На чем можно научиться играть
На чём можно научиться играть за две недели? ТОП-5 вариантов + БОНУС
Губные гармошки
Так вот, как утверждают знающие люди, если на создание импровизационного харпер-ансамбля потребуется какое-то продолжительное время, то для того, чтобы научиться воспроизводить на губной гармошке несложные мелодии, двух недель будет более чем достаточно. И по цене инструменты тоже вполне подъёмны, даже если предположить, что мы выбираем не сувенирный инструмент, а более ли менее приличную гармошку. Наиболее популярны у начинающих харперов инструменты серий Hohner Silver Star, Hohner Melody Star, Hohner Marine Band и Hohner Special. Углубиться в тему и выбрать подходящую именно вам гармошки с удовольствием помогут наши консультанты в магазине либо в Jivo-чате у нас на сайте.
Цена вопроса: от 30,80.
Дополнительно: очень часто, когда у сотрудников «Музыки» спрашивают, каким должен быть первый инструмент для начинающего музыканта, наши ребята отвечают, что это зависит от ваших личных предпочтений и вашего бюджета. Так вот это абсолютная правда. Инструмент должен действительно вам нравится, иначе никакие мотивационные видео и угрызения совести по поводу потраченных денег не заставят вас заниматься. Для успешной любительской игры на ЛЮБОМ инструменте нужен не столько талант, сколько ВДОХ-НО-ВЕ-НИ-Е! Поэтому вот вам тематическая губная гармошка Hohner от OZZY OSBOURNE. Сравнительно с предложенными вариантами, она ни разу не бюджетная. Она просто очень крутая и атмосферная. Так что наслаждайтесь!
Духовые инструменты
Вообще, на духовых инструментах довольно сложно научиться играть самостоятельно. Но вне зависимости от того, играет ли музыкант на саксофоне, флейте или кларнете, в первый год своего обучения он играл на блок-флейте. И вот на этом инструменте как раз может научиться сносно играть практически любой желающий. Достаточно немного теории, симпатичного недорогого инструмента и желания обучаться. В частности, начинающим духовикам мы обычно предлагаем блок-флейты Yamaha YRS-23 и YRS-24B, а также Yamaha YRS-20 в различных цветах. Все эти инструменты сделаны из ABS-пластика, который не боится ни перепадов температур, ни влажности. За инструментами легко ухаживать и их вполне реально дезинфицировать после каждого занятия без вреда для инструмента.
Цена вопроса: от 19.25 до 21.50 BYN
8 МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, НА КОТОРЫХ ЛЕГКО НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ
Многие музыкальные инструменты требуют долгих лет обучения и практики для того, чтобы овладеть мастерством игры на них. Но если вы ищете быстрого результата, то вам поможет наш список. Это самые “безболезненные”, самые легкоподдающиеся инструменты из всех, что можно себе представить. Однако не думайте, что все так просто. Красота любого инструмента заключается в том, что каждый из них имеет свое место и роль, и даже самые простые из них становятся неотъемлемой частью каких-либо композиций. Как только вы освоите свой инструмент, то перед вами откроется целый мир новых возможностей. Даже самый простой ритм-инструмент, такой как, например, тамбурин, заставляет музыку сиять совершенно иными красками, если он “помещен” в правильное место.
1. УКУЛЕЛЕ
Нет, это не маленькая гитара. Да, это отдельный инструмент. И мы о нем писали очень-очень много. Укулеле считается гавайским инструментом, потому что заслугой именно гавайцев является его распространение сначала по странам Тихого Океана, а потом и по всему миру. Но изобрели его, как и половину всего на свете в прошлые века, португальцы. А затем страстные путешественники привезли его на острова, где население пришло от него в восторг.
Четыре нейлоновые струны укулеле упрощают обучение, и научиться играть свою любимую песню можно за пару-тройку самостоятельных занятий. За последние несколько лет инструмент стал очень популярен повсюду, и сайты с аккордами сейчас также часто предлагают аккорды для укулеле.
2. КСИЛОФОН
Ксилофон имеет древнее происхождение — простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. В Европе первые первые упоминания об инструменте относятся к XVI веку. Вплоть до XIX века европейский ксилофон был достаточно примитивным инструментом, состоявшим из примерно двух десятков деревянных брусков, связывавшихся в цепочку и для игры раскладывавшихся на ровной поверхности. Удобство переноски ксилофона привлекало к нему внимание бродячих музыкантов.
Усовершенствование ксилофона относится к 1830-м годам. Белорусский музыкант Михоэл Гузиков расширил его диапазон до двух с половиной октав, а также изменил конструкцию, расположив бруски особым образом в четыре ряда. Такая модель ксилофона использовалась в дальнейшем в течение более ста лет.
Широко используется в блюзе, фолке, кантри, джазе, роке и поп-музыке. Однако вовсе необязательно быть Бобом Диланом, чтобы наслаждаться звуками гармошки дома. Научиться играть несколько мелодий можно всего за пару недель, и это прекрасно.
С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году популярность инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармошки фирмы Hohner репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Первые записи губной гармошки были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленку еще в 1894 году.
Изобрела инструмент немецкая компания Hohner в конце 50-х годов. Уже с начала 60-х пианика стала популярна по всему миру. Впервые пианика была использована в качестве серьёзного музыкального инструмента Филом Муром младшим в альбоме Right On, записанном на студии Atlantic Records в 1968 году. Также она часто ассоциируется с ямайскими исполнителями даб- и регги-музыки 1970-х годах. Генри Слотер сыграл соло на пианике в песне I’ll Remember You, записанной Элвисом Пресли, которая вошла в альбом Spinout.
В России инструмент наподобие казу был известен с давних пор — это расческа с папиросной бумагой, наложенной на зубья. Его для особого эффекта применил Евгений Вахтангов в музыке к спектаклю «Принцесса Турандот» — в нужный момент скрипачи откладывали свои скрипки и играли вальс на расческах.
6. БОНГО
Если вас всегда завораживали барабанщики, но осилить целую барабанную установку нет возможности (да и сомневаетесь в долгосрочности своего увлечения), то афро-кубинское изобретение поможет вам. Бонго широко используется в латинской музыке и африканском джазе, но уже давно распространился далеко за пределы этих жанров и местностей. Бонго чаще использовались в латиноамериканских танцевальных ансамблях. Благодаря яркому звучанию, инструмент помогал выполнить живые ритмичные «диалоги». Сейчас бонго все чаще можно встретить в роке, поп-музыке, а иногда и в симфонических оркестрах.
Два барабана, составляющие бонго, имеют разный размер: меньший из них считается «мужским», а больший — «женским», основным барабаном. Традиционно, более низко настроенный, «женский» барабан находится по правую руку от музыканта-бонгосеро.
Использование тамбурина и его разновидностей упоминается в описаниях жизни древних колоний в Греции, Китае, Риме и Индии, а также несколько раз в Библии. Позднее он добрался до средневековой Европы, где использовался в операх, балетах и играх. А затем, в 19-м столетии, тамбурин стал популярен в Америке, где уличные группы играли на банджо и скрипках, а его использовали в качестве основного ударного инструмента.
8. АВТОАРФА
На арфу автоарфа (autoharp) совсем не похожа, а напоминает скорее цитру (русский человек, в свою очередь, непреклонно именует ее гуслями). Инструмент имеет аккордовые бруски с демпферами, которые при нажатии глушат все струны, не входящие в желаемый аккорд. Человеку, привыкшему играть, например на гитаре, такая механика может показаться довольно странной, однако на деле все гораздо легче.
По поводу происхождения инструмента ведутся споры. Примерно в одно время два немца по разные стороны Атлантики занимались его созданием не сговариваясь: немецкий иммигрант Чарльз Циммерман придумал в Филадельфии дизайн музыкального инструмента с механизмом для заглушения определённых струн во время игры, и дал ему название; а Карл Гюттер из Маркнойкирхена создал модель, которую он назвал фольксцитрой (Volkszither, народная цитра), и именно она была наиболее похожей на современную автоарфу.
Сейчас автоарфу используют многие фолк-музыканты, а очередным популяризатором ее стала PJ Harvey, сыграв на инструменте в некоторых композициях с альбома ‘White Chalk’ (и продолжая выступать с ним по сей день).
На каком музыкальном инструменте легче всего научиться играть
Научиться играть можно на любом музыкальном инструменте, но некоторые из них освоить получается чуть легче, чем другие. Например, разница в обучении игре на барабанах и игре на фортепиано более чем ощутима. Поэтому для неофитов может быть полезны нижеследующие замечания о нюансах в освоении различных инструментов.
Барабаны
Инструмент ритмический и потому не требующий от ученика глубоких теоретических познаний и абсолютного слуха. Даже с сомнительными исходными данными при ежедневных занятиях можно научиться выдерживать ритм. Для того, чтобы влиться в панк-рок коллектив, достаточно будет пары занятий у репетитора и месяца ежедневной практики. Если душу влечет к сложным и ломаным ритмам, придется все же слегка подучиться. Можно это сделать либо в вечерней музыкальной школе, либо регулярно посещая педагога. В младших учебных заведениях, как правило, игре на барабанах обучают всего пять лет. Освоение других инструментов будет длиться на несколько лет дольше.
В дополнение к умению держать ритм, в музыкальной школе или училище научат играть на ксилофоне, бубне и треугольнике. В целом, если нет каких-либо глобальных устремлений и планов стать виртуозом, и если имеется задача обучиться в короткие сроки, то барабаны будут лучшим вариантом.
Гитара
Для начала о классической, акустической и электрогитаре. На самом деле, это инструменты, которые можно было бы смело поставить на первое место по легкости освоения. Дело в том, что большинство учащихся игре на гитаре не ставят для себя цели достичь уровня какого-нибудь Кацухито Ямашита, напротив, хватает и пары разученных произведений, чтобы записать себя в музыканты. Для такой категории людей подружиться с инструментом не составит никакого труда. Действительно, хватит и урока-двух, чтобы разучить не самую сложную песню, а после десятка занятий можно будет плавно переходить к разбору партий соло в композициях стиля hard’n’heavy.
Бас-гитара – особый и часто напрочь запущенный случай. Как правило, учатся на ней играть в домашних условиях, гоняя гаммы и разучивая партии средней степени сложности. О существовании нотной записи знает не каждый музыкант. Кроме того, бас-гитаристы по причине своих выдающихся способностей нередко становятся героями анекдотов. Хотелось бы сказать, что всё это незаслуженно, но промолчу, так как не считаю нужным врать.
Тем же, кого интересует более глубокое знакомство с инструментом, предстоит немало кропотливой работы в процессе обучения. Именно поэтому я поставил гитару на второе место, а не на первое.
Из плюсов – общедоступность. Купить гитару можно даже в отдаленной от цивилизации глубинке. Цена на инструмент не кусается, если только не начать гоняться за брендами. Заниматься можно где угодно: дома, у друзей, на улице, в поездках и походах.
Минусы – высокая конкуренция. Учиться игре на гитаре ежегодно идут тысячи людей и потому, если имеется желание стать настоящим профессионалом, придется стараться изо всех сил, чтобы выделиться из общей массы. Как показывает практика, достичь этого не так уж и сложно.
Духовые инструменты
Флейта, труба, саксофон, кларнет, валторна, гобой, фагот, тромбон, туба – имя им Легион. Помимо классических инструментов, имеются также этнические (сопилка, трембита и так далее). Выбор настолько велик, что определиться с видом инструмента подчас бывает довольно сложно. В музыкальных школах предусмотрено для таких случаев предварительное обучение на блок-флейте с дальнейшей возможностью перейти на трубу, саксофон и далее по списку. Существует два варианта освоения духовых инструментов: под руководством репетитора и в школе. Второй вариант предпочтительнее, так как параллельно будут проводиться уроки сольфеджио, а они крайне важны для развития слуха у музыканта.
Теперь к минусам. Если родственники или соседи по дому окажутся не способными оценить ваше рвение, то упражняться дома на духовых будет сложно. Инструменты на самом деле очень громкие и в «хрущевках» каждая нота проигрываемого этюда будет слышна в соседних квартирах, даже если играть предельно тихо. Кроме того, заниматься придется каждый день – регресс с духовыми намного ощутимее прогресса. Поэтому важно заранее распланировать, каким образом будут проходить занятия вне школы или квартиры репетитора.
Из плюсов, хоть и сомнительных, можно упомянуть лояльное отношение преподавателей к теоретической базе своих учеников. Не зря трубачи оказались вторыми после бас-гитаристов героями анекдотов. Нередки случаи, когда выпускники училищ путаются в вещах, усвоенных другими музыкантами еще в первые месяцы обучения.
Фортепиано
По-хорошему, следовало бы перенести этот инструмент в конец списка, так как легче стереть пальцы в пыль, чем освоить его на высоком уровне. Но благодаря такому феномену как эстрадно-джазовое направление, адские муки в обучении смогли мутировать в незатейливое времяпровождение. То есть, если кто-то решил разучить пару эстрадных песенок, то сделать это на фортепиано особого труда не составит. Осваивать инструмент можно по самоучителю, видеоурокам или с помощью репетитора. Могут, правда, возникнуть проблемы с посадкой и постановкой рук, но для игры «Чижика-пыжика» это не критично.
Из положительных моментов можно отметить возможность замены при обучении громоздкого инструмента на синтезатор. Разумеется, только в тех случаях, когда ученик сфокусирован на эстрадной музыке, джазе, соуле, электронных жанрах и так далее. Предложений от репетиторов, курсов и кружков – масса. Учиться будет где.
Из минусов можно вспомнить, что при обучении на, собственно, фортепиано, придется приобрести себе инструмент. Если заниматься дома, то можно довести «Cобачьим вальсом» родственников и соседей до умственного помешательства. Но главное, если человек намерен стать мастером, то его ждут тысячи часов бесконечного проигрывания гамм и тщательная проработка сотен страниц теоретического материала.
Струнно-смычковые
Скрипка, виолончель, контрабас, альт – одна красота. Вот только все перечисленные инструменты относятся к самым сложным в освоении. Если учиться с детства, то можно миновать все трудности, даже не приметив их, но для взрослых обучение с большой долей вероятности превратится в тяжкие муки. Дело в том, что смычковые требуют абсолютного слуха, а заиметь его в домашних условиях просто нереально. Репетиторы, как правило, не учат с нуля, а помогают отстающим в обучении. Самоучители и уроки бесполезны. Приемов звукоизвлечения на этих инструментов больше, чем звезд на небе. Сомневающиеся могут полистать ноты и партитуры сочинений современных композиторов.
Процесс обучения – беспрерывное преодоление самого себя. Если не хватит мотивации, можно на выходе из школы не суметь сыграть элементарные пьесы. Плюсов для желающих быстро научиться игре на экзотическом инструменте не вижу. Минусы все не перечислить. От цен на хорошие инструменты и необходимости ухода за ними, до сумасшедших нагрузок в обучении. Вывод: идти только при условии призвания.
В целом же, как и в любом другом виде деятельности, для достижения каких-то высот в музыке необходимо будет много трудиться. Но если есть желание освоить инструмент для себя, чтобы суметь наиграть пару мелодий в скучные зимние вечера, то стоит обратить внимание на первые позиции списка. Кроме того, я обделил вниманием такие инструменты, как карманный синтезатор варган, ложки, трещотки и кастаньеты. Как видим, выбор огромен – осталось только его сделать.
Музыкалка, которую вы не бросите: как научиться играть на музыкальном инструменте «для себя»
Теории и практики
Даже если на ухо наступил медведь, а попытки ходить в музыкальную школу закончились на первом прослушивании на отделении флейты, не стоит отказываться от идеи собрать с друзьями рок-группу или приобрести роскошный рояль на «Авито». Чтобы освоить гитару или синтезатор, не обязательно сидеть на сольфеджио и петь в хоре — основатель музыкальной школы Guitardo Александр Казаков специально для T&P объясняет, как стать звездой домашних вечеринок без лишних затрат и усилий.
Выбираем музыкальный инструмент
При выборе, помимо желания, полезно руководствоваться несколькими критериями.
Доступность. Лучше всего выбрать для обучения инструмент, который можно без проблем либо купить, либо взять в аренду. Идеальным вариантом станут гитара, фортепиано, скрипка, баян, барабаны. Чем «попсовей» музыкальный инструмент, тем больше курсов, педагогов и самоучителей вы сможете найти.
Бытовые сложности. Выбрав массивный инструмент вроде фортепиано, контрабаса или арфы, сразу оцените, есть ли у вас условия для его размещения дома. Заодно продумайте, не возникнут ли проблемы с соседями, если в доме плохая звукоизоляция, а инструмент не звучит тихо.
Быстрое чтение: спустя 500 лет воссоздан музыкальный инструмент Леонардо да Винчи
Удобство транспортировки. Если гитара может весить до 5 кг, то контрабас с кофром — до 15 кг. Готовы ли вы каждый раз носить инструмент с собой на занятия?
Уровень сложности. Научиться играть на гитаре можно за три месяца интенсивных занятий, при этом даже не требуется музыкальное образование: можно подбирать мелодии на слух. То же самое и с барабанами: если у вас есть чувство ритма, то можно обойтись и без нотной грамоты. При выборе духовых инструментов стоит отдать предпочтение саксофону — он проще в освоении, чем труба и тромбон. Самыми сложными считаются валторна и орган: для их освоения необходимо окончить консерваторию.
Стоимость. Главная статья расхода — сам инструмент. Акустическую гитару можно купить за 3000 рублей, а арфа может стоить от 50 000 рублей до нескольких миллионов. Добавьте сюда сопутствующие материалы вроде струн или кофра. Так что иногда дешевле взять инструмент в аренду или одолжить его у друга.
Также стоит учитывать стоимость курсов и педагогов. Чем экзотичнее инструмент, тем более высокой будет стоимость обучения из-за низкой конкуренции на рынке. А на гитаре или барабанах при большом желании можно научиться играть самому — история знает немало гениальных самоучек вроде Джими Хэндрикса и Эрика Клэптона.
Оцениваем стартовые позиции
Возможно, в смелых фантазиях вы уже видите себя на сцене «Олимпийского» или в оркестровой яме Большого театра, но чтобы не испытать горького разочарования, стоит спланировать интенсивность обучения — она будет зависеть от ваших данных и цели, которую вы перед собой поставите.
Для начала стоит оценить свои природные данные — музыкальный слух и чувство ритма. Самому это сделать сложно — лучше обратиться к человеку, не чуждому миру музыки. Пусть он сыграет на фортепиано все семь нот по порядку, а затем — только одну, которую вы должны будете назвать. Для определения чувства ритма попросите «простучать» вам любую мелодию, а затем попытайтесь сами ее повторить с помощью, например, хлопков в ладоши. Либо можно воспользоваться многочисленными приложениями для гаджетов.
Даже если вам с детства внушили, что медведь наступил вам на ухо, есть хорошие новости: все поддается тренировке. Для развития слуха на помощь придут мобильные приложения — например, игровой ресурс Theta Music Trainer или EarMaster. Для развития чувства ритма полезными будут занятия под метроном. Для самых упорных — сольфеджио (о нем ниже).
Ставим цель
Если ваша цель — исполнить на дне рождения друга его любимую песню под гитару, можно не тратить много время на нотную грамоту, а уделить больше времени практическим занятиям — и достичь цели за месяц. Если же вы хотите не просто заучить исполнение определенных мелодий, а научиться подбирать их самостоятельно, придется заниматься и нотной грамотой, и сольфеджио. В этом случае обучение может затянуться от полугода до нескольких лет.
Библиотека T&P: 6 книг для тех, кто хочет разобраться в современной музыке
Нотная грамота — это язык, на котором разговаривают музыканты. Без нее вы просто не сможете прочитать ни одной записи в самоучителе или учебнике. При этом, например, тембр звуков новичками практически не изучается.
Сольфеджио считается наиболее сложной музыкальной дисциплиной. Среди практик, который в нее входят, сольфеджирование — пение, при котором называют каждую ноту, и музыкальный диктант — запись мелодии нотами на слух. Результаты сольфеджио часто незаметны — в отличие от практических занятий, которые позволяют уже через пару недель наиграть на гитаре или фортепиано «В траве сидел кузнечик». Но сольфеджио отлично помогает развить музыкальный слух, чувство ритма и память.
Выбираем метод обучения
Забудьте страшилки про многочасовое разучивание гамм и битье по рукам линейкой за неправильную постановку рук на инструменте. К счастью, существуют гораздо более гуманные способы приобщения к музыке.
С преподавателем — в группе или индивидуально. Групповое обучение обычно дешевле, вы можете учиться на чужих ошибках и вдохновляться результатами других людей. За индивидуальный подход придется выложить более крупную сумму, но при этом обучение будет подстроено под вашу конкретную цель. На некоторых курсах вам могут предоставить инструмент в аренду. При частных уроках на дому вам придется приобрести собственный.
Самостоятельно (по самоучителям и видеоурокам). Этот метод все же требует наличия хотя бы базовых знаний нотной грамоты, а также большего количества времени. Так, с наставником уже через три месяца регулярных занятий по часу три раза в неделю вы сможете сыграть более десяти любимых мелодий на гитаре. При самостоятельном освоении этого инструмента при той же регулярности занятий разучивание одной мелодии может занять более месяца. Если у вас нет опыта общения с музыкальным инструментом, стоит хотя бы на несколько первых занятий найти педагога.
Выбираем школу и/или педагога
На что обратить внимание, выбирая тех, кто будет вас учить:
Музыкальное образование. Занятия с самоучкой могут привести к неправильной технике, а переучиваться всегда сложнее, чем осваивать с нуля.
Стоимость. За азами обратитесь к студентам высших музыкальных учебных заведений или к выпускникам музыкальных школ: их цена будет ниже, чем у именитых профессоров.
Близость по духу. Для мотивации и поддержки стоит найти педагога со схожими музыкальными вкусами. Тогда занятия будут восприниматься не как скучные уроки, а как приятное и в то же время полезное времяпрепровождение.
Поддерживаем мотивацию
Наверное, каждый, кто начинает заниматься музыкой, рано или поздно пытается ее бросить. Вот несколько советов, которые помогут поддерживать мотивацию.
Формулируйте цели как можно конкретнее. Не «научиться исполнять музыку», а «суметь сыграть с листа произведение с последних страниц хрестоматии через месяцев занятий».
Распишите путь к цели. Отметьте вехи, проходя которые сможете отслеживать прогресс — и получать порцию дофамина от осознания, что еще одна ступень на пути к вершине покорена.
Мелодии и ритмы мозга: что нейронауки говорят о музыке
Подготовьтесь к столкновению с рутиной. Распишите дедлайны. Во время занятий прячьте все, что может вас отвлекать.
Поддерживайте внутреннюю мотивацию — почаще вспоминайте, почему вообще взялись за учебу. Вы ведь и правда можете в любой момент все бросить, никто вам не указ. Но как жить без музыки?