На чем можно полетать в небе
8 идей для москвичей, которые грезят о полетах: от семейных вариантов до самых безбашенных
Я выбрала самые интересные воздушные развлечения для москвичей, которые подойдут семьям с детьми и тем, кому не хватает адреналина.
Воздушный шар
Кратко: почувствовать себя героем книг Жюля Верна
Где найти: в компаниях «Аэровальс», «Подари небо», Touch the Sky, Magic Flight, Free Flight, «Аэронавт», «Ветер свободы», «Аэроквест», «Аэросоюз», Moscowpolet
Сколько стоит: от 5490 Р за полет с группой и от 17 000 Р за аренду воздушного шара целиком
Хотя в воздухе шары кажутся не такими уж и большими, на самом деле это конструкция высотой с многоэтажный дом. Корзина, в которой находятся пассажиры, — совсем маленькая часть устройства: высота ее бортиков обычно 1—1,2 м. Поэтому детей ниже ростом на борт не возьмут: стоя на полу, они ничего не увидят, а держать их на руках во время полета небезопасно.
Полетать в любое удобное время не получится: чтобы полет был безопасным, нужны подходящие погодные условия. Например, летом из-за тепловых потоков воздушные шары могут летать только дважды в день — на рассвете и на закате, а еще перед полетом пилоты анализируют скорость ветра, облачность, осадки и температуру воздуха. Так что в любой момент сеанс воздухоплавания могут перенести на другие даты, просто будьте к этому готовы.
В самом городе воздушные шары не летают: для того, чтобы взлететь и приземлиться, им нужно большое пустое поле. Хотя сам полет длится около часа, на все про все стоит закладывать четыре-пять часов: в это время входит дорога до места взлета, сам полет, церемония посвящения в воздухоплаватели с шампанским и вручением памятных грамот и дорога от места приземления обратно в город.
Вертолет
Обзорный полет на вертолете похож на движущуюся смотровую площадку: пилот провозит участников над самыми живописными местами Москвы или близлежащих городов, например Коломны, Обнинска, Малоярославца, Сергиева Посада, Рузы.
Правда, Кремль и храм Христа Спасителя увидеть не получится: летать над историческим центром города запрещено.
Экскурсии длятся от 10 минут до часа, маршрут и время в воздухе зависят только от бюджета пассажиров. Обычно групповые полеты рассчитаны на троих участников, не считая пилота: можно оплатить только одно место и ждать, когда соберется группа, или забронировать весь вертолет сразу и полететь в удобный день. Погодные условия для вертолетной прогулки не так критичны: полет может состояться и в небольшой дождь или снегопад, и в ветреный день, и даже ночью.
Самостоятельно порулить вертолетом тоже можно: во многих вертолетах есть двойная система управления, которая позволяет пилоту контролировать действия пассажира. Но лучше обговорить этот вопрос заранее: по умолчанию эта услуга в полет может и не входить.
Как победить выгорание
Самолет
Сам по себе полет на самолете — это уже обыденность. Поэтому компании, которые организуют индивидуальные полеты над Москвой и областью, предлагают пассажирам не просто полюбоваться видами города, но и самостоятельно сесть за штурвал — разумеется, под руководством инструктора.
Экстремальные полеты возможны только один на один с инструктором, а вот на обзорные экскурсии приглашают нескольких человек. Правда, на самолетные экскурсии группы из пассажиров-одиночек обычно не набирают: искать, с кем скинуться на аренду самолета, придется самостоятельно.
Гироплан
Кратко: редкий вид воздушного транспорта
Где найти: в авиацентре «Воскресенск», в компаниях «Автожиры» и «Автогиро»
Сколько стоит: от 4000 Р за 15 минут
Гироплан, или автожир, — один из самых безопасных летательных аппаратов. Он одновременно похож и на самолет, и на вертолет: летит благодаря вращению винта, но для подъема в воздух ему нужна взлетная полоса. Зато, в отличие от самолета, гироплану не страшен штопор: если мотор откажет, автожир мягко спланирует на землю, а пилот при этом сможет по-прежнему им управлять.
Большинство гиропланов рассчитаны на одного пассажира, но есть модели, которые вмещают и троих, — на таких аппаратах удобно летать всей семьей по экскурсионному маршруту. Кабины бывают открытые и закрытые: в хорошую погоду можно выбрать гироплан-кабриолет, а в плохую — спрятаться от дождя и ветра за стеклами.
Некоторые автожиры приспособлены поди учебные полеты: уроки пилотирования стоят от 7000 Р с человека.
Парашют
Кратко: испытать чувство свободного падения
Где найти: в аэроклубах «Стриж», «Аэроклассика», в компаниях «Аэроград Коломна», «Skycenter DZ Пущино», «Аэродром Малино», Moscowpolet, «Аэросоюз»
Сколько стоит: от 3000 Р за самостоятельный прыжок и от 10 000 Р за прыжок в тандеме с инструктором
Аэроклубы предлагают начинающим парашютистам два варианта прыжков: самостоятельный с высоты 600—900 м и в тандеме с инструктором с высоты 2500—4000 м. От расстояния до земли зависит, сколько времени человек проведет в воздухе с закрытым парашютом: ощущение свободного падения при самостоятельном прыжке продлится около трех секунд, а если прыгать в тандеме — от двадцати секунд до минуты.
Подготовка к самостоятельному прыжку и прыжку с инструктором тоже различается. В первом случае парашютисту придется самостоятельно позаботиться об экипировке: надеть закрытую одежду, обувь на толстой подошве и перчатки. А тем, кто прыгает в тандеме, понадобится только подобрать подходящие ботинки — все остальное выдадут на месте. Инструктаж перед самостоятельным прыжком продлится несколько часов, а подготовка к прыжку в тандеме — всего 15—20 минут.
Параплан
Кратко: фигуры высшего пилотажа на специальном парашюте
Где найти: в компаниях Fly Up, Paraguru, Extreme Style, «Московское небо», «Парапилот», парапланерном клубе «Пилот», парапланерной школе МАИ
Сколько стоит: от 2000 Р за полет с инструктором
Параплан — это специальная модификация парашюта, которая помогает летать в горизонтальной плоскости, а не спускаться с неба. Так как в этом случае сила тяжести вредит, а не помогает полету, самостоятельно управлять парапланом могут только обученные пилоты: новички могут присоединиться к инструктору или пройти курс управления парапланом.
Полет в тандеме проходит на высоте 300—700 м: если повезет, инструктор предложит поуправлять парапланом в небе. А для тех, кто хочет экстрима, клубы предлагают полет с акробатикой, во время которого инструктор проделает несколько фигур высшего пилотажа. Ограничения на полет в тандеме не такие строгие, как для прыжков с парашютом: нижней планки по весу нет, а верхняя — 120—150 кг. Детям тоже можно полетать, но только с разрешения родителей.
Аэротруба
Кратко: как парашют, только безопаснее
Где найти: в каталоге аэротруб Москвы
Сколько стоит: от 400 Р в минуту
Аэротруба позволяет ощутить себя парашютистами даже тем, кто боится высоты. Это огромная вертикальная труба, в которой снизу подается мощный напор воздуха: его силы хватает, чтобы поднять человека на несколько метров. Говорят, ощущения в этот момент похожи на чувство свободного падения — только без дополнительных рисков и почти без ограничений: летать в трубе могут даже четырехлетние дети.
Полеты для новичков длятся обычно две-три минуты, в это время в трубе находится инструктор, который показывает, как правильно двигаться в воздухе. Труба может быть открытой, то есть под открытым небом, или закрытой, в помещении: на улице полет ощущается эффектнее, зато сеанс в закрытой трубе точно не сорвется из-за внезапного ливня или снегопада.
На время полета посетителей одевают в шлемы и специальные костюмы — экипировка защищает от ударов, пока человек не научился контролировать свое тело в воздухе, и облегчает координацию в непривычных условиях. Улететь за пределы трубы невозможно: оператор регулирует поток воздуха, а сверху даже в открытых трубах находятся ограничители.
Флайборд
Флайборд — это конструкция из специальной доски и шланга с водой: напор струи настолько сильный, что поднимает человека в воздух на несколько метров. Управлять флайбордом достаточно просто: чтобы встать на доску, достаточно пройти небольшой инструктаж, надеть спасжилет и шлем, который защитит от сильных ударов о воду.
Полеты для новичков длятся около 15 минут, но при желании можно увеличить время сеанса до часа. Если просто так летать наскучит, за отдельную плату инструкторы научат трюкам или предложат попробовать ховерборд: принцип работы примерно такой же, как и у флайборда, только по виду доска больше похожа на сноуборд и летает гораздо быстрее.
Для полетов на флайбордах и ховербордах действует ограничение по возрасту и весу: управлять доской могут только люди старше 16 лет и если они весят от 40 до 100 кг.
Прыжки с круглым парашютом.
Ожидание:
О, круто, мне придётся самостоятельно сделать шаг в бездну
@
Это будет ТАК волнительно!
@
А-а-а-а-адреналин!
Реальность:
Понимаешь, что шанс попасть в ДТП по дороге на аэродром выше, чем разбиться об землю
@
Упахиваешься на подготовке
@
В кукурузнике подташнивает
@
С облегчением выходишь на свежий воздух
@
Летишь с покерфейсом
@
С каждым следующим прыжком всё быстрее теряешь надежду почувствовать хоть что-то особенное
Летал в аэротрубе в Санкт-Петербурге и в тандеме с инструктором с парашютом с 4000 метров в Калининградской области. Всё очень понравилось.
В аэротрубе кажется, что 3–5 минут – совсем мало, но для новичка это оказалось довольно долго, учитывая, что таких заходов было три с небольшими перерывами.
Прыжок в тандеме – это восторг. Сначала долгий подъём на очень старом самолёте. Представьте старую грохочущую маршрутку, которая по ощущениям вот-вот развалится, постоянно подпрыгивающую на кочках и ямах раздолбанной дороги. Только она не едет, а летит в небо на высоту четырёх километров. Потом тебя пристёгивают к инструктору. В самолёте открывается дверь и люди по очереди спокойно прыгают в пустоту – при наблюдении этого от каждого прыжка внутри что-то съёживается. Когда подходит твоя очередь, несколько секунд любуешься на бескрайние просторы (под невыносимый шум ветра и самолёта), по команде инструктора поднимаешь ноги и вперёд. Затем идет несколько секунд полной дезориентации, о которой никто не предупреждал, когда земля с небом делают несколько оборотов вокруг тебя, пока инструктор выравнивает полёт. Потом пару десятков секунд «ААААААААААААААААААААААА», которое сам не слышишь от шума ветра в ушах, пара рывков и быстрое затихание шума. Инструктор даёт в руки управление парашютом, и ты наслаждаешься плавным снижением.
А насколько это все безопасно?
Ferris, везде есть риски.
«Зато, в отличие от самолета, гироплану не страшен штопор: если мотор откажет, автожир мягко спланирует на землю, а пилот при этом сможет по-прежнему им управлять.»
— какая же чушь написана. Как вообще штопор связан с отказом двигателя? Статья интересная, но безграмотная, похожа, как обычно журналюги в новостях пишут об авиационных происшествиях: «прыгал с парашюта», «отказал параплан» и т.п.
Нам часто задают вопрос, “На че лучше всего летать?” Вопрос на который ответ подобрать сложно. Давайте попробуем его структурировать. Рассмотрим наиболее популярные воздушные суда парящей сверхлегкой авиации. Воздушный шар, параплан, дельтаплан.
1. Воздушный шар. Несомненно воздушный шар завораживает своей монументальностью и плавностью, в принципе он даже достаточно мобилен более или менее компактен. Но обладает очень низкой путевой скоростью ( хотя и позволяет брать с собой достаточный запас “багажа” Маршрутные полеты на воздушных шарах возможны, и наверно более комфортны чем на параплане или дельтаплане, но эти киты воздушного океана требуют большого внимания и мастерства пилота. Знание аэродинамики и аэрологии должно быть на ультра высоте (не хочу обидеть пилотов других типов ВС) И цена, соответственно не низкая.
2 Параплан. это поистине самое распространенное летное средство во всем мире, неоспоримые плюсы это удобство, компактность, доступность и простота в первоначальном обучение. Взлетев с горы и поймав поток, обработав и перелетев на следующий можно пролетать маршрутные полеты длинной в не одну сотню километров, и все это без всякого двигателя, ну а совершив посадку параплан в отличие от любого другого ВС компактен и не такой тяжелый, как допустим ближний ему по классу дельтаплан. Ограниченная посадка, да не вопрос. Параплан можно посадить на такие площадки на которые не зайдут ни одни ВС (исключая вертолеты) Минусы параплана это низкая воздушная скорость, но плюсы с лихвой покрывают этот незначительный недостаток. Парапланы совершенствуются каждый день и аэродинамическое качество некоторых аппаратов заставляют ежиться ближайший класс. Дельтапланы.
Про планеры
Аэропоезд из Ан-2 и двух Блаников на фалах
Марина Мытрова
Что такое планер?
Это летательный аппарат тяжелее воздуха, но при этом не имеющий двигательной установки. Он поддерживается в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха и вместо маршевой силы двигателя использует гравитацию. В общем, планер превращает свою потенциальную энергию (высоту) в кинетическую (скорость) и наоборот. А ещё за счёт своего небольшого веса и больших крыльев может использовать восходящие воздушные потоки как лифт, чтобы пополнить запас потенциальной энергии.
Зачем они нужны?
На заре развития планеризма задача была одна – удержать безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха в полёте в течение более-менее продолжительного времени. Потом уже стали разбираться – а зачем? Задачи для планеров придумали такие:
А покататься?
Учебные планеры – двухместные, поэтому позволяют катать пассажиров. Такое развлечение дешевле, чем полёт на спортивном самолёте (ценник за ознакомительный полёт от 4000 рублей, основная составляющая цены – это стоимость буксировки самолётом). Посадка тандемом, один за другим. Спереди в кабине садится пассажир, сзади – инструктор. Задача катающегося – без разрешения ничего в кабине не трогать. Ну и вовремя предупредить, если укачало и хочется на землю.
Приятный бонус отсутствия двигателя – планер летит тихо.
Если хочется попробовать управление, на высоте можно и порулить. Инструктор покажет, что надо делать. Если понадобится – подправит (все органы управления дублируются). Самый популярный учебный планер (да и вообще самый распространённый планер в мире) – это Л-13 Бланик, разработанный чехословацкой фирмой LET. В большинстве клубов обучают и катают именно на нём.
Если хочется побольше адреналина, можно напроситься на пилотаж.
На Л-13 с пассажиром разрешено выполнять такие фигуры, как:
Поделиться
А вот бочку и перевёрнутый полёт с пассажиром на Л-13 выполнять нельзя.
Зато если хватит смелости, можно попросить показать штопор. На многих самолётах намеренный штопор выполнять запрещено, а вот для учебного планера это стандартное упражнение, которое должен уметь выполнять любой пилот.
Полёт
Чтобы планер начал парить самостоятельно, ему надо как-то набрать высоту. Это можно сделать несколькими способами:
Одна из самых важных характеристик планера – это его аэродинамическое качество (К). Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что качество — это сколько метров в длину может пролететь летательный аппарат при потере одного метра высоты в штиль. То есть планер с качеством 30 может улететь на 30 метров, пока теряет метр высоты. Качество планеров может достигать 60 единиц и более.
Это достигается за счёт малого веса и удлиненного крыла. У самолётов оно значительно меньше. Например, у Бланика Л-13 максимальное качество Kmax=28,5, а у самолёта Ан-2, который этот планер может отбуксировать на высоту, Kmax=10.
Самолёт без двигателя не сможет продолжить маршрут «по-планерному», но и не свалится как кирпич – аэродинамического качества хватает, чтобы спокойно сесть на подобранную с воздуха площадку. Это относится и к многотонным пассажирским лайнерам. Например, у Аэробуса A320-214 аэродинамическое качество около 17, что позволило 15 января 2009 года после столкновения со стаей птиц и отказа обоих двигателей посадить его на Гудзон. Если заморочиться с летучестью самолёта и довести Кmax до 37, то можно получить Virgin Atlantic GlobalFlyer и пролететь на нём кругосветку без дозаправки.
Чтобы не просто планировать сверху-вниз, но и набирать высоту, планеристы используют восходящие воздушные потоки. Чаще всего используют термики (термические потоки). Они возникают в тех местах, где солнце лучше всего прогревает земную поверхность. Например, над дорогами и пашнями – они тёмные и хорошо нагреваются. Тёплый воздух от земли поднимается наверх и этим пользуются планеристы. Термики позволяют быстро набрать высоту, нужную для длительного планирования, так как имеют вертикальную скорость несколько метров в секунду и сами могут подниматься на километры. Высота термика зависит от разных факторов: он может достичь инверсионного слоя и там остановиться, может дойти до точки росы и образовать кучевое облако, а может просто постепенно раствориться, перемешавшись с окружающим воздухом.
Так как для полётов в термических потоках необходимо, чтобы прогревался воздух, в средних широтах такие полёты эффективны только весной и летом. Потоки обтекания возникают при взаимодействии воздушных масс с элементами рельефа. Например, когда ветер встречает склон холма. Сам по себе такой поток не может поднять планер выше, чем на несколько сотен метров над холмом, но может усиливаться термическим потоком от нагрева склона солнцем.
В горах можно встретить волновые потоки – они образуются при обтекании воздушной массой горных хребтов. Планер в таком потоке может подняться на высоту 15 км. Мировые рекорды по высоте подъема и дальности полёта были установлены благодаря волновым потокам.
Хочу стать пилотом
Во времена расцвета Осоавиахима и ДОСААФа планер был промежуточной ступенью от авиамоделизма к авиационному училищу. Многие летчики так и начинали – сначала авиамодельный кружок, потом планерный клуб ДОСААФ, потом самолётный ДОСААФ и авиационное училище. Планер позволяет ощутить полёт и разобраться с пилотированием до перехода на более сложную и тяжёлую авиационную технику.
Сейчас планерных клубов не так много, как в СССР, взрослые пилоты оплачивают обучение из собственного кармана (для школьников возможны варианты), но планеризм всё ещё остаётся самым доступным по финансам способом обучения пилотированию. Никаких особых требований к курсанту для начала обучения нет (разве что ограничение по весу в 110кг), перед началом полётов нужно только пройти ВЛЭК – врачебно-лётную экспертную комиссию. Для планеристов она не так сурова, как для космонавтов или пилотов пассажирских лайнеров, надо просто запастись терпением и несколько раз съездить в соответствующее медучреждение, чтобы пройти всех специалистов.
Планерные клубы России готовят пилотов по стандартной программе (называется КУЛП-ПСБ-2013, что расшифровывается как «курс учебно-лётной подготовки на планерах и самолётах-буксировщиках»). Там расписано все, что предстоит изучить будущему пилоту-планеристу.
А изучить ему предстоит очень многое ещё до того, как он первый раз сядет в планер – перед началом практики обязателен курс теории. Это очень много тем, от конструкции планера и аэродинамики до метеорологии и авиационного права.
В какой клуб ни пойди – учиться скорее всего будешь на планере Л-13 Бланик. В распоряжении авиаклуба могут быть ещё другие планеры «для продвинутых».
На чём полетать, если на самолётах не получается
Самолёты — лучший способ перемещения в воздухе, но не универсальный. Кому-то летать на них страшно (это зря), кому-то неудобно, кому-то дорого. А во времена карантина о них и вовсе можно забыть! Ну, ничего. Собрали для вас альтернативные способы полёта, расписав плюсы, минусы и, так сказать, надводные камни.
Летающие мётлы
Мётлы используются не только во время игры в Квиддич — их можно использовать и просто в качестве средства передвижения, а научиться летать на них может даже самый ленивый и неумелый магл.
Драконы и орлы
Связываться со взрослыми драконами, если вы не Дейнерис Таргариен, может быть опасно, но растущие дракончики ведут себя вполне дружелюбно. С орлами проще — даже у хоббитов получилось наладить с ними отношения.
Ковёр-самолёт
Ковры-самолёты ткут из шёлка, а наделить волшебными способностями их могут только настоящие колдуны. Можно попробовать сделать ковёр самостоятельно, но летать он будет только если у вас бе ды с баш кой.
Минус ковра-самолёта в том, что иногда он может возмущаться и не слушаться (постарайтесь с ним не конфликтовать). Полетать под дождём тоже не выйдет — иначе под тяжестью воды он вместе с вами упадёт на землю.
Пушечное ядро
Воздушные шарики
Карета
Карета с крылатыми лошадьми выглядит так феерично, что вы не только насладитесь полётом, но и засветитесь во многих желтушных СМИ. Вспомнить только красивых девушек из академии волшебства «Шармбатон», которые, хоть и не совсем элегантно посадили карету на землю, но одним своим появлением сразили всех наповал.
Карета по комфорту уступает дому, но она и не предназначена для длительных перелётов — но для пары часов дороги самое то. Чтобы не соскучиться — позовите друзей и устройте вечеринку с любимой музыкой и алкоголем. Пить можно сколько угодно, ведь кучер сам поднимет и посадит карету. Отличный способ отпраздновать день рождения, если клубы и рестораны уже достали.
Автомобиль
На летающем автомобиле можно быстро и без пробок добираться на работу. А кто из нас не хотел вернуться в прошлое и узнать, о чём сплетничали бабушки и дедушки на скамейке во дворе 11 микрорайона, где прошло всё детство?
Реактивный ранец
На реактивных ранцах частенько летали охотники за головами Джанго и Боба Фетт — правда, второй умер из-за неисправности оборудования.
Опаснее реактивного ранца только пушечное ядро, так что пробуйте на свой страх и риск. Взлететь сможет каждый, а вот приземлиться и не переломать себе кости в разы сложнее.
Предсказать, в какую из ночей вы обретёте крылья, довольно сложно. Но будем считать, что элемент неожиданности — один из атрибутов этого способа. Во времена, когда у нас не так много возможностей куда-то слетать — уже неплохо!