На чем играют киберспортсмены rocket league
Футбол на колесах. Как устроен киберспорт в Rocket League
Rocket League вышла в 2015 году и почти сразу завоевала внимание аудитории благодаря своему простому и понятному игровому процессу с большим соревновательным потенциалом. Потенциал удалось успешно реализовать, заняв свое место среди многочисленных дисциплин киберспортивной арены. О том, как футбол с запахом бензина к этому пришел, рассказываем в нашем материале.
Идея разработчиков из Psyonix объединить гонки мини-машинок с турбодвигателями и футбол при первом знакомстве вызывает искренний детский восторг. Правила у игры следующие: две команды гонщиков по три человека в каждой пинают мяч по полю до финального свистка, стараясь красиво подрезать соперника и забить решающий гол.
Причем темп здесь невероятно высок — болиды взлетают в воздух, бортуют друг друга и выполняют трюки. Жару добавляют специальные усиления, увеличивающие скорость, силу пинка по мячу или портящие жизнь противнику.
Несмотря на бешеные скорости, человек, смотрящий матч со стороны трибуны и ранее не знакомый с Rocket League, быстро смекнет, что к чему. Легкость восприятия дисциплины для непосвященных зрителей — один из ключей для успеха новинок в киберспорте.
Уже в 2016 году была создана профессиональная лига Rocket League Championship Series. Первый сезон включал в себя два региона — Европу и Северную Америку, а призовой фонд составил 55 тысяч долларов. Турнир показал хорошие результаты по просмотрам, и лигу решили продлить на второй сезон.
В четвертом сезоне к Европе и Северной Америке присоединилась Океания. Также открыли второй дивизион — Rocket League Rival Series, две лучшие команды которой сражались с двумя худшими командами регулярной серии за право попасть в Championship Series.
Внимание киберспортивных клубов к дисциплине росло, Rocket League стали интересоваться многие известные организации, такие как G2, NRG Esports, Team Dignitas, Team Secret и так далее. Даже французский футбольный клуб «ПСЖ» обзавелся собственным составом, в 2019 году к нему присоединилась испанская «Барселона».
Шестой сезон увеличил общие призовые до миллиона долларов! А седьмой отметился открытием нового региона — Южной Америки.
Соревнования проходят каждые полгода, групповую стадию и плей-офф играют в онлайне, а финалы лучшие команды встречают на лане (офлайн), который проходит в разных городах Америки и Европы.
Последний завершенный сезон на данный момент — восьмой, чемпионский титул забрала команда NRG Esports. Финал девятого отменили из-за пандемии Covid-19.
Официальная лига в Европе и Северной Америке поддерживается лично Psyonix, тогда как Океанией и Южной Америкой занимаются преимущественно сторонние операторы, поэтому форматы проведения турниров могут отличаться. Благо чемпионат мира един для всех.
В нем участвуют 12 коллективов — по четыре из Северной Америки и Европы и по два из Океании и Южной Америки. Все матчи групповой стадии проходят до 5 побед, а полуфинал и финал — до 4.
К сожалению, разработчики не заинтересованы в продвижении соревновательной сцены на территории СНГ. Наши игроки в основном участвуют в неофициальных турнирах от разных платформ вроде ESL, GFinity и Zotac Cup.
Но у состязаний по гоночному футболу хватает и своих проблем. Клубы жалуются на плохую взаимосвязь с организаторами, малое количество способов монетизации, несправедливое распределение призового фонда, где 90% получают игроки и только 10% организации. Также они просят передать им слоты в Championship Series, потому что сейчас те принадлежат участникам состава.
Видимо, Psyonix прислушались. В конце 2019 года руководство стало рассматривать вариант перехода Rocket League Championship Series на франшизную модель, как в Overwatch, но пока что до дела не дошло.
В период пандемии создатели выделили 300 тысяч долларов разным организаторам на проведение соревнований, а еще увеличили призовые фонды региональных лиг на 250 тысяч.
Киберспортивную Rocket League ждут перемены. Будем надеяться, что владельцы лиги прислушаются к критике, доведут все до ума и сцена в скором времени станет лучше.
Rocket League понятна и зрелищна, но так и не стала тир-1 киберспортом. В чем ее беда?
Говорят, что еще немного – и Rocket League ждет скорый, феноменальный успех в киберспорте. Говорят уже несколько лет. За это время на вершину соревновательных чартов успели взлететь Overwatch и PUBG. Что же в это время происходило с Рокетлигой? Почему о ней до сих пор не говорят на каждом углу? Давайте разберемся.
Почему Rocket League
Мое знакомство с игрой началось три года назад, когда друзья подарили мне ключ на Новый Год. Наша компания покоряет кооперативы еще со времен Call of Duty: MW2 и постоянно ищет что-то новенькое.
Рокетлига нам зашла, а лично мне – особенно. Игр в компании мне было мало, поэтому я отправился покорять ранкед. Первые победы доставались легко и непринужденно. Добравшись до своего уровня, я вышел на рейтинговое плато и задумался, как можно играть лучше. Примерно тогда до меня дошло, как я на самом деле плох.
Оказывается, машинки умеют летать, и при должном умении это позволяет тащить матчи в соло. Игра со стенки – не буржуазное излишество, а жизненно необходимый скилл. Ну а дабл-тач – нанесение двух ударов по мячу за один полет – в те времена казался вершиной человеческого развития.
Список основных технических элементов и терминов Рокетлиги выглядит так:
Да, это только база – сильные игроки добавили бы много других фристайл-элементов.
Исследование мира Rocket League вывело меня на других русскоязычных игроков. Оказалось, что у игры достаточно активное сообщество, а некоторые из наших ребят даже входят в число европейских топов. Недолго думая, я погрузился в этот прекрасный фэндом. Но не только с целью прокачать свой скилл: мне была очевидна киберспортивная перспектива игры.
Две команды, мяч, ворота
В Rocket League есть две команды по три игрока и мяч, чтобы забивать в чужие ворота. И если с точки зрения механики игра достаточно сложна, то смотреть ее – проще простого. Любой неподготовленный зритель сразу же поймет, что к чему. Эти два критерия делают игру в перспективе топовым киберспортом, о чем и говорят важные лица индустрии.
Особенно вдохновлялся игрой директор Team Dignitas, Майкл Приндивайл: «Мы делаем ставку на дисциплины, которые, по нашему мнению, растут и могут стать тир-1 в перспективе. Наше решение подписать команду по Rocket League – это игра на повышение, ставка, которую мы делаем не только на игроков [. ], но и на Psyonix (разработчик Rocket League – cyber.sports.ru), которая очень продуманно строит киберспортивную сцену и имеет все шансы сделать игру топовым киберспортом».
Но вот уже три года игра остается лишь «перспективной».
Когда начался киберспорт
Уже тогда на сцене появились первые профессиональные организации. Свою веру в игру подкрепили вложениями iBUYPOWER и Flipsid3 Tactics. Именно они разделили между собой большую часть призового фонда. К слову, состав финалистов был идеален для самого турнира – встреча региональных фаворитов сходу принесла в Рокетлигу принципиальное противостояние «EU vs. NA».
Первый сезон стал успехом не только в рамках самой игры, но и в масштабе мирового киберспорта. Трансляции плей-офф с легкостью выходили на показатели в десятки тысяч зрителей на пике – и это притом, что никакого дропа вещей не было. Разумеется, о выходе Rocket League в число топ-дисциплин заговорили еще громче.
Лига RLCS была продлена на следующий сезон, призовые выросли. Умеренный интерес к дисциплине стали проявлять и другие организации, составы по Rocket League открыли, например G2, NRG eSports и Rogue. Неожиданно хорошо игра зашла в Австралии, и к третьему сезону регион обзавелся собственной лигой, в которой и сейчас разыгрывается отдельный слот на мировые финалы.
Золотым веком киберспортивной Rocket League стал четвертый сезон (осень – 2017 года): тогда в Америке и Европе открыли вторые дивизионы официальной лиги – RLRS. С одной стороны, забраться на вершину стало сложнее. С другой – вторая лига позволила гораздо большему числу игроков соревноваться на серьезном уровне. На сцену пришло еще больше организаций, притом очень богатых: PSG eSports, Cloud9, Method, Team Secret, Renegades и EnVy. Престиж RLRS и RLCS рост, а вместе с ним – и призовой фонд, достигший к шестому сезону миллиона долларов.
Что пошло не так?
Финалы сезона собирали у экрана свыше 200 тысяч зрителей на пике – немало. Но такие события происходят лишь раз в сезон. В остальное время показатели лиг довольно посредственные: 30-40 тысяч зрителей на трансляциях с «дропом» – сравнимо с турнирами по файтингам и не самыми топовыми дивизионами Лиги Легенд. Средний онлайн игры на Twitch колеблется в районе 3 тысяч зрителей, что едва позволяет ей держаться в топ-50.
Чрезвычайно низкий порог вхождения для зрителей является плюсом, но с удержанием аудитории у экранов Рокетлига испытывает сложности. Главная проблема в том, что играть в нее намного интереснее, чем смотреть. Кроме того, сама соревновательная сцена генерирует примерно 0 захватывающих сюжетов на единицу времени. Очень четко ситуацию описал на одном из своих стримов Ричард Льюис:
« В Rocket League ничего не происходит. Нет хороших и плохих парней. Просто какие-то челики соревнуются с другими челиками. Ну и почему я должен следить именно за ними?»
Впрочем, интересный контент в игре все-таки есть. Посмотрите, какие эпичные голы можно забивать в Рокетлиге – не хуже чем Ибра на футбольном поле!
Но ситуация полностью устраивает разработчиков Rocket League. У игры высокий онлайн аж на четырех разных платформах. Везде продаются скины и лутбоксы, ассортимент которых регулярно обновляется. Помимо проведения официальных турниров топ-уровня, Psyonix никак не способствует развитию сообщества. Деньги ведь и так текут рекой – зачем распыляться на остальное?
При этом киберспортивная сцена Rocket League очень ревностно контролируется разрабочиком. Очевидно, что огромное влияние на текущую политику Psyonix повлиял успех инфраструктуры Riot Games: на проведение турниров по Rocket League наложено множество ограничений, и делиться правами и доходом со сторонними турнирными операторами Psyonix не желает. Однако уровень развития соревновательной сцены в Rocket League даже близко не сравним с League of Legends. Для эффективного построения сцены разработчикам просто не хватает собственных ресурсов и квалификации.
Компания редко прислушивается даже к ключевым персонам собственной сцены. Открыто о проблемах взаимодействия с Psyonix говорили представители многих команд, в частности – Flipsid3 Tactics, присутствующей в игре с первого сезона. Всех беспокоит слабая монетизация киберспортивной Рокетлиги, организации предлагают Psyonix различные решения этой проблемы – вроде введения внутриигровой символики организаций, процент от продажи которой будет отчисляться организациям, и более активной продажи медиа-прав. Но действия разработчика заканчиваются на увеличении призовых. Многие запросы команд и игроков банально игнорируются; отсутствие продуктивного диалога напрягает не меньше самих финансовых проблем. Кто-то, например Rogue, прямо заявляет о намерении покинуть дисциплину.
Но есть и новички – Team Solo Mid анонсировала состав по Rocket League уже в этом году. Потенциально это все еще дисциплина с огромным потенциалом, но взятый разработчиками курс ведет мимо цели, а времени для его корректировки остается все меньше. При этом резона что-то менять у Psyonix нет – компания и так сидит на денежном мешке. Вот такая киберспортивная Санта-Барбара.
Что по СНГ?
Игроки
В истории СНГ-сообщества есть две команды, достойные упоминания. Первая – Team_Letim (hAlloy, Bube96, D3S7R0Y3R). В 2016 году команда успешно выступала на еженедельных, была бесспорным лидером региона и даже находилась в топе Европы. После ряда удачных результатов она привлекла к себе внимание одной из киберспортивных организаций, однако до контрактов дело не дошло: не сошлись в условиях. Спустя несколько месяцев уровень команды упал относительно общего, и она более не могла претендовать на переход в профи.
Другой коллектив – SeemsGood, длительное время защищавший цвета организации 5Frags. В своей финальной форме он состоял из игроков Lek0ms, PettyD и Koda и менеджера Sparrow. В пятом сезоне команда была невероятно близка к попаданию во второй европейский дивизион: их матч против Method считается легендарным в СНГ-сообществе.
Однозначными фаворитами в серии Bo5 являлись ребята из Method. Быстрая и агрессивная манера игры делала их главными претендентами на слот в RLRS. Однако игроки SeemsGood на старте показали еще более высокую скорость и классные комбинации с пасами от стен и голами с лета. Первые 2 матча остались за SeemsGood.
А потом – волнение. Находясь в шаге от победы, наши ребята стали играть осторожнее и сбавили скорость. Оправившиеся после шока игроки Method сумели взять игру под свой контроль и довели счет серии до 2:2. На последней карте SG поначалу выбилась в лидеры, но благодаря личному мастерству и большему опыту турнирных выступлений победа все же осталась за Method – 2:3. Страшная дизмораль после поражения не только не позволила SeemsGood продвинуться и в нижней сетке квалификации, но и стала отправным пунктом для общего упадка команды.
Главной звездой региона считается P1oNeRR. Парень обладает великолепным пониманием игры и погружен в нее с головой. Не найдя себе подходящих тиммейтов среди представителей СНГ, он миксуется с ребятами из Европы. Старания Пионера рано или поздно должны привести его в RLRS, а возможно, и в высшую лигу.
Турниры
Стабильных турнирных серий в нашем регионе нет. Одно время еженедельные турниры проводились на платформе ESL, однако популярными – в виду почти полного отсутствия призов – они не стали. Разработчик игнорирует любые попытки контакта с ним со стороны любых русскоязычных деятелей и даже не смотрит в сторону региона.
В итоге большинство турниров СНГ проходит в онлайне. Рекорд по призовым – у турнира в формате 2×2 RRL #1, тогда было разыграно 20 тысяч рублей. Несмотря на отсутствие вменяемых призовых, наше сообщество охотно соревнуется: например, на Новый Год прошел турнир в формате 2х2 на 1500 рублей, в котором приняло участие 75 команд. Наиболее масштабным LAN-мероприятием стал AeroX Road to Moscow, прошедший в октябре 2018 года.
Что со всем этим делать?
Пока Rocket League не является тир-1 дисциплиной, и любителей игры уже раздражают все эти разговоры о перспективах. Попасть на профессиональную сцену трудно, выйти в плюс – еще труднее, и на горизонте нет ни единого признака изменений. Но если же Psyonix решатся на масштабные реформы, из игры может выйти образцовый киберспорт. Именно этого и ждут организации, функционирующие на про-сцене.
Наш регион не блещет профессиональными перспективами в особенности. Но желающих соревноваться в нем более чем достаточно, а играть они готовы по сути за еду. В итоге перед организациями есть прекрасная база для экспериментальных проектов и подготовки административных кадров. В СНГ-Рокетлиге подобные вещи обойдутся невероятно дешево.
Здесь же стоит напомнить о молодом и активном сообществе игры. Игроки и организаторы всегда рады новым лицам на сцене и охотно идут на контакт. Сделав ставку на перспективу и завоевав эту аудиторию сегодня, спустя несколько лет можно иметь в своих рядах огромное количество лояльных поклонников.
И как бы ни сложилась судьба игры в конечном счете, наблюдать за ней невероятно интересно. Особенно тем, кто знает историю с самого начала. Теперь знаете и вы.