На чем основан хорезмийский очаг цивилизации
На чем основан хорезмийский очаг цивилизации
Сегодня мне хочется рассказать о культуре самой древней ныне народности, проживающей на территории Узбекистана — Хорезмийцев, история которой уходит в глубь веков. Древнее прошлое Хорезма погребено под толщи песков Каракумов, хранящие в себе тайны и разгадки, которые достаются тем, кто своим кропотливым трудом открывают всё новые свидетельства некогда величественной цивилизации, лежавшей в верховьях Амударьи (Окса), цивилизации древнего Хорезма.
Во время раскопок : археологов на острове Элефантина в Египте в 1907-1908 гг. было обнаружено около 100 папирусов, происходивших из военной колонии. Среди них — любопытный документ, датированный 464 г. до н.э., в котором излагается тяжба к иудею Махсею от лица Даргамана, сына Харшина, хорезмийца из отряда Артабана, служившего в гарнизоне в Элефантине.
Уникальные природные условия региона позволили сохраниться многочисленным и разнообразным археологическим памятникам. Достаточно оглянуться с вершины какого-нибудь холма, чтобы увидеть руины крепостей, городских стен, ворот, башен. С помощью аэрофотосъемки даже под слоем песка удается обнаружить русла древних ирригационных сооружений и поля, которые они орошали.
Город представлял собой обширный правильный прямоугольник размером 500×350 м, вытянутый с севера на юг. Территория города была охвачена крепостными стенами с квадратными башнями, возведенными через каждые 10-12 м. Угловые башни являлись своеобразными бастионами, охватывая угол с двух сторон. Внутри стен проходили двухэтажные оборонительные галереи.
Характерным явлением тогдашней военной мысли было сооружение рвов перед крепостными стенами в качестве дополнительной преграды. Ров Топрак-калы окружал городские стены со всех сторон и был устроен на расстоянии 15 м. от стен. Ширина его составляла 16 м., а глубина достигала 3 м.
Единственный вход в город располагался в центре южного фаса. Поскольку обычно городские ворота считались самым слабым, уязвимым местом в обороне, то строители Топрак-калы выделили вход в особое укрепление с проходом в виде коленчатого лабиринта.
Своеобразна и внутренняя застройка города. Центральная уличная магистраль, проложенная с севера на юг к городским воротам, рассекала город надвое, а поперечная сетка улиц делила городскую застройку на 10 кварталов, один из них был храмовым, остальные — жилыми. В каждом квартале, как выяснилось, насчитывалось примерно 150-200 жилых и хозяйственных помещений, которые составляли от трёх до шести домовладений. Бесспорно, такие кварталы отличались от привычных нам кварталов, как части городской застройки, охваченной улицами.
На Топрак-кале границы квартала проходили сзади обращенных на разные стороны улицы домов. Окруженные глухими стенами дома массивы имели индивидуальные выходы на внутриквартальную улицу. Каждый квартал имел свои небольшие святилища. Были выявлены следы ремесленного производства (остатки бронзолитейного цеха, мастерская по изготовлению луков и т.д.) Число жителей Топрак-калы составляло примерно 2,5 тысячи взрослых человек. Причём большая их часть была занята в охране и обслуживании дворцов.
Наиболее интересные сооружения Топрак-калы располагались в ее северной части, которая занимала почти треть городской территории. Северовосточный угол был отведен под базар или городскую площадь. Северо-западный угол занимала цитадель, которая представляла собой укрепленный по сути «заповедный» город площадью 3,2 га. В его северо-западной части на высокой платформе возвышался дворец. В пределах цитадели у подножия платформы высокого дворца археологами был обнаружен храм огня.Даже сейчас грандиозный дворец могучей громадой возвышается над городской территорией. Он таит в себе множество загадок.
Fan va turmush № 1-3 / 2006г. www.fvat.uzsci.net
Особое положение в древней истории Средней Азии занимал Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна еще в IV в. до н. э. отделилась от Ахеменидского государства, и хорезмийский царь Фарасман в 329—328 гг. до н. э. явился к Александру Македонскому для переговоров. Уже тогда в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно, во время продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм подпадает под власть кочевых племен. Интересно, что, когда в I в. н. э. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено изображение правителя на коне.
Типичным городским центром древнего Хорезма является городище Топрак-Кала.
«Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина
Дворец правителей Хорезма Топрак-кала (III в.) сохранил остатки живописи и скульптуры, украшавших стены его многочисленных парадных зал. Росписи Топрак-калы характеризует многообразие сюжетов и своеобразие стиля.
Живопись выполнена на толстом слое белой ганчевой обмазки, нанесенной на глиняной штукатурке минеральными красками, растертыми на растительном клее, по-видимому, в приеме альсекко (т. е. по сухой, а не увлажненной основе). Окраска осуществлена то ровно нанесенным слоем, то сильным мазком, моделирующим детали изображений, черной краской, которой живописец очерчивал основные контуры. Красочная палитра очень обширна — она варьируется и в цветах и в оттенках: черный и белый, синий и голубой, розовый, ярко-красный и бордо, лимонно-желтый и оранжевый, бледно- и густо-зеленый, коричневый, фиолетовый; все это — в разнообразных нюансах тонов, но с преобладанием ярких, насыщенных раскрасок.
Наиболее значительное место принадлежит сюжетным изображениям, исключительно разнообразным по содержанию.Среди тематических композиций характерна представленная в арочной нише сидящая в торжественных позах чета — мужчина и женщина. Сюжет этот в бесчисленных репликах будет повторяться на восточной средневековой керамике,- на металле XI— XII веков, в миниатюрах XIV—XVII столетий, но основа его, как видим, уходит в глубины местной античности.
Так называемая Комната червонных дам получила у археологов свое наименование благодаря остаткам женских фигур, показанных среди красных сердечек, заполняющих фон. Четко очерченный профиль с прямой линией носа, сильным подбородком и удлиненным очерком глаз под прямыми бровями; фигурные тяжелые серьги и ожерелья; косы, ниспадающие на спину из-под закрученного надо лбом головного убора; платья из богато орнаментированной ткани — все эти детали передают глубоко своеобразный облик хорезмиек. Что касается самой изобразительной манеры, то и в ней оригинальность художественной интерпретации несомненна. Особую выразительность придает «червонным дамам» усложненность позы: трехчетвертная или фронтальная позиция тела при профильном положении головы, сложный жест руки, придерживающей в одном случае шнур, в другом —сосуд.
Видную роль в художественном оформлении Топрак-калы играла скульптура. Материалом ее служила по преимуществу глина, изредка — ганч. Важно подчеркнуть, как коренную черту, принципиальную связь скульптуры с архитектурой — будь то объемная статуя или горельеф. Необходимо также отметить и органическую связь ее с живописью, с полихромией, с цветом; скульптура раскрашена по белой подгрунтовке в разнообразные цвета, с передачей орнаментов тканей, вышивок, ювелирных украшений; статуи нередко размещены на орнаментальном фоне ниш.
Очень впечатляющи сохранившиеся женские головы — одна из них была условно названа археологами «Красной головой», вторая — «Супругой Вазамара». Особенно выразительна «Красная голова». Зрачки и веки больших продолговатых глаз разрисованы темным цветом. Прямой, широкий у основания нос, некрупный спокойный рот. Овал лица удлинен, подбородок тяжеловат. В приеме лепки — известная пластическая обобщенность, которая усиливается также ровным, без нюансов, красноватым цветом. А между тем внимательный, несколько вкось направленный взгляд и какая-то мужественная энергичность лица придают ему и выразительность и жизненную достоверность.
В пору заката хорезмской античности искусство ваянии порождает здесь особый цикл погребальной скульптуры на оссуариях. Специфический для среднеазиатского маздеизма обычай сохранять кости усопшего в терракотовых гробиках приводит к парадно-декоративной обработке последних в тех случаях, когда заказчиком является знатная фамилия, сохраняющая в семейных наусах останки целых поколений.
Крайняя обобщенность скульптурной манеры, которую отличает лаконизм изобразительных средств, недифференцированность пластической лепки, строгая фронтальность и оцепенелость позы — все это придает оссуарным изваяниям из Кой-Крылган-калы несколько абстрактный характер. Образ не передает индивидуальных особенностей, темперамента, внутренней сущности изображаемого персонажа, он предельно типизирован, внушая идею вневременной сущности погребального изваяния.
«История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство»
1965г.
Имиджи взяты из журнала «Fan va turmush» № 1- 3 / 2006г., из «История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство» 1965г., а так же из «Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина «Мысль» 1989г.
Хорезм один из центров становления туркмен
Как известно, Хорезм является древней цивилизацией и государством с центром в низовьях реки Амударьи, а сведения историков о его существовании датируются как минимум VII веком до н.э. Проведенные учеными археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование так называемой кельтеминарской охотников и рыболовов и (около 3-х тысяч лет до н. э.). Продолжением этой культуры стана тязебагьябская культура бронзового века, характеризующаяся как земледелием, так и скотоводством, и которая процветала более четырех тысяч лет назад. Античные авторы пишут о контактах хорезмийцев с народами территории запада современной Грузии (древнее царство Колхиды) на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым товары из Индии и Центральной Азии шли на Кавказ. Данный факт подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников Мавераннахра (междуречья рек Амударья и Сырдарья) и Кавказа. Средневековые источники времен арабского завоевания запада Центральной Азии называют Хорезм страной с тысячью крепостями.
Туркмены издревле живут на территории Хорезма и в прилегающих регионах Центральной Азии. В туркменском фольклоре сохранились посвященные Хорезму предания и сказки, к примеру, всем нам хорошо знакомая с детства туркменская народная сказка «Хорезмин». В этой связи, хотелось бы провести краткий анализ работ известных историков, специализировавших на изучении прошлого Хорезма и выяснить какова была этническая роль туркмен в этом регионе в разные периоды истории.
Как мы видим, целый ряд сако-массагетских племен, исконных обитателей Хорезма и прилегающих территорий, на самом деле являются туркменскими (огузскими) племенами, а не совсем точное произношение их названий древнегреческими авторами является вполне объяснимым, ведь передача названия этнонимов или топонимов с одного языка на другой, тем более не родственный, всегда сопровождается искажением оригинальных названий. В связи с вышесказанным, весьма примечательным и заслуживающим отдельного исследования является факт фиксации древних туркмен (огузов) на территории современного Восточного и Северного Туркменистана, включая Хорезм, как минимум в 1-м тысячелетии до н.э., при этом численность нашего народа была настолько велика, что крупнейшая река региона именовалась Огуз.
В связи с тем, что туркмены были самым многочисленным народом Центральной Азии, как в древности, так и в средние века, при этом наш народ состоял из целого ряда племен, которые зачастую могли вести разнообразный образ жизни, от кочевого и полукочевого до вполне оседлого, часть туркмен в разные исторические периоды смешивалась с другими этносами, к примеру, такими близкородственными, как тюрки-кыпчаки, или же с персоязычным населением. Такие процессы происходили и в Хорезме, и согласно известному советскому ученому-антропологу Л.Ошанину, большая часть хорезмийского населения уже к X веку подвергнулась сильному этническому воздействию туркмен. Вот, что он пишет на данную тему в своей книге «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов»: «В X в., к которому относятся сообщения арабских географов, тюрками, окружавшими Хивинский оазис, были туркмены, именующиеся в ту эпоху гузами или огузами, лишь позднее выступившие под своим современным именем – туркмены. Именно благодаря смешению с ними хорезмийцы X в. приобрели несвойственную им долихоцефалию, что делало их похожими на гузов. Следовательно, предки туркмен – гузы, тысячелетие тому назад были такими же долихоцефалами, как и современные их потомки – туркмены». Здесь также можно привести и другую цитату Л.Ошанина, в котором говорится о том, что долихоцефальная европеоидная раса, к которой принадлежит большая часть туркмен, является местной расой: «Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия, носивших общее название сакских (скифских) племен». Данный вывод известного советского ученого является еще одним подтверждением того, что туркмены населяли территорию нашей страны, в том числе и Хорезм, с самых древних времен.
Г.П.Васильева была известным советским этнографом, посвятившая несколько десятилетий своей научной деятельности изучению туркменской этнографии. В своей книге «Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане», которая стала результатом многолетних этнографических исследований, она пишет: «Туркмены и их предки огузы издавна, гораздо раньше, чем полукочевые узбеки, появившиеся здесь, как отмечалось, с начала XVI в. и сыгравшие большую роль в формировании современного узбекского населения Хорезма, жили на территории оазиса и его окраин». Далее, она приводит цитату другого известного исследователя истории Центральной Азии, советского историка-востоковеда, члена-корреспондента Академии Наук СССР и одного из авторов первого издания международной «Энциклопедии Ислама» А.Ю.Якубовского, где он пишет об этническом составе населения Хорезма в XIII веке: «…Почти весь земледельческий Хорезм, в том числе и города, говорили по-гузски (по-туркменски)». В своей книге «Туркмены и народы мира», известный туркменский историк О.Гундогдыев отмечает: «О значительной огузской прослойке в этногенезе хорезмийцев, по-видимому, свидетельствует и то обстоятельство, что современный южнохорезмский говор узбеков ближе к туркменскому, нежели к узбекскому, и содержит много огузизмов».
Как следует из научных работ авторитетных ученых XX века, в течении многих столетий туркмены были главным и самым многочисленным этносом Хорезма. И неудивительно, что династия Хорезмшахов-Ануштегенидов, правившая Хорезмом в XI-XIII веках, была туркменской. Об этом сообщает упомянутый выше известный государственный деятель и историк Государства Хулагуидов в XIII-XIV вв, и автор большого исторического труда под названием «Джами ат-Таварих» («Сборник летописей») Фазлаллах Рашид ад-дин: «Точно также самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча, который был потомком колена Бегдили из рода Огуза. Нуштекин находился в числе тех, кто пребывал на службе у сельджукских султанов». Племя бегдили, из которого происходили Великие Хорезмшахи, является одним из 24-х древнейших туркменских (огузских) племен, о чем отдельно пишет в этой же работе Рашид-ад Дин, а также Махмуд Кашгари, Языджы-оглы, Салар Баба и Абуль-Гази в своих упомянутых выше работах.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что значительные массы туркмен были вынуждены мигрировать в направлении Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии в результате завоевания Центральной Азии войсками Чингиз-хана в XIII веке, немалая часть туркмен осталась в этом регионе, включая территорию Хорезма, где туркмены еще в течении многих столетий оставались одним из главенствующих этносов. Приведем цитаты из советского двухтомника «История народов Узбекистана», изданного в Ташкенте в 1947-1950 гг., где авторами были такие известные ученые историки, как уже упомянутый выше А.Я.Якубовский, а также советский историк и член-корреспондент Академии Наук СССР К.В.Тревер и советский историк М.Э Воронец. Ниже, идет речь об этническом составе населения Хорезма уже в XVI веке: «Население городов и земледельческих селений составляли прямые потомки древних жителей Хорезма, впитавшие в себя многочисленные пришлые, главным образом, тюркские элементы, и подвергавшиеся уже к этому времени полному отуречению по своему языку.» Заключения авторов двухтомника согласуются с упомянутым выше выводом Л.Ошанина о том, что древнее население Хорезма смешалось с туркменами. «Вторую значительную этническую группу составляли туркменские племена, расселенные, как указано, к западу и югу от оседлых районов ханства, а частично и внутри их.». Как мы видим, этнический состав населения Хорезма даже в XVI веке состоял по большей части из туркмен и «хорезмийцев», которых на основании приведенных выше результатов исследований ученых, можно смело именовать населением, имеющим туркменское происхождение.
Полковник генерального штаба российской царской армии А.Глуховской также пишет о главной роли туркмен во всех делах Хивинского ханства в своей докладной записке «О положении дел в Аму Дарьинском бассейне» от 9 июня 1873 г.: «По своей воинственности, туркмены составляют господствующий класс в ханстве, имеющий преобладающее влияние на все его дела. Сила и значение туркмен до того велики, что сам хан и его родственники не могут отъехать от столицы на десятки верст без значительного прикрытия, а на охоту ханы обыкновенно отравляются с пушками и отрядом войск. По этому факту можно судить о господстве туркмен в ханстве. Вот почему ханские войска состояли почти исключительно из туркменов… Вот почему в Хиве, собственно, не существует хивинского вопроса, а есть только туркменский вопрос, от решения которого и зависят все будущие отношения Хивы к России.»
В связи с вопросом о численном составе собственно туркмен (даже без учета хорезмийского населения туркменского происхождения) в XIX веке, можно привести статистические данные этого времени. Известный русский военноначальник, дипломат и путешественник Н.Муравьев-Карский в своей работе «Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах» приводит численность только оседлых туркмен Хивинского ханства в количестве 250 тысяч человек, что значительно превышает количество узбекского населения ханства (около 150 тыс. человек). Военный чин царской армии России, начальник Мангышлакского отряда, полковник Ломакин в своем рапорте от 18 июля 1872 года за № 859 на имя Кавказского наместника князя Святополк-Мирского, описывает политические и этнические процессы в Хорезме и говорит о том, что туркмены являются этническим большинством в Хиве: «Другие же убеждены, что в этом деле много действовала интрига против нашего ишана, главного начальника всех хивинских туркмен, Хаджи Мамбота, который будто бы ждет только известия от нас, чтобы привезти нам всех наших пленных, надеясь на большую за это награду (вместо ишана) и уверенный вполне, что он успеет эта сделать, так как иначе он может поднять против хана всех хивинских туркмен, составляющих большую часть населения Хивы (выделено мною – М.Б) и заставить хана исполнить его просьбу.». Известный османский автор второй половины XIX в. Али Суави в своей работе «Хивинское ханство и российская экспансия в Туркестане» указывает на то, что в 1873 г. крупнейшим по численности этносом г. Хива были туркмены, численность которых составляла 150 000 человек, а численность узбеков составляла 70 000 человек.
Резюмируя наше краткий анализ ряда источников по этническому составу населения Хорезма, хотел бы отметить нижеследующее:
— Основываясь на исследованиях ряда авторитетных историков, проводивших скрупулезное изучение, как письменных источников, так и данных этнографии, лингвистики и других дисциплин, можно сделать вывод о том, что значительная часть населения Хорезма еще в 1-м тыс. до н.э. была этническими туркменами (огузами);
— Согласно выводам известных ученых-антропологов, оседлое нетюркоязычное население Хорезма было тюркизировано туркменами уже к X веку н.э.;
— Большая часть населения Хорезма является туркменским или имеющим туркменское происхождение вот уже как минимум последние тысячу, а по другим данным, и не менее двух тысяч лет.
— Хорезм является одним из главных центров формирования туркменского этноса с самых древних времен.
Хорезм до ислама. Немного о тысячелетней Империи Востока
Могущественная Империя Хорезмшахов, стоявшая на месте современного Узбекистана, была уничтожена монгольской ордой в XIII столетии. Последующим государствам в этих местах было очень далеко до истинного величия Хорезма. Но мало кто знает, что сама история этой страны началась ещё задолго до ислама и даже до империи Ахеменидов, за сотни лет до пришествия к власти Кира Великого.
По древним легендам Хорезм существовал как государство ещё во времена Троянской войны. Наиболее мощным объединением он стал в периоде с VIII по VII века до нашей эры. Царство обладало сильной централизованной властью в лице шаха (государя) и продвинутыми по тем временам технологиями. Археологи не раз обнаруживали грандиозные ирригационные постройки в областях нынешнего Узбекистана. Их возраст уже довольно древний, почти три тысячи лет. Сами хорезмийцы принадлежат то ли к тюркам, то ли к индоиранским народностям. Точное их происхождение пока не определили. Лишь только их язык был более-менее изучен и его отнесли к индоиранской группе.
Хорезм долгое время был независимым государством, пока не пришли персидские войска. Кир Великий в результате своих походов подчинил себе эту страну. Он не стал устраивать полное истребление местных жителей, а лишь установил там персидский контроль, и заодно распространил зороастризм. Наместником Хорезма стал Таноксиарх, сын Кира. Он обладал контролем ещё и над другими провинциями, вроде Бактрии и Парфии. С тех пор хорезмийцы пополняли ряды могучей персидской армии. Их воины участвовали во многих сражениях. Известно то, что жители Хорезма принимали участие в походах на Грецию и Египет, а также участвовали в строительстве Персеполя, великой столицы Ахеменидов. Они противостояли и могучему Александру Македонскому, сражаясь за Дария Кодомана.
Вот только после убийства Дария шах Хорезма Фаразман пошёл на сотрудничество с македонянами. Он даже предлагал Александру совершить с ним совместный поход на Кавказ, но у эллинского царя имелись собственные планы, и потому он отказался. После смерти самого правителя Македонии Хорезм так и оставался независимым государством. Он снова обрёл былое могущество, обзавёлся хорошей армией по персидскому образцу. Но уже ко II веку до н.э. появились множество других угроз. Селевкиды и Греко-Бактрийское царство разумеется вступали с Хорезмом в конфронтации. Но вскоре пришли орды кочевников из тюркских земель. Тюрки какое-то время правили Хорезмом и даже создали там своё государство под названием Кангюй. Но уже к I веку нашей эры влияние Кангюя слабеет. Хорезм оказывается под властью правителей Юечжи, создавших великое Кушанское царство.
При Кушанах в Хорезме было построено немало крепостей и фортов, в которых можно было выдержать даже многолетние осады. Но правители Юечжи имели врагов во всех частях света, и потому долго они не выдержали и вскоре пали под их ударами. После уничтожения Кушанского царства Хорезм был снова предоставлен сам себе. В начале IV века в государстве воцаряется династия падишахов Афригидов, которая ведёт осторожную политику и старается не воевать с могущественными империями. Им постоянно угрожают гуннские и тюркские народности. Опасность уничтожения государства нависает над Хорезмом многие века. Держава попадает под сюзеренитет империи Эфталитов, стремящейся расширить свои владения над всей Азией.
Многие персидские сказки, известные общественности, повествуют о событиях в Хорезме. Из этой страны были родом многие известные учёные, вроде Ибн-Ирака или Аль-Бируни. Империя Хорезмшахов, возглавляемая мусульманскими правителями (в основном тюрками), какое-то время пыталась восстановить своё былое могущество, однако планам помешала Монгольская орда. В 1220 году Хорезм окончательно вошёл в Монгольскую империю, став частью улуса Джучи.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.