На чем летал маресьев
Алексей Маресьев. История настоящего человека
Ровно 100 лет назад, 20 мая 1916 года, в городе Камышине родился прославленный советский летчик Алексей Петрович Маресьев, чей подвиг лег в основу книги «Повесть о настоящем человеке», вошедшей в курс советской школьной литературы. В Советском Союзе не было, наверное, ни одного человека, который не слышал бы об этом летчике-истребителе. Совершенный им в годы Великой Отечественной войны подвиг и сегодня живет в памяти людей. Благодаря книге Бориса Полевого Маресьев вошел в сознание людей как эталон «настоящего человека». Под этим высоким званием он навсегда будет вписан в историю нашей страны.
Алексей Маресьев останется в народном сознании благодаря нечеловеческой выдержке и воле к жизни. Совершенный им подвиг был достоин и отдельной книги, и снятого по ней позднее фильма. После 18-дневного возвращения к своим ползком по лесу, обморожения и ампутации обеих ног этот человек не сломался и не сдался. Он не только встал на протезы, но и вернулся в авиацию: само по себе это было сродни чуду. Но Маресьев не просто вернулся в небо, он вернулся в истребительную часть, продолжив вести бой за свободу и независимость своей Родины.
Алексей Петрович Маресьев появился на свет 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три года. В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер.
После окончания 8 классов средней школы в Камышине Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном училище при лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он подавал документы в летное училище, но оба раза их возвращали назад, ссылаясь на его здоровье. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил будущего героя на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Именно на Дальнем Востоке без отрыва от работы Алексей начал заниматься в аэроклубе, все-таки реализовав свою тягу к небу, которая возникла в нем еще в детстве.
В 1937 году его призвали в армию. Первоначально он служил в 12-м авиапогранотряде, расположенном на острове Сахалин, но затем был переведен в 30-ю Читинскую школу военных летчиков, которую в 1938 году перевели в Батайск. Батайское авиационное училище имени А. К. Серова Маресьев окончил в 1940 году, получив на выходе звание младшего лейтенанта. После окончания обучения в училище он был оставлен в нем в качестве инструктора. Именно в Батайске Маресьев встретит начало Великой Отечественной войны.
Свой первый немецкий самолет, транспортник Ju-52, он сбил в начале 1942 года. В марте 1942 года Алексей Маресьев был отправлен на Северо-Западный фронт, к этому моменту на его счету было уже 4 сбитых немецких самолета. Именно здесь произошел воздушный бой, который навсегда изменит его жизнь.
Весной 1942 года между озерами Селигер и Ильмень советские войска возле неприметного городка Демянска окружили примерно 100-тысячную группировку немецких войск, которая не думала сдаваться, оказывая организованное и очень сильное сопротивление. 4 апреля 1942 года в районе этого так называемого «Демянского котла» во время вылета по прикрытию бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева был подбит. Он пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее озеро. Однако его самолет зацепился шасси за верхушки сосен и перевернулся. Самолет упал в глубокий снег, а сам летчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жить.
Целых 18 суток повредивший ступни ног летчик сначала на покалеченных ногах, а затем и ползком пробирался к линии фронта. Съев по пути бортовой паек, он питался тем, что удавалось найти в лесу: корой деревьев, ягодами, шишками. Ситуация казалась безнадежной: оказавшийся посреди бескрайнего и глухого леса в одиночестве, с поврежденными ногами летчик просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. Как он остался в итоге жив, неизвестно никому. Алексей Петрович никогда не любил вспоминать эту историю и старался не рассказывать о ней. По его словам, им двигало в тот момент неукротимое желание жить.
В итоге он все-таки выбрался к своим. Возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района его заметили отец и сын, местные жители. Так как летчик к тому моменту уже не откликался на вопросы, отец и сын из боязни вернулись назад в деревню, думая, что перед ними немец. Лишь позднее еле живого летчика обнаружили дети из той же деревни — Саша Вихров и Серёжа Малин, которые определили, что перед ними советский летчик, и при помощи отца Саши отвезли раненого пилота на подводе в свой дом. Жители деревни ухаживали за Маресьевым больше недели, но тому нужна была квалифицированная медицинская помощь. В первых числах мая возле деревни приземлился самолет, и Маресьева переправили в госпиталь в Москву.
На этом история Алексея Петровича могла подойти к концу. К моменту доставки в Москву летчик находился уже в критическом состоянии, у него была гангрена. При этом раненых в госпитале было довольно много, поэтому привезенного летчика-истребителя как практически безнадежного уложили на каталку в коридоре. Здесь во время совершения обхода на него случайно обратил внимание профессор Теребинский, который в итоге спас ему жизнь. Правда, заплатить за это пришлось ампутацией обеих ног в области голени. Другого выхода просто не было, у Маресьева к тому моменту начала развиваться несовместимая с жизнью гангрена.
Ампутация обеих ног, казалось бы, ставила жирную точку на карьере летчика. Однако Маресьев не собирался сдаваться. Он не смирился с мыслью, что ему придется расстаться с небом, приняв для себя решение — вернуться в авиацию и снова летать любой ценой. Приняв это, он начал практически сразу же тренироваться: ходить, бегать, прыгать и, конечно, танцевать. Правда, учиться заново танцевать ему пришлось не с медсестрами в госпитале, которые боялись, что он отдавит им ноги своими бесчувственными протезами, а с соседями по больничной палате, которые специально на время тренировок надевали на себя рабочие сапоги.
Всего за 6 месяцев интенсивных тренировок Алексей Маресьев научился ходить на протезах так, что только редкий человек мог приметить в его походке что-то необычное. Он продолжал тренироваться и в санатории, куда был отправлен в сентябре 1942 года. Уже в начале 1943 года комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «Годен во все рода авиации». Пройдя медицинскую комиссию, он был направлен в Ибресинскую летную школу (Чувашия). В феврале того же года летчик совершил свой первый полет после тяжелого ранения. Помогал ему в этом начальник летной школы Антон Федосеевич Белецкий, который сам летал с протезом вместо правой ноги.
Только за то, что после аварийной посадки и гибели своего самолета летчик 18 дней выбирался из валдайских лесов, его поступок можно было смело назвать подвигом. Однако гораздо более поразительным было то, что после ампутации обеих ног Маресьев не только не сломался, но и добился просто невероятных результатов: преодолев массу административных и медицинских барьеров, он вернулся в строй.
До фронта Маресьев добрался вновь в июне 1943 года, попав в состав 63-го Гвардейского истребительного авиаполка. Первоначально в полку Маресьеву не давали летать на боевые задания. Командир полка просто не отпускал летчика в бой, так как обстановка в небе над полем будущей Курской битвы была крайне напряженной. Алексей очень сильно переживал эту ситуацию. В итоге ему посочувствовал командир одной из эскадрилий полка А. М. Числов. Он взял Маресьева на пару боевых вылетов. В итоге несколько удачных вылетов в паре с Числовым помогли исправить ситуацию, доверие к летчику в полку возросло.
Удивительно в этой истории и то, что, вернувшись в боевую часть после ампутации обеих ног, Маресьев сбил 7 боевых самолетов, доведя свой список воздушных побед до 11 вражеских машин. Тогда же он был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году Алексей согласился на предложение стать инспектором-летчиком и перейти из истребительного авиаполка в управление вузов ВВС. Сам летчик честно признавался в том, что нагрузки в полетах только росли, и переносить их ему становилось все труднее и труднее. При этом Маресьев никогда не отказывался от боевых вылетов, но и не жаловался, когда ему предложили новое место работы. В итоге в июне 1944 года гвардии майор Алексей Маресьев принял предложение стать инспектором.
Всего за время Великой Отечественной войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолетов: 4 до ранения и 7 — после. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел в отставку по состоянию здоровья. При этом бывший летчик-истребитель старался поддерживать себя в очень хорошей физической форме. Человек, лишившийся на войне ног, увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. В итоге он даже сумел установить рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв здесь Волгу (2200 метров) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Маресьев совершил в начале 1950-х годов, работая инструктором спецшколы ВВС в Москве.
Алексей Петрович Маресьев стал тем самым человеком, про которого можно говорить вся жизнь — подвиг. Тем более что уже после войны он все равно приносил очень большую пользу ВВС страны, занимаясь процессом подготовки будущих летчиков. Кроме того, начиная с 1956 года, когда был образован Советский (а позднее Российский) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Маресьев возглавлял его. Он находился на этом общественном (но по-своему также боевом посту) до последних дней своей жизни.
Алексей Петрович, несмотря ни на что, прожил достаточно долгую жизнь. Каким-то образом ему удалось преодолеть последствия и тяжелого детства, и полученного во время войны ранения. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был пройти торжественный вечер, посвященный 85-летию Алексея Маресьева. Он как раз собирался прибыть на это мероприятие, когда его сразил инфаркт, он был доставлен в реанимацию одной из московских клиник, но спасти его жизнь врачи не смогли. В итоге торжественный вечер в его честь начали с минуты молчания.
Часто бывает так, что человек, который становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» — это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.
В честь столетия со дня рождения Героя Советского Союза и прославленного летчика Алексея Петровича Маресьева на его малой родине в городе Камышине будет открыт Центр патриотического воспитания, а также состоится парад с участием авиагрупп «Русские витязи» и «Стрижи», сообщает ТАСС. Имя Алексея Маресьева будет присвоено самолету МЧС России и одной из новых улиц Волгограда. Помимо этого, памятные мероприятия, посвященные юбилейной дате, пройдут в Москве, Тверской и Нижегородской областях, а также в других регионах России. В свою очередь, Российское военно-историческое общество продолжит поиск истребителя Як-1, на котором в 1942 году летчик был сбит во время воздушного боя в районе «Демянского котла».
По материалам из открытых источников
Подвиг настоящего человека: жизнь Алексея Маресьева
75 лет назад, 4 апреля 1942 г., в воздушном бою был подбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева.
Летчик, получивший ранения ног, совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Он 18 суток ползком добирался до линии фронта, откуда был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Алексей Петрович Маресьев родился 29 мая 1916 г. (по старому стилю 16 мая) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне административный центр Камышинского района Волгоградской области).
ТАСС вспоминает жизненный путь легендарного летчика и его подвиг.
Отец — Петр Авдеевич Маресьев, солдат Первой мировой войны, умер от туберкулеза, когда Алексею было три года.
Мать — Екатерина Никитична Маресьева, работала уборщицей на заводе. Алексей был младшим из четырех ее сыновей.
Алексей Маресьев был женат на Галине Викторовне Маресьевой (урожденная Третьякова, скончалась в 2002 г.), сотруднице Управления вузов ВВС.
Старший сын — Виктор (род. 1946), инженер-автомобилист, ныне президент Регионального общественного фонда А.П. Маресьева «Инвалиды ВОВ».
Младший сын — Алексей (1958–2002).
В 1930 г. в Камышине окончил шесть (по другим данным — семь) классов школы, в 1930–1932 гг. в Камышинской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) освоил профессию токаря.
В 1933–1934 гг. без отрыва от производства учился на Камышинском рабочем факультете им. М.Горького Саратовского сельскохозяйственного института (ныне Саратовский государственный аграрный университет).
В 1940 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (ныне Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков), в 1952 г. — Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 г. — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук (1956).
В 1933–1934 гг. работал на камышинском лесозаводе масленщиком, токарем.
В 1934 г. был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре, где с марта 1935 г. по август 1937 г. работал лесорубом, затем механиком-дизелистом на катере «Партизан». Занимался в аэроклубе.
Осенью 1937 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), до 1938 г. служил в 12-м авиационном пограничном отряде на острове Сахалин.
В 1939 г. направлен в Читинскую авиационную школу.
С 1940 г. — летчик-инструктор Батайской военной авиационной школы пилотов.
Был летчиком, командиром звена 296-го истребительного авиаполка, затем 580-го истребительного авиаполка на Северо-Западном фронте.
4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начальствующего состава 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования — 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в районе так называемого демянского котла (Демянский, Валдайский районы Новгородской области) и совершил вынужденную посадку в тылу нацистских войск.
В течение 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.
В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 км. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там — русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли.
Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть
Николай Малин
Сын Сергея Малина (житель деревни, который уберег от гибели Маресьева)
В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения (поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР, ныне Чувашия).
Герой Советского Союза
С июня 1943 г. — в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка (в дальнейшем эта воинская часть неоднократно меняла номера и названия, расформирована в 2009 г.).
В должности замкомандира эскадрильи, затем помощника командира и штурмана полка участвовал на истребителе Ла-5ФН в боях на Курской дуге и в Прибалтике.
20 июля 1943 г. в воздушном бою с превосходящими силами противника спас самолет ведомого и самолет командира соседней авиачасти, за что Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь — после ампутации.
В 1944–1946 гг. — инспектор-летчик в Управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) РККА.
В июле 1946 г. уволен в запас в звании майора.
В 1948–1949 гг. — начальник авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС (ликвидирована в 1955 г.).
В период с 1956 по 1983 г. — ответственный секретарь, а с 1983 г. — 1-й заместитель председателя Советского (с 1991 г. — Российского) комитета ветеранов войны. C 1958 г. — первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).
8 мая 1967 г. участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.
В 1997–2001 гг. — руководитель Регионального общественного фонда А.П. Маресьева «Инвалиды Великой Отечественной войны».
Маресьев скончался 18 мая 2001 г. в Москве в результате инфаркта. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Депутат Верховного Совета СССР 12-го созыва (1989–1991).
Герой Советского Союза (24 августа 1943 г.).
Награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Красного Знамени (1942), Октябрьской Революции, Боевого Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Дружбы народов (1976), Почета (1991), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), Дружбы (2000) и др., орденами и медалями иностранных государств.
Отмечен Почетной грамотой Правительства РФ (1996) и Благодарностью Президента РФ (2001).
Почетный гражданин города Камышина (1968), болгарского города Стара-Загора (1973), Комсомольска-на-Амуре (1977), Орла (1990).
Лауреат Российской национальной премии «Олимп» (титул «Национальный герой», 2000).
Автор брошюры «На Курской дуге. Заметки о партийно-политической работе в авиационных частях в дни Курской битвы» (1960).
Повесть о настоящем человеке
Алексей Маресьев был изображен под фамилией Мересьев в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946, более 100 изданий в СССР и РФ, более 30 за рубежом).
Книга послужила основой спектакля МХАТа (1948), аудиоспектаклей (1964, 1973, 1973), по ней снят фильм (1948, режиссер Александр Столпер) и написана одноименная опера (1947–1948, композитор Сергей Прокофьев, премьера в 1960 г.).
Подвиг пилота лег в основу спектаклей «Упавший с неба» (режиссер Дмитрий Бертман, Москва, «Геликон-опера», 2012) и «Алексей Маресьев» (режиссер Сергей Бурлаченко, Камышинский драматический театр, 2015); ряда документальных телефильмов.
Алексей Маресьев: жизнь и война настоящего человека
Сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Петрович Маресьев — один из самых выдающихся лётчиков-истребителей в истории авиации. Его заслуги заключаются не в счёте сбитых вражеских самолётов, а прежде всего в высоких морально-волевых качествах и стремлении после тяжёлой аварии вернуться в воздух, несмотря ни на что.
Маресьев родился в приволжском городе Камышине. Когда мальчику едва исполнилось три года, умер его отец, и мать осталась одна с тремя детьми. После окончания школы Алексей в училище при деревообделочном заводе становится токарем по металлу. В 1934 году юношу направляют на строительство далёкого Комсомольска-на-Амуре. Несмотря на ревматизм (следствие тяжёлого детства) и малярию, после работы он ходит в аэроклуб, интересуется парашютным спортом — и побеждает болезни.
В 1937 году Маресьева призывают в армию. Сначала он служит в авиапогранотряде на Сахалине, в селе Кировское, а затем направляется в Батайское авиационное училище имени Анатолия Серова. Незадолго до войны Маресьев выпускается из училища и получает звание младшего лейтенанта.
Война
Вероятно, именно этот бой описан Борисом Полевым в «Повести о настоящем человеке»:
Поразительная точность для художественной книги! Борис Полевой всю войну стремился к максимальной точности в военных репортажах — и здесь тоже не изменил себе. Не менее характерно для Полевого, что выигранный воздушный бой описывается без малейшего пафоса, и даже может оцениваться как ошибка (пилот останется без боеприпасов, и его собьют). Чего стоило с отмороженными ногами, почти без еды, восемнадцать суток по глухому лесу брести, ковылять, ползти до своих — знает только сам Маресьев. Наконец, его подбирают жители сожжённой деревни Плав.
В книге упоминается командир эскадрильи Герой Советского Союза Андрей Дегтяренко:
«Алексей открыл глаза, но ему показалось, что он продолжает спать и во сне видит это широкое, скуластое, грубое, точно сделанное столяром вчерне, но не обтертое ни шкуркой, ни стеклышком добродушное угловатое лицо друга с багровым шрамом на лбу, со светлыми глазами, опушенными такими же светлыми и бесцветными, свиными — как говорили недруги Андрея — ресницами. Голубые глаза с недоумением всматривались в дымный полумрак».
Андрей Николаевич Дехтяренко служил в РККА с 1931 года, в 1939 году воевал на Халхин-Голе, где заслужил орден Красного Знамени. Весной 1942 года Дехтяренко командовал 2-й эскадрильей 580-го авиаполка, входящего в 6-ю Ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования. За три боевых вылета на счёт Дехтяренко записали девять Ju 52 — из них два на земле. Первый из этих вылетов произошёл 1 апреля 1942 года. В районе аэродрома Истошино под Демянском Дехтяренко первым заметил группу из 18 Ju 52, атаковал и уничтожил три самолёта. За этот бой Дехтяренко получил ещё один орден Красного Знамени. 4 апреля он уничтожил ещё два самолёта на земле.
8 апреля тройка Дехтяренко у того же аэродрома встретила около 30 Ju 52. По итогам боя было заявлено девять транспортников сбитыми, из них четыре — командиром группы. Звено полностью израсходовало боекомплект, в баках после посадки оставалось буквально по 20 литров горючего. 21 апреля Дехтяренко был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза. 8 мая реактивными снарядами и очередями своего Як-1 Дехтяренко уничтожил бомбардировщик He 111, а затем истребитель Bf 109. Во втором бою того же дня Дехтяренко, выручая подбитого товарища, один сражался с двумя истребителями, пять раз заходя в лобовые атаки. Его эскадрилья с 31 марта по 8 мая совершила 220 боевых вылетов, сбила в воздушных боях 31 немецкий самолёт и ещё 10 уничтожила на земле.
Именно Дехтяренко вывез Маресьева из лесной глухомани на У-2 — как в книге, так и в жизни. 11 июля 1942 года Дехтяренко не вернулся с боевого задания…
Лётчик без ног
Неописуемыми усилиями Маресьев после ампутации обеих ног научился не только ходить на протезах, но также бегать и даже танцевать. По воспоминаниям авиатехника Пивкина, Маресьев вернулся в истребители, чтобы рассчитаться с немцами.
После лечения и тренировок Алексей был направлен в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза Николая Павловича Иванова: «Сам опытный ас, он по звукам, несущимся в эфире, понял, что бой идёт жаркий, что противник силён и упорен и не хочет уступать небо». За бои по уничтожению Демянской группировки Иванов был награждён «Красным Знаменем», а в марте 1943 года представлен к ордену Александра Невского. Можно сказать, что полк заочно свёл счёты за Маресьева и других сбитых лётчиков.
Эскадрильей, где доведётся сражаться Маресьеву, командовал Александр Михайлович Числов (в книге — Чеслов). Он воевал исключительно грамотно, с первых дней и до конца войны, совершил 342 боевых вылета, лично сбил 21 самолёт и два в группе, при этом ни разу не был ранен. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Александра Невского и двумя орденами Красного Знамени. 23 февраля 1945 года Ла-7 Числова был подбит, а сам лётчик ранен, но смог долететь до своего аэродрома и сесть.
С 10 июля 1943 года Маресьев снова воюет. Его долго берегли, давая лишь прикрывать аэродром. Числов одним из первых вылетел в паре с Маресьевым в бой. По словам Маресьева, «…пожалуй, в этом бою я научился у Александра, как надо драться… На земле Александр сказал мне — с тобой в паре не пропадешь». Числов позднее вспоминал: «Трудно было… Но для меня, например, главное то, что я подготовил лётчика, который летал без ног».
В боях над Курской дугой, на Орловском направлении, Маресьев совершил семь боевых вылетов на Ла-5, лично сбил три немецких самолёта. Так, 20 июля 1943 года в неравном воздушном бою Маресьев спас жизнь двух лётчиков (одним из которых был командир соседнего авиаполка) — и это тоже отражено Полевым. В той схватке Маресьев уничтожил два истребителя:
«У уха зарокотал незнакомый сиплый бас:
Три сбитых Маресьевым машины подтверждались экипажами других самолётов и наземными частями 63-й Армии. Звание Героя Советского Союза было присвоено Маресьеву и Числову одним указом, 24 августа 1943 года. Узнав о боях гвардейского полка, который за девять дней сбил 47 самолётов, потеряв лишь пять своих и трёх лётчиков, военкор «Правды» Борис Полевой вылетел в его расположение.
«Начальник штаба, совершенно охрипший, с красными, как у кролика, от бессонницы глазами, поначалу было огрызнулся, а потом, рассмотрев мои погоны, спохватился, произнес какие-то скомканные извинения и заявил:
— Вот вернется из боя Алеша Маресьев. Он только что второй самолет за сегодняшний день сбил. Ступайте к нему. Он на «девятке». Сядет «девятка», вы прямо на него и пикируйте.
«Девятка» села, подрулила к своему капониру на опушке леса, и я «спикировал» на молодого коренастого парня, что с какой-то особой медвежьей грацией выбрался из самолета. Он еле стоял на ногах. Еще бы: шесть боев, два сбитых противника».
Позднее, после ужина, Маресьев пригласил корреспондента переночевать в его землянке — сосед истребителя не вернулся с боевого задания.
«Летчик вышел наружу, и было слышно, как он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес. Он вернулся веселый, свежий с каплями воды на бровях и волосах, опустил фитиль в лампе и стал раздеваться. Что-то тяжело грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил на полу свои ноги. Безногий летчик! Летчик-истребитель! Летчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолета! Это казалось совершенно невероятным.
Но ноги его, точнее говоря, протезы, ловко обутые в ботинки военного образца, валялись на полу. Нижние концы их торчали из-под койки и были похожи на ноги прячущегося там человека. Должно быть, взгляд у меня в эту минуту был очень озадаченный, так как хозяин, посмотрев на меня, спросил с хитрой, довольной улыбкой:
Неужели вы раньше не заметили?
Даже в голову не пришло.
Вот хорошо! Вот спасибо! Удивляюсь только, как вам ни кто не рассказал. У нас в полку столько же асов, сколько и звонарей. Как это они нового человека, да еще из «Правды», прозевали и не похвастались такой диковинкой? Это потому, что сегодня вымотались все так…»
В ответ на слова Полевого, что история авиация не знает лётчика, сражавшегося на истребителе без ног, Маресьев показал ему истёртую вырезку из старого журнала о лётчике, который без ступни воевал на «Фармане». Эпизод с Прокофьевым-Северским (безногим лётчиком, будущим консультантом по авиации президента Рузвельта) тоже вошёл в книгу, а позднее — и фильм. Возможно, Маресьев читал статью о Юрии Гильшере, также потерявшем ногу, продолжавшем летать и летом 1917 года погибшем в бою. Видимо, о британском лётчике-истребителе Дугласе Бадере, потерявшем ноги до войны и в тот момент находившемся в немецком плену, Полевой знать просто не мог.
Полевому не дали опубликовать очерк о безногом лётчике немедленно, чтобы не кормить вражескую пропаганду. Вернуться к истории Маресьева Полевой смог только после войны, когда многое уже было утрачено. Не удалось даже разыскать собеседника: «Не имея здесь возможности строго придерживаться фактов, я слегка изменил фамилию героя и дал новые имена тем, кто сопутствовал ему, кто помогал ему на трудном пути его подвига. Пусть не обидятся они на меня, если узнают себя в этом повествовании». Образец честности военного журналиста и писателя!
Всего за войну Маресьев совершил 86 боевых вылетов, на него записано сбитыми 11 самолётов (по словам Полевого, два — в Прибалтике).
После войны
В 1946 году вышла книга Полевого «Повесть о настоящем человеке», а в 1948 году — одноимённый фильм. Консультантом был прославленный лётчик-истребитель, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий.
По дневникам Павла Кадочникова, сыгравшего Маресьева в кино, сцена, где Маресьев перед медкомиссией встаёт на стул, а потом спрыгивает с него, не выдумана. Маресьев и Кадочников при первой встрече очень волновались. Наконец, Маресьев спросил: «Вас, наверное, интересует больше всего, как мне удалось преодолеть…» — «Сейчас скажет «район черного леса», — подумал Кадочников. «…преодолеть врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек», — закончил Маресьев. И, «мягко и свободно» встав на стул, рассказал, как прошёл её.
В эпизоде с медведем снималась настоящая медведица из зоопарка, Марьям:
«Кадочников лежит. Он чувствует на своём лице близкое дыхание зверя. Ему, как и Мересьеву, безумно хочется вскочить, но огромным усилием воли он сдерживается и лежит неподвижно, как мёртвый. Обнюхав лицо человека, Марьям переходит к обследованию его куртки, и все облегчённо вздыхают. Марьям нюхает куртку, от неё пахнет чем-то очень вкусным; медведица отлично знает, как ей поступить, чтобы получить лакомый кусочек. Ведь не раз Кадочников нарочно прятал себе в карман что-нибудь вкусное и учил Марьям, как надо доставать. Огромными, сильными когтями разрывает медведица куртку, достаёт спрятанный кусочек и отходит. Отходит она потому, что Галина Григорьевна машет ей руками и высыпает на землю целый пакет сахара. Марьям бросается к сахару. Съёмка окончена».
Режиссёр Столпер не терпел ни малейшей фальши. Он долго не мог добиться впечатления, что актёр идёт с раздробленными ногами. После долгих проб Кадочников насыпал сосновых шишек в унты и надел их на босу ногу. Под конец съёмок не выдержал даже Маресьев, сказав: «Я ведь полз в течение восемнадцати суток и почти всё время в полубессознательном состоянии, а он в полном сознании ползает здесь в лесу уже более трёх месяцев».
После войны Маресьев женился, десятки лет работал в Советском комитете ветеранов войны. Занимался гимнастикой, летом ездил на велосипеде, зимой бегал на лыжах и коньках. Однажды он был в составе советской делегации в США. В пресс-релизе сообщалось, что среди участников будут автор и герой книги «Повесть о настоящем человеке». Полевой с обострившимся ревматизмом, полученным после контузии в Сталинграде, неловко боком сошёл с трапа, а Маресьев легко сбежал на землю. В итоге некоторое время на фото Полевого подписывали как Маресьева, а Маресьева — как Полевого. И только при возложении цветов на Арлингтонском кладбище путаница прояснилась.
Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прямо во время праздничного вечера, посвящённого его 85-летнему юбилею…