Тексты русского автора актуальны и в современных условиях. Писатель изображает ситуацию, когда люди надеются уладить проблему внешними изменениями. Но пользу приносят только внутренние, системные перемены.
Автор приводит портреты самоуверенных, хвастливых, инфантильных людей, слепо верящих в свои силы. Они винят в неудачах мелочи, вещи, других людей, но не себя. Как бы мы ни меняли слагаемые местами, сумма останется прежней.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » И.А. Крылов. Квартет. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
И.А. Крылов. Квартет. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
1. Проталинки
Перечитайте начало басни. Впишите пропущенные слова и знаки препинания. Как автор представляет каждого героя? Подчеркните.
Проказница-Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
2. Соответствие
На каких инструментах играли герои басни? Укажите
3. Поиск
Перечитайте совет Соловья. Подчеркните мораль басни. Укажите логические ударения.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Пометка для родителей: Поясните ребенку, что такое логическое ударение и как правильно поставить логическое ударение. Логическое ударение — это выделение голосом наиболее значимого слова или словосочетания в произведении, подтекста, морали. Для правильной постановки логического ударения необходимо выделить главную мысль произведения, понять настроение и характеры героев. Великий режиссер Константин Станиславский говорил: «Ударение — это указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или тексте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»