На чем летал речкалов
Самолёты Р-39Q и Р-39N советского летчика Г. А. Речкалова
Григорий Андреевич Речкалов родился 9 Февраля 1920 года в деревне Худяково Свердловской области. Учился летать в аэроклубе Свердловска, в 1938 году призван в ряды Красной Армиии. Через год окончил Пермское военное авиационное училище лётчиков.
В 1941 году, будучи сержантом, получил назначение в 55-й ИАП. Эскадрилья, лётчиком которой был Речкалов, была вооружена самолётами И-153 и И-16.
В первые месяцы войны он летал на И-153, на хвосте которого был номер «13». На этом самолёте совершил 30 боевых вылетов и участвовал в 10 воздушных боях.
Затем летал на И-16. В конце месяца был подбит, однако при этом не пострадал.
В конце войны Речкалов оказался самым результативным среди лётчиков, воевавших на Р-39. Большинство побед он одержал на самолётах Р-39N-0 ( номер 42-8747 ) и Р-39Q-15 ( номер 44-2547 ).
За последние годы появилось несколько моделей истребителя Р-39 «Аэрокобра». К сожаления воспроизвести облик самолёта Г. Речкалова в модели не получилось. Декали зачастую грубоваты, несут неправильную надпись «РГА», и нет наклона у звёздочек побед. Всё это прискорбно, ведь по этому самолёту уже достаточно много известно. Опираясь на документальный фильм «В небе Покрышкин» и статью в журнале «Крылья Родины» постараемся воссоздать его истинный облик.
Истребитель Р-39N-0 «Аэрокобра» ( номер 42-8747 ) Г. Р. Речкалова. 16-й Гвардейский ИАП.
Истребитель Р-39Q-15 «Аэрокобра» ( номер 44-2547 ) Г. Р. Речкалова. 16-й Гвардейский ИАП.
На этом самолёте Г. Речкалов к концу войны довёл свой личный счёт до 56 побед. Звёздочки, обозначавшие воздушные победы, наносились слева на носу самолёта, причём расположены были точно так же, как и на предыдущей «Аэрокобре».
Известна фотография P-39Q вот с таким нанесением победных звёзд:
Очень часто на речкаловской «Аэрокобре» летал и А. И. Покрышкин. На нижних фотографиях запечатлен момент поздравления прославленного аса с награждением третьей «Золотой Звездой» у этого самолёта. Видимо именно по-этому, знаменитая «Сотка» Покрышкина часто рисуется с носовой частью от речкаловской «Аэрокобры» ( смотрите рисунок внизу ).
О стариках, что шли в бой. История 3. Речкалов Гри
Часть 1. Как все это начиналось
Родился будущий дважды Герой Советского Союза, второй по результативности ас антигитлеровской коалиции, Григорий Речкалов 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области, расположенный почти в 200-х километрах от областного центра). Глава семейства крестьянин Андрей Алексеевич Речкалов служил в Первую Мировую войну солдатом, мать была простой уральской крестьянкой. Сведений о детстве Григория практически нет. Известно, что учиться он начал в Зайковской школе, но после того как семья перебралась поближе к Свердловску в Бобровку (ныне поселок Бобровское), Григорий продолжил учёбу в школе, которая была в рядом расположенном посёлке Большой Исток.
Уже в 14 лет он начал работать электромонтёром на мельзаводе. Ничто не предполагало, что Григорий станет лётчиком. Он мечтал стать металлургом и даже пошёл учиться в ФЗУ Верх-Исетского металлургического завода, но его затащили в кружок планеристов и будущий металлург пропал, небо затащило его к себе. Всё свободное от работы время он с увлечением занимался планеризмом. Следующий шаг был очевидным, Григорий поступил в Свердловский аэроклуб, а когда подошел призывной возраст, его направили по комсомольской путёвке в Пермскую военную школу лётчиков, которую он окончил в 1939 году.
В звании сержанта Речкалов был распределён в 55-й истребительный авиаполк, который только начал формироваться на Украине, поблизости от города Кировограда. Именно с этим полком он прошёл всю войну. В то время полк укомплектовали уже устаревшими моделями самолётов конструкции ОКБ Поликарпова: УТИ-4 (учебный), И-15 бис и И-16 («ишачок», как его называли у нас, «крыса», так его звали немцы, или «муха» – в Республиканской Испании). Полк переводили из одной авиационной бригады в другую. Он перелетал то в Киев, то в Одессу, но после присоединения к Советскому Союзу Бессарабии с Северной Буковиной обрёл постоянную дислокацию на окраине города Бельцы. В Молдавии полк начал перевооружение на новые типы истребителей и только в эскадрилье, где служил Речкалов, остались устаревшие И-153. Там же в 55-ом авиаполку судьбе было угодно связать двух замечательных лётчиков: Покрышкина и Речкалова.
21 июня 1941 года молодой лётчик был направлен в Одессу на врачебно-лётную комиссию, результат которой мог бы поставить жирную точку в его лётчицкой судьбе: у него обнаружили дальтонизм. Наверняка это была далеко не первая комиссия, ведь и в армию его призвали, и в авиашколу приняли да и при направлении в авиаполк медосмотр должен был быть, нигде ничего не нашли, а тут на тебе – дальтонизм и естественный запрет на полёты.
На следующий день, узнав, что началась война, добрался Григорий до своего аэродрома и пошёл к начальнику штаба полка на доклад. Тот только отмахнулся, мол, сам видишь, что делается, а то, что цвета путаешь, то это ерунда, воевать сможешь и чужой самолёт от своего отличишь. Речкалов получил срочное задание, он должен был доставить в округ важные документы, после чего включился в боевую работу. Летать он начал на истребителе И-153 «Чайка» с синим номером 13 на хвосте. Это была старая модель отечественного биплана, снятого уже с производства, которая по всем законам не могла противостоять немецким истребителям. Последние были настолько современней, что казались из совсем другой жизни. В самый первый день Григорий шесть раз поднимался в воздух, штурмовал вражеские войска. На следующий день боевых вылетов уже было семь, а первую победу Речкалов одержал 26 июня, сбив реактивным снарядом фашистский истребитель Ме-109 из той самой другой жизни. Оказалось, при желании это вполне можно делать. Впоследствии Речкалов часто шутил, что номер его самолета «13» оказался несчастливым для врагов.
Вскоре Речкалов чуть не погиб, у И-153 при взлете оборвался шатун и самолет потерпел аварию. Каким-то чудом лётчик уцелел. Речкалова пересадили на И-16. Это была уже более приличная машина – моноплан, правда фюзеляж у него был выполнен из клеёной фанеры, обклеенной полотном, а затем многократно покрытой авиационным лаком, но внешне очень даже похожий на цельнометаллический.
В первый месяц войны, хотя основной задачей полка было сопровождение бомбардировщиков, Григорию, получившему звание младший лейтенант, удалось одержать еще две победы: 27 июня он сбил немецкий ближний разведчик-корректировщик Hs-126, а 11 июля Ju-88, многоцелевой самолёт Люфтваффе.
Последний бой показал, что при правильной тактике можно с успехом противостоять хорошо обученному и оснащенному более современной техникой врагу. Двенадцать «юнкерсов» летели бомбить Кишинев. Три советских допотопных самолёта врезались в их строй, вынудили сбросить бомбы на головы собственных солдат и позорно бежать, оставив догорать сбитый Речкаловым «лаптёжник» в чистом поле.
26 июля 1941 года во время сопровождения штурмовиков самолёт Речкалова был обстрелян, лётчику, тяжело раненному в голову и ногу, удалось дотянуть до аэродрома, откуда его на санитарной машине отправили в госпиталь. Отлежав в госпиталях несколько месяцев и перенеся три серьезных операции, Речкалов попросился обратно в небо. Врачи долго не давали «добро», но уступили настойчивому парню. Его выписали, разрешив летать только в тылу и на лёгких самолётах.
В лётной школе, куда он получил назначение, были только У-2. Речкалов отправился в штаб ВВС округа. Командующий, к которому удалось пробиться настырному лётчику, послал его в запасной полк, где шло переучивание на «ЛаГГи» и «Яки». Григорий освоил Як-1, после чего начал писать рапорты с просьбой направить его на фронт, и получать отказы, отказы, отказы. Наверное, настойчивый парень все же добился бы своего, но тут новая беда – «ожил» осколок в правой ноге, который не удалили в первых операциях. Снова госпиталь, снова операция. Выписавшись из госпиталя, Речкалов прибыл в запасной полк и попросился в отпуск на родину. Командир полка долго не раздумывал, куда, мол, можно на костылях сбежать, и отпустил.
Полк был отведен в тыл для переучивания на новые американские самолёты «Аэрокобры». Начинался новый этап в карьере военного лётчика с позывным РГА.
Часть 2. Везёт тому, кто везёт
Позднее Речкалов вспоминал: «Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале фашисты действовали нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолёт, загоревшись, летит к земле. Но мы быстро разгадали тактику фашистских лётчиков и стали применять новые приёмы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов, так называемой «этажеркой». Именно в эти дни в нашем полку родился «соколиный удар», разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным». Григорий Речкалов служил в то время в эскадрильи Покрышкина и был его верным помощником.
Надо пояснить читателю, что имел в виду Речкалов, говоря о «соколином ударе». Для этого рассмотрим один из боёв, проведенных Григорием в кубанском небе. Восьмёрка наших истребителей летела высоко в небе, сопровождая группу штурмовиков, направлявшихся атаковать немецкие позиции. Внезапно появилась большая группа немецких истребителей (6 Ме-109 и 10 Ме-110). Не заметив высоко в небе самолёты прикрытия, немцы ринулись в атаку на наши штурмовики. В этот момент из поднебесья в крутом пике им на головы буквально свалились советские истребители. Огненные трассы рвали немецкие самолёты. Используя высокую скорость, набранную в пикировании, наши истребители, проведя атаку, вновь взмывали вверх, чтобы снова и снова пикировать на фашистов. Потеряв несколько машин, немцы вынуждены были ретироваться. В этом и заключался «соколиный удар». В тот день 21 апреля 1943 года это был уже второй подобный бой. Григорию Речкалову удалось сбить тогда два фашистских Ме-109.
Вскоре Речкалову было присвоено воинское звание старший лейтенант, и он стал командиром звена в эскадрилье капитана Покрышкина.
24 мая 1943 года Речкалову было присвоено звание Героя Советского Союза.
За этот бой Речкалов был удостоен ордена Александра Невского с формулировкой: «За успешные победы в бою с превосходящими силами противника».
Осенью 1943 года полку Покрышкина разрешили «охоту над морем», на которую он отрядил самых лучших лётчиков-снайперов. Естественно, что их число попал и Речкалов. Это было самое любимое занятие аса. Он поднимался на максимальную высоту, порядка 6 тысяч метров, и, используя свое острое зрение, высматривал самолёты противника, после чего стремительно их атаковал. В одном из таких вылетов ему удалось сбить три самолета – два Ju-52 и летающую лодку «Савойя».
1 июля 1944 года гвардии капитану Речкалову за 415 боевых вылетов, 112 воздушных боёв, 48 личных и 6 групповых побед было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.
Можно сказать, что это просто везение, но ведь известно, везёт тому, кто везёт. А вот этим Речкалов отличался в течение всей войны. Последние бои прославленный лётчик провел над Берлином в апреле 1945 года.
Всего он совершил 450 боевых вылетов и провёл 122 воздушных боя. Данные о сбитых им вражеских самолётах несколько разнятся. Ранее считалось, что он одержал 56 личных побед и сбил 6 самолётов в группе. В последнее время документально доказано, что Речкалов лично сбил 61 самолёт, и 4 в группе.
Часть 3. Незаслуженно забытый
Ещё в 1941 году сразу после прибытия Речкалова в 55 ИАП он становится как бы тенью более старшего товарища Покрышкина. Друзьями они не стали, но Покрышкин, полагаясь во всем на Речкалова, всячески его продвигал по службе. Покрышкин стал комэском, Речкалов его заместителем, а после назначения Покрышкина заместителем командира полка Речкалов стал командиром эскадрильи. В 1944 году, когда Покрышкин стал командиром дивизии, Речкалов был назначен командиром полка. И вот тут в их взаимоотношениях что-то произошло, как будто чёрная кошка между ними пробежала.
По представлению Покрышкина Речкалова снимают с должности, затем снова назначают и, наконец, окончательно снимают и назначают инспектором по технике пилотирования дивизии. Мотивировано всё это тем, что из-за грубого нарушения приказа произошла трагедия и погибли люди. Покрышкин в своих представлениях описывает Речкалова как умелого, опытного лётчика-истребителя, но при этом увлекающегося и могущего при появившейся возможности увеличить свой личный счет побед, погнаться за каким-либо немцем, бросив товарищей на поле боя. Покрышкин поставил в вину Речкалову гибель одного из лучших лётчиков дивизии Героя Советского Союза капитана Клубова, который разбился при приземлении после тренировочного испытательного полета на Ла-7. Именно после этого Речкалова и перевели на должность инспектора по технике пилотирования, фактически отлучив от неба.
Некоторые исследователи полагают, что такая метаморфоза произошла после того, как Речкалов, став командиром полка, получил возможность познакомиться с лётными документами ветеранов полка. Что же такое могло быть в этих документах, что так изменило отношение между двумя ведущими лётчиками?
Предыстория такова. К 27 июлю 1941 года, когда Речкалов был тяжело ранен в ногу, после чего более восьми месяцев находился на лечении и послеоперационной реабилитации, на его личном счету числилось три сбитых самолёта противника. Когда же лётчик вернулся в часть, ему объяснили, что лицевой счёт обнулен у всех лётчиков и надо всё начинать по новой. Произошло это вследствие того, что штаб полка попал в окружение и все документы были уничтожены, чтобы не попасть к врагу. Тогда в 1942 году всё это не имело никакого значения, победы добывались в бою. Однако из личных дел лётного состава следовало, что у всех остальных пилотов самолёты, сбитые до окружения штаба полка, числятся на их лицевых счетах.
Вот как обосновал этот факт главный биограф Покрышкина О.Левченко: «Судя по всему, количество боевых вылетов у лётчиков 55-го ИАП после потери документов было восстановлено и внесено в новые лётные книжки по памяти (или путём прикидочных математических расчётов). К тому же количество боевых вылетов никаких особых отличий в то время лётчикам-истребителям не давало, поэтому и имелась возможность восстановить их, как говорится, на глазок».
Что же давали нашему лётчику сбитые самолёты врага? Приказом Ставки Верховного Главнокомандования за № 0299 от 19 августа 1941 года устанавливалась денежная награда лётчикам-истребителям в размере 1000 рублей за каждый сбитый самолёт противника. За три сбитых самолёта летчик представлялся к правительственной награде, за следующие три еще к одной, за десять сбитых самолетов – к званию Героя Советского Союза. Вторая Золотая Звезда вручалась за тридцать одержанных воздушных побед, третья за пятьдесят. Предусматривалось поощрение за боевые вылеты на штурмовку и разведку, а также за уничтожение вражеских железнодорожных эшелонов, танков, живой силы.
Таким образом, каждый сбитый самолёт противника имел вполне значимый вес и не только в глазах самого лётчика. Григорий Андреевич Речкалов за свой ратный труд и подвиги, совершенные при этом, дважды стал Героем Советского Союза, был награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды (дважды).
В 1949 году на родине Героя был установлен его бюст, на открытии которого он присутствовал.
Как же сложилась судьба Героя после войны? В 1951 году он окончил Военно-Воздушную академию и командовал 144-й истребительной авиационной Хинганской дивизией на Сахалине. В 1959 году генерал-майора Речкалова уволили в запас. Было ему в то время всего 39 лет. После завершения воинской службы Григорий Андреевич переехал в Москву, поступил на факультет журналистики МГУ, после чего написал ряд книг, посвященных военной авиации: «В гостях у молодости» (1968), «Дымное небо войны» (1968), «В небе Молдавии» (1979).
Следует отметить, что по уверениям родных Речкалова он до конца жизни свое мнение о том, что сбитые им три самолета противника в 1941 году приписаны Покрышкину, не изменил.
Скончался Григорий Андреевич Речкалов в 1990 году. Похоронить себя он завещал рядом с матерью на кладбище поселка Бобровский Сысертского городского округа. Вот так и получилось, что один из самых знаменитых советских лётчиков-истребителей покоится на поселковом кладбище рядом с дорогой.
Складывается впечатление, что были приложены все силы, чтобы о Речкалове забыли. Дело дошло до того, что открытый силами участников Великой Отечественной войны в Зайково в 1972 году в здании бывшей школы, в которой учился и сам Речкалов, Народный музей ликвидировали. При этом причину нашли весьма «уважительную» – здание понадобилось сельской милиции. Наконец, после вмешательства Генерального консульства США в Екатеринбурге справедливость была восстановлена. В 2008 году музей вновь открылся. Спросите причём здесь американцы? Дело в том, что в США почитают Речкалова, как самого выдающегося аса Второй мировой войны. Ни один лётчик в мире не одержал столько воздушных побед, летая на американских самолётах, как Речкалов.
Вот так и получилось, что второй по числу сбитых немецких самолётов советский ас, оказался незаслуженно забытым.
Григорий Речкалов: забытый «третий лишний»
В год 75-летия Великой Победы исполняется 100 лет со дня рождения сразу трех выдающихся советских летчиков-асов, имеющих отношение к Украине.
8 июня с. г. — трижды Героя Советского Союза, уроженеца Сумщины — подлинного героя Украины, лучшего аса антигитлеровской коалиции — маршала авиации Ивана Никитовича Кожедуба (1920—1991).
20 октября — сына крымскотатарского и дагестанского народов, дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР и лауреата Сталинской премии II ст. за 1953 г. Амет-Хана Султана (1920—1971).
Список имен февраля открывает дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Григорий Андреевич Речкалов (1920—1990): и с него мы начинаем трилогию статей, посвященных летчикам-героям.
Боюсь, большинству читателей имя Речкалова ничего не говорит. Ведь даже в советские времена на слуху были всего две фамилии отечественных асов: Кожедуб да Покрышкин, и Речкалов оказался у них в тени. А он, между прочим, — третий или четвертый в ранжире лучших советских асов, лишь чуть-чуть уступив Кожедубу и Покрышкину. По официальным советским данным, Речкалов одержал 56 личных побед плюс 5 в группе. 57 побед (и 4 групповые) — у Николая Гулаева.
Но существует альтернативный подсчет (туда вошли, в частности, три «утерянные» по документам победы в начале войны), согласно которым Речкалов сбил 61 самолет.
Григорий Речкалов воевал в составе той же части — 55-го истребительного авиаполка (ИАП; впоследствии — 16-й гвардейский истребительный авиаполк, ГвИАП) и того же соединения — 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в которых служил и Покрышкин. Последний, собственно, был его вышестоящим командиром. В составе Украинских фронтов означенные полк и дивизия освобождали Украину.
Дальтонизм асу не помеха!
Но ведь Речкалов-ас вполне мог и не состояться. Буквально за день до начала войны медкомиссия списала его из летного состава — у Григория обнаружили дальтонизм. Однако с началом боев вердикт эскулапов попросту забылся — тем паче что из-за потерь летчиков вскоре стало не хватать.
Тотчас по возвращении в часть «дальтоник» получил срочное задание от командира полка: доставить на самолете в соседнюю часть какие-то документы. В этом первом же вылете он едва не погиб.
Такие повороты судьбы тоже случаются: величайшая трагедия — страшнейшая из войн — спасла летчика от личной трагедии: не позволила закрыть перед ним небо.
А уже 27 июня (по другим сведениям — 26-го) в небе над Молдавией Речкалов одержал свою первую победу, сбив Messerschmitt Bf 109. Причем победа эта была одержана на устаревшем биплане И-153, и летчик ударил по врагу реактивными снарядами, предназначавшимися, следует полагать, для атаки наземных объектов.
Покрышкин всего за два месяца до начала войны пересел на более современный, скоростной и высотный перехватчик МиГ-3, но эскадрилья того же полка, в которой служил Речкалов, перейти на «миги» еще не успела. К тому же аэроплан Речкалова имел бортовой номер 13 — и пилот шутил, что этот номер «несчастливый для врага». Впрочем, вскоре его И-153 вышел из строя — из-за отказа двигателя; пилот едва не погиб. Следующим его самолетом стал «ишачок»: И-16.
Спустя месяц после начала войны на счету Речкалова числились уже три сбитых самолета, но тут он получил тяжелое ранение. 26 июля на истребителе И-16 он сопровождал группу И-153, летевших на штурмовку врага. В районе Дубоссар самолет Речкалова угодил под зенитный огонь и был поврежден — даже педаль управления была поломана, а пилот получил ранение в ногу. С трудом он сумел посадить машину на аэродром. Далее последовали сложные операции на правой ноге и длительное лечение, выбившее Григория из строя почти на целый год.
После мытарств по госпиталям и запа’сным авиаполкам, в одном из которых его чуть было не посадили на «кукурузник» У-2, Речкалов добился возвращения в родной 16-й ГвИАП, воевавший на Южном фронте. Чтобы вернуться на фронт, к боевым товарищам, он чуть ли не «сбежал из запасного полка» — как пишут в некоторых источниках.
В 1943 г. к Речкалову пришел его звездный час — это произошло во время эпохальных воздушных сражений над Кубанью, когда ВВС РККА таки переломили ход воздушной войны с люфтваффе.
Григория Речкалова отличала храбрость и даже какая-то гусарская удаль. Его своеобразным «фирменным знаком», дразнившим врага, стали инициалы РГА, нанесенные на хвостовую часть фюзеляжа. Интересно, что проблемы с различением цветов у него компенсировала исключительная острота зрения: летчик очень любил забираться на большие высоты, высматривая оттуда жертву и стремительно атакуя ее.
Григорий Речкалов рос в звании, получал должности командира эскадрильи, заместителя командира и командира полка (а дивизией командовал Покрышкин). 1 июля 1944 г. гвардии капитана Г. А. Речкалова удостоили второго звания Героя Советского Союза — и на тот момент его самолет уже украшали 48 звездочек.
Всего он выполнил 450 боевых вылетов и провел 122 воздушных боя. Ему удалось сбить самолеты самых разнообразных типов, включая такую экзотику, как польский истребитель PZL P.24, состоявший в 1941 г. на вооружении Румынии, и итальянский самолет фирмы «Савойя». Но больше всего — 30 — 109-х «мессеров».
Смертоносная «кобра»
Как и Покрышкин, бо’льшую часть побед Речкалов одержал на американском истребителе Bell P-39 Aircobra. Более того, Речкалов известен как ас, одержавший больше всех в мире побед на самолетах американского производства. В США его за это очень почитают. Сказывают такое: когда в близкие к нам «лихие времена» едва не закрыли музей Речкалова в его родном селе, вмешалось посольство США!
Из 9,5 тыс. произведенных самолетов указанного типа половину — 4,8 тыс. шт. — получил по ленд-лизу СССР. В ВВС армии США P-39 имел весьма ограниченное применение: «кобры» сражались с японцами в Новой Гвинее и использовались как штурмовики в Северной Африке. А англичане от P-39 и вовсе отказались, передав почти всю полученную ими партию в Советский Союз: у истребителя отсутствовал турбонаддув двигателя, из-за чего он имел неважные высотные характеристики, а британцам приходилось вступать в сражения с армадами люфтваффе как раз на больших высотах. Короче, Bell P-39 Aircobra стал больше «советским» самолетом.
О качествах машины спорят, и некоторые не в меру патриотичные российские эксперты склонны «наговаривать» на «кобру». Но многие лучшие советские асы (помимо Покрышкина и Речкалова, на P-39 повоевал и Гулаев) летали на этом истребителе, и их победы служат объективным свидетельством достоинства машины. Да и ласковое прозвище, которое дали ей наши авиаторы — «кобрушка», — думается, говорит само за себя. Преуменьшать значение ленд-лиза так же негоже, как и превозносить помощь США.
Главным козырем, смертоносным «ядовитым жалом» «кобры» была мощная 37-мм пушка. Своим набором вооружения (пушку на различных моделях дополняли в разном количестве пулеметы калибра 7,62 и 12,7 мм, фюзеляжные и крыльевые) P-39 кардинально отличался от большинства американских истребителей, не имевших пушки, несших одни только крупнокалиберные пулеметы. Чтобы установить столь могучую пушку, конструкторы пошли на нестандартное техническое решение: они разместили двигатель ближе к хвосту самолета, так что вал привода винта проходил под полом кабины, а воздухозаборник располагался сразу за фонарем кабины.
Список крайне необычных для того времени технических решений дополняли трехстоечное шасси с носовой стойкой и «автомобильная» дверь сбоку кабины пилота. Речкалов воевал на P-39 модификаций P-39D, N и самой последней — Q.
Однажды его спросили, каково главное достоинство P-39. Григорий Андреевич ответил, что это прекрасная радиостанция, которая позволяла вести переговоры без шумов и помех, так, будто ты говоришь по телефону. Благодаря ей наши летчики могли успешно взаимодействовать, координировать свои маневры.
Надо заметить, что американские инженеры и рабочие с большим пониманием отнеслись к требованиям и просьбам советских авиаторов — между СССР и США было налажено взаимодействие, позволившее совершенствовать самолет Aircobra.
Конфликт двух асов: как отделить правду от домыслов?
После того как Григорий Речкалов стал командиром полка, отношения его с Александром Покрышкиным резко ухудшились — возник конфликт, вызывающий споры и пересуды историков. Якобы Речкалов, получив доступ к архивам полка, узнал, что те три самолета, сбитые им в 41-м, были позже записаны на Покрышкина.
Дело в том, что при отступлении в 1941 г. полк попал в окружение, и его тогдашние архивы были уничтожены. Позже для некоторых летчиков записи об их победах были восстановлены — но не для Речкалова. Вот он и заподозрил «кражу».
А еще Покрышкин гордился тем, что под его началом 30 летчиков (кое-кто утверждает, что все 59 — ровно столько, сколько им сбито самолетов) стали Героями Советского Союза. Так что вряд ли бы этот заслуженный человек опустился до жульничества и стал бы «зажимать» своего подчиненного Речкалова за критику.
Напротив, честолюбием отличался как раз Речкалов. Покрышкин лучшими качествами своего боевого товарища (которого он до поры до времени продвигал на командные должности) называл прямоту и откровенность. Но вот с тактической дисциплиной у Речкалова были проблемы. Он мог позволить себе в воздушном бою увлечься преследованием противника, забыв о поставленной задаче. Стремление его к увеличению личного счета не раз ставило под угрозу жизнь его подчиненных.
Будучи прекрасным летчиком, Речкалов не лучшим образом проявил себя на командных должностях, отчего его несколько раз отстраняли от командования полком, а в конце войны он вообще был отправлен на должность инспектора дивизии по технике пилотирования, явно для него унизительную. И дело было вовсе не в том, что Покрышкин мстил Речкалову за обвинения с его стороны.
Так, Покрышкин не без оснований считал Речкалова косвенно виновным в гибели его — Покрышкина — близкого друга и любимого ученика, тонкого знатока и ценителя русской поэзии, кстати, Героя Советского Союза, Александра Федоровича Клубова*. Тот погиб 1 ноября 1944 г. в Польше, когда садился на аэродром, выполнив тренировочный полет, — часть осваивала Ла-7. Причиной трагедии стала техническая неисправность самолета, вследствие которой машина скапотировала (перевернулась через нос на спину). Вина же комполка Речкалова состояла в плохой подготовке учебных полетов, в частности — была плохо отремонтирована бетонная взлетно-посадочная полоса, метеоусловия были неважными, и командиру полка следовало бы в тот день отказаться от проведения тренировочных полетов.
В последний раз командир полка Речкалов проштрафился в феврале 1945 г. Он не обеспечил прикрытие аэродрома с воздуха, и восьмерка «фокке-вульфов» нанесла по нему удар; осколком был убит командир эскадрильи Вениамин Цветков.
Крестьянский сын — генерал и писатель
Григорий Речкалов родился ровно 100 лет тому назад на Урале, в деревне близ Ирбита. Окончив 6 классов школы, работал на заводе, одновременно занимаясь в планерном кружке. Призванный в 1938 г. в Красную армию, в 1939-м он окончил Пермскую военную школу летчиков, куда его направили по комсомольской путевке.
Из той же школы, к слову, вышел за шесть лет до того и Покрышкин — но тогда Пермская школа готовила авиатехников. Покрышкин ведь начинал свою карьеру как авиационный техник, а обучаться на летчика он пошел практически одновременно с куда более молодым Речкаловым (Покрышкин учился летать в Качинской школе).
После войны Григорий Андреевич окончил Военно-Воздушную академию и дослужился до командира дивизии и заместителя командующего истребительной авиацией Дальневосточной армии ПВО. Но в 1959 г. — всего в 39 лет! — генерал-майор Речкалов был отправлен в запас.
Почему с ним так обошлись, можно гадать. Мы знаем, что при Хрущеве, говорившем, что у нас, мол, слишком много генералов, обычно из армии вычищали самых независимых, несогласных с кульбитами Никиты Сергеевича. Однако, с другой стороны, значимость Речкалова именно как командира высшего звена вызывает сомнения.
Отставной генерал не пал духом: он отучился еще и на журфаке МГУ и занялся литературной деятельностью, написав несколько книг — воспоминаний о войне, в частности — «В небе Молдавии».
Речкалов был непростым человеком. Но не вызывает сомнений то, что это был первоклассный летчик и храбрый воин, внесший весомый вклад в Победу. И его имя должно сохраниться в памяти народа в одном ряду с Покрышкиным и Кожедубом.
*Клубов посмертно был награжден второй Звездой Героя. Похоронен он был во Львове на Холме Славы. Но в 2001 г. его прах по просьбе родственников перезахоронили на малой родине, в Вологде.