На чем незнайка полетел на луну
Подлинная история полета Незнайки на Луну
Подлинная история путешествия Незнайки на Луну, рассказанная профессором Знайкой, инженерами Винтиком и Шпунтиком, доктором Пилюлькиным, астрономом Стекляшкиным, обывателем Пончиком, гражданином Незнайкой и Кнопочкой, просто Кнопочкой.
Понимаете, ведь когда Фуксия и Селёдочка летали на Луну первый раз, они там даже не высадились. Всем врали, конечно, что высадка была. Но во втором полёте, когда я к ним присоединился, девчонки сознались. Не была ракета “ФиС” приспособлена для посадки! У неё ведь и посадочного модуля не было. Так что мы совершили облёт (девочки потом признались, что со мной было гораздо интереснее, чем вдвоём) и вернулись.
На самом деле, конечно, после биовойны в рост пошли именно растения и насекомые. Млекопитающих мутация не затронула. Так что это не мы маленькие, а трава уродилась. Но тут, похоже, сложные механизмы психической защиты работают. Коллективное прятанье в детство голожопое. Не все, конечно, интеллектом близки к Незнайке или Пончику, но и мы эту версию молчаливо поддерживаем. Так спокойнее жить.
Знайка наш, конечно, тоже не гений интеллекта, но и в прежнем мире считался бы хорошим учёным. Вот ведь, прибор невесомости собрал! Удивительно, конечно – камешек и магнит, но ведь работает эта хрень, создаёт невесомость, сам свидетель! При этом Знайка трус ещё тот, как он в космос-то летал? Когда у нас крушение воздушного шара было – первый за борт с парашютом сиганул. Командир называется! А тут вдруг расхрабрился, давай ракету строить… Понятно, что ему из Солнечного города указания дали – генератор невесомости всем хочется первыми заполучить, надо за лунными камнями лететь. Но на полном серьёзе всем нашим кибуцем отправиться на Луну? Я вначале решил притвориться больным. Но я ведь единственный в городе врач, если заболею – могут и полёт отложить. А если даже и останусь? А все улетят – и разобьются? Как жить дальше? Ну не верю я в Знайкин гений и командирские способности! Убьются, как пить дать – убьются! Может выступить против этой авантюры?
Тут, если честно, пришлось хорошенько задуматься. С одной стороны – клятва Гиппократа, то да сё. да и самому жить охота. С другой – идти на конфликт со Знайкой неохота, у него все завязки в Солнечном городе, народец наш ему верит. Но стоит ли нам всерьёз на Луну отправляться? Слухи-то ходят разные…
Я два дня ходил сам не свой. Таблетки пил. А потом решил посоветоваться со Стекляшкиным. С одной стороны – тот давно уже в маразме старческом. Ходит в колпаке со звёздами, будто Мерлин или Гэндальф какой. Бормочет что-то. Ползает по руинкам, всякий хлам к себе тащит. От постоянного облучения стал импотентом, волосы клоками лезут. С другой стороны – некогда Стекляшкин был умнейшим человеком. Настоящим учёным, не то что Знайка. Пришёл я к Стекляшкину, спирта медицинского притащил – старика наша огуречная настойка не берёт, а вот от спирта он косеет – и, странное дело, будто память к нему возвращается. Рассказал ему о своих подозрениях. И что Знайка командир никакой, и про то, что нужен ли нам на самом деле этот лунный проект…
Стекляшкин выслушал меня внимательно. От спирта не отказался, на закуску достал банку старой тушёнки. Я такое жрать боюсь, за пару столетий любая консерва протухнет, но Стекляшкин сказал, что её радиацией простерилизовало. В общем – выпили, закусили. Обсудили. И Стекляшкин мне и говорит:
— Ты, Пилюлькин, в медицине вроде как понимаешь, а в физике – полный профан. Полагаешь, Знайка случайно собрал из лунного камня и магнита антигравитатор?
— Ну да.
— Откуда он камень взял, если он и на Луне-то не был.
— Не был? – поразился я.
Стекляшкин кивнул на свой телескоп.
— Я весь полёт отслеживал. Они вокруг Луны покружили и вернулись. Так что не бойся – это не Знайкина авантюра. Это о-го-го какие серьёзные люди полёт готовят! Знайка – так… для прикрытия. Чтобы если что – все шишки на него валились. Мол мы ни при чём, мы договор о разграничении соблюдаем…
В общем – не то, чтобы успокоил меня Стекляшкин, отчасти даже больше напугал. В Солнечном городе авантюру замыслили, а нас втёмную разыгрывают. Но стало понятно, что против Знайки переть бесполезно. Вмиг приедут из Солнечного города Свистулькины и Кандалькины, увезут на воспитательные процедуры.
Так что я пузырёк в карман припрятал и стал ждать старта. Накануне выпью йода и слягу с температурой. Хорошо, что я к Стекляшкину пришёл, умный он.
Когда я дверь за Пилюлькиным запер – у меня руки тряслись. Отчасти от спирта, который этот алкоголик опять приволок, отчасти от нервов.
Человеколюбец выискался! Как старые лекарства на коротышках проверять – так ему этика не жмёт. А как экспедицию на Луну отправить – так сразу занервничал. Базис подвёл. И людей ему жалко, и лететь не стоит…
Пришлось про Солнечный город и его указания туманно намекать. У нас же как – чуть что, так всё на Солнечный город списывают. На его интриги и хитрые планы.
Хотя резон в моих словах, конечно, имелся. Знайка и в самом деле на Луне не был. Это я не в телескоп увидел, конечно, маловат он для такого. Это из всей конструкции ракеты следовало. А уж когда Знайка начал у меня выяснять, нет ли в коллекции лунного камня… тут всё стало ясно.
Лунного камня у меня не было. Откуда ему взяться? То, что американцы когда-то привезли, за прошедшие века затерялось. А вот экспериментальный антигравитатор, что я в руинах Массачусетского университета когда-то откопал (эх, было время, был я молод) имелся. Малюсенькое устройство, хоть и прототип… последний, что на Земле остался.
Взял я эту коробочку, приделал к нему геркон в качестве выключателя, конструкцию поместил в шпионский камень из московского музея разведки. Снова собрал, эпоксидкой залил. Знайка ночью залез ко мне, полчаса шарашился, разбил старинный стакан, разлил бутылку ацетона, потом всё-таки нашёл лежащий на видном месте “лунный камень”, обрадовался, заменил куском кирпича и ушёл. Принялся на лекциях демонстрировать.
Ну а через некоторое время и я к Знайке наведался. Положил рядом с “лунным камнем” магнит и смылся, болтаясь в воздухе и перебирая руками по шпагату, привязанному к двери моего дома.
На Луну меня решили не брать. Мол, невесомость не переношу, таких не берут в космонавты. И вообще – толстый слишком, жратвы на меня не напасёшься…
Придурки.
— Чего я не видал на вашей Луне! – гордо ответил я и пошёл есть кексики. И ведь не соврал. Ну чего я там не видал? Остатки куполов на поверхности? Подлунные города? Крошечные фрукты-овощи?
На Земле я первое время ощущал себя не в своей тарелке. Сила тяжести чудовищная! Хоть и провёл всю юность в тренировках, всё равно тяжко. Спортом не займёшься. С горя начал жрать, еда тут вкусная, никакой гидропоники, да ещё и соль в ходу! Располнел я, стало ещё тяжелее.
Тяжела судьба спящего агента.
А прототип антигравитатора я найти так и не смог. Видимо, коротышки раньше его обнаружили. С другой стороны, вторжения на Луну никто не готовил, я как-то и расслабился. Расплылся. Форму потерял совсем.
И тут Знайка изобретает антигравитатор! Или это он нашёл прототип? Не знаю… И готовит полёт на Луну. Вроде как с научными целями, но кто его знает… Я специально всё подстроил так, чтобы меня не взяли в команду. Команда она большая, а мне проблемы не нужны. Решил накануне старта угнать ракету и доложить Спрутсу о выполнении задания. Мол, всё в порядке, вторжения не будет, угрозу я ликвидировал.
И бомбить Землю не придётся.
Нравится мне Земля, обидно, что после прошлой войны наши предки на Луну удрали. Радиации испугались. А тут всё так затейливо стало! Растения выросли! Насекомые укрупнились! У людей продолжительность жизни увеличилась! Им по сто лет, а все ходят с детскими лицами, в шортах и с бантиками. Цивилизацию какую-то инфантильную выстроили. Не то коммунизм, не то первобытный строй. Сумасшествие! Мне ещё для этого приходилось всё время жрать, чтобы морщины не появлялись.
В общем, я уже намылился лететь на Луну, как пришёл ко мне Незнайка. Славный парень, хоть и дурак редкостный. Давай, говорит, в ракете спрячемся и со всеми вместе улетим.
Я, конечно, согласился. Только дожидаться всей команды в мои планы не входило. Ночью я запустил стартовую программу и мы улетели вдвоём.
Правда до конца я так и не решил, что делать буду. То ли с отчётом к Спрутсу. То ли просто своей жизнью зажить. Введу употребление соли в обиход, разбогатею… Если что – начну торговать семенами земных мутировавших растений… В любом случае не пропаду.
Хорошо на Земле, но с моим весом и возрастом – пора уже на родину, на Луну. Низкое притяжение, особняк с белыми колоннами, молоденькие актриски вокруг шебуршатся…
А Незнайку возьму к себе на службу. Он животных любит, будет мне собачек выгуливать.
Поселенцы-то ладно, но как без Луны жить? Приливы-отливы, биоритмы…
Вот я и приглядывал за профессором. Дурью маялся, на всех потихоньку докладные в Солнечный город писал. Один раз даже пришлось самому туда поехать, вместе с агентом Пёстреньким, когда я у другого психанутого типа ещё один довоенный артефакт выманил. Материализатор желаний, удивительная вещь! Отвёз я его, сдал в спецхран, жаль, батарея разрядилась и накрылся прибор.
И как можно было при таких технологиях довести дело до войны? Не представляю…
Честно говоря, я уже в отставку хотел подать. Надоело дураком притворяться. Но тут всё как завертелось!
А Пончик! Вот это вообще был номер! Только когда он меня в спину пнул и я начал падать в подземное поселение – только тогда я и понял, что Пончик-то наш казачок засланный, селенитский агент!
Падаю я, сработает ли идиотский капюшонный нано-парашют – не знаю. В голове только одно крутится – лицо Кнопочки. Эх, одна ты со мной была добра по-настоящему. А я ведь даже в любви тебе не признался. Делал вид, что никакого секса мне не хочется… Ах, Кнопочка, глупая ты моя малышка…
Главное, чтобы мужчины не поняли, кто теперь миром правит.
Пусть играют со своей техникой, пусть изобретают. Пусть считают, что правят миром. Всё равно у каждого мужика, который нынче себя называет коротышкой, хоть он и двух метров ростом, есть жена. И уж эта жена направит его энергию в нужное русло. Пусть новые ткани создают, дизайном туфлей занимаются. Пусть даже играют в войнушку и шпионов. Главное, чтобы понарошку.
Незнайка. Подлинная история.
Подлинная история путешествия Незнайки на Луну, рассказанная профессором Знайкой, инженерами Винтиком и Шпунтиком, доктором Пилюлькиным, астрономом Стекляшкиным, обывателем Пончиком, гражданином Незнайкой и Кнопочкой, просто Кнопочкой.
5. Обыватель Пончик
На Луну меня решили не брать. Мол, невесомость не переношу, таких не берут в космонавты. И вообще – толстый слишком, жратвы на меня не напасёшься…
Придурки.
— Чего я не видал на вашей Луне! – гордо ответил я и пошёл есть кексики. И ведь не соврал. Ну чего я там не видал? Остатки куполов на поверхности? Подлунные города? Крошечные фрукты-овощи?
На Земле я первое время ощущал себя не в своей тарелке. Сила тяжести чудовищная! Хоть и провёл всю юность в тренировках, всё равно тяжко. Спортом не займёшься. С горя начал жрать, еда тут вкусная, никакой гидропоники, да ещё и соль в ходу! Располнел я, стало ещё тяжелее.
Тяжела судьба спящего агента.
А прототип антигравитатора я найти так и не смог. Видимо, коротышки раньше его обнаружили. С другой стороны, вторжения на Луну никто не готовил, я как-то и расслабился. Расплылся. Форму потерял совсем.
И тут Знайка изобретает антигравитатор! Или это он нашёл прототип? Не знаю… И готовит полёт на Луну. Вроде как с научными целями, но кто его знает… Я специально всё подстроил так, чтобы меня не взяли в команду. Команда она большая, а мне проблемы не нужны. Решил накануне старта угнать ракету и доложить Спрутсу о выполнении задания. Мол, всё в порядке, вторжения не будет, угрозу я ликвидировал.
И бомбить Землю не придётся.
Нравится мне Земля, обидно, что после прошлой войны наши предки на Луну удрали. Радиации испугались. А тут всё так затейливо стало! Растения выросли! Насекомые укрупнились! У людей продолжительность жизни увеличилась! Им по сто лет, а все ходят с детскими лицами, в шортах и с бантиками. Цивилизацию какую-то инфантильную выстроили. Не то коммунизм, не то первобытный строй. Сумасшествие! Мне ещё для этого приходилось всё время жрать, чтобы морщины не появлялись.
В общем, я уже намылился лететь на Луну, как пришёл ко мне Незнайка. Славный парень, хоть и дурак редкостный. Давай, говорит, в ракете спрячемся и со всеми вместе улетим.
Я, конечно, согласился. Только дожидаться всей команды в мои планы не входило. Ночью я запустил стартовую программу и мы улетели вдвоём.
Правда до конца я так и не решил, что делать буду. То ли с отчётом к Спрутсу. То ли просто своей жизнью зажить. Введу употребление соли в обиход, разбогатею… Если что – начну торговать семенами земных мутировавших растений… В любом случае не пропаду.
Хорошо на Земле, но с моим весом и возрастом – пора уже на родину, на Луну. Низкое притяжение, особняк с белыми колоннами, молоденькие актриски вокруг шебуршатся…
А Незнайку возьму к себе на службу. Он животных любит, будет мне собачек выгуливать.
(девочки потом признались, что со мной было гораздо интереснее, чем вдвоём)
И ведь не каждые признаются) Молодцы девки.
Конечно, не «последний полет Карлсона» и не «постъядерный мир Алисы Селезневой», но тоже годно. Жаль, к последним монологам смазано становится.
В СССР много чего не было
Буфер-покер
Инструкция для верующих по поведению в приличном обществе
Равнодушие
Было это в марте. Пришел старший мастер с обходным листом. Увольняется. Спросил причину. Отвечает:
— Работаю 8 лет, работу знаю и люблю. Но по семейным обстоятельствам вынужден взять отпуск за свой счет, нужно ехать в другой город. За мамой ухаживать, я у неё один, больше некому. Но начальник цеха против, сказал чтобы увольнялся.
Не стал я ему подписывать заявление на увольнение. Позвонил в кадры, уточнил. У сотрудника есть 32 дня отпуска. Подписал ему отпуск, договорились, что после отпуска, если надо будет, возьмет отпуск без сохранения заработной платы.
Уже прощаясь с ним, заходит начальник конструкторского бюро, согласовать 2 вакансии. Вакансия на инженера- технолога, на удаленном доступе, вносить изменения в технологические карты. Обычно на эту должность идут молодые сотрудники, без опыта.
Спрашиваю старшего мастера:
— Там, куда Вы едете, работа будет?
— Это поселок, как таковой работы нет, только сезонная.
— Тех.карты будете править? Работа удаленно, зарплата не такая как здесь, но все лучше, чем ничего. 30-35 к на руки будет выходить.
Он с радостью согласился, поблагодарил. Ушел.
Вызвал к себе его руководителя, начальника цеха:
— У Вас сегодня старший мастер уволился, причину можете узнать?
— Да я не знаю, говорит, что по семейным обстоятельствам, просится на 3 месяца в отпуск.
— Вы за три месяца найдете специалиста его уровня?
— Вряд ли, сотрудник он грамотный, толковый. Такого так сразу не найдешь.
— Так почему Вы так легко подписываете заявление? Почему не подумали как найти компромисное решение?
— А что я могу? Он принес, я подписал.
Прошло 5 месяцев, сотрудник решил свои дела, с его слов, сестра приехала из Беларуси, стала с мамой жить, он вернулся на завод. Продолжил работать.
Сегодня увидел его, поздоровались.
Я подумал, как часто мы теряем ценных опытных сотрудников из за нашей занятости, торопливости, а зачастую и равнодушия. А потом тратим время, силы, нервы, чтобы подготовить нового специалиста. Но это очень длительный и трудный процесс, без гарантии положительного результата.
На фоне новшеств
Сам ты «абизяна»!
В первом классе на большой перемене мы рассматривали с одноклассниками в библиотеке какую-то большую книгу с огромными красочными иллюстрациями про животных. Нам очень понравился шимпанзе, который задумчиво смотрел на нас с фотографии.
Тут я решил блеснуть знаниями и сказал, что люди произошли от обезьян. А вот дальнейшего я не ожидал. После моих слов один из одноклассников покраснел, как помидор, и стал орать во всю мочь, выпучив глаза: «САМ ТЫ А-БИ-ЗЯ-НА! САМ! ТЫ! А! БИ! ЗЯ! НА!»
Успокоить его ни мы, ни библиотекарь не смогли, позвали завуча. Завуч отвела его к медсестре, а потом отправила домой.
Как оказалось, мальчик был из очень религиозной семьи.
СССР, вторая половина 80-х годов.
Разводняк 80-го уровня или добро пожаловать в лигу тупых
А ты попадался на удочку мошенников?
Instant freeze
Утрецом в машинерию сажусь, снаружи минус 9, смотрю на бутылку водицы в подстаканнике: не замëрзла. А вдруг. И таки получилось.
Правдоподобно
Девочки снежинки, мальчики клоунята
Мододелы
Наследие от предков
Нижний хватательный рефлекс, думаю не надо говорить от кого мы его унаследовали. Рефлекс вызывается надавливанием подушечкой пальцев на подошву ребенка. У здоровых детей сохраняется до 14 месяцев.
https://t.me/noxetmedicinum/130 источник, так много другого интересного из мира медицины
Мигранты снова избили парня в московском метро
Очередное нападение с участием мигрантов произошло на одной из станций московского метро. Группа «соотечественников» из Средней Азии приставала к молодой паре. В этот момент за них вступился проходивший мимо 28-летний Сергей.
Трое выходцев из «братских республик» решили толпой избить Сергея. Нанося ему удары руками и ногами по голове они даже не думали о какой-то справедливости, человеческой этике и мужской чести. Хотя по утверждениям очевидцев, Сергей предложил «самому горячему» мигранту решить вопрос в честном поединке один на один.
Слишком холодно для праведности
Экскурсия по дому
Равноправие
Художественная правда
Ответ на пост «Устами узбека глаголет истина»
Привет Пикабу. Проблема, на которую не принято жаловаться, но антиславянский демарш ЦИАНа, задел и тех, кого и не должен был. А в конце поста даже сделаю рацпредложение, поддержите пожалуйста.
Раньше я видел «Сдаём только славянам» как дополнительный уровень сложности, и просто не тратил чужое время, то как теперь быть?
По традиции, смиренно принимаю сообщения об ошибках, пропущенных запятых и всяком таком, спасибо что прочитали)
Истории невролога. Инсульт. Взгляд не со стороны
Далее 2 суток постоянного введения гепарина по вене через инфузомат, капельницы.
На следующий день разрешили сесть на кровати под присмотром инструктора ЛФК. А потом даже встать и сделать несколько шагов. Да, неуверенных, боязливых, но все-таки самостоятельных первых шагов! Радости от этого события не передать!
Сегодня, 9 декабря, ровно 7 дней, как со мной случился инсульт. Ощущение, что прошло не каких-то 7 дней, а недели или месяцы. Я возвращаюсь к вертикальной жизни: кушаю сидя на кровати, могу просто посидеть, вместе с инструктором ЛФК хожу понемногу, могу со страховкой самостоятельно сходить в туалет. Впереди ещё лечение, реабилитация. Но мы верим, что всё будет хорошо!
Всем здоровья и лучей добра! Берегите себя и своих близких!
«Незнайка на Луне»: особенности ракет в рисунках Генриха Валька
Роман «Незнайка на Луне» публиковался по частям в журнале «Семья и школа» в 1964—1966 годах, при этом, в 1965 году выйдя как отдельная книга. В плотной сцепке с Николаем Носовым работал признанный иллюстратор-карикатурист Генрих Вальк, именно его рисунки мы можем наблюдать в первых изданиях. И, если к самой книге у нас вопросов нет — это отличный образчик детской (почти научной) фантастики, то вот к изображению ракет-носителей мы хотим присмотреться. Потому что в них видны черты сразу всех РН, которые Советский Союз запускал в суборбитальные и орбитальные полёты.
Ракета первая — «НиП» (сокращённо от «Незнайка и Пончик»), та самая, которую двое коротышек нечаянно угнали и улетели на ней на Луну. Видно, что Вальк руководствовался образами ракет «Р-1В», которые мог видеть в советской прессе (именно на такой, например, летали собачки Дезик и Цыган).
А вот для второй ракеты — «Фис» («Фуксия и Селёдочка»), Вальк использовал головную часть от следующей «королёвской» модификации, а именно от «Р-2А», созданной на базе «Р-2» для исследования верхних слоев атмосферы.
Взглянув на видение авторов одноимённого мультфильма 1997 года, то можно увидеть и другую преемственность. Как мы помним, сюжет мультфильма несколько отличается от книжного — обе ракеты придумал Знайка с нуля, а не под руководством Фуксии и Селёдочки. Отсюда и расхождение с книжными образами. В анимационной ленте первая ракета «НиП» скопирована со второй модификации из книги, а вот вторая ракета «ФиС» явно напоминает «Союз» — на головном обтекателе явно торчит стрела с системой аварийного спасения экипажа.
При этом, компоновка короткая, ступень с двигателями не отделяется, в отличие от книжной версии, где «ФиС» имела две ступени. Вторая ракета из мультфильма скорее напоминает орбитальную версию «Р-7», например, ту, что выводила «Спутник-1», но с тремя боковыми «ступенями» вместо четырёх. Почему именно её? Если взглянуть на «Р-7» для «Спутника» и более поздний «Восток», то видно, что вторая ступень у последнего значительно длиннее. «Восход» прибавил ещё несколько метров, а за ним и «Союз» за счёт системы аварийного спасения экипажа.
Так что, не всё так просто даже в детских книжках и мультфильмах.
Допытливый подписчик может укорить нас в том, что на момент публикации «Незнайки на Луне» внешний вид ракет «Р-1В» и «Р-2А» вряд ли мог быть известен гражданскому художнику. Но нет, ракеты к середине 60-х годов уже не состояли на вооружении и вовсю использовались в советской прессе. «Известия», «Правда», «Советская Культура» и другие советские газеты в 1961—62 году активно «рисовали» эти необычные модификации баллистических ракет для иллюстрирования полёта Андриана Николаева или межпланетной станции «Венера-1». Что уж говорить про 1997 год, когда на экраны вышел мультфильм — тогда уже всё давным-давно рассекретили.
По материалам сообщества «Pro Космос»: https://t.me/realprocosmos
Исследователи космоса
10.4K поста 39.3K подписчик
Правила сообщества
Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу 🙂
Капитализм. Социализм. Да какая, нафиг, разница была мне, ребенку 10-11 (вроде) лет, когда я впервой это просчитал в самом начале 90-х. Учитывался, так сказать.. Вот именно Незнайка на луне натолкнули меня на дальнейшее чтение фантастики. После него уже пошли Кир Булычев, братья Стругацкие. Эх, вернуть бы то время, чтобы еще раз ощутить тот первый раз.
особенности ракет в рисунках Генриха Валька
Надо же.. Союз то почти пикабушный размер имеет (в метрах).. вот это поворот..
Советский космос
Всех приветствую! Данный фотопост посвящен советским космонавтам. Приятного просмотра!
1. Член экипажа космического корабля «Союз-26» летчик-космонавт Юрий Романенко
Дата съемки: 1978 год
2. Джон Гленн, Джон Кеннеди и Герман Титов в Белом доме
Дата съемки: 3 мая 1962 года
3. Собаки Мишка и Чижик
Дата съемки: 1951 год
Собаки первого этапа научных исследований в июле-сентябре 1951 года. Свой первый полет совершили на ракете Р-1Б 15 августа 1951 года, спустя несколько недель после неудачного запуска Дезика и Лисы. Несмотря на сильные перегрузки, собаки чувствовали себя отлично, что дало надежду на продолжение программы испытаний.
4. Транспортировка ракеты-носителя «Союз» и космического корабля «Союз-19» на стартовую позицию
Дата съемки: 1975 год
5. Юный мотолюбитель Саща Каприз везет космонавта Алексея Леонова
Дата съемки: 1 октября 1967
1 октября 1967 года в Москве состоялся парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций на приз журнала «Техника молодежи». В конкурсе приняло участие более 50-ти самодельных конструкций. Парад-конкурс возглавил космонавт Алексей Леонов.
6. Валентина Терешкова в детском саду им. Н. К. Крупской в Руанде
Дата съемки: 1979 год
7. Стартовая площадка космических кораблей на Байконуре
Дата съемки: 1960-е
9. Валерий Быковский (слева) и Зигмунд Йен после приземления
Дата съемки: 1978 год
10. В тренажере. Павел Попович и Юрий Артюхин
Дата съемки: 1974 год
12. Парашютисты Ярославского клуба ДОСААФ после прыжков
Дата съемки: 1959 год
14. Институт космической медицины
Дата съемки: 1980-е
15. Праздник пионерии. Юные космонавты
Дата съемки: 1965 год
16. На работу в космос
Дата съемки: 1983 год
17. Ан-225 и «Буран»
Дата съемки: 1989 год
Ан-225 самый большой и грузоподъёмный самолёт за всю историю мировой авиации.
В общей сложности данный самолёт — обладатель около двухсот пятидесяти мировых рекордов.
Благодарю за внимание!
Так же Вам может быть интересно:
Инженеры и конструкторы СССР всегда славилась умением просто и оригинально справляться с самыми сложными техническими проблемами. Именно это качество помогло устранить сбои пускового комплекса «Энергия-Буран» обычной кочергой.
Вся советская космонавтика создавалась трудом сотен конструкторских бюро. КБ академика В.П. Бармина создавала стартово-пусковые установки начиная с первых «Катюш». Стартовые комплексы баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-12, Р-14, с системами обслуживания и заправки тоже были созданы этим КБ.
Для запуска ракеты Р-7 (позже модернизированный в «ВОСТОК», «СОЮЗ»), ставшей поистине «рабочей лошадкой» советской космонавтики, была придумана оригинальная конструкция стартового комплекса, удерживающая ракету «за талию». Как только двигатели ракеты наберут мощность, створки сами отходят под силой тяжести. Все просто и надежно.
Для новой ракеты «Энергия» такая установка уже не подходила: даже без «Бурана» ракета весила 2400 тонн. Для примера: ракета «Союз», которая доставляет космонавтов и грузы на МКС, весит всего 313 тонн.
Поэтому «Энергия» закреплялись на стартовой площадке в районе основания корпуса ракеты. Для этого была разработана специальная промежуточная плита именуемая «Стартово-стыковочный блок» или коротко «Блок «Я».
Самая главная задача Блока «Я», это удержать ракету весом 2400 тонн в вертикальном положении, а как двигатели наберут нужную тягу-быстро отстегнуться от ракеты. Заправка ракеты топливом и окислителем, обслуживание всех систем так же происходит через эту плиту. Для этого внутри плиты смонтированы специальные трубопроводы и электрические кабели. Вес этой плиты 30 тонн и размеры 20,25м. х 11,5м.х 1,2 м.
Стартовая плита крепится к ракете еще на стадии сборки в ангаре. Вместе с ракетой вывозится на стартовую площадку и опускается на стартовый стол. На стартовом столе плита закрепляется на обычные защелки типа такой, только огромные и прочные. При старте «Энергии» плита ( стартово-стыковочный блок) остается на стартовом столе.
Для испытания оборудования стартового сооружения использовали «массо-габаритный макет»: копия ракеты по форме и массе. При установке макета ракеты получился казус: стартово-стыковочный блок «зависал» в нескольких сантиметрах над стартовым столом и защелки не могли зафиксировать плиту с ракетой.
На испытаниях присутствовал генеральный конструктор Владимир Петрович Бармин. Седому академику уже шел восьмой десяток лет. Он попросил принести чертежи, немного покопался в них и спросил у офицеров: «Лом есть?». Этот универсальный инструмент решения проблем имеется на всех наших стройках и лом тут же принесли. Бармин засунул лом в плиту и прищурившись куда то ткнул. Стыковочная плита с ракетой опустилась на стартовый стол и замки защелкнулись.
Бармин собрал обслуживающих стартовую установку офицеров и объяснил в чем причина. Тут же возникла идея сделать более удобный инструмент из строительной арматуры по форме кочерги. Инструмент назвали в честь автора «Кочерга Бармина». Хотя капризный узел впоследствии доработали, но иногда он все таки напрашивался на вмешательство «Кочерги Бармина». Этот инструмент честно отработал оба старта ракеты «Энергия» : со спутником «Полюс» и с кораблем «Буран».
Короткий ролик со старта «Энергия-Буран». Обратите внимание: в тот день была низкая сплошная облачность и ракета скрывается во мгле, а потом выныривает над облаками.
Этот и другие интересные эпизоды подробно описаны в книге Владимира Ермолаева «Слово о полку Бурановом». Он лейтенантом пришел на стартовый комплекс и проработал там вплоть до закрытия программы. Очень рекомендую почитать, благо выложено в интернете в бесплатном доступе.
113 лет со дня рождения Николая Николаевича Носова
Замечательный писатель, книги которого мы с удовольствием читали в детстве! «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», трилогия сказок о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» и др.
Окончил Московский институт кинематографии. Является режиссером многих научно-популярных и детских мультипликационных фильмов.
В годы Великой Отечественной войны он снял учебный фильм для танкистов, за который впоследствии получил Государственную премию.
Николай Николаевич Носов умер в Москве 26 июля 1976 года, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.
Первый в мире планетоход: 51 год началу работы «Лунохода-1»
17 ноября 1970 года первый в мире планетоход высадился на поверхность другого небесного тела. Аппарат «Луноход-1» был доставлен на Луну в рамках программы «Луна-17». Его 10 ноября запустили с Байконура ракетой-носителем «Протон-К». До спутника Земли комплекс долетел благодаря разгонному блоку Д. Аппарат был предназначен для изучения особенностей лунной поверхности, космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.
Луноход проработал на Луне с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года, пройдя за это время 10,5 километров. Аппарат имел на борту различное научное оборудование, в том числе и две телекамеры и четыре панорамных телефотометра.
Забавный факт: на Луне за 302 земных дня пребывания на ней «Лунохода-1» прошло «всего лишь» 11 лунных дней. Лунные сутки — это промежуток между двумя восходами Луны. В среднем — около 24,5 дня.
Дочитали с сыном (6лет) Незнайку Носова
Незнайка дочитан. Добро побеждает зло. Фабрики достались рабочим, земли крестьянам. Злой полиции и негодяев капиталистов больше не было, все начали жить в радости и достатке. Концовка с подъёмом на поверхность Луны из её глубин к космическому кораблю, чтобы улететь на Землю вообще читается как крутая фантастика уровня фильма «Интерстеллар» с драматической составляющей буквально на грани жизни и смерти. Хэппи енд.
Я раньше персонажа Незнайку и его друзей коротышек воспринимал как детей, которые живут в Цветочном городе, где всегда лето, море гигантских овощей и фруктов, которые любят петь, играть, веселиться. А они скорее как хоббиты из Властелина колец. Т.е. вполне себе взрослые, только ростом не вышли. Вот доктор Пилюлькин, например, он же не играет в доктора, он настоящий врач, который может взять анализы и поставить диагноз и реанимационные действия успешно проводил. Инженеры Винтик и Шпунтик, которые технику собирали. Ракету, наконец построили, у них были технологии и производство, значит и промышленность. Короче, там целый мир. Это все в третьей части раскрывается. Первая была хиханьки хаханьки где Незнайка учится играть на трубе или рисовать портреты. Разминка пера. Вступление для маленьких. У меня всё. Доклад окончен. Всем добра 😀
Плакаты
Первые предпосылки к МКС: 45 лет первому отряду космонавтов «Интеркосмоса»
Слева направо: Зенон Янковский, Эберхард Келлнер, Владимир Ремек, Мирослав Гермашевский, Олдржих Пелчак и Зигмунд Йен.
7 ноября 1976 года в ЦПК состоялся первый набор космонавтов соцстран для подготовки к полётам по программе «Интеркосмос». Первыми тремя были выбраны Чехословакия, Польша и Восточная Германия. От каждой готовилось по два космонавта. Ими стали:
— Зенон Янковский и Мирослав Гермашевский (полетел на «Союзе-31») из Польши.
На этом история пилотируемых полётов по программе «Интеркосмос» не закончилась. Всего с 1978 по 1988 годы на станции «Салют-6», «Салют-7» и «Мир» слетало 14 космонавтов из 13 стран (Болгария дважды). Благодаря заделу СССР в рамках мирного освоения космоса международное сотрудничество (пусть и с переменным успехом) продолжается и по сей день.
Народное творчество
Қызыл продолжает радовать нас своим творчеством.
Заложник космической тьмы: 53 года неудачной стыковке Георгия Берегового
26 октября 1968 года стартовал «Союз-3» с космонавтом Георгием Береговым на борту. «Союз-3» должен был состыковаться с беспилотным «Союзом-2» на орбите, но из-за просчёта стыковка так и не состоялась. Система, установленная в этих двух «Союзах», в ручном варианте подразумевала собой сближение по световым сигналам и дальнейшую стыковку с помощью антенн ориентации. Из-за того, что сближение «Союза-3» происходило в тени Земли, Береговой не смог распознать, что корабли были перевёрнуты относительно друг друга на 180° по крену. При каждом «подлёте» «Союз-2» отворачивался автоматикой в сторону. Береговой понял свою ошибку только выйдя в очередной раз на солнечную сторону, но к тому моменту всё топливо на сближение было израсходовано. «Союз-3» вернулся на Землю.
Неудача привела к довольно неоднозначным последствиям:
— Отрицательный опыт позволил сделать выводы для последующей успешной стыковки «Союза-4» и «Союза-5»
— Начальник ЦПК Николай Кузнецов был уволен, а на его место назначен Георгий Береговой, который стал заложником своей неудачи. Вследствие чего он всю оставшуюся жизнь был «на крючке», выкладываясь на 200%, чтобы не повторить свою «неудачу».
— При этом, Береговой получил вторую Звезду Героя Советского Союза (первой он удостоился ещё во время войны, в 1944).
— Неся на своих плечах огромную ношу по подготовке космонавтов (а после ухода в отставку Каманина в 1971 году, можно сказать, что дважды огромную), Береговой усиленно изучает психологию. И в 1974 году защищает кандидатскую на тему подготовки космонавтов к работе в экстремальных условиях. Скорее всего, этому немало поспособствовала гибель космонавтов «Союза-11» в 1971 году.
Возможно, именно благодаря стараниям Берегового как наставника (а он проявил себя как мудрый и храбрый командир ещё во время боевых вылетов во время войны), с тех пор среди советских и российских космонавтов больше не было жертв.
110 лет со дня рождения «отца Сатаны»: чем запомнился Михаил Янгель
25 октября 1911 года родился Янгель Михаил Кузьмич — советский конструктор самолётов, а потом и ракетно-космических комплексов. Придя в ракетостроение уже состоявшимся инженером в 1950 году, был назначен замом Сергея Королёва в НИИ-88. В 1954 году Янгеля переводят в новообразованное ОКБ-586 (сейчас КБ «Южное») в Днепропетровске, где он встал во главе предприятия и проработал до конца жизни.
Он участвовал в разработке ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой Р-11, Р-12, Р-14, Р-16 и Р-36. Венцом его работы стала одна из самых страшных межконтинентальных баллистических ракет в истории — Р-36М «Сатана». После вступления в силу договора СВН-1 в 1994 году, Украина переоборудовала свои запасы этих ракет в ракеты космического назначения. Ракета-носитель получила название «Днепр» и успешно совершала коммерческие запуски вплоть до 2015 года.
Интересный факт — Янгель случайно выжил в катастрофе ракеты Р-16 1960 года, отойдя в курилку.
Видео нарезано с советского научно-популярного фильма 1957 года «Дорога к звёздам».
Забавный факт: когда фильм снимался, в космосе ещё никто не побывал. Но когда фильм был уже на монтажном столе, произошёл запуск советского Спутника-1, и кадры с ним пришлось доснимать и добавлять в фильм в срочном порядке.
Ответ на пост «Так вот что в космосе снимают»
В комментариях про космос рассказали историю, не могу не вынести в отдельный пост.
Сегодняшний перформанс это же, оказывается, съемка кино, по сюжету которого у космонавта на орбите случается какая–то проблема со здоровьем, и в качестве решения не придумывают ничего, кроме как послать к нему туда женщину–врача.
Так вот оказывается, эта история основана на реальных событиях. Да каких и с какими милыми деталями!
В общем, один космонавт в 1985 году скрыл от начальства свой воспаленный простатит, чтобы его не сняли с полета, и на станции у него случилось обострение.
Когда в ЦУПе поняли, что у космонавта проблемы, они позвали ЭКСТРАСЕНСА, чтобы он его дистанционно подлечил. Это 1985 год, на секундочку, лучшее советское образование и прочие радости, а вы потом удивляетесь прибору ТОР.
Космонавт весь ЦУП с экстрасенсами послал на х…й, сказал, что помирает, из–за чего пришлось внепланово забирать его со станции, вся экспедиция и планы пошли по простате и его чуть ли не звания героя советского союза за это хотели лишить.
Звали космонавта Владимир Васютин.
С тех пор всем космонавтам перед полётом обязательно проводят процедуру диагностического забора секрета простаты и называется это “Проба Васютина”.
Если кто не знает, процедура эта выглядит примерно как описание ролика с порнхаба – каждый космонавт, герой России, встаёт раком, доктор проводит ему интенсивный фингеринг очка, после чего из уретры выдавливается жидкость – тот самый секрет (на порнхабе это обычно обозначается термином “milking”).
В общем, если что, для будущего фильма уже есть название:
Так вот что в космосе снимают
Витя Малеев(ностальгия)
Читал сыну замечательную книгу Носова, и что-то нахлынули воспоминания.
Как стать богачом (детская версия)
«Нужно быть богачом», сказал мне шестилетний сын.
— Ну, наверное, для этого нужно много работать?
— Нет! богачам не нужно работать, просто нужно выколачивать деньги из рабочих!
P.S.: Как показало семейное расследование, летом у бабушки ребёнок добрался до «Незнайки на луне».
Косплей Незнайка на Луне
Носов что-то знал.
Канадские корни Незнайки
Вдогонку к посту про цифровой ремастер Незнайки на Луне.
Да, заглавного персонажа там звали Мурзилка, но о нём позже.
В то время на Западе были популярны комиксы канадского художника Палмера Кокса про маленьких сказочных человечков под названием Брауни (The Brownies).
Они в свою очередь основаны на персонажах из шотландской и североанглийской мифологии, похожих на славянских домовых.
«Брауни» были маленькими существами мужского пола, которые совместно вытворяли различные проделки. Всего в книгах Кокса выведено около сорока брауни, у каждого из которых был свой индивидуальный облик.
Хвольсон сочинила свои истории и придумала героям новые имена. Среди них и был и персонаж по имени Dunno, которого Хвольсон и окрестила Незнайкой.
Знайка и Незнайка варят клейстер
Предсказание 1965 года про подписки на стриминговые онлайн-сервисы
В фильме показывалось, как целая орава полицейских и сыщиков ловила шайку преступников, похитивших какие-то ценности. Полицейские то и дело устраивали облавы, засады, внезапные нападения, но преступникам каждый раз удавалось ловко обмануть полицейских и уйти от преследования. Незнайка и Козлик смотрели фильм с середины и никак не могли понять, где и какие ценности преступники похитили.
Им все же почему-то хотелось выяснить этот вопрос. В то же время им чрезвычайно интересно было узнать, поймают в конце концов преступников или нет. Картина между тем становилась все напряженнее и стремительнее. Одна за другой возникали головокружительные погони, массовые драки и оглушительные перестрелки. На самом интересном месте, когда главаря шайки вот-вот должны были схватить, телевизор вдруг выключился, вверху снова высунулся язычок и замигала надпись: «5 сантиков».
«Незнайка на Луне», Николай Носов, 1965 г.
О чем Николай Носов предупреждал детей
Прочитал пост Николай Носов: писатель, который знал про детей всё. И дети обожают его истории!, что вчера был день рождения у Н.Носова и решил перепостить выдержки из статьи про него, что читал в прошлом году. И если про Незнайку уже разбирали сто раз как писатель метко описал современный мир, а по факту это был просто реальный мир капитализма, то меня поразил факт о том, о чем никогда не задумывался, читая рассказы про Мишку, кашу, огурцы: а в какое время происходит действие?
Николай Николаевич Носов в русской литературе фигура особенная. Его, в отличие от многих, становится чем дальше, тем больше. Он один из немногих писателей, книги которых действительно читало (добровольно читало!), и с теплотой вспоминает все население страны. Более того – хотя советская классика едва не вся осталась в прошлом, и давно не переиздается, спрос на книги Носова не только не упал ни на йоту, но и постоянно растет.
Биография у него действительно непохожа на авантюрный роман – родился в Киеве в семье артиста эстрады, в молодости сменил множество работ, потом закончил институт кинематографии, из кино ушел в литературу и всю жизнь писал.
Но некоторые обстоятельства этой тривиальной судьбы и впрямь поражают воображение. Все вы наверняка помните знаменитые рассказы Носова из условного цикла «однажды мы с Мишкой». Да, те самые – как они кашу варили, пеньки ночью выворачивали, щенка в чемодане возили и т.п. А вот теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос – когда происходит действие этих рассказов? В какие годы это все происходит?
Обычно разброс мнений довольно велик – от тридцатых по «оттепельных» шестидесятых. Вариантов ответов масса, любых – кроме правильных.
А правда заключается в том, что рассказы Носов начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год), но самые знаменитые, самые светлые и запоминающиеся писались в самые страшные годы. С сорок первого по сорок пятый. Тогда профессиональный киношник Носов снимал документальные фильмы для фронта (и за учебный фильм «Планетарные трансмиссии в танках», получил свою первую награду – орден Красной Звезды), а в свободное время, для души, писал те самые истории – «Мишкина каша», «Дружок», «Огородники»… Последний рассказ этого цикла, «Тут-тук-тук», был написан в конце 1944 года, и в 1945 у начинающего писателя вышла первая книжка – сборник рассказов «Тут-тук-тук».
Самое главное – когда знаешь отгадку, сразу просыпается досада – ну как же, все же понятно! У всех малолетних героев только мамы, куда папы делись – непонятно. Да и вообще мужских персонажей на весь цикл — довольно таки пожилой, судя по всему, «дядя Федя» в электричке, который все возмущался декламацией стихов, да вожатый Витя, судя по всему — старшеклассник. До предела аскетичный быт, варенье с хлебом в качестве лакомства…
Но все-таки войны там нет. Ни словом, ни намеком, ни духом. Думаю, не надо объяснять — почему. Потому что это писалось для детей. Для детей, которым и без того жизнь отмерила столько, что не дай бог нам это узнать.
И все-таки – как? Как он смог это сделать? Ответ может быть только один – вот этим и отличается настоящий детский писатель от поддельного.
С орденом, кстати, все тоже было довольно интересно.
В юности Носов серьезно увлекался фотографией, а потом и кинематографом, поэтому в 19 лет поступил в Киевский художественный институт, из которого перевелся в Московский институт кинематографии, который и закончил в 1932 году сразу по двум факультетам — режиссерскому и операторскому.
Нет, он не стал великим кинорежиссером, он вообще художественных фильмов не снимал. На самом деле Носов был самым настоящим гиком. Всю всю жизнь он очень увлекался техникой, что, собственно, весьма заметно по его книгам. Помните, как самозабвенно он описывает устройство любого механизма — будь то самодельный инкубатор для вывода цыплят, или автомобиль на газированной воде с сиропом?
Поэтому режиссер Носов снимал исключительно то, что любил — научно-популярные и учебные фильмы, и делал это 20 лет, с 1932 до 1952 год. В 1952 году, будучи уже известным писателем, он получил Сталинскую премию за повесть «Витя Малеев в школе и дома» и только после этого окончательно решился уйти на «литературные хлеба»
Любовь к технике не раз выручала его во время войны, когда он работал на студии «Воентехфильм», где снимал учебные фильмы для танкистов. Уже после его смерти вдова, Татьяна Федоровна Носова-Середина, в книге «Жизнь и творчество Николая Носова» рассказала забавный эпизод.
Будущий писатель делал фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль», поставляемого в СССР из Англии. Возникла большая проблема — присланный на киностудию образец никак не желал разворачиваться на месте, а делал это исключительно по большой дуге. Съемки срывались, техники ничего сделать не могли, и тогда Носов попросился в танк — понаблюдать за действиями водителя. Военные, конечно, посмотрели на штатского режиссера как на идиота, но пустили — на съемочной площадке тот вроде как главный.
А дальше… Дальше было вот что:
До этого Николай Николаевич работал над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах, но танкист, конечно, этого не знал. Ругая почем зря иноземную технику, он включал двигатель и опять выделывал танком нелепые кривые, а что касается Николая Николаевича, то он сосредоточенно следил за рычагами, снова и снова просил танкиста проделывать танком поворот то в одну сторону, то в другую, пока, наконец, не обнаружил ошибку. Когда танк в первый раз очень грациозно сделал оборот вокруг своей оси, работники студии, наблюдавшие за его работой, зааплодировали. Водитель был очень обрадован, но и смущен, он извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что тот знает технику просто как любитель.
Вскоре вышел фильм «Планетарные трансмиссии в танках», где «Черчилль» выписывал пируэты под «Лунную сонату» Бетховена. А потом…
Потом на свет появился любопытный документ — Указ Президиума Верховного совета СССР о награждении орденами и медалями. Там, под шапкой «За образцовое выполнение боевых заданий Командования по обеспечению танковых и механизированных войск действующей армии и достигнутые успехи в подготовке кадров танкистов и укомплектование бронетанковых и механизированных войск» значились фамилии генерал-лейтенантов, капитанов и прочих «старшин да майоров».
И только одна фамилия — без воинского звания. Просто Носов Николай Николаевич.
Просто Носов Николай Николаевич награждался орденом Красной Звезды. За что?
Об этом было написано в представлении: т. Носов Н. Н. работает в качестве режиссера на студии «Воентехфильм» с 1932 года. За время своей работы т. Носов, показывая высокое мастерство в своей работе, выдвинулся в ряды лучших режиссеров студии.
т. Носов автор-постановщик учебного фильма „Планетарные трансмиссии в танках“. Фильм этот является лучшим из выпущенных студией в 1943 году. Фильм принят вне существующих оценок качества Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР.
т. Носов в работе над этим фильмом проявил образцы подлинного трудового героизма, по несколько суток не покидал производство, стараясь в наикратчайший срок выполнить свою работу. Даже будучи совершенно больным и едва держась на ногах, т. Носов не прекращал работ по фильму. Его нельзя было заставить уйти с производства домой.
По рассказам, этой своей наградой писатель гордился больше всего. Больше, чем орденом трудового Красного Знамени, полученным за литературную деятельность, больше, чем Сталинской или Государственной премиями.
Но есть в творчестве Носова загадки и посложнее, о которых литературоведы ожесточенно спорят до сих пор. К примеру, всех обычно ставит в тупик своеобразная «обратная эволюция» Носова.
В самые идеологически нагруженные сталинские годы Николай Николаевич писал прямо таки демонстративно аполитичные книги, там, по-моему, даже пионерская организация если и упоминалась, то вскользь. Эти события могли происходить где угодно – выводить цыплят в самодельном инкубаторе или дрессировать щенка и впрямь могли «дети разных народов». Не потому ли, кстати, в опубликованном в 1957 году журналом «Курьер ЮНЕСКО» списке самых переводимых русских писателей Носов оказался на третьем месте – вслед за Горьким и Пушкиным?
А вот когда настала оттепель, и идеологическое давление ощутимо снизилось, Носов, вместо того, чтобы вслед за своими коллегами-писателями радоваться обретенной свободе, пишет две большие программные принципиально идеологические книги – «коммунистическую» повесть «Незнайка в Солнечном городе» и «капиталистический» роман-сказку «Незнайка на Луне».
Этот неожиданный поворот до сих пор ставит в тупик всех исследователей. Ну ладно, да, такое случается, но обычно тогда, когда творческие силы автора идут на спад. Потому и пытаются актуальностью компенсировать падение качества. Но к Носову это отнести при всем желании не получится – ни о каком падении качества говорить не приходится, а «Незнайку на Луне» практически все считают пиком его творчества. Известный литературный критик Лев Данилкин даже объявил его «одним из главных романов русской литературы XX века». Не детских книг, и не фантастических романов, а русской литературы как таковой — в одном ряду с «Тихим Доном» и «Мастером и Маргаритой».
Трилогия о Незнайке, этом «четвертом Н» автора, действительно потрясающе талантлива и удивительно многослойна, недаром взрослые читают ее с не меньшим удовольствием, чем дети.
Взять хотя бы не сильно то и спрятанные аллюзии, то, что сегодня именуют постмодернизмом. В «Незнайке» и впрямь спрятана едва ли не вся русская классическая литература. Хвастовство Незнайки перед малышками: «Это я шар построил, я вообще у них самый главный, и стихи эти я написал» — Хлестаков в чистом виде, скитания милиционера Свистулькина ставшего свидетелем чуда, совершенного Незнайкой с помощью волшебной палочки, явно отсылают нас к подобным же мытарствах Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите». Галерею персонажей можно продолжать: Волшебник со своим «Солнышко всем одинаково светит» – вылитый Платон Каратаев, голопузый утешитель отправляющихся на Дурацкий остров («Послушайте меня, братцы! Не надо плакать. Сыты будем — как-нибудь проживем!») – явно горьковский странник Лука.
А сравнение внешности Жадинга и Спрутса — Жадинг по своей внешности очень напоминал господина Спрутса. Разница была в том, что лицо его было несколько шире, чем у господина Спрутса, а нос чуточку уже. В то время как у господина Спрутса были очень аккуратные уши, у Жадинга уши были большие и нелепо торчали в стороны, что еще больше увеличивало ширину лица. — опять Гоголь, его знаменитые Иван Иванович и Иван Никифорович: Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх.
Более того, Носов провидчески пародировал классику, которой тогда еще просто не существовало. Вам ничего не напоминает этот отрывок?
Шутило принялся трясти за плечо Свистулькина. Наконец Свистулькин проснулся.
— Как вы сюда попали? — спросил он, с недоумением глядя на Шутилу и Коржика, которые стояли перед ним в одном нижнем белье.
— Мы? — растерялся Шутило. — Слышишь, Коржик, это как это… то есть так, не будь я Шутило. Он спрашивает, как мы сюда попали! Нет, это мы вас хотели спросить, как вы сюда попали?
— Я? Как всегда, — пожал плечами Свистулькин.
— «Как всегда»! — воскликнул Шутило. — По-вашему, вы где находитесь?
— У себя дома. Где же еще?
— Вот так номер, не будь я Шутило! Слушай, Коржик, он говорит, что он у себя дома. А мы с тобой где?
— Да, правда, — вмешался в разговор Коржик. — А вот мы с ним тогда, по-вашему, где?
— Ну, и вы у меня дома.
— Ишь ты! А вы в этом уверены?
Свистулькин огляделся по сторонам и от изумления даже привстал на постели.
— Слушайте, — сказал наконец он, — как я сюда попал?
Вот, собственно, и прозвучало слово, которое все объясняет – «провидчески».
Сегодняшние читатели наперебой восхищаются – насколько же точно Носов описал капиталистическое общество. Все, вплоть до самых мельчайших деталей. Вот вам «черный пиар»:
— А что. Общество гигантских растений может лопнуть? — насторожился Гризль и пошевелил своим носом, как бы к чему-то принюхиваясь.
— Должно лопнуть, — ответил Крабс, делая ударение на слове «должно».
— Должно?… Ах, должно! — заулыбался Гризль, и его верхние зубы снова впились в подбородок.— Ну, оно и лопнет, если должно, смею уверить вас! Ха-ха!.
Вот «оборотни в погонах»:
— А кто такие эти полицейские? — спросила Селедочка.
— Бандиты! — с раздражением сказал Колосок.
— Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских — защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!
Вот – «актуальное искусство»:
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. — Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника всё понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить.
И даже «кредитное рабство»:
— Я тогда на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если снова вдруг безработным стану. Только трудно, конечно, было удержаться, чтоб не истратить денежки. А тут все еще стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой денежный взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и еще четыре ребра.
— Ну, а автомобиль ты починил потом? — спросил Незнайка.
— Что ты! Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег.
Описания столь точны и детальны, что поневоле закрадывается сомнение – как мог человек, проживший всю свою жизнь за непроницаемым тогда еще «железным занавесом», нарисовать столь масштабное и безукоризненно исполненное полотно? Откуда у него столь детальные знания о биржевой игре, брокерах, «дутых» акциях и финансовых пирамидах? Откуда, наконец, взялись резиновые дубинки со встроенными электрошокерами, их ведь в те годы просто не было на вооружении полиции – ни в западных странах, ни тем более у нас.
Чтобы хоть как-то объяснить это, появилась даже остроумная теория, переворачивающая все с ног на голову. Дескать, все дело в том, что новое общество у нас строили люди, которые все свои знания о капитализме получившие из романа Носова. Вот они, на неосознанном уровне, и воспроизводили засевшие с детства в голове реалии.
Потому мол, это не Носов описал сегодняшнюю Россию, а Россию построили «по Носову».
Но гипотеза о том, что Носов просто был пророком, прозревшим будущее, и попытавшимся предупредить именно тех, кому предстояло жить в этом будущем – детей, куда логичнее. Сначала о том, что будет с их миром. А потом о том, каким будет мир новый.
Чтобы обосновать ее, обратимся к самому главному – ключевой идее обоих книг. Как по вашему, о чем рассказывается в «Незнайке в Солнечном городе»? О коммунизме? О технических новшествах вроде радиоуправляемых машин? Утопия, говорите вы?
Да вы вспомните книгу, сюжет вспомните, фабулу! Книга-то по большому счету о том, насколько хрупким, незащищенным оказалось это построенное «общество справедливости». Помните превращенных Незнайкой в людей ослов и возникшее вслед за этим фатальное для города движение «ветрогонов»?
Ведь что мы имеем? Есть вполне счастливый и, судя по всему, достаточно закрытый социум (вспомните, с каким восторгом там встречают пришельцев, которых буквально рвут за рукав радушные хозяева). Но малейший толчок извне оказывается фатальным, привнесенный извне вирус поражает весь организм, рушится все, и не по мелочи, а до основания.
Новомодные веяния, появившиеся не без помощи пришельцев ввергают этот социум в полную анархию, и лишь ошарашенные полицейские (помните наших «ментов», которые и пистолетов-то на дежурство никогда не брали) беспомощно наблюдают за буйством социальной стихии. Привет, девяностые!
Носов, конечно, сказочник добрый, поэтому на столь пессимистической ноте закончить никак не мог. Но показательно, что даже ему, чтобы спасти Солнечный город, пришлось вытащить рояль из кустов, призвать «бога из машины» — Волшебника, который пришел и сотворил чудо.
А «Незнайка на Луне» — разве же он о капиталистическом обществе? Книга-то о двух счастливых «домашних щенках», которые вдруг оказались на улице, в звериной стае. Кто-то, как Пончик, приспособился, кто-то, как Незнайка, рухнул на самое дно. Словом, как верно сказано в сборнике статей «Веселые человечки. Культурные герои советского детства»: «Чтение книги «Незнайка на Луне» в 2000-е годы чревато «вычитыванием» в тексте смыслов, которые Носов, скончавшийся в 1976 году, вложить туда никаким образом не мог. Эта сказка напоминает нечаянное описание самоощущения тех жителей СССР, которые в 1991 году проснулись словно на Луне: нужно было выжить в ситуации, когда то, что казалось бессобытийный улицей Колокольчиков, осталось в далеком прошлом — вместе со своим якобы вечным временем. ».
Впрочем, бывшие жители Цветочного города все понимают. И в день столетия своего любимого писателя пишут в своих блогах: «Спасибо, Николай Николаевич, за пророчество. И хотя мы оказались не в Солнечном городе, как должны были, а на Луне, шлём с неё Вам свою любовь, благодарность и восхищение. Здесь всё именно так, как Вы описали. Большинство уже прошло через Дурацкий остров и мирно блеет. Меньшинство в тоске надеется на спасительный корабль со Знайкой во главе. Он, конечно, не прилетит, но они ждут».