На чем можно проехать по болоту
Болота. Преодоление болот. Техника безопасности
Болота это очень опасное место с которым шутки плохи. Если вы не уверены, что сможете его преодолеть нельзя рисковать. Топи и зыбуны, которые скрывает болото чрезвычайно опасны. Данная статья позволит вам иметь представление о преодоление болота.
Нужно помнить, что скорость передвижения по болоту очень низкая, а потеря силы очень и очень высокая.
Внимание!Если есть возможность болото обойти, сделайте это.И
Болота можно разделить на несколько типов:
Как отличить болото проходимое от непроходимого?
Верховое болото
Такие болота как правило имеют несколько покровов, лежащих друг на друге
Такие болота чрезвычайно опасны. Этот тип болот чаще всего является непроходимым. Проходимость такого болота можно определить по безлесности. На таких болотах бывают чахлые деревца или кусты, но самым главным признаком верхового (зыбучего) болота является,что когда наступаешь на нее оно как-бы начинает колебаться (шевелиться верхний слой торфа)
Низовые болота
Не так опасны. Такие болота встречаются как правило в хвойный заболоченных лесах. Максимум можно промочить одежду или обувь. На подобных болотах множество кочек, островков и деревьев. Другими словами- эти болота проходимы.
Как определить степень проходимости болот
Непроходимые болота
Болото невозможно пройти если оно поросло камышом или по болоту плавают куски торфа. Не суйтесь в верховые болота, это может быть очень опасно.Из такого болота почти невозможно вылезти.
Труднопроходимые болота
пушица
На болоте растет трава пушица. Существует примета, что чем гуще эта трава тем страшнее трясина под ней находиться
Проходимые болота
Болото заросло сосновым или березовым лесом,имеет густой травяной покров, имеются кочки у стволов деревьев, вода на поверхности.
Болото легкопроходимо если на ней растут высокие деревья и имеются большие кочки.
На болоте много бурелома, растет лес средней густоты, кочки вокруг деревьев, вода на поверхности или ниже. Такое болото проходимо.
Внимание! Не лезьте в сплавину. Лучше обойти несколько километров. Лишь по толстой сплавине можно двигаться и то с большой осторожностью.
Чрезвычайно опасны т.н чарусы (заросшие озера-колодцы). Они встречаются в лесу. Идя в лес берите с собой туристическую аптечку
Техника передвижения по болоту
Как выбраться если вы попали в трясину
Не паникуйте и не делайте резких движений, постепенно и размеренно начинайте выбираться, если идете в группе, то крикните, чтобы вам кинули веревку или шест.
Если же вы один, то провалившись, положите палку поперек и постепенно переносите вес тела на палку, навалившись на нее грудью.
Если за плечами рюкзак, снимите его без резких движений. Далее кладите палку перед собой и плавно подтягивайтесь к ней.
Если вам удалось выползти из трясины не спешите вставать, отползите от опасного места (у лежащего человека площадь больше а давление на грунт меньше). Выходите откуда пришли.
Но если нет острой необходимости, о лучше обходить болота стороной.
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Для того чтобы разобраться правильно ехать по болоту, начнем с теории. Существует несколько типов болот. Первый, это заросшее озеро, покрытое сверху слоем переплетенных растений. При ходьбе его поверхность раскачивается, создавая волны, а покрыто оно травой и чахлыми полуживыми елками. По болоту такого типа ехать в принципе можно, но для этого понадобится специализированная техника.
Как правильно ехать по болоту, разновидности болот, правила и тактика движения по болоту представляющему собой заболоченный лес или луг.
Второй тип — это торфяное болото, покрытое чем-то вроде мха. Очень мягкое, но при этом менее опасное, чем заросшее озеро. И, наконец, третий тип, наиболее распространенный — заболоченный лес или луг. Несмотря на общую рекомендацию не ехать по болоту без особой нужды, у вас все таки может появиться необходимость в преодолении заболоченного участка. Для его успешного прохождения нужно усвоить несколько правил.
Первое правило движения по болоту на машине.
Если ваш автомобиль не оснащен лебедкой и блокировками межосевых дифференциалов, или хотя бы их электронными имитаторами, следует сразу развернуться и не искать приключений при движении по болоту. А сразу же искать объезд.
Второе правило движения по болоту на машине.
Второе правило — снижение давления в шинах. Ведь если снизить его до 0,5 бар, то даже самые простые шины класса АТ, совсем не предназначенные для езды по болоту, вполне могут справиться с болотистой местностью.
Но если из-за боязни разбортировать колеса вы не решаетесь снизить давление в шинах до 0,5-1,0 бар, то разворачивайтесь и ищите объезд. По болоту вам точно не проехать. Если на въезде в болото вы снизите давление в шинах до 0,8 бар, то на выезде из него в них будет как раз 0,5 бар. В воде покрышки резко остывают, и давление падает.
Третье правило движения по болоту на машине.
По болоту двигайтесь ходом, но аккуратно и в натяг. На первых двух типах болот пробуксовка запрещена категорически. Каждый новый проворот буксующего колеса будет все глубже и безнадежнее погружать вас в трясину. При этом блокировки, особенно переднюю, предпочтительно включить. Это позволит без труда забираться на встречающиеся кочки. Кроме того, помните, что на первых двух типах болот вы все время двигаетесь вверх, в горку, потому что их поверхность проседает под весом автомобиля.
При малейшей пробуксовке следует остановиться и попробовать сдать назад. Если машина пошла, поменяйте траекторию и попытайтесь проскочить опасное место. Если не получилось, есть несколько вариантов решения проблемы. Первый и наиболее правильный — взять реечный домкрат, упереть его в трапик и поднять им буксующее колесо. Затем подложить под него второй трапик и поставить колесо на него. Убрать домкрат и ехать дальше.
Второй — цеплять лебедку за любые кусты и чахлые деревца, стараясь собрать их как можно больше. Третий вариант — комбинация двух описанных выше. Буксование в большинстве случаев приводит к неизбежному утоплению машины и ночевке в болоте. Избегайте крутых поворотов и резких маневров при движении по болоту. Не пытайтесь ехать по следам других машин. Они уже разорвали поверхность, и вашу машину она может не выдержать.
Тактика движения машины по болоту представляющему собой заболоченный лес или луг.
Болота такого типа отличаются противной раскисшей почвой вверху, которая при буксовании издает отвратительный гнилостный запах. Тактика движения по болоту такого типа имеет свои особенности, потому что под раскисшим слоем земли обычно находится более твердое основание.
И если ваша машина оснащена блокировкам, резина создает зацеп, а давление в шинах снижено, то вы вполне можете буксовать, расталкивая грязевую жижу колесами — вперед-назад, вперед-назад. Так постепенно болото и проезжается. Причем если в первых двух видах болот двигаться в колее от предыдущей машины всегда хуже, чем по целине, то в третьем, колея предпочтительнее.
Тактика движения машины по болоту с гатью.
Иногда в болотах встречается дорога, которую называют гать. Она представляет собой бревна, уложенные перпендикулярно пути. По гати тоже лучше ехать на сниженном давлении и быть очень внимательным, чтобы ни в коем случае с нее не свалиться. Ну а если все-таки свалились — сразу же реечный домкрат, трапики и все, что предлагалось выше.
Выбравшись из трясины на твердый грунт, не забудьте вернуть давление в шинах в изначальное состояние, а заодно, если пришлось долго стоять в воде, замените масло в мостах, коробке передач и раздаточной коробке. Сальники этих агрегатов умеют сдерживать давление изнутри, а не снаружи.
По материалам журнала о внедорожниках 4×4 Club.
Офф-роуд образование. Правила движения по болоту
Сегодня мы говорим о болотах. О том, как по ним ездить, и о том, как не остаться в них навсегда
РАЗНОВИДНОСТИ БОЛОТ
Для того чтобы досконально разобраться в сегодняшней теме, начнём с теории. Существует несколько типов болот. Первый, как в фильме «А зори здесь тихие…», где тонула героическая Лиза Бричкина, — это заросшее озеро, покрытое сверху слоем переплетённых растений. При ходьбе его поверхность раскачивается, создавая волны, а покрыто оно травой и чахлыми полуживыми ёлками. Ездить по нему в принципе можно, но для этого вам понадобится машина класса ТР3 из чемпионата России по трофи-рейдам. Если же её нет, нужно исходить из того, что любое болото разумнее объехать, нежели в нём утонуть. Второй тип — это торфяное болото, покрытое чем-то вроде мха. Очень мягкое, но при этом менее опасное, чем заросшее озеро. И, наконец, третий тип, наиболее характерный для средней полосы России — заболоченный лес или луг (первые два типа чаще встречаются на Севере и в Карелии). Понятно, что, несмотря на общую рекомендацию не лезть без особой нужды в трясину, у вас может появиться необходимость в преодолении заболоченного участка. Для его успешного прохождения нужно усвоить несколько правил.
Если из-за боязни разбортироваться вы не решаетесь снизить давление в шинах до 0,5 — разворачивайтесь и ищите объезд, по болоту вам точно не проехать
ПРАВИЛА БОЛОТНОГО ДВИЖЕНИЯ
Первое правило: если ваш автомобиль не оснащён лебёдкой и блокировками межосевых дифференциалов (ну или хотя бы их электронными имитаторами), следует сразу развернуться и не искать приключений (сами знаете на что). Ну а если отступать некуда, то второе правило — снижение давления в шинах. Ведь если снизить его до 0,5 бар, то даже наши Toyo Open Country AT plus, совсем не предназначенные для Гримпенской трясины, вполне могут справиться с болотом. Кстати, открою вам один секрет. Если на въезде в болото вы снизите давление до 0,8 бар, то на выезде из него в покрышках будет как раз 0,5. Потому что в воде покрышки резко остывают, и давление падает. Но если вы боитесь разбортироваться и не хотите сдуваться ниже 1,0 бар, можете сразу отправляться за трактором. Или разворачивайтесь и езжайте обратно — в болоте вам точно делать нечего. Правило третье: двигайтесь ходом, но не в режиме «тапка в пол», а аккуратно и в натяг. На первых двух типах болот пробуксовка запрещена категорически, ибо каждый новый проворот буксующего колеса будет всё глубже и безнадёжнее погружать вас в пучину. При этом блокировки, особенно переднюю, предпочтительно включить. Это позволит без труда забираться на встречающиеся кочки. Кроме того, помните, что на первых двух типах болот вы всё время двигаетесь вверх, в горку, потому что их поверхность проседает под весом автомобиля. При малейшей пробуксовке следует остановиться и попробовать сдать назад. Если машина пошла, поменяйте траекторию и попытайтесь проскочить опасное место. Если не получилось, есть несколько вариантов решения проблемы. Первый и наиболее правильный — взять реечный домкрат, упереть его в трапик и поднять им буксующее колесо. Затем подложить под него второй трапик и поставить колесо на него. Убрать домкрат и ехать дальше. Второй — цеплять лебёдку за любые кусты и чахлые деревца, стараясь собрать их как можно больше. Третий вариант — комбинация двух описанных выше. Буксование в большинстве случаев приводит к неизбежному утоплению машины и ночёвке в болоте. Избегайте крутых поворотов и резких манёвров. Не пытайтесь ехать по следам других — они уже разорвали поверхность, и вашу машину она может не выдержать.
Если на въезде в болото сдуться до 0,8 бар, то на выезде из него будет как раз 0,5,
потому что в воде покрышки остывают, и давление падает
Выбравшись на твёрдый грунт, не забудьте восстановить давление в шинах
Болота третьего типа (часто встречаются в Подмосковье) отличаются противной раскисшей почвой вверху, которая при буксовании издаёт отвратительный гнилостный запах. Тактика движения в таких болотах имеет свои особенности, потому что под раскисшим слоем земли обычно находится более твёрдое основание.
И если ваша машина оснащена блокировкам, резина создаёт зацеп, а давление в шинах снижено, то вы вполне можете буксовать, расталкивая грязевую жижу колёсами — вперёд-назад, вперёд-назад…
Так постепенно всё и проезжается. Причём если в первых двух видах болот двигаться в колее от предыдущей машины всегда хуже, чем по целине, то в третьем, колея предпочтительнее.
Если машина долго стояла в воде, советуем на всякий случай заменить масло
в мостах, а если было очень глубоко, то и в коробках
Иногда в болотах встречается дорога, которую называют гать. Она представляет собой брёвна, уложенные перпендикулярно пути. По гати тоже лучше ехать на сниженном давлении и быть очень внимательным, чтобы ни в коем случае с неё не свалиться. Ну а если всё-таки свалились — сразу же реечный домкрат, трапики и всё, что предлагалось выше. Кстати, вырвавшись из трясины, не забудьте вернуть давление в шинах в изначальное состояние, а заодно, если пришлось долго стоять в воде, замените масло в мостах и раздаточной коробке (ведь сальники вашей машины умеют сдерживать давление изнутри агрегатов, а не снаружи). И тогда наши советы и ваше мастерство сделают поездки по болотам незабываемыми и всегда благополучными.
Текст Иван Евдокимов
Фото «Мосвидео»
Передвижение по болотам. Как пройти болото и не провалиться?
Прокладывая маршрут по тайге, лучше вовсе избегать болот. Передвижение по ним чрезвычайно трудно, а порой и опасно. Даже если болото проходимо, путь по кочкам, вязкому, пропитанному водой грунту, в промокшей одежде и обуви, зачастую без малейшей возможности для нормального отдыха, в непрерывном сопровождении агрессивных кровососущих насекомых невероятно изматывает людей. Один из наиболее известных исследователей Сибири — И.Д. Черский, экспедиция которого в начале XX пересекла Верхоянский хребет и проникла в верховья Индигирки и Колымы, во время бесконечно трудного пути по якутским болотам записал в своем дневнике: «Человек, не побывавший в таких болотах, не может оценить силу нравственной и физической усталости, которая вызывается постоянным напряженным состоянием во время езды по таким местам».
В тайге далеко не всегда есть возможность миновать заболоченное пространство. Так, например, местность вдоль реки почти всегда бывает заболочена в устьях боковых долин, где нужно переходить через ручей и где болота всегда более обширны и глубоки. В Сибири наиболее крупный болотистый участок занимает южную часть тайги между Иртышем и Обью площадью более 500 километров в длину и свыше 400 километров в ширину. О том, насколько насыщена почва влагой, можно судить по цвету растущих на ней мхов. Там, где почва достаточно влажная, но нет избытка воды, моховой покров образован ярко-зелеными мхами. На более сырых участках с избыточным увлажнением господствует мох кукушкин лен, который имеет довольно темную окраску. На очень мокрой, заболоченной почве развивается покров сфагновых мхов, а эти мхи — светло-зеленые.
По покрытому кочками болоту — «мари» — даже очень сильный человек способен пройти не более 8-10 километров в сутки. Между кочками, как правило, находится вязкая грязь или лужи застойной воды — мочажины. Все прелести путешествия по такому болоту не без юмора описал Ю.П. Пармузин. «Хождение по кочкам дальневосточной мари сродни цирковому номеру хождения по проволоке. Нужно иметь отличный глазомер, обладать совершенным чувством равновесия и уметь точно рассчитывать силу мышц, чтобы, прыгая с кочки на кочку, во-первых, попасть на мизерную ее поверхность, и, во-вторых, чтобы удержаться, когда это отнюдь не монументальное сооружение из торфа и осоки начнет, как живое, выворачиваться из- под ноги. Большинство таежников ходят, не обращая внимания на кочки, это экономит силы. Ну а рабочий моего отряда Иосиф Матюков таежником не был и не постиг мудрости пренебрежительного отношения к кочкам. Он не любил мочить ноги и потому передвигался прыжками, чтобы возможно меньше вода попадала в его чуни…
Раз двадцать оступившись и раза два распластавшись в болоте, он наконец оставил изнурительные прыжки. Шлепая по торфяной жиже, он проклинал вселенную, ее создателя и ни в чем не повинное человечество…
Внезапно размеренная, в такт шагам речь прерывалась быстрым речитативом. Это означало новое крушение. Иосиф спотыкался и, стараясь сохранить равновесие, подпрыгивал. Но ноги, опутанные багульником, отставали от получившего поступательную инерцию туловища. Вытянув руки вперед, он шлепался, подняв тучу брызг, и погружался в мягкую торфяную постель. Карабин, болтавшийся у него за спиной, по инерции продолжал двигаться, когда тело уже закрепилось в болоте. Ремень не давал карабину перелететь через голову Иосифа и с силой в четыре килограмма вдавливал ее в холодную воду. Из-под бурой жижи раздается бульканье. Поднимаясь, он первое время обчищается. Но из-за частых падений работа по очистке костюма оставляла его далеко позади всех идущих. Он бросал наводить лоск и шел весь в буром торфе, с листочками багульника, в виде совокупного прообраза лешего и водяного».
Есть несколько видов болот. Их проходимость зависит от времени года, состояния погоды и определяется внешним видом (табл. 2).
Определение степени проходимости по внешнему виду болота (по С.В. Баленко)