На чем играют симфонию

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра

Разделы: Музыка

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

V. Клавишные инструменты

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

СкрипкаНежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
АльтМатовый, мягкий
ВиолончельНасыщенный, густой
КонтрабасГлуховатый, суровый, мрачный, густой
ФлейтаСвистящий, холодный
ГобойНосовой, гнусавый
КларнетМатовый, носовой
ФаготСдавленный, густой
ТрубаБлестящий, яркий, светлый, металлический
ВалторнаОкруглый, мягкий
ТромбонМеталлический, резкий, мощный
ТубаСуровый, густой, тяжёлый

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Оркестр белорусских народных инструментов

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

Источник

Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

История инструментов симфонического оркестра

Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, организованный для исполнения симфонической музыки, либо академической западноевропейской музыки в целом.

Музыкальные коллективы, подобные современному оркестру, появились в XVI веке, вместе с развитием струнных инструментов. Увеличив количество музыкантов, композиторы получали возможность сочинять более громкие и впечатляющие композиции. В это время в оркестры, помимо струнных, входили клавесин, лютня, мандолины.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Первые «классические» составы симфонических оркестров сформировались во времена Людвига Ван Бетховена – в XVIII – XIX веках, и в музыковедческой литературе именуются «бетховенскими». В их состав входили струнные смычковые инструменты, парные деревянные духовые и группа медных духовых инструментов. Состав классического симфонического оркестра завершался литаврами – ударным инструментом.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

В дальнейшем, Бетховен продолжил увеличивать масштаб оркестра, дополняя классический состав расширенным количеством каждой секции инструментов, а также добавляя новых музыкантов, играющих на малой флейте, контрфаготе, тромбоне, треугольниках, большом барабане и тарелках. Кроме того, некоторые оркестры дополнялись арфой, тубой, колоколами и английским рожком.

Группы инструментов симфонического оркестра

Симфонические оркестры формируются из нескольких групп музыкальных инструментов. Количество этих групп и количество самих инструментов может варьироваться в зависимости от исполняемых произведений. Вообще, на тембральную окраску оркестра, его громкость и экспрессионную составляющую напрямую влияет количество и тип включенных в него инструментов.

Как правило, смычковые и духовые присутствуют в оркестре сразу в нескольких тембрах, что позволяет лучше раскрывать музыкальное произведение во всех диапазонах – от глубокого баса и ударных, до высокочастотных пронзительных мелодий скрипки и флейты-пикколо.

Сколько и какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

Струнно-смычковые инструменты

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

В симфоническом оркестре присутствует так называемый струнно-смычковый квинтет. Все эти инструменты призваны дополнять друг друга, покрывая все диапазоны звучания. Такая конфигурация создает богатый, насыщенный звук.

Первая и вторая скрипки. В струнно-смычковый квартет входят скрипки – первая и вторая. Каждая из этих скрипок может играть свою собственную партию. Обладая очень нежным, утонченным тембром, скрипки зачастую исполняют солирующие партии – главные мелодии произведения.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Альты. Эти внешне похожие на скрипку инструменты обладают большим размером, и, соответственно, имеют более низкий, слегка приглушенный звук. Альты хорошо раскрывают средние частоты, звуча подобно человеческому голосу.

Виолончели. Эти достаточно большие струнные, на которых музыканты играют используя напольную подставку. Виолончели еще называют большими скрипками. Большой размер корпуса создает громкий, тягучий, мужественный звук, который отлично дополняет солирующие партии.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Контрабас. Корпус этого инструмента больше роста человека, и играют на нем стоя. За счет массивных струн и большого резонатора, контрабас создает рокочущие, величественные басовые звуки. Как солирующий инструмент он почти не используется, зато без него звучание оркестровых струнных было бы не полным.

Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Деревянные духовые симфонического оркестра, как и все остальные составные группы инструментов, также подбираются по их диапазону звучания. Деревянными эти инструменты называются, скорее, не по материалу, из которого они изготовлены, а по способу звукоизвлечения, которое они исторически приобрели – путем закрывания и открывания отверстий в корпусе. В эту группу симфонического оркестра входят следующие инструменты.

Флейты – эти инструменты обладают утонченным, звонким, чистым звучанием. Среди всех деревянных духовых их тембр – самый высокий. В симфоническом оркестре используют несколько флейт – две и больше.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Гобой – инструмент, представляющий собой полую трубку – с раструбом на одном конце и с тростью на другом. Гобой имеет постоянный строй и не требует подстройки, поэтому, помимо чисто исполнительской функции, в оркестре этот инструмент может являться своеобразным камертоном. Тембр гобоя можно охарактеризовать как певучий, слегка гнусавый и громкий. Его используют для выражения романтического, тоскливого, либо элегичного настроения в композиции.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Кларнет – очень разноплановый, яркий духовой инструмент, теплое и мягкое звучание которого позволяет использовать его для выражения всего спектра эмоций, но особенно хорошо ему удается выразить мрачное, тоскливое и драматичное настроение в музыке. Этот известный инструмент иногда может исполнять соло-партии.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Фагот – экспрессивный и громкий, тембр этого инструмента лучше всего раскрывается в басовом регистре. Самая низкая по звучанию разновидность фагота называется контрфагот.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Медные духовые инструменты симфонического оркестра

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Эта группа инструментов создает яркое, торжественное звучание оркестра. Медные духовые являются одними из самых громких, и также формируются в музыкальном коллективе по высоте своего звучания.

Труба – звонкий, солирующий медный духовой инструмент. Со своим пронзительным звучанием труба может быть отчетливо слышна даже тогда, когда на полной громкости играют все остальные инструменты оркестра. Для трубы пишут сольные партии, но она также может звучать и в дополнение к другим инструментам.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Тромбон – по своей сути является увеличенной трубой и имеет более басовитый, мужественный, громкий звук. Семейство тромбонов включает в себя инструменты трех голосов хора: тромбон-альт, тромбон-тенор и тромбон-бас. Эти инструменты достаточно сложны для быстрой игры, но при этом они прекрасно дополняют звучание остальной группы духовых своим сильным голосом.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Валторна – являясь родственником охотничьего рожка, валторна издает весьма сильные и протяжные звуки в среднем и нижнем регистрах. Этому инструменту особенно дается исполнение затяжных нот, ведь расход воздуха для него не очень высок.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Туба – является самым низким по звучанию медным духовым инструментом в симфоническом оркестре. Туба массивна, имеет большие размеры, и способна издавать очень громкие, рокочущие басовые звуки.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Ударные инструменты симфонического оркестра

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Ударные инструменты в симфоническом оркестре появились не сразу. Сначала в их числе были только литавры, призванные делать акцент в определенные моменты произведения. С течением времени количество ударных расширялось, и сейчас эта группа инструментов играет ключевую роль в создании ритмического рисунка и акцентуации в симфоническом оркестре.

Литавры – главный ударный инструмент, появившийся в составе симфонического оркестра с самого начала. Имеют громкий, ухающий звук, отлично дополняющий все инструменты оркестра и прекрасно подходящий для акцентуации самых драматичных моментов.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Тарелки – большие металлические диски, которые, ударяясь друг об друга, создают невероятно громкий, насыщенный высокими частотами звук.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Большой и малый барабан использовались в основном в военных оркестрах, но и в симфонических коллективах эти ударные нашли свое применение. Создают атмосферу маршевости и стройности.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Ксилофон – виртуозный мелодический инструмент, способный не только создавать перкуссионные звуки, но и исполнять мелодии. Его кристальное, яркое звучание используют для создания загадочного, магического настроения.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Кроме этих ударных в коллективе симфонического оркестра встречаются и колокольчики, бубны, кастаньеты, маракасы и другие перкуссионные инструменты.

Клавишные инструменты и арфа. В некоторых случаях симфонический оркестр расширяется клавишными инструментами, такими как орган, фортепиано (рояль либо пианино) и клавесин. В некоторых случаях к ним добавляют и арфу – струнно-щипковый инструмент, обладающий струящимся, богатым, переливчатым тембром.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Схема расположения инструментов в симфоническом оркестре

Расположение всех групп инструментов симфонического оркестра на сцене является очень важной деталью, обеспечивающей стройное, громкое и хорошо слышимое звучание. Обычно музыканты располагаются веером вокруг дирижера. Дирижер находится как бы на оси этого воображаемого веера, и с этой точки он хорошо заметен всем музыкантам.

Расположение групп инструментов в симфоническом оркестре делится на два типа – немецкий и американский.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

В немецкой рассадке всего несколько отличий: виолончелисты находятся на месте вторых скрипок, а вторые скрипки на месте виолончелистов. Контрабасы располагаются слева. Вглубь сцены, справа, удаляются медные духовые инструменты, а валторны оказываются с их левой стороны. Ударные инструменты находятся сзади справа.

Источник

Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.

Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?

— Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. (В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные — барабаны, литавры, тарелки, треугольники — Прим. ред.).

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?

— Нет, существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, ее не существует и поэтому их часто комбинируют.

У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.

В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

В чем сложность выбора?

— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь именно им нужно разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно. Но идеал так до сих пор и не найден. Например, струнные (виолончели, скрипки и альты) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише.

Многие оркестры до сих пор не определились, какая схема рассадки лучше. Так что это остается личным делом дирижера.

В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Бывает, что типы рассадок комбинируют?

— Бывает. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.

Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.

Источник

На чем играют симфонию

Австрийский композитор, одна из важнейших фигур в европейской музыке. Кроме того, Малер — один из самых выдающихся и влиятельных дирижеров XX века. Автор девяти симфоний и целого ряда вокальных сочинений, он заставил мир уви­деть роль дирижера в исполнительском процессе.

Оркестр Малера

Симфонический оркестр, для которого писал Густав Малер, — вершина много­векового развития оркестра и по количеству участни­ков, и по разно­образию и сложности испол­нения как для каждого отдельного музы­канта, так и для всего коллектива, не исклю­чая самого дирижера.

С историческим развитием, особенно в тече­ние XIX века, состав оркестра постоянно увеличивался. Этот процесс был связан с желанием композиторов усилить вырази­тельность, колорит, выровнять звуковой баланс между раз­ными группами инстру­ментов. «…С обогащением содержания неизбежно вырастают и выразительные средства», — писал Малер.

Ко времени Малера в оркестре сложились группы сходных по тембру инстру­ментов: струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых, ударных и клавишных инструментов. Послед­ние две часто объеди­няются в группу украшающих, или дополни­тельных, инструментов.

В зависимости от авторского замысла в процессе исполнения той или иной группе поручается определенная функция — вести мелодию или басовую партию, длить одну ноту или всю гармонию, быть подголоском или создавать ритмическую основу.

Однако специфическое малеровское слыша­ние звукового мира как непрерыв­ного движения повлияло и на своеобразие его оркестрового мышления. Струк­тура его оркестра лишь внешне сохраняет деление на тембровые группы. По сути, это многого­лосие, комплекс разнородных по тембрам голосов и их соеди­­нений. Функция тембров-голосов становится универсальной, и каждый голос по мере надобности выполняет все функции.

Вторая особенность — отказ от единого тембрового колорита всех частей музы­кальной формы: в оркестровом изложении Малера окраска музыкальных фраз постоянно меняется, как если бы один текст произно­сили разные люди и разными интонациями.

Нередко состав расширяется за счет введения различных малоупотреби­тель­ных инстру­мен­тов, например альтового тромбона, басовой трубы или молота, как в Шестой симфонии.

Малер мастерски пользуется огромными составами, однако для него характерно и стремление к предельной камерности, ансамблевости звучания. Если до него композиторы в основном увеличи­вали численность инструментов ради усиления масштаба звучания, то малеров­ский обширный состав — для большей свободы исполь­зования различных тембро­вых сочетаний, колористических и динами­ческих комбинаций. Его оркестр может быть то мощным, то прозрачным, то густым и массивным, то легким и нежным, но никогда не бывает перегруженным.

«Инструментовка создана не для того, чтобы добиваться звуковых эффектов, а для того, чтобы ясно выразить все, что мы хотим сказать», — писал Малер. Он стремился говорить о природе и человеке, о жизни и смерти.

Шестая симфония

Симфония № 6 ля минор была завершена в 1904 году и впервые исполнена в Эссене в 1906 году. На премьере Малер дирижи­ровал сам. Мрачный характер симфонии закрепил за Шестой название «Трагическая». Друг композитора Виллем Менгельберг, один из лучших интерпретаторов его музыки, писал Малеру: «В ней передана потрясающая драма в звуках, титаническая борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе». Но сам автор намеренно не хотел давать отправную точку для понимания симфонии: «…ничего не стоит такая музыка, о которой слушателю нужно сперва сообщить, какие чувства в ней заключены и, соответственно, что он сам обязан почувствовать!»

Для решения своих художественных задач Малер использует здесь несколько новых для его времени приемов. Так, чтобы сделать голос более рельефным, Малер часто прибегает к изменению звучности у медных и дере­вянных духовых. Например, это игра закрытым звуком у валторн, когда музыкант заслоняет раструб рукой и тем самым немного понижает звук. Или игра на медных инструментах раструбом вверх, что усиливает громкость и яркость звука: в XIX веке такой прием использовался только в кульминации, у Малера же он стал рядовым. Новшеством было применение коровьих коло­коль­чиков. Малер писал об этом приеме: «Большинство слушателей пони­мают это новшество неправильно. Речь здесь не идет о достижении поразительного эффекта звучания, а о том, чтобы найти звуковой символ для выраже­ния чувства удаленности от земли, полнейшего одино­чества». как знак судьбы Малер использует молот — глухие удары невероятной силы.

Струнные у Малера, например в финале Шестой симфонии, используются как сильнейшее средство для достижения трагической экспрес­сии. Арфа не мыслится как декоративный, украшающий инструмент, окутываю­щий оркестровое звучание пышной многозвучностью, — она здесь имитирует литавры, отдаленно звучащий колокол, pizzicato (звук извлека­ется щипком струны) струнных и форте­пиано. Она мыслится как акцентирующе-ритмический и ритмо-тембро­вый инстру­мент, для чего часто объединяется с группой ударных инструмен­тов. Малер положил начало новому взгляду на арфу, который был развит в XX веке. В финале Шестой симфонии арфа звучит в низком и среднем регистре — вместе с низким регистром челесты, — таким образом Малер достигает фантастического, ирреального настроения.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

В 2004 году в Новосибирске дирижер Теодор Курентзис отобрал в первый состав оркестра — тогда еще камерный — молодых сибирских музыкантов. Одновременно с оркестром был создан хор. Постепенно оркестр расширялся, и уже в Перми, где Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета, он превратился в симфонический; приехали первые иностранные музыканты.

С сентября 2019 года musicAeterna работает в Санкт-Петербурге как независи­мый коллек­тив и продолжает пополняться музыкантами из разных стран мира. Поскольку оркестр играет музыку разных эпох — от барокко до современной академи­ческой музыки, — количество музыкантов в нем будет отличаться от классического состава симфонического оркестра в 90 чело­век за счет музы­кантов, специализирую­щихся отдельно на современных или на исто­ри­­ческих инструментах.

Одна из особенностей коллектива — то, что оркестр играет стоя (за исключе­нием тех инструментов, на которых это сделать технически невозможно), так, как играют солисты. Это дает больше энергии и свободы во время исполнения и позволяет установить более тесный контакт между музыкантами.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Инструменты

Это самая обширная по разнообразию и коли­честву группа инструментов. Все ударные принято делить на две группы: с определенной высотой звука (литав­ры, колокольчики, ксилофон, вибрафон, маримба, колокола) и без определен­ной высоты (треугольник, бубен, барабаны, тамтам, тарелки, кастаньеты, трещотки и многие другие).

Количество ударных в оркестре не регла­ментировано, обычно решение об их составе принимает композитор. Чаще всего используются литавры, большой и малый барабаны, тамтам, колокольчики, треугольник, тарелки.

Роль в оркестре

Поскольку ударные отвечают за ритм, а ритм непосредственно связан с выра­жением эмо­ций, ударные напрямую задействованы в создании психологи­че­ской атмосферы произведения. Кроме того, ударные укра­шают оркестр благо­даря колоссальному разнообразию тембровых и звукоподража­тель­ных возмож­ностей, хотя их роль и не столь разнообразна, как у струнных или духовых.

Отличие от других групп

Иерархия внутри группы

Все ударники умеют играть на всех инструментах, но, если в составе оркестра больше одного ударника, на литаврах играет отдельный исполнитель. Обычно музыканты разделяются сле­дую­щим образом: один игра­ет на мелких инструментах (малом барабане, бубне, тре­угольнике), другой — на крупных (тарелках, большом барабане, тамтаме). Если задействованы колокольчики и ксилофон, добавляется еще один исполни­тель, который по необходимости в промежутках помогает играть на инстру­ментах, находящихся в веде­нии других музыкантов. По мере увеличения количества ударных инструментов растет и число играющих на них музы­кантов.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Не соответствует количеству инструментов. Литавр обычно может быть от двух до 16, исполнителей — от двух до 10. Обычно на каждого литавриста приходится по четыре литавры.

Разновидности

В современном симфоническом оркестре обычно используются литавры четырех размеров.

Роль в оркестре

Литавры — очень подвижный и отзывчивый инструмент. Им подвластны самые затейли­вые ритмы с разными динамическими оттен­ками и разной скоростью. Именно литавры создают основу ритмического рисунка звучащего произведения. Звучание литавр прекрасно соединяется с любыми другими инструментами оркестра. Например, с pizzicato (звук извлекается щипком струны) виолончелей и контрабасов они сливаются почти в единую звучность. Значение литавр не ограничивается динамической и ритми­ческой ролями — они часто дублируют басовый голос и даже могут участвовать в мелодии.

Особенности

Литавры никогда не используются пооди­ночке — минимум парой, и всегда упомина­ются во множественном числе.
На про­тяжении звучания произве­дения, во время игры всего оркестра, музы­кант может менять настройку литавр на опреде­ленную высоту — это требует от него большого мастерства и тонкого слуха.
Литаврист играет палочками с головками из разных материалов — это дает большое разнообразие характера и громкости звуча­ния. Чаще всего головка сделана из пробки или твердого дерева, которая обтянута фильцем (валяной шерстяной тканью). Звук зависит как от количества слоев фильца, так и от силы его натяжения на головку.
Один литаврист может извлечь за один раз максимум два звука на двух литаврах.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей
Роль в оркестре

Большой барабан применяется для получе­ния определенных эффектов в дина­мике, ритмике и колористике. Нот в его партии совсем немного: чем реже он звучит, тем сильнее его действенность. По силе звука большой барабан превосходит любой другой оркестровый инструмент. Основной прием игры на нем — простой крупный ритм и одиночные удары в огромном динами­че­ском диапазоне, от глухого отдаленного до подобного пушечным выстрелам звучания.

Особенности

Относится к инструментам без определенной высоты звука. Часто играет вместе с тарелками.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей
Роль в оркестре

У ксилофона очень характерный резкий, щелкающий звук, поэтому он исполь­зу­ется только в тех моментах, где этого требует музыкальная задача (сказоч­ные, гротескные или механистичные звуки).

Ксилофон — очень виртуозный инструмент. На нем блестяще получаются гаммы и другие звуковые последовательности, основанные на чередовании ударов двух палочек.

Особенности

Относится к инструментам с определенной высотой звука. На ксилофоне играют двумя легкими деревянными палочками с жесткими головками.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Инструменты

Валторна, труба, тромбон, туба.

Роль в оркестре

Медные духовые звучат в нижнем и среднем участках оркестрового диапазона и играют роль основы, своеобразного фона для инструментов, исполняющих мелодию, — особенно в tutti, когда весь оркестр звучит вместе. Впрочем, меди может быть поручено и соло — мощные характерные или яркие рельефные возгласы.

Валторны мягкостью тембра примыкают к деревянным духовым и прекрасно сочетаются со струнными, поэтому чаще других заняты в различных комбина­циях инструментов. Трубы, тромбоны и тубу чаще приберегают для куль­ми­наций. Исключение составляет использование труб и тромбонов с сурдиной — специальным приспособле­нием, приглушающим или ослабляю­щим звук, — когда композитору краска важна больше, чем сила.

Отличие от других групп

Медь уступает смычковым и деревянным духовым в виртуозности, но в эмо­цио­нальной выразительности она превосходит все прочие инстру­менты силой звука. У медных духовых — блестящая звучность, яркий тембр и, в отличие от деревянных духовых, однородный звук. Унисон нескольких инструментов одного вида звучит еще более рельефно и значимо.

Иерархия внутри группы

Внутри группы медных духовых нередко образуются два четырехголосных ансамбля, состоящие из квартета валторн и квартета тяжелой меди (туба и три тромбона).

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от двух до 24.

Роль в оркестре

Валторна — самый поэтический инструмент среди медных духовых. Хотя валторны относятся к медным духовым инструментам, по тембру и силе звука они занимают промежуточное положение между деревянными духовыми и остальными медными.

Из-за полного, благородного бархатного звучания валторне поручают певучие выразительные соло, а объединяясь с виолончелями, этот инструмент отвечает за гармони­ческую основу оркестрового звучания. Валторнам хорошо удается не только играть складывающиеся в аккорд долгие звуки, для которых нужно длин­ное дыхание, но и быстро менять повторяющиеся ноты.

Особенности

При игре валторна обычно расположена раструбом назад, и публика слышит звук инструмента отраженным от различных поверхностей.

Иерархия внутри группы

Первый и третий валторнисты специали­зируются на верхнем регистре, второй и четвертый — на низком. При большем количестве музыкантов этот принцип сохраняется. По высоте и характеру звучания вся группа подстраивается под первого валторниста; также он играет все соло (однако иногда соло по традиции пору­чают и третьему валторнисту). В некоторых случаях в состав группы вводят дополни­тель­ного музыканта — либо для усиления звучности одного из голо­сов, либо чтобы он играл партию первой валторны в tutti, когда весь оркестр играет вместе, а у первого валторниста была возможность отдохнуть.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от двух до шести.

Разновидности
Роль в оркестре

Самый характерный и самый высокий пред­ставитель группы медных духовых. Сила, блеск, яркость тембра, большие технические возможности позволяют широко и многооб­разно использовать инструмент. Лирические высказывания на трубе — редкое исключе­ние. Ее сти­хия — героика, музыка фанфар­ного, призывного, торжественного характера.

Особенности

У трубы настолько мощный звук, что она способна прорезать полный оркестр, а звуча­ние трубы с сурдиной (грушевидной встав­кой в раструб инструмента) может быть и пронзительным, и таинственным и часто используется для созда­ния эффекта эха.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей
Разновидности

Теноровый и басовый тромбоны.

Роль в оркестре

Тромбон занимает в оркестре особое положе­ние — сила и мужественность его звучания незаменимы, особенно в кульминационных моментах. Трио тромбо­нов звучит как три мужских зычных голоса, им часто поручают особо значи­мые музыкальные фразы, кото­рые должно быть слышно сквозь звучание всего оркестра. Вместе с тубой три тромбона образуют квартет тяжелой меди, которому свойственно хоральное звучание. Также тромбон занят в аккомпане­менте или длении одной ноты.

Особенности

Во время игры на инструменте происходит огромный расход воздуха, техни­чески он не очень подви­жен. Мелодии на тромбоне требуют от исполнителя серьезного напряжения.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от одного до трех.

Разновидности

Теноровая, басовая, контрабасовая.

Роль в оркестре

Туба — басовый инструмент, самый низкий в группе медных духовых. Соответ­ственно, ее роль — устойчивая и ясная основа любой гармонии. И в квартете тяжелой меди, и в оркестре в целом. Иногда выступает с короткими соло в харак­терных ролях, а также в кульминационных драматических моментах.

Особенности

Инструмент требует огромного расхода воздуха, музыканту часто приходится менять дыхание на каждой ноте. С появлением в симфоническом оркестре тубы заверши­лось формирование его классического состава.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Инструменты

Флейта, гобой, кларнет, фагот, флейта-пикколо, английский рожок, кларнет-пикколо и другие — всего до 15 разновид­ностей инструментов, различных по звучанию.

Роль в оркестре

Деревянным духовым поручают мелодию или линию, требующую особо выпук­лого характерного звучания. Их соло часто носят характер лирического высказывания, негромкого голоса, к которому хочется прислушаться.

Отличие от других групп

Иерархия внутри группы

Хотя все исполнители на духовых инстру­ментах считаются солистами и у них, как у струнных, нет лидера-концертмейстера, внутри группы существует своя иерархия: более сложные партии поручаются первым инструментам каждого вида — первому кларнету, первому гобою, флейте или фаго­ту. Аккомпанирую­щую функцию или педаль­ную (когда инструменты играют одну ноту) выпол­няют все свобод­ные от соло инстру­менты в зависимости от того, какая окраска звука нужна в данный момент.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от двух до пяти.

Разновидности

Флейта, флейта-пикколо, альтовая флейта.

Роль в оркестре

Флейта — самый подвижный инструмент среди духовых. С особым блеском и легко­стью ей удаются виртуозные пассажи. Флейтовые соло отличаются холодной поэтичностью, легкостью, воздушностью и подвижностью. Компо­зиторы часто используют как выразительный прием звучание ансамбля трех флейт.

Регистры флейты отличаются по звучанию: нижний — таинственный, стеклян­ный; средний — светлый и поэтичный; верхний отличается яркостью и блес­ком, а самые верхние ноты — пронзительны. В tutti (когда весь оркестр играет вместе) флейтам обычно поручается верхний голос на октаву выше других инстру­ментов, что придает звучанию оркестра яркость и свежесть.

Особенности

Игра на флейте требует большого расхода воздуха, поэтому на ней трудно исполнять длинные ноты и широкие мелодии.
Тембр флейты беден обертонами (это высокие призвуки, обогащающие тембр звука), что делает его матовым и холодным.
Флейта-пикколо звучит еще выше обыч­ной флейты; ее свистящий резкий звук отличается огромной силой и блеском. Этот миниатюрный инструмент способен прорезать звучание всего оркестра. Ее сфера применения — остро­харак­терные пронзи­тельные или гротескные эпизоды и в качестве самого верх­него голоса в tutti.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от двух до пяти.

Разновидности

Гобой, английский рожок (альтовый гобой).

Роль в оркестре

Благодаря конструктивным особенностям гобой никогда не меняет строй, поэтому именно по нему настраивает звучание первая скрипка, а за ней — весь оркестр. Гобой обладает очень своеобразным тембром и выделяется среди дру­гих деревянных духовых экспрессивностью и остротой звучания; это самый заметный инструмент среди них. Роль его в основном играть сольные проник­но­венные, эмоциональные мелодии.

Регистры гобоя отличаются по звучанию: нижний — грубоватый, верхний — крикливый, а средний — свежий, нежный, трогательный. Именно для среднего композиторы пишут соло, а верхний используется в комических и характерных эпизодах.

Особенности

Преимущество гобоя перед другими духо­выми — экономный расход воздуха, что дает возможность поручать им длинные музыкальные фразы или ноты без смены дыхания.

Альтовый гобой, или английский рожок, больше гобоя, богаче нижними нота­ми. Тембр — сочный, пряный, меланхоличный, томный. Его сфера приме­нения — пасторальные, идиллические соло и восточный колорит.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от двух до пяти.

Разновидности

Кларнеты в строях B (си-бемоль), A (ля), C (до), кларнет-пикколо, бас-кларнет.

Роль в оркестре

Кларнету доступно всё — и пение, и виртуозные пассажи. Соло он использует в наиболее проникновенной поэтической лирике, а также в трагических или мрачно-фантастических эпизодах. Кларнет-пикколо c его ярким, сильным визгливым звуком применяется для усиления оркестровой звучности и как харак­терный инструмент. Например, Малер регулярно использует его в иронических эпизодах (с пометкой «дерзко»). Бас-кларнету поручаются драматические соло в низком регистре.

Особенности

У кларнета существует больше всего разно­видностей. Они отличаются разме­ром, строем и, соответственно, оттенком звучания (чем выше — тем ярче; чем ниже — тем мягче).

Из-за особого строения мундштука кларнет требует очень малого расхода воздуха, поэтому ему доступны длинные мелодии на одном дыхании. Также это единственный из деревянных духовых инструментов, способный на гибкое изменение силы звука. На всем диапазоне ему удается и очень громкая, и очень тихая звучность и, главное, постепенное усиление и ослабление звука.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от двух до пяти.

Разновидности
Роль в оркестре

Тембр фагота своеобразный, меняется на протяжении диапазона звучания: внизу — очень мощный, грозный; вверху — меланхоличный и патетический. Соответ­ственно, диапазон поручаемых ему соло очень широкий — от траурных и жалобных до саркастических и гротескных. Сфера пародии, юмора, фарса — его конек. Фагот хорошо сливается с другими тембрами, способен маскиро­ваться, усиливая их звуч­ность. Фаготы часто объединяются вместе с валтор­нами и виолончелями, играя нижний басовый голос.

Особенности

Фагот требует большого расхода дыхания, поэтому в низком регистре долго и громко играть на нем крайне утомительно. Техника игры на фаготе допускает большую виртуоз­ность — лучше, чем другим духовым, ему удаются мелоди­ческие скачки и отрывистое звучание.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

В зависимости от творческого замысла композитора в состав симфонического оркестра могут включаться самые разные инструменты — от органа и мандо­лины до электрофона (волн Мартено). Кроме того, есть инструменты-индивидуалисты, такие как арфа, которые не принадлежат ни к какой группе, но последние 200 лет являются почти постоянными участниками большого состава оркестра.

Клавишные инструменты обычно также не составляют отдельной группы в оркестре, хотя в некоторых произведениях встречается сразу по два их пред­ставителя (например, рояль и челеста). Также не стоит забывать о том, что композитор может включить в партитуру хор или отдельные голоса, и они с полным правом будут названы музыкальными инструментами.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей
Разновидности
Роль в оркестре

Роль челесты напрямую связана с ее уни­кальным тембром — нежным, хру­сталь­­­ным, необыкновенной красоты. Композитор использует ее звучание для создания атмосферы волшебства.

Челеста играет либо соло, либо в ансамбле с другими инструментами и при­дает общей звучности чудесный небесный колорит.

Особенности

На челесте невозможно играть громко, ее динамический диапазон — от pianissimo до piano, то есть от «очень тихо» до «тихо».

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от одного до семи.

Роль в оркестре

Роль арфы колористическая — она отвечает за красочность оркестрового звуча­ния. Ей чаще всего поручают эффектные соло. В других случаях она аккомпа­нирует инструментам оркестра. В tutti (когда играет весь оркестр) блестящая звучность несколь­ких арф придает нарядность общему звучанию.

Особенности

Исполнение мелодии на арфе в составе оркестра скорее исключение из правил. Обычно ее сфера — аккор­ды или скольжение по струнам, украшающее общее звучание. Удвоение состава арф влияет не столько на громкость и силу звука, сколько на объем, красоту и нарядность.

Иерархия внутри группы

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Инструменты

Скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Роль в оркестре

Струнные — ведущая группа, и по количе­ству, и по значению в оркестре. У каждого из струнных инструментов свой собственный тембр, но, если этого требует музыка, все вместе они могут превращаться в огромный инструмент с одинаковым звучанием — и в высоких регистрах, и в низких. Группа задей­ствует почти весь звуковой диапазон оркестра в семь октав. Именно наличие нескольких групп одно­родных инструментов, играющих в унисон (первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы), отличает симфонический оркестр от ансамб­ля.

Отличие от других групп

Иерархия внутри группы

Концерт­мейстер и помощник концерт­мейстера каждой подгруппы струнных всегда сидят за первым пуль­том. Их выбирают особенно тщательно, поскольку они несут творческую ответственность за звучание группы. Осталь­ные музыканты могут делиться (на тех, кто сидит справа и слева за пультом), если в партитуре указано divisi, то есть «раздель­но». Кто какой играет голос, определяет композитор или, если композитор не опре­делил, дирижер.

В целом задача группы — играть макси­мально синхронно во всех нюансах (штрихах), которые определяют дирижер и концертмейстер.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от семи до 24 пультов (пар).

Роль в оркестре

Благодаря своим богатым техническим и выразительным возможностям скрип­ки используются очень разнооб­разно. Разде­ленные в оркестре на две самостоятель­ные группы — партии первых и вторых скрипок, — они использу­ются в ведущих и второстепенных планах, в массе и соло.

У первых скрипок обычно роль главного (верхнего) мелодического голоса, а вторым скрипкам поручается вторая мелодическая линия, нижний голос. Нередко вторые скрипки вместе с другими струнными аккомпанируют первым скрипкам. В отдель­ных случаях композиторы делят первые и вторые скрипки на две, три и более партий, чтобы звучание было еще прозрачнее и насыщеннее.

Особенности

У скрипок выдающиеся технические возмож­ности, а в подвижности, гибкости, легкости и способности передавать множество оттен­ков экспрессии им нет равных.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от двух до 10 пультов (пар).

Роль в оркестре

Звук альта более глухой, чем у скрипки и виолончели. Ему часто поручают испол­нять мелодию соло или в дуэте с виолонче­лями или скрипками; также у альта могут быть другие роли — педальная (когда одна нота тянется долго) и аккомпани­рующая. Как инструмент, играющий в составе оркестра мелодию, альт незаменим в музыке элегического, романтического характера.

Особенности

В виртуозном отношении альт совершенен почти так же, как и скрипка, но тре­бует большей растяжки пальцев и физической силы музыканта.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от двух до восьми пультов (пар).

Роль в оркестре

В оркестре виолончель относится к инстру­ментам нижнего регистра — ей часто поручают басовый голос, аккомпанирующие соединения с другими низкими инструмен­тами (контрабас, фагот, валторны, тром­боны). Однако прежде всего виолончель — мелодический инструмент, ее тембр ближе всего к звучанию человеческого голоса. Звук виолончели отличается сочным, густым тембром.

Группу виолончелей часто делят на несколь­ко голосов, достигая напряженного звучания. Но существует и огромное количество виолончельных соло с оркест­ром (в этом отношении виолончель уступает разве что скрипке); иногда исполь­зуется также ансамбль солирующих виолончелей.

Особенности

По техническим возможностям виолончель немного уступает скрипке. Она принадлежит к числу ножных инструментов: исполнитель ставит ее между коленями, упирая металли­ческий шпиль в пол. Это единственный из струнных инструментов, на котором невозможно играть стоя.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Количество исполнителей

Обычно от одного до шести пультов (пар).

Роль в оркестре

Самый глубокий и низкий голос оркестро­вого диапазона. Создает фундамент звучания струнных, а вместе с фаготом, басовым тромбоном или тубой — и всего оркестра. Часто в мелодических линиях используется дуэт контрабаса с виолончелями.

Особенности

Единственный из струнных, у кого одни и те же ноты, взятые на разных стру­нах, звучат одинаково. Из-за своих размеров требует очень хорошей растяжки пальцев.

На чем играют симфонию. Смотреть фото На чем играют симфонию. Смотреть картинку На чем играют симфонию. Картинка про На чем играют симфонию. Фото На чем играют симфонию

Инструмент

Роль в оркестре

В основных европейских языках слово «дири­жировать» (лат. dīrigere) значит «направ­лять». Первая обязанность дирижера — чтобы музыканты не «разо­шлись», вместе начали и окончили произведение, играли все в одном темпе и ритме, вовремя вступали после пауз и т. п. (долгое время задачи дирижера этим и ограничивались). Для этого существует целая система дирижерских знаков — взмахов палочки и/или руки. Но ошибочно сводить задачу дирижера только к этой внешне направляющей роли.

Дирижеру нужно самому понять и почув­ствовать замысел музыкального произве­дения, а потом передать его оркестру, добиться от музыкантов выпол­нения своих намерений. Дирижер должен вдохнуть жизнь в нотные знаки, заключенные в партитуре. При этом он обязан следовать указаниям компози­тора и стремиться верно передать его намерения.

На репетициях, которые не менее важны, чем выступление, дирижер разучи­вает произве­дение с оркестром, следит, чтобы его наме­ре­ния выполнялись, объясняет или показы­вает, как он понимает музыку. Но оркестр разучивает произведение и до появления дирижера за пультом: каждый музыкант учит трудные места своей партии; концерт­мейстеры, руководители оркестровых групп, проводят групповые репетиции.

Необязательно, но часто дирижер является и художественным руководителем оркестра. Он определяет стратегию творческого развития оркестра, репертуар, то, с какими другими дирижерами оркестру предстоит играть и какие музы­канты войдут в его состав.

Особенности

Дирижеру необходимо широкое музыкаль­ное образование, умение свободно читать оркестровую партитуру, большой кругозор в истории музыки и искус­ства, выдающиеся природные способности, особенно музыкаль­ный слух и память: стоя за пультом, дирижер должен услышать каждую ноту музыкаль­ного произведения. Помимо чисто музыкальных качеств, дирижер должен обладать темпераментом и способностью передать свое понимание музыки другим людям — музыкантам оркестра и слушателям в зале.

Дело дирижера — внушить всем артистам оркестра единое ощущение музыки, объеди­нить их своей волей и из ста индивидуаль­ностей создать коллектив, единый организм. Главное средство, при помощи которого он передает свои намерения оркестру, — дирижерский жест. Это своеобразный язык, междуна­родная система знаков, которую понимают все музыканты.

Как в любом случае, когда нужно управлять большим количеством людей, дири­жеру приходится завоевывать доверие коллектива и преодолевать его сопротивление, чтобы сто с лишним человек захотели последовать за ним. Во время репетиций и на концерте дирижер одновременно следит за 20–30 ли­ния­ми голосов. Он должен понять, что идет не так, на ходу анализировать и нахо­дить решение, как это исправить и как доне­сти до музыкантов задачу так, чтобы они не просто выполнили инструкцию, а захотели это сделать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *