На чем играют шотландцы музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент Шотландии
Что первое приходит на ум при упоминании маленькой гордой Шотландии? Скорее всего, это вересковые пустоши, сурового вида горы, затянутое тучами небо, ледяные ветра и шотландцы в клетчатых шерстяных килтах. И непременно характерные громкие звуки волынки. Звучание волынки для шотландцев значит многое – связь с корнями, голос древней истории страны, дающий право гордиться своим происхождением. Но и большинство сторонних слушателей монотонные звуки волынки не оставляют равнодушными.
Волынка
Волынка является национальным шотландским инструментом уже довольно много веков и остаётся популярной и поныне. Впрочем, выдумали её всё-таки не шотландцы – её на Туманный Альбион через Ирландию привезли когда-то викинги. Но именно в Шотландии этот «бурдюк с трубками» стал таким же национальным символом, как килт. Это очень древний музыкальный инструмент, происхождение которого корнями уходит на восток. В Европе же волынка появилась лишь в средневековье. В те времена инструмент выглядел несколько иначе: у старинных волынок было две трубы, выглядели они не так красиво, как современные инструменты, украшенные национальным декором. Шотландцы сами поработали над ней – добавили ещё одну трубку и снабдили мешок куском клетчатой ткани.
Современникам это кажется невероятным, но первоначальное назначение будущего национального инструмента было совершенно иным. Поскольку волынка издаёт громкий и специфический по тембру звук, который хорошо слышен на расстоянии до трёх километров, то применять её начали в военных целях – как сигнальный инструмент.
Подобно другим шотландским национальным инструментам, волынка также делается из подручных материалов. Обычно для неё используется вывернутая наизнанку овечья или козья шкура, из которой сшивается глухой мешок, в который вставляется пять трубок. Через верхнюю трубку волынщик нагнетает в мешок воздух, в нижней трубке вырезаны отверстия, меняющие тональность звуков, а три остальных трубки и издают эти самые звуки.
Звучащую волынку трудно спутать с каким-либо другим инструментом, что, безусловно, делает её уникальной. В древности у каждого клана был свой волынщик, который присутствовал на всех мероприятиях, праздниках и в походах главы клана. Средневековые волынщики могли выдувать протяжные мелодии, форма которых еле улавливалась – так называемые «пиброх». Сейчас это считается классической мелодией, специально созданной для шотландской волынки.
Однако не следует думать, что кроме волынки шотландцы не знали ни одного другого музыкального инструмента. Просто волынку в наше время больше рекламируют и чаще используют во время национальных торжеств. В конце концов, шотландцы не только воевали и нуждались в сигнальных инструментах, но и развлекались с помощью других инструментов.
Карникс
Карникс был более редким национальным инструментом шотландцев, на котором сейчас, к сожалению, вовсе не играют. Пел в последний раз он, вероятно, пару тысяч лет назад. Останки этих инструментов нашли археологи, и теперь их можно видеть в Национальном музее Шотландии. Звучание карникса было не менее мелодичным, чем у знаменитой волынки. Впрочем, волынка своей занудной писклявостью многих раздражает, а вот у карникса было гораздо более нежное, даже бархатистое звучание. Пожалуй, звук его можно признать печальным, но при достаточной фантазии в нём можно многое услышать: солоноватый вкус северного моря, запах костра, шум ветра в горах Хайленда.
Для изготовления карникса также шли природные материалы, но в данном случае это был рог оленя. В основном карниксом пользовались для подачи боевых сигналов.
Вистл
Есть у шотландцев ещё один национальный музыкальный инструмент и тоже духовой – это вистл. Как по звучанию, так и по своему виду он несколько напоминает флейту. Доподлинно неизвестно, в какое время этот инструмент был создан, но кажется, что он очень и очень старый. Вистлу повезло больше, чем карниксу в том плане, что его до сих пор используют в народе, правда, больше этот самобытный инструмент жалует исландское народное творчество. Его название переводится как «жестяной свисток».
Музыка Шотландии: традиционные мотивы национальной волынки
Шотландская волынка
Волынка – самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.
Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или овечьей шкуры, вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.
По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.
В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.
Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.
История
Есть версия, что волынка – национальный инструмент шотландцев. Но этот факт не имеет исторического подтверждения – где и когда ее придумали, пока что достоверно неизвестно. По некоторым сведениям, родиной инструмента является Шумер, а другие предположения трактуют, что он родом из Китая, в котором существовал уже в 5 в. до н. э. Письменные упоминания о подобии волынки встречаются у комедиографа Аристофана, жившего в Древней Греции в 400-х гг. до н. э.
Помимо того, известно, что о волынке знали уже при императоре Нероне. Жестокий правитель страстно увлекался игрой на своеобразном инструменте и с упоением слушал его мелодии. По одной из версий, схожий по конструкции инструмент археологи нашли на раскопках в районе предположительного нахождения древнего города Ур. Инструмент передвигался с музыкантами по всему свету. Он присутствует во многих государствах.
По Руси славянская волынка странствовала со скоморохами и сопровождала поводчиков медведей до тех пор, пока не стала опальной. Когда волынка пришла именно в Шотландию, доподлинной информации нет. Но имеются предположения, что в период Крестовых походов она оказалась в Англии и потом на землях Ирландии, а в дальнейшем уже очутилась в Шотландии, где за свою громкость не сразу приглянулась коренному населению, а уже после прочно вошла в их жизнь.
Особое почтение волынке проявляли в горах Шотландии, где порядком эволюционировала и обрела статус национального музыкального инструмента. В ходе эволюции у нее появилась дополнительная трубка с 8-ю отверстиями для воспроизведения мелодии и дополнительная укороченная трубочка для заправки воздуха в резервуар. В Шотландии мелодия волынки доносилась отовсюду: в торжественные моменты и на похоронах, и на свадебных церемониях, и в зоне военных действий. Шотландцы верили в «святую» силу мотива волынки и использовали его против «злых духов».
Во многих городах страны волынщики оповещали горожан о начале и завершении рабочего дня. Работать волынщиком считалось очень почетной миссией.
Искусство исполнения мелодии и изготовления инструментов передавалось по наследству. Наряду с тем, в истории Шотландии не все всегда волынка была в почете. Были времена, когда ее объявляли порождением сатаны и подвергали опале. В XVIII столетии шотландцы переживали тяжелые времена, а волынка была под запретом указанием английских властей. При этом горцы указ игнорировали и своим традициям не изменяли. Вето длилось полвека. Рост британских владений вынудил английскую армию экстренно заняться формированием шотландских полков. Волынка вновь стала неизменным атрибутом шотландцев, наравне с барабаном она всюду сопровождала шотландских солдат в английской армии.
Гендрик ван Брюгген. «Волынщик» (1624)
Волынка — один из древнейших музыкальных инструментов, известных человечеству. Её история насчитывает не одно тысячелетие. Причиной этому — незамысловатое и доступное устройство инструмента. Кожаный бурдюк и деревянная трубка — все, что необходимо для простейшего извлечения звука. История волынки опирается на обширный исторический материал, включающий летописи, фрески, барельефы, статуэтки, старинные манускрипты, вплоть до лубочных картинок, изображающих волынки в различные периоды своего развития.
Останки первого музыкального инструмента, идентифицированного как волынка, были найдены при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер, и датируются 3000 годом до н. э.
Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в древнегреческих источниках, начиная с 400 года до н. э. Так, Аристофан упоминает волынку в двух своих комедиях. В «Лисистрате» волынка (мешок) необходима для спартанского танца, а в «Ахарнянах»она присутствует как музыкальный инструмент для воспевания Феба и отмечается, что они дуют мешок через костяную трубку.
Волынка была популярна в Древнем Риме. Её упоминание можно найти как в письменных источниках, так и в сохранившихся изображениях в виде фресок и статуэток. Судя по массовости подобных источников, волынка была доступна всем слоям общества от аристократии до нищих. Особо популярна волынка была во времена правления императора Нерона. Причиной тому сам римский император — любитель музыки и театра. Он и сам был не против попрактиковаться игре на волынке. Диа Златоуст в I веке упоминает о Нероне, играющем на tibia utricularius руками, как будто губами и добавляет, что она избавляет флейтистов от их проклятия — красных щёк и выпученных глаз. Светоний во II веке говорил о Нероне как талантливом игроке на волынке.
Начиная с XIV века упоминания волынки в Европе носят массовый характер, а её изображения становится близкими к современным.
Устройство волынки
1. Трость волынки
2. Мешок
3. Воздуховод
4. Басовая трубка
5, 6. Тенорная трость
Техническое извлечение звука
Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) — басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.
Разновидности волынок
Большая шотландская волынка (Great Highland Bagpipes, Piob-mhor)
Шотландская волынка – самая известная и самая популярная на сегодняшний день. Имеет три бурдона (бас и два тенора), чантер с 8 игровыми отверстиями (9 нот) и трубку для нагнетания воздуха. Строй – от СИ бимоль, но при нотной записи строй Хайленда обозначают как А мажор (для удобства игры с другими инструментами в Америке даже стали выпускать варианты этих волынок в А). Звук у инструмента черезвычайно громкий. Используется в шотландских военных оркестрах “Pipe Bands”
Большая шотландская волынка
Ирландская волынка (Uillean Pipes)
Современный вид ирландской волынки был окончательно сформирован лишь к концу восемнадцатого века. Это одна из самых сложных по всем параметрам волынок. Она имеет чантер с двойной тростью с диапазоном в две октавы. При наличии клапанов на чантере (5 штук) – полной хроматикой. Воздух нагнетается в мешок лягушкой (получается набор Practice set: мешок, чантер и лягушка).
Три дрона Uilleann Pipes вставляются в один сток-коллектор и отстраиваются в октаву относительно друг друга. При включении их специальным клапаном (stop key) дают превосходный богатый количеством обертонов плотный звук. Stop key (выключатель) удобен для выключения или включения дронов в нужный момент игры. Такой набор называется Halfset.
В коллекторе над дронами находятся еще два отверстия, которые в Half set заткнуты обычно пробками. В них вставляются регуляторы тенора и баритона. Басовый регулятор накладывается на коллектор сбоку и имеет свой собственный сток.
Регуляторы в общей сумме имеют 13 – 14 клапанов, которые обычно закрыты. Они звучат только тогда, когда играющий нажимает их во время игры ребром ладони или пальцами в Slow air. Регуляторы похожи на дроны, но, на самом деле, это три видоизмененных чантера имеющих коническое сверление и двойную чантерную трость. Весь инструмент в сборе называется Fullset.
Uilleannpipes уникален тем, что музыкант может извлекать из него до 7-ми звуков одновременно. По своей сложности, многочастности и аристократиности он имеет полное право называться венцом творения волыночной мысли.
Галисийская гайта (Galician Gaita)
В Галисии существует порядка четырех разновидностей волынок. Но Галисийская Гайта (Gaita Gallega) получила наибольшую известность, в первую очередь, благодаря своим музыкальным качествам. Полутораоктавный диапазон (переход на вторую октаву осуществляется увеличением давления на мешок) и практически полная хроматика чантера в сочетании с певучим и мелодичным тембром инструмента сделали ее одной из самых популярных волынок для музыкантов всего мира.
Инструмент был широко распространен в 15-16м веках, затем интерес к нему угас, а в 19 веке он снова возродился. В начале 20 века снова наступил упадок до 1970 года.
Аппликатура инструмента очень напоминает блокфлейтовую, а также аппликатуры ренессансных и средневековых инструментов (шалмей, крумхорн). Существует и более старая (полузакрытая) аппликатура, называемая “pechado”, что-то среднее между современной аппликатурой Gaita Gallega и Gaita Asturiana. Ныне она почти не используется.
Различают три основных вида волынок гайт (Gaita) Галисии:
Французские волынки
Во Франции существует множество типов волынки — это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:
Жан Раскалу — исполнитель на овернской кабретте
Армянская волынка
Армянская волынка (арм. Պարկապզուկ) — близкий родственник ирландской волынки. Состоит из двух или более трубок, снабжённых язычком, и кожаного мешка. Исполнитель надувает мешок сам или мехами. Мешок — воздушный резервуар из кожи или пузыря животного, из которого подают воздух к звучащим трубочкам. Одна из трубок устроена как флейта — с отверстиями. На ней играют, зажимая пальцами отверстия. Остальные, аккомпанирующие трубки издают только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки. Звукоряд диатонический, звучание сильное и резкое.
Применяется главным образом для сопровождения танцев. Мешок паркапзука держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки. Распространена среди амщенцев (армянский субэтнос).
Болгарская волынка
Болгарская волынка (болг. Гайда) состоит из бурдюка (козьей шкуры), в который вшита трубка, куда дует музыкант. У гайды есть и ещё две трубки — басовая (бурдон) и мелодическая, с отверстиями. Волынщик держит бурдюк под мышкой и дует в трубку, выталкивая воздух через бурдон и мелодическую трубку. Характерной особенностью гайды является «блошиная дырка», расположенная наверху ствола мелодической трубки, дающая возможность воспроизводить при определённой аппликатуре хроматику.
Народные певцы нередко поют под аккомпанемент каба-гайды — большой волынки с низким звучанием. Существуют оркестры из 60-100 волынщиков — они называются сто каба-гайд. Горы Родопы считаются родиной старейшего направления в народной музыке Болгарии. Центральное место в нём занимает гайда — болгарская волынка.
Русская
Волынка слыла популярным инструментом и среди славян. Для ее изготовления брали баранью либо воловью (так пошло название инструмента) шкуру, крепили сверху трубку для нагнетания воздуха, снизу — пару басовых дудок для монотонного фона и дополнительную мини-дудочку, на которой наигрывалась мелодия.
Другая версия истории названия «волынка» связана с племенами волынян, живших в IX-XI вв. в Киевской Руси. Из-за того, что название волынки очень схоже с названием племени, некоторые исследователи решили, что инструмент назван в честь волынян. В высшем свете волынку игнорировали, считая, что подобная мелодия лишена гармонии и звучит невыразительно.
Инструмент считался простонародным и не вызывал всеобщего интереса. Постепенно его вытеснили гармонь и баян.
Украинская
«Дуда» либо «коза» – украинское и польское название легендарной волынки. На Украине инструмент появился на 200 лет раньше, чем в Шотландии. Вероятно, «козой» его нарекли за характерное звучание и изготовление из натуральной шкуры этого парнокопытного животного. При этом украинскому инструменту досконально придают схожесть с парнокопытным и внешне: покрывают шкурой, оформляют козьей головой из глины, а трубки венчают копытами.
Такие экземпляры встречаются по сей день в Словацком, Польском, Лемковском, Чешском и Буковинском карпатских регионах. Козью голову там принято делать из дерева и украшать рогами. Название «волынка» связывают с Волынской областью, поскольку слова являются однокоренными.
Волынка как символ Шотландии
Национальная музыка для шотландцев очень важна, так как она является одним из символов страны, яркой и запоминающейся традицией — наряду с килтом, гольфами и шапкой с перьями страуса. По старинному приданию, звуки волынки обладают мощной силой, которая способна защитить от злых духов, а также оказывает благоприятное влияние на общее состояние человека и обладает целительными свойствами.
Стоит отметить, что настоящей родиной этого уникального музыкального инструмента считается Ирландия, а в Шотландию волынка попала несколько позже. Тем не менее, ирландская и шотландская волынка имеют несколько существенных отличий – шотландцы добавили к традиционному варианту дополнительную третью трубу и украсили ее элементом национального мужского наряда – кусочком ткани со знаменитым клетчатым орнаментом.
Шотландская волынка
Шотландия – сказочная страна старинных замков и ужасного лохнесского чудовища. Перед глазами сразу возникает картинка: изумрудно зелёный холм, на нём стоит Дункан Маклауд в килте и играет на мешочке с трубками. Шотландская волынка – это символ страны, традиционный европейский духовой инструмент, чьё происхождение не менее туманно, чем долины Бен-Невиса.
Считается, что слово «волынка» происходит от региона Волынь на Украине. Предположительно инструмент пришёл туда из Румынии. В Шотландии его называют bagpipe – дословно «мешок с трубкой». Традиционно инструмент изготавливается из снятой целиком козьей или телячьей шкуры. Сверху прикрепляется трубка для наполнения воздухом, который со звуком выходит из нескольких язычковых трубочек в нижней части. Так создаётся это ни с чем не сравнимое гнусавое многоголосье. Туристам часто продают сувенирные волынки с мешками из резины, но для игры они непригодны. Необходимо, чтобы из мешка выходила влага и удерживался воздух – для этого его обрабатывают специальным составом.
Братья и сёстры шотландской волынки
У шотландской волынки огромная семья с массой близких родственников. Желбуаз – казахский национальный инструмент, который можно носить на шее. Паркапзук родом из Армении – на одной из его трубок отверстия точно как у флейты. На дуде играют в Беларуси, Польше и Литве, а в Болгарии – на гайде. Есть свои волынки и в Испании, Мордовии, Италии, Португалии, Эстонии, Франции. На Руси это тоже был довольно популярный инструмент, пока его не вытеснили гармонь и баян.
Самая большая шотландская волынка носит имя Хайленд – «горная». Её используют в военных оркестрах. Кстати, волынка в Шотландии приравнивается едва ли не к оружию. В полках впереди солдат традиционно вышагивали волынщики, отвечая за общее настроение и бодрость духа. Безоружные воины на передовой становились лёгкой мишенью для противника — было в них что-то изначально жертвенное, при этом героико-поэтическое.
Свой традиционный инструмент шотландцы наделяют магическими свойствами. Не меньше, чем корги, королева Елизавета любит звуки волынки – её каждое утро будит обученный музыкант, оглашающий окрестности Букингемского дворца заунывными звуками, пока её величество не соизволит проснуться. Наконец, волынка – символ Шотландии. Как балалайка для России.
Улица Мира
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
О волынках больших и шотландских
Немного о устройстве волынки. На плече волынщика, соединенные между собой веревкой лежат бурдоны, они издают постоянный монотонный звук, с этого звука начинается игра волынщика в живую. На первых секундах слышны только бурдоны, Gordon Dunkan готовится к записи.
Есть кстати легенда, о том, что это все было записано с первого дубля за один проход. Несмотря на то, что Gordon был мертвецки пьян. Любил он это дело.
Губами волынщик держит мундштук, через неё возвух накачивается в мешок, сдавливая который, волынщик создает нужное давление и этми заставляет звучать бурдоны и чантер
На чантере исполняется мелодия, и хоть диапазон волынки всего 9 нот (от нижней соль, до верхней ля), этих нот хватает 🙂
В чатнтере двойная:
Это простейший вариант ловушки для воды, который стоит у меня.
Так что музыка на волынке звучит странно, потому что Вы просто не привыкли к такому звучанию нот. И даже знакомая мелодия сыгранная на волынке будет звучать совем иначе.
Однако сейчас, в связи с тем, что волынка все больше используется вместе с другими инструментами, практически все переходят на чантеры, в которых нота Ля 440Hz и услышать исполнение с «сдвинутыми» нотами почти негде, хотя полностью, я думаю, эти чантеры не пропадут. Очень уж интересный звук получается.
С музыкой для GHB, как впрочем и для всей фольклорной музыки, да и фольклора в целом, это правило не работает. У нас нет варианта, который когда-то был записан. Все передавалось из уст в уста без записи. В Ирландии это привело к тому, что у нас есть композиция и 20 вариантов её исполнения. Потому что кто-то в пабе услышал, запомнил как получилось, дома наиграл, пошел в соседний город, сыграл там как умел, там услышали как смогли, начали играть сами и понеслась. В Шотландии же, учитель играл ученикам и ученики потом повторяли за учителем. И так до достижения повторения 1 в 1.
К слову сказать, ноты все же записываются, но выглядит это так:
Давайте запишем это украшение вот так, а играть его будем вот так.
Ну все и согласились, надо ж как-то людей учить.
Так что в результате, до нас без изменений дошла музыка 17-18 века, а то и более старая.