На чем носили воду в старину
к о р о м ы с л о
Толстая изогнутая деревянная палка для ношения двух ведер на плече
• (местное) длинный и тонкий шест, служащий рычагом при подъеме воды из колодца; журавль
• без рук, без ног, на плечи скок (загадка)
• большая стрекоза, которая никогда не порхает
• деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для ношения на плечах ведер или каких-либо тяжестей
• деталь рычажного механизма
• название рычагов в некоторых механизмах
• приспособление для переноски воды в ведрах
• рычаг в некоторых механизмах, точка опоры которого обычно располагается посередине
• с каким предметом деревенской утвари в русских загадках сравнивают радугу
• хищное насекомое отряда стрекоз
• часть двигателя внутреннего сгорания
• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо?
• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)
• «концами над водой висит, середкой на плече лежит» (загадка)
• «наплечник» для ведер
• «ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора» (загадка)
• плечевой «рычаг» для ведер
• дуга для переноски ведер
• «двухведерный» эпитет радуге
• сравнение для дыма в накуренной комнате
• предмет для ношения ведер
• Планка для ношения ведер на плече
• Деталь рычажного механизма
• Без рук, без ног на бабу скок!
• Название рычагов в некоторых механизмах
• «Двухведерный» эпитет радуге
• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)
• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо
• плечевой «рычаг» для ведер
На чем носили воду в старину
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
КАК НОСИЛИ ВОДУ КОРОМЫСЛОМ
Каждый день русские крестьянки отправлялись к колодцу с дугообразным коромыслом и ведрами, которые крепились на крючках у его основания. Они знали особые хитрости, которые помогали управляться с этим предметом быта. Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды и выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину. Чтобы было не так тяжело нести ведра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое. И никак иначе, ведь воду приходилось носить на дальние расстояния.
А.А. Пластов. Родник. 1964 г.
На Руси был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду. Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой. Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.
К колодцу ходили не только за водой, но и за свежими новостями: разговоры у колодца были излюбленным занятием крестьянских женщин. А еще существовала традиция, что в день своей свадьбы девушка должна была донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли.
Н.А.Касаткин «Соперницы» 1890 г.
Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»
Коромысло – искусство баланса
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
А бывало, с перезвоном к берегам её зелёным
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.
Такой предмет, как коромысло, многие, наверное, уже забыли, а кто-то может о нём и вовсе не слышал. Тем более о его глубинной функции. А ведь когда-то коромысло было одним из важных помощников в хозяйстве и жизни и имелось в каждом дворе. Сейчас же коромысла можно встретить разве что в музеях, в далёкой сельской глубинке да на картинах художников…
Хоть коромысло предмет и незамысловатый, но пользоваться им нужно уметь. На Руси даже был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду.
Прежде считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в вёдрах на коромысле. И дочерей учили, что под коромыслом не следует сгибаться, нужно не идти, а «плыть, словно лебедь». Поэтому женщины, носившие воду таким образом, отличались крепким здоровьем, хорошей осанкой и красивой походкой – всё это помогало им удерживать равновесие и умело балансировать на любой поверхности, будь то узкая тропинка, овражек, кочка какая или брёвнышко. И привлекать любующиеся взгляды случайных прохожих…
Может потому сейчас так много сутулых барышень, что нет в их жизни такого замечательного тренажёра?
А вода из колодца – как тайна живая,
Достается глубинная, зоревая.
И летит, точно радуга вечного смысла,
На плечах расписное ее коромысло.
Шла девица ли, старица ли, молодица…
Наглядеться никак не могу, надивиться:
В рукавицах, как птица, в сугробах мелькая,
Вся такая сибирская ли, костромская…
Были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные.
Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только вёдра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.
Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать вёдра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи…
Поэтому вместо неё стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали вёдра.
Мастера, умевшие изготавливать лёгкие, удобные и красивые коромысла, раньше жили в каждой местности. И у каждого талантливого мастера был свой почерк, который можно было легко узнать по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с вёдрами.
Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне отвечает древесина ивы, липы, осины и берёзы.
В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами.
Такие коромысла получались достаточно прочными и в отдельных случаях могли служить 50 лет и более, передаваясь по наследству.
Коромысло – предмет со смыслом
Все бытовые предметы, которые раньше создавал человек, имели под собой прочную смысловую основу. Они не просто были незаменимыми помощниками в хозяйстве, они ещё и помогали гармонизировать жизнь, привнося в неё высокий лад.
Так коромысло в своём масштабном проявлении – радуга. С помощью этого небесного коромысла богиня Громовница черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Хранится это коромысло на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.
Кроме того, в более приземлённом смысле коромысло с вёдрами – символ отношений мужчины и женщины: когда оба ведра наполнены, то и нести их легко, а если одно пусто, а другое полно, то и идти будет неудобно – то в одну, то в другую сторону заносить будет, да и велика вероятность воду разлить. Так и отношения могут быть однобокими, да и скорее всего ничего путного из них не выйдет.
Вёдра на коромысле символ баланса и дело ношения воды было на Руси сугубо женским. Так и в отношениях – задача женщины сохранять баланс.
С помощью коромысла женщина училась удерживать баланс физически, а попутно с мышцами тренировался и мозг, исподволь овладевая искусством баланса.
Почему баланс – женская задача?
Потому, что по природе у женщины есть задатки для успешного выполнения этой задачи – её ум от природы более гибкий, более пластичный, чем мужской конкретно-действенный.
Таким образом, получается, что повседневное бытовое действие являлось тренажёром и выполняло задачи инициации.
Вы можете возразить, что не только женщины в ту пору носили воду, мужчины тоже брались за этот труд.
Сейчас коромысло кануло в прошлое, а вместе с ним и замечательная традиция утекла сквозь века. Возможно, потому и баланса во многих отношениях стало гораздо меньше, так как не тренируются в этом женщины ежедневно…
А вот произведения классической живописи ещё хранят воспоминания о коромысле и об искусно балансирующих женщинах:
Сорока (Васильев) Григорий Васильевич «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии»
Алексей Венецианов «Встреча у колодца»
К.Маковский «Девушка с коромыслом»
Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»
К.Васильев «У колодца»
И. Рязанова «Морозко»
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
На чем носили воду в старину
Оно, ложась на чьи-то плечи,
Носило воду в дом из речки.
Потом в один прекрасный год
В дом провели водопровод.
И вот теперь оно, ребята,
Лежит в музее экспонатом.
Место изготовления: СССР, Сибирь
Время изготовления: Первая половина – середина ХХ века
Материал: дерево, металл (железо)
Способ производства: кустарное изготовление
Размеры: длина по дуге – 120,0 см; ширина по наплечнику – 6,0 см
Давно минули те дни, когда вода в дом попадала из колодцев и с колонок, которые были расположены на каждой улице нашего села. А уж такой незаменимый когда-то предмет, как коромысло, большинство людей и вовсе забыли. Молодежь же такого слова и не слышала, наверное. А когда-то коромысло или, как говорили в старину, коромысел было в быту одним из главных предметов. Не было ни одного двора, в котором бы его не было. В данной статье мы постараемся напомнить знающим и расскажем тем, кто не знает об этом удивительном предмете.
Коромысло — это приспособление дугообразной формы. Главное его предназначение — это перенос грузов. В частности, воды в вёдрах. Это самое популярное его применение. Воду носили для дома и для двора (на питье скотине). С помощью данного инструмента также на реку носили белье для полоскания, и др. Его достоинства по заслугам оценили в сёлах и в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные насекомые. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.
Если постараться, то коромысло еще можно встретить в каком-нибудь деревенском дворе. Висящим на гвозде. А когда-то считалось: пока человек еще может носить ведра с водой на коромысле, силы еще есть и человек находятся в здравии. Молодой же парень, который начинал носить воду на коромысле, получал «звание» отрока т.е. подростка.
Русская свадьба также не обходилась без коромысла. Существовал обычай, по которому невеста должна была донести два ведра с водой на коромысле, не пролив при этом ни капли. Для современных девушек это сейчас может показаться сложной задачей. Раньше же это было простым делом. Славянские девушки всегда отличались хорошей осанкой и красивой походкой. Именно коромысло вырабатывало эти особенности.
Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»
Бадья :: Общие сведения
В литературных памятниках Древней Руси первое упоминание о колодезном ведре, или бадье, было отмечено в «Повести временных лет». «И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром и вылили в горшки». В XII веке, когда составлялся этот свод летописей, в русский язык ещё не вошло слово бадья. Оно было заимствовано позднее из персидского языка и дословно означало сосуд для вина. В этом значении слово «бадьа» встречается впервые в «Духовной грамоте московского великого князя Ивана Ивановича Красного», составленной в 1358 году «. А се да(л) есмь с҃ну своему кнѧ(з) дмитрью. бадь˫а серебряна с наливкою. »
Видимо, бондарное колодезное ведро было названо по форме этого сосуда с расширяющимся верхом. Известно, что для переноски воды более удобны вёдра, у которых верх слегка сужается. Вода в таких вёдрах почти не расплескивается при ходьбе, но достать её, особенно из глубокого колодца, не так-то просто. Для подъёма воды более удобны так называемые бадьистые вёдра, то есть с расширяющимся верхом. Именно они стали прообразом классической бадьи, способной служить долгие годы, выдерживая большие нагрузки.
Хотя ведро уже имело форму будущей бадьи, удобную для зачерпывания воды, прочность его была низкой. Бондарное ведро любой формы, тем более стянутое деревянными обручами, боится неизбежных ударов о стенки колодезного сруба. Постепенно обручи могут разбиться или ослабнуть так, что ведро распадётся на отдельные клёпки. Этому способствует и конструкция ведра. При его наполнении удлинённые клёпки, на которых расположены ушки, действуют как клинья, но не заклинивая остов, а наоборот, расклинивая его. Замена деревянных обручей на металлические не спасла положения – остов по-прежнему оставался ослабленным. Вскоре металлические обручи стали прибивать к остову гвоздями. А чтобы избежать растрескивания, а заодно и повысить прочность ведра, клёпки пришлось сделать толще обычных. Затем склонные к раскалыванию деревянные ушки были заменены металлическими. Но всё же принципиальное отличие конструкция бадьи обрела лишь после того, как некий мастер догадался прикрепить металлические ушки не к клёпкам, а к обручам. Такое, на первый взгляд незначительное изменение привело к тому, что с увеличением нагрузки прочность бадьи не ослабевала. Наоборот, чем тяжелее бадья, тем сильнее обруч с прикреплёнными к нему ушками надвигался на широкую часть остова, тем плотнее смыкались кромки клёпок. Происходило нечто вроде автоматической поднабивки ослабленного обруча. Если же ушки прикрепляли и к остальным обручам, стягивающим ведро, то обеспечивалась одновременная поднабивка всех обручей.
Усовершенствованная бадья оказалась настолько тяжёлой, что использовать её для ношения воды в качестве ведра стало бессмысленно. И с тех пор бадья, закованная в металл, как средневековый рыцарь, осталась постоянно нести службу у колодца. И если металлические доспехи защищали воина от удара меча, то оковка защищала бадью от ударов о стенки колодезного сруба. В разных уголках России окованную обручами бондарную бадью называли оковом или оковкой.
Бондарные бадьи широко употребляли в самых различных работах. На рудниках в них поднимали наверх землю и руду, вычерпывали грунтовые воды. И всё же основная работа, которую всюду возлагали на бадью, была связана с подъёмом воды из колодца или реки.
Около каждой городской общественной бани обязательно ставили журавль – рычажное устройство для подъёма воды, на очепе которого крепили бондарную бадью. Именно с бадьи начинался путь воды в баню. На миниатюре одной из рукописных книг XVII века художник изобразил баню того периода. Она полностью оснащена бондарной утварью: на полках одноручные шайки, внизу стоит большой чан. Рабочий-бадейщик поднимает воду из колодца и выливает её из бадьи в специальный резервуар, из которого вода по жёлобу спускается в бондарный чан. Там, где грунтовые воды находились настолько глубоко, что устроить колодец было сложно, бани ставили по берегам реки. Чистую речную воду, тогда ещё не загрязнённую промышленными отходами, черпали большими бадьями, подвешенными к журавлям. Бани считались настолько важными городскими сооружениями, что их изображения наносились на планы городов. Так, на плане Москвы, составленном в 1610 году для польского короля Сигизмунда, изображены бани у Яузского моста, а на плане 1677 года – Москворецкие бани с журавлями и бадьями, свисающими над водами Москвы-реки.
Давно ушло в прошлое то время, когда бадья-оковка использовалась для подъёма воды из городских рек и колодцев. Между тем в деревнях и сейчас немыслима жизнь без колодца и хорошей добротной бадьи. Другое дело, что вместо неё почти повсеместно используют жестяные бадьистые вёдра (с расширенным верхом). Но это не от хорошей жизни. Между тем нет-нет, да и встретится где-нибудь у ухоженного деревенского колодца сделанная местным бондарем настоящая бадья-оковка.
Летом в сухую и жаркую погоду, когда воду из колодца берут почти без перерыва, вычерпывая её чуть ли не до дна, бадье приходится туговато. В большой деревне не одну сотню раз за день приходится опускаться в студёную воду колодца. Разные люди приходят по воду. Сколько людей, столько и норовов, и всё это отражается на бадье. У одного она опустится плавно и бесшумно зачерпнёт воду, у другого полетит вниз как камень. Зимой и осторожный человек может причинить нечаянный вред бадье. За долгую зимнюю ночь лютые морозы добираются до воды даже в самых глубоких колодцах. Всякий, кто первым придёт утром за водой, должен сколоть намёрзший за ночь лёд длинной пешней – шестом с металлическим наконечником. С каждым днём наледь у кромки воды становится всё толще и толще. И редко когда бадье или ведру удаётся не удариться об острые края наледи. Металлическое ведро становится к концу зимы похожим на помятую консервную банку. И только настоящая бадья-оковка, сработанная по всем правилам, с честью выдерживает экстремальные, как говорят учёные, нагрузки.
Пока будут существовать колодцы, старинная классическая бадья, изготовленная по всем правилам бондарного искусства, может надежно и долго служить для подъёма воды. В наше время колодцы нередко украшают навесами с декоративной резьбой. В некоторых деревнях и селах их не только рубят, руководствуясь многовековой практикой, но и оформляют надземную часть в старинном стиле. Стиль таких колодцев был бы соблюдён до конца, если бы вместо стандартных железных вёдер к его подъёмной цепи была прикреплена настоящая бадья-оковка.
История бадьи
Почему бадью назвали бадьёй? Этимология слова «бадья».
Как выглядят деревянная, алюминиевая, оцинкованная и пластиковая бадьи? Фото бадьи из нержавеющей стали (нержавейки).
Как нарисовать бадью пошагово? Какие разновидности бадьи бывают? Описание конструкции старинной бадьи (не из википедии).