На чем играли трубадуры
Искусство трубадуров: музыка и поэзия
Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения. В основном трубадуры – бродячие музыканты – исполняли свои собственные песни и только немногие, сложив песню, поручали их исполнение жонглеру.
Движение трубадуров зародилось в Провансе – юго-восточной «исторической» области Франции, но со временем стало распространяться и на севере Франции (там их позже стали именовать труверами), а кроме того – в Италии и Испании. История сохранила имена первых (условно) трубадуров – это такие мастера, как Гираут Рикьер, Госельм Феди, Гираут де Борнейль, Пейре Видаль.
Многие исследователи сходятся на том, что всё-таки самым-самым первым представителем в этом искусстве был герцог Аквитании Гийом IX по прозвищу «Трубадур». Благодаря аристократическому происхождению он получил превосходное для тех времен образование, и, не поверите, но уже в восемь лет он мог читать, писать и объясняться по-латыни.
По утверждениям современников первые стихи Гийома были написаны в 10 лет, и с тех пор муза сопутствовала будущему великому поэту и певцу. Не отличаясь большими успехами в военном деле, герцог обладал большими способностями к музицированию, любил танцы и лицедейство. Последняя страсть герцога привлекала к нему конфликты с церковью (говорим-то мы о средневековой эпохе).
Исследователи отмечают совершенство форм его стихов, и потому считается, что именно Гийом дал толчок дальнейшему развитию не только поэзии трубадуров, но и европейской поэзии в целом.
Любопытно, что окситанский (по-другому, провансальский) язык, на котором сочиняли свои творения трубадуры, в средневековую эпоху был единственным литературным языком во многих областях Италии и Испании.
Кто мог стать трубадуром?
Среди трубадуров было много хорошо образованных людей. В основном, трубадурами становились незнатные рыцари, которым покровительствовали сюзерены – крупные правители-феодалы. Известные сеньоры и дамы Прованса и Лангедока стремились покровительствовать талантливым артистам, которые в совершенстве владели искусством трубадуров. От придворных музыкантов в то время требовалось обладать такими умениями:
Другие известные трубадуры
Кроме упомянутого уже Гийома Аквинского европейское средневековье выдвинуло ещё ряд имён известных трубадуров:
Известные трубадуры – это не исключительно мужчины, в средневековье были и женщины-поэтессы – на данный момент известно 17 женщин-трубадуров. Имя первой среди них – графиня Беатриса де Диа.
Куртуазная тематика в искусстве трубадуров
В конце XI века зарождается так называемая куртуазная поэзия трубадуров – рыцарская поэзия, в которой культивируется любовное, но в тоже время учтивое отношение к даме. Она представляется в таких стихах как некий идеал, уподобляется образу Мадонны, в то же время речь идёт и о даме сердца, которую нужно воспевать и любить платонической любовью.
В роли такой дамы сердца чаще всего выступала замужняя женщина, причем, часто долгие воспевания прекрасной дамы были на самом деле прелюдией к близости, заключенной в определенные правила и рамки; долгие ухаживания в этом культурном контексте означали высокий статус ухажера.
Культ прекрасной дамы оказал значительное влияние на отношение к женщине, ведь до этого церковь преподносила женский пол лишь как рассадник греха и разврата. Также благодаря куртуазной культуре стали заключаться браки по любви.
Влияния искусства трубадуров на музыкальную культуру
Искусство трубадуров и в самом деле повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры в целом и музыки в частности. Музыка, сочиняемая трубадурами, повлияла на развитие миннезанга – немецкой рыцарской лирики. Изначально миннезингеры просто перепевали композиции трубадуров, а немногим позже в Германии они сформировали отдельный вид музыкального творчества – миннезанг (это слово буквально переводится как «любовная песня»)
Следует знать о некоторых конкретных жанрах, которые сформировались именно в музыке трубадуров:
Средневековая Европа. Кто такие трубадуры?
При слове «трубадур» многие туманно представляют себе молодого, или не очень, томного красавца, поющего любовные песни, декламирующего, например, «Тристана и Изольду» или деяния «Карла Великого» у ног прекрасной дамы. Отчасти это верно. По крайней мере, мастерство трубадуров, скажем, в XIX веке представлялось именно так.
Самый расцвет трубадуров случился при Алиеноре Аквитанской. Но появились они еще во время правления деда Алиеноры герцога Гильома IX Аквитанского, прозванного Гильомом Трубадуром. Языком (скорее — диалектом) поэтов-песенников по умолчанию являлся прованский, и далее, после распространения этого явления по всей Европе, трубадуры тоже чаще всего исполняли баллады на прованском (окситанском) языке.
Прекрасная Алиенора, еще и не будучи королевой, окружила себя изысканным двором. И трубадуры — несчастные воздыхатели без какой-либо определенности на взаимность — присутствовали обязательно рядом с этой темпераментной южанкой, богатой наследницей всей Аквитании, не скованной никаким надзором (Алиенора рано осиротела).
Прекрасные воздыхатели? Не обязательно это было именно так, но должно было так казаться. Все вместе: несчастные влюбленные и, якобы, равнодушные дамы составляли тот колорит с оттенком куртуазности раннего Средневековья.
Но трубадур — это прежде всего поэт. Поэт и композитор в одном лице. Он должен уметь играть на музыкальных инструментах и слагать стихи, как правило, с романтическим уклоном, желательно про несчастную любовь — да так, чтоб все дамы обрыдались. Петь балладу собственного сочинения, играть мелодию, написанную собственноручно и аккомпанировать самому себе на музыкальном инструменте — высшее мастерство. Исполняющий чужие произведения назывался жоглар, но он мог выступать и как автор в некоторых случаях.
Жоглар (жонглер) мог быть сам по себе, а мог служить трубадуру. Например, неизменным жогларом трубадура Арнаута де Марейля был Пистолета. Жоглар не только играл, пел и читал стихи, но еще мог разыгрывать небольшие представления и показывать фокусы.
Помимо жогларов, существовали и другие разновидности такого рода деятельности. Например, менестрели (кстати, менестрелями могли быть и женщины) — это те же поэты и композиторы, но они зарабатывали этим себе на жизнь.
А мастерство трубадура в классическом, провансальском понимании этого слова — это не способ заработка. Как служением прекрасной даме можно было зарабатывать? Были еще миннезингеры — немецкие средневековые рыцари, сочиняющие лирические произведения. Течение миннезингеров сформировалось под влиянием все тех же провансальских трубадуров. На Пиренейском полуострове трубадуров называли сегрелами.
Недостатков в публике у трубадуров не было. Вздыхать и переживать за несуществующих героев было в те времена довольно распространенное занятие, ведь знатные дамы просто маялись от безделья и все мечтали о любви и о мужчинах. В те времена нельзя было просто взять и завести роман в открытую — правила не позволяли. Такую женщину никто не возьмет замуж, а без мужа остаться — нет худшего позора. Однако, романтики хочется…
Некоторым это служило прикрытием: мол, все знают, что между трубадуром и его дамой только платонические отношения, чего тут копать? А на самом деле, в некоторых случаях, отношения были не так уж невинны. Поэтому, сообщество трубадуров поддерживали, в его ряды периодически вливались свежие силы. Но не все так просто: трубадуром мало называться, надо еще кое-что уметь.
Образование трубадура зависело от его социального статуса: среди них часто встречались высокородные сеньоры, ведь им была доступна учеба, к которой, впрочем, тяготели далеко не все представители знати. Кроме того, необходимость петь, играть, сочинять отнимала много времени, которым простолюдины не располагали — они, в большинстве своем, работали.
Но все же, бывало, что «профессия трубадур» оказывалась для человека настоящим призванием. Можно провести параллель с сегодняшними известными бардами, композиторами и поэтами. Не мог человек бросить это занятие, очень хорошо получалось у него слагать поэмы. А главное, он испытывал непреодолимую тягу к подобной деятельности. Трубадур Арнаут де Марейль был рода не знатного, однако, благодаря своим талантам, выбился из низов. Сохранилось двадцать девять его любовных кансонов.
А знаменитый воин-трубадур Бертран де Борн, прованский рыцарь, воспевал больше войну, победы, подвиги, чем любовь и служение даме. Да, были и такие, воинственно настроенные трубадуры. До наших дней дошло около 50-ти его песен. Этот человек всю жизнь участвовал в различных военных конфликтах, но успевал сочинять свои тенсоны и кансоны. Но Бертрану не надо было думать о крыше над головой мелочах. Он воевал и сочинял. Сочинял и воевал. Успел несколько раз жениться и растил четырех детей. А последние двадцать лет провел в монастыре. Получается, что для некоторых людей трубадур — настоящее призвание. Именно в смысле творить.
Поэтому среди трубадуров все-таки преобладали феодалы. Трубадур должен был на что-то жить, прилично одеваться, иметь музыкальные инструменты, бумагу, содержать прислугу и мало ли что еще. Беднякам все это было недоступно. Но часто простолюдины сочиняли баллады, а сеньоры выдавали их творения за свои, в лучшем случае взамен давая мелкую монету.
Трубадурами были даже церковники. Некоторым епископам и монахам не чужда была романтика. Все сферы жизни того времени буквально окурены идеями крестовых походов, всеобщим благочестием и восторгами от святых чудес. И исполняющие чужие произведения (то есть жоглары, как говорилось выше) на тему жития святых были очень уважаемы церковью. А уж если сами все сочиняли, то такие монахи-поэты были на особом счету и от обычных жогларов по положению отличались.
Поначалу, с XII века, трубадур обязан был около двух лет учиться риторике, умению слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Остальное — дело воображения. В эпоху Возрождения трубадуры уже должны были изучать так называемые семь искусств: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку.
Со временем предрассудки и социальное неравенство в рядах трубадуров немного стерлись, и им мог стать и торговец, и ремесленник, и бедный бродячий монах. Но самыми известными трубадурами все-таки оставались люди богатые и знатные.
М. Лущенко. Трубадуры
М. Лущенко. Трубадуры
При слове «трубадур» мы сразу представляем себе прекрасного молодого человека, задумчиво перебирающего струны лиры и поющего романсы благородной даме, лунной ночью, под ее балконом. В действительности, все было гораздо прозаичней, а этот образ появился в европейской поэзии 19-го века, в которой преобладало подражание античности и «романтичному» средневековью.
Многие трубадуры, с социальной точки зрения, были великими феодалами: среди 350 трубадуров насчитывается, по крайней мере, 5 королей, 10 графов и бесчисленные виконты, маркизы и другие, менее богатые, феодалы, обладающие, тем не менее, замками и вооруженными отрядами.
Немалочисленными в рядах трубадуров были также церковники; начиная с папы и с пары епископов и кончая монахами и канониками, церковный класс был широко представлен в поэзии трубадуров.
Наконец, существовало много трубадуров из низших классов: торговцы мехами, портные, булочники, и т.д, которые хотели обогатиться и прославиться при дворах богатых феодалов-меценатов.
Тем не менее, первыми трубадурами были все-таки великие феодалы, и лишь позже социальный горизонт стал расширяться, сохраняя все классовые барьеры и предрассудки.
В Средние Века, за неимением письменной литературы, большая часть населения была необразованной, начиная от королей и кончая слугами, поэтому существовало много жогларов, которых разделялись на два класса.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЖИЗНЬ ТРУБАДУРОВ
Образование трубадуров зависело от его социального положения: великие феодалы были более образованны, чем простолюдины, и их цель была «украсить душу», тогда как простолюдины писали, чтобы заработать деньги. В то же время церковники были гораздо образованней дворян.
занимали высокие церковные посты. Третьи продолжали поэтическую деятельность: основывали школы для новых трубадуров, где преподавались искусство поэзии и техника исполнения. Четвертые оставались при дворах и занимали светские должности. Любопытно, что многие знаменитые трубадуры, после столь бурной жизни, оканчивали свои дни в тиши монастырей, в качестве скромных монахов, копировальщиков или писцов.
Главные черты жоглара: он музыкант и певец, постоянно путешествующий от двора к двору, ищущий щедрости дворян, которые одаривают его одеждами, драгоценностями, лошадьми или даже землями. Считалось нормальным, если жоглар путешествовал пешком; но если он имел успех, он ездил верхом. Багаж жоглара включал в себя музыкальный инструмент (лиру, лютню, кифару, и т.д.) в кожаном футляре; книжку, в которой записывались поэмы, песни, и т.д. Эти книжки были очень плохого качества, так как писались на кусочках полусгнившего и истрепавшегося пергамента. Наконец, жоглары имели при себе сумку для денег, которая могла оставаться пустой до конца «сезона».
По окончании «сезона», жоглар возвращался домой, к семье.
Трубадуры оценивали поэзию по:
стилю: clus car, plan, leu
организации поэмы в куплеты (coblas)
жанрам: сansos, tensos, sirventes, descorts, planhs, albas, dansas, pastorelas, devinhals, saluts, ensenhamens.
Трубадуры разделяются на две группы, судя по стилю поэзии
Беспорядочные слова, трудные конструкции и сложные рифмы, все это должно было прятать смысл поэмы от глупцов (fatz, necis), но он не ускользнет от посвященных (entendens).
Одной из причин этого разделения стилей может быть тот факт, что в школах учили риторику, основанную на классических доктринах: ornatus facilis (упор на манеру речи; слова легкие) и ornatus difficilis (упор на переносные значения: метафоры, синекдохи, гиперболы, и т.д.)
В каждой поэме было определенное количество куплетов (coblas), а в каждом куплете обычно от 5 до 16 строк. Насчитывается более 70 разных названий куплетов, смотря как расположены рифмы. Например:
сoblas unissonans: у всех куплетов одинаковый размер и одинаковые рифмы.
ЖАНРЫ : АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ VERS E CANSOS
Оживляет canso любовь, la fin’amor (изысканная, изящная любовь). Все другие жанры происходят от canso. Обычно canso включает в себя от 5 до 7 coblas (куплетов), каждый из которых состоит из 7-8 vers (строк), плюс 2 или 3 tornadas (заключительных строфы).
Sirventeses отличаются от canso сатирическим тоном. Любовь и ухаживание чаще всего исключены из этого жанра, ценимого поэтами и слушателями. Сначала sirventes были созданием жогларов низшего разряда.
Sirventes включает в себя несколько категорий: моральные, против упадка нравов (Marcabru, Peire Cardenal); личные, целящие в конкурента (Aimeric de Pegulhan, Guilhem de la Tor); политические, рассказывающие о событиях в провинции, завоевательных походах, Инквизиции, Риме, церковниках. (Bertran de Born, Guilhem Figueira); литературные, являющиеся полемикой о профессии трубадура (Peire d’Alvernha, Monge de Montaudon).
Другие сочинения могут относится к этому разряду: sirventes-cansos, примешивающие сарказм к любовным темам (Peire Vidal); sirventes joglarescs, грубые перепалки в тоне жогларов (Peire de la Mula); gaps, хвастовство (Guilhem de Peiteus); ensenhamens (Guiraut de Cabreira).
TENSOS, PARTIMENS E JOCS PARTITS
Это поэмы, в которых участвуют два-три поэта; чаще всего это дебаты, обмены мнениями или ссоры на профессиональные или общие темы: любовное ухаживание, политические вопросы, манера и стиль стихосложения, и т.д.
Когда трубадур хотел дебатировать с особенным «собеседником», он прибегал к помощи фиктивного tenso («дебат»): Пейроль дебатировал с любовью, а Монж де Монтодон с Богом. В partimens или jocs partits, первый из главных действующих лиц задавал тему дебата и защищал свою точку зрения. Знамениты дебаты между Giraut de Bornelh и Raimbaut d’Aurenga, между Peire d’Alvernha и Bernart de Ventadorn.
Это разновидность canso, составленная из 5-10 coblas retronchadas. Строфа называется retronchadа, если в конце каждого куплета, или в конце каждой второй, или третьей, или четвертой, и т.д. строки, всегда возвращаются к одной и той же теме.
DANSAS, BALADAS, ESTAMPIDAS
Первая провансальская pastorela написана Маркабрю. Это любовный спор между крестьянкой, vilana, и вельможей, который хочет соблазнить ее.Этот жанр культивировался трубадурами в течение двух веков. На протяжении этих двух веков содержание остается одинаковым. Поэма начинается всегда одними и теми же словами: L’autrier… «Однажды. «, и Toza, fi-m eu… «Девушка, сказал я ей. «. Это завязка разговора. Меняются лишь место, где происходит действие (изгородь, дорога, густой лес), время встречи (апрельское утро, августовский вечер, и т.д.) и социальное положение девушки (пастушка, свинарка, и т.д.).
ENSENHAMENS DE JOGLARS
Это поучения жогларам, написанные каталанским феодалом Guiraut de Cabrera, жившего около 1150 г и гасконским трубадуром Guiraut de Calanson (ок. 1200). Представляют собой дидактические поэмы морального и профессионального направления. Эти ensenhamens показывают нам, как жоглар должен был выполнять свои обязанности и вести себя в обществе. Ensenhamens Гиро де Кабреры, в 260 стихах, объединяет знания всех поэтов, начиная с Жофре Рюделя и кончая романом Жирара де Руссильона. Он перечисляет вперемежку легенды о Тристане, короле Артуре, Карле Великом и других персонажей старинных рассказов.
В отличие от римских авторов, разделяющих любовь на «жанры» (amor carnalis, телесная любовь; amor spiritualis, духовная любовь, и т.д.), трубадуры давали любви эпитеты: fina amor, изящная любовь; bona amor, хорошая любовь; rich amor, богатая любовь; falsa amor, ложная любовь. Некоторые поэты, как Girault de Calanson, разделяли любовь на три части: «низшая треть»- любовь, воспеваемая трубадурами; «вторая треть»- любовь к родителям; «высшая треть»- любовь к Богу. Этот же поэт полагает, что любовь живет во дворце о пяти воротах: «. в ее дворце есть пять ворот, и тот, кто сможет открыть первые две, легко сможет пройти и оставшиеся три, но выйти оттуда непросто; и радостно он видит того, кто может там остаться: туда проникают, взбираясь по четырем скользким ступеням; но злые и необразованные люди, составляющие более половины населения мира, живут в особом квартале, и не могут проникнуть во дворец. » Комментируя это canso, трубадур Giraut Riquier так назвал упомянутые четыре ступени: честь, скромность, служение, терпение. AMANS, AMIC, AMADORS Domneaire, любитель дам и игрок в любви этот влюбленный-друг-любовник должен был пройти несколько «ступеней», чтобы стать избранным возлюбленным. Giraut Riquier так характеризует эти ступени:
Это слово обозначает, помимо «радости», «утеху», «веселье», «счастье», «пользу», «приятность». Поэт ставит joi в центре любви, и эта «радость» может быть как духовной, так и более земной.
Joi ассоциируется с jauzimen (осуществившееся счастье); plazer (удовольствие); alegransa (веселье); joia, gaug, jauzir, jai (радость, удовлетворение).
ensenhada (образованность), avinen de sa persona (приветливость).
БЕРТРАН ДЕ БОРН BERTRAN DE BORN (1159-1215)
Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор (Hautefort). Этот трубадур прославился тем, что вмешивался в военные и политические дела своих соседей и часто доводил дело до войн. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны. И пел Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.
Бертран де Борн был дворянином из епархии Перигорд, владетелем замка Отфор. Он все время вел войны с соседями: графом Перигордским, виконтом Лиможским, своим братом Константином и Ричардом (Львиное Сердце), когда тот был еще графом Пуатье. Бертран был хорошим рыцарем и хорошим воином, хорошим любовником и хорошим, мудрым, красноречивым трубадуром; он умел быть и злым и добрым. Когда он хотел, он всегда был хозяином короля Генриха Английского и его сына. Он всегда плел интриги, чтобы продолжать войну между ними, между отцом, сыном, братьями, одним с другим. Он хотел, чтобы король Франции и король Англии всегда были в состоянии войны друг с другом. Если между ними был мир или перемирие, он тут же старался, посредством своих сирвентесов, нарушить мир и показать, как каждый из них был опозорен этим миром. От всего этого у Бернара было много удач и много неудач. (Перевод со старо-провансальского Марины Лущенко)
БЕРНАРТ ДЕ ВЕНТАДУР BERNART DE VENTADORN (. 1147-1170. )
Согласно биографии, Бернар де Вентадур родился в Лимузене; его хозяин, виконт де Вентадур заметил его и приблизил к себе. Бернар де Вентадур влюбился в жену виконта, а она в него. Бернар посвящал ей много песен, но когда виконт узнал об этой любви, Вентадур должен был покинуть замок.
II Плантагенета в 1154 году. Вентадур был известен во многих дворах. К концу жизни он вернулся в Лимузен и умер монахом в цистерцианском аббатстве Далон.
Стиль и язык его песен достаточно прост. Для Бернара де Вентадура петь означало страдать, умирать и возрождаться. Поэт скрывает имена своих возлюбленных под псевдонимами (senhal): Bel Vezer (Прекрасная Внешность), Aziman (Любящая), Conort (Утешение), En Fachura (Дама Очарование), Mon Cortes (Моя Любезная), Fis Jois (Чистая Радость), Midons a Narbona (Нарбоннская Дама), De Cor (Сердце), Na Dous Esgar (Нежный Взгляд).
От Бернара де Вентадура осталось 41 песня.
Бернар де Вентадур был из Лимузена, из замка Вентадур. Он был низкого происхождения: сыном слуги, пекаря, который разогревал печи и готовил хлеб для всего замка. Бернар стал красивым, ловким юношей, умевшим искусно петь и сочинять; он стал учтивым и образованным. И виконту, его хозяину, он понравился, и его песни и пение, и он осыпал его почестями. Виконт де Вентадур имел жену: молодую, благородную и веселую. Ей понравился Бернар и его песни; она влюбилась в него, а он в нее, и стал сочинять песни о ней, о своей любви к ней и о ее достоинствах. Долго длилась их любовь, пока виконт, и другие не заметили ее. А когда виконт заметил это, он охладел к Бернару и посадил жену под замок. Он заставил даму расстаться с Бернаром, так что тот ушел и покинул ту местность. Он пошел к молодой и достойной герцогине Нормандской, разбирающейся в качествах (людей), чести и хвалебных песнях. Ей очень понравились песни Бернара; она приняла его и встретила с почестями. Долго он жил при ее дворе, влюбился в нее а она в него; он написал много хороших песен о ней. Пока он был с герцогиней, король Генрих Английский женился на ней, увел ее из Нормандии в Англию. Бернар остался позади, грустный и несчастный. Он пошел к хорошему графу Раймону Тулузскому, и оставался у графа до его смерти. Бернар, с горя, вступил в Далонский (монашеский) орден и там и умер. Я, Юк де Сен Сирк, рассказад о Бернаре то, что мне рассказал Эбль де Вентадур, сын виконтессы, которую любил Бернар. Бернар сочинил эти песни, которые вы услышите написанными здесь. (Перевод со старо-провансальского Марины Лущенко)
ГИЛЬЕМ IX АКВИТАНСКИЙ GUILHEM DE PEITEUS (1071-1126)
рыцарем, хвастуном, поклонником дам и поэтом. Он пел на своем родном языке, окситанском (или провансальском).
Гильема можно считать основоположником куртуазной любви: именно он показал, как надо влюбленному вести себя, как сочинять песни в честь дамы, и т.д. Он похоронен в аббатстве Saint Jean l’Evangeliste в Montierneuf. От Гильема до нас дошло 11 песен.
Граф де Пуатье был одним из самых куртуазных рыцарей в мире и одним из самых больших обманщиков дам; он был храбр и великодушен с дамами; он умел слагать песни и хорошо петь. Долгое время он ходил по свету и обманывал дам. У него был сын, который женился на герцогине нормандской, от которой у него была дочь, ставшая женой Генриха Английского и матерью Молодого Короля (Генриха), Ричарда (Львиное Сердце) и графа Джауфре Бретанского. (Перевод со старо-провансальского Марины Лущенко)
ДЖАУФРЕ РЮДЕЛЬ JAUFRE RUDEL (. 1125-1148)
Такова легенда, но неизвестно, существовала ли вообще такая дама. Была ли это дочь Раймона II Трипольского Мелизенда или его жена Одиерна; или принцесса Сесиль, жена графа Понса Трипольского? Не исключено, что Рюдель создал эту даму в своем воображении, чтобы было о чем писать.
Рюдель, со своей «далекой любовью», еще больше развил тему куртуазной любви: эта любовь должна быть идеальной, чистой, благородной, недосягаемой. Легенда о Джауфре Рюделе и его любви поражала воображение таких знаменитых поэтов и писателей, как Петрарка, Эдмон Ростан и Гейне.
От Рюделя осталось 6 песен.
из Антиохии. Он написал в ее честь много песен, с хорошей мелодией и простыми словами. Желая увидеть ее, он стал крестоносцем и поехал морем. На корабле он заболел и был привезен умирающим в одну трипольскую таверну. Об этом дали знать графине, и она пришла к нему, к его постели, и обняла его. Он узнал, что это была графиня и сразу же пришел в себя; он поблагодарил Бога за то, что Он не дал ему умереть, не увидев графиню. И так он умер на ее руках. Графиня похоронила его с большими почестями в храме (тамплиеров); в этот же день она постриглась в монахини, так как была опечалена его смертью. (Перевод со старо-провансальского Марины Лущенко)