На чем можно заработать осенью в деревне
Бизнес-идеи для сельской местности на 2021 год
Одной из приоритетных задач правительства России является процесс дезурбанизации — повышения привлекательности жизни и работы на селе. Президент поручил выделить дополнительные бюджетные средства в размере не менее 6 млрд рублей на реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Это далеко не единственная мера, не менее важным считается разносторонняя поддержка малого и среднего бизнеса в деревнях и селах.
Почему новые бизнес-идеи так важны для сельской местности
До 1 июля 2021 года не менее 2 млрд рублей было направлено на возмещение долгов по ипотеке у селян и на новые кредиты на строительство сельских домов. В регионах действуют программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Земский учитель», по которым можно получить до миллиона рублей только за факт переезда из города в село или населенный пункт с численностью жителей до 50 тысяч человек и трудоустройства там. По программе «Сельская ипотека» кредит на покупку жилья в селе можно взять под рекордно низкие 2,7%.
Все эти усилия направлены на то, чтобы удержать в деревнях и селах молодежь и привлечь туда молодых специалистов. Регионам поставлены цели мотивировать местный бизнес создать новые рабочие места на селе, продвигать и развивать собственные бизнес-идеи, способные повысить и уровень доходов, и качество жизни в сельской местности.
Пандемия усилила интерес к сельской жизни: многие семьи из мегаполисов использовали переезд в село с его низкой плотностью населения как дополнительную защиту от вируса. Поскольку эпидемиологи предупреждают о возможности новых пандемий, постепенный распад крупных городских агломераций и повышение привлекательности жизни в селе — вопрос времени. Вместе с государственной программой поддержки села и сельского бизнеса эти факторы делают развитие аграрного бизнеса и бизнеса для сел наиболее перспективным направлением малого и среднего бизнеса.
Меры поддержки предпринимателей на селе
Преимущества ведения бизнеса и развития своих бизнес-идей в сельской местности
Речь идет в первую очередь о перспективных, экологически благоприятных территориях с существующей дорожной инфраструктурой. Городской гул, шум, перенаселение и суета здесь сменяются размеренной жизнью на фоне живописной природы. Люди, массово уезжавшие от пандемии в деревни, смогли по достоинству оценить преимущества чистого воздуха и овощей с грядки. Предприниматели тоже смогли увидеть плюсы и перспективы в жизни и работе на селе:
Федеральный проект «Живая деревня» успешно реализуется с 2011 года и уже целое десятилетие оказывает, каким эффективным и перспективным может быть бизнес, открытый в сельской области.
Как правильно выбрать идею бизнеса для сельской местности
Как ни странно звучит, но земледелие и животноводство перестают быть единственными и основными источниками доходов в сельской местности. Нужно учитывать, что население сел и деревень стареет, есть небольшие деревни без действующих предприятий, в которых до 90% жителей — люди пенсионного возраста (не только молодежь, но и мужчины и женщины средних лет уехали за первые годы 21 века туда, где есть работа). Возрастной перекос диктует популярность одних бизнес-идей и провал других.
В сельской местности сформировались вполне определенные дефициты: жители сел и деревень жалуются на недоступность современной медпомощи — как качественного лечения, так и диагностики, на отсутствие многих товаров и услуг, которые в городах кажутся обыденными.
Однако общая инертность многих регионов привела к тому, что процветающих деревень к началу 2020 года оставалось мало, а деревенское население весьма скептично смотрело на планы государства «изменить ситуацию». Недоверие местных к новшествам, определенный консерватизм, некоторая технологическая косность, нежелание что-либо менять и дефицит грамотных кадров на селе серьезно усложняют задачу превратить сельские территории в очаги успешного бизнеса.
При этом есть примеры возрождения таких деревень, стоит в них вернуться одному талантливому, амбициозному и патриотично настроенному бизнесмену, который открывает то или иное производство, набирает работников, начинает проводить социальную политику. За 5-10 лет умирающая деревня превращается в оживленный населенный пункт со свежесрубленными домами, бойким интернетом, засыпанной гравием подъездной дорогой.
Топ успешных бизнес-идей для сельской местности на 2021 год
На самом деле, малый бизнес в сельской местности даже более свободен в выборе ниши, чем городской. Речь идет не только о привычных земледельческих хозяйствах, животноводстве или птицеводстве. При грамотном подходе здесь успешно реализуются самые неожиданные бизнес-идеи: от создания туристических маршрутов и частных музеев до питомников диких птиц и животных. Попробуем распределить популярные идеи по определенным категория.
Фермерство и агробизнес
Важно понимать, что для ведения хозяйств полного цикла (агрохолдингов) и небольших предприятий по переработке сырья (мяса, молока, овощей, ягод, грибов) потребуется разный подход. Первому важны объемы, большое поголовье, гектары земли под фермы или посадки сельскохозяйственных культур, крупные инвестиционные проекты. Вторые подходят для начинающих бизнесменов и тех, кто не готов вкладывать внушительные средства.
Разведение рыбы или ракообразных
Модная и доказавшая свою успешность бизнес-идея для сел и деревень. Фермерскую форель, хорошо откормленных карпов или раков покупают на ура. Важно: здесь нужно хорошо разбираться в рыбоводстве, тщательно следить за искусственным водоемом, заранее определиться с каналами сбыта. Стартовые инвестиции в подобный бизнес начинаются от 500 000 рублей.
Производство экопродуктов
Более чем востребованная ниша. Даже при небольших объемах производства можно организовать предприятие полного цикла от разведения молочных коз и коров, содержания пасеки или выращивания овощей на натуральных удобрениях до производства сыров, кисломолочных продуктов, сладостей на основе меда, овощных чипсов. После 2020 года, задавшего тренд на сохранение здоровья любыми способами, значимость экологически чистой пищи возросла многократно. Города и ретейл ищут предпринимателей, готовых обеспечивать их подобной продукцией.
Выращивание свежей зелени и изготовление приправ
Общий тренд на здоровое питание привел к тому, что горсть свежей зелени — укропа, петрушки, кинзы, мяты, зеленого лука — в домашние блюда стали класть даже те, кто далек от ценностей ЗОЖа. Между тем, во многих городах случаются перебои с поставками зелени от крупных тепличных хозяйств. А свежие базилик, тимьян, шалфей или розмарин российского производства зачастую можно купить только в удачные дни у крупных ретейлеров. Эту нишу могут заполнить небольшие сельские бизнесы, поставляющие травы и чеснок в десятки небольших магазинов формата «у дома». Излишки зеленого сырья предприниматели могут сушить и превращать в приправы.
Выращивание бахчевых
Для южных регионов России это — один из самых перспективных бизнесов на селе. Разумеется, нужно хорошо разбираться в агротехнике, быть растениеводом и агрономом. Придется покупать семена, удобрения, технику для обработки земли (ее, впрочем, можно брать в лизинг). Зато спрос на эту продукцию есть всегда. Еще выгоднее, чем просто выращивать арбузы, производить на его основе лакомства: соки и другие напитки, джемы, мармелад с натуральным соком.
Выращивание помидоров
Как ни удивительно, несмотря на повсеместное выращивание этой культуры на всех дачах и огородах от Калининграда до Владивостока, в России до сих пор существует дефицит помидоров. Качественные, тепличные, доступные круглый год свежие помидоры — мечта городского жителя. Рынок нуждается в смельчаках, готовых решиться открыть подобный бизнес и заполнить своими помидорами прилавки хотя бы в близлежащем городе.
Цветоводство
Несмотря на обилие импортных цветов, многие покупатели предпочли бы местные розы и лилии: пусть даже не такие крупные и пышные, как их западные аналоги, зато более дешевые за счет экономии на транспортировке, растаможке, стоимости рабочей силы. Открыть цветочные теплицы в сельской местности и привлечь на работу местных жителей — весьма перспективная бизнес-идея.
Выращивание плодово-ягодных садов
Климат во многих регионах России позволяет вырастить яблоневые, вишневые, черешневые сады. В южных областях это могут быть персики, абрикосы, сливы и другие плодово-ягодные культуры. Собранный урожай можно поставлять на прилавки магазинов в свежем виде, а можно продавать на переработку производителям джемов, пастилы, сидра.
Животные и животноводство
Это большая и сложная отрасль. Содержание своих отар и стад требует больших площадей, специальных знаний, крупных вложений, постоянного контроля ветеринарных служб. И все же в этой сфере преуспевают не только крупные компании: частный деревенский дом позволяет открыть небольшой, но востребованный бизнес.
Собачьи питомники и гостиницы
В частном доме легче и правильнее содержать животных. Одна из распространенных проблем в городе — поиски передержки для любимцев на время отпуска или командировки. Рынок в этой сфере еще не насыщен, спрос намного выше, чем предложение. Зоогостиница в деревне недалеко от города наверняка будет востребована владельцами собак и кошек. Продвигать услугу можно через онлайн-форумы владельцев животных, группы любителей собак и кошек в соцсетях.
Конные фермы и конюшни
Перспективное направление, на базе которого отлично выстраивается дополнительный бизнес — иппотерапия, конные прогулки, дрессура. Конный бизнес недешев, требует больших инвестиций и умения обходиться с этими животными, зато и материальная отдача будет высокой.
Бизнес по разведению кроликов
Кроличьи фермы – неумирающая отрасль. Кролики выращиваются с разными целями: как домашние питомцы (это касается декоративных пород) или на мясо и шкурки. В регионах, где земли недостаточно плодородны для содержания крупного рогатого скота, крольчатина так же популярна, как куриное мясо. А в средней полосе мясо кролика считается деликатесом и стоит значительно дороже свинины, — притом что содержать кроликов несложно. Так что это исключительно рентабельный бизнес.
Разведение пушных животных
Несмотря на экотренд 21 века, включающий призывы отказаться от натуральных шуб, в России с ее долгой и холодной зимой натуральные меха еще долго будут востребованы. Практика показывает, что на небольших сельских фермах успешно разводят норок, куниц, соболей, енотов, нутрий и других животных с ценным мехом. Шкурки поставляют не только российским производителям меховых изделий, но и за рубеж.
Откорм скота для мясных производств
Удачная ниша для начинающих предпринимателей. Крупные концерны сдают фермерам на откорм своих телят, а затем через пару лет принимают обратно по весу животного. При грамотном уходе и правильном содержании предприниматель получит гарантированную прибыль. Надо учитывать, что это бизнес с высокими рисками: если животные заболеют и погибнут, материальная ответственность ляжет на фермера, который заботился о них в этот период.
Традиционное свиноводство
Свиньи — наиболее неприхотливые из животных, которых в России разводят в мясном животноводстве, и быстрее других набирают вес (шестимесячная свинка может весить центнер). Спрос на свинину стабилен. Кроме того, эти животные весьма плодовиты: за год самка может давать два приплода по 12-15 поросят в каждом, так что недостатка в молодняке не будет. Однако свиноводство — отрасль с высокими рисками: если в стаде обнаружится хотя бы одно животное с АЧС (африканской чумой свиней), по распоряжению надзорных органов придется уничтожить все стадо. В последние годы АЧС обнаруживают в разных регионах страны.
Разведение птиц
Все чаще предприниматели открывают в селах небольшие птицефабрики, где основное поголовье составляют куры-несушки. Это связано с трендом на здоровое питание: горожане охотно покупают яйца с ярким «деревенским» желтком, и особенно доверяют производителю, если его адрес на кассете с яйцами указывает на деревню или село.
Разумеется, так же успешно развивается разведение мясных пород кур. Как и животноводство, птицеводство — зона рискованного бизнеса: если на предприятии зафиксирован хотя бы один случай птичьего гриппа (в России его вспышки не редкость), уничтожается все поголовье.
Нужно отметить, что сфера птицеводства на селе сегодня расширилась. Кроме вполне традиционного для нашей страны разведения уток, гусей и индеек предприниматели берутся за выращивание и содержание перепелов, страусов, фазанов, — товаром становятся и яйца, и мясо, и пух с перьями.
Эко- и аграрный туризм
Сфера для России еще относительно новая, но перспективная. На примере Ярославской области, хорошо вложившейся в этот сектор, можно говорить об определенных успехах и высоком интересе власти, бизнеса и потребителей к этому направлению.
Гостевые дома
Не только летом, но в любой сезон городские жители стремятся ненадолго ускользнуть от шума и суеты. Не все готовы перебираться в деревни на постоянное место жительства, а вот провести отпуск или выходные в подчеркнуто сельской атмосфере хотели бы многие. Людям нравится идея выйти утром босиком на деревянное крыльцо, послушать крик петуха, съесть на завтрак горячие шаньги из русской печи, а вечером попариться в деревянной бане. Известны примеры целых гостевых деревень, а во Вьетнаме созданы специальные туры «деревенской жизни».
Туры за грибами и ягодами
Далеко не каждый ориентируется в лесу и разбирается в грибах или ягодах. Мечта собрать свое лукошко крайне соблазнительна, а вместе с опытным проводником реализуется без опасности. Единственный минус подобной бизнес-идеи — сезонность.
Агротуризм
Новая тенденция, быстро получившая признание. Оказалось, люди готовы платить за то, чтобы приобщиться на время к сельскому труду: например, поучаствовать в сборе урожая яблок в огромном яблоневом саду, после работы отдохнуть на местном этнофестивале и закупить сувениры в местной ремесленной лавке.
Туристические тропы
«Зеленый туризм» (или экологический туризм) тоже заметно набирает обороты. Люди хотят не просто пройтись по лесу, сделать фото на фоне водопада, живописного деревянного мостика через реку или у входа в пещеру, но и получить занимательную информацию о родном крае. Продуманные туристические тропы показывают людям самые эффектные местные пейзажи и выстроены так, чтобы не навредить природе.
Частные музеи
Небольшие частные музеи валенка, самовара, деревянной резьбы, местных игрушек или промыслов в последние годы появляются во многих регионах страны. Такие музеи, как правило, очень демократичны, гостеприимны, интерактивны, в них советуют побывать те, кто уже смог посетить их во время своих путешествий. Нередко такие музеи — дополнительный бизнес к основному. Так, в маленьком селе Светлое под Сарапулом при частной кузнице «Морок» пару-тройку лет назад владельцы кузницы открыли Музей кузнечного дела. Он воспроизводит антураж кузницы 18-19 вв. и наполнен старинными коваными предметами. Музей стал привлекать больше клиентов в кузню, а заказчики кованых предметов по пути стали заходить в музей, тратя деньги на билеты и сувениры.
Развитие промыслов
Еще одна задача развития сельских территорий — сохранение и передача новым поколениям исчезающих ремесел, связанных с деревенским укладом, а также новое наполнение традиционных техник. Часть из них (плетение корзин из лозы, ткачество ковров на ткацком станке, гончарное ремесло) не требуют университетского образования и больших вложений. А возрожденный интерес ко всему корневому, рукотворному делает эти бизнес-идеи очень перспективными.
Украшения из цветов
Красивая, изящная бижутерия из ювелирной смолы и растительных элементов пользуется спросом уже целое десятилетие. Застывшие в капельках прозрачной смолы соцветия, лепестки, листочки и бутоны едва ли необязательны в коллекциях модниц. Используемая в украшениях эпоксидная смола недорога, а растительное сырье бесплатно, как и мастер-классы по изготовлению подобных вещиц на YouTube.
Сувениры и игрушки из дерева
В разных регионах свои традиции обработки древесины и создания практичных, интерьерных или сувенирных предметов из этого экологичного материала, все они находят свою нишу на рынке.
Создание кружева
Старое, в какой-то момент почти исчезнувшее ремесло российских кружевниц ценится и славится во всем мире. Несмотря на наличие раскрученных брендов (таких как «Вологодское кружево»), авторские работы по-прежнему ценятся выше и пользуются спросом. Кружево можно не только плести самостоятельно, но и обучать этому тонкому, имеющему много секретов делу желающих на офлайн- и онлайн-уроках.
Изготовление банных веников
Лечебные свойства бани известны во всем мире. Древний промысел сбора, вязания и сушки банных веников — прибыльное дело. Покупателей можно искать не только в России, но и за рубежом. Так, в селе Красногорское в Удмуртской Республике предприниматель Иван Чернышов начал выпуск дубовых и березовых веников. Его фирма «Дубберай», основанная в 2014 году, сейчас поставляет веники в 72 региона России и на экспорт. За первые шесть месяцев 2021 года Чернышов продал 111 тысяч банных веников на 17 миллионов рублей. Очень неплохо для сельского бизнеса с семью постоянными сотрудниками и несколькими наемными сезонными рабочими, тем более что зарплаты — едва ли не единственная строка затрат предпринимателя, сырье-то растет бесплатно вокруг села, а вяжут веники по старинке руками, без какого-либо оборудования.
Производство деревянных бочек
Отдельная отрасль, которая пользуется стабильным и постоянным спросом. Конкуренция в этом сегменте сравнительно невысока, а хорошие бондари традиционно пользуются особым уважением на селе. Создание мастерской не потребует крупных вложений и быстро окупится.
Перерабатывающие производства
Сильнее, чем в выращивании сырья, села и деревни нуждаются в создании своих небольших производств по его переработке. Переработанный продукт можно продать дороже, увеличивается срок его хранения, облегчается транспортировка, повышается привлекательность и конкурентоспособность продукта (морковь из одной деревни, как правило, не лучше моркови из другой деревни, а вот морковный сок потребители предпочитают определенной любимой марки).
Варенья, джемы, сладости на основе меда
Домашнее варенье или мед с добавлением ягод, орехов, фруктов уже несколько лет – популярный подарок и лакомство к собственному столу. Казалось бы, в каждом регионе появились производители подобной продукции, но ниша до сих пор не насыщена. Где, как не в сельской местности организовать подобное производство, превращая дешевое сырье в дорогие угощения (при правильном определении целевой аудитории и грамотном продвижении 200-граммовую баночку варенья можно продать по цене 1,5 кг свежих ягод).
Производство копченостей
Это бизнес, в котором сошлись современные технологии и глубокие традиции. Теперь мини-коптильню не составляет проблемы купить и расположить в своем частном сельском доме. Это удачный бизнес для начинающих предпринимателей, желающих с нуля раскрутить свое дело. Важно заранее определить каналы поставки сырья (мяса или рыбы) и сбыта готовой продукции.
Как при любом производстве продуктов питания, предпринимателю придется обеспечить ряд строгих условий по соблюдению санитарно-гигиенической безопасности.
Фермерские сыры
Интерес покупателей к продукции небольших сыроварен значительно возрос после введения санкций. С тех пор он только усиливается: горожане охотно покупают фермерские сыры из коровьего, овечьего и козьего молока, молодые и выдержанные, с добавлением трав и орехов. Чем меньше ферма, тем дороже и быстрее можно продать сыр: всегда найдутся любители эксклюзивных деликатесов. Профессия сыродела непроста, но сегодня доступны курсы от опытных производителей из России и из-за рубежа. Для запуска производства можно пригласить профессионала с хорошей репутацией и по ходу дела перенимать его опыт, чтобы потом продолжить работу самостоятельно. Сыроварни — объекты пищевой промышленности, на них нужно соблюдать строгие санитарные правила.
Производство и установка заборов
Новое время диктует новые требования к качеству и экстерьеру привычных заборов и палисадников. Ассортимент этого товара может быть обширным. Для успеха нужна мастерская, складское помещение и небольшая бригада мастеров.
Производство натуральной косметики
Еще одна очень перспективная ниша. Интернет-торговля позволила частным мастерам выйти из тени брендов и интенсивнее заполнять рынок. Сырье (травы, масла, козье молоко, яичные желтки, деготь) фактически под руками, спрос регулярен, интерес неподделен.
Торговля, услуги и другое
Бизнес может взять на себя не только развитие производства на селе, но и обеспечение достойных условий жизни в селах и деревнях. Чтобы сгладить разницу между городом и деревней, предприниматели могут предложить селянам ряд услуг и моделей торговли.
Автолавки
Выездная торговля, охватывающая сразу ряд населенных пунктов — логичная форма развития торговли на сельских территориях. Этот бизнес по-настоящему мобилен, и, как показывает практика, очень востребован. Важно понимать, что в этой отрасли конкуренция стремительно растет. Выиграет тот, кто лучше представляет необходимый жителям сел и деревень ассортимент товаров и сможет обеспечить регулярные поставки по приемлемым ценам.
Организация деятельности сельских клубов
Жители деревень не меньше нуждаются в организованном досуге, чем городские сообщества. Нехватка детских кружков, концертов, мастер-классов, даже занятий йогой – серьезная проблема сельских территорий. Это тот дефицит, который мешает многим горожанам навсегда перебраться в деревню. В последние годы строится и реконструируется много сельских клубов, — теперь нужно, чтобы в малые населенные пункты приехали те, кто сможет организовать там культурную или спортивную программу.
Бурение скважин и постройка колодцев
Всегда востребованная, важная отрасль. Как ни удивительно, но больше половины сел в России нуждаются в этой услуге. Небольшая бригада с купленной или взятой в лизинг спецтехникой могла бы обслуживать несколько населенных пунктов.
Развитием такого бизнеса может стать самостоятельная переработка даров леса: сушка грибов, изготовление джемов и других экопродуктов с натуральными ягодами.
Идеи для бизнеса в сельской местности на самом деле неограничены почти никакими факторами: на селе нужны те же производства, товары и услуги, что и в городе, а может быть нужда в них даже сильнее, чем в мегаполисах. Есть варианты создания своего дела с нуля, почти без вложений или минимальными вложениями (выращивание душистых трав, заготовка веников). Есть сложные комплексные решения, которые ориентированы на создание серьезного бизнеса — семейного, для мужчин и для женщин, требующего разного уровня компетенций, рассчитанного на разные усилия. Государство готово страховать смельчаков, всячески содействовать им и поддерживать их начинания. Бизнес на селе отлично подойдет тем, кто готов жить в собственных домах, вдали от городской суеты, и при этом честно зарабатывать деньги своими умениями и силами.
Осенний бизнес: 13 прибыльных идей
Осень – самое время, чтобы начать свой бизнес. Поэтому вам пригодятся 13 прибыльных осенних идей: на любой бюджет и с подробным руководством к запуску.
У работы нет плохой погоды, а это значит, что в любое время года можно вести прибыльную деятельность. Самое время подумать о том, какой бизнес выгодно открыть осенью. Мы собрали в статье 13 выгодных идей для малого бизнеса, которые помогут заработать в осенний период.
О сезонном бизнесе ходит много мифов, из-за чего многие начинающие предприниматели отказываются от этой затеи. А зря. Чтобы развеять мифы и страхи, для начала ответим на самые распространенные вопросы.
Доходен ли сезонный бизнес
Сезонный бизнес в среднем имеет высокую доходность. Во-первых, в этот период популярностью пользуются такие категории товаров и услуг, на которые можно установить высокую наценку более 100%. Во-вторых, сезонный бизнес обычно предполагает небольшие затраты на его открытие, поэтому вполне возможно окупить вложения в первый же сезон и начать получать прибыль. Безусловно, успеха можно достичь при грамотном планировании: следует подобрать наиболее подходящее время для старта, оптимизировать затраты, объективно оценить объемы продаж.
Какие риски есть у сезонного бизнеса
Главный риск сезонного бизнеса – в его специфике. В чем она заключается:
Сложно предсказать спрос. Есть такие виды сезонного бизнеса, которые очень непредсказуемы из-за капризов природы. Например, в дождливое и холодное лето невыгодно будет продавать квас на розлив, а теплой осенью без осадков не будут пользоваться спросом резиновые сапоги и зонты. Еще один нюанс – этим риском очень трудно управлять. И здесь весьма кстати придется совет: прежде чем реализовать идею сезонного бизнеса, оцените влияние погоды. И если окажется, что спрос на ваш товар или услуги напрямую зависит от погодных условий, ознакомьтесь с долгосрочным прогнозом на сезон. В интернете без труда можно найти прогноз синоптиков на сезон. Конечно, эти данные весьма приблизительны, но в совокупности со статистикой прошлых лет они позволят хоть как-то оценить условия для вашего бизнеса.
Может требовать знаний. Сезонные виды бизнеса делятся на те, что основаны на перепродаже какого-то товара, и те, которые требуют определенных знаний, навыков в производстве. Банальный пример, если в первом случае вы можете заняться реализацией картофеля, купленного у фермеров по минимальной стоимости, то все зависит от ваших предпринимательских способностей. Но если вы, вдруг, решите заниматься сбором грибов или открыть свою пасеку – без специальных знаний и навыков уже не обойтись. Поэтому к сезонному бизнесу стоит готовиться заранее: чтобы приобрести требуемые знания или найти грамотных специалистов.
Маленький срок реализации проекта. Жизненный цикл сезонного бизнеса составляет 3-5 месяцев. Поэтому времени на «раскачку» нет. Действовать нужно оперативно и всегда быть готовым к изменениям своей идеи в соответствии с требованиями рынка.
Спад в межсезонье. Для сезонного бизнеса этот риск неизбежен. Конечно, супер-успешные проекты в это время могут подсчитывать прибыль и набираться сил для нового сезона. Впрочем, все работает иначе. Сезонный бизнес, как и любой другой, требует постоянной вовлеченности – рабочий процесс не прерывается, он просто меняется.
а) переквалифицироваться в компанию со смежной деятельностью. Например, владелец киоскаа, где летом продавались холодные напитки, в осенне-зимний период может заменить ассортимент на чай и кофе. Возможно, для таких изменений потребуется дополнительное оборудование. Но эти затраты с лихвой окупятся потом.
б) проанализировать работу за сезон, выявить ошибки, составить план на предстоящий сезон с учетом всех совершенных ошибок.
в) заняться развитием дела: докупить оборудование, усовершенствовать бизнес, заняться поиском поставщиков и партнеров.
Кому подойдет сезонный бизнес
Заниматься сезонным бизнесом стоит тем, кто способен быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и не склонен строить долгосрочные стратегии. Сезонникам ни к чему вычисления точки безубыточности, они не ставят глобальных целей, а действуют по правилу «здесь и сейчас».
Сезонный бизнес – идеальный вариант для студентов, любому предпринимателю, который готов уделять время своему делу только нескольких месяцев в году, а также для тех, кто ищет временный заработок.
Бизнес осенью – почему и как
Давно известный факт – осенью возрастает деловая активность. Рабочий процесс восстанавливается после отпусков, а клиенты просыпаются после летней спячки и постепенно вливаются в общественную жизнь. Согласно статистике, осенью чаще всего заключаются сделки, открываются магазины, а на рынок выходят новые имена. Поэтому осенний период – самое время заявить о себе.
1. Выездная автомойка
Вложения: 100 тыс. руб.
Погода играет вам на руку. Частые дожди, грязь – обязательные явления осенью, из-за чего автомобили быстро загрязняются и требуют мойки. Поэтому открыть в этот период автомойку – отличный вариант. Стационарная точка классической мойки требует немалых усилий в организации – нужно правильно подобрать место, подготовить площадку, закупить недешевое оборудование, собрать разрешительную документацию. Нюансов много. Чтобы подготовить все необходимое, потребуется не один месяц. Куда проще открыть выездную автомойку.
Сегодня жители крупных городов России ограничены в свободном времени, поэтому не каждый автовладелец захочет тратить его на регулярную мойку машины. Так на смену стационарным автомойкам приходят более удобные варианты – мобильные и сухие мойки, которые выгодно отличаются от других видов таких услуг. Такая концепция автомойки удобна как для автовладельцев, позволяя экономить время, и предпринимателям, поскольку выездная автомойка требует минимум затрат. Кроме того, плюсами выездной мойки являются:
мобильность. Специальное оборудование выездной автомойки позволяет оказывать услуги в любом месте;
не требуется сложного оборудования;
низкий уровень конкуренции в сегменте выездных автомоек;
низкие первоначальные вложения;
Выездная мойка может осуществляться влажным и сухим способом. Следует отметить, что с организацией влажной мойки связана одна сложность – оказание таких услуг в общественных местах запрещено законодательством. Поэтому предлагаем организовать выездной сервис, предполагающий сухую мойку. Сухой способ мойки автомобиля заключается в использовании средств, содержащих воск, без применения воды. Состав средств таков, что обеспечивает машине защиту от коррозии. А воск защищает лакокрасочное покрытие.
Обращаем внимание на один недостаток такого способа мойки: он неэффективен для автомобилей с сильным загрязнением, т.к. предполагает большой расход моющих средств. Это следует учитывать при формировании предложения.
Как работают выездные автомойки
Выездная автомойка – сервис, предоставляющий услуги по обслуживанию автомобиля с выездом по указанному заказчиком адресу. Заказы принимаются посредством звонков и онлайн-заявок на сайте компании. Клиенты оставляют заявки с указанием точного адреса, выбирают требующиеся услуги и получают расчет стоимости заказа. Данная информация поступает к мойщикам, которые оперативно выезжают на место и оказывают услуги по обслуживанию автомобиля. Мобильная мойка сухим методом занимает около 20-30 минут в зависимости от степени загрязнения автомобиля.
Мойщики могут работать не только на выезде, но и стационарно, например, можно организовать точку на парковке торгового центра. Тогда мойка автомобиля станет еще удобнее – автовладелец может оставить свою машину на мойку, пока делает покупки в торговом центре. Стационарная точка позволит вдвое увеличить прибыль. Для этого нужно связаться с администрацией торгового центра, обговорить коммерческое предложение. Стоимость аренды парковки разнится в зависимости от торгового центра и его посещаемости. Цены могут варьироваться от 10 до 40 тыс. рублей.
Обработка автомобиля осуществляется по специальной технологии с использованием полимерных моющих составов, что позволяет не использовать воду при мойке. Благодаря этому, очистка автомобиля от грязи происходит без вреда кузову и другим частям транспортного средства. В этой технологии нет ничего сложно, ее сможет освоить каждый желающий.
В перечень услуг входит мойка кузова, внутренняя уборка салона, мойка ковриков, дисков и стекол, полировка и т.д. Наличие дополнительных услуг также увеличит вашу прибыль. Средний чек на услуги выездной автомойки составляет 500 рублей. Не самый дешевый вариант мойки, однако есть много людей, которые готовы платить за удобство.
Целевой аудиторией выездной автомойки являются автовладельцы с уровнем достатка «средний» и «выше среднего». Поведенческие характеристики потенциальных потребителей: недостаток свободного времени, принятие рациональных решений, бережное отношение к своему автомобилю, приоритет использования экологических средств, при повторном заказе – уверенность в высоком качестве предоставляемых услуг.
В настоящее время многие автовладельцы ещё не знакомы с услугой выездной мойки и подозрительно относятся к сухому способу, ошибочно считая его вредным и портящим покрытие автомобиля. Поэтому основной сложностью при реализации проекта является необходимость продвижения нового вида услуг на рынке автомоек. Решить эту проблему возможно при грамотно разработанной рекламной кампании, которая акцентировала бы внимание на безопасности и удобстве сухой мойки.
Для продвижения выездной автомойки можно использовать: установку рекламных щитов и вывесок; раздачу визиток, флаеров или буклетов со скидочным купоном на первую мойку; рекламу в СМИ; рекламу на радио; наружную рекламу на заправках, стоянках, в магазинах автозапчастей; программы лояльности, акции и так далее. Применение того или иного инструмента зависит от целевой аудитории заведения и бюджета проекта. Разработка одностраничного сайта составит 15-20 тыс. руб. Печать и распространение печатного материала – около 10 тыс. руб.
Например, специально для формата выездной автомойки предложено использовать мобильное приложение, которое упрощает оформление заказа и позволяет оценить работу мойщика. Однако следует понимать, что разработка такого приложения и его продвижение будет стоить значительную сумму.
На организацию и продвижение выездной автомойки уйдет в среднем 1-2 месяца. Учитывайте этот факт, когда будете планировать бизнес.
Что нужно, чтобы открыть выездную автомойку
45.20.3 Мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг.
50.20.3 Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств.
Следующий шаг – поиск места для стационарной точки либо автомобиля, на котором мойщик будет выезжать на заказ.
На третьем этапе, когда вы определитесь с формой и масштабом оказываемых услуг, нужно найти помощников. На старте бизнеса вы сможете справляться с заказами в одиночку, но для развития бизнеса потребуется расширять штат мойщиков. То же самое можно сказать и о способах получить заказы. Вначале вы можете обойтись без собственного сайта и принимать заказы по телефону. Но для последующей работы желательно сделать сайт с формой заказа.
Далее следует осуществить закупку сырья и материалов. Затраты на сырье и материалы рассчитываются, исходя из норм расхода чистящих средств и плана продаж.