На чем основан принцип сферы услуг
СФЕРА УСЛУГ
СФЕРА УСЛУГ (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.
Производство экономических (ограниченных) благ делится на две сферы – сферу материального производства и сферу услуг. В первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, во второй – совмещено.
Например, труд по производству буханки хлеба сам по себе не удовлетворяет каких-либо потребностей человека (за исключением потребности в труде), потребление хлеба будет происходить позже и в другом месте; зато чтение преподавателем лекции сразу же удовлетворяет потребность слушателей в знаниях.
Вплоть до 20 в. сфера услуг вообще исключалась из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели. актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. С. 279). Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.
В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая российскую) сфера услуг (третичный сектор) рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).
Структура сферы услуг.
В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора:
производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);
производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).
Производство материальных услуг неотрывно связано с материальными объектами: транспорт изменяет положение предметов в пространстве, торговля – их принадлежность кому-либо и т.д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек.
Впрочем, это противопоставление материального/нематериального очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.
Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсектора материального/нематериального производства встречаются и другие классификации.
В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).
В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:
третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);
четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);
пятиричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).
Оригинальный подход к структуризации сферы услуг выдвинул американский экономист-институционалист Дуглас Норт. Чтобы подчеркнуть большую роль институтов в жизни общества, он предложил выделять в экономике как целом трансформационный сектор (изменение физических характеристик экономических благ) и трансакционный сектор (изменение чисто социальных характеристик – принадлежности экономических благ кому-либо). При таком подходе часть сферы услуг входит в трансформационный сектор (транспорт, образование), а часть – в трансакционный (торговля, управление, финансы).
Эволюция сферы услуг.
Сфера услуг как особый вид экономической деятельности появилась на самых ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства – возможностью для общества содержать людей, которые непосредственно не производят материальных благ.
Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным – транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д. Лишь в 19–20 вв. к ним добавились немногие относительно новые виды – связь, некоторые виды маркетинга, аудит.
Таблица 1. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ СЕКТОРАМ ЭКОНОМИКИ, в % | |||
Годы | |||
В сельском хозяйстве | В промышленности | В сфере услуг | |
ВЕСЬ МИР | |||
1900 | 66,3 | 13,7 | 20,0 |
1950 | 58,2 | 16,4 | 25,4 |
2000 | 33,3 | 18,1 | 48.6 |
РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ | |||
1900 | 30,9 | 20,0 | 43,1 |
1950 | 13,1 | 39,8 | 58,1 |
2000 | 3,6 | 26,3 | 70,7 |
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ | |||
1900 | 81,1 | 1,1 | 11,8 |
1950 | 77,0 | 9,1 | 13,9 |
2000 | 40,7 | 16,0 | 43,3 |
РОССИЯ | |||
1900 | 58,6 | 27,4 | 13,8 |
1950 | 36,7 | 36,8 | 26,5 |
2000 | 13,1 | 30,0 | 56,9 |
Вплоть до середины 20 в. сфера услуг считалась относительно второстепенной экономической деятельностью. Хотя она охватывала весьма значительную долю работников (см. Табл. 1), но это были в основном работники с более низким уровнем квалификации (особенно, в сфере торговли – самой большой отрасли сервиса). Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство.
Перелом произошел в эпоху НТР. Не случайно многие обществоведы называют зарождающееся постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса. Скажем, выпуск нового вида любого материального товара требует предварительных маркетинговых исследований и рекламной компании. Изобретение новых, наукоемких товаров невозможно без участия научных работников и подготовки системой образования высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли сферы услуг (наука, образование, Интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса.
Дифференциация стран современного мира по степени развития сферы сервиса.
В современных развитых странах сервисная занятость (порядка 70% всех работников) заметно преобладает над занятостью в других сферах экономики вместе взятых (см. Табл. 1). Поэтому одним из критериев развертывания НТР является абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве.
Резкий рост сферы услуг наблюдается во второй половине 20 в. не только в развитых, но и в развивающихся странах. Однако структура сервисной занятости в странах догоняющего развития принципиально отличается от ситуации в развитых странах. В Западной Европе, Северной Америке и Японии высока доля сервисной занятости, связанной с наукоемкими видами деятельности, порожденными становлением постиндустриального общества. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, не-наукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.) Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики – производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации.
Что же касается производства современных, наукоемких услуг (скажем, предоставления провайдерами доступа к Интернету), то здесь страны «третьего мира» резко отстают от развитых (Табл. 2). По словам американского социолога Мануэля Кастельса, современный мир раскалывается на «Интернет-имущих» (тех, кто имеет доступ к современным средствам информационных коммуникаций) и «Интернет-неимущих» (тех, кто этого доступа лишен).
Таблица 2. ОТСТАВАНИЕ СТРАН ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ПО СТЕПЕНИ ДОСТУПА К УСЛУГАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ | |
РЕГИОНЫ МИРА | Доля общего числа пользователей Интернет, % |
Северная Америка | 42,6 |
Западная Европа | 23,8 |
Азия | 20,6 |
Восточная Европа | 4,7 |
Африка | 0,6 |
Современная Россия по степени развития сферы услуг занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в 1990-е в крупных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается стремительное приближение к западным стандартам развития сервиса. С другой стороны, в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» – (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоемких услуг).
Жильцов Е.Н., Казаков В.Н., Восколович Н.А. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996
Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. – Мировая экономика и международные отношения. 1999, № 2
Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Тт. 1–3. Под ред. Ю.В.Свириденко. М., 2001
Кликич Л.М. Экономика сферы услуг: проблемы методологии и анализ. Уфа: БПАУ, 2004
Сфера услуг
Услуга – действие, направленное на удовлетворение нематериальных и производных от материальных потребностей человека. Как правило, обслуживание является продуктом взаимодействия двух лиц. Предложения и необходимости, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Сети продуктовых магазинов требуется регулярная поставка товаров. Порвавшему ботинки, нужен ремонт обуви. Жилому помещению – каждодневная уборка.
Что представляет собой сфера услуг?
Сфера услуг занимает почетное и преобладающее место в структуре экономических отношений развитых стран. Она состоит из видов коммерческого и некоммерческого обслуживания. В качестве поставщиков выступают частные специалисты и компании. Потребителями также являются физические и юридические лица. Рыночные отношения включают оборот товаров и услуг в пределах конкретной территории и за ее границами.
Особенности экономики той или иной страны оказывают прямое влияние на состояние сферы услуг. А также возможности лиц, строящих бизнес на фундаменте одной или нескольких групп обслуживания. Подробнее о видах услуг мы писали в одноименной статье, которую рекомендуем прочитать. Страница откроется в новой вкладке.
Торговля также относится к разновидности услуг, осуществляемой с целью перепродажи товаров заинтересованным в покупке лицам. Она в свою очередь разделяется на оптовую и розничную, регулярную и единичную, прямую, посредническую и прочее.
Какие отрасли преобладают в сфере услуг?
Города и страны, популярные в части отдыха и поддержания здоровья, ставят в фундамент экономики культурное и рекреационное обслуживание. Например, туризм собирает в группу взаимодействующих направлений сразу несколько видов услуг. Перевозка, проведение экскурсий, размещение в гостиницах, питание, культурно-развлекательные направление и прочее.
Категории и виды услуг портала «Городские услуги»
Открытие первого портала состоялось в 2014 году. Проанализировав рынок, мы выявили 89 прикладных разновидностей услуг и разбили их по 12 категориям.
Каждая категория включает наиболее популярные виды, по запросам в сети Интернет. Поставщики услуг могут разместить объявление бесплатно на сайте своего города.
Какие услуги можно искать или продвигать через Интернет?
Каждое направление можно упаковать в предложение для потенциальных клиентов. Наличие специализированных сайтов, социальных сетей и форумов обращает внимание поставщиков услуг к сети Интернет. Старые методы продаж по сравнению с электронными не так эффективны. О том где разместить объявление об услуге рекомендуем прочитать в одноименной статье нашего портала.
Поиск мастеров и специалистов в сети может показаться простым и незамысловатым занятием. Вводите в Яндекс или Google название и получаете результат. Итог может привести вас к желаемому исполнителю или на страницы 10-15 сайтов посредников. Треть ресурсов будут иметь косвенное отношение к тому, что вы изначально искали.
Выбор компании может стать хорошим вариантом для решения поставленной задачи. Об этом мы подробно написали в сравнительной статье: Услуги мастера без посредников или организация, что выбрать?
Разместить бесплатное объявление или найти исполнителя удобно на страницах портала «Городские услуги». Мы следим за тем, чтобы каждое предложение находилось в своей группе. Поставщики услуг формируют отдельные страницы, заполняют данные для связи с клиентами. Меню быстрого поиска экономит время посетителя и выводит в результат только актуальную информацию.
Подробнее о видах услуг, представленных на городских сайтах, вы можете прочитать в соответствующих статьях. В каждом материале мы постараемся ответить на важные вопросы, с которыми сталкиваются поставщики и потребители услуг в процессе поиска и заказа. Для того, чтобы получить положительный результат приложенных усилий, рекомендуем найти интересующую вас услугу и познакомиться с материалом.
Сфера услуг
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Остальными частями экономики принято считать производство — промышленность и сельское хозяйство.
Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).
В сферу услуг входят:
Работники, занятые в сфере услуг, и непосредственно обслуживающие клиентов, именуются обслуживающим персоналом.
История
В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.
По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.
В XXI веке особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального труда создает огромное количество специальностей и профессий, требующих высокой научной подготовки, большое число рабочих мест, высокую степень интеграции совместных человеческих усилий, рост общественного благосостояния.
Данные тенденции напрямую относятся к сфере услуг и управления, что обусловливает ее ускоренный рост относительно более старых сфер деятельности человека. Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств.
Уровень (класс) услуг
В зависимости от уровня предоставляемых услуг (обычно входящих в пакет услуг) они делятся на те или иные классы (Класс обслуживания), который может быть третий, второй, первый, эконом- и бизнес-класс, высший, премиум (люкс).
См. также: QoS (quality of service; в компьютерных сетях)
Сфера услуг в России
Человеку для жизни требуются не только пища, одежда и жилище, но и регулярное обслуживание. У него существуют потребности, которые требуют удовлетворения. А это в свою очередь, приводит к созданию сферы услуг.
Третичный сектор в России
Научный прогресс, дающий толчок к бурному развитию систем автоматизации и роботизации, высвобождает огромное количество персонала, всё больше находящего применение в третичном секторе экономики России. Он представляет собой не что иное, как сферу обслуживания, удовлетворяющую потребительские аспекты населения, осуществляющую взаимодействие хозяйствующих субъектов, предоставляющую услуги государственных органов управления, безопасности и правопорядка.
Создание на рубеже XX-го – XXI-го веков постиндустриального производства, способного при 30% занятости населения в первичном и вторичном секторе экономики, полностью удовлетворить потребности общества, вызвало стремительной рост третьей составляющей: сферы услуг. Причём она не только удовлетворяет потребности индивидуумов, но и является составной органической частью современного сельскохозяйственного и промышленного производства. Именно за счёт неё:
Востребованность данной сферы возникла под воздействием новых социально-экономических факторов:
Основные отрасли сферы услуг
Торговля
Торговля занимается куплей-продажей товаров и оказанием ряда услуг (преимущественно консультационного характера) покупателю. Согласно данным Росстата, общий объём розничных торговых операции в течение 2019 года составил 33 532,1 млрд. рублей, что свидетельствует об её постоянном росте на протяжении последних десятилетий.
Действительно, с началом политических преобразований в конце прошлого века на территории России, именно этот вид деятельности стал переживать настоящий бум. Значительно увеличилось количество торговых точек, возникли сетевые компании, появилось множество супер- и гипермаркетов, развилась торговля с помощью интернета.
В свою очередь это вызвало активность в сфере рекламы, развитие отраслевого маркетинга, расширение международных связей и дало толчок к значительному увеличению перевозок. Сегодня, организованная купля-продажа позволяет:
Дополнительно, с помощью торговых операций осуществляется распределение потоков товаров в цепи отпово-розничных взаимоотношений, и налаживаются экономические связи с зарубежными партнёрами.
Транспорт
Одно из наиболее востребованных направлений сферы услуг, получившие широкое развитие в связи с огромными пространствами и географическими особенностями нашей страны. Транспортная сеть России включает в себя:
Понятно, что столь гигантская сеть позволяет осуществлять триллионы тонно-километров грузооборота (5,6691 в 2019 году) и наладить поток в миллиарды пассажиро-километров (531,9 в 2018 году). Причём выполнять перевозки приходится в любое время года и при неблагоприятных погодных условиях. С этой сложной задачей справляются только железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, остальные, вследствие ряда факторов природно-климатического свойства, могут выполнять свои функции лишь в строго определённое время года.
Телекоммуникации
Телекоммуникация – быстроразвивающаяся и наиболее перспективная сфера услуг, способная передавать информацию на значительные расстояния по кабельным и радиотехническим линиям связи.
Современный уровень взаимоотношений, требует формирования, обработки, передачи и получения огромных объёмов информации. Данная проблема решается с помощью организационных мероприятий, технических средств, программного обеспечения.
Благодаря развитию науки и техники, конец II-го тысячелетия ознаменовался добавлением к традиционным средствам передачи данных: почте, печати, телеграфу и телефону, радио и телевидению, – интернета и сотовой связи.
Интересно, что общее количество абонентов сотовой связи на территории России, услуги которой в настоящее время предоставляют: МТС, ВымпелКом, МегаФон, Tele2, на первое полугодие 2019 года составляющее 260,647 млн. лиц, значительно превышает население страны. Возможно, причиной этого служит её доступность, обеспеченная самыми низкими тарифами во всём мировом информационном пространстве.
Общее количество российских пользователей интернета на 2019 год достигло цифры 109,6 млн. абонентов (уровень проникновения находится на отметке в 76%). Причём абсолютное большинство из них (86%) посещают этот информационный ресурс ежедневно.
Кроме того, согласно данным 2018 года:
Общая финансовая выручка телекоммуникационных компаний составила по итогам года: 1,636 млрд. руб.
Финансы
Финансы на протяжении столетий выполняют функцию платёжной системы в процессе различных взаимоотношений в обществе. Современная финансовая система Российской Федерации включает в себя: госбюджет, разнообразные фонды, систему кредитования, систему страхования и непосредственно финансовые средства. Общая численность работников финансовой сферы превышает 1 млн. человек.
Единую финансовую политику нашей страны при взаимодействии с государственными органами осуществляет Банк России, а непосредственные банковские операции с юридическими и физическими лицами осуществляют коммерческие банки.
Денежной единицей нашего государства является российский рубль – одна из старейших национальных валют в мире. С его помощью выполняются финансовые расчёты в системе товарно-денежных отношений, оплачивается выполненная работа, производятся накопления.
Финансы России к окончанию 2019 года составляют:
Туризм
Россия обладает колоссальным потенциалом для развития туризма, существенная часть которого уже используется.
По данным этого же ведомства, количество россиян, побывавших за границей в том же году, превысило 48 млн. человек. Анализируя места их пребывания, можно с уверенностью констатировать, что значительная часть этого потока ездила отдыхать в тёплые приморские страны.
Понятно, что столь широкий поток приезжающих иностранцев и выезжающих соотечественников составляет одно из важнейших направлений сферы услуг. Согласно информации Росстата в 2018 году количество туристических фирм составляло 13674 единицы, а число реализованных ими турпакетов превысило 4,5 млн. шт. на сумму 303,738 млрд. руб.
Туристическая сфера России всегда может предложить своим клиентам посещение свыше 100 курортов расположенных:
Весьма привлекательными объектами посещения являются: Москва, Санкт-Петербург, Казань, города Золотого кольца России, речные круизы, озеро Байкал и огромное множество интереснейших исторических и географических достопримечательностей нашей страны. Вдобавок, РФ проводит у себя целый ряд крупнейших международных спортивных соревнований, организует множество культурных мероприятий мирового значения.
Социальная сфера
В основном социальная сфера на территории России представлена системой образования и здравоохранения.
16 млн. школьников, 1 млн. учителей, 7 млн. студентов (4 161 700 – в системе вузов, 2 995 800 – в системе среднего профессионального образования) начинали процесс обучения в 2019 году с целью освоения 3,326 трлн. рублей. Количество выпускников в этом же году составило:
Уровень здравоохранения РФ можно оценить по следующим показателям 2019 года:
Основные тенденции развития сферы услуг в России
Развитие сферы услуг в России на данном этапе общественного развития находится под воздействием целого ряда положительных и отрицательных тенденций.
С одной стороны, с началом рыночных реформ, сопровождающихся процессом приватизации, появилась отличная возможность резкого расширения сферы услуг. Что и привело к увеличению количества занятого населения и росту её доли в ВВП.
С другой стороны – первоначальный импульс наткнулся на жесточайшую конкуренцию со стороны ведущих экономических держав ощутивших, появление нового рынка сбыта. Плюс к этому добавилась забюрократизированность самого процесса становления отрасли и отсутствие государственной поддержки должного уровня. Кроме того, значительную роль играет фактор получения инвестиций.
Простой анализ показывает устойчивую динамику роста тех направлений, которые изначально имели хорошую материальную базу, традиционно налаженные связи, высокий уровень потребности и не требовали существенного финансирования. Свой отпечаток на это наложило ранее полученное профессиональное образование и освоенные навыки.
В результате на первые позиции вышли:
Очевидно, что этот первый этап вскоре достигнет стадии насыщения, вследствие некоторого превышения предложения над спросом, конкуренции и нежелания потребителей довольствоваться отсутствием разнообразия и низким качеством обслуживания, усугубляющимся отсутствием каких-либо гарантий.
На смену ему придут новые, более крупные игроки, имеющие значительные возможности для захвата рынка и осуществляющие долговременную политику. Их роль будет заключаться в некоторой стабилизации и налаживании отношений с органами власти, снижении уровня экономических рисков (СРО), а также организации высокой степени специализации и надёжности. Вполне возможно, что это будут первоначальные участники процесса оказания услуг, должным образом интегрированные в оптимальные структуры.
Постепенно к ним добавятся наиболее сильные в экономическом отношении системы, сумевшие объединить в единую интеграционную цепь передовые научные кадры, значительные инвестиции (госзаказы и банковский капитал), а также профессиональный менеджмент и отлично организованный маркетинг. Именно они возьмут на себя миссию оказания высокотехнологичных услуг для ряда фирм и производственных предприятий, с целью создания инновационных технологий, позволяющих занять лидирующие позиции в мировой экономике.