На чем играют барды
На чём играет бард?
в основном на струнных, щипковых инструментах (гитара, лютня, гусли и т.п.)
Как правило, современные барды играют на гитаре. Это их неизменный атрибут. А вот кельтские барды играли на арфе. Самые известными бардами в Рф являются:супруги Никитины,Юрий Лоза, Розембаум, Владимир Высоцкий, Олег Митяев, Юрий Визбор, Шевчук, Егор Летов, Башлачев.
Если речь идет о современных бардах, так они предпочитают обыкновенную гитару прочим инструментам. Так уж повелось в нашем современном обществе.
Если, сейчас, допустим, тот же Розенбаум выйдет на сцену с арфой, то люди будут смотреть на него с удивлением и недоумением. Хотя, когда-то арфа была подлинным инструментом бардов. Вспомните хоть Орфея.
Макс Рихтер, это композитор, который имеет немецкие корни, хоть и проживает нынче в Великобритании. Что касаается его музыки и всего творчества в целом, то оно связано с документальным кино, так как именно через него, прославились его композиции.
Самая успешная его композиция, была написана им к фильму «Вальс с Баширом». Кстати было это в 2008 году, который стал для композитора до сей поры самым важным и успешным. Можно даже сказать что переломным в карьере, так как именно по ходу этого года, он был признан лучшим композитором и признала его таковым Европейская киноакадемия.
Бардозапись
В звукозаписи авторов-исполнителей есть только одна проблема: барды. О том, как правильно и качественно записать, обработать и свести вокал или акустическую гитару написано много хороших, правильных статей. Но в случае работы с поющими поэтами мы сталкиваемся с такими проблемами, которые в обычных случаях решать не приходится. Разумеется, из правил есть исключения — исполнителей, которые поют хорошим голосом точно в ноты и виртуозно играют на гитаре писать одно удовольствие. Но мы рассмотрим ряд широко распространённых проблем и методы их устранения.
Все барды делятся на две части
Как правило, барда ни за какие коврижки нельзя уговорить сыграть гитару чистенько под микрофон, а потом под запись спеть несколько дублей. Они играют исключительно “а темпо”, что жутко усложняет (или даже делает невозможной) работу с дублями. Если вам удалось записать раздельно голос и гитару, да ещё и под метроном — поздравляю! Это 80% успеха. Но обычно барды, мёртвой хваткой вцепившись в свои нестроящие, отсыревшие гитары с позапрошлогодними засаленными струнами, будут рассказывать вам про то, что нельзя вынимать из тела душу и по-другому не будет куража… Расскажите им, что Городницкий вообще никогда не играл на гитаре, а Окуджава, Высоцкий, Никитины и Митяев спокойно пели в микрофон без гитар — получились прекрасные пластинки, классика жанра. Не помогает? ОК, будем писать голос с гитарой одновременно и без дублей.
Психологический комфорт во время записи
Как правило, барды — это люди за 40, а то и за 60. Признания они не получили, поэтому психологически деформированы: звёздная болезнь замешана в щедрый коктейль с комплексом неполноценности. А если к этому ещё добавить климакс или ПМС, то головная боль вам будет обеспечена. Просьба не смотреть на гриф во время пения, не сопеть носом или настроить гитару может легко довести автора-исполнителя до слёз. Поэтому побольше деликатности, помягче просьбы. Отвлекайте историями 20-30 летней давности, типа “как мы в 1989 одного барда на Николаевском Телевидении записывали…” и вообще, играйте роль циничного доктора. В напряжённый момент предложите покурить, кофе или чаю. С алкоголем осторожнее, это только иллюзия, что коньяк согревает связки и растормаживает.
Цепи, серьги, браслеты, наручные часы должны быть исключены, равно как и шуршащая и/или электризующаяся одежда. Долой пушапы и тугие ремни! Дресс-код: максимальное удобство, исполнитель должен свободно дышать и не бренчать украшениями.
Тексты, даже заученные наизусть лучше распечатать крупным шрифтом и расположить так, чтобы исполнитель, не скашивая глаз и не отворачиваясь от оси микрофона мог свободно петь (играть) с листа.
Стоя или сидя? Гитара на ремне или в руках? Так, как удобнее исполнителю. Стоя лучше отрабатывается дыхание для вокала, но сидя и позиционирование перед микрофонами работает лучше, и техника игры на гитаре стабильнее.
Запись вокала авторов-исполнителей
Как правило, барды не умеют петь. Постановки дыхания нет, в ноты не попадают, с дикцией проблемы. С этим просто придётся смириться и считать за “оригинальную фишку” исполнителя. Забудьте о “тёплых ламповых” и “большой позолоченной диафрагме”. Смело ставьте Shure SM58 или любой другой аналогичный вокальный динамический микрофон. Не будет у вас никаких бархатных низов и искрящихся верхов, которые надо бережно пронести через сведение и мастеринг до нежных ушей аудиофилов: вам нужно бедненький голос непрофессионала с минимальным количеством артефактов выложить на ютуб, чтобы целевая аудитория употребила контент со встроенных динамиков дешёвого смартфона. Что нам в этом случае даст легендарный SM58? Он очень устойчив к поппингу и прочим пыханьям, частотная характеристика вверху подрезана, что слегка приберёт сибилянты и чмоканья-чавканья. Кардиоида его устроена так, что и проникновение гитары минимальное, и реверберация студии не полезет в полезный сигнал. 10-15 см надо держать… петь с полутора метров нельзя, равно как и заглатывать микрофон.
Запись акустической гитары поющего гитариста
Как правило, барды не умеют играть на гитаре. Единственный плюс: последнее время наблюдается тенденция, что они хоть накупили приличных гитар. Если инструмент нормальный, пусть играет на привычном. Но обязательно смените струны на новые. А во время смены струн — протрите и отстройте гриф. Перед каждым дублем проверяйте строй. Микрофоны подойдут конденсаторные с маленькой диафрагмой, инструментальные или универсальные; я выбрал Audio-Technica ATM89R. Направлять основной микрофон следует в точку соединения грифа с декой так, чтобы вокал попал в мёртвую зону, то есть под прямым углом к линии рот — вокальный микрофон. Второй микрофон вспомогательный, можно поэкспериментировать с динамическим типа Shure SM57, наилучшую точку снятия звука ищите экспериментально, начинайте с области между нижним порожком и розеткой. Это всегда компромисс: звучание гитары — это сложное суммирование звучания струн и резонаторов, поэтому чем дальше микрофон — тем честнее звук, но и тем больше проникновение в него вокала и реверберации помещения. Если есть звукосниматель, то запишите и его; звук будет “пластмассовый”, зато чистенький. После эквализации линейный звук можно использовать как посыл на ревербератор и/или дилей, используя только weet сигнал, полностью прибрав dry.
Акустика помещения для звукозаписи бардов
Как правило, барды не любят тратить деньги на звукозапись. Поэтому пару микрофонов раздобыть ещё можно, а вот помещение, скорее всего, будет акустически неподготовленным. Заглушайте лишнюю реверберацию акустическими экранами, а лучше — найдите помещение, которое хорошо звучит: небольшой театральный зал, библиотека, полуподвальный бар. Например, я пишу в офисе с четырьмя диванами и бесчисленным количество полочек, коробочек и тумбочек, которые играют роль басовых ловушек и диффузоров достаточно эффективно. Если акустическая картина помещения позволяет, ставьте основные инструментальные и вокальные микрофоны чуть дальше и добавьте ещё один на запись комнаты — расположите его в двух-трёх метрах от исполнителя. Идеальный вариант — всенаправленный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой или ленточный с направленностью “восьмёрка”, приглушенный с тыльной стороны акустическим экраном.
Техрайдер project или home студии для записи бардовских песен
Полноценная запись потребует 4 микрофонов + линейный канал гитары одновременно, а значит и восьмиканальной звуковой карты. Очень неплохо иметь предусилитель для вокального микрофона.
В минимальной конфигурации пишите в бюджетную звуковую карту канал с вокальным микрофоном + канал с линейным выходом гитары. Альтернативный вариант — хороший рекордер с согласованной стереопарой микрофонов, который следует установить вертикально.
При записи альбома очень желательно все песни отписать за одну сессию, для чего материал должен быть хорошо отрепетирован. В крайнем случае — два дня подряд и ничего не менять в тракте. Это поможет сохранить единство саунда в рамках альбома.
Сведение и мастеринг бардовской музыки
На этапе сведения как можно меньше пользуйтесь обработками, сохраните живое, естественное и чистое звучание.
На дорожке вокала смело обрезайте несуществующие низкие частоты — так вы избавитесь от бочкообразного бубнения и больше отделите вокал от паразитного влияния гитары. Постарайтесь не пользоваться динамической обработкой, на неровном звучании непрофессионального голоса её практически невозможно отстроить правильно, не поленитесь и пропишите автоматизацию фейдера. Оставьте вокал точно по центру, а если будет даббл трек или бэки — панорамируйте.
Если у вас нет опыта сведения и мастеринга, а мониторинг оставляет желать лучшего, не стесняйтесь пользоваться пресетами, игнорируя ключевые слова Pop, Rock и прочие RnB, ориентируйтесь на Classic.
Полезные статьи на эту тему:
Вот как нужно!
Если вы думаете, что задача звукозаписи бардовской песни безнадёжна, то нет, категорически. Напротив, она проста. Просто мы записываем звук… а он уж какой есть. Вот в этом клипе прекрасно всё: и песня, и звук, и голос, и гитара, и обаяние и даже картинка. Поёт Варвара Сергеевна Визбор, внучка Юрия Визбора и Ады Якушевой. Играет Юрий Визбор, внук Юрия Визбора и Ады Якушевой. Два микрофона. Две камеры.
А вот Булат Шавлович, классик из классиков. Что мы видим? Правильно: две стереопары, Одна пишет голос с хорошей стереобазой, вторая гитару от розетки и от двенадцатого лада. Внимание! Так на концерте звучит непрофессионал со слабым голосом, весьма посредственно играющий на гитаре. Ну круто же?
Из более свежего хочу показать картинку в стилистике «чёрный кабинет». Это когда фон вообще не освещается и состоит из чёрного бархата, а фигура освещается драматически. Дёшево, сердито и очень круто. Креативно. Ну красиво же, разве нет?
Не так уж долго и дорого длится процесс. Вот песенка, которую мы с крёстным за пару дней записали, сняли смонтировали. Это при том, что помимо музыки была ещё какая-то работа, прогулки, алкоголь с закуской и так далее. Оцениваю полный процесс в 12 часов максимум, и хоть это и не совсем бардовская музыка, но человек под гитару поющий попал в Ютуб.
Да-да, расскажите мне, что это не бардовская песня. Вот вам ещё небардовское, от самого богатого барда мира Олега Митяева. Чисто шансон, да? Конечно, неслучайно его Шуфутинский поёт сплошь и поперёк. Невозможно провести границу между авторской песней, бардами, шансоном — от этих терминов лично у меня сразу отрыжка начинается. Ну реально… спел песню под гитару? Ну, молодец. Лошара, что не смог придумать партию для баса и барабанов. Нищеброд, раз не записал песню в студии. А вот пацаны не поленились аранжировочку состряпать…
Вообще, под акустическую гитару поют так много разной музыки, что о жанрах и стилях спорить можно до бесконечности. Идеалом звука и картинки, если говорить о живых выступлениях, я считаю песню Дэвида Боуи в кавере поздней Нирваны на МТВ:
Хотя….. вот Гилмор, может и круче сделал. Не так энергично. Зато сколько поэзии! И никаких каверов — исполняет автор:
Дольский. Какой-то телеканал. Я не вижу, чем это записали — операторы молодцы, в кадр микрофоны не попали. Но и звучит, и картинка и всё как надо. А почему звучит, телефоны дорогие или струны особенные? Звучит потому, что человек поёт хорошо и виртуозно играет.
У меня пока всё… чувствую, по девятому кругу пошёл: плохо петь и играть плохо, а хорошо играть и петь хорошо. Но я не знаю, как это донести иначе.
Гитара, конечно, не догма. Вот Вертинский под рояль:
Звучит «винтажно», если не сказать «говённо». И только лишь потому, что вековой давности запись! У каждого из вас — в миллион раз больше возможностей. Вот вам шансон под рояль в современном звуке:
Приводить примеры звучания бардов нельзя закончить, можно только прекратить. Всё, на этом прекращаю!
На чем играют барды
НА ЧЁМ ИГРАТЬ?
«Человек есть мера всех вещей», сказал философ. Действительно, прежде чем применить к оценке окружающей реальности инструменты, теории и мифы, все мы подсознательно сравниваем всё на свете с собой, любимыми. Сравниваем и звуки, в том числе и музыку, и тоже с собой. Оценка любого звука начинается с инстинктивного «Что это?» — прежде всего надо определиться, не сигнал ли это об опасности или же, скажем, любовный призыв. Ухо анализирует тембр звука и его высоту практически мгновенно — от этого, в конце концов, жизнь зависит…
В пятницу, 29 октября 2004 года, я отправился в небольшой рейд по московским музыкальным магазинам, чтобы присмотреть для себя гитару, что называется, на каждый день.
Предварительное изучение литературы привело меня к осознанию того, что «музыканты оценивают в инструментах прежде всего тембр и динамические свойства, под которыми понимают интенсивность звука, динамический диапазон, лёгкость звукоизвлечения, равномерность излучения по регистрам». (В. Порвенков, Контроль качества музыкальных инструментов. М., 1980). Для гитары добавим ещё так называемый сустейн — продолжительность звучания струны после защипывания.
Итак: хочется, чтобы басы были глубокими, бархатистыми и сильными, а верхние струны чтобы звенели и нежно пели.
Интенсивность, она же громкость, будет выше у гитар с большей площадью деки, большим объёмом корпуса, более жёсткими струнами и более подвижной декой — чтобы энергия струн меньше расходовалась на трение в системе.
Динамический диапазон — понятие, учитывающее звучность инструмента и при громкой игре, и при тихой. Чтобы негромкий звук дошёл до слушателя, необходимо свойство полётности, обеспечиваемое наличием в частотном спектре звука частот около 2500 — 3000 Гц.
Под лёгкостью звукоизвлечения подразумевается, что струны к ладам будут прижиматься легко, а для извлечения громкого звука не надо будет лупить по струнам изо всей силы.
Равномерность излучения по регистрам — одно из свойств гитары, заложенное в саму её конструкцию. Относительно несложно создать инструмент округлой формы с приятными басами или же наоборот — инструмент высокого певучего тембра. Но если надо объединить в одном инструменте и глубину басов и полётность высоких звуков — приходится делать корпус с двумя резонаторными объёмами, разделённых «талией». Так устроены все инструменты скрипичного семейства, так была устроена прямая предшественница гитары — испанская виуэла. Так устроена и гитара. Но найти в магазине «равномерную» гитару чрезвычайно трудно: как раз этот параметр оказывается наиболее уязвимым.
Естественно ожидать, что самый «правильный» звук будет у самой «правильной» гитары, т.е. у гитары классической.
Многие ведущие барды играют на «классике» — от Юрия Колесникова, одного из первых шестиструнщиков в жанре, и Александра Дольского до Михаила Щербакова и Олега Митяева. Основные параметры классической испанской гитары, установленные А. Торресом, остаются практически неизменными с шестидесятых годов XIX века, и гитары отличаются только качеством использованных для их изготовления материалов и тщательностью отделки. И всё бы в классической гитаре было хорошо, если бы не… струны. Торрес конструировал гитару, на которой должны бы стоять жильные струны, и звучали они превосходно. Но жильные струны до такой степени нестабильны по свойствам, непрочны и зависимы от влажности воздуха, что сейчас их практически полностью вытеснили нейлоновые струны. А у нейлоновых струн есть два неискоренимых недостатка.
В. Иванова в книге «Я учусь играть на гитаре» (М., 2002) даёт точную характеристику главного: «Хорошие нейлоновые струны дают плотное, густое звучание на басах, с характерными “шелестящими” обертонами, и мягкий, глуховатый звук на верхних струнах с выраженным щелчком в момент звукоизвлечения, как бы подчеркивающим сам факт взятия ноты (в том числе и неправильной)». Вот эта глуховатость и этот щелчок — свойства, совсем не совпадающие с желаемыми звонкостью и полётностью. Бытовой безногтевой способ звукоизвлечения смягчает щелчок, но глуховатость при этом только возрастает. Отрастить ногти — дело нехитрое; однако ухаживать за ногтями и беречь их от поломок может себе позволить далеко не каждый, занятый на производстве. К тому же и ногти не решают проблему недостатка высоких частот в спектре обертонов первых нейлоновых струн.
Второй недостаток — повышенная чувствительность нейлона к малейшим изменениям температуры, которая делает игру на таких струнах в лесных условиях малоприятной: их всё время надо подстраивать.
Можно, конечно, попытаться поставить на классическую гитару металлические струны — у них со звонкостью и полётностью лучше. Звёздный дуэт А. Иващенко — Г. Васильев довольно долго играл на немецких «Резонатах» классического типа с металлическими струнами. Однако усилие натяжения стальных струн примерно в полтора раза больше, чем нейлоновых, и далеко не всякая гитара выдержит это напряжение. К тому же металлические струны более жёсткие, при прижимании их к грифу возникают дополнительные растягивающие усилия, для компенсации которых положение XII лада должно быть смещено примерно на 3 мм в сторону головки грифа… Иными словами, гитара требует непростой доводки. Не лучше ли приобрести гитару, изначально сконструированную под металл?
(Замечу в скобках, что С. Никитин и братья Мищуки на своих мастеровых гитарах для достижения оптимального, по их мнению, звука ставят три первых струны металлические, а басы нейлоновые.)
В магазинах понятие «под металл» сейчас стало практически синонимом понятия «фолк-гитара», и подавляющее большинство гитар со стальными струнами изготовлены в этом американском стиле. Наиболее распространённым вариантом фолк-гитары является так называемы «дредноут», отличающийся характерной «квадратной» формой большого корпуса со слабо выраженной талией и узким тонким грифом с плоской головкой.
На «дредноуте» играет Андрей Козловский, «дредноут» фирмы “Fender” заменил семиструнку у Юлия Кима. Да что там говорить — на «дредноуте» в последние годы играл сам Булат Окуджава! Действительно, чем не гитара? Как пишет в книге «Акустика музыкальных инструментов» (М., 1989) Л. Кузнецов, «увеличение площади деки и объёма резонатора приводит к понижению собственных частот основных резонансов». В результате «гитары с большим корпусом имеют мощный звук с ярко выраженным басовым тембром, и идеально подходят для аккомпанемента и «чёсовой» игры» (С. Арзуманов. Секреты гитарного звука. М., 2003). Разработавшая в 20-х годах XX века «дредноут» компания «Мартин» успешно решила задачу увеличения громкости гитары как раз за счёт увеличения в спектре доли низких частот. Правда, тембр при этом стал несколько грубоватым, но блюз, джаз и рок-н-ролл, для которых этот тип гитары, собственно, и был разработан, стилистически не чужды хриплых и рычащих тембров. Фолк-гитары удобны для аккордовой игры с помощью медиатора. Однако аккомпанемент аккомпанементу рознь: для классической техники узкий гриф неудобен — пальцы мешают друг другу. Козловский перешёл на «дредноут», когда стал петь блюзы и рок-н-роллы. Качество звука у Кима и Окуджавы не улучшилось по сравнению с их семиструнным прошлым. А когда после длительного перерыва, вызванного эмиграцией, в 1994 году в Россию приезжал из Израиля Евгений Клячкин с «дредноутом» вместо семиструнки, прежнего фирменного клячкинского звука из этого инструмента извлечь ему не удавалось.
Так как «разделение объёмов у гитары в талии создает условия для образования относительно больших амплитуд резонансов на высоких частотах, поскольку в талии гитары увеличивается акустическое сопротивление связи между объёмами» (Л. Кузнецов), то полётности звука лишённому талии «дредноуту» явно не хватает.
Попытка добавить высоких частот в громкую гитару привела к созданию разновидности фолк-гитары «джамбо», что в переводе означает «большой неуклюжий человек, животное или вещь».
Этот тип по-прежнему имеет перекос в сторону низких частот, и петь эта гитара так и не научилась — скорее, визжать. Как, впрочем, и джазовая гитара с выпуклой декой и эфами вместо круглого резонаторного отверстия.
С. Арзуманов пишет: «При выборе акустической фолк-гитары следует учитывать, что небольшие корпуса инструментов имеют хорошо сбалансированное звучание во всем диапазоне. Поэтому их часто используют для записи как ритмических, так и сольных партий». От чего ушли, к тому и пришли.
Фолк-гитара с корпусом классических пропорций отличается только неудобным узким грифом, прикреплённым к корпусу в районе XIV, а не XII лада, в результате чего расположение резонаторного отверстия также оказалось смещённым ближе к подставке. Уже и непонятно, хорошо это или плохо. Да с анкерный винт внутри грифа — ведь какая полезная, казалось бы, вещь: позволяет регулировать стрелу прогиба грифа! Однако же не прижился анкерный винт в классике, видимо на звук всё-таки как-то не так влияет. По факту — фолк-звук ничуть не лучше звука советских гитар, которые также производились в расчёте на использование металлических струн, но по принципиально иным образцам.
Производившиеся в СССР гитары имели в качестве базовой конструкцию русской семиструнной гитары. Вот что писал об этом типе гитар В. Бобри («Гитарист» №1, 1993):
«Почти все без исключения цыганские гитаристы играли на семиструнной русской гитаре, изобретенной А.О. Сихрой (1773-1850), которая была размером меньше современной концертной гитары. У нее была узкая «талия» и съемный гриф, крепившийся к корпусу винтом. Последнее особенно нравилось цыганам-гитаристам, потому что позволяло производить особые вибрирующие звуки — после извлечения аккорда они «трясли» гитару обеими руками, отчего возникал звук, напоминающий стон гавайской гитары».
По моим наблюдениям, крепление грифа с помощью регулировочного винта улучшает динамические свойства гитары. Желающие могут сравнить динамику двух семиструнок: на диске «Ретро вдвоём» солирует Пётр Тодоровский на гитаре с винтом — звук полётный, аккомпанирует Сергей Никитин на гитаре без винта — звук относительно более глухой и однообразный.
Наиболее распространённая в 70-е годы XX века гитара Ленинградской фабрики им. А.В. Луначарского (ценою 9 руб. 50 коп.) имела пропорции, приближенные к классической испанской гитаре, металлические струны и гриф на винте. В этот исторический период сформировалось движение КСП, так что именно эту гитару следует признать основоположницей КСПшного звука.
После 1991 года заводское производство гитар в России пришло в упадок и до сих пор всё ещё не восстановилось. Если в продажу и поступают выполненные на старых технологических линиях инструменты, то качество применяемых материалов и самой работы производит удручающее впечатление. Хотя и стоят эти гитары вдвое дешевле зарубежных, но смотреть на них грустно, не говоря уже играть.
А жаль: ведь именно этот тип гитар при качественном изготовлении и хороших струнах лучше других подходит для аккомпанемента в авторской песне — именно благодаря тому, что наиболее близок человеческому голосу и по диапазону, и по тембру.
Вот как выглядит эта ветка эволюции гитары (в таблице рисунки гитар имеют одинаковую длину звучащей части струн). Изображение на удивление напоминает традиционные женские проблемы с излишним весом…
Уже уходя из магазина, я почти случайно заметил в левом верхнем углу витрины её. Семиструнную русскую гитару. В знакомых пропорциях. С грифом на винте и стальными струнами. Выполненную, с виду, вполне качественно. Оказалась это гитара Львовской фирмы «Реноме» за 2650 руб.
Как тут не вспомнить, что и та, «русская» семиструнная гитара пришла к нам через Польшу и Западную Украину… Может быть, она всё-таки вернётся?
Особая благодарность за предоставленные для съёмок инструменты коллективу музыкального магазина «До мажор» (ул. Вятская, д.1), музыкальному магазину «Рондо» (ул. Неглинная, д.6) и лично генеральному директору Галине Петровне Курашовой.
Опубликовано в журнале «Люди и песни» №2 2004 г.