На чем летал кожедуб во время великой отечественной войны
Трижды Герой Иван Кожедуб всю войну летал на любимом «жеребце»
Исследователи до сих пор спорят, сколько же воздушных побед одержал этот советский ас
8 июня исполнилось 100 лет одному из самых знаменитых летчиков Великой Отечественной – Ивану Кожедубу. Он стал третьим и последним трижды Героем Советского Союза, получившим такое звание за подвиги, совершенные до окончания Второй мировой войны. В связи с этим юбилеем вспомним некоторые эпизоды, связанные с биографией Ивана Никитовича, с его боевыми самолетами.
А уже после окончания семилетней школы он хотел было стать музыкантом – поступить в духовой оркестр, созданный при одной из воинских частей, но его не приняли из-за слишком юного возраста.
Свой самостоятельный трудовой путь Иван начал с должности библиотекаря в вечерней школе рабочей молодежи в городке Шостка, ближайшем к его деревне. Он работал, одновременно посещая учебные занятия в этой же школе. Позже вспоминал: «В слякоть, в пургу, в мороз ходили ежедневно по семь километров до Шостки да по семь – обратно. Учиться было нелегко, особенно много приходилось заниматься русским языком: у нас в сельской школе занятия шли по-украински».
В общей сложности Иван Никитович сменил за годы войны 6 крылатых машин. Начинал на самолетах Ла-5, а затем пересел на более совершенные Ла-7. Причем все самолеты после него оставались в строю и переходили другим летчикам.
Как рассказывали ветераны, воевать на «именных» самолетах считалось очень почетным, однако чревато было и дополнительными опасностями для летчика. Пилоты люфтваффе, заметив «эксклюзивную» надпись на борту нашего истребителя, сразу понимали, что за штурвалом такой машины явно не новичок, а кто-то из русских ассов, и потому атаковали его особенно яростно, стремясь во что бы то ни стало сбить – в назидание другим «иванам».
За всю войну Кожедуб ни разу не оказался сбит, однако было несколько случаев «на грани», когда лишь высокое мастерство пилотирования и везение спасли его не просто от беды, но даже от смерти.
12 октября 1943 года, прикрывая от налетов вражеских бомбардировщиков переправы, наведенные через Днепр, Иван Никитович в одном из эпизодов боя сумел подбить «юнкерс», но и его Ла-5 загорелся. Понимая, что находится в данный момент над неприятельской территорией, Кожедуб принял решение пожертвовать собой, совершив наземный таран. Он направил свой горящий истребитель в скопление немецкой техники, но в самый последний момент при скоростном пикировании пламя с «лавочкина» удалось сбить. Когда ему об этом сообщил по радио ведомый, Кожедуб уже над самой землей сумел вывести истребитель из смертельного пике. Он долетел до своего аэродрома и благополучно посадил поврежденную машину.
До недавних пор в справочниках указывалось число воздушных побед И. Н. Кожедуба: 62 сбитых им в годы войны вражеских самолета (именно такое количество упомянуто в наградных документах). Однако позднее исследователям удалось обнаружить еще два кожедубовских «трофея», почему-то не учтенные в этом списке: эти самолеты были уничтожены героем 11 апреля и 8 июня 1944 года.
В список воздушных побед, одержанных Кожедубом, следовало бы добавить еще два самолета. Незадолго до конца войны в небе над Берлином он сбил два американских истребителя Р-51 «Мустанг», которые предприняли атаку на его «Лавочкин», спутав с немецким самолетом. Попытки показать свою принадлежность к авиации союзной России не дали результата. И тогда Иван Никитович, продемонстрировав свой фирменный стиль боя «срубил» обоих «американцев». Один «Мустанг» в итоге взорвался в воздухе, экипаж другого спустился на парашютах. По воспоминаниям, командир полка не стал вписывать эту двойную победу в формуляр Кожедуба и пошутил: «Их припишут тебе в первый же день следующей войны!». Увы, как оказалось, – напророчил.
Иван Никитович летал вплоть до 50-летнего возраста. За свою жизнь он поднимал в воздух десятки типов самолетов. Последние свои полеты он совершил в 1970 году на истребителях МиГ-23.
100 лет лучшему советскому асу
8 июня 1920 года в Глуховском уезде Черниговской губернии родился Иван Никитович Кожедуб, будущий трижды Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, известный воздушный ас и маршал авиации. Именно Ивану Кожедубу принадлежит личный рекорд по числу воздушных побед среди всех летчиков-истребителей стран антигитлеровской коалиции: 64 сбитых самолета противника.
В школьные годы летчик-ас любил рисование
Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка, расположенном в Глуховском уезде Черниговской губернии, сегодня территория Шосткинского района Сумской области Украины. Родители будущего летчика аса были обычными крестьянами. Отец был церковным старостой (это мирская должность, которую занимали люди, ведающие церковным хозяйством). От отца, который самостоятельно научился грамоте и любил читать, Иван перенял любовь и тягу к знаниям. В 1934 году Кожедуб окончил семилетнюю школу и продолжил дальнейшее обучение, поступив сначала в вечернюю школу при фабрично-заводском училище (ФЗУ), а в 1936 году в химико-технологический техникум, расположенный в городе Шостке.
В Шостке Иван Кожедуб сделал свои первые шаги в небо. В 1938 году Иван Кожедуб пришел в местный аэроклуб, а в апреле 1939 года совершил свой первый полет. Увлечение авиацией навсегда определило судьбу и жизненный путь прославленного летчика. Именно из Шосткинского аэроклуба Иван Кожедуб отправится на военную службу, поступив в 1940 году в Чугуевское военное авиационное училище.
Любопытно, что в детстве, ещё будучи школьником, а затем студентом техникума, Иван Кожедуб очень любил рисование. В школьные годы Ивана часто привлекали к созданию плакатов, он хорошо выводил различные лозунги и принимал участие в оформлении стенгазеты. Позднее, уже став летчиком, Иван Кожедуб говорил о том, что рисование помогло ему в профессии, которая стала для него главной на всю жизнь. По словам летчика-аса, любовь к рисованию выработала в нем хорошую зрительную память, наблюдательность, а работа с различными шрифтами и плакатами стала хорошей тренировкой для глазомера, что было особенно важно в полете и воздушном бою.
Еще одним увлечением летчика была гимнастика. Иван Кожедуб был младшим, пятым ребенком в семье. С детства мальчик не отличался особым ростом, но был крепкого телосложения, да и здоровье его никогда не подводило. В будущем всё это также пригодилось в его профессии. В 13-летнем возрасте мальчик стал свидетелем приезда в село цирковых артистов, особенно Ивана потряс силач, который одной рукой свободно выжимал двухпудовую (32 кг) гирю. Позднее Кожедуб и сам научился этому, добившись всего тренировками. Физическая выносливость, которую будущий летчик вырабатывал с раннего возраста, очень пригодилась в воздушных боях, которые выматывали организм пилота и сопровождались серьезными перегрузками. Даже на фронте Иван Кожедуб всегда старался найти свободное время, чтобы сделать зарядку.
В первом боевом вылете будущий летчик-ас едва не погиб
В феврале 1940 года Иван Кожедуб, пройдя строгую медкомиссию и отбор, был зачислен в Чугуевское военное авиационное училище. В марте 1941 года статус училища был понижен до школы пилотов. Это решение означало, что при выпуске летчики получали звание сержантов, а не лейтенантов, как было ранее. Несмотря на это, Кожедуб не стал писать заявление о переводе, продолжив обучение. Будучи курсантом, Кожедуб постепенно осваивал самолеты УТ-2 и УТИ-4, а в дальнейшем и истребитель И-16.
В июне 1943 года Ивану Кожедубу было присвоение офицерское звание, он стал младшим лейтенантом, а к августу стал заместителем командира эскадрильи. Первую свою воздушную победу летчик-ас одержал во время Курской битвы. Грандиозное противостояние двух воющих армий развернулось в начале июля 1943 года на земле и в небе. 6 июля во время своего сорокового боевого вылета летчик одержал первую победу, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. А дальше — как прорвало, уже на следующий день Кожедуб снова сбил «лаптёжника», а в воздушных боях 9 июля записал на свой личный счет два первых немецких истребителя — Me-109. К концу 1943 года на счету аса было уже 25 уничтоженных самолетов противника.
Всю войну Иван Кожедуб летал на истребителях Лавочкина
Если другой знаменитый советский ас Александр Покрышкин большинство своих побед одержал на лендлизовском истребителе P-39 «Аэрокобра», то Иван Кожедуб всю войну летал на советских истребителях Лавочкина: Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. Эти истребители справедливо считаются одними из самых лучших советских боевых самолетов периода Второй мировой войны.
На истребителе Ла-5 Кожедуб воевал с марта 1943 по конец апреля 1944 года. Этот одноместный истребитель, созданный в 1942 году в Горьком, был выпущен крупной серией – практически 10 тысяч самолетов. Машина конструктора Семёна Алексеевича Лавочкина отличалась очень хорошими летно-техническими данными. Максимальная скорость на высоте – до 580 км/ч, практический потолок – 9500 метров, практическая дальность полета – 1190 км. При этом истребитель отличался мощным пушечным вооружением – на нем были установлены две 20-мм автоматических пушки ШВАК.
С мая 1944 по август 1944 года Кожедуб сражался на истребителе Ла-5ФН, который представлял собой усовершенствованный вариант предыдущего истребителя с новым более мощным двигателем М-82ФН, выдававшем мощность 1460 л.с (на 130 л.с. больше, чем двигатель М-82 истребителя Ла-5). Прибавка в мощности была значительной и позволила довести максимальную скорость истребителя до 648 км/ч, а практический потолок вырос до 11 200 метров. Любопытно, что новый истребитель Ла-5ФН, на котором воевал Кожедуб, был построен на деньги 60-летнего пчеловода Василия Викторовича Конева из колхоза «Большевик», расположенного на территории Сталинградской области. Летая на этом именном самолете, за неделю воздушных боев в румынском небе летчик-ас сбил 8 самолетов врага.
Заканчивал войну Иван Кожедуб на истребителе Ла-7, который представлял собой дальнейшее развитие Ла-5ФН, и совершил на нём первый полет 23 января 1944 года. Данная машина справедливо считается одним из лучших фронтовых истребителей Второй мировой войны. У самолета была значительным образом улучшена аэродинамика, что обеспечивало истребителю преимущество в скорости, скороподъемности и практическом потолке полета по сравнению с обычным Ла-5. При этом машина получила и новый более мощный двигатель, с ним максимальная скорость самолета на высоте могла достигать 680 км/ч. Летая на этом истребителе на завершающем этапе Великой Отечественной войны, Иван Кожедуб сбил 16 самолетов противника. Примечательно, что истребитель Ла-7, на котором летал летчик-ас, сохранился до наших дней и сегодня находится в экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил Российской Федерации.
Иван Кожедуб ни разу не был сбит
Иван Никитович Кожедуб прибыл на фронт в марте 1943 года. С этого момента и вплоть до самого конца войны летчик-ас ни разу не был сбит. За несколько лет на фронте Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, проведя 120 воздушных боев. Конечно, в воздухе случалось всякое. Самолет героя неоднократно пронизывали очереди немецких пулеметов и авиационных пушек. Но ни одно из попаданий не закончилось серьезным ранением или гибелью пилота, отчасти это было связно с сильным везением, но, безусловно, свидетельствовало и об отличных навыках ведения воздушного боя.
При этом мастерство летчика-аса особенно проявлялось в том, что Кожедубу всегда удавалось вернуть поврежденный истребитель на землю. Он ни разу не покидал самолет, воспользовавшись парашютом. Сказывался серьезный уровень ещё довоенной подготовки в летной школе и работа инструктором. Высокий уровень техники пилотирования Ивана Кожедуба ни у кого никогда не вызывал сомнений.
Список побед Ивана Кожедуба
За время войны летчик, согласно официальной советской историографии, сбил 62 самолета противника. Но, как показали дальнейшие исследования, в это число по какой-то причине не вошли ещё два сбитых самолета, которые официально подтверждались и были записаны на личный счет Ивана Кожедуба. Таким образом, в 120 воздушных боях отважный летчик сбил 64 машины врага: 21 истребитель Fw-190, 18 истребителей Ме-109, 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, три штурмовика Hs-129, два бомбардировщика He-111, один истребитель PZL P-24 (румынский) и один реактивный истребитель Ме-262. При этом Иван Кожедуб, по всей видимости, стал первым советским летчиком, которому удалось сбить реактивный немецкий истребитель. Эту воздушную победу летчик-ас одержал 24 февраля 1945 года во время свободной охоты.
Три звезды Кожедуба: Главные подвиги маршала авиации
8 июня — 100 лет со дня рождения легендарного летчика, трижды героя Советского союза. За что и когда Иван Кожедуб получил свои звезды?
100 лет назад родился Иван Кожедуб — герой Великой Отечественной войны и легенда мировой авиации. Он был самым результативным летчиком-истребителем среди пилотов антигитлеровской коалиции. Кожедуб — трижды герой Советского союза. 5-tv.ru рассказывает, за какие подвиги Иван Никитович получил свои звезды.
Первая «Золотая звезда» — 20 сбитых самолетов
8 июня 1920-го в крестьянской семье родился Иван Кожедуб. Несмотря на то, что после окончания школы в 1934-м Иван Никитович поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка, он начал посещать местный аэроклуб. Новый интерес побудил его начать обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, которую Кожедуб окончил уже будучи на службе в Красной армии и заступил на должность инструктора.
Фото: ТАСС / Наум Грановский
В 1943-м Кожедуб вылетел на Воронежский фронт. Первый воздушный бой закончился для Ивана Никитовича неудачей, он даже чуть не погиб во время сражения, но больше таких ошибок он не совершал. Его самолет ни разу не было сбил во время Великой Отечественной войны.
Трижды герой Советского союза Иван Кожедуб с местными жителями во время посещения родного села Ображиевка в 1948-м. Фото: ТАСС / Александр Лесс
Летом 1943-го Ивану Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, а после его назначили на должность заместителя командира эскадрильи. В июле того же года он отправился на Курскую дугу, где 6 июля сбил свой первый фашистский самолет-бомбардировщик. На следующий день летчик сбил уже второй, а 9 июля — сразу два вражеских истребителя. За год Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и сбил 20 немецких самолетов. 14 февраля 1944-го Ивану Никитовичу было присвоено первое звание героя Советского союза.
Вторая «Золотая звезда» — 48 сбитых самолетов
В августе 1944-го Кожедуб получил звание капитана и был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. Летчик пересел на Ла-5, который был построен на деньги колхозника Василия Конева. Он пожертвовал личные средства Красной армии, но попросил построить военный самолет и назвать именем своего племянника, который погиб на фронте. После того, как новенький самолет имени Конева был готов, его передали Кожедубу. На этом самолете летчик сбил восемь немецких самолетов.
Иван Кожедуб возле истребителя Ла-5, подаренного Василием Коневым в 1944-м. Фото: ТАСС / Яков Паволоцкий
19 августа 1944-го Кожедуб получил вторую «Золотую звезду». К тому моменту у него за плечами было 256 боевых вылетов и уже 48 сбитых вражеских самолетов.
Третья «Золотая звезда» — 62 сбитых самолета
К концу Великой Отечественной войны на счету у Ивана Кожедуба уже было звание майора гвардии, 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолетов противника. Последний бой летчика во время Второй мировой войны прошел над Берлином. Третью «звезду» Кожедуб получил 18 августа 1945-го за мужество, отвагу, высокое воинское мастерство, проявленное во время войны.
Иван Кожедуб в 1944-м. Фото: ТАСС / Борис Вельяшев
После войны Иван Кожедуб отправился учиться и в 1949-м окончил Военно-воздушную академию, затем он получил должность командира дивизии под Баку. Но сам Иосиф Сталин решил оставить его в Москве и отправил служить в Кубинку сначала заместителем, а потом командиром 326-й истребительно-авиационной дивизии. Она одной из первых в стране была вооружена реактивными самолетами МиГ-15. В 50-х дивизию во главе с Иваном Кожедубом отправили на Дальний Восток, откуда они попали на Корейскую войну.
Слева направо: Летчики Иван Кожедуб, Александр Покрышкин и Федор Шинкаренко в Кремлевском дворце в 1954-м. Фото: ТАСС / Николай Ситников
Дивизия Кожедуба принимала участие в Корейской войне с марта 1951 по февраль 1952-го. Под его командованием было одержано 215 побед. Почти за год было потеряно 52 советских самолета, а погибло всего 10 летчиков. Командир Кожедуб не смог участвовать в боях лично из-за строгого запрета командования.
Иван Кожедуб во время демонстрации на Красной площади 1 мая 1984-го. Фото: ТАСС / Олег Иванов
Кожедуб Иван Никитович
Иван Никитович Кожедуб
Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка, ныне Шосткинского района Сумской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и химико — технологический техникум. В 1939 году в аэроклубе освоил учебный биплан У-2. С 1940 года в Красной Армии. На следующий год учился в Чугуевской военной авиационной школе лётчиков, летал на Ут-2 и И-16. Как один из лучших курсантов был оставлен на должности лётчика — инструктора.
С марта 1943 года старший сержант И. Н. Кожедуб в действующей армии. По сентябрь 1944 года служил в 240-м ИАП (178-м Гвардейском ИАП); по май 1945 года — в 176-м Гвардейском ИАП.
К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника.
4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза (№1472).
К середине 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника до 48.
19 августа 1944 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№36).
Всего совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и лично сбил 62 самолёта противника.
18 августа 1945 года награждён третьей медалью «Золотая Звезда» (№3).
После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно — Воздушную академию. В период Корейской войны 1950 — 1953 годов командовал 324-й истребительной авиационной дивизией. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1971 года в центральном аппарате ВВС, с 1978 года — в Группе генеральной инспекции Министерства Обороны СССР. Маршал авиации, Депутат Верховного Совета СССР 2 — 5-го созывов. Член Президиума ЦК ДОСААФ. Автор книг — «Служу Родине», «Праздник победы», «Верность Отчизне». Умер 8 августа 1991 года.
Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (семь), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями.
Самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка, Иван Кожедуб выполнил в течение Великой Отечественной войны 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил лично 62 вражеских самолёта. Автоматизм его движений в бою был отработан до предела — отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта. Следует добавить, что Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром.
Выходец из бедной крестьянской семьи, имевшей пятеро детей, прославленный лётчик родился в 1920 году в деревне Ображеевка Сумского уезда. Ваня был младшим в семье, нежданным «последышком», родившимся после большого голода. Официальная дата его рождения, 8 июня 1920 года, неточна, настоящая — 6 июля 1922 года. Два года были очень нужны ему, чтобы поступить в техникум…
Отец его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Человек религиозный, тонкого и взыскательного ума, он был строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности. Как — то отец, невзирая на протесты матери, стал посылать 5-летнего Ивана сторожить ночью сад. Позднее сын спросил, к чему это: воры тогда были редки, да и от такого сторожа, случись что, мало было бы проку. «Приучал тебя к испытаниям», — таков был ответ отца. К 6 годам по книжке сестры Ваня выучился читать и писать, а скоро пошёл в школу.
После окончания 7-летки он был принят на рабфак Шосткинского химико — технологического техникума, а в 1938 году судьба привела его в аэроклуб. Нарядная форма учлётов сыграла в этом решении отнюдь не последнюю роль. Здесь в апреле 1939 года Кожедуб совершает свой первый полёт, испытав первые лётные ощущения. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на любознательного юношу сильнейшее впечатление.
В Чугуевское военное авиационное училище лётчиков Иван Кожедуб был принят в начале 1940 года, где последовательно прошёл подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Осенью того же года, совершив 2 чистых полета на И-16, он, к своему глубокому разочарованию, был оставлен в училище инструктором.
Он много летал, экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство. «Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолёта. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую радость», — вспоминал позднее Иван Никитович.
В начале войны сержант Кожедуб (по иронии судьбы в «золотом выпуске» 1941 года лётчики были аттестованы сержантами), эвакуированный вместе с училищем в Среднюю Азию, ещё более настойчиво занимается «истребительным» самообразованием: изучает вопросы тактики, конспектирует описания воздушных боёв, вычерчивает их схемы. Дни, в том числе и выходные, распланированы по минутам, всё подчинено одной цели — стать достойным воздушным бойцом. Поздней осенью 1942 года после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб в числе других инструкторов и выпускников училища был направлен в Москву на пункт сбора лётно — технического состава, откуда попал в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал ветеран Испании майор Игнатий Солдатенко.
В августе 1942 года 240-й ИАП в числе первых был вооружён новейшими в то время истребителями Ла-5. Однако переучивание провели наспех, за 15 дней, при эксплуатации машин вскрылись конструктивные и производственные дефекты, и, понеся на Сталинградском направлении тяжёлые потери, уже через 10 дней полк был выведен с фронта. Кроме командира полка майора И. Солдатенко, в полку оставалось лишь несколько летчиков.
Следующие подготовка и переучивание проводились основательно: в конце декабря 1942 года после напряжённой месячной теоретической подготовки с ежедневными занятиями лётчики приступили к полётам на новых машинах.
В одном из тренировочных вылетов, когда сразу после взлёта из — за поломки двигателя тяга резко упала, Кожедуб решительно развернул самолёт и спланировал на край лётного поля. Сильно ударившись при посадке, он на несколько дней выбыл из строя и к моменту отправки на фронт едва налетал на новой машине 10 часов. Инцидент этот был лишь началом долгой полосы неудач, преследовавших лётчика при вступлении на ратный путь.
Первый самолёт Ивана Кожедуба. Весна 1943 года.
Кожедуб сумел довести избитую машину до аэродрома, но восстанавление её затянулось на долгое время. Последующие вылеты он совершал на старых самолётах. Однажды его и вовсе чуть не забрали из полка на пост оповещения. Лишь заступничество Солдатенко, то ли разглядевшего в молчуне — неудачнике будущего великого бойца, то ли пожалевшего его, спасло Ивана Никитича от перепрофилирования. Лишь месяцем позже получил он новый Ла-5 (к тому времени его повреждённая машина была восстановлена, однако использовалась уже лишь в качестве связной).
Модель самолёта, на котором летал Кожедуб.
В сентябре 1942 года на счету Кожедуба было уже 8 сбитых вражеских самолётов, когда над Днепром разгорелся новый этап ожесточенных воздушных сражений. 30 сентября, прикрывая переправы через реку, он, по стечению обстоятельств, остался без товарищей и вынужден был в одиночку отражать налёт 18 Ju-87. Бомбардировщики Люфтваффе приступили к пикированию, а некоторые из них даже успели сбросить бомбы.
Атаковав самолёты с высоты 3500 метров, Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими маневрами поверг врага в смятение. «Юнкерсы» прекратили бомбёжку и встали в оборонительный круг. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский лётчик предпринял ещё одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин. Вид падающего в пламени Ju-87 произвел надлежащее впечатление, и остальные бомбардировщики поспешно покинули поле боя.
К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиаполка старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. Он уже на равных дерётся с немецкими асами. В его активе — смелость, хладнокровие, точный расчёт. Технику пилотирования Кожедуб умело совмещает с ведением огня, но перед ним — ещё широкое поле шлифовки боевых приёмов.
В книге «Люди бессмертного подвига» есть такой эпизод:
«Гимном мужеству и мастерству Кожедуба стал день 2 октября 1943 года, когда наши войска расширяли плацдарм на правом берегу Днепра, отбивая ожесточённые атаки противника. Первый раз вылетели девяткой. Кожедуб вёл ударную пятёрку. На подходе к переправе в районе Куцеваловка — Домоткань встретили колонну пикирующих бомбардировщиков Ju-87, в которой каждая девятка прикрывалась шестью Ме-109.
Четвёрка прикрытия сразу же связала боем «Мессершмиттов». Кожедуб во главе пятёрки атаковал бомбардировщики. Противник заметался. Не прошло и минуты, как два «Юнкерса», объятые пламенем, упали на землю. Ведущего сбил Иван Кожедуб, ещё одного — Павел Брызгалов.
В небе началась «карусель». Вслед за первой девяткой разогнали вторую. В пылу схватки, руководя боем, Кожедуб успел сбить ещё и Ме-109. Уже пять костров пылало в районе плацдарма. А с запада снова наплывали «Юнкерсы». Но к месту боя подошла с востока и группа истребителей «Яков». Господство в воздушном бою было обеспечено.
Сбив в этом бою 7 самолётов врага, эскадрилья под командованием Кожедуба вернулась на свой аэродром. Обедали прямо под крылом самолёта. Не успели провести разбор боя — и снова вылет. На этот раз четвёркой: Кожедуб — Мухин и Амелин — Пурышев. Слётанное боевое звено, испытанные в боях побратимы. Задача прежняя — прикрытие войск на поле боя. Однако соотношение сил иное: нужно было отразить налёт 36 немецких бомбардировщиков, которые шли под прикрытием шестёрки Ме-109 и пары FW-190.
Октябрь стал чрезвычайно напряжённым месяцем для Кожедуба. В одной из схваток он так низко вышел из атаки над пылающим «Юнкерсом», что был подожжён очередью бортового стрелка немецкого самолёта. Только крутое пикирование почти до самой земли помогло сбить пламя с крыла Ла-5. Участились встречи с «охотниками» Люфтваффе, целью которых была дезорганизация советских групп истребителей, отвлечение их из района прикрытия и уничтожение ведущих. Нападали они также на одиночные и подбитые самолёты.
Первая схватка над Днепром на встречных курсах с немецкими асами оставила неприятный осадок в памяти Кожедуба. В лобовой атаке он не успел вовремя открыть огонь, и вражеские снаряды прошли лишь в нескольких сантиметрах выше его головы, разбив рацию и перебив тягу руля поворота истребителя. На следующий день удача была на стороне Кожедуба — длинной очередью он сумел прошить ведущего пары «Мессеров», пытавшихся сбить отставший от своего строя истребитель Як-7Б.
15 октября четвёрка Ла-5, возглавляемая Кожедубом, вновь вылетела на прикрытие наземных войск Несмотря на то, что все лётчики были настороже, 2 Ме-109 всё же смогли подловить «Лавочкины» во время разворота и внезапной атакой в лоб со стороны солнца сразу подбили 2 самолёта. Затем, пользуясь преимуществом в высоте, они взяли «в клещи» истребитель Кожедуба, стреляя навскидку из перевернутого положения. Попытки сбросить противника с хвоста не дали результатов, и в конце концов Кожедуб решился на довольно необычный маневр — бросив Ла-5 в крутой вираж, он одновременно выполнил полубочку. Вражеские истребители проскочили вперед, но тут же сделали горку и легко ушли из — под обстрела потерявшего скорость «Лавочкина». В бессилии Кожедубу оставалось только погрозить им вслед кулаком…
В боях за Днепр лётчики полка, в котором воевал Кожедуб, впервые встретились с асами Геринга из эскадры «Мельдерс» и выиграли поединок. Увеличил свой счёт и Иван Кожедуб. Лишь за 10 дней напряжённых боёв он лично сбил 11 вражеских самолётов.
В ноябре 1943 года 240-й ИАП, длительное время участвовавший в труднейших воздушных боях, был отведён в ближайший тыл на отдых. Полученное время лётчики использовали для лётных тренировок, изучения особенностей вертикальных маневров и многоярусных боевых порядков истребителей. Все новшества Кожедуб заносил в свой блокнот, вычерчивая на бумаге различные тактические схемы. К этому моменту на его счету находилось 26 сбитых самолётов противника, за которые, 7 ноября он был награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.
В начале 1944 года полк вновь включился в военные действия, поддерживая наступление советских войск на правобережной Украине. В марте части Красной Армии форсировали Южный Буг. Переправы и плацдармы опять нуждались в прикрытии истребительной авиацией, но немцы, отступая, в первую очередь выводили из строя аэродромы, а полевые площадки были плохо пригодны для базирования самолётов по причине весенней распутицы. Поэтому истребители не могли расположиться ближе к линии фронта и действовали на самом пределе своего лётного радиуса.
В лучшем положении находились подразделения Люфтваффе — бомбардировщики Ju-87 в такой ситуации летали практически безнаказанно, без прикрытия, в случае опасности выстраиваясь в оборонительный круг на малой высоте. В эти дни Кожедуб большое внимание уделял разработке тактики воздушного боя на низких высотах в условиях низкой облачности и серой, однородной местности без каких — либо видимых ориентиров. Позднее он писал:
«Когда нам удавалось встретиться с «Юнкерсами», они становились в оборонительный круг, прижимались к земле. Отбивая атаки — причём не только стрелки, но и лётчики стреляли из пушек, — постепенно оттягивались и уходили в район расположения своих зенитных батарей. Наблюдая за облаками, стелившимися над землей, я вспоминал бои, проведённые на малых высотах, и анализировал тактику действий истребителей, чтобы применить нужные приёмы в условиях новой обстановки и борьбы с «Юнкерсами».
Я пришёл к выводу, что разбить оборонительный круг можно внезапной атакой и надо сбить хотя бы один самолёт — тогда образовывалась брешь. Проскакивая по прямой с небольшими отворотами, надо развернуться и стремительно атаковать с другого направления, атаки производить попарно. Опыт, уже приобретенный мной, позволял прийти к этому выводу».
4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза.
14 марта шестёрка Ла-5 вылетела к переправам на расстояние, предельное для этого типа истребителей. С бреющего полёта они атаковали над лесом девятку Ju-87 Stuka. В лобовой атаке снизу Кожедуб сразу сбил один бомбардировщик. Разогнав первую группу немецких машин, советские лётчики напали на следующую девятку. Снова загорелся очередной «Юнкерс» — остальные, поспешно сбросив бомбы, ушли назад. Был подбит и один из «Лавочкиных».
Лейтенант П. Брызгалов направился к ближайшему, брошенному немцамии аэродрому. Однако при посадке его самолёт скапотировал, перевернулся «на спину» и зажал пилота в кабине. В сложившихся обстоятельствах Кожедуб приказал садиться ещё двум лётчикам, и сам показал пример, приземлившись на «живот» в жидкую грязь. Общими усилиями сослуживцы освободили своего товарища из нелепого положения.
«Как — то Иван Кожедуб возвратился с задания, разгорячённый боем, возбуждённый и, может быть, потому непривычно словоохотливый:
За войну он сменил 6 «Лавочкиных», и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы…
В мае 1944 года командир эскадрильи капитан И. Н. Кожедуб, имевший уже 38 воздушных побед, получил новый Ла-5Ф — подарок колхозника В. В. Конева. Тот внёс свои деньги в фонд Красной Армии и попросил построить самолёт имени своего племянника, подполковника Г. Н. Конева, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена и машину передали Кожедубу.
Это был отличный истребитель облегчённого типа с номером «14» и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту — «Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.», на правом — «От колхозника Конева Василия Викторовича».
Другой вариант окраски именного самолта Ла-5 Ивана Кожедуба. На этом самолёте Кожедуб в течение короткого времени сбил 8 самолётов противника (включая 4 FW-190), доведя счёт своих побед до 45. Сбил он и несколько известных немецких асов.
Так, через несколько дней после получения самолёта, на участке действия полка появилась группа немецких «охотников» на машинах, разрисованных черепами и костьми, драконами и прочими эмблемами в эдаком виде. На них летали асы, одержавшие немало побед на Западном и Восточном фронтах. Особенно выделялась одна пара — с черепами и костьми на фюзеляжах. В активный бой они не вступали, предпочитая действовать со стороны солнца, обычно сзади сверху. Выполнив атаку, как правило, быстро скрывались.
Иван Кожедуб на фоне своего истребителя.
В конце июня 1944 года советский ас был переведён заместителем командира в знаменитый 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение, первым в Советских ВВС, в августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7.
К середине 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника до 48.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года удостоен звания второй медали «Золотая Звезда».
Освоив новый истребитель, Кожедуб с сентября 1944 года, уже в Польше, на левом крыле 1-го Белорусского фронта, ведёт бои способом «свободной охоты». Сначала он получил 3-пушечный вариант истребителя, а затем пересел на обычный 2-пушечный. Именно этот самолёт с бортовым номером «27», на котором Иван Кожедуб одержал 17 последних побед, сейчас является украшением коллекции Монинского музея авиации.
В конце сентября 1944 года по приказу командующего ВВС маршала А. А. Новикова в Прибалтику для борьбы с истребителями — «охотниками» противника была направлена группа лётчиков под командованием Кожедуба. Ей предстояло действовать против группы немецких асов. Так сошлись друг против друга советская и немецкая школы истребителей — «охотников». В течении всего лишь нескольких дней боёв наши лётчики сбили 12 самолётов противника, потеряв лишь 2 своих. Три победы записал на свой счёт Кожедуб. Потерпев столь сокрушительное поражение, немецкие «охотники» были вынуждены прекратить активные полёты на данном участке фронта.
Зимой 1945 года полк продолжал вести напряжённые воздушные бои. 12 февраля шестёрка «Лавочкиных» провела напряжённый бой с 30 вражескими истребителями. В этом поединке наши лётчики добились новой победы — сбили 8 FW-190, из них 3 — на счету Кожедуба. Наши потери — одна машина (пилот погиб).
19 февраля 1945 года, в бою над Одером, Кожедуб вписывает в свою биографию важный штрих — уничтожает реактивный Me-262, в кабине которого находился унтер — офицер Курт Ланге из 1. / KG (J) 54. В тот день, поднявшись в воздух в паре с Дмитрием Титоренко, Кожедуб обнаружил на высоте 3500 метров неизвестную машину, летящую на предельной для «Лавочкина» скорости. Двум Ла-7 удалось незаметно приблизиться к врагу сзади, и далее Кожедуб так описывает этот поединок:
17 апреля 1945 года, в 5-м за день вылете, над столицей Германии, Иван Кожедуб одержал свои последние победы — сбил 2 истребителя FW-190.
К концу войны Гвардии майор И. Н. Кожедуб совершил 330 успешных боевых вылетов, провёл 120 воздушных боев и лично сбил 63 самолёта противника. За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, 18 августа 1945 года ему было присвоено звание трижды Героя Советского Союза.
Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одарённым, талантливым человеком, в то же время неизменно проявлял великую скромность. Он, например, никогда не записывал на свой счёт сбитый самолёт противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал.
Как и многие другие наши лётчики, Кожедуб никогда не заносил на свой счёт и самолёты, уничтоженные им совместно с новичками. Вот один из примеров классической групповой победы, приведённый в его книге «Верность Отчизне»:
«…Август 1943 года. Мы получаем приказ немедленно вылететь на отражение большой группы вражеских самолётов. Наша десятка поднимается в воздух. Впереди вижу не менее 40 пикировщиков Ju-87, идущих в сопровождении Ме-109. Прорвавшись сквозь истребительный заслон атакуем «Юнкерсы». Захожу одному из них в хвост, открываю огонь и вгоняю его в землю… Вскоре «Юнкерсы» улетают, но приближанется новая группа — около 20 бомбардировщиков Не-111. В паре с Мухиным атакуем неприятеля.
По возвращении на аэродром, этот самолёт был записан на счёт Василия Мухина. И таких вот «подачек» в активе Кожедуба было не менее 5. Таким образом, реальное число уничтоженных им самолётов противника значительно больше, нежели официально значится на его личном счету.
Вызывают интерес и строки из книги «Асы против асов» (Издательский дом «Вече», 2007 год) О. С. Смыслова (автора ещё одной известной книги — «Василий Сталин. Портрет без ретуши»). Говоря о Кожедубе он, в частности, пишет: «За период участия в войне Иван Никитович сменил 6 истребителей, записав на свой счёт 62 официальные победы (из них только Ме-109 — 17, ФВ-190 — 21 и Ю-87 — 15), не считая 29 групповых«.
Личных побед, как выясняется теперь, у Кожедуба было несколько больше: М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 64 лично сбитых самолёта. Что касается групповых побед, то вопрос остаётся открытым. Больше подобной информации я нигде не встречал.
К 64 немецким самолётам, сбитым И. Н. Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить, ещё как минимум, и 2 американских истребителя, уничтоженных им в самом конце войны. В апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнюю машину. Тот задымил и со снижением пошёл в сторону наших войск (пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился).
К сожалению, этот бой был не единственным между советскими и американскими лётчиками в годы Второй Мировой войны…
После войны Гвардии майор И. Н. Кожедуб продолжил службу в 176-м ГвИАП. В конце 1945 года прославленный истребитель начал семейную жизнь — в монинской электричке он встретил 10-классницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным «адъютантом и помощником».
В 1949 году Иван Никитович заканчивает Военно — Воздушную академию, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. И. Сталин оставляет его под Москвой, в Кубинке, заместителем, а затем и командиром 326-й истребительно авиационной дивизии. В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15 и в конце 1950 года направлена на Дальний Восток. Там прославленному советскому лётчику довелось принять участие в ещё одной — Корейской войне.
С марта 1951 по февраль 1952 года, отражая налёты на Северную Корею, дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 «сверхкрепостей», потеряв 52 самолёта и 10 лётчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС.
Строгий приказ командования запретил комдиву вступать в бой лично, и никаких официальных побед он в этот период не одержал. Хотя, по воспоминаниям некоторых пилотов, участников тех давних событий, несколько раз (разумеется неофициально), Иван Кожедуб всё же поднимался в воздух…
Но опасность подстерегала лётчика не только в небе: зимой 1951 года он едва не был отравлен поваром: войну вели разными методами. Во время своей командировки Гвардии полковник И. Н. Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении ВВС КНР.
В 1952 году 326-я ИАД была передана в систему ПВО и переведена под Калугу. С энтузиазмом взялся Иван Никитович за новое для себя мирное дело обустройства личного состава дивизии. За короткий срок были получены и смонтированы 150 домиков для жилья, оборудованы и расширены аэродром, военный городок. Неустроенным оставался лишь быт самого командира, ставшего летом 1953 года генерал — майором. Его семья, с малолетними сыном и дочерью, ютилась то во времянке на аэродроме, то вместе с десятком других семей в «караван — сарае» — старой даче.
Через год он был направлен на учёбу в академию Генерального штаба. Часть курса прошёл экстерном, так как по служебным обстоятельствам задержался с началом занятий.
До 1970 года Иван Никитович регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолётов и вертолётов. Последние полёты он совершил на МиГ-23. С лётной работы ушёл сам и сразу…
Части, которыми руководил Кожедуб, всегда отличались низким уровнем аварийности, и сам он как лётчик не имел аварий, хотя «нештатные ситуации», конечно, случались. Так, в 1966 году, во время полёта на малой высоте, его МиГ-21 столкнулся со стаей грачей; одна из птиц попала в воздухозаборник и повредила двигатель. Для посадки машины потребовалось всё его лётное мастерство.
Безупречный воздушный боец, лётчик и командир, офицер, беззаветно преданный своему делу, Кожедуб не обладал «вельможными» качествами, не умел и не считал нужным, льстить, интриговать, лелеять нужные связи, замечать смешную, а порой и злобную ревность к своей славе. В 1978 году он переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году ему присвоено звание Маршала авиации.
Всё это время Кожедуб безропотно вёл огромную общественную работу. Депутат Верховного Совета СССР, председатель или президент десятков различных обществ, комитетов и федераций, он был прост и честен как с первым лицом государства, так и с провинциальным правдоискателем. А каких сил стоили сотни встреч и поездок, тысячи выступлений, интервью, автографов…
Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелёгкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам.
Первое боевое «крещение».
Фото Ивана Кожедуба после войны.
Встреча с противником произошла неожиданно. Случилось это так: 26 марта 1943 года я, в паре с ведущим младшим лейтенантом Габуния, вырулил на старт дежурить. Неожиданно нам был подан сигнал для взлёта. Младший лейтенант Габуния быстро поднялся в воздух.
Я несколько задержался на взлёте и после первого разворота потерял ведущего. Связаться по радио ни с ведущим, ни с землёй мне не удалось. Тогда я решил произвести пилотаж над аэродромом. Набрав 1500 метров высоты, приступил к пилотированию.
Я решил атаковать противника, быстро развернувшись, на максимальной скорости пошёл на сближение. Оставалось 500 метров, когда в сознании мелькнуло слышанное мною от командира правило воздушного боя: «Перед атакой посмотри назад».
В этой встрече я на практике убедился, как важна роль ведомого для прикрытия ведущего при атаке цели.
В дальнейшем, летая в слётанной группе, я одержал 63 победы, не зная поражения.
Воздушные победы Ивана Кожедуба [1]
№ | Дата | Тип сбитого самолёта | Место боя/падения |
1. | 06.07.1943 | Ю-87 | зап. Завидовки |
2. | 07.07.1943 | Ю-87 | ст. Гостищево |
3. | 09.07.1943 | Ме-109 | Красная Поляна |
4. | 09.07.1943 | Ме-109 | вост. Покровки |
5. | 09.08.1943 | Ме-109 | Прелестный |
6. | 14.08.1943 | Ме-109 | Искровка |
7. | 14.08.1943 | Ме-109 | Коломна |
8. | 16.08.1943 | Ю-87 | Рогань |
9. | 22.08.1943 | ФВ-190 | Люботин |
10. | 09.09.1943 | Ме-109 | сев. Искровки |
11. | 30.09.1943 | Ю-87 | ю-з Бородаевки |
12. | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевки |
13. | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевки |
14. | 02.10.1943 | Ме-109 | Плоское |
15. | 02.10.1943 | Ю-87 | Петровка |
16. | 02.10.1943 | Ю-87 | ю-з Андреевки |
17. | 02.10.1943 | Ю-87 | ю-з Андреевки |
18. | 04.10.1943 | Ме-109 | с-з Бородаевки |
19. | 05.10.1943 | Ме-109 | ю-з Красного Кута |
20. | 05.10.1943 | Ме-109 | зап. Куцеваловки |
21. | 06.10.1943 | Ме-109 | Бородаевка |
22. | 10.10.1943 | Ме-109 | Днепрово-Каменка |
23. | 12.10.1943 | Ю-87 | сев. Плоское |
24. | 12.10.1943 | Ме-109 | юж. Петровка |
25. | 12.10.1943 | Ю-87 | юж. Домоткань |
26. | 29.10.1943 | Ю-87 | Кривой Рог |
27. | 29.10.1943 | Хе-111 | зап. Будовки |
28. | 16.01.1944 | Ме-109 | Ново-Злынка |
29. | 30.01.1944 | Ме-109 | вост. Нечаевки |
30. | 30.01.1944 | Ю-87 | зап. Липовки |
31. | 14.03.1944 | Ю-87 | Осиевка |
32. | 21.03.1944 | Ю-87 | Лебедин-Шпола |
33. | 11.04.1944 | PZL-24 | Сырка |
34. | 19.04.1944 | Хе-111 | сев. Яссы |
35. | 28.04.1944 | Ю-87 | ю-в Вултуру |
36. | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
37. | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
38. | 03.05.1944 | Ю-87 | Тыргу Фрумос-Думбрэвица |
39. | 31.05.1944 | ФВ-190 | вост. Вултуру |
40. | 01.06.1944 | Ю-87 | Чужа Вода |
41. | 02.06.1944 | Хш-129 | зап. Стынка |
42. | 03.06.1944 | ФВ-190 | Рэдиу-Улуй — Тэтэр |
43. | 03.06.1944 | ФВ-190 | Рэдиу-Улуй — Тэтэр |
44. | 03.06.1944 | ФВ-190 | сев-зап. Яссы |
45. | 07.06.1944 | Ме-109 | Пырлица |
46. | 08.06.1944 | Ме-109 | Кырлицы |
47. | 22.09.1944 | ФВ-190 | с-з Стренчи |
48. | 22.09.1944 | ФВ-190 | ю-з Рамниеки-Даксты |
49. | 25.09.1944 | ФВ-190 | с-з Валмиера |
50. | 16.01.1945 | ФВ-190 | к югу от Студзяна |
51. | 10.02.1945 | ФВ-190 | с-з р-н аэродрома Морин |
52. | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
53. | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
54. | 12.02.1945 | ФВ-190 | оз. Китцер-Зее |
55. | 17.02.1945 | Ме-190 [2] | вост. Альт-Фридлянд |
56. | 19.02.1945 | Ме-109 | сев. Фюрстенфельде |
57. | 11.03.1945 | ФВ-190 | сев. Брюнхена |
58. | 18.03.1945 | ФВ-190 | сев. Кюстрина |
59. | 18.03.1945 | ФВ-190 | с-з Кюстрина |
60. | 22.03.1945 | ФВ-190 | сев. Зеелов |
61. | 22.03.1945 | ФВ-190 | вост. Гузов |
62. | 23.03.1945 | ФВ-190 | ст. Вербиг |
63. | 17.04.1945 | ФВ-190 | Врицен |
64. | 17.04.1945 | ФВ-190 | Кинитц |