На чем летают астронавты в космосе
На частном слове
Впервые за последние почти десять лет США отправили своих астронавтов из своего космопорта, на своем корабле. И впервые в мировой космонавтике люди полетели в космос на борту аппарата, который создан частной компанией.
Сколько продлится миссия? Срок до 110 суток. Херли и Бенкен, прибыв на МКС, станут полноценными членами экипажа станции. Будут работать вместе с находящимся сейчас на орбите Крисом Кэссиди, Анатолием Иванишиным и Иваном Вагнером. И если все пройдет как надо, можно не сомневаться: открывается совершенно новая космическая страница.
После того как в 2011 году американские челноки окончательно встали на прикол, зарубежные астронавты летали на орбиту только на «Союзах». Понятно, что переживали американцы, не имея возможности самостоятельно доставлять людей на МКС. Возобновление пилотируемых полетов стало для них делом чести и национальной гордости. Чтобы вернуть все на круги своя, НАСА сделало ход конем: привлекло для разработки новых кораблей частников. Контракты были заключены с SpaceX и Boeing, которые создают соответственно корабли Crew Dragon и Starliner. Но технических проблем оказалось выше крыши. Поэтому первый беспилотный полет на МКС корабль Маска совершил лишь в марте прошлого года.
Не исключено, что наши космонавты могут начать летать к МКС на американских бортах. Астронавты в этом случае продолжат по обмену летать на российских. В свое время первым россиянином, который совершил полет на шаттле «Дискавери», стал космонавт Сергей Крикалев, ныне исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Роскосмоса. Однажды Крикалеву задали вопрос: тяжело ли ему было в том полете? Все-таки непривычная обстановка, совершенно другая техника, чужой язык. Ответ был неожиданным: «Так ведь и им было непросто!»
Владимир Бугров, бывший ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и «Энергия-Буран»:
— Насколько надежным будет новый корабль? И американцы, и мы в советское время научились на Земле отрабатывать космическую технику. В полетах даже с трагическими последствиями причинами оказывались не какие-то серьезные просчеты, а именно досадные «детские болезни». Их предотвращение, к сожалению, мало зависит от количества беспилотных запусков. Решение о пилотируемом полете принимается на основании анализа всего комплекса наземной и летной отработки. Юрий Гагарин полетел после пяти беспилотных запусков, а разрешить пилотируемый полет по программе облета Луны на корабле7К-Л1 не решились после 12 (!) беспилотных запусков.
Три американских батута Как США побеждают Россию в космической отрасли
В июле 2011 года НАСА в последний раз самостоятельно отправило астронавтов на околоземную орбиту. После финальной миссии шаттла Atlantis с экипажем из четырех человек отправкой людей к Международной космической станции (МКС) занималась исключительно Россия. В распоряжении страны до сих пор имеются простые и надежные корабли серии «Союз», которые успешно летают в космос со времен СССР — с апреля 1967 года. Однако монополии России в качестве космического перевозчика скоро придет конец: на этот год НАСА с партнерами запланировали проведение серии ключевых испытаний аппаратов, которые сделают США безусловным лидером в пилотируемой космонавтике. Подробнее — в материале «Ленты.ру».
О возвращении программы пилотируемых полетов НАСА объявило в сентябре 2014 года. Тогда на специальной пресс-конференции глава НАСА, генерал-майор морской пехоты США в отставке Чарльз Болден назвал две компании, которые агентство выбрало для заключения многомиллиардного контракта на строительство пилотируемых многоразовых космических кораблей, предназначенных для доставки астронавтов к МКС. Победителями тендера стали SpaceX и Boeing, которые представили проекты кораблей Dragon V2 и CST-100 (от Crew Space Transportation) соответственно. Общая стоимость работ по созданию аппаратов составила 2,6 миллиарда долларов для SpaceX и 4,2 миллиарда долларов для Boeing.
«Для НАСА и нации это был непростой, но наилучший выбор. Мы получили многочисленные предложения от наших аэрокосмических компаний. Высококвалифицированные американские фирмы, единые в желании вернуть отправку человека в космос с территории США, соревновались за то, чтобы служить нации и покончить с нашей зависимостью от России. Я приветствую их инновации, тяжелый труд и патриотизм», — сказал Болден. Выбор в пользу SpaceX и Boeing он объяснил успешным сотрудничеством агентства с этими частными компаниями и уверенностью НАСА в их соответствии высоким требованиям агентства.
Главным конкурентом SpaceX и Boeing считалась компания Sierra Nevada, которая предлагала НАСА летать к МКС на глубоко модернизированной версии орбитального самолета HL-20 — корабле Dream Chaser. Причины, по которым НАСА выбрало именно SpaceX и Boeing, а также распределение между ними финансирования очевидны: агентство больше доверяет крупным и надежным партнерам и вместе с тем приветствует здоровую конкуренцию со стороны молодых и перспективных компаний. С аэрокосмическим и оборонным гигантом Lockheed Martin агентство не заключило контракт, поскольку компания уже работала над марсианским кораблем Orion. Расширять сотрудничество с Orbital ATK (тогда — Orbital Sciences) в НАСА тоже не стали, поскольку к МКС уже летали ее грузовики Cygnus.
Новое в блогах
А почему американцы продолжают летать на наших Союзах? Они же говорили это дорого
Настолько привычно слышать американскую фамилию среди членов экипажей российских космических кораблей, что мало кто задался вопросом — а что на нашем космическом корабле делает астронавт НАСА Марк Томас Ванде Хай.
9 апреля 2021 года в 10:42 мск со стартовой площадки № 31 космодрома Байконур выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Ю.А. Гагарин» (Союз МС-18) и экипажем длительной экспедиции МКС-65
Этот пилотируемый корабль получил собственное название «Ю.А. Гагарин». По установившейся традиции, ближайшая к этой знаменательной дате космическая миссия посвящается первому космонавту планеты Юрию Алексеевичу Гагарину.
Я напомню, что предыдущий пилотируемый полет на МКС на корабле «Союз МС-17» состоялся 14 октября 2020 года, и в экипаже так же была американская астронавт Кэтлин Рубинс. Этот старт состоялся уже после первого за 9 лет пилотируемого полета американцев, который состоялся 30 мая 2020 года. И тогда многие называли Кэтлин Рубинс последней из американцев, кто полетит на российском Союзе, а в сети принялись хором подсчитывать деньги, которые потерял Роскосмос.
Потом успешно состоялся и второй американский пилотируемый полет. В ноябре на МКС отправились 4 астронавта, среди которых был и японец Соити Ногути. Ну теперь то точно американцам наши «Союзы» не нужны, раз даже место для японца нашли.
И действительно, в ноябре 2020 года Роскосмосом были сформированы основной и дублирующий экипажи 65-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию, и впервые за много лет в них не было ни одного иностранца.
Но не тут то было, на очередном «Союз МС-18» в космос отправился очередной американец. Мало того, Роскосмосу для него даже пришлось освобождать место, так как американцы долго клянчили, торговались, и в итоге лишь 9 марта 2021 года Роскосмос согласился взять американца на борт «Союза».
Поэтому пришлось менять уже сформированный экипаж: вместо российского космонавта Сергея Корсакова в состав основного экипажа был назначен астронавт НАСА Марк Ванде Хай, а в дублирующий экипаж была включена астронавт Энн Макклейн вместо космонавта Дмитрия Петелина.
Но что такое? Зачем американцам летать на нашем КК, когда у них есть теперь свой, современный, модный, с экранчиками больше чем у iPod?
Ну, во-первых, американцы не идиоты. Они прекрасно понимают, что свой космический корабль это хорошо, но два способа доставки экипажей это намного лучше, а главное безопаснее. Этого НАСА не скрывает и пишет прямо:
NASA is continuing its practice of flying integrated crews to ensure safe and continuous operations on the space station. Securing this additional Soyuz seat assures at least one U.S. crew member will be aboard the International Space Station at all times to maintain safe operations of the orbiting laboratory. Flying integrated crews assures the back-up capability in the event of a problem with any crew spacecraft or an emergency aboard the station that requires a crew to return to Earth sooner than planned.
Перевод: НАСА продолжает практику полетов смешанных экипажей для обеспечения безопасной и непрерывной работы на космической станции. Закрепление этого дополнительного места на «Союзе» гарантирует, что по крайней мере один американский член экипажа будет постоянно находиться на борту МКС для обеспечения безопасной работы орбитальной лаборатории.
Летающие смешанные экипажи обеспечивают резервную возможность в случае возникновения проблем с любым экипажем космического корабля или аварийной ситуации на борту станции, требующей возвращения экипажа на землю раньше, чем планировалось.
Мало того, на МКС сейчас находится Кэйт Рубинс и экипаж Драгон-2. Кэйт должна вернуться на Землю на «Союзе-17» в апреле, а оставшиеся астронавты на Драгон-2 в мае. И в случае задержки по той или иной причине старта очередного американского корабля, получится, что на МКС не будет ни одного американца, то есть американский сегмент МКС окажется бесхозным.
А теперь, благодаря полету Томаса Ванде Хая, хотя бы один американец там будет. Наши опять подстраховали.
Хейтить «Союз» это только наши доморощенные «любители космоса» горазды, а американцы с уважением относятся к заслуженному кораблю, который 9 лет позволял им оставаться в пилотируемой космонавтике, который не только исправно и безопасно доставлял их 9 лет на орбиту, но и даже однажды спас их астронавту жизнь.
В комментариях, конечно, напишут, что на самом деле это Роскосмос упрашивал американцев сжалиться, и полететь с ними. Но это не так. Американскаие СМИ абсолютно честно пишут, что НАСА потратило несколько месяцев на то, чтобы организовать место на «Союзе».
To ensure continuous U.S. presence aboard the International Space Station, NASA has signed a contract with a U.S. commercial company Axiom Space of Houston to fly a NASA astronaut on an upcoming Soyuz rotation on Soyuz MS-18, scheduled to launch April 9.
Перевод: Чтобы обеспечить постоянное присутствие США на борту Международной космической станции, НАСА подписало контракт с американской коммерческой компанией Axiom Space из Хьюстона на полет астронавта НАСА на предстоящем «Союз МС-18», запуск которого запланирован на 9 апреля
Так что отказываться от Союзов американцы не собираются, просто теперь будут использовать его для подстраховки на случай проблем с запуском их собственного корабля.
Знали бы они, что тем самым сильно огорчают очень многих русских, так надеявшихся на то, что теперь американцы откажутся от услуг России. Впрочем, даже если бы они и знали, то точно бы этого не поняли.
На чём теперь будем осваивать космос?
Если вы зачитывались произведениями писателей-фантастов середины 20-го века, то помните энтузиазм и уверенность в скором освоении планет. Казалось, что вот-вот, и космические полёты станут такими же обыденными и доступными, как авиаперелёты. Реальность оказалась более скучной и практичной.
Прошло больше, чем полвека с момента первого полёта человека в космос. Экспедиции на околоземную орбиту превратились в рутинную обыденность. Но безопасность до сих пор далека до идеала. Частный космический туризм пока безуспешно сражается с проблемой, как сделать полёты и не очень дорогими, и надёжными. США после второй катастрофы закрыли программу Спейс Шаттл. И только советско-российские «Союзы» доминировали, надёжно доставляя людей на орбиту. Безупречность этих космических кораблей и их носителей часто ставилась пропагандой в пример достижений России.
Алексей Овчинин, Ник Хейг, Дмитрий Рогозин.
Но теперь и «Союзы» столкнулись с первой неудачей за много лет, после длинной очереди успешных пусков. К счастью, космонавт и астронавт остались целы. Но полёты пилотируемых кораблей «Союз МС» приостановлены до выяснения причин аварии. Тем временем, на орбите находится другой космический корабль «Союз» с подозрительными дырками в корпусе. Ироничным образом воплощается в жизнь сюжет фильма «Марсианин», когда китайцы спасали американцев. Да-да. Великие и прекрасные космические корабли «Шэньчжоу» сегодня единственные полностью одобрены к доставке человека в космос.
Доминирование Китая в космосе ожидается недолгое. В спину дышат конкуренты: русские с двумя космическими кораблями и американцы вообще с четырьмя. Так что «наши завывания в космосе» продолжатся. Давайте же внимательно посмотрим, чем человечество будет покорять космос в ближайшие десятилетия.
Несмотря на цинизм скептиков, полёты «Союзов», конечно же, продолжатся. На них ещё полетают и русские, и американцы, и первые космонавты различных братских России стран.
Космические корабли серии «Союз» в строю уже больше пятидесяти лет! Первый полёт состоялся 23 апреля 1967 года. Всего было запущено 143 Союза различных модификаций. Из них 2 окончились катастрофами с гибелью людей (первый пилотируемый полёт с Владимиром Комаровым и одиннадцатый с космонавтами Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым). Ещё три пуска оказались неуспешными, но без человеческих жертв. Говоря о надёжности «Союзов», стоит отметить, что предпоследняя неудача произошла 26 сентября 1983 года. Тогда ракета-носитель «Союз-У» взорвалась прямо на стартовом столе. Аварийная система спасения вытащила людей из моря огня за две секунды до обрушения носителя. С тех пор на протяжении 25 лет с «Союзами» не случалось никаких существенных неприятностей.
Космический корабль «Союз-МС-09». Тот самый с дырочками. 29 августа 2018 г.
На сегодняшний день актуальна модификация «Союз-МС». Это одноразовый космический корабль массой 7,2 тонны и объёмом жилого пространства 8,5 кубических метра. Надо отметить, что отдельные элементы оборудования используются повторно и летают в космос по несколько раз. «Союз-МС» доставляет на орбиту и возвращает трёх человек в скафандрах. Помимо людей, он может доставлять 200 кг грузов и спускать 65 кг. «Союз-МС» выполняет функцию доставки людей на низкую орбиту к МКС. В составе орбитальной станции может находиться на орбите до 200 суток.
Несмотря на то, что «Союз» является недорогим, проверенным и хорошо зарекомендовавшим себя космическим кораблём, он всё-таки морально устарел и будет заменён новым кораблём «Федерация».
«Союз ТМА-19» и «Прогресс» пристыкованы к МКС, июнь 2010 г.
Макет космического корабля «Федерация».
Новая посадочная система должна быть комбинированной – три парашюта, твердотопливные ракетные двигатели и посадочные опоры.
«Федерация» должна была стать первым космическим кораблём с углепластиковым корпусом. Даже были изготовлены из углепластика макеты. Однако в 2017 году объявили, что корабль будет делаться из традиционных алюминиевых сплавов. Углепластик для макетов как оказывается заказывали в Германии.
К минусам «Федерации» относится немалая стоимость. На программу разработки и создания готового образца из бюджета выделяется с 2016 по 2025 годы почти 60 млрд. рублей.
Но несмотря на интересные задумки и намерения, судьба «Федерации» туманна. Необходимость для России пилотируемых полётов как на низкую орбиту, так и в дальний космос, вызывает у многих вопросы. Американцы декларируют постепенное сворачивание программы МКС в пользу полётов к Луне, Марсу и астероидам. В России озвучиваются желания иметь и орбитальную станцию, и осуществлять полёты к Луне. Вряд ли такое окажется по карману бюджету.
Внутри макета космического корабля «Федерация».
Говоря об американских космических кораблях, конечно, в первую очередь, стоит начать с творения Илона Маска.
На сегодняшний день SpaceX использует беспилотную версию космического корабля Dragon. Сейчас грузовой Dragon является единственным грузовым космическим кораблём, который возвращается на Землю, а не сгорает в атмосфере. Максимальная полезная нагрузка, доставляемая на МКС, составляет 3310 кг. Возвращаемая масса – до 2500 кг. Стартовая масса Dragon – 7100 кг. Полезный объём – 11 кубических метров. Первый пуск грузового Dragon состоялся 8 декабря 2010 года. А первый коммерческий рейс – 8 октября 2012 года. В общей сложности Dragon совершили 16 успешных полётов. Один был потерян из-за взрыва ракеты-носителя Falcon 9.
SpaceX Dragon CRS-10. 23 февраля 2017 г.
Dragon V2 – развитие первого корабля Маска. Предполагается в грузовой и пилотируемой версиях, которые мало отличаются друг от друга. Масса Dragon V2 уже 12 тонн, полезная нагрузка остаётся прежней – около 3,3 тонн. Максимальное количество астронавтов – 7 человек. Полёт в составе станции длится до 2 лет, а автономно – 7 дней. Корабль должен самостоятельно стыковаться с МКС, приземляться с точностью вертолёта. Стоимость полёта одного астронавта оценивается в 20 млн. долларов. Dragon V2 многоразовый и сможет использоваться до десяти раз без серьёзного обслуживания.
Главное особенность Dragon V2 – это потенциальная возможность полностью контролируемой посадки на двигателях SuperDraco. Парашютная система должна работать как резервная. Двигатели SuperDraco должны использоваться и для аварийного спасения, вытаскивая корабль из неприятностей в любой ситуации. В 2015 году уже проводилось тестирование на аварийную ситуацию, и корабль отработал отлично. Однако 19 июля 2017 года Маск объявил, что разработка посадки на двигателях остановлена. Дальнейшая судьба данной опции пока не ясна.
Создание Dragon V2 идёт с регулярными задержками и переносами. Первый испытательный полёт к МКС без экипажа планируется в январе 2019 года. Следующий полёт уже с экипажем в июне 2019 года. Предполагалось, что Dragon V2 будет катать туристов вокруг Луны, но судьба данного проекта пока не ясна.
С приостановкой работы по посадочным двигателям SuperDraco под вопросом оказалась и марсианская версия корабля Red Dragon. Предполагалась беспилотная версия корабля, которая могла бы садиться на Марсе, доставлять и забирать исследовательское оборудование. На сегодняшний день работы приостановлены.
Илон Маск и Dragon V2. 29 мая 2014 г.
Зато очевидна судьба космического корабля «Орион», который создаёт Lockheed Martin. «Орион» будет использоваться как для полётов на МКС, так и для экспедиций к Луне и Марсу. В варианте низкоорбитальных полётов он должен доставлять 6 человек. В дальнем полёте на Луну масса корабля будет составлять 25 тонн, а экипаж вмещать 4 астронавтов. Жилой объём, свободный от оборудования, – 9 кубических метров. Основные элементы будут многоразового использования. Так как «Орионы» модульные, они смогут надстраиваться под определённые задачи.
Космический корабль Orion доставляется к месту монтажа на ракету-носитель. 11 ноября 2014 года.
«Орион» разрабатывается с середины 2000-х годов. Изначально предполагался первый пилотируемый полёт в 2014 году. Сейчас сроки сместились уже на 2023 год. Первый беспилотный полёт «Ориона» уже состоялся 5 декабря 2014 года.
Delta IV Heavy с космическим кораблём Orion незадолго до старта.
Если «Орион» – это дорогой и тяжёлый космический корабль с дорогими ракетами-носителями типа SLS и Delta IV Heavy, то CST-100 Starliner от «Боинга» должен стать «космической маршруткой». Starliner с массой 13 000 кг будет выводить на низкую орбиту недорогая ракета-носитель «Атлас-5». У Starliner 11 кубических метров герметичного объёма, экипаж вмещает до 7 человек, и малая автономность (всего 60 часов). Космический корабль разрабатывается с 2010 года. Первые запуски вначале планировались в 2015 году. На сегодняшний момент в планах беспилотный запуск в марте 2019, а пилотируемый – в августе 2019 года. Starliner должен использоваться до 10 пусков.
Рисунок. Boeing CST-100 Starliner на орбите Земли
Ещё один космический корабль для низкоорбитальных полётов строит компания SpaceDev. Их многоразовый корабль Dream Chaser создаётся по концепции орбитального самолёта. Космоплан должен иметь массу 11 300 кг и герметичный объём 16 кубических метров. Компактный аппарат будет выводиться на низкую орбиту ракетой-носителем «Атлас-5». Посадка на полосы длинной более 2,5 км. Заявляется, что Dream Chaser будет доставлять на МКС 5,5 тонны грузов, а возвращать 1,75 тонны с совсем небольшими перегрузками. Предполагается более 15 возможных полётов. Изначально планировалась и пассажирская (на 7 человек), и грузовая версия. Сейчас разрабатывается только грузовая. Первый полёт Dream Chaser планируется в конце 2020 году, причём он сразу должен быть оперативным по снабжению МКС.
Dream Chaser 11 ноября 2017 г.
Как видим, все упомянутые пилотируемые космические корабли находятся или в стадии разработки, или их полёты приостановлены, как у «Союза». И только китайские «Шэньчжоу» сегодня находятся в эксплуатации! Так кто здесь космическая держава? Надо, конечно, заметить, что на сегодняшний момент ни одного корабля «Шэньчжоу» не находится на орбите, а последний был запущен ещё в октябре 2016 года. Но ведь ничего не мешает великому и прекрасному Китаю построить и запустить ещё один «Священный челнок»! Как тебе такое Илон Маск?
Космический корабль Шэньчжоу в изображении художника.
В общей сложности Китай запустил в космос уже 11 кораблей «Шэньчжоу». Первый полетел в 1999 году. Первый, пилотируемый тайконавтом Ян Ливэем, 15 октября 2003. Всего было совершено шесть пилотируемых полётов кораблей «Шэньчжоу». Все успешные.
«Шэньчжоу» создан на базе советских и российских разработок. Компоновка повторяет «Союз», но габариты больше. Стартовая масса 7800 кг, полезный объём 8 кубических метров. Экипаж – до 3 человек.
Интересной деталью китайской космической программы является арест в 2005 году директора ЗАО «ЦНИИМаш-Экспорт» Игоря Решетина и четверых работников этого же ЗАО. Они были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу КНР и передаче космических технологий. В 2007 году академик Решетин был приговорён к 11,5 годам заключения в колонии строгого режима. Китайское правительство просило освободить Игоря Решетина и четверых его коллег и передать их под свою опеку в Китай.
Встреча тайконавтов Шэньчжоу 10.
После аварии 11 октября «Союза-МС10», в разговоре с журналистами глава NASA Джим Брайденстайн объявил, что сотрудничество с Россией не прекращается, что американские астронавты ещё полетают на российских космических кораблях. В то же время Джим Брайденстайн сказал, что необходимо иметь и альтернативные варианты пилотируемых космических кораблей. Как видим, в скором будущем доставкой людей на орбиту будет заниматься целая флотилия разнотипных кораблей. И несколько кораблей в перспективе смогут осуществлять полёты к отдалённым космическим объектам. Освоение космоса будет продолжаться.
Топ-25: отвратительные подробности о космических полетах, о которых вы никогда не задумывались раньше
Ни для кого не секрет, что за космическими путешествиями будущее человечества, но всем нам ближе романтика далеких миров, чем неприглядная действительность, связанная с тем, что на корабле ожидает любого, кто отправится на миссию. Наверняка все вы слышали про челнок «Аполлон-11» и Нила Армстронга, первого человека, высадившегося на Луну, но мало кто знает, как именно он ходил в туалет в течение легендарного 3-дневного полета.
На самом деле космос и орбитальные станции – не такое уж и возвышенное пространство, как мы привыкли о них думать. От вездесущего пота до жутко неудобных туалетных приспособлений, в космосе человеческое тело ждет множество неприятных испытаний. Если мы хотим попасть на Марс, нам придется придумать, как справляться с огромным количеством неудобств.
Вы готовы открыть глаза на неприглядную правду о космических полетах? Если да, то впереди вас ждет список из 25 отвратительных фактов про жизнь космонавтов за пределами земной атмосферы.
25. Бактерии
Фото: NASA
Возможно, вы думаете, что на космических станциях или космолетах уж точно должно быть ну очень чисто, но все далеко не так. Там также грязно, как и у вас дома, если не делать уборку неделями. Ученые выяснили, что примерно около 4 тысяч видов бактерий и микробов живут в космосе вместе с участниками экспедиций на постоянной основе.
24. Космическая болезнь
Фото: WikipediaCommons.com
Учитывая, сколько энергии необходимо для запуска космонавтов на орбитальную станцию, и не забывая о том, что там люди попадают в условия микрогравитации, неудивительно, что в полете члены экипажа испытывают огромную нагрузку. Именно поэтому космонавты постоянно страдают от так называемого синдрома космической адаптации. Симптомами этой болезни обычно бывают диарея, тошнота, рвота и головокружения.
На Земле слизь из нашего организма выводится через нос или мигрирует вниз по горлу, причем чаще всего вы этого даже не замечаете. Однако в космосе микрогравитация не позволяет происходить всем этим процессом по привычной схеме, и все выделения попросту скапливаются в местах их выработки. Единственный способ избавиться от слизи на борту орбитальной станции – это выдувать сопли в носовой платок. Впрочем, космонавты нередко прибегают к помощи очень острых специй, чтобы упростить себе жизнь.
22. Мозги
Фото: WikipediaCommons.com
Как вы уже заметили, микрогравитация связана с целым рядом очень неприятных явлений. Когда человек попадает в космос, его кровеносная система начинает работать иначе, не как на Земле. Вместо того чтобы наше сердце закачивало кровь в ноги, оно принимается в большей степени снабжать кровью именно верхнюю часть тела и голову. Примерно первые 4 дня в космосе лица космонавтов буквально отекают из-за всей той крови, которая приливает к мозгу, вместо того чтобы снабжать питательными веществами и кислородом наши конечности. К счастью, впоследствии тело приспосабливается к новым условиям, и здоровое кровообращение все-таки восстанавливается.
21. Специи
Фото: Tbuckley89
В условиях микрогравитации вы бы не смогли посолить или поперчить свою еду привычным способом. Только представьте себе частицы молотого перца и кристаллики соли, парящие по всему кораблю… Именно поэтому все необходимые приправы для орбитальной станции поставляются строго в жидкой форме.
20. Мертвая кожа
Фото: Rjelves
На Земле мертвая кожа опадает маленькими частичками прямо на пол, и ее постоянно сдувает потоками воздуха или смывает водой. На космических кораблях, как вы уже помните, микрогравитация, и поэтому ничто там никогда не может просто упасть и лежать на своем месте в ожидании уборки или ветра. В результате космонавты нередко сталкиваются с целыми облаками омертвевшей кожи, когда кто-то из их товарищей, переодевается.
19. Жижа из тюбиков
Фото: WikipediaCommons.com
На заре космических путешествий вкусный и приятный глазу рацион не был в списке главных приоритетов космических агентств. В результате первое время с аппетитом у космонавтов были большие проблемы, ведь им приходилось буквально давиться непонятными смесями из тюбиков.
18. Запах космоса
Фото: WikipediaCommons.com
А вы когда-нибудь пытались себе представить, как пахнет космос? Когда космонавты возвращаются на борт станции после вылазок в открытый космос и снимают свои скафандры, они чувствуют необычные запахи. Чаще всего эти ароматы сравнивают с непрожаренным стейком, раскаленным железом или даже серой. Другими словами космос скорее воняет, чем пахнет.
17. Запахи на космической станции
Фото: WikipediaCommons.com
Если вас смутило описание запаха открытого космоса, готовьтесь к кое-чему похуже – к ароматам, царящим внутри космических станций. Неудивительно, что пахнет там далеко не лучшим образом, ведь на борту постоянно находятся очень разные люди, а форточку в этом случае не откроешь. Члены экипажа, естественно, постоянно дышат и потеют, в том числе, из-за своих ежедневных двухчасовых тренировок, поэтому NASA даже установило на борту станции специальные дезодорирующие устройства. Впрочем, знаменитый астронавт Скотти Келли (Scotty Kelly) как-то сказал, что на МКС все равно пахнет, как в тюрьме…
16. Специальные трусики с повышенной впитываемостью «Maximum Absorbency Garment»
Фото: Headlock0225
Белье под названием «Maximum Absorbency Garment» звучит очень серьезно, но по сути это всего лишь специальные подгузники для космонавтов. Во время запуска челнока и по пути к МКС у членов экипажа физически нет возможности в любой момент просто снять скафандр и сбегать в туалет, так что на выручку им приходят вот такие трусики. Первым этот американский подгузник использовал по назначению астронавт Алан Шепард (Alan Shepard).
15. Неконтролируемое мочеиспускание
Фото: WikipediaCommons.com
В условиях микрогравитации нервы, которые сообщают вам, когда время помочиться, работают совсем не так, как на Земле. Все дело в том, что жидкость в мочевом пузыре на МКС наполняется по другим законам, и не всегда она заполняет его именно снизу доверху. Мочевой пузырь просто постепенно наполняется до своего предела, а потом внезапно вы понимаете, что бежать в туалет уже слишком поздно.
14. Питьевая вода из собственной мочи
Фото: NASA.gov
В космосе не так уж и много воды. Чтобы решить проблему водоснабжения на борту МКС, космонавты начали пить переработанную и очищенную воду, произведенную, в том числе, и из их мочи. Устройство, преобразующее всевозможные жидкости и мочу в пригодную для питья воду, стоит около 250 миллионов долларов! Наверняка за этим аппаратом исправно следят, ведь никому из участников полета не хотелось бы, чтобы что-то пошло не так…
13. Вздутия
Фото: Pixabay.com
В процессе переваривания еды в теле образуются газы. В привычных условиях земной атмосферы эти газы без проблем находят способ покинуть организм, но в космосе они так и остаются внутри тела еще долгое время. Если постараться пукнуть специально, от этого может начаться рвота. Говорят, что космонавты придумали особенную технику, как правильно пускать газы на борту космических кораблей.
12. Запор
Фото: James Heilman, MD
Мы уже знаем, что из-за микрогравитации космонавты отекают, и у них вздуваются животы. Однако это не самое неприятное, что может случиться. Например, в космосе бывают запоры. Теперь понятно, почему во время полетных миссий космонавты питаются преимущественно полужидкой жижей из тюбиков.
11. Рвота в космосе
Фото: Dirk Schoellner / NASA Blueshift / flickr
Как мы уже говорили, у членов экипажа регулярно бывает космическая болезнь, которая иногда приводит к рвоте. Представьте, что вы находитесь в условиях микрогравитации, и вас при этом тошнит. Рвотные массы будут летать по всему кораблю! Обычно космонавты стараются использовать блевательные мешочки, которые потом сохраняются на станции до прибытия нового челнока.
10. Дефекация в космосе
Фото: WikipediaCommons.com
Быт на космических кораблях – очень занимательная тема. Во времена первых полетов справление нужды было крайне дискомфортным процессом, и космонавтам приходилось пользоваться специальными пакетами. К счастью, с тех пор многое изменилось в лучшую сторону. В наши дни участники экспедиций уже могут садиться на почти обычный унитаз, но сначала они проходят целый отдельный курс, чтобы научиться делать это в максимально правильной позе, иначе фекальные массы попадут совсем не туда, куда надо.
9. Диарея
Фото: WikipediaCommons.com
На космолете «Аполлон-8», отправившемся на Луну под началом Фрэнка Бормана (Frank Borman), все пошло не по плану почти в самом начале миссии. В какой-то момент Борман проснулся от расстройства желудка – у него началась жуткая диарея, и его рвало. Рвотные массы и понос разлетелись по тесной капсуле, доставив членам экипажа немало неудобств. Капитан Борман не хотел докладывать об инциденте на Землю, но его коллеги Джим Ловелл и Уильям Андерс (Jim Lovell, William Anders) вынудили своего начальника все-таки сообщить центру управления о столь неприятном происшествии.
8. Проверки состояния кишечника
Фото: Jason7825 / en.wikipedia
Было время, когда космонавты на своих космических заданиях носили в области живота специальные устройства, наблюдающие за перистальтикой кишечника. Все показания этих датчиков записывались и анализировались специалистами на Земле, которые следили за тем, чтобы у космонавтов все было в порядке.
7. Засор унитаза
Фото: WikipediaCommons.com
Дома на Земле засорившийся унитаз – это достаточно неприятная проблема, а уж в космосе… В 1981 году именно это и случилось. Дело было на борту космического челнока «Колумбия» (Space Shuttle Columbia) – фекальные массы тогда попали из вентиляционной системы прямо в главную кабину корабля. Похоже, что участники программы полетов «Аполлон» тоже периодически сталкивались с парящими по шаттлу экскрементами.
6. Чихание
Фото: WikipediaCommons.com
Пока космонавт находится в своем скафандре, он не может прикрыть рот или нос во время чихания. Если чихнуть все же пришлось, это может стать серьезной проблемой. Например, дворники шлема может залепить слюнями и соплями, что пагубно скажется на возможности видеть происходящее вокруг и ориентироваться в пространстве. Вы бы точно не захотели почувствовать себя в открытом космосе слепым котенком, поверьте. Чтобы избежать таких осложнений, космонавты всегда стараются чихать вниз, а не перед собой.
Долгое время ни у кого толком не было нормального плана на случай смерти одного из участников экспедиции прямо на борту космической станции. Вряд ли космонавтам понравилось бы разбираться с трупом на МКС. В итоге NASA совместно с похоронным бюро Promessa разработало концепцию «Body Back». По задумке исследователей тело усопшего укладывается в чехол, напоминающий спальный мешок, и прикрепляется снаружи космического корабля. По плану американцев тело в спальнике должно будет сгореть дотла в атмосфере Земли, когда челнок будет входить в ее верхние слои.
4. Ванная комната на МКС
Фото: WikipediaCommons.com
Многие наверняка знают, что такое постоянные ссоры из-за очереди в ванную или туалет в большой семье. А теперь представьте себе эту же ситуацию в космосе, и вы поймете, что ваши проблемы – ничто. МКС была запущена на орбиту Земли еще в 1998 году, и с тех пор там постоянно работают русские и американские ученые. За все это время на борту случалось немало конфликтов. Например, русские космонавты любят холодец, из-за чего иногда засоряются туалеты. Западных космонавтов это так сильно злило, что они попросту запретили русским пользоваться туалетами NASA.
3. Капельки пота
Фото: Minghong
Как мы уже рассказывали, космонавты обязаны тренироваться по 2 часа в день, чтобы поддерживать свое тело в форме и не терять мышечную массу. Во время физических нагрузок они, конечно же, потеют. В условиях микрогравитации пот не стекает с тела, как на Земле, а просто прилипает к коже в виде маленьких капелек округлой формы. Если вы сами не вытрете этот пот полотенцем, он еще долго от вас никуда не денется. Если вам все еще не противно, знайте – космонавты собирают собственный пот, чтобы потом использовать его для производства питьевой воды.
2. В космосе очень сложно мыться, поэтому душ там принимают крайне редко
Фото: WikipediaCommons.com
Во время экспедиций у космонавтов обычно очень много работы, и при этом они не моются неделями. В самые первые миссии все заходило даже слишком далеко… А если вспомнить, что жили космонавты в очень тесных капсулах, то лучше даже и не напрягать фантазию.
1. Мозоли на ногах
Фото: Quinn Dombrowski
Помните, мы говорили об омертвевшей коже? Бывает и кое-что хуже. По словам космонавтов, в космосе кончики их пальцев ног становятся до боли чувствительными, и у них постоянно появляются новые мозоли, которые то и дело отваливаются и летают потом по МКС.