На чем можно заработать бухгалтеру
Как бухгалтеру заработать в кризис?
Что бы ни говорили, кризис ощущается вовсю. Работодатели сокращают и задерживают зарплаты, а сотрудники ищут дополнительные заработки. Мы спросили у экспертов, как найти подработку бухгалтеру и какой вид сотрудничества лучше выбрать? Сколько фирм оптимально вести, чтобы справиться с нагрузкой, и как можно оптимизировать свою работу?
Преимущества подработки для бухгалтера очевидны. Это и дополнительный доход, и разносторонний опыт, ведь везде есть своя специфика. А чем опытнее бухгалтер, тем быстрее он справляется с работой, а значит, становится еще более востребованным и высокооплачиваемым на рынке труда. Треть опрошенных нами бухгалтеров работают по совместительству (см. рис. 1).
Найти подработку бухгалтеру несложно. Без этого специалиста не обойтись даже небольшой фирме. Отчетность, пусть и «нулевую», сдавать нужно. Принимая решения, руководители часто опираются на данные учета, да и просто чувствуют себя гораздо увереннее, если их сопровождает опытный бухгалтер. Однако далеко не всем по карману содержать штатного бухгалтера: обеспечить его рабочим местом, снабдить канцтоварами, оргтехникой, учетной и правовой системой, платить за него взносы в фонды. Поэтому работодатели все чаще заинтересованы во внештатных бухгалтерах.
— С января по июль предлагаемая в Москве зарплата выросла в пределах одного процента. Позитивные изменения касаются строительной отрасли, сферы продаж и логистики, — рассказывает Мария Игнатова. — А самая заметная негативная тенденция отмечается в бухгалтерии. Зарплата, которую предлагают в этой сфере, снизилась с 62,1 тысячи ₽ до 61 тысячи ₽.
*По данным онлайн-опроса 68 человек
Мария Игнатова,
руководитель службы исследований HeadHunter
Выбирайте удачное время для поиска работы
Летом вакансий мало, но и конкуренция среди соискателей меньше. К осени становится больше и вакансий, и кандидатов. Ближе к новогодним праздникам — снова спад. Ловите момент, когда все уже расслабились в предвкушении отдыха, а HR-специалисты еще не успели закрыть позиции до конца года. Следующий всплеск активности — ранней весной, а к майским праздникам и летом — снова затишье. Даже сезонность не помешает поискам, если использовать современные способы: мобильное приложение с уведомлениями о новых вакансиях, автопоиски вакансий со свежей подборкой ежедневно. Это поможет первым отправить свой отклик и получить заветное приглашение на собеседование.
Сколько фирм вести?
Доход от ведения одной компании относительно небольшой. Поэтому многие бухгалтеры ведут больше четырех компаний (рис. 2). Мы спросили у специалистов, сколько нужно вести фирм, чтобы найти баланс между финансовыми результатами и трудозатратами и в отчетный период справиться со всей работой?
— Отчетность по десяти «пустым» фирмам на УСН можно подготовить за пару вечеров, — считает Майя Дивнина. — Но если говорить о компаниях, которые ведут реальную хозяйственную деятельность, то даже на одну фирму уходит довольно много времени. Нужно собрать «первичку», не раз напомнив руководителю, чтобы он получил документы от поставщиков! Распечатать кассовую книгу и т.д. А когда все собрано и отчеты сведены, оказывается, что налоги слишком большие и это нужно обсудить с директором. В качестве подработки по вечерам реально вести не более одной-двух таких компаний. В аудиторской фирме, конечно, бухгалтер ведет больше фирм.
— На полной занятости можно вести от 10 до 15 небольших компаний, в свободное время — около пяти, — добавляет Светлана Шевелева.
*По данным онлайн-опроса 68 человек
Как оформить отношения?
Второй важный вопрос — какой способ сотрудничества выбрать: неофициальный, совместительство или подработку в бухгалтерской фирме?
Бухгалтер на дому
Несмотря на возможные риски, самый популярный вид сотрудничества между заказчиком и бухгалтером-фрилансером — устная неофициальная договоренность. Плюсы: не нужно платить налог с дохода, нести финансовую и юридическую ответственность — все документы подписывает руководитель фирмы. Однако если возникнет конфликт, его не получится решить в официальном порядке. Эксперты не советуют высылать работу по электронной почте, пока вы не будете уверены в заказчике. Сначала передавайте отчеты «из рук в руки».
Работа по совместительству
Очевидный плюс такого вида сотрудничества — официальное трудоустройство. Совместители получают официальную зарплату, с которой работодатель платит взносы в фонды, трудовые отношения регулируются ТК РФ.
Часто «основной» работодатель против того, чтобы его бухгалтер работал у кого-то еще. Однако для работы по совместительству согласие нанимателя по месту основной работы и не требуется за исключением особых предусмотренных законом случаев (ст. 343 ТК РФ). Увольнять совместителя, применять другие меры воздействия или прописывать в договоре подобные условия работодатель не вправе. Но если работа по совместительству мешает сотруднику нормально выполнять свои обязанности, его могут уволить по условиям, предусмотренным трудовым законодательством, как с основного, так и с дополнительного места работы.
Подработка в бухгалтерской фирме
На западе бухгалтерский аутсорсинг популярен давно, особенно среди небольших компаний. У нас эта услуга тоже становится все востребованнее. Руководители начинают понимать, в чем преимущества «удаленного бухгалтера». За внештатника не нужно платить взносы в фонды. Сведены к минимуму риски остаться наедине с учетом и отчетностью, если бухгалтер вдруг заболеет или уволится либо если сломается компьютер и исчезнут данные.
— В аутсорсинговой фирме с успехом можно работать как по совместительству, так и на полной занятости, — считает Светлана Шевелева. — Ведь бухгалтер сам выбирает, сколько организаций ему вести. Сотрудник обслуживающей бухгалтерии не привязан к рабочему месту и распорядку дня организации. Он может сам планировать свою занятость и работать в любом месте, где есть интернет. Это подходит для женщин с маленькими детьми, которым сложно вписаться в распорядок дня штатного бухгалтера.
— У нас есть печальный опыт работы с бухгалтерами-совместителями, — рассказывает Майя Дивнина. — Одна из-за маленького ребенка не успела сделать в срок больше половины работы, у другой в день сдачи полетел компьютер… Работа бухгалтера ответственная и конфиденциальная, лучше поручать ее штатным проверенным временем сотрудникам.
Контур.Бухгалтерия помогает бухгалтерам и клиентам найти друг друга
Отличается ли работа штатного бухгалтера от работы в аутсорсинговой компании?
— У нас работа разделена по участкам, как в бухгалтерских отделах больших корпораций, — продолжает Майя Дивнина. — Такое «конвейерное» распределение обязанностей позволяет обслуживать больше клиентов, но требует четкой организации процесса. Мы работаем в Контур.Бухгалтерии, поэтому я даже с домашнего компьютера или телефона контролирую происходящее в базах клиентов.
Майя Дивнина,
генеральный директор ООО «Центр финансового консалтинга»
Растите профессионально
Я рекомендую бухгалтерам повышать свою квалификацию и за счет этого увеличивать доход. Из помощника бухгалтера становиться бухгалтером, из бухгалтера — главным бухгалтером, из главного бухгалтера — аудитором или финансовым директором. Или открывать свой бухгалтерский бизнес, если душа к этому лежит.
Как вести учет проще и быстрее
И штатному, и «свободному» бухгалтеру важно максимально упростить и ускорить свою работу. Аутсорсинговой компании, кроме того, нужно работать удаленно и снижать издержки на обслуживание. Мы выяснили, что 42 % бухгалтеров работают удаленно (рис. 3). Решать эти задачи позволяют онлайн-сервисы для бухучета. Например, Контур.Бухгалтерия подходит и штатному бухгалтеру, и совместителю, и бухгалтерской фирме, и даже директору, который хоть немного разбирается в учете. А теперь с помощью этого сервиса руководитель может подыскать себе бухгалтера, а бухгалтерские фирмы — клиентов.
*По данным онлайн-опроса 68 человек
Светлана Шевелева,
учредитель и директор компании «Учет-Онлайн»
Работайте удаленно — выстраивайте отношения
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как бухгалтер может повысить свой доход: 5 способов
По данным HeadHunter, 71 % бухгалтеров мечтают зарабатывать больше. Совместно с Анной Осиповой, руководителем пресс-службы HeadHunter Урал, мы выяснили, в каких регионах, отраслях и за какие навыки бухгалтерам платят больше. А ещё узнали, как действуют бухгалтеры, которые хотят повысить свой доход в той же компании.
Способ 1. Попросить директора повысить зарплату
Самый очевидный способ — пойти к начальнику и попросить о прибавке. Это проще, чем уволиться и переехать в другой город, но тоже тяжело морально. Никто не любит получать отказы.
hh.ru спросил бухгалтеров о том, пробовали ли они общаться с руководством на тему повышения зарплаты. Среди всех опрошенных прибавку просили 60 %, и успеха добился каждый второй — 53 %. Вот как бухгалтеры обосновывали свою просьбу:
Сложно сказать, какой аргумент дал лучший результат. Но мы точно знаем, на какой из них вы легко можете повлиять: это новые знания и опыт.
Способ 2. Освоить новый участок или навык
Бухгалтер — одна из профессий, которые не терпят застоя. Чтобы быть востребованным специалистом, нужно постоянно следить за новшествами в законе, развиваться и учиться новому. На большую зарплату могут претендовать бухгалтеры, которые умеют:
По данным базы вакансий hh.ru, за последние шесть месяцев зарплаты бухгалтеров в среднем по России варьируются в зависимости от специализации следующим образом:
Специализация | Средняя зарплата по специализации, руб. |
---|---|
Руководство бухгалтерией | 63 702 |
Бюджетирование и планирование | 62 242 |
Планово-экономическое управление | 59 051 |
Учёт заработной платы | 41 745 |
Учёт счетов и платежей | 41 220 |
ТМЦ | 39 954 |
Первичная документация | 37 783 |
Бухгалтер-калькулятор | 37 706 |
До 1 млн рублей
зарплата главбуха в российском нефтегазовом холдинге
От 500 тыс. рублей
до вычета налогов предлагают главбуху девелоперской компании
400–600 тыс. рублей
на такую зарплату ищут главбуха — стратега ERP
Способ 3. Сменить место работы — размер компании и отрасль
Зарплата зависит и от отрасли. HH.ru сообщил, что больше всего зарабатывают бухгалтеры компаний добывающей отрасли, тяжёлого машиностроения и строительства.
Вот средние предлагаемые зарплаты бухгалтеров по данным hh.ru в зависимости от отрасли компании-работодателя (по данным за август 2019 — январь 2020 года):
Отрасль | Зарплата, руб. |
---|---|
Добывающая отрасль | 58 904 |
Тяжёлое машиностроение | 54 537 |
Строительство и недвижимость | 53 933 |
Услуги для бизнеса | 51 466 |
Энергетика | 49 674 |
IT | 47 695 |
Медицина и фармацевтика | 47 625 |
Искусство, культура | 47 455 |
Лесная промышленность | 45 199 |
ЖКХ | 45 109 |
Металлургия | 44 168 |
Образование | 43 781 |
Финансовый сектор | 43 267 |
Химическое производство | 43 252 |
Сельское хозяйство | 41 571 |
СМИ, маркетинг, реклама | 41 421 |
Перевозки, склад, ВЭД | 41 193 |
Услуги для населения | 40 774 |
Автомобильный бизнес | 39 309 |
Продукты питания | 38 782 |
Гостиницы и общепит | 38 376 |
Розничная торговля | 34 595 |
Сменить отрасль непросто, но можно. Придётся привыкать ко всем новинкам: другие операции и счета, отчёты, правила и нюансы. Но сам бухучёт не так отличается.
Гораздо сложнее перестроиться с привычного объёма работы и перейти в крупный бизнес. Невозможно сравнить обязанности главного бухгалтера розничного магазина игрушек и завода по производству патронов. У главбуха маленькой компании нет сотрудников, которыми нужно руководить, и сложных вопросов, которые нужно решать. Чаще всего он выполняет рядовые обязанности: позвонить в налоговую, обработать первичку, сформировать журнал-ордер и раз в месяц свести баланс.
Если вы понимаете, что достигли в своей компании потолка и заскучали, то пора менять работу. После того как вы оптимизируете все процессы и заскучаете на новом месте — двигайтесь дальше. Конечно, бывает и такое, что бизнес открывает новые направления, набирает больше сотрудников и наращивает обороты. Тогда бухгалтер может смело расти вместе с ним.
Способ 4. Переехать в другой город
Зарплата зависит не только от квалификации и отрасли, но и от города. hh.ru собрал в таблице средние зарплаты, которые предлагают в профессиональной сфере «Бухгалтерия» в зависимости от региона (по данным за август — январь 2019–2020 годов).
Руководитель бухгалтерии в Уфе будет получать в среднем 44 773 рубля, а в Москве сможет увеличить свой доход в два раза — до 91 137 рублей. Но нужно помнить, что жизнь в столице дороже, чем в регионах. Огромную часть прироста зарплаты «съест» аренда квартиры. Есть и более лёгкие способы повысить заработок.
Способ 5. Уйти на фриланс
Средняя предлагаемая зарплата зависит и от формы занятости:
Казалось бы, зачем нужна удалёнка, если в офисе платят больше? Всё не так однозначно: многие российские предприниматели работают на специальных режимах и не нуждаются в постоянном присутствии бухгалтера, но им всё равно приходится вести хотя бы минимальный учёт и периодически сдавать отчётность. Для этого они обращаются в аутсорсинговые компании или ищут удалённых специалистов. Если вам не приходится сидеть в офисе, то можно найти несколько работодателей и получать в 2–3 раза больше, чем в штате.
Ведите всех своих клиентов под одной учёткой в Экстерне и получайте процент за каждую новую компанию, которая подключается к нашему сервису.
Кроме того, на фрилансе можно брать клиентов из более «дорогих» регионов. Документами можно обмениваться онлайн, а общаться в чате. Есть и специальные сервисы для совместной работы директора и бухгалтера, как раз рассчитанные на удалённое сотрудничество. Например, у вас может быть одна-две фирмы в вашем родном городе и один-два клиента из Петербурга или Хабаровска. Чтобы оставаться конкурентоспособными, вы можете брать за обслуживание чуть меньше, чем «местные», но больше, чем вы заработали бы на «своих».
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как, а главное, зачем, бухгалтеру становиться фрилансером
Для всех сейчас одинаково остро стоит проблема нестабильности рынка труда. Никто не знает ответа на вопрос: «Что будет завтра?». Но определенное преимущество может дать переход на фриланс.
Поэтому запускаем серию публикаций для бухгалтеров, которые хотели бы перейти на аутсорс, но находятся только в начале пути, или пока ещё сомневающихся в своих силах.
Мы расскажем о том, как опыт наемного сотрудника прокормит фрилансера — бухгалтера, свободного в выборе заказов и клиентов, работающего на себя.
Из серии материалов вы узнаете о подводных камнях и нюансах бухгалтерского фриланса, научитесь бороться с конкуренцией, представлять себя на рынке и общаться с заказчиками и, впоследствии, масштабировать свое дело.
В этой статье речь пойдет о первых шагах бухгалтера-фрилансера, и о том, какие современные инструменты помогут закрепиться в выбранной нише и преуспеть.
Бухгалтерский фриланс и его преимущества над наемным трудом
Рынок труда меняется и дает возможности для удаленной работы и самостоятельного заработка. И причины такой тенденции не стоит искать в обрушившихся на всех самоизоляции и дистанционки. Уже задолго до этого современные технологии позволяли работать специалистам вне штата.
Да, конечно, не стоит сбрасывать со счетов то, как рынок труда продолжает лихорадить. Не все компании выдерживают коронавирусные ограничения. Одни закрываются или существенно сокращают штат. В это же время популярность набирает digital ( диджитал) сфера. Компании не только переносят торговлю в онлайн, но и переводят многие функции на аутсорс.
Прогрессивные работодатели готовы навсегда оставить часть сотрудников на дистанционке.
Какие плюсы фриланса можно выделить сразу:
Будем объективными, недостатки у фриланса тоже есть:
Для того мы и пишем этот гайд для бухгалтера на фрилансе. В любом деле можно столкнуться с трудностями, но, продолжая работать, не опуская рук, вы добьетесь успеха.
Посмотрите, как цифры сами говорят за себя
Шансы найти работу на фрилансе достаточно высокие. А более 90% заказчиков предпочитают связываться с внешним бухгалтером через мобильные мессенджеры или электронную почту.
Но без ложки дегтя в бочке меда невозможно обойтись.
Сложности тоже есть
Многих останавливает вероятность сотрудничества с недобросовестными заказчиками. Существует риск недополучения дохода. Поэтому лучше, по возможности, брать аванс и заключать безопасный договор. В договоре указываются сроки выполнения, максимально конкретное описание услуг, разграничиваются зоны ответственности. За ошибки клиента в первичных документах не должен отвечать аутсорсер.
Фрилансер сам себе начальник. Поэтому приходится самому решать задачи поиска клиентов и вопросы организации рабочего процесса. Как это сделать с помощью различных полезных сервисов расскажем ниже.
Неравномерность получения дохода можно побороть, набрав базу постоянных клиентов или обеспечив поток разовых клиентов, используя эффективные маркетинговые инструменты.
Высокая конкуренция в бухгалтерской нише — это правда. И с этим придется жить. Конкуренты никогда не закончатся, зато будут постоянно вас подстегивать, толкая к действиям и развитию.
Переход в свободное плавание обязательно должен быть спланирован, отрепетирован и подготовлен. Иначе вы рискуете разочароваться в первый же месяц поиска клиентов.
Можно начать работать дома по вечерам, совмещая фриланс с основной работой и подыскивая клиентов на аутсорс. Конечно, для этого необходимо отлично ладить с современными гаджетами и технологиями.
С чего начать бухгалтеру фрилансеру: первые шаги
Теперь, когда вы знаете все нюансы работы на фрилансе, затронем практические вопросы организации процесса.
Налоговое и правовое оформление бухгалтерского фриланса
Подозреваем, что читающие нас квалифицированные бухгалтеры, могут часами рассказывать о различных системах налогообложения. Поэтому акцентируем и дадим информацию только про налоговые режимы подходящие фрилансеру.
Как правило, выбор фрилансера — это ИП на УСН. Патентную систему налогообложения выбрать нельзя, так как подходящие к деятельности ОКВЭДы не подпадают под патент.
69.20.2 — Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета
69.20.3 — Деятельность в области налогового консультирования
74.90 — Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки
На УСН лучше выбрать налоговую базу Доходы, т.к. собрать расходные документы для обоснования затрат будет крайне проблематично. А так— платите 6% со всех доходов и уменьшаете налог на сумму уплаченных страховых фиксированных взносов (до 100% самого налога, если работаете в одиночку и до 50%, если у вас есть сотрудники, их взносы также можно направить на уменьшение налога). Регистрировать ИП советуем уже опытным аутсорсерам.
А для начинающих фрилансеров есть легкое начало в качестве самозанятого. Этот режим можно подключить не выходя из дома, а сформированные в мобильном приложении онлайн-чеки подойдут для любого юридического лица. Достаточно платить 6% налогов за работу с юр лицами, и 4% за получение денег от физлиц. Кстати, за себя отчетность никакую сдавать не придется.
Организация работы на удаленке
Работа на расстоянии — это не только общение по телефону или переписка в мессенджерах. Главное — специалисту нужно грамотно наладить работу с документами.
Все ваши удобные шаблоны word-документов и функциональные excel-таблички с «рабочего стола» должны переехать в удаленный онлайн формат.
Google редакторы — универсальный набор текстовых и табличных облачных сервисов. Они позволят бесплатно организовать совместную удаленную работу.
Подробнее о работе редакторов и Google-таблиц для ведения финансового учета и организации своего дела мы рассказывали здесь.
Для организации бесперебойной работы с несколькими заказчиками одновременно подойдут удобные планировщики задач такие как Trello и Notion. В каждом из них можно создавать специальные доски с проектами и задачами по каждому из них, добавлять файлы и планировать календарь.
Используйте планировщики на стационарном компьютере (в виде приложений или веб-версий) и на смартфоне, они будут синхронизироваться.
Для продвинутых пользователей подойдет один из сервисов по организации работы и управления задачами: bitrix24.com, kickidler.com/ru.
Используйте биржи фриланса (здесь можно найти и помощников-сотрудников).
Обратите внимание на проверенные сайты:
Регистрация простая, а база клиентов огромная. Не забывайте изучать условия работы с каждым ресурсом, тарифы (если их услуги платные) и размер комиссионных за найденных клиентов и оплаченные заказы.
А такие сервисы, как solar staff, позволяют брать задачи от компаний онлайн и там же их закрывать.
Сдача отчетности и передача электронных документов
Сервисов и сайтов очень много. Выбирайте простой интерфейс, круглосуточную техподдержку, синхронизацию работы с большинством клиент-банков и возможность подобрать нужный функционал:
Подготовить отчетность поможет и бесплатная программа Налогоплательщик ЮЛ на сайте ФНС.
Проводить оплату и вести собственную бухгалтерию можно, открыв счет в банке. Сейчас каждый первый банк имеет собственное мобильное приложение с набором необходимых функций, включая бесплатное ведение бухгалтерии и другие полезные сервисы.
Заказы на регистрацию бизнеса
Для ООО стало возможным использовать типовые уставы, это значит, что не потребуется составлять его самостоятельно или обращаться за этой услугой к юристу.
Продолжение следует.
Теперь, вооружившись советами и инструментами из этой статьи, вы можете начать свой путь в качестве бухгалтера-фрилансера.
Удаленные специалисты как никогда пользуются спросом на современном рынке труда. И сейчас сформировалась благоприятная среда для собственного развития и выхода на рынок.
Для тех, кто хочет сделать свои услуги доступными для широкого поиска в интернете, в следующей статье расскажем еще об одном важном пункте — о необходимости создания собственного сайта. Также речь пойдет о поиске клиентов, способах презентации своих услуг на рынке и продвижении.