На чем играют джаз

Джазовые инструменты — многообразие культур в одном направлении

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джазДля исполнения джазовой музыки применяется большое количество музыкальных инструментов, которые принадлежат разным культурам и странам.

Все эти инструменты можно разделить на несколько видов: щипковые, струнные, ударные и язычковые.

Разнообразие исполнителей, стилей и инструментов обусловлено тем, что джаз можно назвать музыкой «без определенного места жительства». В семействе язычковых инструментов звуковые колебания возникают в результате действия достаточно гибкой пластинки (язычка), вибрирующей с разной частотой.

Один конец пластинки закреплен намертво. В зависимости от вида инструмента действие на язычок оказывает поток воздуха или метод оттягивания. Наиболее характерным представителем язычковых инструментов, звукоизвлечение у которых происходит при использовании воздушного потока, является аккордеон.

При исполнении джазовых композиций аккордеон используется как для сольного выступления, так для аккомпанемента. В конструкции инструмента присутствуют две клавиатуры:

Пользовались им большей частью белые исполнители джаза. Негритянские музыканты предпочитают орган и губную гармонику.

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джаз

Еще одним характерным инструментом является саксофон. Он относится к тростевым духовым инструментам из семейства язычковых. Есть несколько разновидностей саксофона:

Из других представителей язычковых инструментов в джазе встречаются кларнет, гобой, валторна. Но их применение довольно ограничено и послушать их игру в джазовом оркестре можно редко.

Основными музыкальными инструментами для исполнения джаза можно считать ударные и струнные инструменты. К ударным инструментам относятся барабаны, которым в джазовых композициях отводится роль поддержки ритма и тембра мелодии.

Различают несколько видов барабанов:

К менее известным видам ударных инструментов из семейства мембранофонов можно отнести бонги (Латинская Америка), литавры, тимбалесы, том-том (Китай).

Одним из самых ярких представителей джаза является фортепиано — струнный клавишный инструмент, который во время исполнения выполняют мелодическую и ритмическую функцию.

Еще одно семейство ярких представителей джаза — струнные щипковые и смычковые инструменты. Наиболее часто встречаются скрипка, виолончель, контрабас, гитара, банджо.

Источник

Редкие и необычные инструменты для джаза

Исторически именно корнет, медный музыкальный духовой инструмент, был наиболее типичным и основным для джаза, но за века эволюции частью постоянного джазового арсенала стали другие инструменты. В их число входят фортепиано, барабаны, контрабас и после изобретения Адольфом Саксом – саксофон. Нередко могут добавляться скрипка, кларнет и другие виды перкуссий. Некоторые из них могут обладать уникальным звучанием и довольно часто используются в джазовом мейнстриме. Такой подход к музыке демонстрирует свежий и необычный взгляд на стиль и характер игры.

Следующий список включает в себя музыкантов, которые в основном или почти единолично играли на редких инструментах для джаза. В него не вошли те исполнители, которые применяли редкие и необычные инструменты для джаза частично, то есть только для создания эффектов и для придания оригинальности звучания в конкретной композиции.

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джаз

Самым необычным инструментом для джаза можно считать волынку – тканевая сумка с воздухом и язычки, размер и форма которых могут отличаться в зависимости от географического нахождения. Наиболее часто используемая в наше время – так называемая «шотландская волынка», и если джазовый музыкант решает играть на волынке, то он выбирает именно этот тип инструмента. История знакомства Руфуса Харли (Rufus Harley) с инструментом довольно необычная. Музыкант оставил тенор-саксофон после того, как был очарован игрой волынщика на похоронах Джона Кеннеди. Харли записал несколько альбомов на лейбле Atlantic Records, но, возможно, его поистине уникальная работа была выпущена в 1972 году – запись с живого концерта Re-creation of the Gods на лейбле Transparency. Пластинка записана строго в традициях соул-джаза с изрядной долей спиричуэла и грува, которых удалось добиться благодаря Биллу Мейсону (Bill Mason). Необузданная игра Руфуса Харли на волынке напоминает исполнение Расаана Роланда Кирка (Rahsaan Roland Kirk), как будто играющего на манчелло (manzello) и саксофоне одновременно.

Другой музыкальный инструмент, который достаточно редко встречается в джазе, это укулеле – четырехструнная щипковая лютня. Первыми на ней стали играть в Португалии и на Гавайях. Сторонников у укулеле как инструмента немного, и тем более нет тех, кто играл бы на нем превосходнее Лайла Рица (Lyle Ritz). Выбрав сначала тубу и контрабас, в середине 1950-х Риц оценил все достоинства этого необычного инструмента и сразу же переключился на него. Джазовым шедевром по-прежнему остается его первая пластинка How About Uke? На лейбле Verve в 1957 году. В руках Рица укулеле звучит нежно и мягко, высекая элегантные и гибкие линии, которые удивительно гармонично сочетаются с мужественной манерой игры флейтиста Дона Шелтона (Don Shelton).

Арфа – музыкальный инструмент ангелов – имеет богатую историю в классической западной и восточной культуре, но применение е в джазе было не больше, чем диковинкой, до появления Дороти Эшби (Dorothy Ashby). Получив профессиональное образование пианистки, Эшби обратила внимание на арфу практически в самом начале своей карьеры. Она записал несколько восхитительных боп-ориентированных альбомов в 1950-60-е годы. Главный ее альбом Afro-Harping был записан немного позже, 1968 году, на лейбле Cadet. Ее уникальное звучание и гениальный подход к игре на этом «сказочном» инструменте прослеживается на ПВО всех композициях альбома. Ее замысловатые фразы скользят и одновременно звучат отрывисто под фанковый грув аранжировщик и дирижера оркестра Ричарда Эванса (Richard Evans).

Для современного джаза этот инструмент уже не кажется необычным, а напротив, прекрасно вписывается в романтическую культуру Франции. Ассоциируясь в большей степени с аргентинским танго или европейским фолком, аккордеон все-таки сумел занять место в рядах джазовых инструментов благодаря Ришару Гальяно (Richard Galliano). Разрушив эти стереотипы, француз первым исполнил на нем гениальные импровизации. Лучшей его пластинкой стала French Touch 1998 года на лейбле Dreyfus. Пригласив еще только лишь барабанщика и контрабасиста, Гальяно продемонстрировал импровизацию и виртуозность игры, доказав право включить аккордеон в список джазовых инструментов.

Из всех двойных язычковых инструментов появление в джазовом ансамбле фагота наиболее вероятно. Несмотря на то, что этот необычный инструмент для джаза является порождением западной культуры, виртуозных игроков на нем можно пересчитать по пальцам. Самый опытный и творчески плодовитый из всех – Майкл Рабинауиц (Michael Rabinowitz). Будучи оркестрантом в бэнде Мингуса, он записал с полдюжины великолепных альбомов, но Gabrielle’s Balloon 1977 года на лейбле Jazz Focus остается неоспоримым шедевром среди других его работ. Рабинауиц сольно исполняет партию духовых и демонстрирует поразительную ловкость игры, рисуя извилистые линии мелодии вокруг динамичной ритм-секции.

Духовой инструмент, который остается недооцененным и часто исключается из джазового ансамбля, – эуфониум. Его можно назвать двоюродным братом баритон-трубы, но звучание его более полное и густое. Первым музыкантом, заигравшим на эуфоне, был Киан Завади (Kiane Zawadi, или Bernard McKinney). К сожалению, сохранилась только одна студийная запись Завади с баритон-саксофонистом Пеппером Адамсом (Pepper Adams) – альбом The Cool Sound Of Pepper Adams на лейбле Savoy, записанный в 1957 году. Две трубы, обе играющие в низком регистре, перекликаются в мелодии, делая звучание мрачным. В составе с пианистом Хэнком Джонсом (Hank Jones), его братом барабанщиком Элвином Джонсом (Elvin Jones) и контрабасистом Джорджем Дьювивиером (George Duvivier) квартет записал вдохновляющую и захватывающую пластинку, выдержавшую испытание временем.

Относительно новый в группе духовых музыкальный инструмент – нормафон – был забыт достаточно быстро. По форме напоминающий саксофон, с мундштуком трубы и клапанами тенор-саксофона, по звучании нормафон схож с бас-трубой или тромбоном.

Единственный исполнитель на альт-нормафоне как джазовом инструменте считается Уильям «Хики» Келли (William «Hicky» Kelley). По образованию эуфонист Келли играл на нормафоне вместе с ансамблем The Modern Jazz Disciples Кертиса Пиглера (Curtis Peagler). С ними же на лейбле Prestige в 1959-60 годах Келли записал альбом The Modern Jazz Disciples and Right Down Front, переизданный в 2012 году испанским лейблом Fresh Sound.

Сольные партии Уильяма «Хики» Келли пластичны, звучание чистое и напоминает альт-трубу, только мелодичнее. Хотя эту музыку и нельзя назвать абсолютно новаторской, она все же вдохновляет на эксперименты в джазе.

Источник

Какие музыкальные инструменты считают главными в джазе

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джазНесмотря на то, что достаточно сложно, если вообще возможно, конкретно описать, что собой представляет джаз, хорошо известны основные инструменты, используемые представителями данного музыкального стиля. Без использования этих инструментов, даже самые талантливые музыканты вряд ли смогли бы добиться «джазового» звучания, а также исполнить ту или иную композицию.

Ну, ведь, правда сложно себе представить, как смог бы тот же Луи Армстронг исполнить джазовую композицию без соответствующего звучания инструментов, а у него ведь и голос уникальный и понимание каким должна быть джазовая музыка на самом высоком уровне. Можно конечно исполнять джаз вообще без аккомпанемента, но в этом случае теряются многие яркие краски, да и общее впечатление не настолько гармонично и музыкально.

Без каких инструментов джаз сыграть невозможно

Как известно, на протяжении всей истории развития джаза музыканты использовали массу разнообразных инструментов, в том числе и электрических, но есть и такие, которые обязательно присутствуют в коллективе, который позиционирует себя как исполнителя джазовой музыки. В первую очередь тут нужно говорить о саксофоне, который гармонично вписался в джазовое звучание и при исполнении музыки в других стилях и звучит совсем по-другому. О саксофоне в мире музыки узнали еще в середине девятнадцатого века, и этот инструмент использовался в основном участниками военных оркестров.

Именно благодаря джазу, саксофон смог виртуозно продемонстрировать свои истинные возможности и его звучание чем-то напоминает тембр голоса человека. Важную роль в джазе играет ритм секция и в первую очередь это касается ударной установки. На заре появления данного жанра музыки, ритм отбивался с помощью хлопков в ладоши, и таким образом создавалось определенное звучание. Сейчас есть немало различных ударных инструментов, и нет необходимости в хлопанье, его заменяет более мощное и сочное звучание.

Если раньше ударные выступали исключительно в роли аккомпанемента, то сейчас ведущие исполнители способны создавать музыкальные шедевры с помощью настолько простых инструментов. Ну и конечно важным инструментом в джазе является бас-гитара, которая в свое время заменила более громоздкий контрабас. У нее низкое и где-то даже грубое звучание, выступающее в роли фона, для сольных партий других участников оркестра или джазовой группы.

На заметку: как известно, не только дети, но и многие взрослые любят смотреть мультфильмы, тем более что сейчас они уже ничем не уступают полнометражным картинам. Более того, зарубежные мультсериалы пользуются огромной популярностью, в том числе и в нашей стране и мы с нетерпением ожидаем выхода новинок.

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джаз

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джаз

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джаз

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джаз

Источник

Редкие и необычные инструменты для джаза

Нетривиальный подход к джазовой музыке демонстрирует свежий и необычный взгляд на стиль и характер игры

Исторически именно корнет, медный музыкальный духовой инструмент, был наиболее типичным и основным для джаза, но за века эволюции частью постоянного джазового арсенала стали другие инструменты. В их число входят фортепиано, барабаны, контрабас и после изобретения Адольфом Саксом – саксофон. Нередко могут добавляться скрипка, кларнет и другие виды перкуссий. Некоторые из них могут обладать уникальным звучанием и довольно часто используются в джазовом мейнстриме. Такой подход к музыке демонстрирует свежий и необычный взгляд на стиль и характер игры.

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джаз

Следующий список включает в себя музыкантов, которые в основном или почти единолично играли на редких инструментах для джаза. В него не вошли те исполнители, которые применяли редкие и необычные инструменты для джаза частично, то есть только для создания эффектов и для придания оригинальности звучания в конкретной композиции.

Волынка

Самым необычным инструментом для джаза можно считать волынку – тканевая сумка с воздухом и язычки, размер и форма которых могут отличаться в зависимости от географического нахождения. Наиболее часто используемая в наше время – так называемая «шотландская волынка», и если джазовый музыкант решает играть на волынке, то он выбирает именно этот тип инструмента. История знакомства Руфуса Харли (Rufus Harley) с инструментом довольно необычная. Музыкант оставил тенор-саксофон после того, как был очарован игрой волынщика на похоронах Джона Кеннеди. Харли записал несколько альбомов на лейбле Atlantic Records, но, возможно, его поистине уникальная работа была выпущена в 1972 году – запись с живого концерта Re-creation of the Gods на лейбле Transparency. Пластинка записана строго в традициях соул-джаза с изрядной долей спиричуэла и грува, которых удалось добиться благодаря Биллу Мейсону (Bill Mason). Необузданная игра Руфуса Харли на волынке напоминает исполнение Расаана Роланда Кирка (Rahsaan Roland Kirk), как будто играющего на манчелло (manzello) и саксофоне одновременно.

Укулеле

Другой музыкальный инструмент, который достаточно редко встречается в джазе, это укулеле – четырехструнная щипковая лютня. Первыми на ней стали играть в Португалии и на Гавайях. Сторонников у укулеле как инструмента немного, и тем более нет тех, кто играл бы на нем превосходнее Лайла Рица (Lyle Ritz). Выбрав сначала тубу и контрабас, в середине 1950-х Риц оценил все достоинства этого необычного инструмента и сразу же переключился на него. Джазовым шедевром по-прежнему остается его первая пластинка How About Uke? На лейбле Verve в 1957 году. В руках Рица укулеле звучит нежно и мягко, высекая элегантные и гибкие линии, которые удивительно гармонично сочетаются с мужественной манерой игры флейтиста Дона Шелтона (Don Shelton).

Арфа – музыкальный инструмент ангелов – имеет богатую историю в классической западной и восточной культуре, но применение е в джазе было не больше, чем диковинкой, до появления Дороти Эшби (Dorothy Ashby). Получив профессиональное образование пианистки, Эшби обратила внимание на арфу практически в самом начале своей карьеры. Она записал несколько восхитительных боп-ориентированных альбомов в 1950-60-е годы. Главный ее альбом Afro-Harping был записан немного позже, 1968 году, на лейбле Cadet. Ее уникальное звучание и гениальный подход к игре на этом «сказочном» инструменте прослеживается на ПВО всех композициях альбома. Ее замысловатые фразы скользят и одновременно звучат отрывисто под фанковый грув аранжировщик и дирижера оркестра Ричарда Эванса (Richard Evans).

Аккордеон

Для современного джаза этот инструмент уже не кажется необычным, а напротив, прекрасно вписывается в романтическую культуру Франции. Ассоциируясь в большей степени с аргентинским танго или европейским фолком, аккордеон все-таки сумел занять место в рядах джазовых инструментов благодаря Ришару Гальяно (Richard Galliano). Разрушив эти стереотипы, француз первым исполнил на нем гениальные импровизации. Лучшей его пластинкой стала French Touch 1998 года на лейбле Dreyfus. Пригласив еще только лишь барабанщика и контрабасиста, Гальяно продемонстрировал импровизацию и виртуозность игры, доказав право включить аккордеон в список джазовых инструментов.

Фагот

Из всех двойных язычковых инструментов появление в джазовом ансамбле фагота наиболее вероятно. Несмотря на то, что этот необычный инструмент для джаза является порождением западной культуры, виртуозных игроков на нем можно пересчитать по пальцам. Самый опытный и творчески плодовитый из всех – Майкл Рабинауиц (Michael Rabinowitz). Будучи оркестрантом в бэнде Мингуса, он записал с полдюжины великолепных альбомов, но Gabrielle’s Balloon 1977 года на лейбле Jazz Focus остается неоспоримым шедевром среди других его работ. Рабинауиц сольно исполняет партию духовых и демонстрирует поразительную ловкость игры, рисуя извилистые линии мелодии вокруг динамичной ритм-секции.

Эуфониум

Духовой инструмент, который остается недооцененным и часто исключается из джазового ансамбля, – эуфониум. Его можно назвать двоюродным братом баритон-трубы, но звучание его более полное и густое. Первым музыкантом, заигравшим на эуфоне, был Киан Завади (Kiane Zawadi, или Bernard McKinney). К сожалению, сохранилась только одна студийная запись Завади с баритон-саксофонистом Пеппером Адамсом (Pepper Adams) – альбом The Cool Sound Of Pepper Adams на лейбле Savoy, записанный в 1957 году. Две трубы, обе играющие в низком регистре, перекликаются в мелодии, делая звучание мрачным. В составе с пианистом Хэнком Джонсом (Hank Jones), его братом барабанщиком Элвином Джонсом (Elvin Jones) и контрабасистом Джорджем Дьювивиером (George Duvivier) квартет записал вдохновляющую и захватывающую пластинку, выдержавшую испытание временем.

Нормафон

На чем играют джаз. Смотреть фото На чем играют джаз. Смотреть картинку На чем играют джаз. Картинка про На чем играют джаз. Фото На чем играют джазОтносительно новый в группе духовых музыкальный инструмент – нормафон – был забыт достаточно быстро. По форме напоминающий саксофон, с мундштуком трубы и клапанами тенор-саксофона, по звучании нормафон схож с бас-трубой или тромбоном.

Единственный исполнитель на альт-нормафоне как джазовом инструменте считается Уильям «Хики» Келли (William «Hicky» Kelley). По образованию эуфонист Келли играл на нормафоне вместе с ансамблем The Modern Jazz Disciples Кертиса Пиглера (Curtis Peagler). С ними же на лейбле Prestige в 1959-60 годах Келли записал альбом The Modern Jazz Disciples and Right Down Front, переизданный в 2012 году испанским лейблом Fresh Sound.

Сольные партии Уильяма «Хики» Келли пластичны, звучание чистое и напоминает альт-трубу, только мелодичнее. Хотя эту музыку и нельзя назвать абсолютно новаторской, она все же вдохновляет на эксперименты в джазе.

Источник

Что нужно знать о джазе, чтобы сойти за своего: гид по стилю

Сегодня джаз плавно, но настойчиво перетекает в хрустальный музыкальный сосуд с ярлычком «Классика»: приезжие звезды выступают в академических залах, а не знать имя Чарли Паркера или Майлза Дэвиса уже неприлично. Как разобраться в этом музыкальном явлении, если джаз прошел мимо вас?

Понять, кто есть кто в джазе, не так уж просто. Направление коммерчески успешно, а потому нередко о «единственном концерте легендарного Васи Пупкина» кричат изо всех щелей, а действительно важные фигуры уходят в тень. Под напором лауреатов «Грэмми» и рекламы с радио «Джаз» легко потерять ориентиры и остаться равнодушным к стилю. Если вы хотите научиться разбираться в такой музыке, а может, даже и полюбить ее, усвойте самое главное правило: никому не доверяйте.

Выносить суждения о новых явлениях нужно с осторожностью или как Юг Панасье — знаменитый музыковед, который провел черту и заклеймил весь джаз после 50-х, назвав его «ненастоящим». В конечном итоге он оказался неправ, но на популярность его книги «История подлинного джаза» это не повлияло.

Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому — одна из ярчайших характеристик субкультуры.

В разговорах о джазе часто вспоминают Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд — казалось бы, тут не ошибешься. Но подобные ремарки и выдают неофита. Это эмблематичные фигуры, и если о Фицджеральд еще можно говорить в подходящем контексте, то Армстронг — это Чарли Чаплин джаза. Вы же не будете беседовать с любителем артхаусного кино о Чарли Чаплине? А если и будете, то уж во всяком случае не в первую очередь. Упоминание обоих прославленных имен возможно в определенных случаях, но, если кроме этих двух тузов у вас в кармане ничего нет, придержите их и дождитесь подходящей ситуации.

Во многих направлениях бывают явления модные и не очень, но в наибольшей степени это свойственно именно джазу. Зрелому хипстеру, привыкшему выискивать редкие и странные вещи, будет непонятно, почему чешский джаз 40-х — это неинтересно. Найти что-то условно «необычное» и козырять своей «глубокой эрудицией» тут не удастся. Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века.

Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор.

Регтайм — это выписанное нотами произведение, чаще фортепианное и без импровизации, которая теоретически возможна, но до известных пределов; левая рука при исполнении таких композиций играет довольно статичный аккомпанемент — «бас-аккорд». Наиболее популярными стали регтаймы Скотта Джоплина.

Регтаймы Скотта Джоплина

Понятие хонки-тонк тоже имеет отношение к этому стилю: так называли бары с живой музыкой, где нередко исполняли и регтаймы на расстроенных от времени пианино. Сейчас этим затейливым словом чаще обозначают тембр такого инструмента и употребляют его, когда речь идет о стилях, зародившихся в ту эпоху, — буги-вуги, кантри и рок-н-ролле.

Регтайм The Entertainer на хонки-тонк-пианино
Кантри и буги-вуги на хонки-тонк-пианино

Блюзом изначально называли грустную афроамериканскую песню. С течением времени этот жанр превратился в целое направление, которое развивалось скорее как самостоятельный стиль, а не ветвь джаза. Кроме того, блюз — это и джазовая форма, причем одна из наиболее популярных, служащая визитной карточкой любого исполнителя: по импровизации на блюзовую тему его встречают и судят, насколько он хорош.

Жизнерадостный регтайм отличается от печального блюза не только настроением, но и тем, что во втором жанре огромное значение имеет импровизация, хотя в ранних блюзовых формах она или слишком простая, или вовсе отсутствует. Отчасти это объясняет широкую популярность печального стиля в постсоветской России.

И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще.

Подборка 100 популярных блюзовых песен

Буги-вуги, как и регтайм, — это фортепианный стиль, для которого характерен «ломаный» аккомпанемент в левой руке. Наравне с блюзом он является прямым предшественником ритм-н-блюза и его белого «отпрыска» — рок-н-ролла.

Классический буги-вуги

Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел — ко второй.

Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта — важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить.

Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла
Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6

Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.

Классический госпел в исполнении Махалии Джексон
Современный госпел из фильма «Радостный шум»

В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз. Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи — появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9–15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды.

Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии. Один из ярких представителей стиля — уже упоминавшийся Луи Армстронг.

Отличительные черты традиционного джаз-бэнда — устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный.

Джаз-бэнд Джелли Ролла Мортона
Современный диксиленд Marshall’s Dixieland Jazz Band

Что не так с джазом и почему принято говорить, что никто не умеет играть эту музыку?

Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» (от англ. to swing — «раскачивать»). Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию.

Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит — ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм.

А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно.

В конце 20-х наступает эпоха свинга, которая продлится два десятилетия. Нельзя сказать, что в традиционном джазе его не было, — скорее, он присутствовал только в солирующей партии каждого инструмента, тогда как ритмическая секция — чаще всего контрабас, барабаны, фортепиано и гитара — играли статический аккомпанемент с акцентом на каждую долю.

В свинге как стиле появляется более четкое разделение на секции. Например, медные духовые: трубы, тромбоны и саксофоны — часто играли tutti (все вместе), выделяя характерный ритмический рисунок. А ритм-группа подчеркивала вторую и четвертую доли, за счет чего возникало особое ощущение времени. Одними из самых популярных бэндов того времени были оркестры под управлением Бенни Гудмена, Гленна Миллера и Дюка Эллингтона.

Каждый джазист обязан уметь исполнять «джазовые стандарты» (главные мелодии, или, иначе, evergreen), которые, однако, делятся на оркестровые и ансамблевые. Например, In the Mood относится скорее к числу первых.

In the Mood. Исполняет оркестр Гленна Миллера

Тогда же появляются знаменитые произведения Джорджа Гершвина, которые считаются и джазовыми, и академическими одновременно. Это «Рапсодия в стиле блюз» (или «Голубая рапсодия»), написанная в 1924 году, и опера «Порги и Бесс» (1935), знаменитая своей арией Summertime. До Гершвина джазовые гармонии использовали такие композиторы, как Чарлз Айвз и Антонин Дворжак (симфония «Из Нового Света»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *