На чем лепить пластилин
Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)
Слово пластилин берёт своё начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos, что означает лепной, пластичный.
Пластилин – материал для лепки, изготовленный из порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших моделей.
Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;
Вырабатывает более полные образные представления;
Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;
Развивает воображение и творческие способности;
Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.
Основные приемы лепки
Способы лепки:
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.
Скульптурный (пластический) способ
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его.
На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.
Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.
К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Способы и приемы лепки разных
предметов зависят от особенностей развития детей.
В детском саду используется в основном пластилин
Лепкой начинают заниматься с 2 лет.
I младшая группа.
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
II младшая группа
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.
Средняя группа
Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюву птички).
Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.
Познакомить с использованием стеки.
Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Старшая группа
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).
Подготовительная к школе группа
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
Как сделать фигурки и поделки из лёгкого пластилина (24 фото)
Перед тем как сделать фигурки и поделки из лёгкого пластилина поэтапно, ознакомьтесь с правилами использования материала. Его обязательно нужно хранить в герметичной упаковке. Старайтесь работать с деталями быстро, особенно если они мелкие. Из него нельзя сделать много заготовок и только потом их скреплять, ведь материал быстро застывает.
Крупные фигурки лучше скреплять с помощью спичек или зубочисток предварительно обработав места соединения водой. С остальными правилами использования будем знакомиться в процессе изготовления поделок.
Морская рыбка
Для тех, кто впервые пробует заняться лепкой, предлагаем начать с морских обитателей. Именно морские фигурки и поделки из лёгкого пластилина поэтапно попробуем слепить. Самый известный морской обитатель – рыбка, с неё и начнём. Подготовьте пластилин, стеку и приступайте к изготовлению:
Берём большой кусок пластилина, у нас он жёлтый. Как следует раскатываем его в ладонях так, чтобы получился шарик. Он должен быть гладким, без трещинок.
С одного конца заужаем шарик. Формируем капельку – это будет тельце рыбки.
Достаём немного фиолетового пластилина. Скатываем три маленьких шарика. Из каждого формируем длинную колбаску, аккуратно придавливаем, чтобы получились полоски. Этими деталями украшаем верхнюю часть будущей рыбки.
Из этого же цвета скатаем два шарика для плавничков. Аккуратно приплюсните их и придайте с одной из сторон зауженный вид. Стекой добавляем к плавникам полоски. Прикрепите детали по бокам рыбки.
Продавливаем спереди рыбки места для глаз. Скатываем два белых шарика и размещаем в подготовленные места. Добавляем чёрные зрачки. Внизу продавливаем стекой улыбку.
Не хватает только хвостика и плавника, который мы разместим сверху. Хвостик делаем по подобию боковых плавников, но большого размера. Верхний плавник будет иметь вытянутую, округлую форму. Крепим его к спинке.
Вот такая симпатичная рыбка получилась.
Осьминог
Продолжаем фантазировать на морскую тематику. Что можно сделать из лёгкого пластилина ещё? У нас есть восемь бирюзовых шариков из них мы сделаем красивого осьминога. Присоединяйтесь к изготовлению:
Каждый подготовленный шарик раскатываем в виде длинного червячка. Одну сторону делаем узкой. У нас получилось восемь ножек.
Выкладываем ножки по кругу и в центре соединяем их. Концы заворачиваем в разные направления.
Не хватает только головы. Её скатываем из бирюзового материала. Формируем большой шар. Продавливаем места для глазок.
Глаза будут из белого материала, добавляем чёрные зрачки. Стекой разрезаем улыбку и устанавливаем голову сверху ножек.
Милый осьминог готов.
Простая улитка
Ищите, как сделать простые фигурки из лёгкого пластилина? Попробуйте слепить такую улитку. Это идеальный пример, если вы задались вопросом, как приучать ребёнка к лепке. Мы используем голубой и фиолетовый оттенок, вы можете взять любые другие. Начинаем лепить:
Из голубого цвета скатываем широкую колбаску. Приплюсните её так, чтобы она приобрела плоский вид. Добавляем к этой детали голубой шарик.
Из фиолетового скатываем длинную колбаску. Приплюсните её и скатайте заготовку в рулет. Размещаем деталь на голубой основе.
Добавим маленькие белые глазки с чёрными зрачками. Внизу разместим розовую улыбку. Прикрепим к голове рожки, чтобы всё получилось аккуратным, помогайте себе стекой.
Вот такая улитка может получиться у вас за пару простых шагов!
Маленькая мышка
Для следующей поделки воспользуемся нежным, голубым цветом пластилина. Предлагаем вам слепить мышку:
Сперва отделяем большой кусок, скатываем из него гладкий шарик. Для этого хорошо прижимаем пластилин к рабочей поверхности или тщательно разминаем руками.
Одна из сторон шарика должна быть заострённой в виде капельки. Кончик слегка подгибаем кверху.
Берём немного розового пластилина. Скатываем два одинаковых шарика. Прижимом формируем лепёшки, с одной из сторон складываем края лепёшек. Получились ушки, крепим их к голове.
Из маленьких чёрных деталей скатываем глазки и кончик носика. Не хватает лишь длинного хвостика, формируем его из розового материала, крепим сзади, можно красиво свернуть его.
Мышка сделана. Двигаемся дальше и рассмотрим другие поделки из воздушного пластилина.
Брелок банан
Попробуем изготовить стильный и милый брелок в виде банана. Для него нам потребуется два оттенка жёлтого пластилина. Один яркий, другой более светлый. Давайте сделаем такой вариант поделки из воздушного пластилина:
Из светлого оттенка катаем небольшую колбаску. Закругляем концы и придаём слегка загнутый вид.
Это будет мякоть банана. На этом этапе с одной из сторон вставляем специальное ушко, чтобы поделкой можно было пользоваться как брелком.
Теперь воспользуемся насыщенным жёлтым. Раскатываем материал как можно тоньше. Ножницами вырезаем три одинаковых овала. Прикрепляем их к мякоти, только аккуратно. Внизу эти части соединяем и сглаживаем, вверху кожуру разворачиваем.
Дорисуем банану личико. Глазки и ротик можно нарисовать маркером. Блики и щёчки белой и розовой акриловой краской.
Брелок готов. Оставьте его подсыхать минимум на шесть часов.
Котёнок в корзинке
Что можно слепить из воздушного пластилина ещё? Попробуйте сделать вот такого милого котёнка в корзинке, которого можно вынимать и помещать обратно. Для работы потребуется:
стека;
акриловая краска;
прозрачный лак;
кисточка.
Цвета пластилина можно выбрать свои, это зависит от того, какого цвета корзинку и котика вы хотите получить. Займёмся лепкой:
Начнём с изготовления корзины. Мы взяли синий пластилин и раскатали его в длинную, тонкую колбаску.
Аккуратно растягиваем полученный жгутик пальцами. Складываем заготовку вдвое. Начинаем перекручивать материал, так, чтобы получился переплетённый вид.
Складываем корзинку. Скручиваем жгут в плоский рулет. Весь материал не используем, оставляем на стенки. Отрезаем лишнее, сглаживаем края. Подобным образом добавляем стенки корзинки.
Осталось сделать ручку корзинки. Для неё понадобится такой же жгутик. Прикладываем к нижней части корзины, закрепляем и срезаем лишнее. Корзина готова.
Сделаем котика. Из белого цвета формируем два шарика. Одному придаём форму конуса, второй располагаем на кончике конуса. Из двух маленьких частей делаем треугольные ушки. Добавляем спереди две лапки, а сзади хвостик. Располагаем всё так, чтобы котёнок поместился в корзинку.
Стекой прорезаем пальчики на лапках. Акриловой краской нарисуйте глазки котику, усы, ротик и носик на мордочке. Покрываем поделки прозрачным лаком, чтобы они блестели.
Получилась очень милый вариант поделки из лёгкого пластилина для начинающих.
Лепим розу
Изучая информацию о том, как сделать фигурки из воздушного пластилина, нельзя не остановиться на цветах. Попробуем слепить розу, это самый популярный цветок, который может пригодиться при создании отдельных композиций. Подготовьте:
несколько оттенков розового пластилина;
зелёный цвет;
прочную проволоку или зубочистку.
Приходим к процессу изготовления:
Начнём с лепки центральной части розы. Из светлого, розового оттенка отщипываем небольшие кусочки.
Делаем из них тонкие лепёшки, соединяем между собой. Сворачиваем этот ряд в трубочку.
Добавляем к первой заготовке лепестки сверху, располагаем их внахлёст друг к другу. Постепенно увеличиваем размер деталей. Продолжаем работу, пока не будет полностью готова центральная часть цветка.
Внешние лепестки должны быть темнее. Эти детали делаем самыми большими. Продолжаем располагать лепестки внахлёст.
Теперь сделаем стебель и листики. Для этого используем зелёный цвет. Берём небольшую лепёшку. С четырёх сторон делаем небольшой изгиб. Примеряем деталь к цветку и закрепляем его снизу.
Чтобы цветок прочно держался, для стебля потребуется зубочистка или прочная проволока. Скатываем небольшую колбаску, вставляем в неё проволоку и продолжаем облеплять всё пластилином. Прикрепляем деталь к цветку и украшаем листиками.
Вот и всё. Сделав несколько таких цветов можно получить настоящий букет. Такая поделка из лёгкого пластилина никогда не завянет и будет радовать глаз!
Божья коровка на ромашке
А сейчас попробуем научить лепить божью коровку на ромашке. Занятие наверняка понравится детям, а поделку можно использовать для детского сада. Подготовьте пластилин нужных цветов, стеку и приступаем к занятию:
Из белого скатываем гладкий шар. После этого вытягиваем из него колбаску. Эту заготовку нужно разрезать на пять частей.
Старайтесь, чтобы части были примерно одинаковыми.
Из полученных деталей будем делать лепестки для ромашки. Нужно скатать пять шариков. Предварительно перед скатыванием растяните пластилин, чтобы убрать из него лишний воздух. Так, детали будут ровными и красивыми.
Из каждого шарика катаем капельку. После этого аккуратно придавливаем каждую, чтобы получился лепесток.
С помощью стека делаем насечки на узких сторонах каждого лепестка. Из полученных деталей выкладываем цветок.
Делаем серединку цветка. Скатываем жёлтый шарик. Кладём в центр будущего цветка и слегка прижимаем сверху. На центральной части ромашки нужно сделать текстуру. Её можно создать зубочисткой или другим острым инструментом.
Дальше формируем фигурку насекомого. Берём красный цвет, разминаем его и катаем ровный шарик. Слегка придавливаем сверху и ровняем бока пальцем. С помощью стека разделяем верхнюю часть заготовки пополам.
Разминаем чёрный пластилин, катаем маленький шарик. Это будет голова божьей коровки, приклеиваем её с одной из сторон туловища. Из этого же цвета катаем колбаску, нарезаем на кусочки и прижимаем, так получатся пятнышки, которыми мы украсим насекомое.
Из белого цвета сделайте глаза. Добавьте зрачки. При желании можно сделать тонкие рожки и вырезать улыбку.
Все детали готовы, теперь можно поместить божью коровку на подготовленный цветок.
Сквиш Губка Боб
Даже игрушку антистресс можно сделать с помощью лёгкого пластилина. Изготовим такую игрушку в виде любимого персонажа Спанч Боба. Использовать будем следующие материалы:
пластилин;
губка для мытья посуды (желательно жёлтую);
две зубочистки;
инструменты для лепки.
Переходим к изготовлению:
Берём подготовленную губку и убираем с неё жёсткую часть. Это нужно сделать, чтобы игрушка была мягкой.
Остальную часть губки обклеим жёлтым пластилином. Катаем большой шар и раскатываем из него лепёшку. Оборачиваем губку и срезаем ножницами выступающие части. Если кусок не закрыл всю поверхность, раскатайте ещё одну лепёшку.
Оформим лицо персонажа. Из белых кругов сделаем глаза, внутрь добавляем голубые и чёрные круги меньшего размера. Для ресниц раскатываем тонкий жгутик, нарезаем и крепим над глазами.
Если получилось неровно, поправьте всё стеком. Из остатков жгутика делаем пояс на шортах.
Смешайте красный цвет с коричневым. Из полученного результата катаем лепёшку и ножницами вырезаем рот. Для языка смешиваем белый и красный пластилин. Крепим ко рту и ровняем всё стекой. Из жёлтого жгутика делаем контуры рта, щёки и вытянутый нос. Добавим два торчащих зуба.
Из белого цвета изготавливаем два круга. Крепим их на место рук. Вырезаем отдельно два треугольника и размещаем на рубашке. Из красного делаем галстук.
Остались руки и ноги. Скатываем жгутик, делим на две части, крепим к рукавам.
Добавляем на окончаниях по лепёшке и стекой прорезаем пальчики. На места ног установите зубочистки, оформите их жёлтым пластилином. Добавляем внизу носки и чёрные ботинки.
Игрушка готова. Добавьте к ней текстуру с помощью инструментов. Теперь вы знаете, что можете слепить сквиш из воздушного пластилина.
Материалы и инструменты для лепки с ребенком: все, что необходимо для творчества
Среди занятий, которые одновременно являются интересными для детей и полезными для них, лидирующие позиции занимает лепка. При этом материалы для лепки настолько разнообразны, что каждый ребенок имеет возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал и поэкспериментировать. Предлагаем обзор наиболее популярных вариантов.
О пользе
Несомненно, занятия лепкой обладают широким спектром преимуществ. Так, это не просто увлекательное времяпрепровождение – это еще и возможность развить мелкую моторику малыша, а потому и его речь, ведь мозговые центры, отвечающие за движение пальцев и умение говорить, находятся рядом и теснейшим образом взаимосвязаны.
Пользу лепки представим в форме таблицы:
Здоровье | Умственное развитие | Личностное формирование |
Полезна для нервной системы малыша. Помогает справиться с фобиями. Анализ слепленных фигурок поможет родителям своевременно обратить внимание на психологические проблемы и отклонения малыша. Монотонная работа позволяет расслабиться и успокоиться. Возможность создавать собственное произведение дает отличную возможность выплеснуть страхи и накопившиеся эмоции. | Улучшается память и логическое мышление (поскольку малышу нужно определиться, как вылепить сложную фигурку, состоящую из нескольких элементов). Развивается абстрактное мышление, умение перенести объект реального мира в новую форму. | Постепенно ребенок осознает собственную уникальность. Получает возможность заниматься творчеством, пробовать различные направления и идеи. Тренируется в продуктивной деятельности. |
И, конечно, большинство детей обожают лепить, поэтому хорошее настроение гарантировано!
Приступать к таким занятиям можно с детьми, достигшими двух лет, при этом очень важно ответственно подойти к выбору материала – он должен быть безопасным и нетоксичным.
Родителям не стоит ограничивать кроху в стремлении лепить, а следует, напротив, помочь ему, предоставить свободу выбора материала. Далее рассмотрим, из чего можно лепить, помимо пластилина.
Соленое тесто
Этот вид творчества был в почете еще у наших далеких предков, которые украшали пироги и караваи фигурками, плетеными колосками и ягодками. Использовать тесто могут даже самые маленькие дети, основное преимущество подобного материала – его полная безопасности и экологическая чистота.
Можно приготовить материал для поделок так:
Месить тесто допустимо как вручную, так и миксером. Первый вариант подходит для создания мелких элементов и деталей, а второй идеален для более масштабной лепки.
Если ребенок уже длительное время занимается лепкой и преуспел в этом деле, можно приготовить для него усовершенствованный вариант теста, позволяющий создать более прочные поделки и раскрашивать их. Для этого потребуются:
Такой вариант позволяет создавать и крупные детали, и мелкие элементы.
Масса для лепки
Еще одна достойная альтернатива пластилину, ее можно как приобрести в готовом виде, так и сделать своими руками. Причем, в отличие от теста, масса может быть окрашена в разные тона. Секрет прост – использование пищевых красителей. Предлагаем несколько вариантов.
Потребуется:
Порядок действий таков:
Еще один вариант – приготовление массы для лепки с использованием лимонной кислоты. Для работы потребуется:
Порядок действий прост: компоненты (кроме муки) смешиваются, после чего – ставятся на огонь и нагреваются. Затем добавляется мука, получившаяся масса месится до тестообразного состояния.
Эти рецепты просты, безопасны, позволяют получить яркий красочный материал.
Восковой пластилин
Еще один отличный вариант для детского творчества. Представляет собой одну из разновидностей обычного пластилина, однако пригоден для лепки самыми маленькими детьми – от года. В качестве основы для его изготовления используется воск, что и следует из названия.
К числу преимуществ воскового пластилина относятся:
Родителям следует знать, что есть несколько видов воскового пластилина, отличающихся между собой степенью мягкости. Выбор делается по простому принципу: чем младше ребенок, тем мягче пластилин.
Глина
Специалисты рекомендуют использовать этот материал обязательно, даже параллельно с пластилином, поскольку глина не окрашена в цвета и не отвлекает внимание непосредственно от формы. Этот податливый и мягкий материал позволяет создавать разнообразные фигурки, в том числе посуду, человечков, животных. Далее их можно раскрасить в яркие цвета, создать необычную композицию. Ключевое преимущество материала, выгодно отличающее его от пластилина, – возможность хранить поделку длительное время.
Далее рассмотрим несколько вариантов глины для детского творчества.
Полимерная
Продается практически в каждом магазине художественных товаров, доступна по цене, податлива, но после запекания становится твердой. Представлена в различных цветах, в том числе и ярких, что придется малышу по вкусу. Не требуется предварительная подготовка – материал уже готов к работе, осталось лишь сесть и приступить к лепке.
Обратите внимание, что малышам не стоит давать возможность заниматься с глиной без присмотра, поскольку редкий ребенок сможет избежать соблазна засунуть яркую субстанцию в рот.
Натуральная
Первое преимущество – отсутствие примесей и красителей. Это экологически чистый продукт, расфасованный по пакетам. И в этом же состоит его главный недостаток – перед работой глину нужно будет замесить. Чаще всего используется обычная серая глина, мягкий и пластичный материал.
Не каждый малыш придет в восторг от этого натурального материала – полимерные красочные варианты, как правило, нравятся юным скульпторам гораздо больше. Но это личный выбор каждого, кому-то может оказаться по душе возможность сначала вылепить фигурку, а затем – разукрасить ее.
Масса из соды
Познакомьтесь с еще одним вариантом домашнего пластилина. Потребуются самые простые подручные средства:
Порядок действий:
Получившийся «домашний пластилин» как нельзя лучше подходит для детского творчества.
Варианты поделок
Обратим внимание, что для работы потребуется не только материал, но и некоторые инструменты. К ним относятся:
Что же могут сделать малыши? Идей очень много, поскольку, помимо вышеперечисленных материалов для лепки, допускается использовать пуговицы, камешки, ракушки, веточки, желуди и шишки, осенние листья, хвою и многое другое.
Самые маленькие могут начать с изготовления простого яблока:
Также просты в реализации грибок, помидор, божья коровка. Интересная поделка – ежик, иголки которого выполнены из зубочисток.
Материалов для лепки существует большое количество, очень важно не ограничивать фантазию и желание малышей, а дать им возможность заниматься тем, что по-настоящему нравится.