На чем написан mac os
На каких языках написаны Windows, Mac OS X и Linux?
Мне просто интересно, кто знает, какие языки программирования Windows, Mac OS X и Linux состоят из и какие языки используются для каждой части ОС (т. е.: ядро, подключаемая архитектура, компоненты GUI и т. д.).
Я предполагаю, что для каждого есть несколько языков, и, очевидно, я знаю, что ядро Linux написано на C.
Я полностью предполагаю, что Mac OS X содержит много кода Objective-C, поскольку это язык Apple, полученный из следующий.
Windows, я слышал, содержит сборку C, C++ и Intel. Содержит ли Linux или Mac OS какой-либо код сборки?
кроме того, существуют ли языки сценариев, такие как Ruby, Python и т. д., используемые разработчиками ОС для написания сценариев частей ОС? Какие части ОС будут написаны на каждом языке?
13 ответов
все ядра также будут использовать некоторый код сборки.
Linux: C. Некоторые детали в сборке.
Mac OS X: Cocoa в основном в Objective-C. ядро написано на C, некоторые части в сборке.
Mac OS X, на уровне ядра, в основном является старой, свободной операционной системой под названием BSD (в частности, это Дарвин, своего рода гибрид BSD, Mach и некоторых других вещей). почти полностью C, с небольшим количеством ассемблера. (источник)
большая часть Cocoa реализована в Objective-C, объектно-ориентированном языке, который компилируется для работы с невероятной скоростью, но использует действительно динамическую среду выполнения, что делает ее уникально гибкой. Поскольку Objective-C является надмножеством C, легко смешивать C и даже C++ в ваших приложениях Cocoa. (источник)
Windows: C, C++, C#. Некоторые части в ассемблере.
мы используем почти полностью C, c++ и C# для Windows. Некоторые области кода-ручная настройка / ручная сборка. (источник)
в Unix: C. Некоторые детали в сборке. (источник)
Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана
Bauman National Library
Персональные инструменты
Mac OS
Mac OS — это сокращение от Macintosh Operating System, то есть операционная система для компьютеров Apple Macintosh. Согласно легенде, название Macintosh произошло от любимого сорта яблок Джефа Раскина, тогда ведущего разработчика Apple (на самом деле они назывались McIntosh, но эта торговая марка уже была занята).
Содержание
История
История версий
System 1.0 (1984)
System 2.0, 4.0, 5.0, 6.0 (1985-1988)
В этот период разработчики добавили дополнительные возможности, настройки и стандартные приложения, также появилась иерархическая файловая система. Особое внимание создатели операционной системы уделяли ее адаптации под новые комплектующие и устройства. В частности, разработчики позаботились о поддержке слотов расширения, периферийных устройств, новых процессоров и более емких накопителей. Отметим, что полноценная панель многозадачности появилась только в версии System 5.
System 3.0
Графический интерфейс в версии Mac OS System 3.0
System 7.0 – 7.6 (1991-1996)
Первое масштабное обновление ОС получила только через семь лет существования. Обновление привело к цветному интерфейсу, хотя многие элементы по-прежнему оставались серыми, но некоторые из них были цветными. Разработчики значительно усовершенствовали режим многозадачности. В последующих обновлениях Apple устраняла ошибки, добавляла поддержку новых компонентов, реализовывала новые программы, как собственные, так и от сторонних разработчиков программного обеспечения.
System 8 (1997)
Данная редакция была выпущена летом 1997 года после того, как Стив Джобс вновь присоединился к Apple. Изначально предполагалось, что новая версия продолжит традицию и выйдет под нумерацией 7.7, однако Джобс принял иное решение. В то время пользователи могли устанавливать System 7 на компьютеры других производителей. Apple решила прекратить подобную практику и перестала выпускать System 7. Именно с тех пор «яблочная» ОС устанавливается исключительно на устройства Apple. За первые две недели после выхода System 8, компания продала 1,2 млн копий, а в последующие шесть месяцев реализовала еще три миллиона. Примечательно, что System 8 претерпела лишь немногочисленные изменения. Например, компания добавила больше цветов и оттенков в элементы интерфейса и снабдила ОС новыми темами оформления и панелью управления.
Mac OS 9 (1999)
23 октября 1999 года купертиновцы выпустили версию Mac OS 9, ставшую последним обновлением классических Mac OS. Пользователи данной редакции получили возможность хранить свою информацию и устанавливать системные настройки. В числе нововведений также следует отметить появление шифрования данных по технологии Keychain, возможность работы с удаленными серверами и усовершенствованную поддержку USB-протокола. 5 декабря 2001 года состоялся релиз последнего обновления Mac OS 9.2.2.
Mac OS X 10.0 Cheetah (2000)
Особенности и преимущества
Плюсы
Если сравнивать Mac OS с основным конкурентом ОС Windows от Microsoft, то можно выделить несколько основных отличий.
Например, интерфейс системы Mac OS X тоже имеет существенные отличия от Windows. Если в Windows каждой программе обычно соответствует одно окно с открывающимися в нем вкладками и панелями инструментов, то в Мас OS используются «плавающие» окна и панели, не привязанные к общему окну, а располагающиеся на рабочем столе.
Недостатки
Есть у Mac OS X и определенные недостатки, которые, в том числе, связаны и с достоинствами данной операционной системы.
Характеристики
Пользовательский интерфейс Mac состоит из анимированных панелей, включающих в себя иконки и значки работающих приложений и папок с документами. Кнопки Пуск здесь нет. При наведении курсора на нижний край дисплея плавно выплывает ряд кнопок и так же плавно скрывается, когда курсор отводится в сторону. В широком ранге можно кустомизировать наличие значков приложений и их привязку к разным сторонам экрана.Прежде всего, бросается в глаза ювелирная отполированность всего, что находится на экране и заметно более высокая скорость реагирования, чем на Windows. Многие пользователи Windows знакомы с Rocket Dock – это и есть подражание маковскому интерфейсу.Еще одно отличие – главная панель меню приложения всегда прикреплена к верхней части дисплея. Довольно необычно, но вскоре понимаешь, насколько это удобно.
Шрифты на экране Mac выглядят в точности так, как они и будут напечатаны на принтере. На первый взгляд это кажется несколько непривычно, но привыкаешь быстро. По этой типографской точности визуализации шрифтов, Mac отлично подходит для работы над задачами полиграфии.
В Mac OS на системном уровне решена задача запуска одновременно нескольких разных рабочих столов. Переключение горячими клавишами, ничего не глючит и не конфликтует. [Источник 4]
Заключение
ОС Mac OS устанавливался только на компьютеры Macintosh компании Apple, что является принципиальным решением ее руководства. Это не значит, что Mac OS не совместима с компьютерами других производителей и не может быть на них установлена. Установить систему конечно можно, но на данный момент это считается не законным. Компьютеры Macintosh имеют небольшой модельный ряд и не могут похвастаться разнообразием, к тому же они стоят в несколько раз дороже обычных персональных ЭВМ, поэтому число пользователей Macintosh сравнительно мало относительно общего числа компьютерных пользователей во всем мире. В 2000-х Mac OS была переименована в Mac OS X, а затем в macOS.
3. История операционных систем. Macintosh OS(Mac OS)
Уже в первой версии операционной системы System 1 имелся оконный интерфейс и папки с файлами. Кроме того, было разработано специальное устройство манипулятор, которое давало возможность передвигать курсор по всей области экрана – компьютерная мышь. Все это прекрасно решало главную задачу, которую разработчики Mac OS ставили перед собой, а именно – создание операционной системы с интуитивным интерфейсом, управлять которой с комфортом сможет любой, даже самый неподготовленный пользователь
C 1985 по 1988 годы вышли версии операционной системы начиная от System 2 до System 6. Глобальных изменений в себе эти версии операционных систем не несли. Пожалуй, самая важная опция, которая появилась в тот период – это мультифайндер, давший возможность открывать одновременно несколько программ
В 1991 году вышло новое поколение операционной системы System 7. Оно принесло достаточно большие нововведения. Во-первых, появилось цветное выделение тайтл баров и скроллов, также в 7.0 мультифайндер стал устанавливаться по умолчанию, и однозадачный файндер превратился в историю. Кроме того, иконки стали 256-цветными, была улучшена поддержка мультимедийных функций, интернет коммуникаций и QuickTime
В Mac OS 7.5, представленной в 1994 году, пользователи познакомились с AppleTalk, который заменил LocalTalk. Кроме того была существенно повышена стабильность платформы и улучшена работа совместимость с интернетом. В Mac OS 7.6 не было существенных изменений, но именно с этой версии операционная система получила официальное название Mac OS
Следующая версия 8.0 была представлена в 1997 году, она несла в себе значительные улучшения совместимости с мультимедиа и интернетом. Кроме того, в ней появились обновленные иконки. Здесь также была представлена новая файловая система HFS+, а также улучшенная система инсталлеров. Именно совместно с этой версией платформы началась предустановка Microsoft Internet Explorer, что продолжалось аж до версии Mac OS X 10.3.
Версия 8.5была улучшена практически во всех частях. В частности появились 32-битные платиновые иконки и новая система оформления. Теперь пользователь получал возможность выбрать «тему» согласно своим предпочтениям. Также появился Sherlock – специальная программа для удобного поиска в интернете и локальных файлах. Кроме того, 8.5 была первой версией, которая не поддерживала 68к Macintosh
Последняя версия классической Mac OS 9.0 была представлена в 1999 году и она стала настоящей классикой – вершиной технических возможностей, стабильности и скорости работы операционной системы Mac OS того времени. Были улучшены практически все составные части операционной системы. Появилась возможность записи CD в Finder. Появилась функция Keychains, дающая возможность сохранять все пользовательские пароли в так называемых защищенных «связках ключей».
Mac OS 9, кстати говоря, можно даже сегодня еще встретить на некоторых Macintosh
Следующая версия операционных систем от компании Apple получила название Mac OS X. Эта операционная система была уже совершенно другой операционной системой
Вообще, до-интеловские маки конца 90х были реально вещью. Они тупо работали и все, никаких заморочек со скоростью или еще с чем-то. У меня до сих пор парочка Powerbook валяется еще с тех времен, оба рабочие. Девятку я до сих пор добрым словом вспоминаю.
«Epic Games хочет получать нажатия клавиш из всех программ»
Не так давно обзавелся устройством от Apple, и совсем не ожидал увидеть такой запрос, при попытке затестить игровые возможности (их нет). Нормальны ли это вообще?)
Microsoft. От Traf-O-Data до Windows 95
В 1972 году будущие основатели компании Microsoft, Билл Гейтс и Пол Аллен, учились в школе Lakeside в Сиэтле. В то время американские власти собирали дорожную статистику с помощью простого устройства: поперёк дороги прокладывалась резиновая трубка и проезжавшие машины создавали толчок воздуха, регистрировавшийся самописцем на бумажную ленту в виде черт или проколов. Данные с таких самописцев расшифровали вручную службы аналитики и за деньги предоставляли данные управлению дорожных служб штата Вашингтон. Гейтс с Алленом, основывают компанию «Traf-O-Data» для тех же целей, но стоимость их услуг значительно меньше, чем у других компаний. У Билла сражу же появляется идея автоматизировать процесс, убрав ручной труд полностью, но для этого нужен компьютер, все прошлые подсчёты они делали на школьных компьютерах, а данные с дорожных самописцев вручную анализировали одноклассники Билла и Пола за маленькую зарплату. Надо сказать, что в 1972 году заиметь полноценную вычислительную машину крайне проблематично и очень дорого. Выход из ситуации находит Пол Аллен, нанимая своего знакомого Пола Гилберта для того, чтобы он собрал им компьютер за часть от будущей выручки. Гейтс с Алленом начинают писать программу, а Гилберт собирает компьютер под их нужды на базе процессора Intel 8008, но ко времени готовности программы, все аналитические компании стали предоставлять данные бесплатно, и компания «Traf-O-Data» закончила своё существование.
После школы Билл поступает в Гарвард, а Аллен в Вашингтонский Государственный Университет.
В январе 1975 года в журнале «Popular Electronics» выходит статья о микрокомпьютере Altair 8800 на процессоре Intel 8080. Для которого, не имея под рукой самого Альтаира, но добыв подробную документацию, Гейтс пишет базовый язык программирования BASIC, а Аллен – эмулятор, под университетский компьютер к которому он имеет доступ. На эмуляторе проводится и полное исправление ошибок.
После чего они сообщают в MITS – компанию разработчик, что у них есть язык программирования под Altair, в MITS-же думают, что студенты их обманывают и поэтому приглашают в свою штаб квартиру для демонстрации Бейсика.
Демонстрация состоялась в марте 1975 года, где Гейтс и Аллен увидели Altair 8800 впервые. BASIC заработал идеально и MITS согласились распространять программу на платной основе, однако для заключения договора требовалось основать юридическое лицо. В короткий срок Гейтс собирает все необходимые документы и 4 апреля 1975 года регистрируется компания Micro-Soft. Однако впоследствии, тире из названия убрали и компания стала называться Microsoft.
В 1978 году Microsoft решает попробовать написать первую операционную систему, для чего лицензирует у компании AT&T исходный код опреационки UNIX v 7, но само название UNIX лицензировать не удалось, по этому ОС получает название XENIX (Зэникс).
Первая версия XENIX вышла в 1980 году, и он практически ничем не отличался от оригинального UNIX v 7. Microsoft продолжили работу над XENIX добавляя в неё новые функции и лицензируя производителям микрокомпьютеров таким как Intel, IBM, Tandy и другим. Параллельно начинается работа над DOS, который изначально планировали довести до полной схожести с однопользовательским режимом XENIX, в качестве ознакомительной системы и дальнейшем переходом пользователя на XENIX.
Но в 1982 году компания SCO (Santa Cruz Operation) лицензирует исходный код XENIX у Microsoft и добивается больших успехов в её улучшении. А в следующем 1983-м AT&T выпускает UNIX System V, и Microsoft закрывает XENIX, Полностью отдав права SCO.
DOS, чёрной пеленой экран заполнил чистый DOS
Вернёмся чуть-чуть назад. 12 августа 1981 года «Голубой Гигант» – компания IBM выпускает первый персональный компьютер IBM PC. До его релиза, в ноябре 1980-го, Билл Гейтс, через мать, работавшую тогда в IBM, узнаёт о готовящемся выпуске компьютера и договаривается о встрече с руководством корпорации, на которой заявляет, что у него, а точнее у его компании, для нового PC есть DOS (Disk Operating System/Дисковая Операционная Система), который мало того, что полностью совместим с архитектурой IBM-PC, но и отвечает всем требованиям компании и он (Гейтс) готов лицензировать его IBM’у, чтобы те предустанавливали DOS на свои компьютеры, а часть выручки направляли в Microsoft. Руководство IBM согласилось, но вся ирония этой ситуации была в том, что ни у Гейтса, ни у Аллена, как и у других сотрудников Microsoft’a никакого DOS и в помине не было. Сам DOS чуть позже купит Пол Аллен у программиста Тима Патерсона, за смешные для полноценной операционной системы, 75000 долларов. Ещё большую иронию добавляет то, что Патерсон, меньше чем через год устроится в Microsoft.
DOS просуществовал сначала в виде самостоятельной операционки, а потом как компонент Windows 24 года и 11 месяцев, до 11 июля 2006 года, последняя версия за релизом 8.0 была выпущена 14 сентября 2000 года в составе Windows Millennium Edition.
Первые версии Windows
Популярность компьютеров IBM их клонов, открытые Голубым Гигантом своей архитектуры для бесплатного использования принесли небывалый успех, как и DOS, так и компании Microsoft. Однако по-настоящему народной операционку от Гейтса это не сделало. Всё потому что DOS оставался обычной консолью, в которой все операции приходилось вводить с помощью команд с клавиатуры, что крайне затрудняло продвижение среди неспециалистов и людей, не увлекающихся компьютерами. В Microsoft понимали, что интерфейс должен быть наглядным, простым и понятным. До Microsoft это поняли: Питер Нортон, разработчик Norton Commander; компании Central Point Software – PC Tools; Executive Systems – XTree и IBM со своим Shell, но все эти программы, конечно упрощающие освоение компьютера, всё равно требовали хотя-бы минимального знания языка DOS.
Но задолго до них идея GUI – Graphic User Interface (графического интерфейса пользователя) пришла в голову разработчикам известной многим
компании Xerox (Зирокс), которую на территории бывшего СССР большинство неправильно называет «ксерокс».
Концепция интерфейса Xerox заключалась в трёх правилах:
1. Пользовательский интерфейс – не текстовая консоль, а графическая картинка, рисуемая попиксельно.
2. Приложения внутри интерфейса не занимают весь экран, а работают в окнах, что позволяет видеть несколько приложений одновременно и делает систему псведомультизадачной (то есть приложения в неактивных окнах становится на паузу)
3. Управление интерфейсом происходит через манипулятор мышь, который разрабатывается так же в Xerox.
Реализован GUI был в 1973 году на компьютере Xerox Alto.
Летом 1979 года, представители другой, широко известной сейчас компании Apple посещают Xerox PARC (Palo Alto Research Center – научно исследовательский центр Пало-Альто), пообещав заплатить за посещение 10000 акций по цене в 10 долларов каждая, источники очень сильно разнятся и на данный момент трудно понять заплатила ли компания из Купертино Xerox или нет, однако сути это не меняет, оплата предполагалась именно за посещение.
Во время посещения Стив Джобс крадёт исходный код у компании Xerox, на основании которого, в 1982 году выпускает первую операционку в линейке Mac OS под названием System 1. В этот же год все наработки по System Software 1 были самым наглым образом спирачены компанией Microsoft.
В 1985 году Microsoft выпускает первую версию операционной системы Windows, которая по сути, являлась оболочкой (т.е. надстройкой над DOS), за что сразу же получает иск от Купертиновцев, в связи с которым часть функционала, такого как изменение размера окон, их перемещение и сворачивание, была заблокирована. Но Apple суд проиграла.
Версии 2.0 и 3.0 сильно не отличались от первой, за тем исключением, что в Windows 2.0 были разблокированы функции и представлены иконки, за которые Microsoft снова получает иск от Яблочников, и Купертиновцы опять суд проигрывают. Версия 2.10 вышла в редакциях 286 и 386, под процессоры Intel80286 и Intel80386 соответственно. Windows/386 стала полностью многозадачной, то есть она могла выполнять несколько программ одновременно программы в неактивных окнах более не вставали на паузу. А третья версия была версией, вобравшей в себя наработки 386 с более богатой палитрой и исправлениями, позволявшими системе стабильнее работать.Из-за своей «сырости», частых вылетов, зависаний, первые Windows не сникали популярности у пользователей. Но всё изменилось с выходом Windows 3.11
Windows 3.11 разрабатывалась отдельной группой программистов, которые в 1991 году представили операционку руководству Microsoft, проект настолько понравился Гейтсу, что ему тут же был присвоен официальный статус и в 1993 году версия 3.11 увидела мир и стала крайне популярной, потому что работала намного стабильнее чем все её предшественники, при чём сохраняя аппаратную и программную совместимость с прошлыми версиями. Эта версия Windows дала Microsoft второе дыхание и небывалую популярность среди пользователей.
ПК – значит Windows.
1 августа 1984 года IBM объявила о выпуске новой линейки персональных компьютеров IBM PC/AT, и приступила к разработке новой операционной системы для этих машин. Новая операционка была призвана обойти ограничение Microsoft DOS на 640 килобайт оперативной памяти для запущенных программ и реализовать поддержку режима полноценной многозадачности. К разработке ОСи, получившей название OS/2 подключился и Гейтс.
Первая версия вышла в 1987 году, однако в ней не было ни графического интерфейса, ни поддержки мыши, всё это появляется в следующей версии – 1.10 SE (Standart Edition), вышедшей в октябре 1988 вместе с графическим интерфейсом Presentation Manager.
Производительность ПК растёт, и в 1992 году IBM выпускает первую 32-битную версию OS/2 2.00. Годом ранее Microsoft прекращает сотрудничество с IBM, а в 1993 году показывает миру операционку под кодовым названием «Chicago» – пре альфу будущей Windows 95, для демонстрации меню «Пуск».
Надо ли говорить, что программный код Chicago включал в себя и наработки по OS/2. Да, с IBM Гейтс поступил точно так же как когда-то с Apple – украл исходники, которые потом реализовывал в своих операционках.
Для привлечения внимания к своему продукту Microsoft заказывают у группы Rolling Stones трек Start Me Up, который демонстрируют 24 августа
1995 года на презентации ОС, а также запускают в ротацию по телевидению в качестве рекламы.
Меню «Пуск», реклама, совместимость с DOS-приложениями и простота в использовании сделали своё дело – Windows стала прочно ассоциироваться у пользователей с персональным компьютером. Ещё больше эту ассоциацию укрепил вышедший чуть позже пакет Microsoft Plus, содержащий в себе браузер Internet Explorer 1.0, 32-битные иконки, сглаживание шрифтов и прочие исправления. Но больше всего на продукты от Microsoft подсадил пользователей Windows 95 OEM Service Release 2 (Аналог нынешних Service Pack), так как он содержал в себе аппаратную прослойку Direct X, позволявшую без труда работать с мультимедиа и запускать игры без поиска нужных драйверов.
Всё это чётко закрепило Microsoft на позициях лидера среди операционных систем и персональный компьютер, для абсолютного большинства стал означать Windows.
P.S. В написании стаьи использовался материал с каналов: 16 бит тому назад, Дмитрий Бачило (Кремниевые Титаны), Уютный Подвальчик.
Сломленная, но не сдавшаяся: история операционной системы BeOS. Часть 2
Уважаемые ценители Downgrade и все им сочевствующие!
Предлагаю Вашему вниманию вторую часть статьи 2005 года из журнала Системный администратор.
Текст сохранён полностью, но восстановлены утраченные из оригинала фотографии.
Решение Стива Джобса покончить с производителями клонов Macintosh больно ударило по самолюбию Жана-Луи Гассе, лишив Be Inc. сразу всех потенциальных клиентов. Компании не оставалось ничего другого, как искать новые рынки для сбыта своей ОС, пользовательская база которых бы исчислялась шести- или даже семизначными числами. А единственным подобным «рынком» являлись, несомненно, компьютеры архитектуры x86.
Суровое время перемен
На проходившей 11 февраля 1998 года выставке Software Development’98 компания Be Inc. представила общественности версию BeOS 3.0, работавшую на компьютерах с процессорами Intel. Несмотря на то что эта корпорация в то время представила новейшие чипы Pentium II, BeOS отлично работала и на обычном Pentium. Управляющий Intel Энди Грув тогда честно признался: «Я даже не думал, что производимое нами аппаратное обеспечение может гарантировать такой уровень производительности».
Сама BeOS 3.0 являлась «вылизанной до блеска» PR2, в которую были добавлены поддержка процессоров Pentium/Pentium II, специальная версия программы PartitionMagic для динамического разбиения жёстких дисков, изменены некоторые элементы интерфейса, а также расширены сетевые возможности.
Одновременно с выходом BeOS третьей версии Be Inc. анонсировала свою интегрированную среду разработки под названием BeIDE, компиляторы, линкеры и библиотеки для которого поставляла компания Metrowerks. «Благодаря» BeIDE собственный пакет компании CodeWarrior стал неактуален (он стоил денег, в то время как аналогичный продукт от Be Inc. поставлялся вместе с ОС), и его разработка в версии для BeOS была приостановлена.
Старт продаж BeOS 3.0 был запланирован на 20 марта 1998 г. Начиная с этого дня поддержка существующего и нового аппаратного обеспечения стала для программистов Be Inc. настоящей головной болью. Выпущенная 16 июня, BeOS 3.1 содержала в основном дополнительные драйверы для материнских плат, звуковых карт, SCSI-адаптеров и внутренних модемов.
Кроме слабой аппаратной поддержки BeOS 3.0 для архитектуры х86 не могла «похвастаться» какими-либо интересными приложениями. В день старта продаж ОС для неё было доступно всего 20 программ.
Кроме того, Intel также предоставила компании Гассе своих инженеров для обеспечения наиболее полной совместимости с процессорами семейств Pentium/Celeron. Так, например, Be Inc. была одной из первых компаний, продемонстрировавших на примере своей ОС, а также некоторых других приложений преимущества новых инструкций SSE, появившихся в процессорах Pentium III.
В июне 1998 года BeOS, можно сказать, увидела мир. Именно в это время Microdata AB стала первым официальным дистрибьютором BeOS. Патрик Ланц, сотрудник Microdata, предложил Гассе продавать BeOS в Швеции ещё в начале 1998 года, и лишь по истечении шести месяцев управляющий Be Inc. решил рискнуть. «Я до сих пор помню, как мы продавали коробки с BeOS v.3, на которых крупными буквами было написано «Не для продажи!» – вспоминает Ланц.
В дальнейшем дистрибьюторами BeOS стали: Gobe Software (американский рынок, а также англоязычные территории Азии), Hitachi (Япония и остальная часть Азии), а также Koch Media и Apacabar (Европа).
Как только Be Inc. выпустила версию своей ОС для архитектуры х86, её главной задачей стало налаживание контактов и заключение партнёрских соглашений с производителями ПК с целью установки BeOS на их компьютеры. К сожалению, почти все компании отвечали отказом, но это немудрено, ведь Be Inc. была «зелёным новичком» на рынке, который всецело лежал у ног корпорации Microsoft и её Windows.
Тем не менее один производитель ПК всё же откликнулся на зов Be Inc. Им стала компания Hitachi Ltd., производящая компьютеры для японского рынка. Впечатлённая возможностями BeOS, она согласилась преустанавливать BeOS на три модели своих компьютеров, выпускавшихся под маркой Hitachi Flora Prius. И, казалось бы, всё будет хорошо…
Как только Be Inc. наладила партнёрские соглашения с Hitachi и обе компании выпустили пресс-релизы о совместном сотрудничестве, буквально на следующий день в офис японской компании прибыли юристы Microsoft и ясно дали понять, что, если Hitachi будет устанавливать BeOS и Windows на свои компьютеры, лицензия на их операционную систему будет отнята. Это же предупреждение получили все известные и не очень производители ПК.
Как Microsoft могла запретить устанавливать BeOS? Очень просто: в лицензионном ОЕМ-соглашении Microsoft, которое подписывает каждая компания-производитель ПК, говорится: «После того, как пользователь включит компьютер и пройдёт стадия инициализации BIOS, запрещается изменять или модифицировать последовательность появления экранов, отображаемых Windows 98, вплоть до появления надписи «Добро пожаловать в Windows 98». Таким образом, Hitachi, равно как и другие производители ПК, не могли установить специальный загрузчик, позволявший пользователю выбрать, какая ОС, Windows или BeOS, будет загружаться на его компьютере.
Результат оказался плачевным. Несмотря на то что BeOS была установлена на ПК, пользователь мог узнать о её существовании лишь по загрузочной дискетке, входившей в комплект поставки. Попытка Be Inc. закрепиться в качестве OEM-лицензиата операционной системы производителя компьютеров провалилась. Позже, в 1999 году, компания даже предлагала бесплатные лицензии на свою ОС, но «мыши на бесплатный сыр не пошли».
Во время походившей 10 ноября 1998 года выставки COMDEX 98 Be Inc. анонсировала новую, четвёртую версию BeOS. Среди её основных новшеств стоит отметить:
— в очередной раз расширенную поддержку нового аппаратного обеспечения; возможность работы с разделами FAT16/32 (чтение/запись данных из-под BeOS);
— увеличившуюся на 30% производительность ОС, а также расширенные сетевые возможности.
Сама Be Inc. считала BeOS 4.0 первой версией системы, полностью удовлетворяющей потребности обычного пользователя, а также готовой для OEM-предустановки на персональные компьютеры. По словам аналитика исследовательской фирмы IDC Уильяма Петерсона, у Be Inc. наконец-то появилась очень быстрая и стабильная ОС.
Приблизительно в это время для BeOS начали появляться программы «второго поколения», по своим возможностям не уступающие Windows или MacOS-аналогам. Среди них стоит отметить: офисный пакет GobeProductive (Gobe Inc.), программы нелинейного видеомонтажа для любителей (personalStudio) и профессионалов (A-Studio) от компании Adamation, растровый редактор Easel (Human Touch), пакет для создания «классической» мультипликации Moho (Lost Marble) и др. Кроме того, компания Wildcard Design стала первым разработчиком игр для BeOS. Её «стартовыми» продуктами стали перенесённые с других операционных систем игры Axia и Abuse.
Спустя пару месяцев после выхода BeOS 4.0 состоялась первая публичная демонстрация возможностей аппаратного ускорения OpenGL, над которым инженеры Be Inc. работали на протяжении полутора лет. Специально для этого программист Be Inc. Эндрю Кимптон портировал на BeOS игру Quake II.
Зоркий глаз присутствовавших, внимательно следивших за демонстрацией, заметил, что чип Pentium III, установленный на тестовом компьютере, работал на частоте 400 МГц, тогда как официально частота этих процессоров стартовала на отметке 450 МГц. Этот факт лишний раз доказывает, что инженеры Be Inc. имели доступ к прототипам нового чипа Intel задолго до его публичной демонстрации.
Кстати, стоит отметить работу OpenGL на BeOS, вернее, её скорость. Тот факт, что операционная система демонстрировала двух-, а в некоторых тестах трёхкратное превосходство перед Windows 95/98, говорил о возможной будущей любви разработчиков игр к этой ОС. BeOS даже начали называть «игровой платформой будущего». Ах, мечты…
Тем временем постоянно развивающийся компьютерный рынок требовал от BeOS новых возможностей. Прекрасно осознавая это, Be Inc. не стала медлить, и в апреле 1999 г. объявила о скором выходе новой версии своей операционной системы под номером 4.5. Вкратце перечислим основные нововведения BeOS 4.5: новый экран загрузки, показывающий загружающиеся в данный момент компоненты ОС, обновлённую панель настроек для лёгкой конфигурации звуковых и видеокарт, появившиеся хранители экрана, а также полные либо демонстрационные версии программ: 3dsound (позже изменившей название на 3dmix) SoundRecorder, Moho, BePlan, поставлявшиеся в комплекте.
15 апреля 1999 года Be Inc. с гордостью заявила, что количество зарегистрированных разработчиков для BeOS перевалило за отметку 10 000. Но несмотря на такой внушительный показатель, большие компании не спешили рисковать с выходом на BeOS-рынок. И их можно было понять.
Пчела демонстрирует своё жало
Выход BeOS 4.5, конечно же, не оказался незамеченным, но померк на фоне анонса Be Inc. 3 марта 1999 года об изменении своей стратегии и анонсе новой ОС под названием BeIA (кодовое название Stinger – жало). Компания, ранее делавшая ставки на операционную систему BeOS, решила попытать счастья на только начавшем зарождаться рынке так называемых персональных устройств для доступа в Интернет – Internet Apliances. Целевая аудитория IA – люди, желающие приобщиться к миру высоких технологий, но опасающиеся большой сложности в освоении компьютеров. Для примера типичного устройства рассмотрим собственный прототип Be Inc. под названием IPAD (Internet Personal Access Device – персональное устройство для доступа в Интернет), продемонстрированный компанией на выставке PC Expro в июне 1999 г. Это устройство, по форме напоминающее LCD-монитор с «деформированной» стойкой, было предназначено для использования на кухне и позволяло бы своему владельцу смотреть видеорецепты приготовления различных блюд, наблюдать за детьми в соседней комнате, слушать музыку, читать новости, получать и отправлять почту и, конечно же, бороздить просторы Интернета. Если вспомнить основную концепцию BeOS (быстрая, надёжная, компактная, с широкими мультимедийными возможностями), получается, что она, как никакая другая ОС в мире, была предназначена для такого устройства. Гассе с товарищиами подумал так же и решил рискнуть.
BeIA является «урезанной» версией обычной BeOS, в которую для улучшения мультимедийных и сетевых возможностей были добавлены: новый сетевой стек BONE (BeOS Network Stack), браузер Opera 4.0, медиаплеер Real Player, а также виртуальная машина Java. Кроме того, каждый производитель, лицензировавший BeIA, мог самостоятельно создать внешний вид системы, подстраивая его под нужды конкретного устройства. В результате усечения некоторых библиотек новая ОС могла спокойно разместиться на флэш-карте объёмом 16 Мб и комфортно чувствовать себя на тех же 16 Мб ОЗУ. По мнению Be Inc., BeIA могла бы с успехом применяться в веб-планшетах, медиа-серверах, хранящих различную фото-, аудио- и видеоинформацию, миниатюрных ПК, игровых консолях и т. д.
Вместе с заявлением об изменении стратегии Гассе объявил о том, что Be Inc. становится открытой акционерной компанией. Выпуск шести миллионов акций по цене 6 долл. за акцию должен был, по мнению управляющего, принести Be Inc. 57 млн. долл., необходимых на развитие и продвижение проекта BeIA (суммарная прибыль компании в 1998 году составила всего 1,2 млн. долл.). Первым «внешним» акционером Be Inc. стала, как нетрудно догадаться, корпорация Intel, купившая 10% её акций.
Сразу после объявления Жаном-Луи Гассе новой стратегии развития компании среди пользователей BeOS поднялась буря негодования, вызванная опасением, что Be Inc. перестанет уделять должное внимание версии своей ОС для настольных компьютеров. Павел Цислер, создатель Tracker, предложил Стиву Сакоману открыть исходные коды некоторых частей системы, чтобы сообщество программистов для BeOS могло дальше улучшать возможности операционной системы. Поскольку Сакоман и Гассе сами думали над подобным шагом, идея Цислера была воплощена в жизнь, и на свет появились проекты OpenTracker и OpenDeskbar. Тем не менее циркулировавшие вплоть до середины 2000 года слухи об открытии исходного кода всей BeOS таковыми и остались. Причина, по словам Гассе, заключалась в большом количестве чужих технологий, лицензированных Be Inc. для своей ОС. Их изымание из системы потребовало бы очень много времени, которого у компании с её ограниченными ресурсами просто не было.
Изменение стратегии Be Inc. коренным образом повлияло на весь рынок BeOS. Несмотря на то, что курс акций компании после объявления BeIA стал расти, многие именитые разработчики ПО, понимая, что дальнейшая судьба BeOS теперь под вопросом, приостановили либо прекратили процесс переноса своих приложений. В их число вошли: Steinberg (аудиоредактор NUENDO), Emagic (аудиоредактор Logic Audio), Maxon (пакет для создания трёхмерной графики Cinema 4D) и др. Также были приостановлены работы по переносу приложений внутри самой Be Inc. BeOS-версии генератора трёхмерных ландшафтов Bryce 4 (MetaCreations), пакетов для создания трёхмерной графики Strata3D и StudioPro, а также программы нелинейного видеомонтажа VideoShop (C-3D Digital) так и остались незаконченными.
Изменение стратегии Be Inc. больно ударило и по тем немногим компаниям, осмелившимся начать работы по переносу своих игровых приложений на BeOS. Со временем операционная система лишилась: Tribes II, Neverwinter Nights, Worms Armageddon, Shogo: Mobile Armor Division, Unreal Tournament, Quake III, Black & White и SimSity 3000. Хотя ещё одним немаловажным аспектом, препятствовавшим появлению игровых продуктов на BeOS, стали постоянные задержки с тестированием аппаратного ускорения OpenGL и нового сетевого BONE. Из дошедших до пользователя игр остались лишь Civilization: Call to Power и Corumn III: Chaotic Magic.
Кроме программ, BeOS начала «терять» и инженеров, работавших над ней. Так, в течение 1999 года из Be Inc. ушли практически все создатели операционной системы: Доминик Джиамполо (автор BFS), Джейсон Семс (работавший над OpenGL), Говард Бирки (BONE), Павел Цислер (Tracker) и др.
Из положительных событий, последовавших вслед за роковым заявлением Жана-Луи Гассе, стало объявление в августе 1999 г. Be Inc. финансовых результатов второго квартала. Прибыль компании составила 537 000 долл., что на 74% больше (309 000 долл.), чем за первый квартал.
Окрылённая успехом, Be Inc. начала усиленно продвигать свою новую ОС на рынок. Среди компаний, лицензировавших BeIA на протяжении 1999 года, стоит отметить: Intel, Microworkz, Qubit Technology, National Semiconductor, First Computer International, Metricom и др. Большинство из устройств, анонсированных этими компаниями, представляли собой маломощные ПК, веб-планшеты, а также «интеллектуальные пульты» для дистанционного управления бытовой электроникой.
«Засмотрелась» на BeIA и Compaq Computer. По словам представителей компании, для её персонального устройства, предназначенного для доступа в Интернет, новая ОС от Be Inc. подходила как нельзя лучше. Компании заключили партнёрское соглашение, и Compaq стала официальным лицензиатом BeIA. Однако в октябре 1999 года компания объявила о разрыве соглашения и лицензировании Windows CE от корпорации Microsoft. В это же время в Интернет просочились слухи о том, что Compaq незаконно предоставила конфиденциальную информацию относительно BeIA Microsoft, за что та обеспечила компании скидку на Windows CE. Таким образом, бывший партнёр подло предал Be Inc. и пошёл под суд, закончившийся, правда, безрезультатно.
BeOS 5 Personal Edition: преодолевая миллионный рубеж
Несмотря на некоторые успехи Be Inc. в деле лицензирования BeIA, пользователи BeOS продолжали негодовать и требовать выпустить новую версию системы, содержавшую долго ожидаемые аппаратную акселерацию OpenGL, сетевой стек BONE, а также виртуальную машину Java. Дабы хоть как-то успокоить своих клиентов, Be Inc. в марте 2000 года объявила о выходе сразу двух версий BeOS 5.0 – Personal Edition и Professional Edition. В пятой версии ОС содержалось меньше улучшений, чем в BeOS 4.5, да и они были не такими важными. Судите сами: благодаря проектам OpenTracker и OpenDeskbar обновились Tracker и Deskbar; новый драйвер для файловых систем NTFS и ext2fs позволил читать (но не записывать) данные в разделах Windows 2000 и Linux; была улучшена производительность ОС при проигрывании MPEG-файлов; появилась простая программа для записи CD-дисков под названием CDBurner, была добавлена поддержка колёсика прокрутки на мыши, расширен список поддерживаемого аппаратного обеспечения (в основном принтеров), а также несколько улучшены возможности программ NetPositive, BeMail, Camera, 3dmiX и среды разработки BeIDE.
BeOS 5 Pro Edition помимо этого содержала несколько лицензированных Be Inc. компонентов: лицензированный mp3-кодек, медиа-проигрыватель RealPlayer G2, видеоэнкодер Indeo 5, а также руководство по эксплуатации и техническую поддержку. При этом из ОС пятой версии были убраны экспериментальные драйверы аппаратного ускорения OpenGL, присутствовавшие в BeOS 4.5.
Главное же отличие между PE и Pro-версиями заключалось в том, что бесплатная BeOS 5.0 поставлялась в виде инсталлятора и устанавливалась в Windows, создавая полугигабайтный образ BFS внутри файловой системы FAT32. Be Inc. надеялась использовать BeOS 5 PE в качестве «троянского коня», который позволил бы пользователям, не желающим или не умеющим устанавливать операционную систему на отдельный раздел, тем не менее попробовать её.
В результате «Интернет-бума» Personal Edition всего за три месяца было скачано более миллиона копий BeOS 5 PE. Кроме того, практически каждый компьютерный журнал считал обязательным включить бесплатную версию ОС на свой компакт-диск. Так, по словам Стива Сакомана, в одной только Европе более 65 журналов распространили BeOS 5 PE количеством в шесть миллионов копий.
Стоит также отметить появление напротяжении 2000 года качественного нового ПО для BeOS: новой версии офисного пакета GobeProductive 2.0 с возможностью чтения документов Microsoft Office, программ для создания музыкальных композиций (GrooveMaker), ди-джеинга (FinalScratch), а также финального мастеринга песен (T-RackS), программы для нелинейного видеомонтажа (UltraDV) и др.
BeOS была у всех на виду. О ней заговорил весь компьютерный мир. Тем не менее дела у Be Inc. шли всё хуже и хуже. Если компанию представить в качестве мяча и подкинуть его высоко вверх, момент, когда он достигнет максимальной высоты и начнёт стремительно падать вниз, настал для Be Inc. именно в 2000 году.
На протяжении 2000 года стратегия BeIA начала «давать трещины». Одна за другой компании, ранее лицензировавшие новую ОС, объявляли о переходе на другие альтернативные решения: кто – на WindowsCE, кто – на QNX, а кто – на Linux.
Be Inc. помогали удержаться на плаву лишь продажи BeOS 5 Pro, принёсшие за последний квартал 2000 года 480 000 долларов, которых едва хватало на выплату зарплаты своим сотрудникам. Понимая, что каждый новый день приближает Be Inc. к банкротству, Гассе и компания продолжали усиленно продвигать BeIA в массы.
На выставке CES 2001, ежегодно проходящей в Лас-Вегасе, Be Inc. представила миру прототип Aura – мультимедийного домашнего центра, предназначенного для кодирования, прослушивания, а также хранения музыки в формате mp3. Устройство подключалось к телевизору и обладало интуитивно-понятным пользовательским интерфейсом, позволявшим организовывать композиции в плейлисты, просматривать информацию о песнях, дополнительные данные об исполнителях, а также в будущем покупать музыку через интернет-магазины. Идея с Aura так понравилась самой Be Inc., что компания буквально сразу же объявила о создании целой платформы под названием HARP (Home Audio Reference Platform – базовая платформа), предназначенной для создания «умных» мультимедийных устройств. На HARP сразу же объявился первый потенциальный покупатель – Music Republic, но дальше «постного» релиза о сотрудничестве с Be Inc. дело, как в случае с абсолютным большинством лицензиатов BeIA, не пошло.
2001 год стал последним годом жизни Be Inc. Финансовые показатели компании держались на уровне «ватерлинии» лишь благодаря Sony, лицензировавшей BeIA для своего нового интернет-терминала eVilla. Убытки Be Inc. достигли к 31 декабря 2000 г. (конец финансового года) 94 млн. долл., в то время как прибыль составила лишь 14 миллионов. Эти финансовые показатели заставили компанию пойти на крайние меры – уволить 27 человек. Несмотря на то, что большинство из них занимали должности менеджеров по продажам, Be Inc. лишилась и нескольких инженеров, «не вовлечённых в разработку основного продукта компании», то бишь программистов BeOS.
В феврале 2001 года, отчаявшись, компания подала в суд на корпорацию Microsoft, обвиняя её в монополизации рынка операционных систем своей Windows, а также в давлении на производителей ПК. В то время судебный антимонопольный процесс касательно Microsoft длился уже три года (в частности, вспомните «войну» браузеров Netscape Navigator и Internet Explorer в 1998 г.). Be Inc., лишённая возможности поставлять свою ОС производителям компьютеров, чтобы те могли спокойно устанавливать её на свои ПК, вошла в группу компаний-обвинителей. Судебный процесс затянулся до 5 сентября 2003 года, когда Be Inc. (в которой к тому времени останется лишь один сотрудник – юрист) объявила об отзыве своего иска, а Microsoft – о выплате 23,25 млн. долл. компании в качестве компенсации.
BeIA и практически «иссякшие» продажи BeOS 5 Pro не смогли удержать BeOS от падения в бездну: 2 апреля 2001 года Жан-Луи Гассе объявил, что оставшихся у Be Inc. 9 млн. долл. хватит лишь на шесть месяцев существования, после чего она полностью обанкротится. Гассе ничего не оставалось, как начать разрабатывать план продажи своей компании.
В августе 2001 года Be Inc. объявила об очередном увольнении 28 сотрудников, пытаясь хоть немного снизить затраты и продержаться до того, как на её душу найдётся покупатель.
Ждать, впрочем, надо было недолго. Буквально через пару недель после второго увольнения компания Palm Inc. 18 августа соизволила приобрести Be Inc. и впоследствии использовать мультимедийные возможности, предоставляемые BeIA, в своей собственной операционной системе для КПК PalmOS. 12 ноября, после совещания акционеров Be Inc., Palm окончательно приобрела всю интеллектуальную собственность компании за ничтожную сумму в 11 млн. долл. Казалось, история «пчелы» подошла к концу…
Жизнь после смерти
Ан нет. Невзирая на официальную «смерть» BeOS, сообщество её пользователей продолжает активно поддерживать систему. Постоянно выпускаются новые программы, совершенствуются старые. На основе бесплатной BeOS 5 PE, а также патчей, драйверов и программ, народ собирает различные дистрибутивы.
Например, BeOS, ранее не «дружившая» с процессорами Pentium 4/Athlon, а также видеокартами старше первого ATI Radeon, благодаря появлению BeOS Max и BeOS Developer Edition может спокойно работать на новых компьютерах.
Кроме того, на основе просочившейся тайком в 2001 году беты, следующей за BeOS пятой версии BeOS 5.1d0 (кодовое название Dan0), был разработан дистрибутив PhOS.
Но самое главное – BeOS продолжает развиваться, и в этом ей помогают два проекта – Haiku и Zeta. Расскажем о них лишь в паре приложений. Заинтересованные могут найти подробное описание и новости касательно проектов по адресам, находящимся в конце статьи.
Проект Haiku, ранее носивший неофициальное название OpenBeOS, стартовал буквально через два месяца после покупки Palm компании Be Inc. Его целью стало воссоздание BeOS 5.0 в новой операционной системе с открытым исходным кодом. Помимо этого, программисты уже выпустили достаточно драйверов, позволяющих существующим версиям BeOS чувствовать себя «как дома» на большинстве распространённых конфигураций современных ПК.
Что же касается BeOS Zeta, её основателем является немец Бернд Корц, ранее занимавшийся выпуском журнала InsideBeOS, почившего после пятого номера. В начале 2001 года Корц основал компанию yellowTAB, решившую заняться дальнейшим продвижением BeOS. Для этого им была выкуплена лицензия на продажу BeOS 5 Pro у немецкого дистрибьютера Koch Media, на основе которой yellowTAB собиралась выпустить дистрибутив под названием BeOS NG (Next Generation – следующее поколение). Позже его «начинку» было решено заменить с BeOS 5 Pro на BeOS 5.1d0, в результате чего операционная система изменила название на BeOS Zeta.
На данный момент Zeta является наиболее продвинутой версией BeOS. Она включает в себя:
— SVG Tracker, поддерживающий векторную графику;
— BONE и множество других улучшений и дополнений.
По словам Бернда Корца, количество проданных копий BeOS Zeta в три раза превышает количество всех предыдущих версий BeOS, проданных Be Inc.
(Рисунок 1. Программа для нелинейного видеомонтажа personalStudio)
(Рисунок 2. Прототип IPAD, демонстрировавшийся Be Inc. на выставке PC Expo’99)
(Рисунок 3. Многозадачность BeOS 5.0 – одновременная работа десяти игр)
(Рисунок 4. Офисный пакет GobeProductive 2.0)
(Рисунок 5. Интерфейс прототипа цифрового музыкального сервера Aura)
(Рисунок 6. Программа для финального мастеринга песен T-RackS)
(Рисунок 7. Интернет-терминал Sony eVilla, работающий на базе BeIA)
(Рисунок 8. Интерфейс BeOS Zeta)
(Рисунок 9. Графический растровый редактор Refraction)