На чем можно построить бизнес подростку
Мне 15 лет, и я хочу стать предпринимателем. Так можно?
Мне 15 лет. У меня есть некоторый опыт ведения бизнеса на зарубежных маркетплейсах. А недавно я задался вопросом масштабирования — хочу открыть свой интернет-магазин, но для этого мне нужно стать ИП.
Я изучил много информации и понял, что есть три способа стать несовершеннолетним ИП:
Вот что я хотел бы узнать. Можно ли зарегистрировать ИП несовершеннолетнему в возрасте 14 лет и старше? Если да, то как снизить шансы на получение отказа? Существуют ли еще способы законно вести предпринимательскую деятельность несовершеннолетнему?
Денис, вы правы: несовершеннолетний может стать предпринимателем, если вступит в брак, пройдет процедуру эмансипации или получит письменное согласие родителей. Но есть и другой способ законно вести бизнес. Расскажу обо всех вариантах.
С какого возраста можно открыть ИП
Стать предпринимателем можно с 14 лет. Но при регистрации ИП кроме базового комплекта документов в налоговую нужно будет представить письменное согласие обоих родителей или других законных представителей несовершеннолетнего, заверенное у нотариуса.
Никакие другие документы, чтобы подтвердить дееспособность, не нужны. Если в регистрации ИП откажут, можно подать жалобу в региональное управление ФНС или обратиться в суд.
Письменное согласие родителей нужно не только для регистрации самого ИП, но и для других действий. Например, чтобы заключить договор с контрагентами, открыть расчетный счет в банке или нанять работников. Без такого согласия ваши родители могут пойти в суд и признать сделки недействительными.
Согласие родителей можно оформить как перед какой-либо сделкой, так и после — в качестве одобрения. Но согласие необходимо получать на каждое действие.
Кроме согласия от родителей есть еще два законных способа открыть ИП несовершеннолетнему. Но не уверен, что в вашем случае они подойдут.
Вступить в брак. При заключении брака несовершеннолетний становится полностью дееспособным — просить согласия родителей на заключение сделок не придется. Подтверждением дееспособности несовершеннолетнего будет свидетельство о заключении брака.
Эмансипация. Это признание несовершеннолетнего полностью дееспособным с 16 лет. Получить эмансипацию можно:
Документом для регистрации ИП в этом случае будет решение суда или органов опеки о признании человека полностью дееспособным.
Если вы продаете свой товар — например, печатаете дизайнерские постеры и предлагаете их покупателям через «Инстаграм», — регистрация ИП не единственный способ законно вести бизнес. Вы можете стать самозанятым и платить налог на профессиональный доход — НПД.
Курс о больших делах
Как несовершеннолетнему стать самозанятым
Несовершеннолетние могут стать самозанятыми с 14 лет. Но для этого, как и для регистрации ИП, нужно получить согласие родителей, пройти процедуру эмансипации или вступить в брак.
Согласие родителей на регистрацию самозанятости также нужно заверить у нотариуса и представить в налоговую. Когда именно — до регистрации в приложении «Мой налог» или после, — до сих пор точно неизвестно. На этот случай у налоговой регламента нет.
Поэтому можно сначала попробовать зарегистрироваться, а если в регистрации откажут, то сходить в налоговую и представить документ, а потом повторно зарегистрироваться. Или наоборот, сначала сходить в налоговую, а потом установить приложение «Мой налог». Как вам удобнее.
Как и при работе в статусе ИП, для сделок несовершеннолетнему самозанятому нужно будет брать согласие родителей, если только он не вступил в брак или не признан эмансипированным.
Если самозанятый несовершеннолетний причинит какой-либо вред — например, испортит имущество клиента, — отвечать он будет своими деньгами. Если его дохода окажется недостаточно, чтобы компенсировать ущерб, ответят родители или другие представители.
В остальном же работа несовершеннолетних самозанятых не отличается от других. Они также не должны вести кассу, сдавать отчеты и платить страховые взносы. При получении денег нужно формировать чеки в приложении «Мой налог» и отправлять их в налоговую.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Как подростки добиваются успеха в бизнесе
16-летний Дмитрий Растопчин из Подольска заработал первые деньги в седьмом классе: ему было скучно учиться в школе, хотелось заняться настоящим делом. Он покупал в рознице игрушки российских производителей и продавал за границу на eBay. Покупатели переводили деньги на счет отчима. Сейчас Растопчин покупает товары напрямую у 50 российских производителей, а в штате его компании трудятся четыре подростка. За четыре года предприниматель продал более 100 000 товаров в 10 международных онлайн-магазинах. Выручка – от 500 000 руб. до 1 млн в месяц.
Сейчас в России зарегистрировано 387 несовершеннолетних индивидуальных предпринимателей (ИП), 145 из них – моложе 17 лет, сообщил «Ведомостям» представитель Федеральной налоговой службы (ФНС). Статистику юрлиц с учредителями-подростками ФНС не ведет. На самом деле подростков-предпринимателей гораздо больше, просто они в основном обходятся без официальной регистрации – они выполняют мелкие заказы в интернете и не платят налогов, уверен партнер «ФБК Legal» Александр Ермоленко.
Подростки – самые перспективные предприниматели, считает венчурный инвестор Александр Румянцев. Они очень энергичны, ничего не боятся, решительны, быстро разбираются в новых технологиях, говорит он. И с каждым годом все больше подростков стремятся в бизнес: хотят помогать родителям, мечтают стать самостоятельными, говорит руководитель департамента развития образовательной среды Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Дарья Харченко. Бесплатные курсы фонда по предпринимательству с лета 2017 г. прошло около 2000 школьников в шести регионах России. «Ведомости» побеседовали с несколькими успешными предпринимателями, которые начали свое дело в подростковом возрасте, и выяснили, какие трудности им пришлось преодолеть, чтобы создать прибыльный бизнес.
Взять ФНС измором
Растопчин искал поставщиков в интернете, писал письма. Производители предоставляли оптовую скидку индивидуальным предпринимателям. Семиклассник загорелся идеей стать ИП и пошел в отделение ФНС. «Сотрудница в окошке растерялась, советовалась с коллегами и даже позвала руководителя. Они посовещались и сказали, что 14-летним нельзя заниматься предпринимательством, отправили меня домой», – вспоминает Растопчин. Открыть ИП удалось лишь с третьей попытки – и только после жалобы в Управление ФНС по Москве.
45 лет
Столько составляет средний возраст основателей самых быстрорастущих американских стартапов, по данным Национального бюро экономических исследований США. Эксперты проанализировали все компании, открытые в США за последние годы, и пришли к выводу, что успеха чаще достигают предприниматели зрелого возраста, а не молодые
По закону подростки с 14 лет имеют право регистрироваться как ИП и создавать ООО только с письменного разрешения родителей или законных представителей, говорит Сергей Широков, руководитель департамента правового консалтинга компании «Гарант-Виктория». Однако у налоговиков мало опыта работы с подростками, поэтому им проще отказать школьнику, отмечает юрист.
Намного охотнее ФНС работает с подростками, которым удалось добиться эмансипации (досрочно получить признание полной дееспособности в органах опеки), говорит Широков. Добиться эмансипации можно только с 16 лет. Нужно предоставить в органы опеки согласие родителей и много других документов, а в каждом регионе – свои требования, говорит Широков. Часто органы опеки требуют доказать, что у ребенка есть постоянный заработок – подросток должен работать по найму либо иметь доход от предпринимательской деятельности.
Если родители не дадут согласие на эмансипацию, подростку придется идти в суд. Каждый год суды рассматривают не более 30 таких дел, в половине случаев суд признает подростков полностью дееспособными, говорит Широков.
В банк без мамы
Открыть расчетный счет в банке тоже целая эпопея. Если подросток не признан полностью дееспособным, он по-прежнему целиком зависит от родителей и должен согласовывать с ними каждую операцию по счету, рассказывает совладелец Модульбанка Олег Лагута. Если ребенок купит товар у контрагента, а родители потребуют отменить платеж – банк обязан подчиниться и вернуть деньги, поясняет Лагута. Поэтому многие банки просят, чтобы подростки приносили письменное разрешение взрослых на каждую операцию, отмечает он.
Для банка подросток – клиент с повышенным риском. По словам представителя Альфа-банка, молодых людей часто назначают номинальными директорами фирм-однодневок – молодежь не осознает последствий участия в таких схемах. Банки обычно ориентируются на совершеннолетних клиентов, подтверждает руководитель по стратегическому развитию блока «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Александр Молоканов. Он предполагает, что многим школьникам проще использовать ИП и юрлица родителей.
Где подросток может заработать свои первые деньги
Растопчин вспоминает, что обращался в несколько банков, но те отказывались давать ему доступ в онлайн-кабинет, просили письменное согласие родителей на все транзакции по счету. Тогда школьник нашел в соцсетях Лагуту и написал ему о своих проблемах. Лагута после консультации с юристами все-таки разрешил ему проводить операции по счету без письменного разрешения родителей. А через три месяца Растопчин обратился в органы опеки, представил справки из ФНС, выписки с банковского счета – и его признали полностью дееспособным. Сейчас в Модульбанке обслуживается 12 клиентов-подростков, по словам Лагуты.
Остальные опрошенные «Ведомостями» банки утверждали, что обслуживают подростков-предпринимателей на общих условиях. В «Тинькофф банке» счета открыло около 100 клиентов-подростков, в «Точке» – 46, а в Альфа-банке – несколько десятков. У некоторых подростков бизнес идет очень успешно, говорит представитель Альфа-банка. По его словам, в прошлом году оборот по счету одного из 15-летних клиентов Альфа-банка превысил 8 млн руб.
Сбербанк счета подросткам открывает, но ссуды выдает только предпринимателям старше 21 года, сообщил представитель банка. Прошлой осенью Растопчину не хватило денег на покупку товара. «Я отправил запросы на кредит во все известные мне банки России, но ни один не согласился даже принять заявку», – вспоминает Растопчин. Пришлось снова жаловаться Лагуте. Модульбанк одобрил ему овердрафт на 115 000 руб., рассказал юный предприниматель.
Притвориться взрослым
«Я никому не говорил, что я школьник. Все думали, что я старше», – вспоминает 18-летний тюменец Данил Шушарин. В 16 лет он придумал сервис онлайн-оценки недвижимости. Шушарин уговорил маму перевести его на домашнее обучение и стал ходить на конкурсы для стартаперов. Он даже продал велосипед, чтобы съездить на конкурс ФРИИ в Уфе. Конкурс он выиграл и получил приглашение пройти акселератор ФРИИ в Москве бесплатно. Там он изучал рынок, конкурентов и учился привлекать клиентов.
Нужны были деньги на разработку, Шушарин нашел в интернете десяток инвесторов и отправил им презентацию проекта, не указывая возраста. Откликнулся только Румянцев, вспоминает Шушарин. Румянцев приехал в Тюмень для переговоров и согласился купить 10% компании. Шушарин обратился в органы опеки, его признали полностью дееспособным, и он в 17 лет зарегистрировал юрлицо. «Румянцев узнал о моем возрасте только в момент сделки из учредительных документов», – вспоминает Шушарин.
Инвестиций хватило на несколько месяцев – все деньги ушли на зарплаты разработчикам. Выручка сервиса была мизерной: риэлторы не хотели пользоваться сервисом и платить комиссию. В 2018 г. Шушарин на одном из мероприятий в Тюмени познакомился с руководителем агентства недвижимости «Этажи» Ильдаром Хусаиновым и смело заявил ему, что сервисы онлайн-оценки оставят риэлторские компании без работы. Хусаинов впечатлился, и весной 2018 г. «Этажи» выкупили бизнес у юного предпринимателя. Сделка была выгодной, говорит Шушарин.
У школьников нет управленческого опыта, финансовых и юридических знаний – это отпугивает инвесторов, говорит Румянцев. По его словам, стартапы подростков отличаются повышенной смертностью – 95% проектов закрываются в течение трех лет.
Школа и армия
16-летний Илья Салтаев из Саранска два года занимается маркетингом: раскручивает группы в соцсетях и рекламирует онлайн-магазины, в среднем зарабатывая около 700 000 руб. в месяц. Он тоже раньше скрывал свой возраст, потому что клиенты часто отказывались с ним работать – мол, молодой еще и неопытный. Но потом Салтаев понял, что возраст – не недостаток, а преимущество. Сейчас он сразу пишет потенциальным заказчикам, что ему всего 16 лет и он уже зарабатывает по миллиону в месяц. На клиентов это производит впечатление, все быстро соглашаются сотрудничать, утверждает подросток. Салтаев даже открыл блог «Миллион в 16» и за деньги учит подростков интернет-маркетингу. У страницы 7600 подписчиков.
Салтаев считает, что главная сложность – нехватка времени из-за учебы в школе. «Я много работал по ночам, засыпал на уроках. Одноклассники смеялись, а учителя называли неучем», – вспоминает он. После девятого класса Салтаев поступил в техникум и говорит, что большую часть времени сейчас уделяет своему делу.
Подростки-предприниматели часто бросают школу ради своего дела. «В Тюмени реальная средняя зарплата – 25 000 руб. в месяц. Единственный выход – идти в нефтегазовый университет и работать в добывающей компании. Я этого не хотел», – говорит Шушарин. После продажи сервиса он забросил предпринимательство и сейчас работает менеджером по развитию бизнеса в группе компаний «Денова».
Растопчин окончил девятый класс летом 2018 г. и теперь занимается только бизнесом. Дела сразу пошли в гору, говорит Растопчин. Сейчас он планирует разработать собственный онлайн-магазин для продажи российских товаров за границу. Помешать планам может армия. Растопчин прошел медкомиссию, и его признали годным для службы, в 2020 г. он обязан пойти в армию. «По закону, как только я получу повестку, я обязан прекратить предпринимательскую деятельность: уволить сотрудников, закрыть офис, прекратить все договорные обязательства. Закон принуждает меня своими руками уничтожить все, что я создал за эти годы», – сетует Растопчин.
Молодые, перспективные, платежеспособные: как и зачем продавать подросткам
К 2030 году более четверти мирового дохода окажется в руках поколения Z. Большую часть этих людей составляют нынешние подростки. Значит, вопроса «надо ли пытаться продавать тинейджерам» не стоит хотя бы с точки зрения дальновидности. Однако как можно это делать сегодня и насколько это выгодно, понятно не всем. Рассказываем, почему подростки могут приносить бизнесу прибыль уже сейчас, и как ее добывать.
Еще не взрослые, уже сознательные
Поколением Z, или «зетами» / «зумерами» в теории поколений обозначены люди, рожденные в период с 1997 по 2012 годы, по трактовке исследовательского центра Pew. Сегодня в этой теории Уильяма Штрауса и Нила Хау выделяют и еще более молодое поколение – «альфа». К нему относятся те, кто появился на свет после 2010 года.
По определению ВОЗ, подростками считаются люди в возрасте от 10 до 19 лет. Соответственно, подростковая аудитория – это в основном зумеры. Однако, как и любой другой сегмент целевой аудитории, этот не является однородным. Так что брендам приходится по-разному работать с тинейджерами. В основном они склонны доверять инфлюенсерам, но не все и не всяким. Некоторым все еще больше нравится Instagram, а другие уже живут в TikTok.
Тем не менее у зумеров-подростков есть и ряд общих потребительских черт.
Технологии, с которыми зумеры не расстаются с детства, с одной стороны, приблизили эту категорию покупателей к брендам. Цифровизация дала им возможность постоянно быть в контакте друг с другом и влиять друг на друга. С другой стороны, высокая скорость, с которой подростки привыкли переключаться в цифровом мире, и низкая способность к концентрации усложняют коммуникацию.
Бренды активно осваивают соцсети в поисках юных покупателей
Это поколение ждет, что на его запросы будут отвечать 24 / 7 по тем каналам, к которым они привыкли (речь, разумеется, про соцсети). Компаниям, которые рассчитывают на внимание зетов, следует быть с ними честными, прозрачными и отзывчивыми. Причем по-настоящему, а не для видимости. Если же подростки этого не дождутся, даже самая сильная лояльность к марке быстро испарится: они сменят бренд с той же скоростью, с которой делают все остальное.
Зумеры за экологию, аутентичность, социальную ответственность, многообразие и индивидуальный подход. Поэтому бренд, который разделяет эти ценности, имеет шансы их завоевать.
Юны и платежеспособны
Современные подростки не только обладают уникальной системой ценностей. Они также в среднем богаче всех, что были до них. Как минимум, у них есть более обеспеченные и благополучные родители, чем у предыдущих поколений, и, как следствие, больше возможностей приобретать товары и услуги. В итоге сегодня бизнес в разных отраслях все реже сбрасывает тинейджеров со счетов.
Поколение Z – ядро аудитории Likee, и мы видим, что их покупательская способность очень высока. Например, они активно пользуются внутренней валютой Likee, которую приобретают за реальные деньги. Используют они ее внутри приложения, чтобы делать подарки другим лайкерам или улучшать свой аккаунт.
Безусловно, вы можете что-то продать только тому, кто может за это заплатить. Но кто сказал, что продажа происходит только в моменте? Я вижу, что на рынке сейчас преуспевают те компании, которые в свое время много вкладывали в молодую аудиторию. Например, McDonald’s, Apple, Facebook.
Подростки составляют примерно 15–20 % нашей целевой аудитории. Я бы сказал, их отличает то, что они больше склонны экспериментировать, но пока меньше могут себе позволить.
Мы определяем аудиторию подростков как одну из основных для нашего бизнеса. Это сегмент, в котором потребители уже могут самостоятельно принимать решения. Деньги у них, безусловно, есть, потому что есть родители.
Для нас тут важно и то, что молодежь редко когда приходит в кино по одному или по двое. Чаще речь о компаниях, что, естественно, более выгодно для кинотеатра. Кроме того, именно этот сегмент чаще всех совершает покупки в кинобаре.
Владелица аниме-магазина «Няпи» Анастасия Никулина добавляет, что у подростков сегодня нередко водятся и деньги, заработанные самостоятельно с помощью соцсетей. В любом случае, где бы молодежь ни брала средства, в наши дни деньги у них есть. Потому существует много проектов, которые полностью нацелены на «юный» сегмент. В том же «Няпи» речь про 90 % аудитории. В УС SkateShop, по сообщению владельца Ильдара Усова, среди покупателей 70 % подростков.
Как крупные, так и локальные бренды считают эффективным привлекать к продвижению молодежных инфлюенсеров
Кратко, просто, весело
Представители разных бизнесов констатируют, что основное взаимодействие с подростками сегодня происходит в соцсетях. Коммуникация при этом имеет ряд особенностей: она должна учитывать нюансы их восприятия.
Анастасия Семенчина согласна: подростки быстро вовлекаются в активности соцсетей, если те максимально просты. Поэтому «ВКонтакте» и в Instagram сеть «Киномир» предлагает молодежи опросы на легкие темы и часто использует розыгрыши, особенно с киномерчем в качестве призов. При этом подгонять рекламные посылы под сленг современной молодежи не приходится, и в TikTok сеть кинотеатров не представлена.
Здесь нам проще: аудиторию фильма автоматически определяет сам фильм. На начальном этапе коммуникацию с подростками начинает дистрибьютор: это он решает, через какие сообщества она будет происходить и как. Например, когда у нас в залах показывали концерт одной корейской группы, чья аудитория – девочки-тинейджеры, прокатчик сам взаимодействовал с ними через фанатские сообщества в соцсетях.
Никита Лебедев отмечает, что его компания завела аккаунт в TikTok и не жалеет об этом. Сегодня там более 7 тыс. подписчиков. Бренд Unikorns Out часто размещает рекламу у инфлюенсеров с очень молодой аудиторией.
Люди младше 20 лет даже общаются уже не так, как те, кому 25–30. Есть своя манера, сама коммуникация происходит по-другому. Например, подростки очень любят записывать голосовые сообщения. Что касается рекламы, она точно не должна быть длинной. А в соцсетях лучше транслировать контент через stories и другие форматы видео, чем через статичные посты.
Бросаем вызов
Как отмечает Эрик Вонг, эффективным способом привлечь к своему бренду юный контингент в соцсетях являются челленджи: они крайне популярны у молодежи. Именно такой формат продвижения уже обратил внимание миллионов подростков на марки самых разных отраслей. Он позволяет показать любой бренд «своим», открытым и творческим – таким, какой не может не оценить подросток.
Люди подхватывают тренд, делятся видео с друзьями, которые потом делают то же самое. Сообщество соцсети таким образом создает вокруг бренда виральный эффект. Например, видео челленджа #СкрепышПыш, который сеть «Магнит» запустила в Likee, только в первые 6 дней успели посмотреть 11 млн раз. Всего просмотров набралось более 50 млн, а собственные видео в рамках челленджа записали более 220 тыс. человек.
Другой пример коммерческой коллаборации такого рода – работа в соцсети бренда-производителя попкорна Holy Corn. В прошлом году он запустил особую серию своей продукции со звездным эльфом Kiki, талисманом Likee, на упаковке. В каждой пачке можно было найти особую карточку. Те, кто собрал их все, могли участвовать в лотерее, сняв видео под специально созданный трек. Победители получили настоящие блогерские студии, мерч Likee и месячный запас Holy Corn.
В том челлендже приняли участие более 25 тыс. человек. Они вполне охотно танцевали с пачками Holy Corn, делились такими роликами с подписчиками и «заражали» тех симпатией к бренду.
Купят у всех
Есть ряд наиболее очевидных направлений бизнеса, где тинейджеры должны быть целью рекламных кампаний прямо сейчас.
По моим наблюдениям, обратить особое внимание на молодежь стоит банковскому сектору (они, кстати, уже делают попытки), потому что их можно и нужно приучать к финансовой грамотности с малых лет. Другая область – издательский бизнес. Книги – это интересно, но они стали сильно проигрывать видеосервисам. Наконец, бизнес в сфере онлайн-образования. Есть огромное количество онлайн-школ для взрослых, но аналогов для подростков по какой-то причине в разы меньше.
Банки стали активно продвигать свои продукты через блогеров, чья аудитория включает родителей подростков. Не скупятся они и на кумиров молодежи. В прошлом году «Альфа-банк» заплатил рэп-исполнителю Моргенштерну (он, кстати, 1998 года рождения) 10 млн р. за то, чтобы тот снял для компании клип в рамках рекламной кампании. В ролике продвигаются дебетовые карты. Сбербанк пошел тем же путем, но с другим юным рэпером – GONE.Fludd. Совместно с Mastercard банк запустил кампанию #ИЗИСБЕР, чьим лицом и стал популярный исполнитель. Главный банк страны сделал ставку на простоту жизни, к которой привыкли зумеры, и выбрал слоганом «Хочешь изи – выбирай Сбер». В рамках кампании продвигались карты, которыми можно владеть с 14 лет.
С той же логикой Сбер продвигал и свое приложение СберKids в рамках акции в TikTok «Покажи свою реакцию, когда…». Пользователям давали задания, которые надо было выполнить, сняв видео. В них участники показывали, как им удалось проявить финансовую грамотность: накопить на вещь, купить маме подарок и т.д.
Эксперты Likee убеждены, что сегодня «зацепить» молодежь может любая компания. Скажем, в период локдауна в прошлом году бренд Sony запустил в Likee челлендж #ДобавьМузыкуСSony. Участники должны были рассказать, как музыка позволяет им развеяться в сложный период, а также делились идеями, как провести длинные дни в изоляции. Создатели лучших видео получили подарки, а ролики по хештегу посмотрели более 29 млн раз.
Danone запускал в соцсети особый туристический челлендж, песня из которого #МамаЯХочуНаМоре стала вирусной. Этот звук использовали более 211 064 человек, а видео по хештегу посмотрели более 61 млн раз.
Бьюти-бренды работают с форматом схожим образом: челлендж #CliniqueLashDance от косметической марки Clinique предложил пользователям изобрести свой танец ресниц, и они, опять-таки, не подкачали. Этот челлендж собрал в итоге более 14 млн просмотров.
Как продавать подросткам
Таким образом, в продажах тинейджерам помогут следующие правила, которые уже показали себя рабочими в разных отраслях.
Если коротко, чтобы продать подросткам, нужно быть в тренде. Говорить на их языке, понимать их музыку, увлечения. Главное – закрывать потребности аудитории. В общем, подход ничем не отличается от работы с другой ЦА.
Они хотят быть модными, отличаться от других. Хотят показать свою индивидуальность, показать, что они уже взрослые и самостоятельные, знают, чего хотят. Им интересно следить за успехом других подростков и стремиться к таким же результатов.
Нужно учитывать, что путь принятия решения у подростков не такой, как у взрослых. И что решение о необходимости продукта / услуги принимают подростки, но платят в итоге все же родители.