На чем исполняется лаковая палехская миниатюра
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
✨Непостижимо трагичная судьба великой виолончелистки Жаклин Дю Пре «Я никак не мог.
Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Лаковая миниатюра: «Палех»
Лаковая миниатюра: «Палех» от художника Жирякова Алексея Евгеньевича.
Современную Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. Корни этого народного промысла лежат в глубинах русского иконописания, которое cегодня снабжено элементами из современной жизни и полно авторских замыслов. Палехское искусство на протяжении веков эффективно формировалось двумя главными силами: территорией и религией. Палехскому творчеству свойсвенны каноны иконописной живописи, так как русская икона из покона веков символизировала Русскую культуру.
В Палехе писали иконы «для богатых» с использованием золота высокой пробы, тончайшим письмом и очень детальной проработкой всех объектов. Палехская шкатулка не шкатулка если на ней нет росписи золотом. Дело в том, что изначально Палехские сёла были центрами иконописи. Стиль миниатюрного письма золотом отличается особой тонкостью художественных приемов, изображающий силуэто-цветовое звучание композиции. Золото – это цвет привилегии, а так же цвет, проводящий параллель между древнерусской иконописью и современной лаковой миниатюрой.
Тема творчества Палешан остаётся любовно-лирической, с певучими линиями рисунка, сложностью цветовой живописи, утонченно-вытянутыми фигурами на черном фоне, и изумительной проработкой графикой золотом, что оказывается созвучным некоторым элементам искусства эпохи раннего Итальянского Возрождения.
На сегодняшний день Палехская миниатюра получает больше внимания, чем другие народные промыслы благодаря своему происхождению и, безусловно, творчеству автров. Работы Палешан на изделиях из папье-маше отличаются от миниатюр Федоскино своим ярко выраженным сюжетом национального характера и традиционным иконописным письмом.
Главным отличием Палехской миниатюры от Федоскинской является использование яичной темперы (смесь разведённого водой желтка с несколькими каплями уксуса), приготовленной вручную. Яичную эмульсию применяли ещё в Древнем Риме, Египте и Греции. Живопись темперой исполняется многими и очень тонкими слоями, последовательно наносящихся друг на друга, как акварелью. В результате чего после высушки темперный слой преобретает исключительную твердость.
Первая стадиия живописи начинается с роскрыши – нанесение основных форм изображения. Затем прописка – уточнение основной цветовой гаммы проработкой внешних и внутренних линейно-контурных форм.
Следующий этап – плавь: жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции, объединяющий роспись в колористическое целое. Для создания объемной формы делается тушёвка, иногда штрихом, иногда плавью. Тушевка наносится более темным тоном того же или близкого цвета.
Порой живописная плоскость, на которой работает художник, настолько мала, а сюжет настолько сложен, что художник прибегает к помощи мощной лупы. Живопись завершается бликовкой творёного золота, обрамляя миниатюрную роспись золотым орнаментом. Золотой орнамент полируют косточкой (обычно зубом животного), чтобы нанесенное на шкатулку золото засияло. Когда роспись завершена, живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие опять шлифуют и полируют.
Палех – это поселок Ивановской области, находящийся в 64 километрах от областного центра, который является старинным иконописным центром России. С XVI века мастера-иконописцы писали дорогие иконы и рестоврировали древние фрески в церквях русских городов. Ещё до революции наблюдался упадок в иконописном промысле, а после революции 1917 года оказался совсем ненужным. Палешанам пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане обучились у федоскинцев технике изготовления лакированных коробочек из папье-маше, но сохранили каноны живописи темперными красками. Новым был переход к черному фону, который не был присущен иконам.
Попробовав, всед за Федоскинцами, свои силы в лаковой миниатюре, Палешане положили начало их новому творческому взлёту. Уже в 1923 году произведения лаковой миниатюры бывшими иконописцами заслужили всемирную славу. Выставки изысканных палехских миниатюр успешно прошли в Германии, Голландии, Франции, Италии, США и Японии, Бельгии и Канаде, Испании и Англии, где ценители искусства и коллекционеры восхищаются рукотворной красотой и изяществом, Палехской лаковой миниатюрой.
ТЕХНОЛОГИЯ
На этом этапе папье-маше разрезают на заготовки для будущих шкатулок. Следующий этап – зачистка, шлифовка, и грунтовка. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности, на работу которой уходит несколько часов. Процесс изготовления полуфабриката заканчивается нанесением на внешнюю поверхность шкатулки два слоя черного масляного лака, а на внутреннюю – три слоя красного лака. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев. Шкатулки, выполненные в соответствии с технологией не трескаются, не рассыхаются и служат долго.
Город художников: секреты палехской миниатюры
Местные называют его «городом художников». И действительно: в этом небольшом поселке с населением чуть менее 5000 человек почти каждый восьмой занимается росписью или живописью. Здесь до сих пор пишут иконы по старинным техникам и создают уникальные шкатулки, которые узнают и ценят во всем мире. Чтобы увидеть работу мастеров своими глазами, мы отправились за 350 километров от Москвы – в прекрасный заснеженный Палех.
Как художники «обманули» советскую власть
Уютный и миниатюрный, этот городок завораживает с первого взгляда. Ряды небольших домиков с изящными резными наличниками, узкие, но образцово чистые улочки, построенная в стиле нарышкинского барокко Крестовоздвиженская церковь – в Палехе определенно есть, на что посмотреть. Но мы приехали сюда не ради праздных прогулок.
5 декабря – важная дата для всех палешан. В этот день 95 лет назад группа палехских художников основала «Артель древней живописи», тем самым положив начало искусству палехской лаковой миниатюры.
Творение палехских художников легко узнать по характерным чертам: традиционный черный фон, разнообразие красок, тончайшая прорисовка деталей и, конечно же, сусальное золото – основной элемент палехской лаковой миниатюры. Палешане сумели сохранить уникальную технику и до сих пор используют те же методы, которыми пользовались их предки. Впрочем, сама палехская миниатюра не такая древняя, как полагают многие.
Дело в том, что начиная с XVII века Палех считался одним из главных центров иконописи. Неповторимый палехский стиль сложился под влиянием сразу нескольких школ русской иконописи: московской, новгородской, ростово-суздальской, строгановской и ярославской. Палехские иконы отличала особая тонкость письма и использование золота на одеждах святых и в орнаментах.
Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII – начале XIX века. Кроме того, палехских художников часто приглашали расписывать и реставрировать церкви и храмы. Так, палешане занимались росписью Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и многих других святынь.
Но все изменил 1917 год. С приходом новой власти палехским иконописцам пришлось искать другие пути для реализации своего творческого потенциала.
«С момента, когда произошла революция, и до 90-х годов прошлого века заниматься иконами было невыгодно, да и опасно. Лаковая миниатюра появилась как способ сохранить традиционную технику. Благодаря ей художники получили возможность применить свое мастерство в новых реалиях и смогли зарабатывать себе на жизнь привычным делом, – рассказывает PR-директор ООО «Возрождение» Евгений Лакеев. – В какой-то степени палехские художники в 1920-е годы обманули советскую власть: сохранили технику, которую они использовали в иконе, и перенесли ее на шкатулки, ларчики, пудреницы и портсигары. При этом росток нового искусства палешан обернулся в течение XX века одним из самых красивых цветков русской художественной культуры. Несмотря на падение атеистических запретов, сегодня у палехской лаковой миниатюры есть свои и почитатели, и продолжатели».
Компания «Возрождение» была образована в 2007 году. Ее главная цель – сохранять и развивать уникальные традиции лаковой миниатюры и иконописи, созданные палехскими мастерами. Глава предприятия Александр Гусаковский в союзе с художниками тщательно оберегает стиль и узнаваемость всемирно известного бренда «Палех».
Александр и коллектив мастерской – радушные хозяева. В Палехе вообще всегда рады гостям, а приезжает их сюда немало. Удаленность от крупных городов и уединенность этого места не пугает даже иностранцев. Среди клиентов Палехских мастерских Александра Гусаковского – жители Ирландии, Швейцарии, Германии, Франции, Голландии. Многих с Россией связывает семейное прошлое. Нередко бывает так, что в доме у человека обнаруживается маленькая расписная шкатулка, которая становится связующим звеном между поколениями. И самые смелые путешественники отправляются сюда – своими глазами увидеть, что за чудо-мастера творят такие необыкновенные вещи и какой смысл в них вкладывают.
Гете и восторженные парижанки
Но палешане вниманием иностранцев в хорошем смысле избалованы – за рубежом здешним искусством впервые заинтересовались много лет назад. Так, еще в 1814 году сам Иоганн Гете прослышал о легендарных суздальских иконописцах. В ответ на запрос писателя владимирский губернатор сообщил, что среди иконописных сел своим искусством особо славится помещичье село Палех. Чиновник рассказал, что в Палехе 600 иконописцев, а особым мастерством миниатюрного письма выделяются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. В итоге Гете даже отослали две иконы их работы – «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». Правда, по некоторым сведениями, они до него так и не дошли.
Около века спустя после этих событий в Европе снова заговорили об уникальной русской технике. И здесь мы вновь возвращаемся к «Артели древней живописи». Первоначально в нее входили семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие бывшие иконописцы. А уже через год после основания артели, то есть в 1925 году, работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.
«В 20-е-30-е годы прошлого века советскую республику стали постепенно признавать в мире. Молодое государство рабочих и крестьян старалось участвовать во многих международных выставках. Успех советских художников, в том числе палешан, на мировом уровне был замечен властью. Сбыт продукции – шкатулок, коробочек, брошей, портсигаров, пудрениц, ларцов и так далее – был организован благодаря помощи правительства. До 90% продукции артели шло на экспорт, что было очень выгодно государству», – отмечает Евгений Лакеев.
Подобные выставки также были организованы в Милане, Венеции и других европейских городах. Заправские модницы щеголяли друг перед другом брошами, расписанными в палехском стиле, а джентльмены с удовольствием носили булавки для галстуков с изображением русских сказочных персонажей.
«За рубежом на это среагировали, потому что икона и палехский стиль технически и мировозренчески близки к тому искусству, которое бытовало в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, – объясняет Лакеев. – Кроме того, лаковая миниатюра предполагает работу с темперными красками, которые в Европе тогда уже были практически забыты – писали в основном маслом. Палех – декоративный, завораживающий, отчасти «восточный»… Конечно, европейцам это было интересно».
Евгений проводит нас в небольшую светлую галерею. Это мини-музей при мастерской, сюда приводят туристов и школьников, здесь проводят мастер-классы. Дальше – сувенирный магазин, где можно купить буквально все, что душе угодно. Помимо знаменитых шкатулок здесь есть расписанные вручную панно, ручки, елочные шары, пасхальные яйца, броши, браслеты, бинокли, столовые приборы, зеркала, футляры для очков. Глаза разбегаются от такого разнообразия и богатства красок!
Ценники разнятся. В качестве небольшого сувенира сгодятся магнит или зеркальце – цены на них совсем не кусаются. Конечно, это не «Палех» в полном смысле этого слова. Зато такие подарки доступны обладателю любого кошелька.
А вот все, что расписано вручную, стоит действительно немало: цифры на чеках здесь будут четырех-, пяти- и даже шестизначными.
«Настоящая палехская миниатюра не может быть дешевой, потому что каждая шкатулка и икона – это кропотливый труд нескольких человек, – объясняет Евгений. – В разработке одного изделия принимают участие до пяти мастеров».
Но как же творится все это волшебство? Нам повезло: для телеканала «МИР» сотрудники мастерской организовали специальную экскурсию по всем помещениям.
Краски на яйце, волчий зуб и другие орудия мастера
Первым делом мы отправились в столярный цех. Отсюда начинает свой путь будущая лаковая шкатулка – коронное творение палехских мастеров. В зависимости от формы, размера и сложности композиции на изготовление одной шкатулки может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Основой для изделия служит папье-маше. Этот материал прочнее дерева, легче и к тому же, по мнению художников первой артели, благороднее.
С новым для них материалом палешане познакомились в 1920-х годах при поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского. До этого папье-маше на протяжении века служило основой для знаменитой лаковой миниатюры Федоскина.
Для изготовления папье-маше лучше всего подходит пористый картон, получаемый из хвойных пород дерева. Листы картона проклеивают мучным клейстером, наматывают их на деревянную форму, которую затем зажимают в механическом прессе.
«Получается такая заготовочка, – Евгений показывает основу для будущей шкатулки. – Ее нужно покрыть особым грунтом и покрасить: в черный цвет снаружи, в красный – внутри, затем покрыть несколькими слоями лака, чтобы на ней уже мог работать художник».
Покрытые лаком шкатулки ставят на большие подносы и помещают в печь, где они сушатся при невысокой температуре. Здесь их называют «горячие пирожки». «На то, чтобы просушить один слой лака, уходит день – иначе технология будет нарушена», – объясняет наш гид.
Для того, чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности изделия и рисунок лучше наносился, перед началом росписи поверхность «рыхлят» – зачищаются порошком пемзы до тех пор, пока она не станет матовой. Когда заготовка попадает на стол к художнику, начинается самое интересное.
Мы заходим в комнату, где работают мастерицы. На каждом столе разложены необходимые принадлежности, среди которых непременно есть увеличительное стекло: в работе с такими мелкими деталями без лупы не обойтись. Перед каждой художницей – несколько деревянных чашечек с красками. Их палешане до сих пор готовят по старинке – используя яичный желток. Художник разбивает яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в скорлупу и смешивает с водой. Затем туда добавляют несколько капель уксуса, после чего тщательно растирают с сухой темперой. В старину вместо уксуса использовали забродившее пиво или квас. Так получается эмульсия для краски: желток служит связующим веществом, а уксус растворяет сухие краски, съедает излишнюю жирность желтка и защищает краски от порчи.
Поверх черной краски сперва наносят белила. Это делается для того, чтобы черный фон не заглушал остальные краски. Белым цветом прописываются фигуры персонажей, одежда, пейзаж и другие детали.
Перед тем как нанести изображение, художник тщательно продумывает сюжет миниатюры.
«Сначала мы делаем рисунок и переносим его на тонкую кальку. У нас есть такой инструмент – цировка, это тупая игла. Мы прикладываем ее к кальке и начинаем обводить изображение. Видите, остается след», – говорит художница Ирина. Мы застали ее за росписью елочной верхушки. Продукция мастерской, связанная с новогодней тематикой, в этот сезон особенно популярна.
«Если художник ранее выполнял похожую работу, он может потратить на нее несколько дней. Если же ему нужно разработать сюжет с нуля (для какой-то сказки, события или он сам что-то предложил), то это займет значительно больше времени. После того как художник закончил работу, шкатулку нужно покрыть лаком, расписать сверху сусальным золотом, отдать обратно лакировщику и наложить еще около семи слоев лака», – комментирует Евгений.
В арсенале палехских художников есть еще несколько необычных предметов. Так, на столе у каждой мастерицы обязательно лежит перо – чаще всего гусиное. Таким пером смахивают остатки пемзы после того, как рисунок был переведен на матовую поверхность шкатулки. Но, пожалуй, самый загадочный артефакт в мастерской – «волчий зуб». Клыки волков палешане – как выяснилось, хорошие охотники – с давних времен использовали для того, чтобы полировать сусальное золото.
«Сейчас используют аналог – камень агата. Но раньше у охотников брали волчьи зубы и ими полировали золото. Это очень твердый и гладкий материал, он хорошо подходит как инструмент для полировки», – объясняет художница Евгения. Она легонько проводит камнем по золотому орнаменту, и он тут же натирает ярко блестеть. Это золото называется твореным. Художники в буквальном смысле творят его: растирают лист сусального золота и смешивают с водой и гуммиарабиком (особый растительный клей).
Маленький мир, где добро побеждает
Лаковой миниатюрой в Палехе сейчас занимаются в основном женщины, хотя изначально это ремесло, как и иконописание, напротив, считалось мужским. Евгения занимается миниатюрой уже около 20 лет. Как и другие, она четыре года училась в Палехском художественном училище имени М. Горького, после чего пришла в мастерскую – под крыло опытных художников.
«У нас все так же, как было в советское время, когда учились четыре года в училище, потом приходили в мастерскую и там еще лет пять набирались опыта. В дореволюционных иконописных мастерских это только так и работало: тебя подсаживают к мастеру и ты у него учишься. Он тебе что-то подсказывает, ты смотришь, пробуешь, копируешь. Мы сейчас развиваемся, набираем новых мастеров, к нам приходит молодежь. Конечно, сразу у них не получается выдать тот уровень качества, который необходим. Это нормально, как и в любом деле», – говорит Евгений Лакеев.
Каждый год палехское училище выпускает 15-16 молодых художников, которые в дальнейшем занимаются лаковой миниатюрой или иконописью. В Палехе это до сих пор одна из самых популярных профессий.
«Сейчас в Палехе работают примерно 500 художников. Это и представители старшего поколения, и молодые ребята. Получается, что где-то каждый седьмой-восьмой житель Палеха – художник. По отношению к количеству жителей это очень много! Не знаю, где еще в мире есть такой же город художников», – говорит Евгений.
И в самом деле, атмосфера в этом месте царит творческая, сказочная и по-настоящему добрая. Это в полной мере раскрывается как в нраве местных жителей, так и в искусстве. А если сказать точнее, их нрав находит отражение в творчестве, которым они себя окружают.
Недаром в лаковых миниатюрах и иконах палешане всегда использовали золото. Оно здесь не просто для украшения. Золото в палехской миниатюре – не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом божественной благодати.
В 1920-е годы это даже порождало конфликты художников с властью. Тогда лаковая миниатюра только начинала развиваться, и, пытаясь встроиться в новую реальность, палехские мастера экспериментировали с актуальными сюжетами. Помимо привычных им бытовых, песенных и сказочных образов начали появляться и другие –идеологические. «Встреча Ленина на Финляндском вокзале», «Новая деревня», «Изба-читальня», «На страже революции», «Приезд специалиста на село», «Мандат на продразверстку», «Селькор Дуняша» и прочий так называемый «агитлак» – все эти сюжеты палешанам диктовала жизнь.
«Конечно, палехских художников 20-х-30-х годов, бывало, ругали: «Как-то у вас красноармеец слишком на апостола похож!» – смеется Евгений.
И в самом деле: палехская лаковая миниатюра всегда несет в себе что-то доброе и светлое – в этом ее предназначение.
«Поскольку новый палехский стиль – это продолжение и развитие иконописных традиций, искусство это все равно духовное. Лаковая миниатюра не состоится, если что-то будет изображено слишком реалистично или будет очевидно, что произошла победа зла, какой-то страшный сюжет. Каждая миниатюра – это такой маленький мир, в котором добро побеждает, в котором светло и хорошо. Добро и какое-то любопытство по отношению к жизни, к миру – в этом сама философия лаковой миниатюры. Как и настоящая иконопись, палехская миниатюра – это высокое духовное искусство», – заключил Евгений Лакеев.
Мы уезжали из Палеха с полными пакетами сувениров. Конечно, на настоящую лаковую шкатулку еще копить и копить, но, думаю, прикоснуться к волшебству этого светлого искусства нам все-таки удалось.
Народные промыслы России. Палехская миниатюра
Палехскую технику невозможно спутать ни с одной другой, только ей присуще узоречье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на дедовские приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещицы, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.
Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях. Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев. Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).
Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами. Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.
После революции 1917 года у художников Палеха наступил этап, когда необходимо было начинать поиск новых форм реализации творческого потенциала. В 1918 году образуется Палехская художественная декоративная артель, главным направлением деятельности которой стала роспись по дереву.
История палехской миниатюры утверждает, что родоначальниками палехского стиля принято считать Ивана Ивановича Голикова и Александра Александровича Глазунова, первые работы которых были написаны в так называемом палехском стиле.
Аллегорическое представление III Интернационала. Палехская миниатюра, Иван Голиков, 1927
Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Битва,1927
Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера (изготавливается из муки). Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается под прессом и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться. Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.
Удачным экспериментом явилось применение черного фона, который усиливал звучность цветового пятна, придавал изображению глубину и пространственность.
Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы). Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам. Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самоприготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов. Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.
Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.
Классикой палехской миниатюры являются многие произведения А.И. Ватагина. Лучшим среди них считается шкатулка «Есть на Волге утес». Центральную часть изображения занимает стилизованная «горка», символизирующая утес. На вершине утеса в глубоком раздумье сидит Стенька Разин:
Из людей лишь один на утесе том был, Лишь один до вершины добрался.
Над его головой по черному фону плывут облака, парит золотой орел. В нижней части композиции, под утесом, изображена шумная толпа людей. На втором плане справа, позади утеса, плещутся синие волны Волги, на которых качаются три корабля с расшитыми золотом парусами. Художник демонстрирует совершенное мастерство в оформлении предмета.
Его манера не столь эмоциональна, как у Голикова. Стиль А.И. Ватагина декоративно-плоскостный, художник мастерски владеет линией, создавая ритмический рисунок миниатюры.
Одна из центральных улиц в Палехе, где находится музей лаковой миниатюры, носит имя И.М. Баканова.
Фарфоровая тарелка «И за борт ее бросает. » создана И.М. Бакановым в 1927 году на очень популярный у палехских мастеров сюжет. Композиция росписи тарелки гармонична и уравновешена. В центре корабль причудливых очертаний, формы которого соответствуют иконописной традиции.
В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М.Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.
Холуйская лаковая миниатюра
Современный художественный промысел возник в 1932 г. в посёлке Холуй Ивановской области. В 1937 г. творения художников Холуя экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где им присуждены бронзовые медали. В 1939 г. работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1961 г. изделия с холуйской миниатюрной живописью выходят на международный рынок. Первый заказ был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии.
Федоскино лаковые миниатюры
Подмосковное село Федоскино – один из центров лаковой живописи в России, и как здесь считают, центр самый главный. Истории лаковой живописи в этих местах больше двухсот лет. И не удивляйтесь – весь федоскинский промысел вырос изначально не на живописи, а на военных заказах. Лаковые козырьки военных головных уборов – производство, организованное местным купцом Петром Коробовым. И война 1812 года сделала ему целое состояние.