На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.

Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.

Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля краткоРассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».

Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.

События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.

Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).

Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.

. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля краткоНа чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:

1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?

2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?

Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?

3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?

Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.

Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.

Источник

Пусть музыка звучит

воскресенье, 5 июля 2020 г.

Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова «драма». Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.
В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.
Определённая последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, перенести зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.





Великие произведения обогащают ум и душу человека, делают его добрее, отзывчивее, эмоциональнее. Чем полнее вы научитесь воспринимать музыку, постигать её смысл, тем лучше будете понимать себя и других людей, сопереживать им.

Спасибо за работу. До встречи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.

Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!

Образы романсов и песен русских композиторов

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми». Композитор беседует со слушател.

Источник

Урок 02. В музыкальном театре. Опера

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.

ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.

Послушайте увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.

Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.

Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.

В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Домашнее задание:

1. Какие знаменитые театры оперы и балета в России вы знаете?

Выпишите в тетрадь их название и город, в котором они находятся.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творческий проект «Музыкальная драматургия-развитие музыки» Работу выполнила: ученица 7б класса Сокол Валентина <

Цель и задачи: Узнать как можно больше музыкальной драматургии 1.Найти информацию 2.Сделать проект 3.Представить проект классу

Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т. п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля. В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Драматургия, драматический — эти слова образованы от словадрама. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т. п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.

В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.

Номер материала: ДБ-1039166

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Смотреть картинку На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Картинка про На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко. Фото На чем основана драматургия музыкального спектакля кратко

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ СПЕКТАКЛЯ

Музыкальной драматургией называется комплекс му­зыкальных выразительных средств, которые раскрывают идейное содержание спектакля, создают характерные образы действующих лиц, показывают их в драматиче­ских ситуациях, в конфликтных столкновениях и в раз­витии. Основным элементом музыкальной драматургии является музыкальная тема, которая воплощает основные существенные черты художественного образа.

Стр. 17

По своим музыкальным особенностям темы чрезвы­чайно разнообразны, так как зависят от характера во­площенного в них образа.

Музыкальная тема может представлять собой обоб­щенный музыкальный образ действующего лица (или группы персонажей), какой-либо значительной идеи или какого-нибудь понятия.

Музыкальные темы могут давать характеристику не­одушевленных предметов, фигурирующих в спектакле, если они играют существенную роль в развитии действия. Бывают темы, обрисовывающие обстановку действия, создающие своего рода музыкальный, пейзаж, на фоне которого происходит событие.

По ходу действия значительные и наиболее острые драматические ситуации также нередко выделяются особой музыкальной темой.

Важнейшим видом музыкальных тем являются темы, выражающие одну из ведущих идей спектакля. Таковы, например, темы, воплощающие идею патриотизма, темы, создающие обобщенные образы драматических сил, противодействующих в спектакле.

Музыкальные темы, несущие основную идею, довольно часто бывают связаны с образами и музыкальными характеристиками главных действующих лиц — конкрет­ных носителей этих идей.

Музыкальная характеристика может быть выражена любыми вокальными и инструментальными жанрами.

Наиболее часто для создания музыкальных образов и характеристик обращаются к инструментальной или оркестровой музыке. Именно инструментальная музыка способна наиболее выразительно раскрыть главную мысль данной драматической сцены или ее подтекст — мысли и чувства героев, не высказанные в словах и в сценическом действии.

С инструментальной музыкой бывает связано прове­дение или развитие музыкальных тем — воспоминаний и лейтмотивов. Развитие тематического музыкального материала, сопоставление, повторение и видоизменение отдельных тем — средство, при помощи которого можно воплотить драматургическое развитие пьесы.

Простейшим видом музыкально-драматургического развития являются так называемые темы-воспоминания, с помощью которых сцена приобретает большую выра­зительность и глубину, конкретность.

Стр. 18

Своего рода разновидностью служат темы музыкаль­ных ассоциаций, то есть темы, которые вызывают в соз­нании зрителя представление о каком-либо образе, уже знакомом по предыдущим действиям, хотя они не носят характера воспоминаний самого героя. В этом случае отображается или общность мыслей героев, или сходная ситуация, или же просто вызываются* у зрителя воспоми­нания, ассоциации с ранее происшедшим действием.

Большое значение имеют музыкальные темы, которые несколько раз повторяются на протяжении всего спектак­ля, выражая какую-либо определенную идею, чувство или черту характера героя. Такие темы называются лейттемами или лейтмотивами.

Виды лейтмотива довольно разнообразны и зависят от характера воплощаемого образа, от жанровых особен­ностей драматического произведения. Это могут быть неизменяющиеся лейттемы, в основном портреты дейст­вующих лиц, если образ по пьесе статичен и в характере героя больших изменений не происходит. В этом случае лейттемы — это своего рода музыкальные «маски» тех или иных персонажей или звуковых символов отвлечен­ных идей.

Но не всегда лейтмотив остается неизменным, наобо­рот, он развивается, видоизменяется в зависимости от конкретных сценических ситуаций и психологического со­стояния героя в данный момент действия.

Видоизменение лейтмотивов, развитие тем-характеристик называют обычно тематическим развитием. Тематическое развитие является одним из важ­ных элементов музыкального оформления спектакля.

Довольно часто два противоположных стремления, две каких-либо идеи сталкиваются в пьесе. И в этом столкновении обычно заключается основной драматиче­ский конфликт произведения, приводящий к развязке. В этом случае музыка помогает ярко и образно воплотить столкновение противоборствующих сил путем противо­поставления двух резко различающихся по своему харак­теру музыкальных тем, которые воплощают эти противо­положные начала.

Бывает музыкальное оформление спектакля и без лейтмотивов, и далеко не всегда принцип тематического развития применяется широко и является главным. Не­редко композиторы пользуются тематическим развитием в очень ограниченном объеме, либо вовсе от него

Стр. 19

отказываются, предпочитая другие средства музыкальной драматургии.

Наряду с лейтмотивами в музыкальном оформлении спектакля часто применяются лейтритмы, лейтгармоиии, лейттембры, то есть повторяющиеся ритмические рисун­ки, имеющие определенное смысловое значение аккорды или связанные с каким-либо действующим лицом звуча­ния отдельных групп инструментов, приобретающие значение конкретных музыкальных характеристик.

Большую роль в развитии музыкальной драматургии играют выраженные музыкой живописные картины и изображение разбушевавшихся сил природы (буря, гроза, метель и т. д.). Часто они связаны с переживания­ми героев и помогают раскрыть их характеры и чувства.

Разнообразие различных музыкальных форм и жан­ров неисчерпаемо так же, как неисчерпаемы средства му­зыкальной образности. Знание и глубокое понимание всех возможностей музыкальной драматургии дается посте­пенно, вместе со слуховым опытом и знанием музыкаль­ной литературы.

Каждый раз, когда музыка вводится в ткань спектак­ля, необходимо оправдать ее, найти «закон включения» в сценическое действие. Подчиняясь этому закону, она перестает жить как самостоятельный род искусства, становится музыкой драмы.

Предусмотреть заранее эти законные случаи невоз­можно, как невозможны всякие рецепты в творчестве, но одно несомненно: вне этого закона музыка в драматиче­ском спектакле противозаконна.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие различного музыкального разрешения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музы­ки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в раз­личных театрах, музыка приобретает своеобразные осо­бенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.

По способу использования- музыки в драматическом спектакле ее можно подразделить на несколько типовых видов:

Стр. 20

б) музыкальные антракты (вступление к действию или картине);

в) музыкальный финал акта или спектакля;

г) музыкальные номера по ходу сценического действия.

Рассмотрим основные задачи каждого из указанных видов музыки.

Увертюра — в переводе с французского «открытие». Так обозначаются музыкальные вступления к оперным и драматическим спектаклям.

Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и является первым звеном в контакте зрителя со сценой.

Когда-то в давние времена о начале спектакля возве­щали призывные фанфары труб. В дальнейшем в каче­стве увертюры к драматическим произведениям стали использовать оркестровые произведения. В современной постановке нередко в качестве увертюры звучат народ­ные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джа­зовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды.

В увертюре большей частью бывают сконцентрирова­ны основные мысли режиссера и композитора о предстоя­щем спектакле: обычно в нее вложена обобщающая идея драматургического произведения в целом. В некоторых случаях увертюра рассказывает слушателю содержание предстоящего действия или вводит его в общую атмос­феру спектакля, может быть даже ориентируя зрителя в плане предстоящего знакомства с эпохой, социальной средой и т. д. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие в дальнейшей музыке спектакля.

К музыкальному антракту прибегают, когда необхо­димо время для «перестановки декораций или смены картин. Музыка в этом случае большей частью излагает события, которые совершаются между картинами. Эти события зритель не видит, он их должен вообразить сам. Музыка организует направление, в котором должна ра­ботать мысль и фантазия зрителя. Воспринимая «дейст­вие» на слух и не видя внешних его признаков, зритель становится как бы соучастником этого действия, разви­вающегося в музыкальных образах.

Стр. 21

которым кончилось предыдущее действие, и кончается на-* строением, с которого новое действие должно начаться.

Иногда музыка в антракте является увертюрой к следующему действию, и тогда содержание ее состоит только из мотивов, характеризующих это действие, то есть в этом случае музыка связана со спектаклем лишь стилистически.

Если увертюра и музыкальные антракты обычно вво­дят зрителя в предстоящее действие, предуведомляют его о новых образах и мыслях, то так называемые концовки, или музыкальные финалы, могут, наоборот, завершить подобное восприятие, обобщая уже высказанные в спек­такле идеи. Музыка как бы подводит итог мыслям и чув­ствам, выраженным в словах и подтексте драматическо­го представления, закрепляет те серьезные значительные идеи, которые зритель уносит из театра. Музыка в конце спектакля как бы ставит точку, а при наличии увертюры создает симметричное обрамление всего спектакля.

Наиболее многогранна роль музыки, включаемой не­посредственно по ходу сценического действия, в том чис­ле и так называемые вставные номера. Драматургический смысл вставного номера заключается в том, что он за­полняет паузу, предусмотренную режиссерским замыслом в развертывании действия на сцене. Почти все песни, танцы и другие жанрово-определенные музыкальные фрагменты вызывают задержку или замедление действия.

Только что зритель волновался за жизнь героя, интри­га развертывалась с невиданной быстротой. Но все обошлось благополучно, и герой, радуясь победе, запел песню. Действие, по сути дела, остановилось, но это не значит, что оно прервалось. Зритель не только успокаи­вается и отдыхает перед новым драматическим взлетом, но еще глубже проникается определенными чувствами, переживая с героем радость его победы.

Но прежде чем говорить о функциях, которые может выполнять такая музыка в драматическом спектакле, следует познакомиться с двумя понятиями. По способу участия музыки в действии ее разделяют на две основ­ные категории. Прежде всего рассмотрим музыку, звучание которой в данной сцене оправдано самой ситуацией, когда ее либо исполняют действующие лица, либо они слушают и как-то реагируют на нее.

Сюда относятся и те моменты в развитии сценическо­го действия, когда исполнители поют в сопровождении

Стр. 22

музыки или музыка звучит за кулисами, изображая про* исходящее за сценой.

Иными словами, помогая раскрыть внутренний смысл сцены, эта музыка проявляется также и во внешней, то есть видимой, стороне действия.

Эту музыку называют сценической, а также реальной, оправданной, мотивированной, «музыкой по ходу деист-* вия», «от автора» и т. д. Поскольку такая музыка является частью предлагаемых обстоятельств, то условим­ся называть ее сюжетной.

В качестве сюжетной музыки обычно используют так называемые бытовые музыкальные формы — песни, ро­мансы, частушки, танцевальные пьесы, марши и т. д. Но могут использоваться и оригинальные или классические произведения сложных «академических» музыкальных форм, такие, как симфонии, оратории, арии и т. д.

Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении действующих лиц, по радио, с грампластинки, магнитофона, доноситься с предполагаемых по­близости концертной площадки, ресторана и т. д. Приме­ры использования такой музыки можно найти почти в любом спектакле.

Обычно сюжетную музыку в пьесу вводит сам автор, указывая в своих ремарках те места, где она должна зву­чать. В этом случае от режиссера зависит только точная распланировка в спектакле всех музыкальных моментов и определение способа воспроизведения — то ли с фоно­граммы, то ли в «живом» исполнении.

Однако имеется достаточно много пьес, в которых ав­тор не дает указание на введение музыки. Тем не менее режиссер, руководствуясь идеей пьесы, развитием ее действия, образами действующих лиц, имеет право вво­дить музыку самостоятельно внутри действия, а также в качестве вступления к спектаклю, антрактов между актами и картинами, в финале.

Музыка, вводимая в спектакль режиссером, не свя­занная непосредственно с действиями исполнителей, от­носится к другой категории, нежели сюжетная, и отли­чается от нее тем, что звучит не на месте действия, а как бы вне его. Ее источник физически не находится на сцене и не подразумевается где-то рядом. Ее слышит только зритель, действующие лица о ней «не знают». Но эта музыка также теснейшим образом связана со сцениче­ским действием и является его активным элементом. Ее

Стр. 23

главная задача — раскрыть внутренний мир, «подтекст» происходящего.

Такая музыка, связанная с основной мыслью пьесы, становясь как бы невидимым действующим лицом, помо­гает зрителю более глубоко воспринять мысли и образы спектакля, создает насыщенную атмосферу действия.

По роли и независимости от места действия такую музыку называют психологической, раскрывающей, обобщающей, эмоциональной, иллюстративной, фоновой и т. д. Иногда ее называют музыкой от режиссера.

Каждый из этих терминов, широко распространенных в театре, далеко не полностью раскрывает истинную сущность подобной музыки. Так как она «присутствует» в спектакле как бы условно, будем в дальнейшем назы­вать ее условной (хотя и этот термин, надо признать, не совсем удачный).

Вместе с тем существует целый ряд спектаклей, где музыку в сценическом действии нельзя отнести ни к сю­жетной, ни к условной, руководствуясь лишь только ука­занными выше признаками деления. Обычно это музыка, вводимая режиссером для создания эмоционального на­строя какой-либо сцены, тем не менее действующие лица реагируют на нее самым активным образом.

Примером этому может служить инсценировка рома­на А. Фадеева «Разгром» на сцене Театра им. Вл. Мая­ковского. Великолепная музыка А. Николаева убеди­тельно соединилась с пластическим построением всего спектакля: в одних сценах под «условную» музыку пар­тизаны танцуют, в других герои напевают песни, в треть­их музыка организует ритм действия. Подобное музыкальное решение можно встретить и во многих других спектаклях. Причем музыка в этих случаях не вступает в противоречие с реальностью на сцене, а, наоборот, по­могает поверить в данное действие.

Наконец, к этой же условной, театральной музыке можно отнести те песни персонажей спектакля, которые, вырываясь из ткани действия, адресуются непосредст­венно зрительному залу. Подобный пример типичен для музыкальной комедии, мюзикла, водевиля.

Сюжетная музыка, введенная драматургом, обязательна для каждой постановки. Условная музыка, при­влеченная театром ради достижения определенных худо­жественных задач, большей частью соответствует лишь данной постановке данного театра.

Стр. 24

Условной, музыке свойствен подлинный симфонизм как метод обобщения — то высшее качество, которое присуще только музыке и которое подчас незаменимо для передачи глубоких мыслей и сильных чувств.

В качестве условной музыки используются не только фрагменты из сонатно-симфонических произведений, но и произведения камерного характера, музыкальные пье­сы в исполнении небольших, весьма оригинальных по со­ставу ансамблей или даже одного инструмента. Инте­ресное применение находят в качестве условной музыки различные по характеру песни (лирические, революци­онные, народные, песни времен Великой Отечественной войны и др.), романсы, эстрадная и джазовая музыка.

Место звучания условной музыки выбирается в зави­симости от характера сценического действия — за сце­ной, в зрительном зале или непосредственно на сцене.

РОЛЬ СЮЖЕТНОЙ МУЗЫКИ

Стр. 25

эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сце­ны, не вторгаясь непосредственно в драматургическое развитие. В других случаях она поднимается до важней­шего драматургического компонента спектакля.

Самое распространенное назначение сюжетной музы­ки в спектакле — характеристика действующих лиц.

Наиболее наглядно роль музыки в характеристике персонажа пьесы выявляется тогда, когда музыкальная пьеса или отрывок из нее (чаще всего песня) исполняется самим героем. Через музыку герой может выражать не только настроение, но и свои внутренние качества: склонности, черты характера, темперамент, уровень куль­турного развития, национальную, социальную, мораль­ную сущность и т. д. Любая песня, любая инструменталь­ная пьеса и даже короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени неизбежно делается его характеристикой.

В пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет» в первом действии есть сцена, в которой главный герой — хирург Платон Кречет играет на скрипке. Лида, девушка, кото­рую он любит, считает его человеком холодным, почти бездушным, далеким от искусства, не способным на глубокое чувство. И вдруг — скрипка, из которой пальцы хирурга, привыкшего держать в руках скальпель, извле­кают чудесные звуки. Взволнованная Лида видит совер­шенно другого человека. И зритель видит резкую пере­мену в ее отношении к Платону. Музыкальное произве­дение — «Песня без слов» Чайковского, которое испол­няет Кречет, привносит определенные черточки в образ героя.

Герой пьесы Маяковского «Клоп» самовлюбленный обыватель. И пошлый романс, который он напевает, перебирая струны гитары,— это великолепная музыкаль­ная характеристика мещанина-жениха.

Не менее широко используется сюжетная музыка для самохарактеристики группы людей: хоровая песня яркий тому пример. Выразительный смысл в этом случае при­обретает не только мелодия, но и манера исполнения. Подчеркиваются, а подчас и раскрываются те или иные черты человеческой натуры и в характере исполнения музыкального произведения. Так, песенка «Птичка божия не знает», которую исполняют домочадцы властной Вассы Железновой в одноименной пьесе М. Горького, манера исполнения — под аккомпанемент гитары, на

Стр. 26

мотив церковной панихиды — создают вполне определен­ный сатирический образ этих людей.

Помимо этого, в театре издавна существует не менее наглядный прием характеристики — через реакцию дей­ствующего лица на звучащую музыку. Исходя из отно­шения к музыке, можно узнать о многих сторонах чело­веческой натуры: о склонностях, симпатиях, вкусах, настроении.

Музыкальная характеристика, как правило, много­значна. Причем эта многозначность проявляется в трм, что музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а также отношения, возникающие между героями. Примеры характеристики подобного рода мож­но встретить во многих классических и советских пьесах.

Таким образом, одна из возможностей использования сюжетной музыки — характеристика действующих лиц: либо через то, как они играют и что играют, поют, танцуют, либо через то, что и как слушают.

Сюжетная музыка весьма значительную роль играет в характеристике места и времени действия. В этом слу­чае музыка является принадлежностью, атрибутом собы­тия, бытовой или исторической обстановки, ситуации, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи. Основная сущность таких музыкальных номеров заключается в том, что все они являются составной, а иногда неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сель­ской вечеринки — частушки; для ресторана — джазовая или просто развлекательная музыка; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и т. д. и т. п.

Если к тому же в музыке проявляется ее националь­ный характер (в интонациях, ритмах, тембрах), тогда она становится одним из необходимых элементов досто­верности, реальности происходящего на сцене. Сюжетная музыка в качестве национальной характеристики персо­нажей, а также места действия применяется в драмати­ческом спектакле очень широко. Для этого преимущест­венно используют песню. Так, в спектакле «Память сердца», действие которого разворачивается в Киеве, герои поют украинские песни, а в спектакле «Я, бабуш­ка, Илико и Илларион», естественно, звучат грузинские народные песни.

Стр. 27

наделенная еще и этнографическими чертами, указывает более конкретно на место действия. Так, например, протяжные волжские песни в пьесе «Гроза» Островского определяют не вообще русский, но неповторимый колорит Поволжья.

С целью создания характера места действия часто используются различные областные попевки, частушки (владимирские, саратовские и т. д.), а также такие зару­бежные песни, как неаполитанские, тирольские и пр.

Сюжетная музыка может достаточно четко указывать на время действия, воссоздавая эпоху, в которой развер­тываются события.

Так, революционные песни, песни гражданской и Ве­ликой Отечественной войн или музыка, написанная в духе этих песен, как правило, дают точное представление о времени действия. Песни Д. Покрасса, звучащие в спек­такле «Конармия» (Театр им. Евг. Вахтангова), воскре­шают образы эпохи гражданской войны. Песни Дунаев­ского, используемые в спектаклях, передают мировос­приятие нашего народа в предвоенные годы — атмосферу созидания, устремленность в будущее.

С неменьшим успехом музыка способна отобразить историческую эпоху, отдаленную от нас веками, охарак­теризовать различные группы людей, различные со­циальные слои, передать самый дух изображаемого вре­мени.

Так, например, менуэт, гавот, пастораль в комедиях Мольера делают еще более яркими картины жизни фран­цузского общества XVII века.

Старинная песня уральских и яицких казаков, допет­ровская культовая музыка (знаменитый распев), древ­ние колокольные звоны, военные сигналы, марши, застольная музыка — вот пышный «реквизит», помогаю­щий режиссеру воссоздать картину быта эпохи в ее живых интонациях.

Указывая на место и время действия, сюжетная му­зыка в то же время может давать социальную характе­ристику отдельных персонажей или всего общества. Так, крестьянские песни в спектакле «Власть тьмы» (Малый театр) точно характеризуют социальную принадлежность героев драмы Л. Толстого.

Стр. 28

яркость, выразительность, тембральная окраска — играет основную роль.

В «Дяде Ване» атмосфера мягкой грусти, тоски, оди­ночества, переживаемых Соней, подчеркивается звуками гитары, на которой наигрывает Вафля. В «Живом тру­пе» чувство ухода от надоевшей повседневности и угар­ная атмосфера кутежа переданы напевами цыганского хора «Канавела» и «В час роковой».

Создает определенное настроение песня, спетая в кругу друзей за праздничным столом или у костра, в купе поезда или у деревенской околицы. Музыка и осо­бенно песня может подчеркнуть атмосферу сердечности, душевной близости, дружеского расположения.

Значительна роль сюжетной музыки в выявлении драматургического конфликта. Музыка, обостряющая противоречия, а тем более непосредственно участвующая в конфликте, становится самостоятельным драматурги­ческим фактором.

В спектакле «Нашествие» (Театр им. Моссовета), рассказывающего о борьбе советских людей против фа­шистского нашествия, в одной из первых сцен показана картина эвакуации; советские войска оставляют юрод. Все усиливается звук сигнала воздушной тревоги. В доме врача Таланова Анна Николаевна, мать героя спектакля, стоя у фортепиано, одной рукой тихо и нерешительно наигрывает музыкальную фразу. «И дальше, дальше. Там есть место, где врывается ветер и надежда»,—про­сит муж. Тогда она садится к роялю и уже торжественно, громко берет первые ноты. Взволнованные звуки словно выражают протест против насилия, который наполняет души героев.

Стр. 29

окном слышится оглушительный лязг железа, в город, освещенный заревом пожарищ, входят гитлеровцы. Но в памяти зрителей остается торжественная мелодия, славящая духовную чистоту и силу героев, символизирую­щая их готовность к борьбе.

Так сюжетная музыка переросла рамки служебной роли и стала важнейшим драматургическим фактором всей сцены.

Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так жекак и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу сценического действия.

Музыка за сценой может служить и для создания оп­ределенной драматургической композиции спектакля. Так, например, в спектакле «Дорогой цветов» Театр им. Евг. Вахтангова) течение времени сценической жизни глав­ного героя отмечалось игрой на фортепиано, доносившей­ся из-за кулис. В первой сцене за стеной квартиры героя какой-то малыш разучивал гаммы. В следующей сцене уже звучала несложная музыкальная пьеса и наконец в последней сцене виртуозно исполнялся фортепианный концерт. Таким образом, у зрителя создавалось вполне определенное впечатление о протяженности жизни героя.

Иногда сюжетную музыку, звучащую за сценой, ис­пользуют как активное средство для передачи подтекста, второго плана (шарманщик, уличные музыканты, певцы

Стр. 30

и пр.). Музыка в этом случае как бы связывает главное действие с побочным.

В другом случае музыка, возникнув как отображение действия за сценой, используется для перехода этого действия на сцену и тем самым служит толчком для по следующего развертывания сюжетных линий.

Таким образом, сюжетная музыка может:

характеризовать действующих лиц,

указывать на место и время действия,

создавать атмосферу, настроение сценического дей­ствия,

рассказать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции не исчерпывают все много­образие приемов использования сюжетной музыки в дра­матических спектаклях. В последующих разделах мы еще раз вернемся к этому вопросу.

РОЛЬ УСЛОВНОЙ МУЗЫКИ

Ввести условную музыку в спектакль значительно труднее, чем сюжетную. Ее «условность» может войти в противоречие с реальностью показываемой на сцене жизни. Поэтому условная музыка всегда требует убеди­тельного внутреннего оправдания. Вместе с тем вырази­тельные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестро­вые, а также вокально-хоровые формы.

И именно обращение к условной музыке в спектакле дает возможность широко использовать тематический музыкальный материал.

Наиболее часто условная музыка применяется для создания «атмосферы действия», его эмоционального фона.

В спектакле «Маскарад» (Театр им. Моссовета) в сце­не отравления Нины преобладают зловещие темные то­на, образующие фон действия. Здесь мало света: чуть мерцают свечи в люстрах и на стенных бра; откуда-то издалека льются мелодические звуки вальса, эти звуки приближаются, нарастают, и вот они заливают сцену, перекатываются в зрительный зал, создавая атмосферу глубокого трагизма. Так режиссер и композитор передают замысел Лермонтова и помогают раскрытию образов Нины и Арбенина.

Стр. 31

Музыка может заставить зрителя почувствовать на пряжеииую атмосферу перед наступлением неприятеля, с тревогой наблюдать за ходом операции, без слов понять трагическое известие, полученное героем, и т. д. и т. п.

В спектакле «Русские люди» (Театр им. Моссовета) у порога дома Марии Петровны Сазоновой умирает не­известный солдат, музыка, сопровождающая эту сцену, передает не только трагизм данного эпизода, в ней слы­шится стон всей русской земли, принимающей своего верного сына. Музыка, создавая атмосферу действия, раскрывает чувства героев, склонившихся над мертвым товарищем.

Наиболее часто условная музыка звучит в лирических сценах разнообразного характера. Прощание сына с ма­терью перед отъездом в дальнюю экспедицию, встреча влюбленных после разлуки, беседа старых боевых дру­зей, вспоминающих молодость, и т. д. Во всех этих эпизо­дах музыка помогает создать нужное настроение.

На сцене — купе поезда. На стройки Сибири едут разные люди, с разными судьбами, и среди них молодой парень, герой спектакля «В дороге» (Театр им. Моссо­вета). Музыка здесь полна романтичной взволнозанности, органично сочетается с изобразительностью шумов (стремительный перестук колес вагонов). Напряженность ритмической пульсации музыки дополняют мелькающие за окном поезда фонари. Так рождается эмоциональный образ, воплощающий беспокойные мысли героя. Подоб­ные примеры можно встретить почти в любом спек­такле.

Нередко музыкальное сопровождение может настоль­ко стушеваться, что зритель забывает о нем, и в то же время такая музыка создает эмоциональную атмосферу, которая делает зрителя более восприимчивым к внутрен­нему значению образов, к выразительной силе сцены в целом. Иногда бывает и так, что истинное настроение всего действия не выражается ни словом, ни поступками действующих лиц, но тем не менее это настроение очень точно может быть передано условной музыкой.

Ярким примером этому может служить спектакль «Ромео и Джульетта» (Московский драматический театр на М. Бронной). Музыка здесь не подчиняется слову, она равноправна с ним, она не иллюстрирует явное, а пока­зывает скрытое и сокровенное — стихию духовного мира героев. Именно музыка позволяет зрителю «заглянуть»

Стр. 32

в глубину бушующих страстей героев «повести печаль­ной».

Условная музыка в состоянии передать не только атмосферу локального события или конкретной обста­новки, но и ощущение больших исторических свершений.

Условная музыка может проявлять себя и более ак­тивно и «направленно», чем если бы она создавала толь­ко общий эмоциональный фон. Когда идет взволнованная сцена, построенная на диалоге, реплики передают только часть того, о чем думают герои. Музыка же обнажает глубину их переживаний, усиливает внутреннее действие.

Драматический разговор Сальери и Моцарта в одновременном спектакле Театра им. Евг. Вахтангова идет на волнующем музыкальном фоне поющего хора, который исполняет с закрытыми ртами знаменитый хор «Лакримозо» из «Реквиема» Моцарта.

В спектакле «Юстина» (ЦТСА) героиня, решив на­всегда уйти из родного дома, в последний раз перебирает знакомые вещи. Вот она прижала к уху морскую рако­вину, и звуки словно изнутри льющейся музыки властно напоминают ей о задавленном и отогнанном от сердца чувстве. В другой картине этого же спектакля главный горой, когда-то бежавший из тесного для него Кармалахти, на склоне лет вернулся снова искать здесь покоя. Встав на пороге дома, герой «мысленно» обходит знако­мые ему с детства комнаты. Вертящаяся сцена зрительно иллюстрирует эти воспоминания, а музыка картинно рассказывает, напоминает, спрашивает, воскрешая забытое.

Условная музыка, так же как и сюжетная, может характеризовать действующих лиц. Обычно это выражается через музыкальные темы, связанные с персонажами.

Через весь спектакль «Отелло» (Театр им. Моссовета)

Стр. 33

проходят темы музыкальных характеристик главных персонажей. Вот Отелло задумался, его мысли обращены к Дездемоне. И словно в ответ, всплывает нежная мело­дия — лейтмотив Дездемоны, напоминая о ее безупреч­ной духовной чистоте. На сцене Яго — обдумывает свои коварные планы. Визгливая, торопливая музыка как бы подхватывает, развивает его мысли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *