На чем основана работа по физическому воспитанию в учебных заведениях всех уровней

На чем основана работа по физическому воспитанию в учебных заведениях всех уровней

2.1. Физическое воспитание и спорт в вузе

2.1.1. Цель и задачи физического воспитания студентов в вузе

Цель физического воспитания является тем исходным положением, которое в полном объеме определяет его направленность и содержание. Ее сущность должна исходить из объективных потребностей личности и общества.

В высшем учебном заведении процесс физического воспитания должен строиться так, чтобы студент как субъект социальных отношений являлся его центральной фигурой.

Исходя из этого положения, содержание занятий должно отвечать интересам, мотивам и потребностям молодых людей, их представлениям об идеале физически современной личности. Идеал становится действенным мотивом, когда его достижение является одной из жизненно-важных целей личности. На основе идеала под влиянием педагогических воздействий, учебных требований, других социальных отношений формируется установка индивида на физкультурно-спортивную деятельность по его достижению.

В свою очередь, успешность физкультурно-спортивной деятельности определяется уровнем физической культуры личности, который в совокупности характеризуется определенным уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленности, сформированностью интересов, мотивов, потребностей и ценностных ориентаций.

Исходя из вышеизложенного, цель физического воспитания в вузе можно определить как процесс формирования физической культуры личности студента.

Для определения задач физического воспитания студентов необходимо определить конкретные характеристики студенческого уровня физической культуры личности. Уровень физической культуры личности студента характеризуется следующими показателями:

— эмоционально-ценностной значимостью и убежденностью в необходимости практического использования физической культуры и спорта для всестороннего и гармоничного развития личности, готовностью к полноценной реализации их возможностей для формирования социально и профессионально значимых личностных качеств;

— фундаментальностью знаний по физической культуре, позволяющими оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, правилами использования физических упражнений, формирующих научное и практическое мышление выпускников высшей школы; умением ставить и решать творческие задачи при выполнении производственной, организационно-управленческой и воспитательной работы средствами физической культуры;

— практическим владением умениями и навыками физического совершенствования и использованием их в повседневной жизни, при выполнении воинского долга; умением методически правильно организовать здоровы образ жизни, владением методикой самостоятельной спортивной и профессионально-прикладной подготовки; умением использовать средства физической культуры для реабилитации после перенесенных заболеваний или высоких нервно-эмоциональных нагрузок; творческим внедрением физической культуры в трудовую и воспитательную деятельность производственного коллектива, в семейную жизнь.

Исходя из этих показателей, цель физического воспитания студентов конкретизуется следующими задачами, обеспечивающими достижение необходимого уровня физической культуры:

— формирование у студента индивидуального идеала физически современной личности;

— формирование мотивов, необходимых для физического совершенствования и самосовершенствования;

— создание у студентов системного комплекса знаний теоретических основ и практических навыков для реализации их потребностей в двигательной активности в быту, семье, производстве и рациональной организации свободного времени с творческим освоением всех ценностей физической культуры, как компонента общей культуры будущего высококвалифицированного специалиста;

— обеспечение разносторонней физической подготовленности студентов и освоение ими одного из видов физкультурно-спортивной деятельности;

— содействие оптимальному физическому развитию студентов;

— снижение отрицательного воздействия напряженного режима обучения в вузе, повышение умственной работоспособности средствами физической культуры;

— обеспечение необходимого уровня профессионально-прикладной физической подготовленности с учетом будущей профессии;

— формирование фонда профессионально-прикладных умений и навыков;

— сохранение и укрепление здоровья студентов средствами физической культуры, формирование навыков и потребностей в здоровом образе жизни; снижение заболеваемости;

— освоение студентами теоретических знаний в области современных специальных технологий теории и методики физической культуры;

— формирование гигиенических умений и навыков.

2.1.2. Система физического воспитания в вузе

Задачи физического воспитания студентов решаются различными формами организации учебных и внеучебных занятий, которые в вузе представлены в системе, взаимосвязаны между собой и имеют преемственность.

Система физического воспитания в вузе представлена на рис. 1. Как показано на рисунке 1, общее руководство процессом физического воспитания студентов осуществляет ректорат. Непосредственно учебный процесс в различных его формах организует и проводит кафедра физического воспитания и спорта, а также осуществляет и проводит внеучебные формы занятий физической культурой в тесном взаимодействии со спортивным клубом и профкомом студентов.

Основной, базовой формой организации учебного процесса являются обязательные занятия по физическому воспитанию, проводимые в основном, специальном и спортивном учебных отделениях.

Организация учебных отделений проводится в начале учебного года и начинается с анализа состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, их спортивной квалификации и физкультурных интересов.

Основное отделение составляют студенты основной и подготовительной медицинских групп. Учебные занятия в этих группах имеют ярко выраженную оздоровительно-рекреативную и общефизическую направленность. Основными задачами учебного процесса являются оздоровление, рекреация, переключение студентов на другой вид деятельности. Однако не менее важны для студентов, имеющих низкий уровень физической подготовленности, задачи общей физической подготовленности и образовательно-воспитательные.

На чем основана работа по физическому воспитанию в учебных заведениях всех уровней. Смотреть фото На чем основана работа по физическому воспитанию в учебных заведениях всех уровней. Смотреть картинку На чем основана работа по физическому воспитанию в учебных заведениях всех уровней. Картинка про На чем основана работа по физическому воспитанию в учебных заведениях всех уровней. Фото На чем основана работа по физическому воспитанию в учебных заведениях всех уровней

Рис. 1. Система физического воспитания в вузе

Для решения этих задач используются общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с отягощениями собственного веса тела, в парах, с дополнительными отягощениями. В группах с недостаточным уровнем физической подготовленности полезны упражнения для развития координационных способностей. Эффективны упражнения для развития силы и силовой выносливости, гибкости. Для этого применяются упражнения на гимнастической скамейке, гимнастической стенке, параллельных и разновысоких брусьях, на низкой и высокой перекладинах, различных тренажерах.

Ощутимый оздоровительный эффект дает развитие общей выносливости как базового физического качества. С этой целью применяются оздоровительный бег, ходьба, подвижные и спортивные игры. Для развития скоростных и скоростно-силовых способностей полезны различные виды прыжковых упражнений, ускорения и др.

Занятия в группах общефизической подготовки основного отделения отличаются комплексным характером и имеют ярко выраженную трехчастную структуру, представляющую собой подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительную часть занятия включаются комплексы общеразвивающих упражнений, имеющих цель подготовку организма к основной ее части. Для основной части комплексного занятия характерно использование широкого круга упражнений из различных видов спорта. Наиболее рационально такое построение основной части занятия, при котором вначале решаются задачи и их совершенствование, затем воспитание физических качеств. Причем, вначале решаются задачи воспитания координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей, затем силовых. Упражнения для развития выносливости выполняются в последнюю очередь. При такой последовательности на одном занятии для обучения и совершенствования движений, комплексного воспитания физических качеств создаются более благоприятные условия, чем при любой другой. Для развития физических качеств могут быть использованы подвижные и спортивные игры, средства легкой атлетики, атлетической и ритмической гимнастик, лыжного спорта и других.

В заключительной части занятия применяются упражнения на расслабление, определяется содержание домашних заданий.

В начале учебного года и в конце семестров студенты групп ОФП основного отделения сдают нормативы по общефизической подготовке.

В комплекс зачетных требований, кроме контрольных нормативов по общефизической подготовке, включаются требования по знанию теоретического раздела, освоению необходимого объема двигательных действий, методических умений и навыков, участию в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Одной из разновидностей основного отделения являются учебные группы специализации по видам спорта. Содержание занятий в этих группах базируется на материале одного из видов спорта, который выбирается по желанию студента. Как правило, в такие группы зачисляют студентов старших курсов. Основными задачами занятий являются освоение и совершенствование техники избранного вида спорта, общефизическая подготовка. В зимний семестр студенты этих групп сдают учебные нормативы с учетом специфики избранного вида спорта.

В специальное учебное отделение зачисляют студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенные вследствие этого к специальной медицинской группе. Эти студенты ослаблены физически, у них понижена сопротивляемость организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды. В связи с этим главной целью учебного процесса в специальном отделении является оздоровление студентов. Эта цель является определяющей, относительно которой формируются задачи физического воспитания.

Учебные группы в этом отделении комплектуются с учетом характера и тяжести заболеваний. Все разнообразие заболеваний, последствий травм и анатомических дефектов позволяет объединить всех больных в 3 большие группы, с условным обозначением «А», «Б», «В».

В группу А включаются студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хроническими воспалительными процессами в почках, болезнями веществ и эндокринных желез и др.

Группа Б объединяет заболевания органов брюшной полости и малого таза.

В группе В – заболевания связаны со значительной деформацией опорно-двигательного аппарата и снижением двигательной функции.

Спортивное отделение в вузе ставит задачей подготовку студентов-спортсменов для участия в соревнованиях различного ранга. Для этого при кафедре физического воспитания и спорта организуются группы спортивного совершенствования. В эти группы зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной квалификации по виду спорта, имеющие необходимый уровень физического развития и физической подготовленности, спортивный разряд и желающие заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе.

Количество учебных групп спортивного совершенствования определяются кафедрой физического воспитания и спорта с учетом материально-технической базы, контингента студентов и тренерско-преподавательского состава. Занятия проводятся, как правило, в вечернее время в виде тренировочного процесса. Зачетные нормативы для групп спортивного совершенствования устанавливаются согласно программам ДЮСШ по видам спорта для соответствующей квалификации учебной группы.

Студенты групп спортивного совершенствования, имеющие высокий уровень спортивной подготовленности, могут быть переведены на индивидуальный график обучения с выполнением программных и зачетных требований в установленные сроки.

Наиболее подготовленные студенты-спортсмены, имеющие спортивную квалификацию не ниже 1-го спортивного разряда, могут быть зачислены в группы межвузовской кафедры спортивного совершенствования.

Студентам предоставляется право выбора вида спорта с учетом их интересов и способностей.

Из одной учебной группы (основной, спортсовершенствования) в другую студенты могут быть переведены по решению кафедры физического воспитания и спорта после окончания учебного года или семестра.

В специально-медицинские группы студенты переводятся в любое время года при появлении заболевания.

2.1.3. Формы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе

Помимо обязательных занятий по физическому воспитанию, предусмотренных учебными планами факультетов, важную роль в оздоровлении студентов, повышении их физического статуса играют различные формы физкультурно-спортивной и оздоровительно-массовой работы в вузе.

К таким формам относят: утреннюю гигиеническую гимнастику, физические упражнения в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеучебное время, внутрифакультетские, внутривузовские и межвузовские спортивные соревнования, занятия в оздоровительных группах, спортивных секциях и клубах, работа студенческих спортивно-оздоровительных лагерей, оздоровительный и спортивный туризм и др.

Различные формы физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий являются действенным методом приобщения студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников к физической культуре, создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и потребностей занимающихся. Доступность этих мероприятий обеспечивается благодаря специальному подбору состязательных упражнений, элементов видов спорта или вида спорта в целом, дистанций определенной сложности и протяженности, веса используемых снарядов, количества интенсивности выполняемых упражнений.

В зависимости от направленности массовые физкультурно-спортивные мероприятия подразделяются на агитационно-пропагандистские, учебно-тренировочные и спортивные соревнования.

Агитационно-пропагандистские мероприятия имеют своей целью привлечения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышения уровня их физкультурных знаний. Они проводятся в форме показательных соревнований, конкурсов, блицтурниров и открытых соревнований, в которых могут принять участие все желающие.

Учебно-тренировочные мероприятия проводятся с занимающимися в физкультурно-оздоровительных группах. Их задача – сделать занятия более эффективными, повысить их эмоциональность, стимулировать повышение уровня физической подготовленности студентов. К этому виду относятся соревнования по упрощенным правилам, подвижные игры, спортландии, состязания на дорожке здоровья и др.

Спортивные соревнования проводятся по видам спорта в соответствии с правилами соревнований с целью достижения нормированных и наивысших спортивных результатов. К участию в них допускаются студенты, занимающиеся в спортивных секциях, а также лица при условии необходимой физической и технической подготовленности.

Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе. По характеру зачета и определению результатов все соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.

По форме проведения они могут быть открытыми и закрытыми, очными и заочными, одноразовыми и традиционными, однодневными и многодневными, официальными и товарищескими, классификационными. В то же время, эти формы могут использоваться в сочетании.

Выбор видов спорта, по которым организуются и проводятся спортивные соревнования в вузе, определяются несколькими факторами. В первую очередь, это учет интересов и потребностей студентов; спортивной специализации преподавателей; материально-технических возможностей кафедры физического воспитания и спорта, спортивных традиций вуза.

Основными направлениями физкультурно-массовой работы среди студентов являются: гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное.

Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитий, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послебрачного восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и др.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет. Средствами подготовки по этому направлению являются: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорта, туризм, игры и др.

Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.

Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Организацию и проведение всех форм физкультурно-спортивных и оздоровительно-массовых мероприятий в вузе осуществляет спортивный клуб совместно с кафедрой физического воспитания и спорта.

Источник

Особенности методики физического воспитания студентов в учебных отделениях

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе в начале учебного года на основании ряда объективных показателей распределяются в три учебных отделения: основное, специальное и спортивное.

Каждое отделение имеет определенные особенности комплектования, а также содержание и целевую направленность занятий. Существуют две группы критериев для распределения студентов по отделениям:

1. Результаты медицинского обследования (при поступлении в вуз, а также на каждом курсе в начале учебного года). После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья и физического развития студента и зачисляет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

2. Уровень физической и спортивно-технической подготовленности. Он определяется преподавателями физического воспитания на первых занятиях на основе контрольных тестов и некоторых нормативов вузовской программы по физическому воспитанию. Учитываются также результаты собеседования, позволяющие выявить интересы и желания студента.

На основе этих критериев каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания.

Основное отделение. В это отделение зачисляются все практически здоровые студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.

Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП. Кроме того, студенты совершенствуются в профессионально-прикладной физической подготовке.

Занятия носят преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по частоте сердечных сокращений колеблется в пределах 130-160 ударов в минуту. В методике проведения занятий важное значение приобретает реализация принципа доступности и постепенного повышения требований. Предпочтение отдается средствам, обеспечивающим всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Акценты делаются на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности как базы для развития всех остальных физических качеств. Внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности.

В зависимости от уровня физической и технической подготовленности студентов внутри отделения выделяются группы по 12-15 человек на 1 преподавателя. Такая насыщенность дает возможность преподавателю уделять достаточное внимание индивидуальному подходу при дозировании физической нагрузки и ведении воспитательной работы, что в целом будет способствовать решению поставленных задач.

При проведении учебного процесса преподаватели в полной мере руководствуются как общими, так и методическими принципами, применяя преимущественно строго регламентированные, а также игровые методы.

Студенты, успешно выполняющие программные и нормативные требования, могут по желанию переводиться в отделение спортивного совершенствования.

Специальное отделение комплектуется из студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (специальная медицинская группа). Учебная группа (от 8 до 10 человек на 1 преподавателя) формируется обязательно с учетом, прежде всего, характера заболевания, а также физических возможностей и половой принадлежности студентов.

Само содержание учебного процесса по физическому воспитанию в этом отделении имеет некоторую специфику и акцентировано на решение следующих задач:

— укрепление здоровья и закаливание организма;

— повышение уровня общей физической работоспособности;

— возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии или ликвидация остаточных явлений после заболеваний;

— приобретение необходимых и допустимых (с учетом заболеваний) профессиональноприкладных двигательных умений и навыков.

Таким образом, направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер. По мере возможности следует также решать задачи, связанные с выполнением общевузовской программы по физическому воспитанию. Студенты отделения занимаются физической культурой в обязательном порядке на протяжении всех лет обучения в вузе в объеме 4 часа в неделю (допустимо 4 раза по 1 часу).

Согласно научно обоснованным рекомендациям в вузовской практике, студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы — «А», «Б», «В» и лечебную.

В группу «А» включаются студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Отсюда основным содержанием занятий являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые ходьба, легкий бег, плавание, передвижение на лыжах и тому подобные виды, позволяющие поддерживать и совершенствовать аэробные возможности человека.

Группа «Б» формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. Соответственно широко используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

В группу «В» входят студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата. Поэтому здесь преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упражнения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам. Как правило, занятие ведет специалист по лечебной физической культуре, имеющий дополнительное медицинское образование. Студенты осваивают на занятиях доступные им разделы учебной программы.

Таким образом, практически во всех четырех группах специального отделения основными средствами выступают гимнастические упражнения, строго дозируемые ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, возможны подвижные и отчасти спортивные игры (в зависимости от характера врачебных ограничений). Широко используются комплексы дыхательных и корригирующих упражнений для устранения морфофункциональных отклонений. Все студенты углубленно изучают теоретические аспекты медицинского характера, а также приобретают умения самоконтроля.

В методическом плане физическая нагрузка во всех группах строго и индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная плотность невысока, отдых между порциями нагрузки должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

В отделении осуществляется углубленный врачебно-педагогический контроль не менее трех раз в год. Студенты, имеющие заболевания обратимого характера, восстановившие здоровье и получившие достаточную физическую подготовку, переводятся в основное отделение.

Отделение спортивного совершенствования формируется из спортсменов-разрядников и студентов с хорошей общей физической подготовленностью. Учебные группы (численностью от 6 до 15 человек) комплектуются по видам спорта, половой принадлежности и спортивному разряду. Объем учебных часов также зависит от уровня спортивной квалификации и колеблется от 6 часов (для новичков, III и II разрядов) до 12 часов (для мастеров спорта). Перворазрядники и кандидаты в мастера спорта занимаются по 8 часов в неделю.

Учебно-тренировочные занятия направлены на совершенствование спортивного мастерства на основе всесторонней общей физической подготовки в объеме требований вузовской программы и соответствующей спортивной классификации. Кроме того, занятия ориентированы на достижение достаточной профессионально-прикладной физической подготовленности.

Вследствие этого спортивные занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки, таких, как цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки и др. С учетом двухсеместрового режима работы вузов тренировочный процесс планируется в форме полугодичных или сдвоенных циклов таким образом, чтобы повышенные нагрузки и ответственные соревнования не совпадали с периодами экзаменационных сессий.

Для студентов высших спортивных разрядов могут быть предусмотрены индивидуальные графики выполнения вузовской программы. В этих графиках возможны соответствующие разрешения для выезда на тренировочные сборы, крупные внутренние и международные соревнования, а также академические отпуска. Для студентов-спортсменов высших разрядов могут быть предусмотрены льготы, позволяющие им тренироваться по планам подготовки соответствующих команд с учетом российского и международного календаря соревнований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *