На чем летала баба яга в русских народных
На чём летает Баба-яга из 5 букв
ступа
I ст`упа
Тяжелый массивный сосуд, в котором толкут что-либо пестом.
II ст`упа
Монументальное культовое сооружение в индийской архитектуре.
III ступ`а
ж. устар.
Тихая, неторопливая походка, поступь.
чем
союз
1) Употребляется при присоединении члена предложения или целого предложения, с которым что-либо сравнивается (располагаясь после слов в форме сравнительной степени или слов со значением сопоставления).
2. разг.
Употребляется при присоединении членов предложения или целого предложения (выражающих предпочтение чему-либо другому), соответствуя по значению сл.: вместо того чтобы.
чем
союз.
см. тж. прежде чем, раньше чем
1) Присоединяет оборот или придат., предл. со значением сравнения, сопоставления кого-, чего-л. с тем, о чём говорится в главном.
Разговаривать громче, чем обычно.
На юге звёзды ярче, чем на севере.
Горы были выше, чем кто-то предполагал.
2) в составе сложного союза чем. тем Присоединяет придат., предл. со значением сопоставления чего-л. с тем, о чём говорится в главном предложении.
Чем выше становились горы, тем труднее было идти.
Чем ниже опускалось солнце, тем холоднее становилось в лесу.
* Чем дальше в лес, тем больше дров (посл.)
3) Присоединяет член предл. или придат. предложение со значением меньшей предпочтительности чего-л. тому, о чём говорится в главном предложении.
Лучше говорить правду, чем постоянно лгать.
Лучше пойти в кино, чем сидеть дома.
* Лучше поздно, чем никогда (посл.)
*
летать
I несов. неперех.
1) Перемещаться по воздуху с помощью крыльев (неоднократно, в разное время и в разных направлениях).
2) Перемещаться по воздуху или в безвоздушном пространстве на летательном аппарате.
отт. Уметь держаться в воздухе или перемещаться по воздуху.
3) Кружить в воздухе с помощью силы ветра (о различных предметах).
отт. перен. Мысленно уноситься куда-либо или к кому-либо.
4) Распространяться по воздуху (о звуках).
5. перен. разг.
Проноситься мимо.
6. перен. разг.
Передвигаться легко и быстро, едва касаясь земли или пола.
отт. Очень быстро бегать, ходить, ездить; носиться.
7. перен. разг.
Часто менять место работы, учебы.
II несов. неперех. разг.
Падать.
darksnoel
Зачем нужна Бабе Яге метла?
Поднимите руки, кто из вас не читал в детстве сказок? Уточню. Русских народных сказок?
Как вы, я полагаю, помните, метла – важный инструмент в руках Бабы Яги. О столько колоритной персоне написано много, но я кое-что повторю. Даль в своей работе «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа» писал следующее: «Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших. Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).
Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».
По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот.» Некоторые однако, считают что Яга не летает… а просто очень быстро бегает и при этом «помелом себя бьёт, чтобы шибче бежать».
Заболталась я о Яге, пора переходить к другим персонажам…
Метла как важный атрибут присутствует у такой забавной богини как Тласолтеотль. Вот что говорит об этом Викепедия: «Тласолтеотль (Tlazolteotl, Tlazolteotli) — одно из древнейших божеств Мезоамерики «Пожирательница грязи (экскрементов)», ацтекская богиня. В мифологии ацтеков она олицетворяет очищение от недозволенных страстей, похоти, наслаждения и разврата. Согласно верования ацтеков, Тласолтеотль приходила к умирающему и очищала его душу, поедая всю «грязь». Отсюда её имя — пожирая нечистоты (грехи).
Ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у племени хуастеков. На побережье Мексиканского залива она была известна как Цинтеотль («богиня крестца»). Её ипостасями считались богини Тоци («наша бабушка» NB! Как и в случае с Ягой – старуха. Связь на лицо, не так ли?), Тлалли-ипало («сердце земли»), Тлаелькуани («пожирательница грязи»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави-акатль («девять тростник»). Изображалась Тласольтеотль в одежде из хлопка, с обнажённой грудью (NB! У Бабы Яги тоже часто обнажена грудь, причем она обвислая до колен). Её отличительные признаки — носовая вставка в виде полумесяца, головной убор из перьев перепёлки с двумя торчащими веретенами, жёлтая окраска лица; коралловая змея или окровавленная верёвка на её шее, очевидно, символизировала похоть. Её символ — метла из камыша, которой символически выметались грехи.
Скотт Каннигем в своей книге «Магия в вашем доме» пишет о том, что в Китае существовала богиня метлы Сяо Чинь Нянь или Сяо Чинь Нянь Нянь (Sao Ch’ing Niang или Sao Ch’ing Niang- Niang). Известная, как Дама с Метлой, она жила на Звезде Метлы Сяо Чоу (Sao Chou), и предсказывала хорошую погоду. Когда дождь продолжался слишком долго, крестьяне вырезали из бумаги метлу и прикрепляли ее на дверь или на забор, чтобы вызвать хорошую погоду и солнце. Эти бумажные метлы взывали к помощи Дамы с Метлой (При сравнении с Бабой-Ягой прослеживается некоторая аналогия, не правда ли?).
Метла (или веник) присутствует в образе богине Дхумавати (от санскр. дхума — «дым», и вати — «несущая») — одна из Даша-Махавидья (от даша — «десять», и махавидья — «великое знание»), Десяти Проявлений Единой Вселенской Силы (Шакти), наполняющей Собою всё сущее. Согласно Прапаньчасāрасара-санграхе: «Богиню (Дхумавати) следует представлять следующим образом. Цвет Её лица подобен чёрным тучам, собирающимся во время растворения Космоса. Лицо Её покрыто морщинами, а нос, глаза и горло — как у вороны. Она носит метлу, веялку, факел и дубинку. Выражение Её лица — злобное. Она очень стара и одета в обыкновенное платье нищенки. Волосы Её растрёпаны, груди высохли и сморщились. Она безжалостна. Она хмурит брови».
Итак, метла – это атрибут Жрицы и Богини, основная функция которой – мести. Баба Яга заметает следы, стирает память… (К примеру: Поутру пробудилась баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает). Ацтекская богиня выметает грехи. Китайская судя по всему метет тучи.
Так или иначе, метла инструмент существа, стоящего (или ходящего) между мирами – «тем» миром и этим. И обращаться с ней следовало с осторожностью. В мифологическом сознании людей метла, создавая чистоту в доме, создавала чистоту и сакрального мира: изгоняла злые силы, нечисть и т. п. В то же время, соприкасаясь с грязью, мусором, она превращалась сама в орудие порчи. Кроме того ведьма могла влететь в дом, превратившись в метлу. Я была удивлена, узнав, что метлой называли комету – предвестницу потрясений и катастроф. Но в принципе, в общий смысловой ряд этот символ вписывается вполне органично, как символ переустройства. Не даром же возникла поговорка о том, что новая метла по-новому метет.
Если для славян и европейцев характерна двойственность этого символа, то у народов дальнего востока, преобладает положительный аспект. У китайцев метла означает мудрость, проницательность и устранение всех невзгод и трудностей. В трактовке японцев метла – символ очищения. Хотя, тут отличились корейцы. По их поверью, если чрезмерно долго пользоваться веником, то он может превратиться в одноногого беса Токкэби.
Очевидно, что фантазии об обнаженных ведьмах летающих верхом на домашней утвари возникли не на пустом месте. Одна из теорий гласит, что образ этот восходит к древности, когда язычники исполняли ритуалы, связанные с плодородием, чтобы посевы дали богатый урожай. Они садились на метлы, жерди и вилы и скакали на них, танцуя и подпрыгивая высоко в воздух. Христиане же, все переиначили.
Метлу так же можно рассматривать как аналог волшебного посоха. Ну а поскольку посохи во многих традициях считались отростками Мирового дерева, то и метлу можно рассматривать как вариацию на тему символа Иггдрасиля.
Итак, подводя итоги первой части можно смело сказать, что основные функции метлы в магии это:
· быть предметом-проводником между двумя мирами,
· заметать следы (закрывать за собой дорогу, не давая, потусторонним обитателям попасть в мир живых по проторенной ведьмой дорожке),
Традиции, суеверия и обряды
В народе бытует множество поверий, легенд и суеверий так или иначе связанных с метлами. Кстати, метлу иногда называют помелом. В принципе, это несколько разные вещи, несмотря на то, что функции у них примерно одинаковые, да и в обрядах они могут заменять друг друга. Однако, мудрая ведьма путать эти понятия не будет. Словарь суеверий дает следующее определение: Помело – это приспособление для подметания пода печи, чтобы очистить его от угля и золы перед посадкой хлебов в печь. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. Вот кстати, в русской традиции в обрядах чаще все-таки применялось помело, а в европейской – метла.
Ниже приведены некоторые, на мой взгляд, наиболее интересные русские традиции связанные с помелом (информация взята с сайта http://www.sueverija.narod.ru). «В свадебной обрядности в Курской губ. отец жениха или выбранный им сват связывали помело с кочергой перед сватовством, что бы свадебный союз был крепким и надежным. Использовали помело в свадебном обряде и во время так называемых «умывок», когда свахи, наряженные чучелами, вымазанные сажей и с помелом в руках (иногда верхом на лошади), шли по деревне с кличем: «Идите нашу молодую умывать!», а также в обряде бани для молодых в первый послебрачный день. Кроме того, помело использовали в святочных гаданиях о замужестве. На Русском Севере девушки насыпали овес под помело у печки и заклинали: «Во сне хочу увидеть своего суженого». В субботу на масленичной неделе в Тульской, Пензенской и Симбирской губ. дети строили снежный городок с башнями и воротами. Построив, они делились на две команды: «охранителей», которые вооружались метлами и помельями, и «храбрецов» с палками в руках. Первые должны были охранять городок, последние — его отбить и разрушить. Иногда в этой игре принимали участие и взрослые, тогда она заканчивалась угощением и песнями. В Благовещенье между заутреней и обедней хозяйке предписывалось согнать помелом кур с насеста, тогда к Пасхе они будут хорошо нестись, В Великий четверг принято было делать новое помело (оно, по народным представлениям, обновляло печь, охраняло ее от разрушения), за ветками для его изготовления ходили с песнями в лес. Кроме того, в этот день рано утром, как говорили, «до солнышка», обнаженная женщина (обычно это делала хозяйка дома) должна была верхом на помеле объехать вокруг дома, чтобы уберечь его от нечистой силы. Во многих местах этот обряд приобрел иной смысл — его исполняли для защиты от клопов, тараканов и блох. В Нижегородской губ. на помеле, перевозили при переезде в новый дом домового. На Вологодчине помело или печной крюк (кочергу) выкидывали во двор, чтобы уберечься от града
На Русском Севере помелом лечили детей от бессонницы: «Она помелом в печи пашет, потом полуночну дерет: — Что делаешь? — Полуночну деру. — Так дери, чтобы век не была». В Мезенском уезде Архангельской губ. существовал обычай наговаривания болезней на помело.»
Для того что бы понять важность и значение метлы обратимся для начала к пословицам и поговоркам:
Мети всяк перед своими воротами – то есть не суй свой нос в чужие дела. А если взглянуть на это с магической точки зрения? По сути это запрет на выметание чужой удачи (и/или наведения порчи).
Новая метла хлестко метет – об этом я писала выше.
Хорошая жена метла и худая метла (та в дом, эта из дому метет).
В русской традиции прут от метлы или вся метла служили оберегом роженицы от нечистой силы. Для этого следовало положить прут под подушки. Так же оберег можно было сделать, если прибить две скрещенные метлы перед дверью. Еще один вариант оберега – взять две иголки (или два шипа боярышника), сделать из них равносторонний крест и поместить его в метлу. Поставив эту метлу за дверью, можно защитить дом от врагов и воров.
В фольклоре восточной Европы и северной Италии считалось, что метла, положенная под подушку, отпугивает ведьм и злых духов по ночам. Англичане верили, что тоже самое делает метла, лежащая на пороге дома. Перешагивание через палку метлы способно избавить человека от беспокойства со стороны призраков. Злые духи и привидения могут быть изгнаны из жилища, если его тщательно подмести.
В Греческой традиции на празднике душ в дома людей в гости приходили тени умерших, которым предлагалось угощение и которых затем снова прогоняли, выметая метлой.
В Англии существовало поверье, что если девушка переступит через палку от метлы, то она родит внебрачного ребенка – вот тут явно видны уши метлы как фаллического символа. Иначе, откуда бы взяться подобному суеверию?
Кстати, приметы связанные с метлами не изжили себя до сих пор (все-таки видимо есть в этом что-то эдакое) и существуют не только в деревнях. Например, веники, метлы, в самолете должны стоять помелом вверх, тогда самолет прибыль приносить будет.
А в русском цирке, к примеру, клоуну никогда не позволят показывать метлу.
Если метла используется первый раз – надо загадать желание и оно обязательно сбудется. (по моему скромному мнению это никак не обосновано… но… почему бы лишний раз и не загадать.). Та девушка, кто очень хочет замуж, должна 9 раз перепрыгнуть через метлу и тогда в этот год она обязательно обручится.
Для того что бы состоялась цыганская свадьба брачующиеся должны были перепрыгивать через метлу. Схожий обычай существовал и в Уэльсе среди людей, которые цыганами никоим образом не являлись – березовую метлу ставили наискосок в дверях и жених должен был запрыгнуть в дом поверх нее. Если он не коснулся ни метлы, ни притолоки, то молодые считались вполне официально женатыми.
Метла как магический инструмент использовалась, к примеру, в Чувашии, при наговорах против сглаза. Знахарь должен через метлу брызнуть определенное количество раз в лицо «пациенту». А наговор читают вот такой:
Эта старуха Аша патман прибыла,
Она лечит, она исцеляет,
Золотой шпагой отрезает,
Золотой метлой выметает.
Колдуны, которые хотели нанести вред коровам, подбрасывали в хлев веник; такую находку выносили со двора и дотла сжигали под горой. У ведьм в арсенале был так же обряд, называемый «пережинка». Заключался он в том, что ведьма брала метлу промеж ног и на ней ехала в одной рубахе с распущенными волосами, состригая ножницами колоски. Она объезжала таким образом поле крест-накрест. И тогда урожай с этого поля переходил на поле ведьмы. Обряд проводился в Иванов день или во время жатвы. Кроме того, ведьма должна была при этом читать определенные заговоры.
Интересен обряд изгнания «чужого» домового, в ходе которого женщина садилась верхом на метлу, ходила по двору, стегала кнутом по его углам и читала заклинание (См.: Материалы анкеты Костромского научного общества по изучению местного края «Культ и народное сельское хозяйство» // Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. М., 1994. С. 187.).
Обряд вызывания дождя заключался в том, что ведьма должна была выйти из дома и повертеть метлой над головой. (вертеть следует по часовой стрелке) Я, конечно, сомневаюсь что этого было бы достаточно. Вероятно, при этом следует читать подходящие по теме заклинания.
Прутиком от метлы можно лечить бородавки. Сначала бородавку измеряют с помощью прутика, а потом его закапывают. Прутик сгниет, а бородавка пропадет.
Метлу можно использовать в тех же целях, что и хрустальный шар. Я имею ввиду спиритические сеансы. Если метлу положить поперек двери, так что бы часть выходила за порог, то она будет служить «дорожкой» в мир умерших, и по этому каналу можно связаться с тем миром.
Метла с успехом используется в обрядах очищения дома. Обычно обряд проводится на убывающую луну (в идеале перед новолунием). Специально приготовленной метлой, по часовой стрелки, двигаясь от краев к центру, мусор сметается в одну кучку. После чего собирается и сжигается. Ну, в условиях современного города мусор можно утопить в унитазе.
Ритуал опоганивания метлы
Берем метлу (непременно метлу, не швабру и не веник), переворачиваем ее палкой вниз, плюем трижды на прутья и говорим:
После этого топаем левой ногой, 3 раза прыгаем на месте, поворачиваемся влево (против часовой стрелки), держась при этом за метлу. Переворачиваем метлу прутьями вниз. Все, поздравляю, ваша метла стала поганой. (ИМХО, вот это, пожалуй, уже лишнее… автора ритуальчика занесло…)
Ритуал выметания поганой метлой
Поскольку своих страхов нам не увидеть наяву, их нужно овеществить, прежде чем выметать. Для овеществления тех ненужных нам вещей, которые подлежат впоследствии выметанию поганой метлой, делаем следующее. Берем горсть сахарного песка и говорим: «Был сахар, стал страхами»
Осуществив последний мах поганой метлой, сметаем ссор на газетный разворот, заворачиваем, приговаривая:
В газете грязной мусор разный,
Сверну, заверну, за порог выкину.
Все, я вас поздравляю, ритуал совершен, вам осталось только вынести мусор подальше от дома, завернув его в газету приговаривая:
Не вернулась бы сюда.
Страхи, распри с начальником, короче, все, что вы вынесли, более к вам и вашей жизни никакого отношения иметь не будет.
КАК СООРУДИТЬ МЕТЛУ?
Если в прошлый раз я писала в основном теорию, обряды и прочее, то теперь я хочу перейти к вопросу изготовления в домашних условиях такого полезного инструмента как метла.
Наиболее оптимальным решением будет собирать ветки на Купальскую Ночь. Ночь силы и ночь колдовства подходит для таких занятий как никакая другая. Но, если собрать все за одну ночь не получается, то отчаиваться не следует. После солнцестояния можно заготавливать ветки в отведенное каждому дереву время:
Осина – черная луна
Липа – убывающая луна
Дуб – 14-й лунный день, после 6-ти вечера
Осина – новолуние (или на «черную луну»)
Боярышник – ближе к полнолунию
Клен – первая четверть лунного цикла (Но ни в коем случае не новолуние. )
Рябина – растущая луна
Ива – убывающая луна
Говорят, что для улучшение аэродинамических свойств метлы ветки надо ошпарить кипятком. Мне, однако, сие действо кажется весьма сомнительным. Но, как говорится, метлу вам в руки и бубен на шею!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Стена
Демотиваторы
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Статистика
Почему Баба-Яга в ступе летала?
С детства не могла понять пушкинскую фразу: «Там ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой». Представить летящую ступу довольно просто. При желании можно признать, что она передвигалась скачками, то есть вприпрыжку, но вот бредущий ход этого транспортного средства предположить весьма трудно, по крайней мере, мне.
Напомню, что ступа славянами воспринималась как предмет, обладающий целительными свойствами и выполняющий существенную обрядовую роль, в том числе, в отправлении столь важных событий, как свадьба и похороны. О свадебных уже рассказывалось. Что касается похоронных, то поляки, в частности, верили, что после смерти человека ступу нельзя использовать в течение трех дней по основному хозяйственному предназначению, то есть толочь в ней зерно и проч., поскольку именно в ней обретается душа человека в этот временной период.
Использование ступы (как и песта) в другое время тоже сопровождалось целым рядом инструктивных указаний. В частности, не дозволялось ее оставлять с пестом внутри на ночь, чтобы не дать толочь нечистой силе; возбранялось оставлять открытой, поскольку эту сулило мрачную перспективу не закрыть рта перед смертью.
А почему же столь крепко связана ступа с образом Бабы Яги? Признаться, разделяю точку зрения, согласно которой изначально этот персонаж был для наших предков не косматым страшилищем с костяной ногой, с носом, который в потолок врос и прочими малоприятными приметами внешности, а существом божественного происхождения, Великой Матерью, связанной с судьбой, жизнью и смертью, перерождением души и ее проводником из мира живых в мир мертвых. Ей также приписывали статус хозяйки диких лесных животных, что также являлось функцией Богини-матери.
И ступа в данном случае – достаточно серьезный аргумент, поскольку ведь она была атрибутом богини Макоши. Кроме того, во многих сказках Баба Яга выступает пряхой или ткачихой – а эти профессии были характерны для богинь судьбы. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта – символизировавшего мужское, – то есть идеи плодородия, а также помела, родственного венику, который мог быть как атрибутом нечисти, так и защитой от нее: «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает»; «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать».
Кроме того, ступа была принадлежностью мельничного хозяйства, а мельница, как известно, в народных поверьях, с одной стороны, тоже ассоциировалась с чертовщиной, но с другой – являлась местом выработки муки как основы хлеба, отношение к которому было сакральным, то есть священным.
В древние времена духи стихий также связывались со ступой и пестом. В частности, грозовые облака уподоблялись ступе, а молнии – песту, ударявшему по ней. Кстати, на Руси и Бабу Ягу считали причастной к грозовым явлениям, – уж не была ли она предшественницей громовника Перуна в женской ипостаси?
Наконец, жуткие гастрономические предпочтения старушки, якобы похищавшей, жарившей в печке и поедавшей детей, тоже содержат в себе отголоски древнего обряда «перепекания» ребенка в лечебных целях, а это свидетельствует о принадлежности Бабы Яги к народной медицине. И бабой допрежь страшилок русичи именовали старшую в роду женщину, а также знахарку, лекарку, повитуху. Было даже слово «бабничать», означавшее «принимать роды, лечить, ворожить».
Вот вам и бабуся. Куда ж такой без ступы – сакрального предмета славянского хозяйства! Однако, после христианизации Руси, примерно с XII века покойников стали хоронить не в деревянных срубах на курьих-курных ножках, а в долбленых дубовых колодах, которые напоминали ступы, а потому получили такое же название.
Выражению «дуба дать» мы обязаны именно этому обычаю, который сохранился до той поры, пока Петр I не издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах. После этого и стали сколачивать гробы из досок. Но за шесть веков существования колод-ступ за Бабой Ягой укоренилась слава, что передвигается она в гробовой колоде. И это не могло не способствовать трансформации образа лесной хозяйки в отрицательную сторону. Вот так.
Кто такая Баба Яга. Из Славянской Мифология 🧟♀️
Всем с детства знакома Баба Яга как персонаж сказок. История происхождения это мистического персонажа уходит в далекое прошлое славян. С языческих времен у многих восточно славянских племен образ Бабы Яги вызывал страх у людей.
Баба-яга мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. производит слово яга из санскритского корня ah, auh, означающего — идти, двигаться.
Является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу.
В других сказках Баба Яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой.
Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком.
Некоторые ученые слависты видят в ней олицетворение зимних бурь, грозных и враждебных человеку явлений: прут, которым она каменит все живое — это символ зимы, которая все каменит, костенит (с этим не без связи ее костяная нога); ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстролетные облака; гусли-самогуды — бурные напевы грозы; меч-самосек — разящая молния.
Баба-яга (Баба Яга, Яга, Яга Виевна) – темная колдунья из древнеславянской мифологии, дочь Вия, жена Велеса. Многие сказки, написанные в те времена, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса.
Между тем сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.
Яга, являясь дочерью Вия, владыки Срединного царства Нави, имела неограниченный доступ к самому верхнему царству, в котором до поры до времени хозяина не было. Благодаря этой возможности Яга, которая, кстати говоря, по красоте не уступала ни Ладе, ни Деване, во время своего вековечного блуждания по подземному царству обрела уникальный дар – она стала понимать языки практически всех порождений Нави.
Также Яга считалась могучим воином, способным в одиночку противостоять множеству врагов. В дела богов Яга никогда не вмешивалась и не участвовала ни в одной войне между Ясунями и Дасунями. Она считала, что все это мелочи, не достойные внимания божественного создания (каковым она, без сомнения, являлась, как и все боги Лунного пантеона).
Вероятно, именно поэтому Яга и Велес так быстро сошлись и стали жить, как муж и жена. Это случилось, когда Велес, предавший Перуна, был изгнан из Прави и бесцельно скитаясь по миру забрел в Верхнее царство Нави. Там он и встретил Ягу, с которой сначала сошелся в поединке, а потом искренне полюбил (хотя, некоторые легенды утверждают, что вовсе не искренне, а, как говорится, по расчету).
Отец Яги Вий долго не мог выдать дочь замуж, так как та поклялась, что выйдет лишь за того, кто сумеет одолеть ее в честном бою.
Строго говоря, бой с Ягой априори не мог быть честным, так как подземная воительница гораздо лучше владела темной магией, чем мечом, а потому не стеснялась обрушивать всю мощь своих знаний на самоуверенных оппонентов. И только великий Велес сумел одолеть Ягу.
Со временем образ богини, которая фактически стала повелительницей Верхнего подземного царства, претерпел значительные изменения. Верхнее царство Нави еще не являлось самим миром мертвых, но уже и к миру живых не имело никакого отношения.
То есть фактически этот мир находился на самой границе Яви и Нави. Именно отсюда и возник образ колдуньи, живущей где-то между миром людей и Темным лесом (миром антагонистов человека, отрицательных персонажей). Отсюда же и образ костяной ноги (или некоторых иных костяных частей тела), который придает Бабе-Яге сходство с живым мертвецом, существом, находящимся на границе миров.
(железные зубы и, в некоторых легендах, железные…уж извините, груди)говорит о том, что к существам Нави Яга не относится. Но и к живым людям причислить ее нельзя.
Во-первых, она бессмертна. Во-вторых, слишком велики для смертной ее знания, раз даже Мара пару раз приходила к ней за помощью.
В поздних славянских преданиях Яга описывается уже не как вечно молодая и могучая темная воительница, но как дремучая старуха, одним своим видом внушающая ужас на любого. Некоторые легенды объясняют это проклятием Ирийских богов, которое постигло Ягу, когда по ее наущению Велес похитил из Прави небесных коров.
С тех пор, утверждают легенды, вечно молодая Баба Яга состарилась и уже не могла обрести былую красоту, хотя и постоянно старалась, питаясь душами людей, которые ей в уплату за помощь приносила Мара.
Саамская изба в национальном историческом музеи Финляндии
Избу́шка на ку́рьих но́жках — в славянской мифологии место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мёртвых, поэтому герой не может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка; охраняет избушку Баба-Яга.
Жилище персонажа русских сказок, Бабы-Яги «избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом»; «на куриных лапках, на веретенных пятках»— стояла в лесу на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию доброго молодца
(«Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом», «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами»).
Возникновение образа Избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах.
В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.
По смыслу сказочного повествования Избушка на курьих ножках преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной» мир.
В ней герой получает у Бабы-яги необходимые советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь.
Мифологический образ Избушки на курьих ножках — сторожевая башня в царство мёртвых (царство Смерти)